расписание богослужений в храме рождества христова в верее

Христорождественский собор г. Верея

расписание богослужений в храме рождества христова в верее. Смотреть фото расписание богослужений в храме рождества христова в верее. Смотреть картинку расписание богослужений в храме рождества христова в верее. Картинка про расписание богослужений в храме рождества христова в верее. Фото расписание богослужений в храме рождества христова в верее

Престольный праздник: Рождества Христова (7 января)

Настоятель: игумен Дионисий (Партин), 1960

Приделы:
иконы Божией Матери Владимирская (3 июня, 6 июля, 8 сентября)
апп. Петра и Павла (12 июля)
сщмч. Илариона, архиеп. Верейского (28 декабря)

Святыни храма:
Главный престол собора освящен в честь Рождества Христова (в нижнем храме). Там же обустроен придел во имя священномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского. В верхнем храме три престола: главный — в честь Владимирской иконы Божией Матери; в трапезной части — во имя святителя Николая и первоверховных апостолов Петра и Павла.

Общая информация

Рождественский собор был заложен в старой деревянной Верейской крепости в 1552 г. в честь взятия Казани и в знак отличия верейских ратников под руководством князя Старицкого при штурме города.

В 1730 г. и 1802 г. храм был реконструирован, что полностью изменило его внешний облик.

После 1812 г. возобновлялись соборные иконостасы. В это время в соборе было уже три придела. Никольский устроили в трапезной нижнего храма. Считается, что верхняя церковь возведена в честь храмовой чудотворной Владимирской иконы Богоматери. По преданию, эта икона, с изображением святителя Николая Чудотворца на обороте, явилась детям плывущей по реке Протве вскоре после польского разорения и была принесена ими в собор.

В 1815 г. в соборе был погребен герой войны 1812 г. генерал И.С.Дорохов, который освободил Верею от французов.

В 1924 г. храм закрыли. Еще в 1918 г. было осквернено и разорено захоронение генерала И.С.Дорохова и снесен посвященный ему памятник.

В 1999 г. образовалась приходская община, начались восстановительные работы: проведен ремонт нижнего этажа собора. Храм подготовлен для совершения богослужений.

26 декабря 2000 г. первое торжественное богослужение возглавил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. В этот же день останки генерала И.С.Дорохова были с почестями перезахоронены. В декабре 2000 г. зазвучали колокола, пожертвованные благотворителем. Изготовлены иконостас и киоты для образов.

12 января 2003 г. в соборе прошли торжества, посвященные 450-летию храма.

Источник

Расписание богослужений

расписание богослужений в храме рождества христова в верее. Смотреть фото расписание богослужений в храме рождества христова в верее. Смотреть картинку расписание богослужений в храме рождества христова в верее. Картинка про расписание богослужений в храме рождества христова в верее. Фото расписание богослужений в храме рождества христова в верее

расписание богослужений в храме рождества христова в верее. Смотреть фото расписание богослужений в храме рождества христова в верее. Смотреть картинку расписание богослужений в храме рождества христова в верее. Картинка про расписание богослужений в храме рождества христова в верее. Фото расписание богослужений в храме рождества христова в верее

