решающая роль в выборе форм обучения биологии принадлежит

Общая характеристика и система форм обучения биологии

В средней школе

Внеклассные занятия по пчеловодству

Внеклассные занятия есть форма различной организации добровольной работы учащихся вне урока под руководством учителя для возбуждения и проявления их познавательных интересов и творческой самодеятельности в расширение и дополнение школьной программы по биологии.

Многообразие внеклассных занятий по биологии, пчеловодству

Организация занятияВид занятия
Групповые занятияКружковая работа. Экспедиции. Походы в природу. Факультативы.
Массовые занятия.Лекции. Просмотр кинофильмов. Участие в олимпиадах. Экскурсии и походы в природу. Научные вечера, конференции. Выставки работ учащихся. Общешкольные компании. Издание журналов, стенгазет, альбомов
Индивидуальные занятияНаучные исследования и опыты по теме. Подготовка к олимпиадам. Внеклассное чтение. Исследовательская работа в природе, в уголке живой природы.

Все виды внеклассных занятий выходят за рамки учебной работы по биологии, пчеловодству. Однако они являются неотъемлемой частью всего учебно-воспитательного процесса, важнейшим средством воспитания и развития учащихся разных классов.

1. Общая характеристика и система форм обучения пчеловодства.

2. Урок пчеловодства.

3. Экскурсия как важная форма обучения.

4. Внеурочная работа и домашняя работа учащихся.

5. Внеклассные занятия по пчеловодству.

Обучение – процесс взаимодействия учителя и учащихся при работе над определенным содержанием учебного материала в целях его усвоения и овладения способами познавательной деятельности.

Чтобы осуществлять процесс обучения, необходимо его организовать.

Такими частями или звеньями учебно-воспитательного процесса выступают различные формы организации обучения.

Они представляют собой внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в установленном порядке и определенном режиме.

По определению Н.М. Верзилина и В.М. Корсунской, форма организации обучения – это организация учебно-познавательной деятельности учащихся, соответствующей различным условиям её проведения (в классе, экскурсия в природу, и т.п.), используемым учителем в процессе воспитывающего обучения.

В обучении биологии установились такие формы:

1) уроки и связанные с ними обязательные экскурсии, домашние работы, внеурочные работы;

2) необязательные внеклассные занятия (индивидуальные, групповые или кружковые и массовые).

Урок – основная форма обучения, решает определенные задачи:

2) усвоение учебного содержания;

3) подведение итогов обучения и пр.

Каждая организационная форма решает в образовательном процессе как общие, так и специфические задачи обучения.

Общие – это те, на решение которых направлен весь процесс биологического образования.

Специфические – те, которые преобладают в данной конкретной форме образовательного процесса.

решающая роль в выборе форм обучения биологии принадлежит. Смотреть фото решающая роль в выборе форм обучения биологии принадлежит. Смотреть картинку решающая роль в выборе форм обучения биологии принадлежит. Картинка про решающая роль в выборе форм обучения биологии принадлежит. Фото решающая роль в выборе форм обучения биологии принадлежит

Рис. 1. Система форм организации обучения биологии

(по Н.М. Верзилину, В.М. Корсунской)

Все формы обучения биологии взаимосвязаны между собой, дополняют и развивают друг друга. Если задача обучения связана с использованием микроскопа или изучением внутреннего строения организма, физиологических процессов, ряда теоретических положений, то обязательным оказывается:

1) урок, а при изучении биологического разнообразия видов растительного или животного мира целесообразно проведение

2) экскурсий в природу или ботанический сад, зоопарк или в крайнем случае по уголку живой природы

3) в научно-исследовательское учреждение или на селекционную станцию.

Изучение анатомического. физиологического учебного материала может быть успешно организовано в

1) классе, а формирование и развитие

2) экологических понятий нельзя осуществлять только на уроке, необходимы экскурсии в природу, внеурочные работы, внеклассные занятия

На выбор форм оказывает влияние:

а) производственное и природное окружение

б) оснащенность учебного процесса, оборудование кабинета натуральными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения

в) типовых авторских программ

г) выбор формы организации обучения определяется спецификой контингента учащихся конкретного класса.

Вывод. Выбор форм организации обучения биологии обусловлен взаимодействием нескольких объективных факторов: целями, задачами и учебной программой по биологии, спецификой условий учебного процесса, спецификой контингента учащихся.

Решающая роль в выборе форм обучения биологии принадлежит содержанию учебного материала, очень важен также творческий подход учителя к своей работе.

Важнейшей организационной формой обучения является урок, так как большая часть учебного материала по пчеловодству изучается на уроках.

Уроки пчеловодства дополняют другие формы обучения.

Наиболее тесно урок связан с домашней работой.

Он является логическим продолжением изучения пройденного на уроке в домашних условиях с высокой степенью самостоятельности.

По особым заданиям учащиеся выполняют внеурочные работы, которые являются обязательными.

Они могут быть даны отдельным ученикам или небольшой группе. Дети проводят наблюдение над заданным объектом или эксперимент, подготавливают специальные приборы и другое необходимое оборудование.

Экскурсии – одна из важнейших форм организации учебного процесса, они знакомят учащихся с объектами, явлениями, закономерностями и законами и т.д.

В преподавании пчеловодства большое значение имеют такие необязательные формы организации учебного процесса, как внеклассные занятия. К этой форме обучения относятся:

а) индивидуальная работа (исследовательская работа, чтение научно-популярной литературы

б) групповая работа (факультативы, кружки)

в) массовые компании (праздники урожая, день леса и пр.) и

г) общественно полезная работа (экологические акции, лесопосадки и др.)

решающая роль в выборе форм обучения биологии принадлежит. Смотреть фото решающая роль в выборе форм обучения биологии принадлежит. Смотреть картинку решающая роль в выборе форм обучения биологии принадлежит. Картинка про решающая роль в выборе форм обучения биологии принадлежит. Фото решающая роль в выборе форм обучения биологии принадлежит

решающая роль в выборе форм обучения биологии принадлежит. Смотреть фото решающая роль в выборе форм обучения биологии принадлежит. Смотреть картинку решающая роль в выборе форм обучения биологии принадлежит. Картинка про решающая роль в выборе форм обучения биологии принадлежит. Фото решающая роль в выборе форм обучения биологии принадлежит

Рис. 2. Схема работы кружка пчеловода

Внеклассная работа строится с учетом учебного материала, но не дублирует его.

Между всеми формами организации обучения биологии существуют постоянная, прямая и обратная связи, обеспечивающие целостность учебно-воспитательного процесса.

Взаимосвязь всех форм учитывается учителем при планировании учебно-воспитательной работы по пчеловодству на год или полугодие.

С этой целью учитель составляет годовое (полугодовое) планирование.

Схема перспективного плана по курсу пчеловодства для 6 класса

Учебная тема курсаСрокТема урокаЭкскурсияВнеклассные занятия
Жизнедеятельность медоносных пчел05.09-09.091. Мир пчел 2. Разнообразие породУчебная пасека – 20.09Работа кружка «Юный пчеловод», по вторникам (14.30-15.30)

В перспективном плане указывают не все формы организации, а лишь уроки, экскурсии и внеклассные занятия.

Домашние работы и внеурочная деятельность планируется отдельно, так как это требует большой детализации в связи с каждым конкретным уроком темы.

Перспективный план по пчеловодству является частью общего годового плана работы школы по всем направлениям.

Учитывая сезонные особенности каждой местности, учитель намечает, что, когда и как надо заготовить для живого уголка, когда и какие необходимо провести экскурсии, как будет реализовываться во времени работа кружков.

Перспективный план на следующий год удобнее составлять в конце текущего года с учетом достижений и недостатков в учебно-воспитательном процессе.

2. Урок – особая форма организации учебной деятельности.

Урок – основная форма обучения биологии. Урок. его построение, и методы проведения – главнейшая проблема методики обучения биологии и пчеловодства.

Все обучении биологии и пчеловодства, вся система компонентов содержания, методов, средств обучения и воспитания реализуются в первую очередь на уроке.

Качество обучения и воспитания школьников во многом будет зависеть от того, как проводится урок.

Урок – это основная форма организации учебно-воспитательной работы учителя с классом – постоянным, однородным по возрасту и подготовке коллективом учащихся – по определенной программе биологии, твердому расписанию и в школьном помещении.

В педагогике общие требования к уроку подразделяют на три группы:

К числу дидактических требований, как и методически, относятся:

– четкое определение образовательных задач каждого конкретного урока и его места в общей системе уроков

– определение оптимального содержания урока в соответствии с требованиями учебной программы, целями урока и с учетом подготовки учащихся;

– выбор рациональных методов, приемов и средств стимулирования и контроля, оптимального взаимодействия их на каждом этапе урока, выбор методов, обеспечивающих познавательную активность, сочетание различных форм коллективной работы на уроке с самостоятельной деятельностью учащихся.

Воспитательные требования к уроку:

– четкая постановка воспитательных задач урока, обеспечивающих на основе приобретаемых научных знаний по биологии, формирование научной картины мира, эстетического вкуса, трудолюбия и экологической культуры;

– формирование и развитие у учащихся познавательных интересов, умений и навыков самостоятельного овладения знаниями, творческой инициативы и активности;

– соблюдение учителем педагогического такта.

Организационные требования к уроку:

– наличие продуманного плана проведения урока на основе тематического планирования

– четкая организация урока на всех этапах его проведения

– подготовка и рациональное использование различных средств обучения, в том числе и ТСО.

Типы и виды уроков.В системе уроков, составляющих единство в раскрытии содержания темы, имеется большое разнообразие. Чтобы разобраться в этом, необходимо знать типологию уроков.

Чаще других в методике обучения биологии и пчеловодства уроки классифицируются по этапам образовательного процесса и местоположению уроков в теме.

Различаются такие типы уроков:

2) раскрывающие содержание темы

3) заключительные или обобщающие.

Соотношение типов и видов уроков по биологии

Тип урокаВид урока
ВводныйУрок-беседа. Комбинированный урок. Проблемный урок.
Раскрывающий содержание темыКомбинированный урок. Киноурок. Урок-беседа. Урок лабораторной работы. Урок-лекция. Урок-семинар. Игровой урок.
Заключительный или обобщающийУрок обобщения. Урок-конференция. Урок-экскурсия. Урок-семинар. Урок-беседа. Урок-зачет. Контрольно проверяющий урок.

Вводный урок. Основная функция урока вводного типа заключается в подготовке учащихся к восприятию новой информации, установлении связей между старыми и новыми знаниями, в возбуждении интереса к новым изучаемым проблемам по биологии.

Этот урок выполняет организационную роль. Учащиеся получают индивидуальные и групповые задания для внеурочной работы (подготовить доклад, провести наблюдение, заложить опыт, собрать гербарный и коллекционный материал, изготовить таблицы и др.)

Вводный урок нередко начинается с повторительно-обобщающей беседы, которая выявляет уровень подготовки учащихся к восприятию нового материала и устанавливает логическую связь уже изученного материала с новым.

Учитель также кратко характеризует значение нового материала.

Уроки, раскрывающие содержание темы. На уроке данного типа решается несколько задач: изучение нового материала, его закрепление, повторение и проверка знаний учащихся. Основной задачей все же является изучение нового.

Структура урока вариативна, но в общих чертах выдерживает следующие этапы:

1) организационный момент

2) проверка знаний (опрос или проверка выполнения домашнего задания

3) изложение нового материала

4) закрепление изученного материала

Соотношение времени разных этапов урока изменяется в зависимости от возраста учащихся, от объема изучаемой информации, от подготовленности учащихся.

В большинстве случаев все этапы урока имеют более или менее ограниченное целями и содержанием время: на контроль знаний обычно отводится не более 15-20 мин, на изложение нового материала – не менее 20 мин, на закрепление – около 5 мин.

Обобщающий урок.Задачи обобщающего урока очень многогранны: это повторение, закрепление и систематизация знаний.

Проводятся обобщающие уроки после изучения одной или нескольких тем, когда требуется систематизировать и обобщить разрозненные знания, установить их соподчиненность, оформить в целостную систему.

Обобщающий урок обычно складывается из следующих этапов:

1) постановка задач

2) повторение основных вопросов тем

3) выявление ведущих идей и систематизация знаний вокруг основополагающих понятий, их дальнейшее развитие и углубление

4) обсуждение наиболее трудного и важного материала

5) подведение итогов.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Формы организации учебно-воспитательного процесса по биологии в школе и их взаимосвязь. Характеристика форм

Форма организации обучения – это организация учебно-познавательной деятельности учащихся, соответствующая различным условиям её проведения (в классе, на природе и т. п.), используемая учителем в процессе воспитывающего обучения (по Н.М. Верзилину).

В методике обучения биологии установились следующие многообразные формы: уроки и связанные с ними обязательные экскурсии, домашние работы, внеурочные работы и необязательные внеклассные занятия. Все вместе они представляют систему форм организации обучения биологии в средней школе, связующим звеном в которой выступает урок – основная форма обучения.

Выбор форм обучения обусловлен целями, задачами и учебной программой по биологии, спецификой условий учебного процесса, спецификой контингента учащихся. Однако решающая роль в выборе форм обучения принадлежит содержанию учебного материала.

Домашние работы – форма организации учащихся для самостоятельного выполнения заданий учителя дома – практических и по учебнику, а также по другим книгам, связанных с уроками (по Н.М. Верзилину).

Виды домашней работы

1. Работа с учебником:

а) работа с текстом (составить краткий или близкий к тексту пересказ: выделить главные мысли в тексте; составить план прочитанного текста; сформулировать вопросы к тексту и ответить на них; составить тезисы, краткий конспект; схему, таблицу на основе прочитанного текста и т. д.);

б) работа с аппаратом ориентировки (нахождение с помощью оглавления нужного материала, определение содержания главы, темы при помощи их названия, нахождение вопросов, заданий с помощью знаков-символов, определение главных мыслей с помощью шрифтовых выделений и т. д.);

в) работа с иллюстрациями (определение признаков предмета, объекта по рисунку, фотографии; выделение главных и второстепенных признаков по рисунку, фотографии; сравнение объектов, предметов по рисунку; характеристика условий среды обитания объекта по рисунку и т. д.).

2. Чтение научно-популярных журналов и научно-художественных книг:

а) составление сообщений;

3. Практические работы:

а) работа с натуральными объектами (засушивание гербария, проращивание семян, монтаж натурального материала, определение форм органов комнатных растений);

б) наблюдения за животными;

в) проведение самонаблюдений;

г) постановка опытов;

д) фиксация результатов опытов.

Внеурочные работы – форма организации учащихся для выполнения после уроков обязательных, связанных с изучением курса практических работ по индивидуальным или групповым заданиям учителя (по Н.М. Верзилину).

Внеурочные работы выполняются в кабинете биологии, в уголке живой природы, на природе, на учебно-опыт-ном участке. Виды внеурочной работы. К внеурочным работам относятся: постановка опытов, наблюдения, монтировка коллекций, гербариев, проведение фенологических наблюдений, выполнение летних заданий по разделам «Растения» и «Животные», предусмотренным программой по биологии.

Внеурочные работы разнообразны по содержанию, сложности, требуют известного оборудования, постоянного руководства и контроля со стороны учителя. Каждый вид внеурочной работы, не заменяя, а дополняя другой, находится в непосредственной связи с уроком. Это обязательная форма обучения, за выполнение внеурочных заданий учащиеся получают оценки.

Внеклассная работа по биологии – форма различной организации добровольной работы учащихся вне урока под руководством учителя для возбуждения и проявления их познавательных интересов и творческой самодеятельности в расширение и дополнение школьной программы по биологии (по Н.М. Верзилину).

В процессе внеклассных занятий учащиеся развивают свои творческие способности, инициативу, наблюдательность и самостоятельность; приобретают трудовые умения и навыки, развивают интеллектуальные мыслительные способности; вырабатывают настойчивость и трудолюбие, углубляют знания, развивают интерес к окружающей природе, учатся применять полученные знания на практике, формируют естественнонаучное мировоззрение. Содержание внеклассных занятий не ограничивается рамками программы. Во многом оно определяется интересами учащихся. Учитель может дополнять учебную работу углубленным изучением местной флоры и фауны, элементарными исследованиями по микробиологии, экологии, генетике, физиологии, истории научных открытий и др.

Факультативы – особый вид групповых внеклассных занятий. Они проводятся с небольшими группами учащихся (15–17 человек) по специальным утверждённым программам или составленным учителем в дополнение к школьным предметам. Занятия проводятся на добровольных началах, по желанию и интересам учащихся.

Цель факультативных занятий – дать учащимся более глубокие знания по отдельным темам биологической науки, имеющим практическую направленность, значительно превышающим в объёме школьную программу. Посещение учениками факультативных занятий обязательно.

Факультативы оказывают большое влияние на профессиональную ориентацию учащихся, поскольку факультативные занятия посещают те учащиеся, которые собираются работать или продолжать образование в специальных учебных заведениях биологического профиля (медицинских, педагогических, биологических, сельскохозяйственных, ветеринарных, фармацевтических, лесотехнических и пр.).

Массовая внеклассная работа – к ней привлекается большое число учащихся (несколько классов, вся школа). Для массовой внеклассной работы характерна общественно полезная направленность. Обычно в школах организуются такие виды массовой работы, как биологические вечера, декадники, месячники, олимпиады, викторины, научные конференции, встречи с учёными-биологами, экскурсии, натуралистические кампании: «Неделя сада», «День птиц», «Праздник урожая», сбор семян деревьев и кустарников для лесных питомников, сбор корма для зим-ней подкормки птиц, посадка деревьев и др.

Все перечисленные формы и виды внеклассной работы по биологии связаны между собой и дополняют друг друга.

Школьная экскурсия – форма учебно-воспитательной работы с классом или группой учащихся, проводимой вне школы с познавательной целью при передвижении от объекта к объекту в их естественной среде или искусственно созданных условиях, по выбору учителя и по темам, связанным с программой (Н.М. Верзилин). В ходе экскурсии у учащихся есть возможность активного познания живых объектов, входящих в природные сообщества. Знания об объектах живой природы, полученные на уроках, расширяются и углубляются во время экскурсии. Создаются условия для формирования умений ориентироваться на местности, выявлять сложные связи в природе, а также изучать сезонные изменения в природе. Школьники учатся находить в природе объекты по заданиям учителя, анализировать, сравнивать и сопоставлять явления природы, приобретают навыки натуралистической работы, навыки элементарного научного исследования природы.

Кроме познавательного значения, экскурсия имеет большой воспитательный потенциал. На экскурсиях школьники, воспринимая объекты в естественных условиях, а также природные запахи, звуки, краски, обучаются видеть, чувствовать прекрасное в окружающей их природе, у них формируются ответственное отношение и любовь к природе, к родине. Экскурсии играют важную роль в осуществлении связи обучения с жизнью.

На экскурсиях собирается материал (с учетом правил охраны природы), который будет нужен в классе, для внеурочных работ и на внеклассных занятиях. При этом приобретаются навыки сбора растений, работы на учебно-опытном участке, навыки коллекционирования и гербаризации.

Собранный материал оформляется в виде гербария, коллекции, фотографий, видеозаписей, письменного отчета. Возможны задания, которые учащиеся будут выполнять после экскурсии дома. Это сочинения, рисунки, фотографии, видеозаписи и письменные отчеты о проделанной работе. Знания, полученные на экскурсии, результаты наблюдений и собранные материалы обязательно реализуются на последующих уроках.

Источник

Общая характеристика системы форм организации обучения биологии

Ключевые понятия. Форма организации обучения, виды форм орга­низации обучения биологии и их системные представления.

Результаты профессиональной подготовки. 1. Выражать определение понятия о форме организации обучения. 2. Называть конкретные виды форм организации обучения. 3. Характеризовать систему форм органи­зации обучения. 4. Обосновывать взаимосвязи разных форм обучения. 5. Выражать учебно-воспитательное значение системы форм обучения учащихся.

Для успешной общеобразовательной подготовки школьников по биологии важнейшее значение имеет определение организа­ционных форм обучения. Обучение — процесс взаимодействия учителя и школьников, в ходе которого происходит управление познанием, усвоение общественно-исторического опыта, воспро­изведение той или иной деятельности и овладение ею (В.К.Дья­ченко). Обучение становится целостным взаимодействием и реа­лизуется прежде всего с помощью языка, через речь и общение. Чтобы осуществить процесс обучения, необходимо его организо­вать. По определению философов, «организация — это упорядо­чение, налаживание, приведение в систему некоторого матери­ального или духовного объекта; расположение, соотношение и взаимосвязь частей какого-либо целого объекта (В.Г.Афанасьев). Такими частями и компонентами учебно-воспитательного про­цесса по биологии выступают различные формы организации обу­чения. Они представляют собой «внешне выраженную и внутрен­не взаимосвязанную целенаправленную, четко организованную, содержательно насыщенную методическую систему познаватель­ного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений учителя и школьников» (Б.Т.Лихачев).

Разные организационные формы выделились на протяжении многих лет. Однако вопрос об их видах до сих пор остается дис­куссионным, ибо не определена совокупность оснований для клас­сификации. По мнению исследователей, в качестве основных при-

Разнообразие форм обучения учащихся


Признаки классификацииВиды форм обучения
Количество и со­став учащихсяИндивидуальные, групповые, коллективные и (или) фронтальные
Место организации процесса обученияКлассные, Школьные, Урочные, внеклассные внешкольные внеурочные
Педагогическая значимостьОсновные, Главные, неосновные дополнительные

знаков деления форм организации обучения могут быть следую­щие: 1) количество и состав школьников; 2) место организации учебно-воспитательного процесса; 3) педагогическая значимость используемой формы (П.И.Пидкасистый, М.Н.Скаткин, И.М.Че-редов). В зависимости от обозначенных признаков формы обуче­ния учащихся можно представить обобщенно (табл. 8.1).

Предложенная классификация не является строгой и прини­мается не всеми педагогами и методистами, поэтому в современ­ной литературе по общей педагогике и методике преподавания биологии формы организации обучения обычно представляются в номенклатуре. В основательном исследовании «Проблемы ме­тодики обучения биологии в средней школе» в качестве основных форм названы такие: 1) урок; 2) экскурсия; 3) внеурочные заня­тия; 4) внеклассные занятия; 5) работа в природных условиях (Н. М. Верзилин, В.М.Корсунская). Формы обучения биологии отражаются и с помощью таких категорий: 1) урок; 2) домашняя работа; 3) внеурочная работа; 4) внеклассные занятия; 5) обще­ственно-полезная работа. И.Д.Зверев и А. Н. Мягкова формы обу­чения биологии представляют в следующем виде: 1) индивидуаль­ная, групповая, фронтальная работа; 2) урок; 3) лекционно-семи-нарская форма; 4) экскурсия; 5) внеклассная работа; 6) внеуроч­ные занятия; 7) факультативные занятия. И.Д.Зверев и И.Т.Су-равегина выдвигают такие формы, как: 1) урок; 2) лекция; 3) прак­тическая работа; 4) ролевая игра; 5) экскурсия; 6) полевой прак­тикум; 7) конференция.

Таким образом, в методической литературе используется ши­рокий спектр различных форм обучения учащихся, что обеспечи­вает эффективное познание различных объектов живой природы. Накопленный опыт и попытки систематизации форм организа­ции обучения школьников биологии в общеобразовательных шко­лах является ценным и позволяет нам представить основные фор­мы обучения учащихся биологии в системе (рис. 8.1).

Вопросы для актуализации материала. Какие определения и по­нятия о формах организации обучения школьников вы использовали при изучении педагогики? В случае затруднения используйте учебник.

Представленная система форм обучения учащихся биологии сформировалась в зависимости от целей, задач, содержания био­логического материала, а также средств его усвоения. Использо­вание учителем такого многообразия форм позволяет в современ­ных условиях более эффективно решать проблему формирования личности школьников. Многообразие форм обучения дает также

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *