Приделы: иконы Божией Матери Владимирская (3 июня, 6 июля, 8 сентября) апп. Петра и Павла (12 июля) сщмч. Илариона, архиеп. Верейского (28 декабря)
Святыни храма: Главный престол собора освящен в честь Рождества Христова (в нижнем храме). Там же обустроен придел во имя священномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского. В верхнем храме три престола: главный — в честь Владимирской иконы Божией Матери; в трапезной части — во имя святителя Николая и первоверховных апостолов Петра и Павла.
Общая информация
Рождественский собор был заложен в старой деревянной Верейской крепости в 1552 г. в честь взятия Казани и в знак отличия верейских ратников под руководством князя Старицкого при штурме города.
В 1730 г. и 1802 г. храм был реконструирован, что полностью изменило его внешний облик.
После 1812 г. возобновлялись соборные иконостасы. В это время в соборе было уже три придела. Никольский устроили в трапезной нижнего храма. Считается, что верхняя церковь возведена в честь храмовой чудотворной Владимирской иконы Богоматери. По преданию, эта икона, с изображением святителя Николая Чудотворца на обороте, явилась детям плывущей по реке Протве вскоре после польского разорения и была принесена ими в собор.
В 1815 г. в соборе был погребен герой войны 1812 г. генерал И.С.Дорохов, который освободил Верею от французов.
В 1924 г. храм закрыли. Еще в 1918 г. было осквернено и разорено захоронение генерала И.С.Дорохова и снесен посвященный ему памятник.
В 1999 г. образовалась приходская община, начались восстановительные работы: проведен ремонт нижнего этажа собора. Храм подготовлен для совершения богослужений.
26 декабря 2000 г. первое торжественное богослужение возглавил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. В этот же день останки генерала И.С.Дорохова были с почестями перезахоронены. В декабре 2000 г. зазвучали колокола, пожертвованные благотворителем. Изготовлены иконостас и киоты для образов.
12 января 2003 г. в соборе прошли торжества, посвященные 450-летию храма.
Возлюбленные братья архипастыри и сопастыри, монашествующие и миряне! Дорогие братья и сестры! Приближается благодатное великопостное время. Чада церковные ожидают его с нетерпением, дабы в радости вступить на стези воздержания, покаяния и молитвы. Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил об этом так: «Кто постится свободно и правильно, тот знает, как душа бывает легка и светла во время поста; тогда легко идут в голову и мысли добрые, и сердце бывает чище, нежнее, сострадательнее, — мы ощущаем стремление к делам добрым; является сокрушение о грехах». Состояние человека, шествующего по пути Святой Четыредесятницы можно уподобить переживаниям приточного блудного сына, воспоминание о котором приходится на один из приготовительных к посту воскресных дней. «От Твоея удалившися Отче любве, и вольными стремленьми сластей порабощена, обращаюшася яко блудного приими: Един бо еси Многомилостив» (Понедельник 3 седмицы поста, тропарь 9 песни канона на утрени). Время течет быстро. Скорость смены событий в человеческой жизни, со всеми ее суетными заботами, переживаниями и тревогами, подчас настолько поглощает внимание человека, что в его сознании затуманивается главная цель бытия – стяжание спасения души для вечности. И вот наступает пост. Святая Церковь приходит на помощь и обращается к каждому из своих чад с призывом остановиться, упорядочить свой внутренний мир, отложить в сторону все сторонние попечения, в целомудрии и воздержании обратится мыслями к своему Творцу и Благодетелю – Господу нашему Иисусу Христу, постараться исправится, прибегнуть к благодатному Таинству Покаяния, приступить к Святой Чаше, дабы в Причастии соединиться со Спасителем. Великопостные богослужения, которые со стороны могут показаться весьма продолжительными, открывают перед душой, ищущей очищения и молитвы, необъятный духовный мир, через соприкосновение с которым уврачевываются горести и печали, обретается видение праведного пути ко спасению. Важно памятовать, что подвизающийся во время Великого поста делает это ради Господа, а не для