БЛАГОСЛОВЕНИЕ НА ВЕЛИКИЙ ПОСТ

Возлюбленные братья архипастыри и сопастыри,
монашествующие и миряне! Дорогие братья и сестры!
расписание богослужений в храме рождества христова в верее. Смотреть фото расписание богослужений в храме рождества христова в верее. Смотреть картинку расписание богослужений в храме рождества христова в верее. Картинка про расписание богослужений в храме рождества христова в верее. Фото расписание богослужений в храме рождества христова в верееПриближается благодатное великопостное время. Чада церковные ожидают его с нетерпением, дабы в радости вступить на стези воздержания, покаяния и молитвы. Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил об этом так: «Кто постится свободно и правильно, тот знает, как душа бывает легка и светла во время поста; тогда легко идут в голову и мысли добрые, и сердце бывает чище, нежнее, сострадательнее, — мы ощущаем стремление к делам добрым; является сокрушение о грехах».
Состояние человека, шествующего по пути Святой Четыредесятницы можно уподобить переживаниям приточного блудного сына, воспоминание о котором приходится на один из приготовительных к посту воскресных дней. «От Твоея удалившися Отче любве, и вольными стремленьми сластей порабощена, обращаюшася яко блудного приими: Един бо еси Многомилостив» (Понедельник 3 седмицы поста, тропарь 9 песни канона на утрени).
Время течет быстро. Скорость смены событий в человеческой жизни, со всеми ее суетными заботами, переживаниями и тревогами, подчас настолько поглощает внимание человека, что в его сознании затуманивается главная цель бытия – стяжание спасения души для вечности. И вот наступает пост. Святая Церковь приходит на помощь и обращается к каждому из своих чад с призывом остановиться, упорядочить свой внутренний мир, отложить в сторону все сторонние попечения, в целомудрии и воздержании обратится мыслями к своему Творцу и Благодетелю – Господу нашему Иисусу Христу, постараться исправится, прибегнуть к благодатному Таинству Покаяния, приступить к Святой Чаше, дабы в Причастии соединиться со Спасителем.
Великопостные богослужения, которые со стороны могут показаться весьма продолжительными, открывают перед душой, ищущей очищения и молитвы, необъятный духовный мир, через соприкосновение с которым уврачевываются горести и печали, обретается видение праведного пути ко спасению.
Важно памятовать, что подвизающийся во время Великого поста делает это ради Господа, а не для удовлетворения внешнего тщеславия. Сам Христос сказал об этом: «Когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф.6:17-18). Не стоит также сосредотачивать все свое внимание на пище: что вкушать, а чего не есть. Здесь легко впасть в формальное и горделивое по сути упрощение, от которого предостерегал святитель Василий Великий: «Берегись измерять пост простым воздержанием от пищи».
Существенно, чтобы пощение было нелицемерным и соответствовало физическим возможностям постящегося, а главное — сопровождалось возгреванием в сердце любви к Богу и ближнему. Напомню потрясающие по силе слова Господни, реченные через пророка Исайю: «Вот пост, который Я избрал: … угнетенных отпусти на свободу, … раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его… Тогда откроется, как заря, свет твой… и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя» (Ис.58:6-8)!
С наступлением Великого поста хочется обратиться и к тем, кто по каким-либо причинам еще никогда не постился. Призываю всех Вас прибегнуть к Божественному милосердию. Не откладывайте на будущее то, что следует сделать уже сегодня! Если кто изнывает под бременем совершенных грехов, — не бойтесь, покайтесь и получѝте прощение, как преподобная Мария Египетская, в первой части своей жизни являвшая собой предел падения, а после обращения к Богу – достигшая вершины святости. Если кто смущается, что не знает правил церковных или чего-то не понимает в богослужении, придите в храм как в родной дом, чтобы исцелить душу свою и услышать обращенными лично к себе слова апостола Павла: «Вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» (Еф.2:19).
В великопостный период мы готовимся светло праздновать Воскресение Христово. Желаю Вам, дорогие мои, чтобы подобно мудрым девам (см.: Мф. 25) встретили Вы восставшего от гроба Спасителя мира со светильниками души, исполненными елеем веры и любви, покаяния и милосердия, благотворительности и доброделания, и в пасхальной радости неосужденно ликовали о торжестве вечной жизни!
Дни святого поста близко, и я прошу у всех вас, возлюбленные, прощения, если в чем согрешил словом, делом и помышлением, и всех сам со своей стороны прощаю.
Господь благодатию и щедротами Своего человеколюбия да благословит и помилует всех нас!

Поделиться:

Неделя 19-я по Пятидесятнице. Глас 2-й.

Апостола и евангелиста Луки (I). Обре́тение мощей прп. Иосифа, игумена Волоцкого, чудотворца (2001).

Мч. Марина (IV). Прп. Иулиана (IV). Вмц. Златы (Хрисы) (1795) (Болг.).

Сщмчч. Андрея Воскресенского, Сергия Бажанова, Николая Соколова и Сергия Гусева пресвитеров, мц. Елисаветы Крымовой (1937).

Утр. – Ев. 8-е,Ин., 64 зач., XX, 11–18.Лит. –2_Кор., 194 зач., XI, 31 – XII, 9.Лк., 35 зач., VIII, 5–15.Ап.:Кол., 260 зач. (от полу’), IV, 5–9, 14, 18.Лк., 51 зач., X, 16–21.

Источник

Богоявленский храм, г. Верея

Официальный приходской сайт

Расписание богослужений

Расписание богослужений в Богоявленском храме г.Верея

на Ноябрь 2021 г.

Казанской иконы Божией Матери

Часы. Литургия

Димитриевская родительская суббота.

Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

Часы. Литургия. Панихида

Всенощное бдение. Исповедь

Неделя 20-я по Пятидесятнице.

Мчч. Маркиана и Мартирия

Часы. Литургия

Всенощное бдение. Исповедь

Неделя 21-я по Пятидесятнице.

Сщмчч. Александра и Феодора Вышегородских

Часы. Литургия

Свт. Тихона, патриарха Московского и всея России

(избрание на Патриарший престол 1917)

Отцов Поместного Собора Церкви Русской

1917 – 1918 годов

Часы. Литургия

Мчч. 33-х в Мелитине пострадавших.

Прп. Лазаря Галисийского

Всенощное бдение. Исповедь

Неделя 22-я по Пятидесятнице.

Собор Архистратига Михаила

и прочих Небесных Сил бесплотных

Часы. Литургия. Лития о всех, трагически погибших

в результате автомобильных катастроф

Иконы Божией Матери «Скоропослушница».

Свт. Нектария Эгинского, митр. Пентапольск., чуд.

Часы. Литургия

Свт. Иоанна Златоустого, архиеп. Константинопольск.

Апостола Филиппа.

Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского

(Заговенье на Рождественский (Филиппов) пост)

Всенощное бдение. Исповедь

Неделя 23-я по Пятидесятнице.

Мчч. и испп. Гурия, Самона и Авива.

Прп. Паисия Величковского

(Начало Рождественского поста)

Апостола и евангелиста Матфея

Храм открыт ежедневно, кроме понедельника, с 10:00 до 16:00

Тел. +7-9 16 — 601 — 58 — 05 священник Валерий Ивденко

Источник

Собор Рождества Хриcтова, г. Верея

расписание богослужений в храме рождества христова в верее. Смотреть фото расписание богослужений в храме рождества христова в верее. Смотреть картинку расписание богослужений в храме рождества христова в верее. Картинка про расписание богослужений в храме рождества христова в верее. Фото расписание богослужений в храме рождества христова в верее

Собор Рождества Хриcтова, г. Верея

История

Собор Рождества Христова был заложен в старой деревянной Верейской крепости 15 мая 1552 года. Летописных известий о постройке церкви не существует. О закладке храма сообщала выполненная на меди храмозданная, бывшая, как пишет И.Токмаков «над дверью храма до пристройки и поновления». Она являлась копией другой, более ранней храмозданной, «выполненной на камне обронными буквами». Надпись гласила:
«БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ПРИОСВЯЩЕННАГО МИТРОПОЛИТА МАКАРИЯ ВСЕЯ РОССИИ ЗАЛОЖЕНА БЫСТЬ СИЯ ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА В ЛЕТО 7060 МАЯ 15 ДНЯ ПРИ ДЕРЖАВЕ БЛАГОВЕРНАГО ЦАРЯ И ВЕЛИКАГО КНЯЗЯ ИОАННА ВАСИЛЬЕВИЧА ВСЕЯ РОССИИ ПОВЕЛЕНИЕМ ВЕЛИКАГО КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА АНДРЕЕВИЧА И МАТЕРИ ЕГО БЛАГОВЕРНЫЯ КНЯГИНИ ЕФРОСИНЬИ”.
Собор был заложен 15 мая, т.е. накануне казанского похода, участником которого стал семнадцатилетний Владимир Андреевич Старицкий. Дата окончания и освящения собора остается неизвестной. Храм был заложен по указанию царя Ивана Грозного и не единожды им посещался. Церковь неоднократно ремонтировалась и достраивалась, при этом облик ее несколько менялся. В исторических источниках собор Рождества Христова упомянут в Писцовой книге 1625г.: «…а в осыпи соборная церковь Рождества Христова каменна с пределы, а в церкви образы, и книги, и ризы, и всякое церковное строение государево…». Указание на “пределы” говорит о многопридельном храме и позволяет предполагать оригинальную внутреннюю его архитектуру, а именно, собор с приделами “в полатях”.
По дошедшим до нас литературным данным, церковь капитально реставрировалась в 1701 г., была заново освящена, и по ходатайству жителей города ее священником был назначен Василий Григорьев. 18 марта 1729 года соборный протопоп Василий Григорьев с прихожанами подал «доношение» в синодальный Казенный приказ, в котором писалось: «Соборная церковь Рождества Христова изстари построена и обветшала, также на четыре стороны разселась, да в той же церкви два престола вверху и внизу запустели изстари от литовского разорения. Нужны новые престолы утвердить: вверху – престол во имя Пресвятой Богородицы Владимирской, а внизу – во имя первоверховных апостолов Петра и Павла, и о том указ выдать». В мае того же года императором и Святейшим Синодом было дано разрешение на восстановление церкви. Храм был отстроен в старом виде. После перестройки, 23 сентября 1734 года выдан указ об освящении двух возобновленных приделов, их расположение ”вверху” и ”внизу” подтверждает предположение о том, что храм был выстроен Старицкими “с полатями”. В результате реконструкции собор был разделен на два этажа.
Перестройка 1730-х г.г. была первой капитальной перестройкой собора. Вторая, не менее грандиозная, произошла около 1802г. При этом были пристроены трапезная и колокольня, что изменило весь внешний облик храма. О других многочисленных, но малозначительных ремонтах, подробных сведений нет. Один из таких ремонтов произведен в 1693 г. В этом году в г. Верею ”ко освящению церкви Рождества Христова” выдавался антиминс. Есть предположение, что поводом к обновлению церкви послужила реконструкция иконостаса (в 90-е годы ХУП в. по всей стране взамен древних интенсивно сооружались новые барочные иконостасы). Стены собора хранят вырубленные в них вертикальные пазы от тяблового иконостаса.
После 1812 г. возобновлялись соборные иконостасы. В это время в соборе было уже три придела. Третий – Никольский был устроен в той же трапезной нижнего храма. Поскольку в древнем храме (об этом ниже) было не два, а три изначальных придела, придел Николая Чудотворца мог появиться в соборе еще при Старицких. Согласно местному церковному преданию, храмовая Чудотворная икона Владимирской Богоматери с Николаем Чудотворцем на обороте явилась детям плывущей по реке Протве вскоре после польского разорения и была принесена ими в собор. Считается, что верхняя церковь Владимирской Богоматери была устроена в честь нее. Однако, из доношения 1729 года мы знаем, что придел Владимирской Богоматери был старинный, а явленная после поляков икона – старинной выносной иконой самого собора. Наличие на обороте образа Николая Чудотворца позволяет надеяться, что придел его имени в соборе тоже был издревле. Икона Владимирской Богоматери была местной святыней вплоть до погрома 30-х гг. ХХ в. и стояла наверху, в церкви своего посвящения, в особом киоте.
Другой древностью собора Рождества Христова, исчезнувшей в 30-е гг., были резные царские врата нижней церкви. Они пережили все ремонты и поновления и могли также относиться ко времени князей Старицких. Стены обоих этажей собора были украшены фресковой живописью венецианского стиля, принадлежавшей кисти известных художников того времени. В восьмигранном куполе был изображен Господь Саваоф, окруженный ликами Херувимов и верховных Архангелов, на гранях – истребление идолопоклонства, исцеление Иисусом Христом слепого, изгнание из Иерусалимского храма торгующих, прощение приведенной к Иисусу грешницы. Под ними, с правой стороны – избиение Вифлеемских младенцев Иродом, несение Креста, с левой стороны – хождение по водам апостола Петра и убиение святого Стефана. На западной стене по сторонам входа – Всемирный потоп. Отмечаются прекрасно выполненные лики настенной иконописи. В нижнем храме на поддерживающих низкие своды круглых столбах – изображения великих святых. В настоящее время эти росписи утрачены, сохранились лишь фрагменты фресок в куполе второго этажа.
Иконостасы верхнего и нижнего храмов устроены заново после 1812 г., за исключением упоминавшихся выше старинных резных царских врат нижнего храма. Местные иконы все в серебряных ризах. В верхнем этаже иконостас украшали шесть золоченых коринфских колонн. Иконы второго и третьего яруса были подновлены, фон на них вызолочен.
Над царскими вратами – изображение великого Голгофского события. Распятый Спаситель изображен в барельефе, справа скорбящая Богородица со святыми женами, Пилат на коне, слева – Иоанн Богослов и Лонгин Сотник, в глубине – два распятых разбойника. Подобное изображение в уменьшенном виде было и над входом в трапезную. С правой стороны – картина Страшного Суда. В верхнем храме, у левого клироса, в богатом золоченом киоте находилась упоминавшаяся выше Владимирская икона Божией Матери. Под иконой на медной доске было записано предание о ее явлении. Рядом с Владимирской стояла икона с изображением всех святых, празднуемых в течение летнего полугода, написанная в чисто греческом стиле. В нижней части иконы врезано несколько серебряных и золоченых крестов с мощами святых. Подобная икона, только со святыми, празднуемыми в продолжение зимнего периода, находилась нижнем зимнем храме.
В 1815г. в соборе был погребен герой войны 1812 г. генерал И.С.Дорохов. В трапезной нижнего храма стоял памятник за железной решеткой с надписью на чугунной плите следующего содержания:
«ПОЧТЕННЫМ ЖИТЕЛЯМ ГОРОДА ВЕРЕИ: ЕСЛИ ВЫ СЛЫШАЛИ О ГЕНЕРАЛЕ ДОРОХОВЕ, КОТОРЫЙ ОСВОБОДИЛ НАШ ГОРОД ОТ ВРАГА ОТЕЧЕСТВА НАШЕГО, ПОЧТЕННЫЕ СООТЕЧЕСТВЕННИКИ, ТО, ОЖИДАЯ ОТ ВАС ЗА СИЕ ВОЗДАЯНИЕ; ДАТЬ МНЕ ТРИ АРШИНА ЗЕМЛИ ДЛЯ ВЕЧНОГО МОЕГО УСПОКОЕНИЯ ПРИ ТОЙ ЦЕРКВИ, ГДЕ Я ВЗЯЛ ШТУРМОМ УКРЕПЛЕНИЯ НЕПРИЯТЕЛЯ, ИСТРЕБИВ ЕГО ПОЛНОСТЬЮ, И ЗА ЧТО ДЕТИ МОИ БУДУТ ВАМ БЛАГОДАРНЫ». И подпись: «ГЕНЕРАЛ ДОРОХОВ». На надгробной плите были изображены золотой клинок и рукоять меча.
В 1924 г. храм был закрыт и использовался в хозяйственных целях. Еще раньше, в 1918 г. было осквернено и разорено захоронение И.С.Дорохова.
По одной из версий, 16 августа 1918 г. в Верее шумел митинг красноармейцев, отправлявшихся на борьбу с белочехами. Единогласно постановили снести памятник царскому генералу. В подклет Рождественского собора вошла группа вооруженных людей. Они отодвинули и сбросили на пол тяжелую надгробную плиту, вскрыли крышку гроба и застыли от удивления: в генеральском мундире передними лежал как бы спящий человек. Но едва один из осквернителей дотронулся рукой до золотого эполета, как одежда и высохшие ткани тела рассыпались в прах, обнажив кости человеческого скелета. Останки генерала были выброшены с высокого откоса над Протвой. Ночью, как передает молва, два пожилых верейских жителя собрали останки Дорохова и тайно их захоронили.
Неоднократные попытки реставрации Рождественского собора, которые предпринимались в послевоенный период, до конца не доводились. В настоящее время храм сильно обветшал и находится в аварийном состоянии.

В 1999 г. начались восстановительные работы силами администрации Наро-Фоминского района, предприятий города Вереи и благотворителей. Состоялось учредительное собрание прихожан и образована приходская община во главе с настоятелем собора – иереем Георгием Ашковым. 25 сентября 1999 г. во время расчистки бывшего склепа Дорохова из-под слоев мусора были извлечены части человеческого скелета, фрагменты генеральского мундира, эполет, пояс, детали гроба и эфес сабли. Была изготовлена гробница, и найденные останки были торжественно перезахоронены. До конца 1999 г. был проведен ремонт нижнего этажа собора, храм был приготовлен для совершения богослужений.
Накануне великого юбилея 2000-летия Рождества Христова, в морозный день 26 декабря состоялось торжественное освящение собора митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием. Его Высокопреосвященство совершил первую Божественную литургию после закрытия собора в 1924 г. В этот же день состоялось торжественное перезахоронение останков генерала И.С.Дорохова. По благословению Митрополита один из приделов нижнего храма посвящен священномученику Илариону, архиепископу Верейскому, ковчег с частицей мощей которого находится сейчас в Рождественском соборе, рядом с восстановленной гробницей генерала Дорохова.
В настоящее время собор постепенно возрождается духовно и благоукрашается материально. В декабре 2000 г. были освящены и зазвучали колокола, пожертвованные благотворителем храма Г.П.Крючковым. Изготавливаются иконостас, киоты, пишутся иконы, совершенствуется клиросное пение. Собор живет богослужебной жизнью.

Престолы

Святыни

Ковчег с частицей мощей Иллариона архиепископа Верейского, икона с частицей мощей преподобного Варнавы Гефсиманского. Древняя икона святой великомученицы Параскевы Пятницы в часовне святой Параскевы.

Приписные часовни

Источник

Собор Рождества Хриcтова, г. Верея

расписание богослужений в храме рождества христова в верее. Смотреть фото расписание богослужений в храме рождества христова в верее. Смотреть картинку расписание богослужений в храме рождества христова в верее. Картинка про расписание богослужений в храме рождества христова в верее. Фото расписание богослужений в храме рождества христова в верее

Собор Рождества Хриcтова, г. Верея

История

Собор Рождества Христова был заложен в старой деревянной Верейской крепости 15 мая 1552 года. Летописных известий о постройке церкви не существует. О закладке храма сообщала выполненная на меди храмозданная, бывшая, как пишет И.Токмаков «над дверью храма до пристройки и поновления». Она являлась копией другой, более ранней храмозданной, «выполненной на камне обронными буквами». Надпись гласила:
«БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ПРИОСВЯЩЕННАГО МИТРОПОЛИТА МАКАРИЯ ВСЕЯ РОССИИ ЗАЛОЖЕНА БЫСТЬ СИЯ ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА В ЛЕТО 7060 МАЯ 15 ДНЯ ПРИ ДЕРЖАВЕ БЛАГОВЕРНАГО ЦАРЯ И ВЕЛИКАГО КНЯЗЯ ИОАННА ВАСИЛЬЕВИЧА ВСЕЯ РОССИИ ПОВЕЛЕНИЕМ ВЕЛИКАГО КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА АНДРЕЕВИЧА И МАТЕРИ ЕГО БЛАГОВЕРНЫЯ КНЯГИНИ ЕФРОСИНЬИ”.
Собор был заложен 15 мая, т.е. накануне казанского похода, участником которого стал семнадцатилетний Владимир Андреевич Старицкий. Дата окончания и освящения собора остается неизвестной. Храм был заложен по указанию царя Ивана Грозного и не единожды им посещался. Церковь неоднократно ремонтировалась и достраивалась, при этом облик ее несколько менялся. В исторических источниках собор Рождества Христова упомянут в Писцовой книге 1625г.: «…а в осыпи соборная церковь Рождества Христова каменна с пределы, а в церкви образы, и книги, и ризы, и всякое церковное строение государево…». Указание на “пределы” говорит о многопридельном храме и позволяет предполагать оригинальную внутреннюю его архитектуру, а именно, собор с приделами “в полатях”.
По дошедшим до нас литературным данным, церковь капитально реставрировалась в 1701 г., была заново освящена, и по ходатайству жителей города ее священником был назначен Василий Григорьев. 18 марта 1729 года соборный протопоп Василий Григорьев с прихожанами подал «доношение» в синодальный Казенный приказ, в котором писалось: «Соборная церковь Рождества Христова изстари построена и обветшала, также на четыре стороны разселась, да в той же церкви два престола вверху и внизу запустели изстари от литовского разорения. Нужны новые престолы утвердить: вверху – престол во имя Пресвятой Богородицы Владимирской, а внизу – во имя первоверховных апостолов Петра и Павла, и о том указ выдать». В мае того же года императором и Святейшим Синодом было дано разрешение на восстановление церкви. Храм был отстроен в старом виде. После перестройки, 23 сентября 1734 года выдан указ об освящении двух возобновленных приделов, их расположение ”вверху” и ”внизу” подтверждает предположение о том, что храм был выстроен Старицкими “с полатями”. В результате реконструкции собор был разделен на два этажа.
Перестройка 1730-х г.г. была первой капитальной перестройкой собора. Вторая, не менее грандиозная, произошла около 1802г. При этом были пристроены трапезная и колокольня, что изменило весь внешний облик храма. О других многочисленных, но малозначительных ремонтах, подробных сведений нет. Один из таких ремонтов произведен в 1693 г. В этом году в г. Верею ”ко освящению церкви Рождества Христова” выдавался антиминс. Есть предположение, что поводом к обновлению церкви послужила реконструкция иконостаса (в 90-е годы ХУП в. по всей стране взамен древних интенсивно сооружались новые барочные иконостасы). Стены собора хранят вырубленные в них вертикальные пазы от тяблового иконостаса.
После 1812 г. возобновлялись соборные иконостасы. В это время в соборе было уже три придела. Третий – Никольский был устроен в той же трапезной нижнего храма. Поскольку в древнем храме (об этом ниже) было не два, а три изначальных придела, придел Николая Чудотворца мог появиться в соборе еще при Старицких. Согласно местному церковному преданию, храмовая Чудотворная икона Владимирской Богоматери с Николаем Чудотворцем на обороте явилась детям плывущей по реке Протве вскоре после польского разорения и была принесена ими в собор. Считается, что верхняя церковь Владимирской Богоматери была устроена в честь нее. Однако, из доношения 1729 года мы знаем, что придел Владимирской Богоматери был старинный, а явленная после поляков икона – старинной выносной иконой самого собора. Наличие на обороте образа Николая Чудотворца позволяет надеяться, что придел его имени в соборе тоже был издревле. Икона Владимирской Богоматери была местной святыней вплоть до погрома 30-х гг. ХХ в. и стояла наверху, в церкви своего посвящения, в особом киоте.
Другой древностью собора Рождества Христова, исчезнувшей в 30-е гг., были резные царские врата нижней церкви. Они пережили все ремонты и поновления и могли также относиться ко времени князей Старицких. Стены обоих этажей собора были украшены фресковой живописью венецианского стиля, принадлежавшей кисти известных художников того времени. В восьмигранном куполе был изображен Господь Саваоф, окруженный ликами Херувимов и верховных Архангелов, на гранях – истребление идолопоклонства, исцеление Иисусом Христом слепого, изгнание из Иерусалимского храма торгующих, прощение приведенной к Иисусу грешницы. Под ними, с правой стороны – избиение Вифлеемских младенцев Иродом, несение Креста, с левой стороны – хождение по водам апостола Петра и убиение святого Стефана. На западной стене по сторонам входа – Всемирный потоп. Отмечаются прекрасно выполненные лики настенной иконописи. В нижнем храме на поддерживающих низкие своды круглых столбах – изображения великих святых. В настоящее время эти росписи утрачены, сохранились лишь фрагменты фресок в куполе второго этажа.
Иконостасы верхнего и нижнего храмов устроены заново после 1812 г., за исключением упоминавшихся выше старинных резных царских врат нижнего храма. Местные иконы все в серебряных ризах. В верхнем этаже иконостас украшали шесть золоченых коринфских колонн. Иконы второго и третьего яруса были подновлены, фон на них вызолочен.
Над царскими вратами – изображение великого Голгофского события. Распятый Спаситель изображен в барельефе, справа скорбящая Богородица со святыми женами, Пилат на коне, слева – Иоанн Богослов и Лонгин Сотник, в глубине – два распятых разбойника. Подобное изображение в уменьшенном виде было и над входом в трапезную. С правой стороны – картина Страшного Суда. В верхнем храме, у левого клироса, в богатом золоченом киоте находилась упоминавшаяся выше Владимирская икона Божией Матери. Под иконой на медной доске было записано предание о ее явлении. Рядом с Владимирской стояла икона с изображением всех святых, празднуемых в течение летнего полугода, написанная в чисто греческом стиле. В нижней части иконы врезано несколько серебряных и золоченых крестов с мощами святых. Подобная икона, только со святыми, празднуемыми в продолжение зимнего периода, находилась нижнем зимнем храме.
В 1815г. в соборе был погребен герой войны 1812 г. генерал И.С.Дорохов. В трапезной нижнего храма стоял памятник за железной решеткой с надписью на чугунной плите следующего содержания:
«ПОЧТЕННЫМ ЖИТЕЛЯМ ГОРОДА ВЕРЕИ: ЕСЛИ ВЫ СЛЫШАЛИ О ГЕНЕРАЛЕ ДОРОХОВЕ, КОТОРЫЙ ОСВОБОДИЛ НАШ ГОРОД ОТ ВРАГА ОТЕЧЕСТВА НАШЕГО, ПОЧТЕННЫЕ СООТЕЧЕСТВЕННИКИ, ТО, ОЖИДАЯ ОТ ВАС ЗА СИЕ ВОЗДАЯНИЕ; ДАТЬ МНЕ ТРИ АРШИНА ЗЕМЛИ ДЛЯ ВЕЧНОГО МОЕГО УСПОКОЕНИЯ ПРИ ТОЙ ЦЕРКВИ, ГДЕ Я ВЗЯЛ ШТУРМОМ УКРЕПЛЕНИЯ НЕПРИЯТЕЛЯ, ИСТРЕБИВ ЕГО ПОЛНОСТЬЮ, И ЗА ЧТО ДЕТИ МОИ БУДУТ ВАМ БЛАГОДАРНЫ». И подпись: «ГЕНЕРАЛ ДОРОХОВ». На надгробной плите были изображены золотой клинок и рукоять меча.
В 1924 г. храм был закрыт и использовался в хозяйственных целях. Еще раньше, в 1918 г. было осквернено и разорено захоронение И.С.Дорохова.
По одной из версий, 16 августа 1918 г. в Верее шумел митинг красноармейцев, отправлявшихся на борьбу с белочехами. Единогласно постановили снести памятник царскому генералу. В подклет Рождественского собора вошла группа вооруженных людей. Они отодвинули и сбросили на пол тяжелую надгробную плиту, вскрыли крышку гроба и застыли от удивления: в генеральском мундире передними лежал как бы спящий человек. Но едва один из осквернителей дотронулся рукой до золотого эполета, как одежда и высохшие ткани тела рассыпались в прах, обнажив кости человеческого скелета. Останки генерала были выброшены с высокого откоса над Протвой. Ночью, как передает молва, два пожилых верейских жителя собрали останки Дорохова и тайно их захоронили.
Неоднократные попытки реставрации Рождественского собора, которые предпринимались в послевоенный период, до конца не доводились. В настоящее время храм сильно обветшал и находится в аварийном состоянии.

Новейшая история

В 1999 г. начались восстановительные работы силами администрации Наро-Фоминского района, предприятий города Вереи и благотворителей. Состоялось учредительное собрание прихожан и образована приходская община во главе с настоятелем собора – иереем Георгием Ашковым. 25 сентября 1999 г. во время расчистки бывшего склепа Дорохова из-под слоев мусора были извлечены части человеческого скелета, фрагменты генеральского мундира, эполет, пояс, детали гроба и эфес сабли. Была изготовлена гробница, и найденные останки были торжественно перезахоронены. До конца 1999 г. был проведен ремонт нижнего этажа собора, храм был приготовлен для совершения богослужений.
Накануне великого юбилея 2000-летия Рождества Христова, в морозный день 26 декабря состоялось торжественное освящение собора митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием. Его Высокопреосвященство совершил первую Божественную литургию после закрытия собора в 1924 г. В этот же день состоялось торжественное перезахоронение останков генерала И.С.Дорохова. По благословению Митрополита один из приделов нижнего храма посвящен священномученику Илариону, архиепископу Верейскому, ковчег с частицей мощей которого находится сейчас в Рождественском соборе, рядом с восстановленной гробницей генерала Дорохова.
В настоящее время собор постепенно возрождается духовно и благоукрашается материально. В декабре 2000 г. были освящены и зазвучали колокола, пожертвованные благотворителем храма Г.П.Крючковым. Изготавливаются иконостас, киоты, пишутся иконы, совершенствуется клиросное пение. Собор живет богослужебной жизнью.

Престолы

Святыни

Ковчег с частицей мощей Иллариона архиепископа Верейского, икона с частицей мощей преподобного Варнавы Гефсиманского. Древняя икона святой великомученицы Параскевы Пятницы в часовне святой Параскевы.

Приписные часовни

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

03Ср.17:00Всенощное бдение. Исповедь
04Чт.08:30
05Пт.17:00Заупокойные Вечерня и Утреня. Исповедь
06Сб.
07Вс.08:30
13Сб.
14Вс.08:30
18Чт.08:30
20Сб.
21Вс.08:30
22Пн.08:30
26Пт.08:30
28Вс.08:30
29Пн.08:30