расписание служб в храме троицы борисовский проезд д 15
Храм Живоначальной Троицы в честь тысячелетия крещения Руси
Расписание богослужений
26.10 | вт | 8:00 | Утреня. Часы. Божественная Литургия | Иверской иконы Божией Матери. Мчч. Карпа, еп. Фиатирского, Папилы диакона, Агафодора и мц. Агафоники. |
17:00 | Акафист св. блгв. кн. АЛЕКСАНДРУ Невскому. | |||
27.10 | ср. | 8:00 | Утреня. Часы. Божественная Литургия | Мчч. Назария, Гервасия, Протасия и Келсия. Прп. Николы Святоши Черниговского. Прп. Параскевы Сербской. |
17:00 | Акафист ПОКРОВУ Пресвятой Богородицы | |||
28.10 | чт. | 8:00 | Утреня. Часы. Божественная Литургия | Иконы Божией Матери «Спорительница хлебов». Свт. Афанасия исп., еп. Ковровского. |
17:00 | Акафист свт. СПИРИДОНУ Тримифунтскому | |||
29.10 | пт. | 8:00 | Утреня с акафистом ик. Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Часы. Божественная Литургия | Мч. Лонгина сотника, иже при Кресте Господни. Прп. Лонгина Коряжемского. Прп. Лонгина Яренгского. Прп. Лонгина Печерского. |
17:00 | Парастас. Утреня с чтением 17-й кафизмы. | |||
30.10 | сб | 8:30 | Часы. Божественная литургия. Панихида. | Поминовение наших усопших сродников и всех безвинно погибших в годы советских репрессий. Прор. Осии. Прмч. Андрея Критского (767) прав. Лазаря Четверодневного, еп. Китийского |
17:00 | Всенощное бдение | |||
31.10 | вс. | 6:40 | Часы. Божественная литургия. | Апостола и евангелиста Луки. Прп. Иосифа Волоцкого |
8:30 | Часы. Божественная литургия. Молебен | |||
17:00 | Акафист Святой ТРОИЦЕ |
01.11 | пн | 8:00 | Утреня. Часы. Божественная Литургия | Мч. Уара и с ним 7-ми учителей христианских. Прп. Иоанна Рыльского. |
17:00 | Акафист ик.Божией Матери СКОРОПОСЛУШНИЦА. | |||
02.11 | вт | 8:00 | Утреня. Часы. Божественная Литургия | Вмч. Артемия. Прав. Артемия Веркольского (1545). |
17:00 | Акафист св. блгв. кн. АЛЕКСАНДРУ Невскому. | |||
03.11 | ср. | 8:00 | Утреня с акафистом ик. Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Часы. Божественная Литургия | Прп. Илариона Великого. Свт. Илариона Меглинского. Прп. Илариона схимника. |
17:00 | Всенощное бдение | |||
04.11 | чт. | 8:30 | Утреня. Часы. Божественная Литургия | КАЗАНСКОЙ иконы Божией Матери. Свв. Семи отроков Ефесских. Равноап. Аверкия, еп. Иерапольского. |
17:00 | Акафист свт. СПИРИДОНУ Тримифунтскому | |||
05.11 | пт. | 8:30 | Часы. Божественная Литургия | Ап. Иакова, брата Господня. Прав. Иакова Боровичского. Свт. Игнатия, патр. Константинопольского. |
17:00 | Парастас (Заупокойная служба). | |||
Д и м и т р и е в с к а я р о д и т е л ь с к а я с у б б о т а | ||||
06.11 | сб | 8:30 | Часы. Божественная литургия. | ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ. Иконы Божией Матери «ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ». Свт. Афанасия Цареградского. |
17:00 | Всенощное бдение | |||
07.11 | вс. | 6:40 | Часы. Божественная литургия. | Мчч. Маркиана и Мартирия. Прав. Тавифы. Прп. Мартирия затворника Печерского. |
8:30 | Часы. Божественная литургия. Молебен | |||
17:00 | Акафист Святой ТРОИЦЕ | |||
08.11 | пн | 8:00 | Утреня. Часы. Божественная Литургия | Вмч. Димитрия Солунского (ок.306). Воспоминание великого и страшного трясения в Царьграде (740). Прп. Феофила Новгородского. |
17:00 | Акафист ик.Божией Матери СКОРОПОСЛУШНИЦА. | |||
09.11 | вт | 8:00 | Утреня. Часы. Божественная Литургия | Мч. Нестора Солунского (ок.306). Прп. Нестора Летописца (ок.1114). Блгв. кн. Андрея Смоленского. Прп. Нестора некнижного, Печерского (XIV). |
17:00 | Акафист св. блгв. кн. АЛЕКСАНДРУ Невскому. | |||
10.11 | ср. | 8:00 | Утреня. Часы. Божественная Литургия | Свт. Димитрия, митр. Ростовского. Мц. Параскевы Пятницы. Прп. Иова, игумена Почаевского (1651). |
17:00 | Акафист ПОКРОВУ Пресвятой Богородицы | |||
11.11 | чт. | 8:00 | Утреня. Часы. Божественная Литургия | Прмц. Анастасии Римляныни (III). Прп. Аврамия затворника (ок.360). Прп. Аврамия, архим. Ростовского. |
17:00 | Акафист свт. СПИРИДОНУ Тримифунтскому | |||
12.11 | пт. | 8:00 | Утреня с акафистом ик. Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Часы. Божественная Литургия | Сщмч. Зиновия, еп. Егейского, и сестры его мц. Зиновии. Озерянской иконы Божией Матери. Прав. Стефана Милютина, короля Сербского. |
17:00 | Акафист ик. Божией Матери «ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЕ» | |||
13.11 | сб | 8:30 | Часы. Божественная литургия. | Ап. От 70-ти Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия и Аристовула. Мч. Епимаха. Прпп. Спиридона и Никодима, просфорников Печерских. |
17:00 | Всенощное бдение | |||
14.11 | вс. | 6:40 | Часы. Божественная литургия. | Св. безсребренников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских (III). |
8:30 | Часы. Божественная литургия. Молебен | |||
17:00 | Акафист Святой ТРОИЦЕ |
Поделиться:
Православный календарь
Седмица 20-я по Пятидесятнице (ев. чтения 22-й седмицы). Прор. Иоиля (800 г. до Р. Х.). Мч. Уара и с ним семи учителей христианских (ок. 307). Перенесение мощей прп. Иоанна Рыльского.
Блж. Клеопатры (327) и сына ее Иоанна (320). Сщмч. Садока, еп. Персидского, и с ним 128-ми мучеников (342). Собор святых Архангельской митрополии.
Сщмчч. Александра Никольского и Сергия Покровского пресвитеров (1937).
Флп., 241 зач., II, 12–16.Лк., 43 зач., IX, 18–22.
Храм святой Троицы Живоначальной в Борисове, Москва
Борисово один из районов Москвы, первоначально существовал как село, которое вошло в состав столицы при её расширении в 1960 году. Село относилось к дворцовому ведомству, и было основано в конце XVI века царем Борисом Годуновым на берегу большого пруда. Но храм в селе был построен значительно позже его основания.
История основания храма
Строительство храма Живоначальной Троицы в Борисове относят к 1628 году. Тогда это была деревянная церковь, освященная в честь свт. Николая Чудотворца.
В дальнейшем в истории храма можно отметить следующие этапы:
Старый храм не был разобран, хотя и пребывал в совершенно ветхом состоянии.
Интересный факт! Разобрать старый храм препятствовало Московское археологическое общество, которое считала его памятником архитектуры. Средств на восстановление церкви не было и общество в 1897 году согласилось с тем, что старую церковь необходимо разобрать.
В советское время храм к 1938 году не был действующим. При ликвидации села сохранился, так как был признан памятником истории и архитектуры. В 1991 году храм Св. Троицы в Борисове передан Церкви и с этого времени в нем снова совершаются богослужения.
Описание архитектуры
Архитектура храма необычна, поэтому, вероятно, он и привлекал внимание архитекторов, которые отстаивали право сохранения церкви как памятника.
В плане это трапезная с колокольней, причем алтарь не столь ярко выражен. Все очень лаконично, скромно и в то же время без некоторого изыска. Скорее всего, борисовцев на строительство именно такого каменного храма подвигло элементарное отсутствие средств на то, чтобы сделать свою приходскую церковь более фундаментальной.