удовлетворения внешнего тщеславия. Сам Христос сказал об этом: «Когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф.6:17-18). Не стоит также сосредотачивать все свое внимание на пище: что вкушать, а чего не есть. Здесь легко впасть в формальное и горделивое по сути упрощение, от которого предостерегал святитель Василий Великий: «Берегись измерять пост простым воздержанием от пищи». Существенно, чтобы пощение было нелицемерным и соответствовало физическим возможностям постящегося, а главное — сопровождалось возгреванием в сердце любви к Богу и ближнему. Напомню потрясающие по силе слова Господни, реченные через пророка Исайю: «Вот пост, который Я избрал: … угнетенных отпусти на свободу, … раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его… Тогда откроется, как заря, свет твой… и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя» (Ис.58:6-8)! С наступлением Великого поста хочется обратиться и к тем, кто по каким-либо причинам еще никогда не постился. Призываю всех Вас прибегнуть к Божественному милосердию. Не откладывайте на будущее то, что следует сделать уже сегодня! Если кто изнывает под бременем совершенных грехов, — не бойтесь, покайтесь и получѝте прощение, как преподобная Мария Египетская, в первой части своей жизни являвшая собой предел падения, а после обращения к Богу – достигшая вершины святости. Если кто смущается, что не знает правил церковных или чего-то не понимает в богослужении, придите в храм как в родной дом, чтобы исцелить душу свою и услышать обращенными лично к себе слова апостола Павла: «Вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» (Еф.2:19). В великопостный период мы готовимся светло праздновать Воскресение Христово. Желаю Вам, дорогие мои, чтобы подобно мудрым девам (см.: Мф. 25) встретили Вы восставшего от гроба Спасителя мира со светильниками души, исполненными елеем веры и любви, покаяния и милосердия, благотворительности и доброделания, и в пасхальной радости неосужденно ликовали о торжестве вечной жизни! Дни святого поста близко, и я прошу у всех вас, возлюбленные, прощения, если в чем согрешил словом, делом и помышлением, и всех сам со своей стороны прощаю. Господь благодатию и щедротами Своего человеколюбия да благословит и помилует всех нас!
Собор Рождества Христова был заложен в старой деревянной Верейской крепости 15 мая 1552 года. Летописных известий о постройке церкви не существует. О закладке храма сообщала выполненная на меди храмозданная, бывшая, как пишет И.Токмаков «над дверью храма до пристройки и поновления». Она являлась копией другой, более ранней храмозданной, «выполненной на камне обронными буквами». Надпись гласила: «БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ПРИОСВЯЩЕННАГО МИТРОПОЛИТА МАКАРИЯ ВСЕЯ РОССИИ ЗАЛОЖЕНА БЫСТЬ СИЯ ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА В ЛЕТО 7060 МАЯ 15 ДНЯ ПРИ ДЕРЖАВЕ БЛАГОВЕРНАГО ЦАРЯ И ВЕЛИКАГО КНЯЗЯ ИОАННА ВАСИЛЬЕВИЧА ВСЕЯ РОССИИ ПОВЕЛЕНИЕМ ВЕЛИКАГО КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА АНДРЕЕВИЧА И МАТЕРИ ЕГО БЛАГОВЕРНЫЯ КНЯГИНИ ЕФРОСИНЬИ”. Собор был заложен 15 мая, т.е. накануне казанского похода, участником которого стал семнадцатилетний Владимир Андреевич Старицкий. Дата окончания и освящения собора остается неизвестной. Храм был заложен по указанию царя Ивана Грозного и не единожды им посещался. Церковь неоднократно ремонтировалась и достраивалась, при этом облик ее несколько менялся. В исторических источниках собор Рождества Христова упомянут в Писцовой книге 1625г.: «…а в осыпи соборная церковь Рождества Христова каменна с пределы, а в церкви образы, и книги, и ризы, и всякое церковное строение государево…». Указание на “пределы” говорит о многопридельном храме и позволяет предполагать оригинальную внутреннюю его архитектуру, а именно, собор с приделами “в полатях”. По дошедшим до нас литературным данным, церковь капитально реставрировалась в 1701 г., была заново освящена, и по ходатайству жителей города ее священником был назначен Василий Григорьев. 18 марта 1729 года соборный протопоп Василий Григорьев с прихожанами подал «доношение» в синодальный Казенный приказ, в котором писалось: «Соборная церковь Рождества Христова изстари построена и обветшала, также на четыре стороны разселась, да в той же церкви два престола вверху и внизу запустели изстари от литовского разорения. Нужны новые престолы утвердить: вверху – престол во имя Пресвятой Богородицы Владимирской, а внизу – во имя первоверховных апостолов Петра и Павла, и о том указ выдать». В мае того же года императором и Святейшим Синодом было дано разрешение на восстановление церкви. Храм был отстроен в старом виде. После перестройки, 23 сентября 1734 года выдан указ об освящении двух возобновленных приделов, их расположение ”вверху” и ”внизу” подтверждает предположение о том, что храм был выстроен Старицкими “с полатями”. В результате реконструкции собор был разделен на два этажа. Перестройка 1730-х г.г. была первой капитальной перестройкой собора. Вторая, не менее грандиозная, произошла около 1802г. При этом были пристроены трапезная и колокольня, что изменило весь внешний облик храма. О других многочисленных, но малозначительных ремонтах, подробных сведений нет. Один из таких ремонтов произведен в 1693 г. В этом году в г. Верею ”ко освящению церкви Рождества Христова” выдавался антиминс. Есть предположение, что поводом к обновлению церкви послужила реконструкция иконостаса (в 90-е годы ХУП в. по всей стране взамен древних интенсивно сооружались новые барочные иконостасы). Стены собора хранят вырубленные в них вертикальные пазы от тяблового иконостаса. После 1812 г. возобновлялись соборные иконостасы. В это время в соборе было уже три придела. Третий – Никольский был устроен в той же трапезной нижнего храма. Поскольку в древнем храме (об этом ниже) было не два, а три изначальных придела, придел Николая Чудотворца мог появиться в соборе еще при Старицких. Согласно местному церковному преданию, храмовая Чудотворная икона Владимирской Богоматери с Николаем Чудотворцем на обороте явилась детям плывущей по реке Протве вскоре после польского разорения и была принесена ими в собор. Считается, что верхняя церковь Владимирской Богоматери была устроена в честь нее. Однако, из доношения 1729 года мы знаем, что придел Владимирской Богоматери был старинный, а явленная после поляков икона – старинной выносной иконой самого собора. Наличие на обороте образа Николая Чудотворца позволяет надеяться, что придел его имени в соборе тоже был издревле. Икона Владимирской Богоматери была местной святыней вплоть до погрома 30-х гг. ХХ в. и стояла наверху, в церкви своего посвящения, в особом киоте. Другой древностью собора Рождества Христова, исчезнувшей в 30-е гг., были резные царские врата нижней церкви. Они пережили все ремонты и поновления и могли также относиться ко времени князей Старицких. Стены обоих этажей собора были украшены фресковой живописью венецианского стиля, принадлежавшей кисти известных художников того времени. В восьмигранном куполе был изображен Господь Саваоф, окруженный ликами Херувимов и верховных Архангелов, на гранях – истребление идолопоклонства, исцеление Иисусом Христом слепого, изгнание из Иерусалимского храма торгующих, прощение приведенной к Иисусу грешницы. Под ними, с правой стороны – избиение Вифлеемских младенцев Иродом, несение Креста, с левой стороны – хождение по водам апостола Петра и убиение святого Стефана. На западной стене по сторонам входа – Всемирный потоп. Отмечаются прекрасно выполненные лики настенной иконописи. В нижнем храме на поддерживающих низкие своды круглых столбах – изображения великих святых. В настоящее время эти росписи утрачены, сохранились лишь фрагменты фресок в куполе второго этажа. Иконостасы верхнего и нижнего храмов устроены заново после 1812 г., за исключением упоминавшихся выше старинных резных царских врат нижнего храма. Местные иконы все в серебряных ризах. В верхнем этаже иконостас украшали шесть золоченых коринфских колонн. Иконы второго и третьего яруса были подновлены, фон на них вызолочен. Над царскими вратами – изображение великого Голгофского события. Распятый Спаситель изображен в барельефе, справа скорбящая Богородица со святыми женами, Пилат на коне, слева – Иоанн Богослов и Лонгин Сотник, в глубине – два распятых разбойника. Подобное изображение в уменьшенном виде было и над входом в трапезную. С правой стороны – картина Страшного Суда. В верхнем храме, у левого клироса, в богатом золоченом киоте находилась упоминавшаяся выше Владимирская икона Божией Матери. Под иконой на медной доске было записано предание о ее явлении. Рядом с Владимирской стояла икона с изображением всех святых, празднуемых в течение летнего полугода, написанная в чисто греческом стиле. В нижней части иконы врезано несколько серебряных и золоченых крестов с мощами святых. Подобная икона, только со святыми, празднуемыми в продолжение зимнего периода, находилась нижнем зимнем храме. В 1815г. в соборе был погребен герой войны 1812 г. генерал И.С.Дорохов. В трапезной нижнего храма стоял памятник за железной решеткой с надписью на чугунной плите следующего содержания: «ПОЧТЕННЫМ ЖИТЕЛЯМ ГОРОДА ВЕРЕИ: ЕСЛИ ВЫ СЛЫШАЛИ О ГЕНЕРАЛЕ ДОРОХОВЕ, КОТОРЫЙ ОСВОБОДИЛ НАШ ГОРОД ОТ ВРАГА ОТЕЧЕСТВА НАШЕГО, ПОЧТЕННЫЕ СООТЕЧЕСТВЕННИКИ, ТО, ОЖИДАЯ ОТ ВАС ЗА СИЕ ВОЗДАЯНИЕ; ДАТЬ МНЕ ТРИ АРШИНА ЗЕМЛИ ДЛЯ ВЕЧНОГО МОЕГО УСПОКОЕНИЯ ПРИ ТОЙ ЦЕРКВИ, ГДЕ Я ВЗЯЛ ШТУРМОМ УКРЕПЛЕНИЯ НЕПРИЯТЕЛЯ, ИСТРЕБИВ ЕГО ПОЛНОСТЬЮ, И ЗА ЧТО ДЕТИ МОИ БУДУТ ВАМ БЛАГОДАРНЫ». И подпись: «ГЕНЕРАЛ ДОРОХОВ». На надгробной плите были изображены золотой клинок и рукоять меча. В 1924 г. храм был закрыт и использовался в хозяйственных целях. Еще раньше, в 1918 г. было осквернено и разорено захоронение И.С.Дорохова. По одной из версий, 16 августа 1918 г. в Верее шумел митинг красноармейцев, отправлявшихся на борьбу с белочехами. Единогласно постановили снести памятник царскому генералу. В подклет Рождественского собора вошла группа вооруженных людей. Они отодвинули и сбросили на пол тяжелую надгробную плиту, вскрыли крышку гроба и застыли от удивления: в генеральском мундире передними лежал как бы спящий человек. Но едва один из осквернителей дотронулся рукой до золотого эполета, как одежда и высохшие ткани тела рассыпались в прах, обнажив кости человеческого скелета. Останки генерала были выброшены с высокого откоса над Протвой. Ночью, как передает молва, два пожилых верейских жителя собрали останки Дорохова и тайно их захоронили. Неоднократные попытки реставрации Рождественского собора, которые предпринимались в послевоенный период, до конца не доводились. В настоящее время храм сильно обветшал и находится в аварийном состоянии.
В 1999 г. начались восстановительные работы силами администрации Наро-Фоминского района, предприятий города Вереи и благотворителей. Состоялось учредительное собрание прихожан и образована приходская община во главе с настоятелем собора – иереем Георгием Ашковым. 25 сентября 1999 г. во время расчистки бывшего склепа Дорохова из-под слоев мусора были извлечены части человеческого скелета, фрагменты генеральского мундира, эполет, пояс, детали гроба и эфес сабли. Была изготовлена гробница, и найденные останки были торжественно перезахоронены. До конца 1999 г. был проведен ремонт нижнего этажа собора, храм был приготовлен для совершения богослужений. Накануне великого юбилея 2000-летия Рождества Христова, в морозный день 26 декабря состоялось торжественное освящение собора митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием. Его Высокопреосвященство совершил первую Божественную литургию после закрытия собора в 1924 г. В этот же день состоялось торжественное перезахоронение останков генерала И.С.Дорохова. По благословению Митрополита один из приделов нижнего храма посвящен священномученику Илариону, архиепископу Верейскому, ковчег с частицей мощей которого находится сейчас в Рождественском соборе, рядом с восстановленной гробницей генерала Дорохова. В настоящее время собор постепенно возрождается духовно и благоукрашается материально. В декабре 2000 г. были освящены и зазвучали колокола, пожертвованные благотворителем храма Г.П.Крючковым. Изготавливаются иконостас, киоты, пишутся иконы, совершенствуется клиросное пение. Собор живет богослужебной жизнью.
Престолы
Святыни
Ковчег с частицей мощей Иллариона архиепископа Верейского, икона с частицей мощей преподобного Варнавы Гефсиманского. Древняя икона святой великомученицы Параскевы Пятницы в часовне святой Параскевы.
Собор Рождества Христова был заложен в старой деревянной Верейской крепости 15 мая 1552 года. Летописных известий о постройке церкви не существует. О закладке храма сообщала выполненная на меди храмозданная, бывшая, как пишет И.Токмаков «над дверью храма до пристройки и поновления». Она являлась копией другой, более ранней храмозданной, «выполненной на камне обронными буквами». Надпись гласила: «БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ПРИОСВЯЩЕННАГО МИТРОПОЛИТА МАКАРИЯ ВСЕЯ РОССИИ ЗАЛОЖЕНА БЫСТЬ СИЯ ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА В ЛЕТО 7060 МАЯ 15 ДНЯ ПРИ ДЕРЖАВЕ БЛАГОВЕРНАГО ЦАРЯ И ВЕЛИКАГО КНЯЗЯ ИОАННА ВАСИЛЬЕВИЧА ВСЕЯ РОССИИ ПОВЕЛЕНИЕМ ВЕЛИКАГО КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА АНДРЕЕВИЧА И МАТЕРИ ЕГО БЛАГОВЕРНЫЯ КНЯГИНИ ЕФРОСИНЬИ”. Собор был заложен 15 мая, т.е. накануне казанского похода, участником которого стал семнадцатилетний Владимир Андреевич Старицкий. Дата окончания и освящения собора остается неизвестной. Храм был заложен по указанию царя Ивана Грозного и не единожды им посещался. Церковь неоднократно ремонтировалась и достраивалась, при этом облик ее несколько менялся. В исторических источниках собор Рождества Христова упомянут в Писцовой книге 1625г.: «…а в осыпи соборная церковь Рождества Христова каменна с пределы, а в церкви образы, и книги, и ризы, и всякое церковное строение государево…». Указание на “пределы” говорит о многопридельном храме и позволяет предполагать оригинальную внутреннюю его архитектуру, а именно, собор с приделами “в полатях”. По дошедшим до нас литературным данным, церковь капитально реставрировалась в 1701 г., была заново освящена, и по ходатайству жителей города ее священником был назначен Василий Григорьев. 18 марта 1729 года соборный протопоп Василий Григорьев с прихожанами подал «доношение» в синодальный Казенный приказ, в котором писалось: «Соборная церковь Рождества Христова изстари построена и обветшала, также на четыре стороны разселась, да в той же церкви два престола вверху и внизу запустели изстари от литовского разорения. Нужны новые престолы утвердить: вверху – престол во имя Пресвятой Богородицы Владимирской, а внизу – во имя первоверховных апостолов Петра и Павла, и о том указ выдать». В мае того же года императором и Святейшим Синодом было дано разрешение на восстановление церкви. Храм был отстроен в старом виде. После перестройки, 23 сентября 1734 года выдан указ об освящении двух возобновленных приделов, их расположение ”вверху” и ”внизу” подтверждает предположение о том, что храм был выстроен Старицкими “с полатями”. В результате реконструкции собор был разделен на два этажа. Перестройка 1730-х г.г. была первой капитальной перестройкой собора. Вторая, не менее грандиозная, произошла около 1802г. При этом были пристроены трапезная и колокольня, что изменило весь внешний облик храма. О других многочисленных, но малозначительных ремонтах, подробных сведений нет. Один из таких ремонтов произведен в 1693 г. В этом году в г. Верею ”ко освящению церкви Рождества Христова” выдавался антиминс. Есть предположение, что поводом к обновлению церкви послужила реконструкция иконостаса (в 90-е годы ХУП в. по всей стране взамен древних интенсивно сооружались новые барочные иконостасы). Стены собора хранят вырубленные в них вертикальные пазы от тяблового иконостаса. После 1812 г. возобновлялись соборные иконостасы. В это время в соборе было уже три придела. Третий – Никольский был устроен в той же трапезной нижнего храма. Поскольку в древнем храме (об этом ниже) было не два, а три изначальных придела, придел Николая Чудотворца мог появиться в соборе еще при Старицких. Согласно местному церковному преданию, храмовая Чудотворная икона Владимирской Богоматери с Николаем Чудотворцем на обороте явилась детям плывущей по реке Протве вскоре после польского разорения и была принесена ими в собор. Считается, что верхняя церковь Владимирской Богоматери была устроена в честь нее. Однако, из доношения 1729 года мы знаем, что придел Владимирской Богоматери был старинный, а явленная после поляков икона – старинной выносной иконой самого собора. Наличие на обороте образа Николая Чудотворца позволяет надеяться, что придел его имени в соборе тоже был издревле. Икона Владимирской Богоматери была местной святыней вплоть до погрома 30-х гг. ХХ в. и стояла наверху, в церкви своего посвящения, в особом киоте. Другой древностью собора Рождества Христова, исчезнувшей в 30-е гг., были резные царские врата нижней церкви. Они пережили все ремонты и поновления и могли также относиться ко времени князей Старицких. Стены обоих этажей собора были украшены фресковой живописью венецианского стиля, принадлежавшей кисти известных художников того времени. В восьмигранном куполе был изображен Господь Саваоф, окруженный ликами Херувимов и верховных Архангелов, на гранях – истребление идолопоклонства, исцеление Иисусом Христом слепого, изгнание из Иерусалимского храма торгующих, прощение приведенной к Иисусу грешницы. Под ними, с правой стороны – избиение Вифлеемских младенцев Иродом, несение Креста, с левой стороны – хождение по водам апостола Петра и убиение святого Стефана. На западной стене по сторонам входа – Всемирный потоп. Отмечаются прекрасно выполненные лики настенной иконописи. В нижнем храме на поддерживающих низкие своды круглых столбах – изображения великих святых. В настоящее время эти росписи утрачены, сохранились лишь фрагменты фресок в куполе второго этажа. Иконостасы верхнего и нижнего храмов устроены заново после 1812 г., за исключением упоминавшихся выше старинных резных царских врат нижнего храма. Местные иконы все в серебряных ризах. В верхнем этаже иконостас украшали шесть золоченых коринфских колонн. Иконы второго и третьего яруса были подновлены, фон на них вызолочен. Над царскими вратами – изображение великого Голгофского события. Распятый Спаситель изображен в барельефе, справа скорбящая Богородица со святыми женами, Пилат на коне, слева – Иоанн Богослов и Лонгин Сотник, в глубине – два распятых разбойника. Подобное изображение в уменьшенном виде было и над входом в трапезную. С правой стороны – картина Страшного Суда. В верхнем храме, у левого клироса, в богатом золоченом киоте находилась упоминавшаяся выше Владимирская икона Божией Матери. Под иконой на медной доске было записано предание о ее явлении. Рядом с Владимирской стояла икона с изображением всех святых, празднуемых в течение летнего полугода, написанная в чисто греческом стиле. В нижней части иконы врезано несколько серебряных и золоченых крестов с мощами святых. Подобная икона, только со святыми, празднуемыми в продолжение зимнего периода, находилась нижнем зимнем храме. В 1815г. в соборе был погребен герой войны 1812 г. генерал И.С.Дорохов. В трапезной нижнего храма стоял памятник за железной решеткой с надписью на чугунной плите следующего содержания: «ПОЧТЕННЫМ ЖИТЕЛЯМ ГОРОДА ВЕРЕИ: ЕСЛИ ВЫ СЛЫШАЛИ О ГЕНЕРАЛЕ ДОРОХОВЕ, КОТОРЫЙ ОСВОБОДИЛ НАШ ГОРОД ОТ ВРАГА ОТЕЧЕСТВА НАШЕГО, ПОЧТЕННЫЕ СООТЕЧЕСТВЕННИКИ, ТО, ОЖИДАЯ ОТ ВАС ЗА СИЕ ВОЗДАЯНИЕ; ДАТЬ МНЕ ТРИ АРШИНА ЗЕМЛИ ДЛЯ ВЕЧНОГО МОЕГО УСПОКОЕНИЯ ПРИ ТОЙ ЦЕРКВИ, ГДЕ Я ВЗЯЛ ШТУРМОМ УКРЕПЛЕНИЯ НЕПРИЯТЕЛЯ, ИСТРЕБИВ ЕГО ПОЛНОСТЬЮ, И ЗА ЧТО ДЕТИ МОИ БУДУТ ВАМ БЛАГОДАРНЫ». И подпись: «ГЕНЕРАЛ ДОРОХОВ». На надгробной плите были изображены золотой клинок и рукоять меча. В 1924 г. храм был закрыт и использовался в хозяйственных целях. Еще раньше, в 1918 г. было осквернено и разорено захоронение И.С.Дорохова. По одной из версий, 16 августа 1918 г. в Верее шумел митинг красноармейцев, отправлявшихся на борьбу с белочехами. Единогласно постановили снести памятник царскому генералу. В подклет Рождественского собора вошла группа вооруженных людей. Они отодвинули и сбросили на пол тяжелую надгробную плиту, вскрыли крышку гроба и застыли от удивления: в генеральском мундире передними лежал как бы спящий человек. Но едва один из осквернителей дотронулся рукой до золотого эполета, как одежда и высохшие ткани тела рассыпались в прах, обнажив кости человеческого скелета. Останки генерала были выброшены с высокого откоса над Протвой. Ночью, как передает молва, два пожилых верейских жителя собрали останки Дорохова и тайно их захоронили. Неоднократные попытки реставрации Рождественского собора, которые предпринимались в послевоенный период, до конца не доводились. В настоящее время храм сильно обветшал и находится в аварийном состоянии.
Новейшая история
В 1999 г. начались восстановительные работы силами администрации Наро-Фоминского района, предприятий города Вереи и благотворителей. Состоялось учредительное собрание прихожан и образована приходская община во главе с настоятелем собора – иереем Георгием Ашковым. 25 сентября 1999 г. во время расчистки бывшего склепа Дорохова из-под слоев мусора были извлечены части человеческого скелета, фрагменты генеральского мундира, эполет, пояс, детали гроба и эфес сабли. Была изготовлена гробница, и найденные останки были торжественно перезахоронены. До конца 1999 г. был проведен ремонт нижнего этажа собора, храм был приготовлен для совершения богослужений. Накануне великого юбилея 2000-летия Рождества Христова, в морозный день 26 декабря состоялось торжественное освящение собора митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием. Его Высокопреосвященство совершил первую Божественную литургию после закрытия собора в 1924 г. В этот же день состоялось торжественное перезахоронение останков генерала И.С.Дорохова. По благословению Митрополита один из приделов нижнего храма посвящен священномученику Илариону, архиепископу Верейскому, ковчег с частицей мощей которого находится сейчас в Рождественском соборе, рядом с восстановленной гробницей генерала Дорохова. В настоящее время собор постепенно возрождается духовно и благоукрашается материально. В декабре 2000 г. были освящены и зазвучали колокола, пожертвованные благотворителем храма Г.П.Крючковым. Изготавливаются иконостас, киоты, пишутся иконы, совершенствуется клиросное пение. Собор живет богослужебной жизнью.
Престолы
Святыни
Ковчег с частицей мощей Иллариона архиепископа Верейского, икона с частицей мощей преподобного Варнавы Гефсиманского. Древняя икона святой великомученицы Параскевы Пятницы в часовне святой Параскевы.