содержание и особенности процесса образования и обучения педагогический аспект

Педагогический аспект процесса обучения

Личностный аспект процесса обучения.

Реальные обучаемый и преподаватель выбирают подходящие им способы и средства обучения или приспосабливаются к существующим способам и средствам обучения.

Процессуально-психологический аспект процесса обучения.

Данный аспект обучения связан с ответами на следующие вопросы: в чем заключается учение? Какие процессы при этом происходят? На современном этапе развития педагогической психологии предполагается, что учение включает две основные процедуры, соответствующие категориям «рождаться» или «совершенствоваться».

Отработка знаний и умений осуществляется в действиях воспроизведения или применения знаний, поэтапно или непоэтапно, произвольно или непроизвольно, опосредованно или непосредственно; в каждом из названных случаев работает соответствующий механизм памяти.

Уяснение описывается различными терминами: восприятие, осмысление, понимание, усмотрение, схватывание, представление, получение, изучение, приобретение, порождение знаний.

Синонимами термина «отработка» служат следующие: закрепление, овладение, интериоризация (переход внутрь), выучивание, запоминание, тренировка, тренаж, практика, совершенствование.

С уяснением и обработкой знаний и умений непосредственно связана процедура контроля: контроль уяснения знаний, контроль обработки знаний и умений, в том числе контроль конечного уровня обученности, контроль исходного уровня обученности, т.е. готовности к началу обучения. Контроль обеспечивается психологически волевыми процессами.

Такая процедура, как мотивация, формирует интерес обучаемого к предмету, побуждает его к учению. Формирование мотивации связано с эмоциональными процессами.

Педагогический аспект процесса обучения.

Этот аспект связан с выбором и созданием разработчиком курса методов, форм и средств обучения.

Формы обучения определяются как виды занятий, организуемые с учетом количества обучаемых, отводимого времени, характера помещений и оборудования; и подразделяются на индивидуальные, групповые, поточные, аудиторные и внеаудиторные: лекции, семинары, практические и лабораторные занятия и т.п..

Администрация учебного заведения организует процесс обучения и контролирует его конкретные формы. Разработчик учебного курса выбирает подходящие формы для воплощения методов обучения в тех реальных условиях, на которые можно рассчитывать, например наличие (отсутствие) в среднем учебном заведении необходимого станочного оборудования. Каждая учебная процедура реализуется в типичных формах. Для осуществления каких-либо особо сложных учебных процедур можно предложить новые, оригинальные формы занятий или комбинировать известные.

При разработке учебного курса предлагается использовать в качестве основы такие учебные процедуры, как уяснение и отработка знаний и умений (дополнительно включить процедуры контроля: исходный, конечный и контроль уяснения), а если надо, и процедуру мотивации (ее обычно рассматривают в случае вводной и особо трудной темы). Для каждой процедуры выбираются и разрабатываются методы, формы и средства обучения.

Таблица 1. Три аспекта обучения.

Аспект процесса обученияК О М П О Н Е Н Т Ы
ЛичностныйСтудентыПреподаватели
Процессуально-пси- хологический учебные процедуры: их механизмы психические процессы, их обеспечивающиеМотивация ЭмоцииУяснение МышлениеОтработка ПамятьКонтроль Воля
Педагогический: методы обучения формы обучения средства обученияМетоды мотивации Виды занятий, посвященные мотивации Средства мотивацииМетоды объяснения Виды занятий, посвященные объяснению Средства объясненияМетоды отработки Виды занятий, посвященные отработке. Средства отработкиМетоды контроля Виды занятий, посвященные контролю Средства контроля.

Посттест.

1. Выберите для каждой учебной процедуры соответствующий психический процесс.

У ч е б н ы е п р о ц е д у р ы: П с и х и ч е с к и е п р о ц е с с ы:

1). контроль; а). внимание;

2). мотивация; б). воля;

3). отработка; в). мышление;

4). уяснение; г). память;

2. Подберите терминологические соответствия:

1). педагогический аспект а). вид занятий,

2). уяснение, б). учебная процедура,

3). мышление, в). психический процесс,

4). форма обучения. г). методы, средства, формы

3). Оцените каждое суждение как истинное или ложное:

А. Педагогический аспект процесса обучения отличается от психологического тем, что создается по воле проектировщика.

