рассмотрите полушария мозга сверху и сбоку
Рассмотрите полушария мозга сверху и сбоку
а) Доли мозга. Поверхность коры полушарий головного мозга покрыта бороздами и расположенными между ними складками — извилинами. Большая часть коры полушарий скрыта от обзора в углублениях борозд. Формы борозд у разных людей могут отличаться, однако определенные борозды достаточно схожи и могут служить описательными ориентирами. Самые глубокие—латеральная (сильвиева) и центральная (роландова) борозды.
Эти борозды разделяют полушария на четыре доли (в боковой проекции) двумя воображаемыми линиями. Первая линия проходит от латеральной борозды назад, вторая — от верхнего края теменно-затылочной борозды к предзатылочной вырезке, расположенной в нижней границе полушария (борозда и вырезка обозначены на рисунке ниже). Выделяют лобную, теменную, затылочную и височную доли мозга.
Наиболее выступающие участки лобной, затылочной и височной долей образуют полюса полушарий головного мозга.
При удалении краев латеральной борозды (покрышки) открывается доступ к островку головного мозга. В статье по эмбриогенезу головного мозга отмечено, что во время развития конечного мозга плода островок мозга остается относительно «неактивным».
Пять долей мозга. (А) латеральная и (Б) медиальная поверхности правого полушария мозга. Правое полушарие с (А) латеральной и (Б) медиальной стороны с изображением основных борозд и извилин.
Обратите внимание на рисунки ниже, а также приведенное ниже описание особенностей поверхности долей мозга.
1. Лобная доля. На латеральной поверхности лобной доли расположена прецентральная извилина, спереди ограниченная прецентральной бороздой. Прямая, верхняя, средняя и нижняя извилины лобной доли ограничены верхней и нижней лобными бороздами. На медиальной поверхности верхняя лобная извилина отделена от поясной извилины поясной бороздой. На нижней (глазничной) поверхности расположены несколько глазничных извилин. Обонятельная луковица и обонятельные пути соприкасаются с глазничной поверхностью лобной доли.
2. Теменная доля. На передней части теменной доли расположена постцентральная извилина, ограниченная сзади постцентральной бороздой. Внутритеменная борозда разделяет заднюю часть теменной доли на верхнюю и нижнюю теменные дольки. В нижней части теменной доли расположены надкраевая извилина, огибающая концевой изгиб латеральной борозды, и угловая извилина, огибающая верхнюю височную борозду.
На медиальной поверхности теменной доли располагается задняя часть околоцентральной дольки мозга, а позади нее — предклинье полушарий. Название околоцентральной дольки, частично расположенной в лобной доле, обусловлено ее положением относительно центральной борозды.
3. Затылочная доля. Латеральная поверхность затылочной доли представлена несколькими боковыми затылочными извилинами. На медиальной поверхности расположена клинообразная извилина (клин), разделяющая теменно-затылочную и шпорную борозды. На нижней поверхности расположены три извилины и три борозды. Латеральная и медиальная затылочно-височные извилины разделены затылочно-височной бороздой. Коллатеральная и шпорная борозды ограничивают язычковую извилину.
4. Височная доля. Височная доля имеет верхнюю, среднюю и нижнюю височную извилины, разделенные верхней и нижней височными бороздами. Нижняя поверхность доли представлена передними участками затылочно-височной извилины. Язычковая извилина переходит в парагиппокампальную извилину, которая оканчивается в области крючка гиппокампа — закругленного выступа, расположенного медиально. Как и показано на рисунках срезов мозга, парагиппокампальная извилина располагается под «закрученным» участком коры — гиппокампом.
5. Лимбическая доля. Пятая, лимбическая, доля мозга расположена на медиальной поверхности полушарий. Поверхность лимбической доли представлена поясной и парагиппокампальной извилинами. Обычно говорят о лимбической системе, в состав которой входят гиппокамп, свод мозга и миндалевидное тело.
Островок мозга (покрышка удалена). Строение поверхности мозга здорового человека («толстый» МР-срез). Мозг (вид снизу) с изображением основных борозд и извилин.
б) Промежуточный мозг. Основные структуры промежуточного мозга — таламус и гипоталамус. Эти скопления ядер образуют боковые стенки III желудочка. Между таламусом и гипоталамусом проходит гипоталамическая борозда, которая представляет собой ростральную границу пограничной борозды эмбриона.
в) Срединная сагиттальная проекция мозга. Представленный на рисунке ниже срединный сагиттальный срез головы трупа демонстрирует расположение мозга относительно окружающих его структур.
Промежуточный мозг и его границы. Мозолистое тело. Сагиттальный МР-срез мозга живого человека. Сагиттальный срез фиксированного препарата мозга.
Видео урок анатомия борозд и извилин головного мозга
Редактор: Искандер Милевски. Дата публикации: 9.11.2018
Лабораторная работа на тему «Строение головного мозга человека»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема: изучение строения головного мозга человека.
Цель: изучить строение головного мозга человека.
Оборудование: муляжи, разборные модели головного мозга человека, таблицы.
1.Разделите модель головного мозга на 2 половинки.
б) Найдите мозолистое тело. Какую функцию оно выполняет? ……………….
2. Рассмотрите рисунок 1 строения головного мозга. Сделайте подписи к
3. Рассмотрите полушария мозга сверху и сбоку. Найдите складки – ……………… и глубокие щели между ними – ………….. (………….; …………..; ……………;). Они разделяют полушария на …………….. (…………..; ……………; ……………; …………….). Рассмотрите рисунок 2 и сделайте подписи к нему.
4.В какой доле больших полушарий находятся зоны;
а) слуховая, обонятельная – …………….
в) кожно-мышечная сенсорная – ………………….
г) произвольных движений – ………………….
а) Почему повреждение продолговатого мозга небезопасно для жизни?
б) Каково значение мозжечка в организме человека?
в) Каково значение борозд и извилин в строении больших полушарий
Тема: изучение строения головного мозга человека.
Цель: изучить строение головного мозга человека.
Оборудование: муляжи, разборные модели головного мозга человека, таблицы.
1.Разделите модель головного мозга на 2 половинки.
б) Найдите мозолистое тело. Какую функцию оно выполняет? ……………….
2. Рассмотрите рисунок 1 строения головного мозга. Сделайте подписи к
3. Рассмотрите полушария мозга сверху и сбоку. Найдите складки – ……………… и глубокие щели между ними – ………….. (………….; …………..; ……………;). Они разделяют полушария на …………….. (…………..; ……………; ……………; …………….). Рассмотрите рисунок 2 и сделайте подписи к нему.
4.В какой доле больших полушарий находятся зоны;
а) слуховая, обонятельная – …………….
в) кожно-мышечная сенсорная – ………………….
г) произвольных движений – ………………….
а) Почему повреждение продолговатого мозга небезопасно для жизни?
б) Каково значение мозжечка в организме человека?
в) Каково значение борозд и извилин в строении больших полушарий
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Курс повышения квалификации
Интерактивные технологии в обучении и воспитании
Номер материала: ДВ-340804
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Минпросвещения объявило конкурс «Учитель-международник»
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения намерено включить проверку иллюстраций в критерии экспертизы учебников
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Средняя зарплата учителей в Москве достигла 122 тыс. рублей
Время чтения: 1 минута
Новый ГОСТ на окна с защитой для детей вступает в силу 1 ноября
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения планирует прекратить прием в колледжи по 43 профессиям
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
ГДЗ биология 8 класс Колесов, Маш, Беляев Дрофа Задание: 46 Передний мозг: промежуточный мозг и большие полушария.
Стр. 290. Вопросы в начале параграфа
№ 1. Где распознаются воспринятые образы?
В таламусе – центральной части промежуточного мозга.
№ 2. Одинаковые ли функции выполняют левое и правое полушария?
Нет, не одинаковые. Левое полушарие отвечает за логику и анализ, за последовательную обработку информации и аналитическое мышление. Правое полушарие воспринимает окружающую обстановку в целом, распознает мелодии и образы, запоминает ситуации и лица. В целом оно отвечает за образное мышление и воображение.
Стр. 294. Вопросы
№ 1. Какие отделы различают в переднем мозге?
Отделы переднего мозга:
Большие полушария головного мозга.
№ 2. Каковы функции таламуса и гипоталамуса?
Таламус обрабатывает оценку значимости информации, которая поступает от органов чувств. Также он передает исключительно важную информацию в кору большого мозга.
№ 3. Почему поверхность полушарий собрана в складки?
№ 4. Как распределяется серое и белое вещество в полушариях большого мозга? Какие функции они выполняют?
Серое вещество находится снаружи полушарий и отвечает за координацию деятельности всех систем органов и сложное сознательное поведение. Оно осуществляет оценку, восприятие всей информации, поступающих от органов чувств, а также осуществляет нервную деятельность. Также серое вещество располагается и в глубине полушарий среди белого вещества – так называемые подкорковые ядра.
Белое вещество находится под корой головного мозга и состоит из массы нервных волокон, которые являются связующим звеном между нейронами коры и нижележащими отделами мозга. Отвечает за управление сложными формами поведения, участвует в речевой и мыслительной деятельности организма.
№ 5. В чём состоят функции древней и старой коры?
Древняя и старая кора обеспечивает контроль реакций, которые направлены на самосохранение и сохранение рода или вида. Она отвечает за гомеостаз, врожденные поведенческие акты и последующее формирование эмоций.
№ 6. Как распределяются функции между левым и правым полушариями большого мозга?
Левое полушарие отвечает за логические операции, обеспечивает формирование письменной и устной речи, восприятие и абстрактное мышление. Правое полушарие принимает участие в образном мышлении, то есть, включает восприятие окружающего пространство, музыкальное или художественное развитие, распознавание лиц и ситуаций.
Стр. 294. Задания
№ 1. Объясните, в каком полушарии произошло повреждение двигательных центров, если у больного наступил паралич правой ноги или руки.
При параличе правой ноги и руки повреждение двигательных центров могло произойти в левом полушарии. Оно воспринимает и анализирует все, что происходит справа от человека, а также регулирует работу органов и систем, расположенных справа.
№ 2. Обобщите и представьте в виде схемы или таблицы информацию о чувствительных, двигательных и ассоциативных зонах новой коры.
Зоны | Особенности | Расположение | Последствия разрушения |
---|---|---|---|
Чувствительная | Участки, в которых располагаются центральные отделы анализаторов (зрительная, слуховая зона и зона обонятельных и вкусовых ощущений). | Затылочная, височная области, внутренняя поверхность височных долей. | Потеря чувствительности кожи, потеря зрения, слуха и т. д. |
Двигательная | При раздражении участков появляются двигательные рефлексы. При раздражении моторной зоны правой стороны сокращаются мышцы левой стороны тела из-за того, что пути, по которым идут импульсы, образуют перекрест. | В передней центральной извилине. | Нарушения движения. |
Ассоциативная | Возбуждение возникает при поступлении импульсов от разных рецепторов. | Рядом с сенсорной зоной. | Серьезные нарушения памяти и возможности обучения. |
№ 3. Рассмотрите рисунок 130, А. Предположите, какие функции выполняют не выделенные цветом участки лобной и теменной доли.
Лобная доля контролирует функции теменной, височной и затылочной доли: обрабатывает зрительную, слуховую информацию.
Теменная доля отвечает за управление ощущениями и движением тела.
Рассмотрите полушария мозга сверху и сбоку
Подробное решение параргаф § 9 по биологии для учащихся 8 класса, авторов Сивоглазов В.И., Каменский А.А., Сарычева Н.Ю. 2019
Каково строение головного мозга у позвоночных животных?
Ответ. Головной мозг представлен у позвоночных животных пятью отделами: передним, промежуточным, средним, мозжечком и продолговатым мозгом. Он закладывается эмбрионально в виде вздутия переднего отдела нервной трубки, которое вскоре делится на три первичных мозговых пузыря. В дальнейшем передняя часть первого мозгового пузыря дает начало переднему мозгу; задняя его часть преобразуется в промежуточный мозг. Из второго мозгового пузыря формируется средний мозг. Путем выпячивания крыши третьего мозгового пузыря формируется мозжечок, под которым располагается продолговатый мозг.
Какова роль коры больших полушарий головного мозга?
Ответ. Кора больших полушарий:
— регулирует силу спинномозговых и стволовых двигательных рефлексов;
— участвует в формировании и хранении программ сложных врожденных и всех приобретенных движений;
— обеспечивает выполнение целенаправленных произвольных двигательных актов.
— в коре формируется замысел или цель движения, происходит выбор программ движения, а также запуск сложных видов движений.
Думай, делай выводы, действуй
Проверь свои знания
1. Из каких отделов состоит головной мозг?
Ответ. Мозг разделяют на пять отделов: продолговатый, задний, средний, промежуточный и передний (конечный).
2. Каковы функции промежуточного мозга?
Ответ. Промежуточный мозг состоит из двух частей — таламуса (верхняя часть) и гипоталамуса (нижняя часть). Таламус собирает и обрабатывает чувствительную информацию, поступающую от всех рецепторов тела, — от рецепторов внутренних органов и наших органов чувств (кроме органа обоняния). Нижняя часть промежуточного мозга — гипоталамус — контролирует работу вегетативной нервной системы, а следовательно, регулирует функции внутренних органов и поддержание гомеостаза. В этом отделе мозга у человека и млекопитающих находятся центры терморегуляции, жажды, голода и насыщения.
3. Что такое мозжечок? Каковы его функции?
Ответ. Мозжечок — это часть заднего мозга. Мозжечок отвечает за равновесие тела, поддержание позы, тонус мышц — например, корректирует положение тела, когда вы едете в автобусе или поезде, ваше тело испытывает толчки, качку и другие помехи, которые связаны с движением транспорта по дороге. Этот отдел мозга участвует также в управлении движениями, особенно автоматическими — такими, как бег, ходьба, печатание на клавиатуре, игра на фортепиано и т. д.
4. Каково строение больших полушарий головного мозга?
Ответ. Полушария покрывает тонкий слой серого вещества — кора больших полушарий, в которой есть извилины (складки) и борозды (углубления).
Глубокие борозды разделяют каждое полушарие на доли: лобную, теменную, височную и затылочную. В каждой доле выделяют участки коры или зоны, различающиеся по своим функциям. Например, информация от органа зрения приходит в зрительную зону коры, которая находится в затылочной доле, от органов слуха — в слуховую зону в височной доле. Зона кожно — мышечной чувствительности находится в теменной доле. Каждый участок кожи и каждая мышца имеют свою проекцию на определенный участок этой зоны коры.
5. Каковы функции коры больших полушарий?
Ответ. Большие полушария отвечают за обработку всей поступающей в мозг информации, за мышление, сознание, память, речь. Они обеспечивают психическую деятельность человека.
Выполни задания
1. Сравните функции продолговатого и спинного мозга.
Ответ. Центральная нервная система состоит из спинного и головного мозга. Продолговатый мозг является отделом головного, но переходит в спинной. Из — за этого у них множество сходств в строении. В первую очередь это расположение серого и белого вещества в виде бабочки. Это объясняется наличием рогов с нервными ганглиями. Через продолговатый мозг проходят волокна из спинного мозга к головному. Расположение их повторяет спинной мозг. Функции спинного и продолговатого мозга схожи. В первую очередь это все жизненно важные и элементарные — дыхание и безусловные рефлексы. Так же здесь находятся центры движения, при повреждении который оно станет невозможным.
2. На рисунке 41 найдите зону кожно — мышечной чувствительности. Какова ее функция?
Ответ. Зона кожно — мышечной чуствительности обеспечивает болевую, холодовую, тепловую, тактильную и мышечно — суставную чувствительность. Рецепторы этих видов чувствительности расположены в коже, мышцах, связках и сухожилиях.
Обсуди с товарищами
1. Объясните, что произошло с больным, если у него нарушена двигательная функция правой половины тела.
Ответ. Повреждение двигательных центров произошло в левом полушарии, т.к. оно регулирует работу органов правой части туловища и воспринимает информацию от пространства справа.
2. Почему повреждение продолговатого мозга может быть смертельно?
Ответ. В продолговатом мозге находится автоматически работающий дыхательный центр, обеспечивающий вентиляцию легких, поэтому не только удаление, а даже повреждение продолговатого мозга заканчивается смертью. Человек прекращает дышать.
Выскажи мнение
Верна ли фраза «Не действуй мне на нервы»? Почему?
Ответ. Фраза не верна. Нервы как проводники нервных импульсов ничего чувствовать не могут. Чувствовать могут только нервные рецепторы. Поэтому действовать непосредственно на нервы, не затрагивая рецепторов, невозможно.
Работа с текстом
1. Составьте план раздела параграфа «Передний мозг».
1) Общая информация о строении головного мозга
2) Функции отделов головного мозга
3) Полушария головного мозга
2. Используя текст учебника, составьте список зон коры полушарий.
Ответ. Основные зоны коры больших полушарий: двигательная; кожно — мышечной чувствительности; зрительная; слуховая; обонятельная и вкусовая.
Работа с моделями, схемами, таблицами
Составьте таблицу «Функции отделов головного мозга».
Проводим исследование
Изучение строения головного мозга
Цель: изучить строение головного мозга.
Материалы и оборудование: муляж головного мозга, готовые микропрепараты, препараты «Срезы головного мозга. Большие полушария».
1. Рассмотрите модель (муляж) головного мозга человека. С помощью текста параграфа и рисунков учебника найдите на модели отделы мозга, назовите их. Вспомните, какие функции они выполняют.
Мозг разделяют на пять отделов: продолговатый, задний, средний, промежуточный и передний (конечный).
2. Рассмотрите готовые препараты «Срезы головного мозга. Большие полушария». Найдите кору больших полушарий, извилины, борозды. Рассмотрите полушария сверху и сбоку.
3. Зарисуйте схему «Строение головного мозга в продольном разрезе» и отметьте на ней распределение серого и белого вещества.
4. Ответьте на вопрос: как размеры конечного мозга связаны с функциями, за которые он отвечает?
По своему весу, размерам конечный мозг существенно превосходит все остальные отделы мозга человека. Отвечает за самые сложные действия в деятельности человека — умственная деятельность, психические проявления.
5. Сделайте выводы.
Головной мозг состоит из продолговатого мозга, заднего мозга, среднего мозга, промежуточного мозга и конечного мозга, в состав которого входят большие полушария. Полушария головного мозга покрыты корой, борозды делят полушария на доли. В каждой доле различают специализированные участки коры — зоны. Большие полушария отвечают за обработку всей поступающей в мозг информации, за мышление, сознание, память, речь. Они обеспечивают психическую деятельность человека.
Научная электронная библиотека
1.3. Психологические исследования в области межполушарных дихотомий
Согласно одному из центральных положений нейропсихологической теории мозговой организации высших психических функций мозг при реализации любой психической функции работает как парный орган: в осуществлении любой психической функции всегда задействованы оба полушария, каждое из которых выполняет свою роль. (Лурия А.Р., 1969, 1973; Мосидзе В.М., 1986; Хомская Е.Д., 1987, 1996).
Мозг представляет собой сложную, иерархически организованную систему, состоящую из отдельных компонентов (мозговых структур), объединенных жесткими и гибкими звеньями. Удельный вес последних существенно нарастает в ходе индивидуального развития (Бехтерева Н.П., 1971).
Развитие мозга идет в направлении дифференциации и специализации его элементов с их последующей пластичной функциональной интеграцией (Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., 1996). «Согласно современным представлениям, сложившимся в науках о мозге, закономерности межполушарного взаимодействия (и межполушарной асимметрии как его частного случая) относятся к важнейшим, фундаментальным основам работы мозга как парного органа. Они характеризуют системные интегративные свойства работы мозга как единой системы, единого мозгового субстрата психических процессов» (Выготский Л.С., 1983).
Значительная доля в исследованиях функциональной межполушарной асимметрии головного мозга отводится выявлению межполушарных дихотомий.
Способности к формально-логическим операциям традиционно связываются с функционированием левого полушария (Симерницкая Э.Г., 1978; Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А., 1988; Хомская Е.Д., 1988).
При пространственно-зрительном анализе стимула преобладающим оказывается правое полушарие, а при анализе семантических черт доминирует левое полушарие, особенно его затылочная область (Будохоска В. и др., 1990).
Исследования нейрофизиологов, проведенные в последнее время, показали, что к анализу вербальной информации левое и правое полушария подходят по-разному. В левом полушарии анализ проходит по фонологическому принципу: через звуковой анализ и синтез, а правое полушарие воспринимает слово целиком, через гештальт. При этом лексикон правого полушария формируется не сразу и имеет свои особенности: вероятно, он меньше, в нем имеются не только целостные образы слов, но и отдельных выражений, фраз. Это относится как к устной, так и к письменной речи.
В последние 5-10 лет появились данные о том, что преобладание одного из полушарий по ряду функций не абсолютно, что в каждом полушарии заложены как лингвистические, так и пространственные способности, однако весьма различается степень их выраженности. Таким образом, способности к восприятию речи у правого полушария ненамного меньше, чем у левого, но способности к устной речи весьма ограничены. «Немое» правое полушарие обладает и некоторыми способностями к письменной речи. В литературе описан случай, когда больной с расщепленным мозгом по просьбе нейропсихолога мог левой рукой собрать из букв разрезной азбуки некоторые слова, но не мог назвать их. Можно предположить, что у левшей эта способность правого полушария более выражена, чем у праворуких. С этим, видимо, связан феномен «зеркального письма», наблюдающийся у 85% леворуких детей.
Сторонники теории о связи сознания с языком считали, что оно расположено в левом полушарии, а правому полушарию оставляли только бессознательное мышление, сходное с работой компьютера. Однако, вероятно, оба полушария равноценны по уровню мышления, но одно из них «говорящее», а второе «немое».
Детальный анализ, проведенный в одной из работ Сперри, показал, что отдельное правое полушарие воспринимает, думает, обучается, принимает решения, только делает это бессловесно. Правое полушарие хорошо понимает устные инструкции, читает графически представленные слова. Оно способно накапливать опыт, вспоминать те задания текста, которые оно «видело» или «ощущало» при тестировании несколько дней или недель тому назад.
Наличие такого множества концепций в отношении право-левых дихотомий, порой противоречивых, свидетельствует, очевидно, о весьма тонкой специфической морфофункциональной организации левого и правого полушарий головного мозга человека. Проявление той или иной функции в нормальных условиях отражает не только специфику участия каждого из полушарий, но связано с их интегративной деятельностью. Оно является результатом взаимодополняющего сотрудничества правого и левого полушарий, выполняющих неравнозначную роль на определенных стадиях обработки информации.
Межполушарная организация психических процессов носит динамический характер: роль каждого полушария может изменяться в зависимости от задач деятельности, структуры ее организации, сформированности в онтогенезе. При этом у человека направление и степень выраженности функциональной асимметрии мозга во многом зависит от вида и качества обучения (Кураев Г.А., 1982; Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А., 1994; Ермаков П.Н., 1988).
Таким образом, каждое полушарие вносит свой вклад, играет свою собственную роль в реализации высших психических функций. Анализ практически любого психического процесса позволяет выделить компоненты, обеспечиваемые структурами, как левого, так и правого полушария.
В психофизиологической и психологической литературе проблема функциональной межполушарной асимметрии головного мозга человека в последние годы все больше обсуждается в связи с ее непосредственным отношением к проблеме «мозг и сознание» (Спрингер С., Дейч Г., 1983; Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А., 1988; Симонов П.В., 1990, 1994).
Вопрос о совместной работе левого и правого полушарий в осуществлении сложных форм психической деятельности человека имеет в настоящее время большое теоретическое и практическое значение. В теоретическом плане выявление закономерности работы интактного мозга расширили не только естественнонаучное понимание кортикальных процессов, но и философское осмысление принципа симметрии-асимметрии (Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н., 1986).
В практическом направлении проблема функциональной межполушарной асимметрии мозга в настоящее время все более привлекает внимание психологов и психофизиологов с точки зрения взаимосвязи функциональной межполушарной асимметрии головного мозга с особенностями психического склада человека, его адаптивных возможностей, особенностей обучения и общения, развития творческих способностей личности (Ермаков П.Н., 1988; Москвин В.А., 1990, 1999; Ахутина Т.В. и другие, 1996).