Деятельность прихода
Церковь Св. Троицы в Борисове была передана православной общине в ужасающем состоянии, фактически сохранились только стены. Но в короткое время удалось воссоздать храм в прежнем виде и возобновить богослужение.
Ныне при храме действует воскресная школа, которая осуществляет всю работу по катехизации и религиозном просвещении всего населения района:
Также при храме регулярно организуются паломнические поездки по святым местам России.
Святые и святыни
Прихожанином храма являлся Алексий Зверев, прославленный Русской православной церковью как новомученик. Он был членом Поместного собора 1917 — 1918 гг. и входил в состав комиссии по расследованию убийства архиепископа Пермского Андроника (Никольского).
Среди наиболее почитаемых святынь храма:
Престольный праздник и расписание
Главный праздник храма посвящен Св. Троице и отмечается он в 50-й день после Св. Пасхи. Служат в храме ежедневно утром и вечером:
Как добраться
Храм расположен на Борисовском проезде, д. 15, корп. 4.
Чтобы добраться до церкви надо доехать до метро «Каширское», а далее на автобусе № 275 до остановки «Борисовский проезд».
Храм Троицы Живоначальной в Борисово (Москва)
Мiръ Россия Москва Храм Троицы Живоначальной в Борисово (Москва)
Храм Тро́ицы Живонача́льной в Бори́сове в Москве — православный храм в бывшем селе Борисове, на юге Москвы; приход относится к Даниловскому благочинию Московской городской епархии. Каменная церковь построена в конце XVIII века; в начале XX века — фактически выстроена заново. До революции на колокольне храма размещался один из самых больших колоколов Москвы весом 300 пудов.
После революции храм был закрыт; возвращён верующим в 1990 году, освящён вновь 14 сентября 1991 года.
Содержание
История [ править ]
Возникновение села Борисово связано с именем царя Бориса Годунова. В конце XVI века Годунов устроил на речке Городёнке (Городне), протекавшей через дворцовую вотчину, развитый каскад прудов. Верхний пруд начинался у сельца Черная Грязь (впоследствии – Царицыно). На берегу последнего, восточного пруда, и возникло поселение Борисово – хозяйственный приселок дворцового села Коломенского. Пруд сохранил древнее название «Борисовский» или «Цареборисовский». В составе дворцовых земель (удельного ведомства) Борисово находилось до 1917 г.
Как село, имеющее церковь, по сведениям исследователей Холмогоровых, Борисово впервые упоминается в приходных окладных книгах патриаршего приказа за 1628 г. Это означает, что раньше здесь не было церковного места. Первый деревянный храм был освящен в честь святителя Николая. В дозорных книгах патриаршего казенного приказа 1680 г. так же значится церковь Николая Чудотворца в селе Борисове. Затем была построена новая, белокаменная церковь, освященная в честь Святой Живоначальной Троицы. Точная дата ее построения не известна. Холмогоровы обнаружили документ в 1710 г., где храм фигурирует, уже как построенный. Это была одноглавая церковь с четырехскатной кровлей, поднятой так высоко, что заслужила название «шатровой». Церковь имела полукруглый алтарь, а декорация фасадов была крайне скупа.
С 1710 по 1722 гг. в церкви служили священник Никита Афанасьев и его сын дьячок Дмитрий.
О жизни села и храма в продолжении XVIII – начала XIX вв. сведений не сохранилось.
Сохранился документ 1826 – 1829 гг. о ремонте обветшавшего храма. В процессе ремонта храм был разобран до основания и выстроен вновь. Был поставлен новый иконостас и отреставрированы иконы. 11 мая 1829 г. Троицкая церковь была заново освящена.
Следующим документом, из дошедших до нас по времени, является топографическая карта Московской губернии 1838 г., где четко обозначено местоположение Троицкого погоста. Церковь стоит возле самого берега пруда, рядом расположено кладбище.
В 1839 году село Борисово горело, пострадала так же и церковь, как следует из документа с тех пор: «стены ее пестреют, где белым камнем, где кирпичом».
В 1859-х годах в Троицкую церковь села Борисово был назначен новый священник, отец Николай Смирнов, «… С первого дня поступления моего на настоящее место – писал он в одном из своих прошений епархиальному начальству, — положение храма Божия возбуждало во мне сожаление и опасение. Построен он из белого камня и по недостатку свода он треснул в куполе во все стороны. Скудным видом крашен иконостас, от сырости потерял свой вид, каменный пол выкрошился, тесовая крыша на притворе сделалась совершенно негодною. Ограды и колокольни нет, а колокола висят на деревянных столбах. Такое жалкое положение храма Божия не давало мне покоя, посему в 1862 году убедил я прихожан… построить новый каменный теплый храм.».
Получив от митрополита Филарета разрешение, отец Николай в 1863 году отправился в Московскую губернскую Строительную и дорожную комиссию «для освидетельствования в правильности архитектуры» «избранный нами проект», каковой после доработки был утвержден лишь год спустя. В архивном фонде Строительной и дорожной комиссии не сохранились чертежи. В сопроводительную документацию не попало и имя архитектора, автора проекта.
В резолюции Московской духовной консистории от 27 февраля 1864 года за № 1233 разрешено было «существующую каменную церковь, по разбирании ее трапезы, оставить для отправления в ней богослужения и впредь до построения новой каменной церкви, а потом дозволить разобрать ее для употребления материала ее в состав новой колокольни». Началась тяжба, закончившаяся тем, что 19 июня 1869 года «согласились все строить новый храм вблизи существующего, напротив священнического дома на пустопорожнем месте и для всех удобном месте».
Строительство шло медленно. Еще в 1862 году крестьяне общим приговором обязались собрать на построение храма по рублю серебром с каждой ревизской души, но к 1870 году «ни копейки не собрали». Не поставлялись также подводы для перевозки строительного материала.
Церковь была выстроена и освящена в 1873 году, отделка продолжалась до 1874 года. Тогда же на колокольню был поднят большой колокол.
Старая церковь, по каким-то причинам, не была тотчас разобрана, хотя в новом храме было освящено сразу три престола: Троицкий — в центре, в том месте, где обычно бывает проход из трапезной в главный храм, и два боковых: старый Никольский, и вновь устроенный – во имя иконы Богоматери «Утоли моя печали».
Служба в старой церкви не совершалась. Но, когда прихожане решили ее все-таки сломать, действовала уже Императорская комиссия по сохранению древних памятников, и причт борисовской церкви вынужден был обратиться в Московское археологическое общество для проведения экспертизы,- является ли храм памятником древней архитектуры и нет ли препятствий к его разборке.
Московское археологическое общество препятствовало сносу белокаменного храма много лет. В 1897 г. Епархиальный архитектор С. Крыгин, «осмотрев сию церковь, донес, что … более 14-ти лет.. богослужений не совершается, крыша ветха, рамы без стекол, по всем стенам видны в разных направлениях трещины… и весь храм по видимой ветхости в далеком будущем должен разрушаться…» Прихожане настоятельно просили церковь разобрать, на что архитектор московского архитектурного общества В. Гамбурцев дал, наконец, разрешение, с условием: «произвести разборку с большей внимательностью и сохранить найденные древние части – голосники, камни с надписями и прочее». 17 ноября 1897 г. Вопрос о разборе борисовской церкви был решен утвердительно.
Новый храм к этому времени претерпел изменения. В 1891 г. была надстроена и укреплена пристройками колокольня. Сделано это было потому, как объяснял священник в прошении, «что дома прихожан на очень низком месте между гор и садов», и хотя на колокольне имеется большой колокол весом в 300 пудов, « низкая местность и пять глав церкви настолько останавливают звук, что прихожане часто нимало не слышат его благовеста…» Желая надстроить колокольню на 10 аршин, прихожане собирались также «в поддержку ей» возвести с двух сторон пристройки.
Работы по перестройке храма закончились в 1895 г. А 19 ноября состоялось освящение церкви, о чем было извещение в газете «Московские церковные ведомости». Проект надстройки колокольни не был в натуре выполнен в точности. Вместо запланированного промежуточного полуяруса был возведен полноценный второй ярус. Об этом свидетельствует фотография 1938г.
Белокаменную церковь снесли в 1898 г., а в 1900 г. на месте древнего престола была возведена часовня. Сохранились чертежи этого самого незатейливого сооружения, представляющего собой небольшой одноглавый четверик с тремя окнами и входом с запада. Подпись архитектора под чертежами проекта отсутствует.
В 1901 г. в селе, между двумя крестьянскими домами поставлен часовенный столп. Сохранились его чертежи без подписи, но с надписью: «Рисунок с натуры памятника часовни, купленного для постановки в селе Борисове Московской губернии и уезда». По какому поводу установлена часовня, не выяснено.
В том же 1901 г. по проекту архитектора П. Благовещенского, в церкви было устроено в подвале калориферное отопление, в связи с чем в полу были сделаны вытяжки. Чертежи проекта сохранились. Печь была сделана под северной пристройкой к колокольне, из пристроек в храм было пробито две арки. Любопытно, что в сопровождающей проект записке церковь названа «трапезной».
В том же году, тем же архитектором был спроектирован алтарь, которого церкви так не хватало, весьма, правда, небольшой. С востока в центре к объему храма был пристроен пятигранный выступ, вынута часть восточной стены, немного расширен проем из храма в помещение под колокольней. Алтарь большого размера церковь позволить себе не могла, иначе он подошел бы к самой ограде. Среди чертежей проекта генплан, на котором нанесена ограда, очерчивающая границу погоста. В северо-восточном углу ограды находилась часовня, рядом в северном прясле были ворота, а западнее, в ограде же, церковный домик – кладовая. Главные ворота располагались в восточном прясле ограды, близ юго-восточного угла. За пределами ограды, с юга, стоял дом священника. Как и на генплане села, на данном генплане территория погоста имеет косоугольную конфигурацию.
18 августа 1902 г. новый алтарь был освящен викарным епископом Трифоном, о чем незамедлительно последовало сообщение в газете «Московские церковные ведомости». Среди выполненных работ отмечена замена деревянного пола плиточным, новая живопись на стенах, обновление церковной утвари. «Весь этот ремонт стоил не менее 13000 р.»
В 1906 г. в Борисове сформировалась Троицкая старообрядческая община, официально зарегистрированная в 1912 году. В 1915 г. в селе был построен, вернее, перестроен из избы, старообрядческий молитвенный дом. Сохранились проектные чертежи, подписанные архитектором Мартьяковым. Троицкая старообрядческая община приглашала для совершения треб священников Рогожского кладбища.
Летом, в страду (Тяжелая летняя работа в период косьбы, жнитва и уборки хлеба) в селе Борисове часто совершались крестные ходы, для чего приносили чудотворные иконы Иерусалимской Богоматери из Измайловской богадельни, Николая Чудотворца из Николо-Угрешского монастыря и великомученицы Екатерины из Екатерининской пустыни.
Точное время закрытия церкви неизвестно. Сохранилась фотография 1938 г., отдельные детали которой говорят о том, что храм к этому времени был уже закрыт. Главы и кресты стояли еще на месте, но колоколов уже не было. В части ограды выломаны металлические решетки, а часть северного прясла была разобрана. С севера от храма, в непосредственной близости от него была выстроена изба. Вдали с юга видно старый дом священника, а с севера, за пределами ограды стоял деревянный дом нежилого вида, возможно, училище. Фотография фиксирует момент, когда пруд был спущен.
После закрытия храм приспособили под склад зерна борисовского совхоза.
В 1978 году совхоз был ликвидирован, а склад выведен из церкви. Начался снос села, от которого не осталось ни дома, но хорошо прослеживаются трассы главных улиц, сходящихся у церкви. Кладбище ликвидировано, не сохранилось ни единого надгробия.
В 1960 г. усадьба Царицыно, а с ней и весь каскад борисовских прудов был поставлен на государственную охрану. Вместе с Цареборисовским прудом поставлена на охрану и борисовская церковь, которая по ошибке названа в перечне памятников архитектуры, изданным Управлением госконтроля по охране памятников истории и культуры г. Москвы «церковью Богородицы» (охранный № 396).
Ограда и часовня при церкви были снесены, дом священника использовался под жилье и исчез вместе с селом. На месте часовни в хрущевские времена был построен сельский клуб с помпезным портиком, в котором теперь расположен спортзал и контора.
Эта организация владела и церковным зданием, в котором в 1980-х гг. размещался гараж мотоклуба. На церковной территории выстроена сторожка конторы, поставлена ограда. Территория захламлена, разрыта траншеями прокладывающихся коммуникаций. С конца 1980-х гг. здание церкви не использовалось. Со времени закрытия ни разу не проводился ремонт, кровля отсутствует, разобран свод северной пристройки к колокольне. Постоянно намокающие своды находятся в аварийном состоянии. Сильно пострадал пол. Живопись и иконостасы уничтожены».
В начале 1980 годов подвергся чистки каскад борисовских прудов. Берег около церкви укреплен бетонной конструкцией. Троицкая церковь входит в состав охранной усадьбы Царицыно, разработанной в 1978 году НИПИ Генплан г. Москвы.
В 1991 г. церковь Троицы в Борисове передана Русской Православной Церкви.
Деятельность прихода [ править ]
Святые [ править ]
Святыни [ править ]
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: 115563, г. Москва, Борисовский проезд дом 15, корпус 4
Паломнику [ править ]
Огласительные беседы перед принятием Таинства Крещения в нашем храме проводятся по средам и воскресным дням с 15.00 до 17.00
Храм Живоначальной Троицы в Орехово-Борисово
Большое количество храмов на Руси создавалось во Имя Отца и Сына и Святого Духа – Троицы Живоначальной. Поэтому не удивительно, что этот огромный храм посвящен именно Святой Троице.
Показать полностью.
Для храма был предложен византийский стиль, еще раз напоминающий нам, что православная вера пришла к нам через Византию.
Под храм еще в 2001 году был вырыт огромный котлован для фундамента. Для его создания были проведены многочисленные исследования специалистами грунта, ведь строительство храма намечалось на очень сложном ландшафте, на берегу Борисовских прудов.
Для сооружения столь сложного фундамента были привлечены высококвалифицированные специалисты, использовавшие в своей работе последние разработки и самые лучшие материалы. Сразу после завершения фундамента строители принялись за возведение каркаса будущего храма. На это им, естественно, понадобилось немало времени, так как тем самым закладывалось качество всех последующих работ.
Много труда и умения было вложено в сооружение столь большого купольного барабана, при строительстве которого в проект были внесены некоторые коррективы, в том числе и увеличена его высота. Следующим этапом в строительстве было возведение кровли апсид, которое стало своеобразным экзаменом перед сооружением главного купола. Для его сооружения были сконструированы специальные элементы каркаса, которые задали форму будущего купола. На фоне голубого летнего неба этот голубой купол выглядит удивительно красиво и гармонично. Кульминацией строительства храма стали подъем и установка креста – самый важный этап строительства.
Для завершения строительства остались лишь отделочные работы внутри и снаружи. Фасад здания украсили разнообразными барельефами. Особенно трудоемкие работы велись по внутренней отделке храма, где использовались дорогие материалы – мрамор, позолота. Кроме того в собор был привезен и смонтирован первый в Москве и третий в России фарфоровый иконостас, изготовленный мастерами Санкт-Петербурга, отличающийся изяществом и высочайшим исполнением. Для совершения таинства крещения был создан баптистерий, представляющий собой отдельное помещение, позволяющее крестить всех – от младенцев до стариков.
В начале 2004 году были завершены все строительные работы, и уже в мае этого же года было совершено освящение храма Его Святейшеством Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.
Храм Живоначальной Троицы в Орехово-Борисово запись закреплена
Ангелина и Дмитрий прожили вместе четверть века.
Жили дружно, в достатке, отдыхали на престижных курортах. И дети радовали, и на здоровье не жаловались. Казалось бы, что еще нужно для счастья?
И все же Ангелина не чувствовала себя счастливой. Словно ей не хватало чего-то очень важного, быть может, самого главного…
Пока дети были маленькими, у Ангелины не было времени думать о «высоких материях». Крутилась как белка в колесе – хотелось обеспечить сыновьям безбедную жизнь.
Показать полностью.
Но время шло, дети выросли, основанная мужем фирма успешно развивалась, а Ангелина вдруг ощутила в сердце гнетущую пустоту. Будто все нажитое ими нелегким трудом вмиг утратило ценность, лишилось смысла.
– Совсем ты, мать, заработалась, – покачал головой Дмитрий. – Развеяться тебе надо, отвлечься. Может, съездишь куда-нибудь? Я бы и сам с удовольствием махнул в Испанию или на Карибы, но у меня сейчас самый ответственный момент: инвестора надо дожать – того и гляди сорвется с крючка.
Ангелина задумалась: последние двадцать пять лет она ни разу не отдыхала без мужа.
– Ну, разве что на экскурсию, куда-нибудь в Подмосковье…
Так Ангелина оказалась в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре и, стоя у мощей преподобного, впервые в жизни задумалась о своей душе. Нет, она не была воинствующей атеисткой, не гнала Церковь, не глумилась над иконами. Но и верующей Ангелина тоже назвать себя не могла. Ей просто было все равно, и это безразличие показалось ей сейчас самым тяжким ее грехом.
Уезжая из Лавры, Ангелина купила целую стопку духовной литературы. Начала с Евангелия, затем одну за другой прочла несколько книг митрополита Антония Сурожского и вновь взялась за Священное Писание.
«Словно и не жила до сих пор», – изумлялась Ангелина и, привыкшая всем делиться с мужем, протянула ему сборник бесед владыки Антония:
– Ты только почитай, Митя! Это прямо про нас с тобой!
Но Дмитрий неожиданно резко осадил ее:
– Делать мне больше нечего! Церковь для лентяев и лузеров, а я и так отлично знаю, как жить.
Ангелина ошарашено взглянула на мужа, но спорить не стала. А в воскресенье вновь поехала в Сергиев Посад.
Вскоре Ангелина заметила, что муж все больше отдаляется от нее. Обсуждать с ней прочитанное и услышанное в Лавре Дмитрий категорически отказывался и с каждым днем все резче отзывался о верующих.
И вот однажды, вернувшись из монастыря, Ангелина увидела во дворе гору пепла: взбешенный провалом переговоров с инвестором, Дмитрий спалил всю ее духовную библиотеку.
Ангелина только ахнула.
– Господи, грех-то какой! Библию сжег! Что же теперь будет?
– А вот мы и поглядим! – злорадно усмехнулся Дмитрий.
Ангелина не имела привычки спорить с мужем. Вот и в этот раз она лишь заплакала и молча ушла в дом.
А на утро Дмитрий не встал с постели. Вся правая сторона тела была парализована.
– Митя, – в слезах умоляла Ангелина, – покайся! Ведь ты не просто книги, ты Слово Божие сжег!
– Молчи, дура, – рычал Дмитрий, – наслушалась поповских бредней! Лучше бы врача вызвала!
И потянулись безрадостные дни. Лучшие столичные врачи лечили Дмитрия, и ни один не смог помочь. Ангелина с горечью наблюдала, как таяли накопленные средства, но печалилась не о деньгах, а о том, что не может достучаться до мужа, убедить его покаяться и исповедать грех.
– Что делать, батюшка? – вновь и вновь спрашивала Ангелина. – Не слушает он меня, прямо уши затыкает!
И вновь и вновь слышала в ответ:
– Молись! Молитва верной, любящей жены творит чудеса.
И Ангелина молилась, как умела, день и ночь умоляя Господа простить и исцелить мужа.
Наконец, Дмитрий сдался.
– Твоя взяла, – процедил он сквозь зубы. – Зови попа, посмотрим, что он мне скажет.
Но звать священника не пришлось: на следующее утро Дмитрий сам встал с постели и даже смог доковылять до машины.
– Вези меня в Лавру, хочу посмотреть на твоего Сергия.
Ангелина, едва сдерживая ликование, села за руль, и спустя час автомобиль припарковался недалеко от стен монастыря.
Они уже почти подошли к Троицкому собору, как вдруг кто-то негромко окликнул их.
Ангелина и Дмитрий оглянулись: перед ними стоял щупленький седой монах.
– Ну что, милый, тяжко тебе? – участливо спросил он Дмитрия.
Ангелина замерла. «Сейчас раскричится, начнет грубить, оскорблять», – в ужасе подумала она.
Но, к ее удивлению, Дмитрий не рассердился. Он, как ребенок, вытер кулаком навернувшиеся слезы и стал горько жаловаться на судьбу.
«Пусть поговорят», – решила Ангелина и, чтобы не смущать мужа, отошла в сторону.
А Дмитрий все говорил и говорил. Монах слушал, чуть склонив голову набок, временами утешал, временами вразумлял. И напоследок сказал:
– Не отчаивайся, выздоровеешь. Вот в следующий раз встретимся – и сразу выздоровеешь!
И медленно пошел по направлению к Успенскому собору.
Ангелина поспешила к мужу:
– Что, что он сказал тебе?
– Он сказал… Постой, а где же он?
Ангелина оглянулась: монаха не было видно.
– Наверное, в храм вошел, – неуверенно проговорила она.
Но в Успенском соборе собеседника Дмитрия не оказалось. Ангелина обегала все дорожки Лавры – все было безрезультатно. И сколько бы с тех пор они ни ездили в Лавру, им так и не удалось разыскать таинственного монаха.
А состояние здоровья Дмитрия не улучшалось. Он с трудом передвигался при помощи палки, но правая рука его по-прежнему висела плетью.
Прошло полгода, наступило Рождество. В сочельник Дмитрий забеспокоился:
– Хочу съездить в Самару, проведать отца. Ему на днях восемьдесят стукнет, кто знает, когда еще свидимся. Да и я уже не тот…
За прошедшие месяцы Дмитрий сильно изменился: сам попросил жену купить Новый Завет и подолгу читал его перед сном. Задавал вопросы. Но пойти на исповедь так и не решился.
Отец Дмитрия Аркадий Иванович обрадовался долгожданным гостям. И, оглядев сына, с грустью покачал головой:
– Что-то ты, Митюха, совсем расклеился! Я вон на тридцать лет старше тебя, а до сих пор без палки хожу. А все почему? Потому что я каждый месяц купаюсь в святом источнике!
– В каком источнике? – удивилась Ангелина. Слова свекра, всю жизнь преподававшего научный атеизм, поразили ее до глубины души.
– Как это в каком? – в свою очередь удивился Аркадий Иванович. – Наш Ташлинский источник на всю Россию славится! Сама Божия Матерь его благословила!
В прежние времена Дмитрий бы рассмеялся отцу в лицо, но в этот раз ему было не до смеха.
– Может, и мне с тобой поехать? – робко спросил он.
– Отчего же не поехать? Хоть завтра поедем!
Народу в Ташле было видимо-невидимо. И почти все с тяжелыми недугами.
Дмитрий опустил руку в источник: вода была ледяная.
«Была не была! – решил Дмитрий. – Мне терять нечего». И взглянув на небо, громко произнес:
– Виноват я перед Тобой, Господи! Прости дурака безмозглого.
И тихо добавил:
– Прости, если сможешь…
В первое мгновение Дмитрий едва не вскрикнул от неожиданности: вода в источнике показалась ему теплее, чем в самой теплой ванне!
А затем он услышал знакомый голос:
– Ну, вот и встретились!
Дмитрий оглянулся и увидел щуплого седого монаха. Монах улыбался. И Дмитрий, подпрыгнув от радости, помахал ему рукой.
– Кому это ты машешь? – удивилась Ангелина.
– Да вон же, наш старый знакомый из Лавры!
Но Ангелина, как ни напрягала зрение, так и не смогла разглядеть так хорошо запомнившееся ей лицо.
И лишь минуту спустя воскликнула:
– Митя, рука!
Только тут Дмитрий осознал, что махал таинственному монаху парализованной рукой.
Домой возвращались в благоговейном молчании.
Аркадий Иванович не сводил глаз с сына, изумленно качал головой. Дмитрий никак не мог наглядеться на выздоровевшую руку, в сотый раз сгибал ее в локте, сжимал и разжимал пальцы. А Ангелина беззвучно плакала. Она всем сердцем благодарила Бога за исцеление мужа, но прежде всего – за его обращение.
А еще за Встречу. Ангелина нисколько не сомневалась, что седой монах, дважды явившийся ее мужу, был сам преподобный Сергий, и грустила лишь о том, что не удостоилась увидеть его у Ташлинского источника.
И словно в ответ прозвучали в сердце слова:
«Утешься, ты всегда со Мною, и все Моё – твоё. Блаженны не видевшие и уверовавшие».
– Ты прав, Господи, тысячу раз прав! – прошептала Ангелина и улыбнулась сквозь слезы.