Д. Заочное обучение и сдача экзаменов экстерном показывает, что обучаемый во всех случаях должен пройти свой путь, в то время как работа преподавателя может быть сильно сокращена.

З. Уяснение и отработку знаний и умений можно считать главными учебными процедурами, так как в них рождаются знания и умения, а мотивация и контроль являются подготовительными или сопровождающими, но создают для этого необходимые условия.

И. Процедуры уяснения и отработки различаются условно, так как в действительности они переплетены в едином процессе усвоения знаний и умений.

К. При прочих равных условиях (стоимость обучения, социальные «правила игры» между преподавателями и обучаемыми) психологические закономерности обучения не используют потому, что их просто не знают.

Источник

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

15. Содержание образования, его концепции, особенности.

Источниками формирования содержания образования является культура или социальный опыт. Содержание образования состоит из четырех основных структурных элементов:

1) опыт познавательной деятельности, фиксируемый в форме способов осуществления – знаний;

2) опыт репродуктивной деятельности, который фиксируется в форме способов ее осуществления – умения и навыков;

3) опыт творческой деятельности – в форме проблемных ситуаций;

4) опыт эмоционально-ценностных отношений.

Сущность содержания образования и его исторический характер

Одним из основных средств развития личности и формирования ее базовой культуры выступает содержание образования. В традиционной педагогике содержание образование определяется как «совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровне развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы» (Педагогический словарь, 1960). Это так называемый знаниево-ориентированный подход к определению сущности содержания образования.

В последнее десятилетие в образовании все более утверждается личностно-ориентированный подход к выявлению сущности содержания образования. Этот по, ход нашел отражение в работах И.Я.Лернера и М.Н.Скаткин В.С.Леднева, Б.М.Бим-Бада и А. В. Петровского.

При личностно-ориентированном подходе к определению сущности содержания образования абсолютной ценности являются не отчужденные от личности знания, а сам человек. Обеспечивает свободу выбора содержания образования с целью удовлетворения образовательных, духовных, культурных и жизненных потребностей личности, гуманное отношение к развивающейся личности.

Концепции организации содержания образования:

Приверженцами материального образования были многие известные педагоги XIX в. Энциклопедическая модель была принята в большинстве престижных учебных заведений Европы, в частности в российских классических гимназиях. Имеет и недостатки. Это слабая связь между курсами, переполненными учебным материалом, не всегда нужным для развития учащихся. В этих условиях учитель вынужден торопливо, нередко поверхностно преподавать предмет.

2. Сторонники дидактического формализма (Локк, Песталоцци, Кант, Гербарт) ставили целью не столько овладение учениками фактическими знаниями, сколько развитие их ума, их способностей к анализу, синтезу, логическому мышлению, а лучшим средством для этого считали изучение греческого и латинского языков, математики, но недооценивали значение гуманитарных наук.

3. Дидактический утилитаризм (Д. Дьюи, Г. Кершенштейнер и др.) исходит из приоритета индивидуальной и общественной деятельности ученика. Он должен заниматься теми видами деятельности, которые позволили цивилизации выйти на современный уровень. Поэтому внимание нужно сконцентрировать на занятиях конструктивного характера.

Требования: по мнению И.Я. Лернера, в содержании образования должны быть следующие компоненты : система научных знаний, способы деятельности в типовых ситуациях, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально ценностного отношения к миру.

Источник

Педагогический аспект процесса обучения.

содержание и особенности процесса образования и обучения педагогический аспект. Смотреть фото содержание и особенности процесса образования и обучения педагогический аспект. Смотреть картинку содержание и особенности процесса образования и обучения педагогический аспект. Картинка про содержание и особенности процесса образования и обучения педагогический аспект. Фото содержание и особенности процесса образования и обучения педагогический аспект содержание и особенности процесса образования и обучения педагогический аспект. Смотреть фото содержание и особенности процесса образования и обучения педагогический аспект. Смотреть картинку содержание и особенности процесса образования и обучения педагогический аспект. Картинка про содержание и особенности процесса образования и обучения педагогический аспект. Фото содержание и особенности процесса образования и обучения педагогический аспект содержание и особенности процесса образования и обучения педагогический аспект. Смотреть фото содержание и особенности процесса образования и обучения педагогический аспект. Смотреть картинку содержание и особенности процесса образования и обучения педагогический аспект. Картинка про содержание и особенности процесса образования и обучения педагогический аспект. Фото содержание и особенности процесса образования и обучения педагогический аспект содержание и особенности процесса образования и обучения педагогический аспект. Смотреть фото содержание и особенности процесса образования и обучения педагогический аспект. Смотреть картинку содержание и особенности процесса образования и обучения педагогический аспект. Картинка про содержание и особенности процесса образования и обучения педагогический аспект. Фото содержание и особенности процесса образования и обучения педагогический аспект

содержание и особенности процесса образования и обучения педагогический аспект. Смотреть фото содержание и особенности процесса образования и обучения педагогический аспект. Смотреть картинку содержание и особенности процесса образования и обучения педагогический аспект. Картинка про содержание и особенности процесса образования и обучения педагогический аспект. Фото содержание и особенности процесса образования и обучения педагогический аспект

содержание и особенности процесса образования и обучения педагогический аспект. Смотреть фото содержание и особенности процесса образования и обучения педагогический аспект. Смотреть картинку содержание и особенности процесса образования и обучения педагогический аспект. Картинка про содержание и особенности процесса образования и обучения педагогический аспект. Фото содержание и особенности процесса образования и обучения педагогический аспект

Этот аспект связан с выбором и созданием разработчиком курса методов, форм и средств обучения.

Формы обучения определяются как виды занятий, организуемые с учетом количества обучаемых, отводимого времени, характера помещений и оборудования; и подразделяются на индивидуальные, групповые, поточные, аудиторные и внеаудиторные: лекции, семинары, практические и лабораторные занятия и т.п..

Администрация учебного заведения организует процесс обучения и контролирует его конкретные формы. Разработчик учебного курса выбирает подходящие формы для воплощения методов обучения в тех реальных условиях, на которые можно рассчитывать, например наличие (отсутствие) в среднем учебном заведении необходимого станочного оборудования. Каждая учебная процедура реализуется в типичных формах. Для осуществления каких-либо особо сложных учебных процедур можно предложить новые, оригинальные формы занятий или комбинировать известные.

При разработке учебного курса предлагается использовать в качестве основы такие учебные процедуры, как уяснение и отработка знаний и умений (дополнительно включить процедуры контроля: исходный, конечный и контроль уяснения), а если надо, и процедуру мотивации (ее обычно рассматривают в случае вводной и особо трудной темы). Для каждой процедуры выбираются и разрабатываются методы, формы и средства обучения.

Источник

Содержание и особенности процесса образования и обучения педагогический аспект

Автор: ООО «Издательская Группа «Основа»

Организация: ООО «Издательская Группа «Основа»

Населенный пункт: г. Москва

1. Педагогика как наука о воспитании и обучении.

2. Дидактика: теория обучения и образования.

3. Обучение и воспитание: понятие и специфика.

1. Педагогика как наука о воспитании и обучении.

Среди многих наук, занимающихся изучением человека, существует наука, которая исследует становление, развитие, воспитание человека, формирование его как личности, – это педагогика – наука об образовании, обучении и воспитании. Свое название педагогика получила от греческих слов «дитя» и «вести».

Педагогика – наука развивающаяся, постоянно совершенствующаяся. Об этом свидетельствует многовековая история становления и развития педагогической науки. Корни ее уходят в глубокое прошлое, когда передача социального опыта от старшего поколения к младшему происходила интуитивно.

Основная цель педагогики заключается во всемерном развитии цивилизованной реализации каждого человека в жизни и развитии общества на основе научного познания педагогической действительности, разработки и реализации эффективных мер по ее совершенствованию.

Современная педагогическая наука ставит перед собой следующие задачи:

Объектом педагогики принято считать «явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества» (В.А. Сластенин, В.П. Каширин.). Таким явлением действительности признано образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.

Предметом педагогики является сознательно и целенаправленно организуемый педагогический процесс, который имеет место и осуществляется в семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях.

Исходя из такого понимания объекта и предмета педагогики, можно сделать вывод о том, что педагогика – это наука о воспитании, обучении и образовании детей и взрослых.

Педагогическая наука осуществляет ряд функций, среди которых ученые выделяют три, свойственных именно педагогике (таблица 1).

Таблица 1 Функции педагогики

состоит в изучении и анализе теоретических аспектов педагогики:

связана с реализацией фундаментальных теоретических положений педагогической науки на практике:

• внедрение итогов педагогических исследований в практику

связана с прогнозированием развития педагогических явлений и ситуаций, с обоснованным предвидением результатов педагогической деятельности

Структура педагогической науки включает в себя 11 разделов:

1. История педагогики – изучает развитие педагогических идей, теорий и систем образования.

2. Общая педагогика – исследует основные закономерности воспитания как специально организованного педагогического процесса и составляет основу для разработки всех отраслей педагогических знаний: общие основы педагогики, дидактика (теория обучения), теория воспитания.

3. Возрастная педагогика – изучает особенности и закономерности развития человека различного возраста: преддошкольная, дошкольная, школьная, андрогогика (обучение взрослых), геронтогогика (педагогика старости).

4. Профессиональная педагогика – исследует проблемы профессионального образования: педагогика средних профессиональных учебных заведений, высшей школы, педагогика труда.

5. Отраслевая педагогика – изучает закономерности специальной подготовки людей к определенным видам деятельности (педагогической, инженерной, военной, юридической и др.).

6. Социальная педагогика – разрабатывает проблемы внешкольного воспитания, влияния социума на формирование и развитие личности: семейная педагогика, педагогика трудовых коллективов, перевоспитания.

7. Коррекционная педагогика (специальная) – изучает обучение и воспитание детей с физическими и психофизиологическими недостатками в развитии: дефектология (работа с детьми, имеющими задержки в психическом развитии), логопедия (работа по исправлению дефектов речи), сурдопедагогика (работа со слабослышащими детьми), тифлопедагогика (работа со слабовидящими и незрячими детьми), олигофренопедагогика (работа с умственно отсталыми детьми).

8. Этнопедагогика – исследует закономерности и особенности народного, этнического воспитания.

9. Сравнительная педагогика – раскрывает особенности организации образования в различных странах мира.

10. Частные (предметные) методики – исследуют закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин во всех типах учебно-воспитательных учреждений.

11. Философия образования/воспитания – раздел педагогики, изучающий роль философских учений для понимания сущности образования, определяющий идеологию обучения и воспитания, анализирующий основные концептуальные подходы к определению целей образования и путей их реализации.

Понятия, которые образуют основной словарь педагогики, отражены в таблице 2.

Таблица 2 Понятийный аппарат педагогики

единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов

деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства

целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни

целенаправленное воздействие на обучающегося, осуществляемое педагогом для создания определенных условий, которые в дальнейшем поспособствуют возникновению у обучающегося новых качеств, знаний и умений

процесс и результат количественных и качественных изменений человека

усвоение человеком социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп и общества в целом, активного воспроизводства системы общественных отношений

процесс обучения и воспитания личности как особая общественная функция, для реализации которой необходима среда определенной педагогической системы

особый вид социальной (профессиональной) деятельности, направленный на реализацию целей образования

процесс, который происходит между педагогом и обучающимся в ходе учебно-воспитательной работы и направлен на развитие личности ребенка

Таким образом, педагогика – наука о законах воспитания и образования человека, которая изучает закономерности успешной передачи социального опыта старшего поколения младшему.

2. Дидактика: теория обучения и образования.

Дидактика – это отрасль педагогики, изучающая теоретические основы обучения и его содержание. Впервые это слово появилось в сочинениях немецкого педагога Вольфганга Ратке, написавшему курс лекций под названием «Краткий отчет из дидактики, или искусство обучения Ратихия». Позднее этот термин появился в работе чешского ученого, педагога Яна Каменского «Великая дидактика, представляющая универсальное искусство обучения всех всему». Таким образом, дидактика – это «искусство обучения всех всему».

Гносеология (теория познания) является методологической основой обучения дидактики, которая связана со многими науками, (психологией, социологией, информатикой, физиологией высшей нервной деятельности и многими другими). Поэтому логично говорить о психологических, социокультурных, информационных основах дидактики.

Предметом дидактических исследований является всякая сознательная дидактическая деятельность, выражающаяся в процессах обучения, в их содержании, ходе, методах, средствах организации, подчиненная поставленным целям. Дидактика может изучать:

1) деятельность образовательных организаций;

3) программное содержание обучения;

4) деятельность педагогов и обучающихся;

5) организационные и социальные формы и условия обучения.

Обучение и образование служит одной цели – освоению потомками ранее изученного опыта нашими предками. Закономерные связи между деятельностью обучаемого и обучающего являются предметом дидактики. Кроме этого, предметом дидактики также являются закономерные связи между компонентами процесса обучения.

На современном этапе развития процесс обучения и образования является предметом дидактики, подразумевающий под собой содержание образования, которое реализуется в учебных планах, учебниках, программах, а также средства и методы обучения, воспитательная роль всего учебного процесса, организационные формы обучения и условия, которые благоприятствуют творческому и активному труду обучающихся, а также их умственному и физическому развитию. Общая дидактика раскрывает закономерности обучения и образования, но не занимается исследованиями особенностей обучения какому-либо учебному предмету. Эта задача решается дидактикой частной или как ее еще называют, предметной.

По мнению известных дидактов, предметом дидактики является связь преподавания и учения, то есть их единство, а также условия, которые крайне необходимы для протекания процесса учения и преподавания.

Именно дидактика является одной из наиболее разработанных научных отраслей педагогики. Одновременно она является и теоретической, и нормативно-прикладной наукой. Но на всех этапах исторического развития дидактики ее задачей было и остается определение содержания образования новых поколений, поиск новых способов вооружения потомков умениями, знаниями и навыками и раскрытие закономерностей данного процесса. Именно поэтому дидактика определяется как теория обучения и образования. Но всем известно, что процесс обучения всегда неразрывно связан с воспитанием не только нравственным, но и умственным. И, учитывая этот фактор, есть прочные основания для определения дидактики как теории обучения и образования, а также и воспитания. К этому, в первую очередь, относится формирование мировоззрения обучающихся.

Дидактика выполняет ряд важнейших задач:

Основные категории дидактики представлены в таблице 3.

Таблица 3 Основные категории дидактики

специально организованный и целенаправленный процесс взаимодействия обучаемых и педагога, результатом которого является усвоение обучающимся определенной конкретной системы знаний, деятельности и способов мышления, а также отношения к окружающему миру и к самому себе

совокупность общих, объективных необходимых и важных связей между компонентами процесса обучения и дидактическими явлениями, которое характеризует их функционирование и развитие

управление учебной деятельностью обучающихся, а также помощь им в усвоении знаний и в овладении отношением к окружающему миру и к себе, а также овладение основными способами мышления

главные или руководящие положения, которые определяют требования к содержанию, а также осуществлению учебного процесса

Учебная деятельность (учение)

познавательная целенаправленная деятельность обучающихся, которая направлена на усвоение знаний и овладение основными способами мышления и отношением к окружающему миру и к самому себе

основные закономерности предметной области, позволяющие человеку решать конкретные производственные, научные и другие задачи, т.е. факты, понятия, суждения, образы, взаимосвязи, оценки, правила, алгоритмы, эвристики, а также стратегии принятия решений в этой области

освоенные человеком способы выполнения действия, обеспеченные некоторой совокупностью знаний

автоматизированные компоненты сознательного действия человека, которые вырабатываются в процессе его выполнения

Дидактика не является чисто описательной и чисто умозрительной наукой, она объясняет причинно-следственные связи дидактических явлений, исследует закономерность этих явлений; выяснение причин дидактических явлений и проявляющихся в них зависимостей создает подходящие условия для выполнения утилитарных функций; нормы деятельности педагога и обучающегося, определенные из объективно установленных причинно-следственных зависимостей, имеют значительно большую ценность, чем нормы, устанавливаемые субъективно, умозрительно или на основе неконтролируемого опыта.

3. Обучение и воспитание: понятие и специфика.

Важное место в структуре педагогического процесса занимает процесс обучения, в ходе которого усваиваются знания, умения и навыки, формируются личностные качества, позволяющие человеку адаптироваться к внешним условиям и проявить свою индивидуальность.

Обучение, как способ организации образовательного процесса, является самым надежным путем получения систематического образования. В основе любого вида или типа обучения заложена система: преподавание и учение (таблица 4).

Таблица 4 Элементы системы обучения

организация учебно- познавательной деятельности обучающихся;

оказание помощи при затруднении в процессе учения;

стимулирование интереса, самостоятельности и творчества обучающихся;

оценка учебных достижений обучающихся.

освоение, закрепление и применение знаний, умений и навыков; самостимулирование к поиску, решению учебных заданий, самооценке достижений;

осознание личностного смысла и социальной значимости культурных ценностей и человеческого опыта, процессов и явлений окружающей действительности.

организация эффективного учения каждого обучающегося в процессе передачи информации, контроля и оценки ее усвоения

познание, сбор и переработка информации об окружающем мире.

Эффективный процесс обучения предполагает установление субъектных отношений педагога и обучаемых. Обучающийся (дошкольник, школьник, студент) выступает объектом преподавания и субъектом учения.

Процесс обучения – это не просто механическое слияние преподавания и учения, а качественно новое, целостное явление. Ю.К. Бабанский в структуре процесса обучения выделяет следующие компоненты: целевой, стимулирующе-мотивационный, содержательный, операционно-действенный, контрольно-регулировочный, оценочно-результативный.

Сколь бы ни были многообразны методы и средства учебного процесса, он будет эффективным, если сохранит свою целостность, единство составляющих его сторон. Эта целостность обеспечивается не только общей целью обучения, скрепляющей все его содержание, и не только живым общением в качестве первоосновы всех средств обучения, но и общими принципами учебного процесса. В современной педагогике в качестве основных предлагаются следующие дидактические принципы:

Среди общих закономерностей процесса обучения выделяют следующие:

1. Закономерность цели – цель обучения зависит от потребностей и возможностей общества.

2. Закономерность содержания – содержание обучения (образования) зависит от общественных потребностей и целей обучения, темпов социального и научно-технического прогресса, возрастных возможностей обучающихся, уровня развития теории и практики обучения, от материально-технических и экономических возможностей учебных заведений.

3. Закономерность качества обучения – эффективность каждого нового этапа обучения зависит от продуктивности предыдущего этапа и достигнутых на нем результатов, характера и объема изучаемого материала, организационно-педагогического воздействия обучающих, обучаемости и времени обучения.

4. Закономерность методов обучения – эффективность дидактических методов зависит от знаний и навыков в применении методов, цели и содержания обучения, возраста обучающихся, учебных возможностей (обучаемости) обучающихся, материально-технического обеспечения и организации учебного процесса.

5. Закономерность управления обучением – продуктивность обучения зависит от интенсивности обратных связей в системе обучения и обоснованности корректирующих воздействий.

6. Закономерность стимулирования – продуктивность обучения зависит от внутренних стимулов (мотивов) обучения и внешних (общественных, экономических, педагогических) стимулов.

Воспитание – одно из ведущих понятий в педагогике, которое употребляется в широком и узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, воздействие общества на личности. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смысле рассматривается как социально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой.

Цель воспитания – это заранее определяемое представление о результате воспитательного процесса, о качествах, состоянии личности, которые предполагается сформировать.

Среди задач воспитания в современной системе российского образования выделяются следующие:

Виды воспитания классифицируются по разным основаниям. Наиболее обобщенная классификация включает в себя умственное, нравственное, трудовое, физическое воспитание. В зависимости от различных направлений воспитательной работы в образовательных организациях выделяют гражданское, политическое, интернациональное, нравственное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое и экономическое воспитание.

По институциональному признаку выделяют семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное), воспитание по месту жительства, воспитание в детских и юношеских организациях, воспитание в специальных образовательных учреждениях; по стилю отношений между воспитателями и воспитанниками различают авторитарное, демократическое, либеральное, свободное воспитание; в зависимости от той или иной философской концепции выделяются прагматическое, аксиологическое, коллективистское; индивидуалистическое и другое воспитание.

Принципы воспитания – это исходные и главные требования, на основе которых основывается процесс воспитания, а также его содержание и организация. К основным принципам воспитания относят: принцип гуманизма в воспитании; принцип культуросообразности; принцип веры в ребенка, или оптимистическая гипотеза; принцип сотрудничества педагога с детьми; принцип включения личности в значимую деятельность; принцип трудолюбия; принцип демократизма; принцип ориентации на ценностные отношения; принцип принятия ребенка как данности.

Учет и использование закономерностей обучения и воспитания, определяемых педагогической наукой, является фундаментом для формирования личности и играет важную роль в семье, образовательной организации, обществе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *