речь и альтернативная коммуникация 2 класс вариант 2 надомное обучение 68 часов
Программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» 2 класс (вариант 2) (ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА ДОМУ)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Пояснительная записка к рабочей учебной программе «Речь и альтернативная коммуникация»
Рабочая программа по предмету: «Речь и альтернативная коммуникация» для 2 «Б» класса разработана в соответствии с:
— Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
— Порядком организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 (с изменениями на 17 июля 2015 г.);
— Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
— Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
— СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26
Курс направлен на обеспечение достижений планируемых результатов освоения АООП.
Данная программа направлена на реализацию образовательного компонента «Речь и альтернативная коммуникация» (образовательная область «Язык и речевая практика») и предназначена для обучающихся 1 класса, с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития(АООП вариант 2).
Общение – неотъемлемая составляющая социальной жизни человека. Нарушения развития значительно препятствуют и ограничивают полноценное общение ребенка. В связи с этим, обучение детей общению должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств общения.
Целью программы является подготовка к овладению коммуникативными и речевыми навыками с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации.
— формирование умения слушать и понимать собеседника;
— формирование умения выполнять несложные инструкции;
— формирование умения отвечать на вопросы;
— формирование правильной артикуляции и дикции;
— формирование умения употреблять слова и выражения:
«здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста», «да», «нет», «туалет», «мыть руки», «хорошо», «плохо», «мама», «папа», «бабушка», «я», «ты», «пить», «стоять», «стол», «стул» жестом, символом в различных коммуникативных ситуациях;
— формирование представление о понятиях: «слово», «предложение», «слог»;
— обучение умению делить слова на слоги
— обучение правильной посадке при письме;
— обучение правильному захвату карандаша;
— обучение написанию вертикальных, горизонтальных, наклонных линий;
— обучение умению обводить фигуры по шаблону и трафарету, контуру.
— развитие слухового и зрительного восприятия;
— развитие зрительно-двигательной координации;
— развитие мелкой моторики пальцев, кисти рук;
— воспитывать интерес к процессу обучения;
— воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;
— воспитывать целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля;
— воспитывать умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
Программный материал представлен двумя разделами:
― принцип учета типологических и индивидуальных образовательных
― принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
― принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования обучающегося на всех ступенях образования;
― принцип целостности содержания образования, предполагающий перенос усвоенных знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
― принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающегося всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
― принцип сотрудничества с семьей.
Общая характеристика предмета.
Речь и альтернативная коммуникация
Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. У детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей устная (звучащая) речь отсутствует, присутствует в виде эхолалий или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено, либо невозможно.
Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение.
Обучающие задачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта. При составлении индивидуальной программы обучения выбирается обучающая задача и, в зависимости от возможностей ребенка, подбирается средство коммуникации для реализации поставленной задачи. Если ребенок не владеет устной (звучащей) речью, используются альтернативные средства коммуникации.
Учащиеся должны знать и уметь:
— выражать свои просьбы, желания с помощью жестов, по картинке;
— знать свое имя (фамилию);
— участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
— отвечать на элементарные вопросы учителя с помощью картинки или жестов
— выражать свои просьбы, желания, используя слова или жесты, или картинки;
— сообщать свое имя и фамилию;
— участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
— слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал;
— произносить слоги или простые односложные слова с опорой на картинки;
— слушать радио, смотреть телепередачи.
Место учебного предмета в учебном плане.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю, и реализуется в 2017-2018 учебном году с учетом дополнительных каникул.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация», входящая в предметную область «Язык и речевая практика», направлен на:
— развитие речи учащегося как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка,
— овладение доступными средствами коммуникации и общения,
— развитие умения пользоваться доступными средствами коммуникации на практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.
Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация».
1) умение использовать доступные невербальные (жесты, рисунки, пиктограммы, предметные и символические календари, вокализации, голосовые реакции и другие) и вербальные средства общения в практике взаимодействия со взрослыми и детьми для решения практических задач;
2) умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдая общепринятые правила коммуникации;
3) понимание и использование слов и простых фраз, обозначающих объекты и явления окружающего мира;
4) умение использовать знакомый речевой материал в процессе коммуникации в бытовых и практических ситуациях;
5) умение дополнять отсутствие речевых средств невербальными средствами.
Личностные: Возможные личностные результаты освоения АООП обучающегося, заносятся в СИПР с учетом его индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей и могут включать:
1) осознание себя, своего «Я»; осознание своей принадлежности к определенному полу; социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
2) развитие адекватных представлений о окружающем социальном мире, овладение социально-бытовыми умениями, необходимыми в повседневной жизни дома и в школе, умение выполнять посильную домашнюю работу, включаться школьные дела;
3) умение сообщать о нездоровье, опасности и т.д.
4) владение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами взаимодействия;
5) первоначальное осмысление социального окружения;
6) развитие самостоятельности;
7) овладение общепринятыми правилами поведения;
8) наличие интереса к практической деятельности
Содержание тем учебного курса предмета «Речь и альтернативная коммуникация»
Тематическое планирование по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» ученика 2 «Б» класса Новосельцева Дениса
Практическая часть программы
Упражнения на рассматривание себя в зеркале, показ указательным жестом себя и своего отражения в зеркале.
1. Выполнение упражнений на рассматривание себя в зеркале учителем (ученик наблюдает за деятельностью ученика)
2. Выполнение упражнений совместно с учителем
3. Выполнение упражнений по подражанию учителя
4. Выполнение упражнений по словесной инструкции, самостоятельно
Рассматривание себя в зеркале, показ указательным жестом себя, своего отражения в зеркале.
Упражнения на подражание выражению лица учителя и его действиям
1. Наблюдение за действиями учителя.
2. Выполнение упражнений на подражание по пошаговой инструкции учителя.
3. Выполнение упражнений на подражание по показу.
Аудиальные и визуальные упражнения с использованием большой дидактической куклы.
1. Наблюдение за действиями учителя. 2. Выполнение аудиальных и визуальных упражнений с куклой по пошаговой инструкции учителя.
3. Выполнение аудиальных и визуальных упражнений с куклой самостоятельно
Выполнение упражнений с использованием большой дидактической куклы типа «Слушай и показывай на кукле»: у куклы — руки, у тебя — руки; у куклы — ноги, у тебя — ноги (упражнения с фотографиями и картинками).
Игровые упражнения с куклой, соотносимой с образом ученика.
1. Наблюдение за действиями учителя. 2. Выполнение игровых упражнений с куклой по пошаговой инструкции учителя.
3. Выполнение игровых упражнений с куклой по показу учителя.
4. Выполнение игровых упражнений с куклой самостоятельно
Выполнение упражнений с куклой, соотносимой с образом ученика. (Интеграция с уроками «Развитие речи и окружающий мир».)
«Чтение» изображений на картинках.
1. Наблюдение за действиями учителя.
2. Выполнение упражнений по пошаговой инструкции учителя.
3. Выполнение упражнений по показу, самостоятельно.
Выполнение совместных с учителем упражнений с фотографией: показ частей тела на фотографии и на себе.
Визуальные упражнения с картинками.
1. Наблюдение за действиями учителя.
2. Выполнение визуальных упражнений по пошаговой инструкции учителя.
3. Выполнение визуальных упражнений с картинками по показу, самостоятельно.
Выполнение упражнений с картинками: покажи — куклу, мячик, медвежонка, кубики, барабан, машину, ведерко.
Нахождение игрушки по картинкам. Узнавание игрушки по характерным звукам.
1. Наблюдение за действиями учителя.
2. Выполнение упражнений на нахождение игрушки по картинкам.
3. Выполнение упражнений на узнавание игрушки по характерным звукам.
Выполнение упражнений с картинками: покажи — куклу, мячик, медвежонка, кубики, барабан, машину, ведерко.
Упражнения на подражание выражению лица учителя и его действиям
1. Наблюдение за действиями учителя.
2. Выполнение упражнений на подражание по пошаговой инструкции учителя.
3. Выполнение упражнений на подражание по показу.
Выполнение упражнений на подражание выражению лица учителя (перед зеркалом и без него) и его действиям (улыбается, грустит, закрывает лицо, закрывает рот и т. п.).
Упражнения с фотографией: показ частей тела на фотографии и на себе.
1. Наблюдение за действиями учителя.
2. Выполнение упражнений по пошаговой инструкции учителя.
3. Выполнение упражнений по показу, самостоятельно.
Показ частей тела на фотографии и на себе.
Знакомство с пиктограммами «нос», «голова», «ухо», «глаза».
1. Наблюдение за действиями учителя. 2. Выполнение упражнений по инструкции учителя.
3. Выполнение упражнений самостоятельно
Занятия по пособию «Я – говорю. Ребенок и мир животных» (авт. Л. Б. Баряева, Е. Т. Логинова, Л. В. Лопатина).
Нахождение игрушки по картинкам
1. Рассматривание игрушки и картинки с изображением игрушки.
2. Выполнение упражнений на нахождение игрушки по картинкам (цветная картинка-иллюстрация, контурная картинка, картинка, нарисованная учителем для ученика, картинка, составленная из двух-четырех частей).
Выполнение упражнений на нахождение игрушки по картинкам.
Привлечение внимания учащихся к предметам.
1. Выполнение упражнений на рассматривание предметов учителем (ученик наблюдает за деятельностью учителя, фиксирует взгляд на объекте)
2. Выполнение упражнений совместно с учителем на перемещение предметов в руке для рассматривания со всех сторон
3. Выполнение упражнений по словесной инструкции, по показу
Выполнение упражнений, направленных на рассматривание предметов и обучение фиксации взгляда на объекте, активное восприятие, перемещение предметов в руке для рассматривания их со всех сторон (совместно с учителем).
Упражнения для кистей рук: сжимание, разжимание.
1. Выполнение упражнений для кистей рук учителем (ученик наблюдает за деятельностью учителя)
2. Выполнение упражнений для кистей рук совместно с учителем
3. Выполнение упражнений для кистей рук по подражанию, по показу
Выполнение упражнений для кистей рук: сжимание, разжимание (совместно с учителем, по подражанию его движениям).
Лепка без задания для ознакомления с основными свойствами глины, пластилина. Освоение основных приемов работы с пластичными материалами.
1. Показ учителем образцов лепки (ученик наблюдает за деятельностью учителя, фиксирует взгляд на объекте)
2. Выделение совместно с учителем свойств глины, пластилина…
3. Освоение учениками основных приемов работы с пластичными материалами
Лепка без задания для ознакомления учащихся с основными свойствами глины, пластилина, пата (цветного теста). Освоение учащимися основных приемов работы с пластичными материалами: разминать двумя руками, разрывать на большие и мелкие куски, соединять их, отщипывать мелкие куски пальцами, раскатывать прямыми и круговыми движениями, расплющивать.
Формирование кинетической основы движений пальцев рук.
1. Выполнение последовательно организованных движений пальцев рук учителем (ученик наблюдает)
2. Выполнение упражнений для кистей рук совместно с учителем
3. Выполнение упражнений для кистей рук по подражанию, по показу
Выполнение последовательно организованных движений и конструктивного праксиса: игры с пирамидками и т. д.
Упражнения с природным материалом и бытовыми предметами.
1. Рассматривание, выделение характерных признаков предметов
2. Выполнение упражнений с природным материалом и бытовыми предметами под руководством учителя
Выполнение упражнений с природным материалом и бытовыми предметами: «Раскопки», «Карандаши ставим в карандашницу», «Чашки на блюдца» и т.п.
Рисование учителем для учеников предметных изображений и изображений детей с предметами.
1. Рисование учителем предметных изображений (ученик наблюдает за деятельностью учителя)
2. Рисование учителем изображений детей с предметами (ученик наблюдает за деятельностью учителя)
3. Выбор учащимися соответствующего предмета и действия с ним вместе с учителем
Рисование учителем для учеников (мелом на доске или кистью, фломастером, волоконным карандашом, маркером на большом листе бумаги) предметных изображений и изображений детей с предметами: с куклой, с мячом, с медвежонком, с кубиками, с барабаном, с машиной, с ведерком. Выбор учащимися соответствующего предмета и действия с ним вместе с учителем.
Рабочая программа по предмету»Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся с ОВЗ 2 класс (2 вариант)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Речь и альтернативная коммуникация
Рабочая программа рассчитана на 68 часов, по 2 часа в неделю.
Рабочая программа по предмету « Речь и альтернативная коммуникация » предназначена для обучения учащихся 2 класса, составлена на основе АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и с учетом следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный закон РФ от29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МКОУ «Березовская СОШ имени Героя Советского Г.А.Рубцова» для обучающихся с ОВЗ на 2019-2020 г.г.
Учебный план для учащихся 2 класса МКОУ «Березовская СОШ имени Героя Советского Г.А.Рубцова» для обучающихся с ОВЗ в условиях введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) на 2019-2020 учебный год.
Цель программы – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств
вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального
Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное
поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в
доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению
ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную,
дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку
пределах, организованное включение в общение.
— формировать навыки установления, поддержания и завершения контакта;
— способствовать овладению доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными;
— формировать умение пользоваться доступными средствами коммуникации в
практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности для решения соответствующих возрасту житейских задач;
— формировать навыки глобального чтения в доступных ребенку пределах.
— формировать графомоторные навыки и навыки элементарного письма
— развивать учебные навыки посредством формирования умений планировать последовательность действий, выполнять и контролировать хо д работы;
— развивать концентрацию внимания и сосредоточение на выполняемых действиях;
— развивать импрессивную и экспрессивную речь через расширение словарного запаса;
— воспитывать усидчивость на занятиях;
— стимулировать проявления самостоятельности;
— формировать настойчивость и терпение во время выполнения практических упражнений;
— формировать умение контролировать свои эмоции.
Рабочая программа по предмету составлена на основе:
Примерной адаптированной основной общеобразовательной программе отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития (2 вариант)
Планируемые результаты освоения программы
Основным ожидаемым результатом освоения обучающимися учебного предмета является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с физическими и психическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение социальных контактов и жизненного опыта.
Выделяем следующие ожидаемые результаты:
— личностные, включающие сформированность мотивации к обучению и познанию, социальные компетенции, личностные качества:
Осознание себя (в ситуации «здесь и сейчас», в пространстве, своей принадлежности к определённому полу, как «Я»);
Социально-эмоциональное участие доступным способом в процессе общения и совместной деятельности;
Владение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся социуме;
Оценка своих поступков по принципу «хорошо»/«плохо», личная ответственность за свои поступки на основе представлений о базовых нравственных нормах, общепринятых правилах;
Владение правилами поведения в учебной ситуации;
Уважительное отношение к окружающим: взрослым, детям;
Доброжелательность, эмоциональная отзывчивость по отношению к другим, понимание и сопереживание чувствам других;
Владение навыками сотрудничества со взрослыми и детьми в разных социальных ситуациях доступным образом;
Владение алгоритмом действий в игровой, учебной, бытовой ситуации.
Умение принимать партнера по коммуникации. Умение воспринимать обращения через тактильные, зрительные, слуховые раздражители.
Умение обращать внимание на другого человека и получение ответа на внимание.
Умение согласиться на контакт и отказаться от контакта. Установление ребёнком контакта доступным способом.
Умение распознавать, что поступает сообщение. Умение высказываться (вербально и невербально).
Умение воспринимать речевое обращение и реагировать на него. Внимание к речевому обращению и реагирование на него доступным образом (изменение поведения, поворот лица и т.д.). Умение получать вербальные ответы на свои сообщения (в том числе невербальные).
Умение различать голос и прочие шумы. Умение узнавать голоса знакомых людей.
Умения реагировать на имя, просьбу, запрет. Умение понимать похвалу и простые формы вежливости.
Программа формирования базовых учебных действий
У обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР программа формирования базовых учебных действий направлена на формирование готовности у детей к овладению содержанием учебной программы.
БУД включают в себя:
Подготовку ребенка к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию индивидуально с педагогом (специалистом):
Подготовку ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
Подготовку к формированию учебного поведении.
Подготовку обучающегося к овладению умением выполнять задание.
Задачи по формированию базовых учебных действий, личностные и предметные результаты включаются в СИПР с учетом особых образовательных потребностей обучающихся
Содержание предмета «речь и альтернативная коммуникация» представлено следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».
Коммуникация с использованием вербальных средств.
Установление контакта с собеседником (установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника).
Реагирование на собственное имя.
Приветствие собеседника звуком (словом).
Привлечение к себе внимания звуком (словом).
Прощание с собеседником звуком (словом).
Коммуникация с использованием невербальных средств.
Приветствие (прощание) с использованием мимики.
Приветствие (прощание) с помощью жеста.
Привлечение внимания с помощью жеста.
Привлечение внимания звучащим предметом.
Приветствие (прощание), привлечение внимания с помощью предъявления предметного символа.
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации
Понимание простых по звуковому составу слов: мама, папа.
Реагирование на собственное имя.
Узнавание имен членов семьи: мама, папа, бабушка, дедушка (при условии, что принимает непосредственное участие в воспитании).
Узнавание имен учащихся класса, педагогов класса.
Понимание слов, обозначающих предмет: игрушки, одежда, обувь.
Понимание обобщающих понятий: игрушка, одежда, обувь.
Понимание слов, обозначающих действия предмета: пить, есть, сидеть, спать.
Называние отдельных звуков, звукоподражаний.
Называние простых по звуковому составу слов: мама, папа.
Называние собственного имени.
Называние имен членов семьи: мама, папа, бабушка, дедушка (при условии, что принимает непосредственное участие в воспитании).
Называние имен учащихся класса, педагогов класса.
Называние слов, обозначающих предмет: игрушки, одежда, обувь.
Называние обобщающих понятий: игрушки, одежда, обувь.
Называние слов, обозначающих действия предмета: пить, есть, сидеть, спать.
Узнавание напечатанных слов, обозначающих:
имена людей: собственное имя, имена членов семьи, учащихся класса, педагогов класса;
названий предметов: игрушки, одежда, обувь;
названия действий: пить, есть, сидеть, спать.
Начальные навыки чтения и письма.
Привитие учащимся навыков учебной деятельности: умения правильно сидеть за партой, вставать, выполнять простые инструкции педагога.
Уточнение и развитие слухового восприятия учащихся. Различение звуков окружающей действительности (стук, звон, гудение, жужжание и т.д.).
Уточнение и развитие зрительного восприятия учащихся. Соотнесение натурального объекта с его графическим изображением и последующее словесное обозначение.
Специальная подготовка к обучению письму. Привитие навыков правильно сидеть за партой во время письма, правильно располагать на парте тетрадь и пользоваться карандашом. Развитие движений кисти и пальцев рук. Обведение карандашом простейших фигур по трафаретам, закраска и штриховка их.
Длительность изучения программы
Программа по предмету для обучающихся 2 класса рассчитана на 2 недельных часа.
Требования к уровню освоения программы.
Предполагаемые предметные результаты обучения.
1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.
Понимание слов, обозначающих предмет: игрушки, одежда, обувь.
Понимание обобщающих понятий: игрушка, одежда, обувь.
2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными
Реагирование на собственное имя.
Называние собственного имени.
Понимание простых по звуковому составу слов: мама, папа.
Узнавание имен членов семьи: мама, папа, бабушка, дедушка (при условии, что принимает непосредственное участие в воспитании).
Узнавание имен учащихся класса, педагогов класса.
Понимание слов, обозначающих действия предмета: пить, есть, сидеть, спать.
Называние отдельных звуков, звукоподражаний.
Называние простых по звуковому составу слов: мама, папа.
Называние собственного имени.
Называние имен членов семьи: мама, папа, бабушка, дедушка (при условии, что принимает непосредственное участие в воспитании).
Называние имен учащихся класса, педагогов класса.
Называние слов, обозначающих предмет: игрушки, одежда, обувь.
Называние обобщающих понятий: игрушки, одежда, обувь.
Называние слов, обозначающих действия предмета: пить, есть, сидеть, спать.
Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.
Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями.
Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова.
Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.
Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.
Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму.
Начальные навыки письма.
Рисование на нелинованной б у ма г е линий в различном направлении.
Рисование вертикальных линий разной длины.
Рисование горизонтальных линий.
Рисование наклонных линий
Рисование волнистых линий
Закрашивание контурных изображений предметов
Штрихование простых предметов
Обведение по трафарету простых предметов
Рисование прямых палочек по линиям клетк
Используемые методы работы:
— рассказ-вступление, рассказ-изложение, рассказ-заключение
— демонстрация (показ) предметов, фотографий, пиктограмм, действий, картинок, учебных картин, схем, плакатов, памяток, таблиц, презентаций, видеофрагментов.
— иллюстрация схем, плакатов, таблиц, зарисовок на доске.
— упражнения (устные, письменные, графические)
Техническое и методическое оснащение уроков :
Презентации в Power Point
Предметные и сюжетные картинки (для доски, индивидуальные)
Учебные картины и картинки
Схемы слов, предложений
Раздаточный материал для упражнений
Картинки для раскрашивания, соединения предметов по точкам, для графических упражнений
Письменные задания в картинках
Карточки с заданиями, с печатными словами и предложениями