результат оптимальные затраты гарантия достижения стандарта обучения это
Современные образовательные технологии в ДОУ
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №92 общеразвивающего вида» г. Сыктывкар
Современные образовательные технологии в ДОУ
Воспитатель: Полякова Светлана
Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям.
В. Ф. Одоевский
В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Сегодня мы поговорим о педагогических технологиях и их эффективном использовании в дошкольном учреждении. Вначале давайте вспомним, что же означает сам термин «технология».
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий.
Основные требования (критерии) педагогической технологии:
Системность – технология должна обладать всеми признаками системы:
— взаимосвязью его частей,
Управляемость – возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.
Эффективность – современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.
Воспроизводимость – возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной технологии в образовательных учреждениях, т.е. технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.
Структура образовательной технологии
Структура образовательной технологии состоит из трех частей:
Таким образом, очевидно: если некая система претендует на роль технологии, она должна соответствовать всем перечисленным выше требованиям.
Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на основе современных образовательных технологий.
К числу современных образовательных технологий можно отнести :
Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом.
В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит:
· от типа дошкольного учреждения,
· от продолжительности пребывания в нем детей,
· от программы, по которой работают педагоги,
· конкретных условий ДОУ,
· профессиональной компетентности педагога,
· показателей здоровья детей.
Выделяют (применительно к ДОУ) следующую классификацию здоровьесберегающих технологий:
2. Технологии проектной деятельности
Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.
Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.
Классификация учебных проектов:
1. по доминирующему методу:
2. по характеру содержания:
3. по характеру участия ребенка в проекте:
4. по характеру контактов:
5. по количеству участников:
6. по продолжительности:
3. Технология исследовательской деятельности
Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.
Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской
— постановка и решение вопросов проблемного характера;
— моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
— фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
— «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
— подражание голосам и звукам природы;
— использование художественного слова;
— дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие
— трудовые поручения, действия.
Содержание познавательно-исследовательской деятельности
1. Опыты (экспериментирование)
· Состояние и превращение вещества.
· Движение воздуха, воды.
· Свойства почвы и минералов.
· Условия жизни растений.
2. Коллекционирование (классификационная работа)
3. Путешествие по карте
· Природные ландшафты и их обитатели.
4. Путешествие по «реке времени»
· Прошлое и настоящее человечества (историческое время) в «метках» материальной цивилизации (например, Египет — пирамиды).
· История жилища и благоустройства.
4. Информационно-коммуникационные технологии
Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).
Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачи:
· идти в ногу со временем,
· стать для ребенка проводником в мир новых технологий,
· наставником в выборе компьютерных программ,
· сформировать основы информационной культуры его личности,
· повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.
Решение этих задач не возможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.
Требования к компьютерным программам ДОУ:
· Легкость для самостоятельных занятий детей
· Развитие широкого спектра навыков и представлений
· Развитие воображения, мышления, памяти
· Говорящие словари иностранных языков
· Простейшие графические редакторы
· Обучение чтению, математике
· Использование мультимедийных презентаций
· предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
· несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
· движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
· обладает стимулом познавательной активности детей;
· предоставляет возможность индивидуализации обучения;
· в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;
· позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.
Ошибки при использовании информационно-коммуникационных технологий:
· Недостаточная методическая подготовленность педагога
· Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях
· Бесплановость, случайность применения ИКТ
· Перегруженность занятия демонстрацией.
ИКТ в работе современного педагога:
1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).
2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.
4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.
Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ.
Отмечаются попытки создания условий личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.
Однако, сегодняшняя ситуация в дошкольных учреждениях не всегда позволяет говорить о том, что педагоги полностью приступили к реализации идей личностно-ориентированных технологий, именно предоставление возможности детям для самореализации в игре, режим жизни перегружен различными занятиями, на игру остается мало времени.
В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:
Сущность технологического воспитательно-образовательного процесса конструируется на основе заданных исходных установок: социальный заказ (родители, общество) образовательные ориентиры, цели и содержание образования. Эти исходные установки должны конкретизировать современные подходы к оценке достижений дошкольников, а также создавать условия для индивидуальных и дифференцированных заданий.
Выявление темпов развития позволяет воспитателю поддерживать каждого ребенка на его уровне развития.
Таким образом, специфика технологического подхода состоит в том, чтобы воспитательно-образовательный процесс должен гарантировать достижение поставленных целей. В соответствии с этим в технологическом подходе к обучению выделяются:
Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества личности.
6.Технология портфолио дошкольника
Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.
Существует ряд функций портфолио:
· диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени),
· содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ),
· рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка) и др.
Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией. Вариантов портфолио очень много. Содержание разделов заполняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника. И. Руденко
Раздел 1 «Давайте познакомимся». В разделе помещается фотография ребенка, указываются его фамилия и имя, номер группы; можно ввести рубрику «Я люблю. » («Мне нравится. », «Обожаю, когда. »), в которой будут записаны ответы ребенка.
Раздел 2 «Я расту!». В раздел вносятся антропометрические данные (в художественно-графическом исполнении): «Вот я какой!», «Как я расту», «Я вырос», «Я большой».
Раздел 3 «Портрет моего ребенка». В разделе помещаются сочинения родителей о своем малыше.
Раздел 4 «Я мечтаю. ». В разделе фиксируются высказывания самого ребенка на предложение продолжить фразы: «Я мечтаю о. », «Я бы хотел быть. », «Я жду, когда. », «Я вижу себя. », «Я хочу видеть себя. », «Мои любимые дела. »; ответы на вопросы: «Кем и каким я буду, когда вырасту?», «О чем я люблю думать?».
Раздел 5 «Вот что я могу». В разделе помещаются образцы творчества ребенка (рисунки, рассказы, книги-самоделки).
Раздел 6 «Мои достижения». В разделе фиксируются грамоты, дипломы (от различных организаций: детского сада, СМИ, проводящих конкурсы).
Раздел 7 «Посоветуйте мне. ». В разделе даются рекомендации родителям воспитателем и всеми специалистами, работающими с ребенком.
Раздел 8 «Спрашивайте, родители!». В разделе родители формулируют свои вопросы к специалистам ДОУ.
Раздел 1 «Познакомьтесь со мной» содержит вкладыши «Полюбуйтесь на меня», куда последовательно вклеиваются портреты ребенка, сделанные в разные годы в дни его рождения, и «Обо мне», где содержится информация о времени и месте рождения ребенка, о значении имени ребенка, о дате празднования его именин, небольшой рассказ родителей, почему было выбрано это имя, откуда пошла фамилия, информация о знаменитых тезках и известных однофамильцах, персональная информация ребенка (знак зодиака, гороскопы, талисманы и др.).
Раздел 2 «Я расту» включает вкладыши «Динамика роста», где дается информация о росте ребенка с первого года жизни, и «Мои достижения за год», где указывается, на сколько сантиметров вырос ребенок, чему научился за прошедший год, например считать до пяти, кувыркаться и др.
Раздел 3 «Моя семья». В содержание этого раздела включаются краткие рассказы о членах семьи (кроме личных данных, можно упомянуть профессию, черты характера, любимые занятия, особенности совместного времяпрепровождения с членами семьи).
Раздел 4 «Чем могу — помогу» содержит фотографии ребенка, на которых он изображен за выполнением домашней работы.
Раздел 5 «Мир вокруг нас». В данный раздел вносятся небольшие творческие работы ребенка по экскурсиям, познавательным прогулкам.
Раздел 6 «Вдохновение зимы (весны, лета, осени)». В разделе размещаются детские работы (рисунки, сказки, стихи, фотографии с утренников, записи стихотворений, которые ребенок рассказывал на утреннике и др.)
В. Дмитриева, Е. Егорова также предлагают определенную структуру портфолио:
Раздел 1 «Информация родителей», в котором есть рубрика «Давайте познакомимся», включающая в себя сведения о ребенке, его достижения, которые отметили сами родители.
Раздел 2 «Информация педагогов» содержит информацию о наблюдениях педагогов за ребенком во время пребывания его в детском саду в четырех ключевых направлениях: социальные контакты, коммуникативная деятельность, самостоятельное использование различных источников информации и деятельность как таковая.
Раздел 3 «Информация ребенка о себе» содержит информацию, полученную от самого ребенка (рисунки, игры, которые ребенок сам придумал, рассказы о себе, о друзьях, награды, дипломы, грамоты).
Л. И. Адаменко предлагает следующую структуру портфолио:
блок «Какой ребенок хороший», который содержит информацию о личностных качествах ребенка и включает в себя: сочинение родителей о ребенке; размышления воспитателей о ребенке; ответы ребенка на вопросы в процессе неформальной беседы «Расскажи о себе»; ответы друзей, других детей на просьбу рассказать о ребенке; самооценку ребенка (итоги теста «Лесенка»); психолого-педагогическую характеристику ребенка; «корзину пожеланий», в содержание которой входят благодарность ребенку — за доброту, щедрость, хороший поступок; благодарственные письма родителям — за воспитание ребенка;
блок «Какой ребенок умелый» содержит информацию о том, что ребенок умеет, что знает, и включает в себя: ответы родителей на вопросы анкет; отзывы воспитателей о ребенке; рассказы детей о ребенке; рассказы педагогов, к которым ребенок ходит на кружки и секции; оценка участия ребенка в акциях; характеристика психолога познавательных интересов ребенка; грамоты по номинациям — за любознательность, умения, инициативу, самостоятельность;
блок «Какой ребенок успешный» содержит информацию о творческих способностях ребенка и включает: отзыв родителей о ребенке; рассказ ребенка о своих успехах; творческие работы (рисунки, стихи, проекты); грамоты; иллюстрации успешности и др.
Таким образом, портфолио (папка личных достижений ребенка) позволяет осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку и вручается при выпуске из детского сада как подарок самому ребенку и его семье
7. Технология «Портфолио педагога»
Современное образование нуждается в новом типе педагога:
· владеющим современными технологиями образования,
· приемами психолого-педагогической диагностики,
· способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности,
· умением прогнозировать свой конечный результат.
У каждого педагога должно быть досье успехов, в котором отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жизни педагога. Таким досье может стать портфолио педагога.
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности (воспитательной, учебной, творческой, социальной, коммуникативной), и является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога.
Для создания комплексного портфолио целесообразно ввести следующие разделы:
Раздел 1 «Общие сведения о педагоге»
Раздел 2 «Результаты педагогической деятельности» .
Содержание данного раздела формирует представление о динамике результатов деятельности педагога за определенный период. В раздел могут быть включены:
· материалы с результатами освоения детьми реализуемой программы;
· материалы, характеризующие уровень развития представлений и умений детей, уровень развития личностных качеств;
· сравнительный анализ деятельности педагога за три года на основании результатов педагогической диагностики, результатов участия воспитанников в различных конкурсах и олимпиадах;
· анализ результатов обучения воспитанников в первом классе и др.
Раздел 3 «Научно-методическая деятельность»
В содержание данного раздела помещаются материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога. Это могут быть:
Раздел 4 «Предметно-развивающая среда»
Содержит информацию об организации предметно-развивающей среды в группах и кабинетах:
· планы по организации предметно-развивающей среды;
· эскизы, фотографии и т. д.
Раздел 5 «Работа с родителями»
Содержит информацию о работе с родителями воспитанников (планы работы; сценарии мероприятий и др.).
Таким образом, портфолио позволит самому педагогу проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, достижения, обеспечит мониторинг его профессионального роста.
8. Игровая технология
Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:
Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.
В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.
Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Некоторые современные образовательные программы предлагают использовать народную игру как средство педагогической коррекции поведения детей.
ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), которая создана ученым-изобретателем Т.С. Альтшуллером.
Воспитатель использует нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.
Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Не стоит форсировать внедрение ТРИЗ без понимания детьми основных положений на простейших примерах. Сказки, игровые, бытовые ситуации – вот та среда, через которую ребенок научится применять тризовские решения, встающих перед ним проблем. По мере нахождения противоречий, он сам будет стремиться к идеальному результату, используя многочисленные ресурсы.
Можно применять в работе только элементы ТРИЗ (инструментарий), если педагог недостаточно освоил ТРИЗ-технологию.
Разработана схема с применением метода выявления противоречий:
· Первый этап – определение положительных и отрицательных свойств качества какого-либо предмета или явления, не вызывающих стойких ассоциаций у детей.
· Второй этап – определение положительных и отрицательных свойств предмета или явления в целом.
· Лишь после того, как ребенок поймет, чего от него хотят взрослые, следует переходить к рассмотрению предметов и явлений, вызывающих стойкие ассоциации.
Зачастую, педагог уже проводит тризовские занятия, даже не подозревая об этом. Ведь, именно, раскрепощенность мышления и способность идти до конца в решении поставленной задачи – суть творческой педагогики.
Заключение: Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.
Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.
Человек не может по- настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим. ( Чарльз Диккенс)
Проблема педагогических технологий и технологического подхода к обучению
Принимая тезис о том, что основу обучения должно составлять «искусное распределение времени, предметов и метода», Я.А. Коменский создал педагогическую технологию, основанную на принципе поточной системы производства, сохраняющую свое доминирующее положение и в современном образовании. Основными элементами этой технологии являются:
— классно-урочная организация жизнедеятельности школы;
— определенные правила изложения учебного материала (наглядность, систематичность, последовательность, доступность, преемственность в передаче и усвоении знаний).
Идею Я.А. Коменского о технологизации обучения поддерживал И.Г. Песталоцци. Важнейшим своим вкладом в педагогику он считал создание «механизма» образования, опираясь на который каждый подготовленный педагог может воспитать любого ученика.
В противовес идеи технологизации учебно-воспитательного процесса представители такого направления в педагогике, как «педагогика творчества», считали недопустимой попытку с помощью заранее определенной технологии воздействовать на уникальную личность ребенка. Сколько личностей, столько и средств их воспитания, утверждали они.
Так, один из представителей данного направления В. Вейс писал, что «всякий метод приобретает свою настоящую силу благодаря тому, что он есть собственность известной личности, не орудие в руке учителя, но самая его рука Духовное воздействие, имеющее своим источником свободную, всесторонне развитую личность учителя, часто оказывает решающее влияние на всю жизнь ребенка».
На принципиально иных теоретических идеях формируется педагогическая технология в 20-е годы XX в. В соответствии с логикой интенсивно развивающейся в эти годы педологии (науки, занимавшейся изучением ребенка, законами его развития) разрабатываются следующие стадии педагогической технологии:
— Преобразование жизни. Участвуя в общественно полезном труде, изменяя микросреду в соответствии с полученными в школе знаниями, умениями, ученики овладевали социально значимыми видами деятельности.
Сформированная в рамках педологии матрица педагогической технологии тиражировалась в различных видах и формах учебно-воспитательной работы. В этой связи Ф.А. Фрадкин пишет: «Благодаря такому подходу сохранились ценнейшие описания быта, культуры, семейных взаимоотношений между родителями и детьми, учителями, школьниками. Вся учебно-воспитательная работа школы была направлена на то, чтобы находить оптимальные пути преобразования жизни».
Что касается воспитания, то в этом плане уникальной стала концепция коллектива, разработанная А.С. Макаренко. Он утверждал, что нельзя абстрактно изучать ребенка или среду, что только в процессе исследования практической деятельности человека можно понять и объяснить смысл его поведения, направленность личности. А.С. Макаренко считал, что достаточно включить ребенка в хорошо организованный коллектив, чтобы в корне изменить его поведение. В своих работах он свободно оперирует понятием «педагогическая техника», а также использует понятие «педагогическая технология». Отмечая технократичность звучания этих понятий, он высказывает надежду, что впоследствии, возможно, будет найден синоним этим терминам. У А.С. Макаренко нет специальной работы, раскрывающей сущность технологического подхода в воспитании, однако все его педагогическое наследие есть ни что иное, как разработка и реализация такого подхода в педагогической науке и практике.
Изучая углубленно педагогическое наследие А.С. Макаренко, Ф.А. Фрадкин выделил следующие этапы его педагогической технологии.
Четвертый этап характеризуется усвоением норм и ценностей и неуклонным следованием им.
Следует отметить, что в первой трети XX в. сложилась и педагогическая технология С.Т. Шацкого, воплощенная им в Первой опытной станции по народному образованию.
Прогрессивные идеи русской и зарубежной педагогики были ассимилированы в педагогической технологии Н.И. Поповой и воплощены ею в «Школе жизни», теоретической базой которой служила широко распространенная в начале 20-х гг. XX в. концепция «иллюстративной школы».
Понятие «школа» рассматривалось Н.И. Поповой достаточно традиционно: первоочередными считались задачи образования, а окружающая действительность выступала базой для применения полученных знаний или подтверждением их объективности. Однако Н.И. Попова и ее единомышленники в центр педагогической технологии поставили проблему организации познавательной деятельности ребенка, в процессе которой он занял бы активную позицию исследователя.
Другими элементами данной технологии явились: организация игровой деятельности и общественная деятельность, включавшая создание музея и выставки работ детей.
Несомненный интерес представляет также педагогическая технология В.Н. Сороки-Росинского, которая была ориентирована на гуманистическую цель: превратить жизнь молодежи «в непрестанное самоутверждение личности, в постоянное самотворчество».
Л.А. Кирсанова следующим образом характеризует основные этапы педагогической технологии В.Н. Сороки-Росинского.
На этом этапе В.Н. Сорока-Росинский решал следующие задачи:
— необходимо «тщательно разобраться в собственном педагогическом вооружении», т.е. учесть педагогический опыт и характер образования учителей;
Второй этап был связан с организацией учебно-познавательной деятельности учеников. Проблемой в достижении этой цели стала мотивация учения.
В организации процесса обучения в школе им. Ф.М. Достоевского были найдены следующие решения:
— сочетание умственной познавательной деятельности с другими видами деятельности (игровой, художественной);
— введение своеобразных общественных смотров знаний, позволяющих воспитанникам осознать общественную ценность и необходимость последних и получить общественное признание своей деятельности.
Четвертый этап педагогической технологии требовал осмысления и осуществления целенаправленной работы по расширению микросоциальной среды для подростков, сферы духовного общения. Основные действия В.Н. Сороки-Росинского преследовали цель расширить контакты своих воспитанников с окружающим миром, с различными общественными организациями.
Исключительное значение созданной В.Н. Сорокой-Росинским педагогической технологии состояло в том, что она позволяла переключить деятельность воспитанников с разрушительной на «деятельность общественно значимую, сознательную, творческую, ориентирующую на высшие духовные ценности». И в этом есть ее высокий гуманистический потенциал.
К сожалению, обозначившиеся в конце 20-30-х гг. XX в. негативные социально-политические явления привели к резкой критике созданных педагогических технологий. В силу известных причин они были преданы забвению на многие десятилетия.
В отличие от производственных условий технологическое содержание обучения и воспитания не может быть застывшим. Оно учитывает уникальность каждой ситуации, особенности обучающихся и динамику их самовыражения, изменений, складывающихся отношений и т.д.
Как отмечает В.А. Сластенин с соавторами, субъективность, отсроченность, вариативность результата не позволяют обеспечить такой же уровень его предсказуемости и гарантированности, как в инженерно-технических областях.
Педагог использует технологию двояко: для технологического проектирования своей деятельности (и деятельности обучающихся) и для ситуационного проектирования ее в ходе конкретных педагогических ситуаций.
В обучении и воспитании измененное преобразование ученика обладает таким механизмом существования, в котором в любой момент меняется потребность в предмете и деятельности, в коммуникации общения и других характеристиках, соответствующих потребностям состояния поведения и др. Поэтому организация и управление поведением и самим изменяющимся субъектом (педагогическая функция) неизбежно предполагают изменение первоначальных технологических проектов. Поскольку содержание педагогического воздействия всегда ситуативно и учитывает среди многих факторов индивидуальность ученика, то в технологию педагогической деятельности всегда должны включаться первичный технологичный проект и его ситуационные корректировки, зависимые как от внутренней ситуации самого педагога, так и от условий его деятельности.
Следует отметить, что понятие «педагогическая технология» наибольшее распространение получило в теории обучения. Именно в этом смысле термин «технология» и его вариации («технология обучения», «образовательные технологии», «технологии в обучении», «технологии в образовании») стали использоваться в педагогической литературе.
По словам М.В. Кларина, технологизация учебного процесса в современной отечественной и зарубежной педагогике связана с поиском таких дидактических подходов, которые могли бы превратить обучение в своего рода «производственно-технологический процесс с гарантированным результатом».
В.П. Беспалько справедливо замечает: «. Обновление школы возможно только через научно обоснованное совершенствование педагогической технологии, предполагающей строго научное проектирование и точное воспроизведение в классной комнате гарантирующих успех педагогических процессов, а не надежды на мифическое, неизвестно откуда возникшее педагогическое мастерство учителя».
Существует множество (более трехсот) определений понятия «педагогическая технология». Приведем лишь некоторые из них:
— педагогическая технология есть область исследований теории и практики (в рамках системы образования), имеющая связи со всеми сторонами организации педагогической системы для достижения специфических и потенциально воспроизводимых педагогических результатов (П. Митчелл);
— педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин).
Существенными чертами современных трактовок понятия «педагогическая технология» являются следующие:
— технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежат ценностные ориентации, целевые установки автора или коллектива, имеющие формулу конкретного ожидаемого результата;
— технологическая цепочка педагогических действий выстраивается строго в соответствии с поставленной целью и должна гарантировать всем учащимся достижение и прочное усвоение уровня государственного стандарта образования;
— функционирование технологии предусматривает взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся с учетом принципов индивидуализации;
— поэтапное и последовательное воплощение элементов педагогической технологии должно быть воспроизводимо любым учителем с учетом его авторского почерка;
— органической частью педагогической технологии являются соответствующие данной стратегии обучения диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.
Из приведенных характеристик можно вычленить следующие признаки технологии:
— процессуальный двусторонний характер взаимосвязанной деятельности педагога и обучающихся;
— совокупность приемов, методов;
— проектирование и организация процесса;
— наличие комфортных условий.
Именно эти признаки отражены в определении образовательной технологии, даваемой Т.И. Шамовой: это процессная система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам.
В нашем представлении под педагогической технологией следует понимать такое построение деятельности педагога, в котором все входящие в него действия представлены в определенной целостности и последовательности, а их выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет вероятностный прогнозируемый характер в такой прогностичности всегда заинтересован учитель.
Иначе говоря, проектирование педагогической технологии заключается в разработке программы педагогического воздействия на замыслы и деятельность учеников путем выделения в процессе обучения этапов, представленных в виде особой последовательности процедур и операций, выполнение которых соответствует поставленным целям и обеспечивает достижение предполагаемых результатов.
Однако, педагогическую технологию нельзя отождествлять с применением алгоритмов, ибо в ней действия не могут быть жестко детерминированы, они всегда вариативны. Технология есть отражение закономерного в деятельности. Чем лучше учитель знает педагогические закономерности, тем эффективнее построение его деятельности, поскольку точнее используются технологические требования.
Г.К. Селевко предлагает рассматривать «педагогическую технологию» с позиции трех аспектов:
М.В. Кларин справедливо подчеркивает, что понятие «педагогическая технология» соотносится в отечественной педагогике с процессами обучения и воспитания, в отличие от зарубежной, где оно ограничено только сферой обучения.
В образовательной практике понятие «педагогическая технология» используется на трех иерархически соподчиненных уровнях (Г.К. Селевко).
— Общепедагогический (общедидактический) уровень: общепедагогическая (общедидактическая, общевоспитательная) технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения. Здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса.
— Частнометодический (предметный) уровень: термин «частнопредметная педагогическая технология» употребляется в значении «частная методика», т.е. как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, мастерской учителя (методика преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы учителя, воспитателя).
— Локальный (модульный) уровень: локальная технология представляет собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности, формирование понятий, воспитание отдельных личностных качеств, технология урока, усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.).
Представленные нами ранее определения позволяют выделить основные структурные составляющие педагогической технологии:
— содержательная часть обучения:
— содержание учебного материала;
— организация учебного процесса;
— методы и формы учебной деятельности школьников;
— методы и формы работы учителя;
— деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала;
— диагностика учебного процесса.
Наконец, любая педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям. Согласно Г.К. Селевко, это:
— Концептуалъность. Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
— Системность. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.
— Управляемость. Предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.
— Эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.
— Воспроизводимость. Подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.
До сегодняшнего дня в педагогической науке происходит некорректное отождествление технологий с методами и методиками. Поэтому мы посчитали необходимым остановиться и на данном вопросе.
Общеизвестно, что цель, методика и содержание обучения являются равноправными компонентами методики преподавания каждой дисциплины. С другой стороны, методика организации индивидуальной учебной деятельности обучающихся и методика контроля за ходом обучения являются по уровню ниже, чем названные выше компоненты. Однако именно они определяют технологию обучения.
В основе технологического подхода к обучению в условиях альтернативных вариантов образования лежат принципы, на характеристике которых остановимся более подробно.
Принцип научно обоснованной и четкой постановки целей обучения. Одной из причин существующих аномалий в образовании является отсутствие четко сформулированных целей обучения. В результате обучающиеся обладают мозаичной структурой знаний по отдельным дисциплинам, а специалистом профессионально значимые качества приобретаются лишь в первые 3-5 лет практической деятельности. Одним из средств практической реализации этого принципа является уточнение целей изучения тех или иных конкретных дисциплин. Например, в качестве цели обучения физике может быть выбрана цель формирования физической картины мира. Это позволяет для каждого конкретного раздела курса физики определить конкретные понятия, представления, являющиеся картиной мира. Вполне естественно предположить, что строгая целенаправленность учебного процесса вызовет повышение его эффективности.
Принцип современности. Инертность систем образования выступает в качестве одной из важнейших причин кризисов в общеобразовательной практике. В связи с этим любая современная технология обучения предполагает: во-первых, обязательность внедрения в общеобразовательную практику научно обоснованных и экспериментально проверенных нововведений, которые представляют собой важный источник прогресса в обучении, способствуют ломке не всегда оправданных традиций и избитых стереотипов поведения обучающих и обучаемых. Во-вторых, непрерывное обновление содержания обучения и проводимая в этом направлении работа прежде всего представляют собой исключение из учебных программ материала, который не имеет большой практической значимости для получения целостного представления о предмете изучения, и внедрение в учебный процесс сведений о состоянии научных исследований в этой области. В-третьих, технология обучения обеспечивает меж предметное согласование учебных планов и программ.
Принцип оптимальности. Данный принцип означает достижение целей обучения оптимальными затратами сил учащегося и преподавателя при высоком качестве обучения и рациональном использовании времени. Технология должна создавать оптимальные условия в обучении, как для всех учащихся, так и для каждого в отдельности. В рамках авторитарного обучения преподаватели были не только слабо подготовлены, но и слабо заинтересованы в решении этой задачи. Следовательно, для оптимизации и большей организованности учебного процесса необходимо исключить такие виды учебной деятельности, которые, отнимая время, не имеют особой практической значимости.
Принцип интегративности. Эта черта технологии обучения представляет собой синтез результатов, полученных в смежных с дидактикой областях знаний, причем, прежде всего при решении задач практического характера. Такой синтез может оказаться наиболее эффективным при разработке технологических циклов обучения.
Принцип научности. Традиционный процесс обучения, не смотря на значительные достижения общей и частных дидактик, главным образом, базируется на интуиции преподавателей. Научность же означает то, что принимаемые решения основываются на результатах научных исследований, а не на частных мнениях о ценности того или иного решения, в условиях высоких темпов развития обучения и совершенствования учебно-воспитательного процесса. Нельзя говорить о реформировании образования, если в нем не ведутся систематические исследования процесса обучения, не внедряются в практику полученные в ходе такой работы результаты и не делаются вытекающие практические выводы.
Принцип воспроизводимости процесса обучения и его результатов. В системе образования, по сути дела, практически воспроизводятся одни и те же циклы для все новых групп учащихся. Технология обучения должна создавать условия для разработки совершенных, обоснованных и проверенных на практике элементов образовательного процесса, итогом которой должно быть то, что результаты, показанные различными группами учащихся в разное время, окажутся очень близкими. Причем повторяемость процесса и результатов обучения нацелена на конечный результат, а не на унификацию способов достижения промежуточных результатов, которая имеет место в работе. При этом наблюдается полная дискредитация личности преподавателя, поскольку известно, что если что-то хорошо получается у одного, совсем не обязательно, чтобы это же получалось и у любого другого преподавателя.
Принцип комплексного использования ТСО и дидактических материалов. В учебном процессе, строящемся в соответствии с принципами технологизации обучения, ТСО появляются с неизбежностью. В перспективе эти средства получат еще большее распространение в образовании, но это распространение будет комплексным, обеспечивающим решение конкретных дидактических целей и задач, многие из которых, например осуществление обратной связи, не могут быть решены без использования ТСО и компьютерной техники, а также соответствующего дидактического обеспечения. Комплексное использование ТСО для достижения общих дидактических целей позволит создавать оптимальную материальную базу учебного процесса.
Принцип необходимости обязательного усвоения материала занятия на уровне узнавания. Этот принцип основывается на том, что достижение высокого уровня усвоения материала всеми учащимися на занятии возможно только тогда, когда они будут готовы воспринимать материал занятия, то есть в процессе изложения его (материала) преподавателем они смогут узнать основные понятия и положения. Отсылать учащихся к учебникам и учебным пособиям для этой цели, как показывает практика, бесполезно, поскольку, во-первых, изложение материала преподавателем и в учебной литературе чаще всего значительно разнятся, во-вторых, на это необходимо затратить слишком много времени, на что не каждый учащийся пойдет.
Принцип педагогического сотрудничества. Этот принцип уже действует в педагогических системах В. Ф. Шаталова, С.Н. Лысенковой, В.П. Ильина, Ш.А. Амонашвили и целого ряда других известных педагогов. Суть его заключается в том, что в процессе приобретения знаний преподаватель постепенно, по мере сформированности учебной деятельности передает обучаемому «бразды правления», превращая его из объекта обучения в субъект, а затем строит свои отношения с ним на субъект-субъектной основе.
Опираясь на вышеприведенные принципы технологического подхода, мы выделили в качестве критериев технологичности учебно-познавательного процесса следующие показатели:
— наличие и осознание всеми участниками учебного процесса диагностично заданной цели;
— представление теоретического содержания изучаемого материала в виде систем познавательных и практических задач и вариантов их решения;
— указание способов взаимодействия участников учебного процесса на каждом этапе;
— мотивационное обеспечение деятельности преподавателя и учащихся;
— указание границ целесообразности деятельности преподавателя;
— применение информационных инноваций.
В своей деятельности преподаватель проектирует целостную педагогическую технологию (технологический процесс), которая может быть представлена следующими вариантами:
В настоящее время в педагогике утвердилось представление о единстве содержательных и процессуальных компонентов образовательной системы: целей, содержания, методов, форм и средств обучения. В процессе совершенствования и вариаций педагогических технологий их компоненты проявляют различную степень консервативности: чаще всего варьируются процессуальные аспекты обучения, а содержание изменяется лишь по структуре, дозировке, логике. При этом содержание образования как сущностная часть образовательной технологии во многом определяет и ее процессуальную часть, хотя кардинальные изменения методов влекут глубокие преобразования целей, содержания и форм. Таким образом, процессуальная и содержательная части технологии образования адекватно отражают друг друга.
Поскольку на реализацию технологии влияют множество переменных, связанных как с особенностями педагогов, так и с особенностями учащихся, и условий, в которых протекает педагогический процесс, то творчество педагога не может быть исключено. Оно предполагается в любой технологии на уровне отдельных операций, действий.
Применительно к педагогической технологии можно выделить следующие функциональные компоненты деятельности педагогов: гностический, проектировочный, конструктивный, организаторский и коммуникативный (Н.В. Кузьмина). Таким образом, педагогические технологии конкретного учителя будут складываться из операций по накоплению знаний, по проектированию целей обучения и воспитания, по организации учебно-воспитательного процесса, по передаче знаний от коммуникатора (педагога) реципиентам (учащимся).
Чтобы в педагогическом процессе было как можно меньше погрешностей, важно умение различать педагогические технологии.
К примеру, Г.Ю. Ксензова считает, что все педагогические технологии можно представить тремя основными группами:
— технологии объяснительно-иллюстративного обучения, в основе которых лежит информирование, просвещение учащихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у них обще учебных умений и навыков;
— личностно-ориентированные технологии обучения, создающие условия для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся, учета и развития их индивидуальных способностей;
В работах А.Я. Савельева классификация педагогических технологий осуществлена по принципам традиционности и инновационности. Вся совокупность педтехнологий представлена им следующими группами:
— по направленности действия: технологии обучения учеников; студентов; преподавателей; работников отрасли; государственных служащих;
— по целям обучения: в процессе обучения может быть использовано несколько целей;
— по предметной среде, для которой разрабатывается эта технология: для гуманитарных дисциплин; для технических дисциплин; для естественных дисциплин; для общепрофессиональных дисциплин; для специальных дисциплин (конкретные наименования);
— по применяемым технологическим средствам (по технической среде): аудиовизуальная; видеотехническая; компьютерная; видеокомпьютерная; масс-медиа и др.;
— по организации учебного процесса: индивидуальные; коллективные; смешанные;
— по методической задаче: технология одного предмета; технология одного средства; технология одного метода.
На наш взгляд, определенный интерес представляет классификация, предложенная В.Н. Максимовой. Она выделяет:
— структурно-логические технологии, представляющие поэтапную организацию системы обучения, обеспечивающие логическую последовательность постановки и решения дидактических задач на основе адекватного выбора содержания, форм, методов и средств обучения на каждом этапе с учетом поэтапной диагностики результатов;
— игровые технологии, включающие дидактические системы применения различных дидактических игр, формирующих умение решать задачи на основе компетентного выбора альтернативных вариантов: занимательные, театрализованные, деловые, ролевые игры, имитационные упражнения, игровое проектирование, индивидуальный тренинг решения практических ситуаций и задач, компьютерные игры и др.;
— информационно-компьютерные технологии, реализующиеся в дидактических системах компьютерного обучения на основе диалога «ученик-машина» с помощью различного вида обучающих программ (информационных, контролирующих, тренинговых и др.);
— диалоговые технологии, представляющие собой форму организации и метод обучения, основанные на диалоговом мышлении во взаимодействующих дидактических системах «ученик-ученик», «учитель-автор», «ученик-автор» и т.д.
В наиболее обобщенном виде известные современной педагогической науке и практике технологии систематизировал Г.К. Селевко. Им выделены разные классификационные группы на основе различных признаков: уровня применения, ведущего фактора, ориентации на личностные структуры, характера содержания и структуры, типа организации и управления познавательной деятельностью, категории обучающихся и др.
Весьма интересную классификацию педагогических технологий создал В.Т. Фоменко.
Как отмечает сам автор, весь этот «веер» технологий может раскрываться и складываться в руках опытного педагога, потому что условия их применимости зависят от множества факторов; к тому же технологии между собой тесно взаимосвязаны.
Анализ приводит нас к профессиональному выводу о том, что нельзя учить по методикам и технологиям, взаимоисключающим друг друга, нельзя погружать учащихся в смысловое поле, наполненное противоречивыми установками и требованиями.