нисаб это что такое простыми словами
Нисаб для выплаты закята в 2021 году
Верующие мусульмане, в надежде заслужить милость Аллаха и выполняя Его предписания, часто сталкиваются с таким понятием, как «нисаб для выплаты закята». Что такое нисаб, и почему он важен в вопросе выплаты ежегодной милостыни?
Закят – ежегодная выплата мусульманином 1/40 части своего имущества в пользу нуждающихся. Закят избавляет сердца от скупости, очищает имущество и пробуждает в людях милосердие. Это четвертый столп Ислама и один из самых важных обрядов поклонения Аллаху.
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Оберегайте ваше имущество выплатой закята» (Абу Давуд).
Для выполнения этого ваджиба мусульманин должен обладать некоторыми характеристиками: он должен быть верующим, разумным, совершеннолетним, свободным и состоятельным. Состоятельным мусульманином считается тот, кто владеет имуществом или деньгами в размере нисаба за вычетом долгов и предметов первой необходимости.
На своем официальном сайте Духовное управление мусульман России (ДУМ РФ) приводит обозначение нисаба: «Нисаб – это мера богатства, установленная исламом, обладая которым человек обязан выплачивать закят. Нисаб для выплаты закята составляет сумму денежных единиц (валют) золота и серебра, которая в совокупности равна стоимости 84,8 грамм золота или 561 грамма серебра».
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Закят не выплачивается с имущества, которым человек не владеет в течение целого года» (Абу Дауд).
Таким образом, нисаб для выплаты закята – это минимальный размер состояния, имеющегося в распоряжении мусульманина целый год, с которого ему необходимо выплачивать закят. Пожертвование выплачивается в размере 2,5 процента от состояния человека, превышающего размер нисаба.
ДУМ РФ также обозначает виды имущества, которое входит в исчисление нисаба: золото, серебро, деньги, предметы торговли, а также скот (верблюды, коровы, овцы и козы) и продукты земледелия (плоды и зерновые). Предписанный нисаб для выплаты закята в 2020 году рассчитывается из эквивалента в 84,8 грамм золота.
По данным Центрального банка РФ, цена 1 грамма золота составляет 4087 рублей. Это означает, что нисаб от имущества, обладание которым позволяет выплачивать закят, составляет 346 000 рублей или больше.
В то же время, каждый регион России вправе устанавливать собственный размер нисаба, руководствуясь результатами мониторинга актуальных цен. Так, в 2020 году ДУМ Татарстана объявило на своем официальном сайте об установлении минимального размера нисаба с 230 тысяч рублей (в 2019 году) до 280 000 рублей.
Всевышний Аллах сказал в Коране: «Тем, кто жертвует свое имущество ночью и днем, втайне и открыто, уготована награда у их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены» (Сура «Корова», аят 274).
Получатели закята – сироты, вдовы, бедняки, должники, путники, сборщики закята, новообращенные в Ислам и мусульманское духовенство. В России закят можно отдать в мусульманскую благотворительную организацию, которая занимается сбором и перечисление закята на нужды обездоленных, как фонд «Солидарность».
Закят
Закят в Исламе это один из пяти столпов мусульманской религии, одна из основ, выполнение которой является важнейшей обязанностью мусульманина, если он в состоянии ее исполнить.
Предписания Ислама в выплате закята распространяются только на мусульман, для немусульман, проживающих на территориях исламского государства устанавливается фиксированная сумма налога, составляющая 10%.
Смысл закята в Исламе
Закят – это не просто налог, в Исламе это важнейший социально-экономический институт, который призван утвердить в мусульманском обществе принципы справедливости, который затрагивает в обществе многие аспекты жизнедеятельности. Выплата закята означает по Шариату, что нажитое богатство мусульманина и его доходы не являются греховными. В мусульманских странах действую открытые благотворительные организации, которые занимаются сбором и распространением закята.
Не следует путать такие понятия, как «закят» и «садака», поскольку закят является обязательной милостыней в Исламе, а садака – милостыня добровольная. Закят как выплачивать и его размер определяет Шариат один раз в год и на определенных условиях. Милостыня садака выплачивается по Исламу в том размере, в каком считает нужным сам мусульманин, и он может выплатить ее в любой момент и в неограниченном количестве.
Всевышний Аллах, возложив на мусульман обязанность выплаты закята, проявил огромную милость и глубокую мудрость, ведь в закяте очень много пользы: это и борьба с бедностью, и усиление братства между мусульманами, и воспитание в мусульманах щедрости, очищение от жадности и от скупости сердец, придание бараката материальному состоянию человека, а также преувеличение имущества мусульманина и защита его от бед, и даже болезней.
Оставление выплаты закята
По своей сути закят является собственностью бедных мусульман, нуждающихся, поэтому мусульманину, который не выплатит в земном мире закят, все равно придется вернуть его тем, кто в нем нуждался, но не получил его, в Ахирате. Поэтому после смерти мусульманина его родным с того имущества, которое осталось после покойного, следует в первую очередь выплатить закят, если у него есть долги по закяту, и только после этого можно начинать исполнение завещания.
Если мусульманин отрицает обязательность закята, то он впадает в неверие, а если мусульманин закят выплачивать отказывается, то мусульманский правитель должен забрать у него закят и раздать нуждающимся.
Для тех мусульман, которые не выплатили закят, в Судный день уготованы особые мучения, которые будут настолько же суровыми, насколько грешник нарушил его выплату: все то серебро и золото, с которых они не выплатили закят, будут прикладывать раскаленным к их телу со словами: «Это ваше состояние, с которого вы не выплатили закят и которое хранили, теперь вкусите наказание из-за него». Если же мусульманином не был выплачен закят со скота, то такая скотина, в Судный день превратится в самых крупных животных, которые будут бодать грешника и топтать его до самого момента завершения допроса людей, который будет проходить на Махшаре. Имущество, с которого закят не будет выплачен, превратится в больших ядовитых змей, у которых между глаз будет два пятна, и эти змеи свернутся вокруг шеи грешника и скажут ему, что они – то самое имущество, с которого не выплатил закят грешник.
Размер закята и облагаемая часть
Размер закят равняется одной сороковой части (два с половиной процента) от имущества мусульманина, которую он выплачивает в пользу нуждающихся.
По Шариату, закятом облагается: серебро и золото, крупный рогатый и мелкорогатый скот и верблюды, торговый товар, фрукты и финики, виноград и зерновые сельскохозяйственные культуры, полезные ископаемые и найденные клады.
Выплата со скота
Если у мусульманина есть крупнорогатый скот или овцы, то, когда их поголовье достигнет нисаба или закятооблагаемого минимума или выйдет на большее количество, которое не уменьшится за год и будет находиться на выпасе большую часть года, то по Исламу закятом этот скот также облагается.
Размер закята с крупнорогатого скота определяется таким порядком:
Закят за стадо овец выплачивается в таком порядке:
Выплата с золота и серебра
Сколько закята следует выплачивать с серебра и золота, решается таким порядком: за 85 граммов или 20 мискаль золота, которое будет находиться в собственности человека на протяжении года, а также за 595 граммов или 200 дирхамов серебра придется выплатить сороковую часть или 2,5 процента, независимо от того, в монетах или в слитках находится у мусульманина золото и серебро, в виде украшений женских или мужских.
Калькулятор закята с золота, серебра и сбережений
Закят с зерновых
С урожая пшеницы или с других зерновых культур закят следует платить с каждых пяти вуску или девятисот литров. Десятая часть выплачивается в качестве закята с того урожая, который поливался только дождем. С урожая, полученного с помощью искусственного орошения, выплачивают закят в размере двадцатой части. Если же на искусственном орошении была выращена только половина урожая, то с такого урожая выплачивают пятнадцатую часть.
Закят с товара
Для тех предпринимателей, которые занимаются торговлей, также положена выплата закята, если общая сумма его товара достигает нисаба. В закятооблагаемую сумму не входит то имущество, которое было куплено на прибыль от торговли – машина, дом, земля и подобное. В шафиитском мазхабе закят нельзя отдавать товаром – следует его стоимость перевести в деньги и отдать его деньгами.
Если нашел клад
Если мусульманин находит клад, то ему следует выплатить закят с него в размере пятой части.
Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)
А также следующий вопрос, я откладываю деньги для возврата достаточно крупного долга и планирую их отдавать частями. Стоит ли мне как-то их учитывать или это просто будут как растраты?? Ну например, лежит 500.000руб. А я добавляю к ним в течение трёх месяцев ещё разными частями 200.000. Но как только появляется возможность, я о отдаю эти 200тыс человеку, у кого занимала
Как рассчитывать нисаб денежных средств?
Известно, что во времена Пророка, мир ему и благословение Аллаха, не было бумажных денег. В обращении были, главным образом, серебряные дирхемы, которые чеканили в Сасанидском Иране, и золотые динары из Византийской империи. При халифе ‘Умаре ибн аль-Хаттабе появились первые исламские дирхемы, а при халифе ‘Абд-аль-Малике ибн Марване — золотые исламские динары. Бумажные деньги хотя и появились в Китае в Средние века, но начали распространяться в Европе, России и Северной Америке лишь в XVIII веке. В Османской империи бумажные куруши вошли в обращение в 1840 г. при султане ‘Абдуль-Маджиде I.
С тех пор бумажные банкноты прочно вошли в обиход и стали универсальным средством обмена, заменив собой золото и серебро. Более того, стоимость золота и серебра теперь исчисляется в денежном выражении. Поэтому современные законоведы единодушны в том, что именно бумажные деньги сегодня составляют основу сбережений частных лиц и капиталов компаний, и поэтому с них надлежит выплачивать закят [1].
Законоведы также единодушны в том, что минимальная сумма денег, с которой полагается выплачивать закят, оценивается по стоимости золота или серебра — по аналогии с предметами, предназначенными для торговли.
Передают со слов ‘Али ибн Абу Талиба, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Ты не должен выплачивать закят, если у тебя денег меньше двадцати динаров. А если у тебя есть двадцать динаров, которыми ты владел в течение одного года, то ты должен выплатить с них половину динара. Если денег будет больше, то закят следует подсчитывать из такого же расчета. Закят не выплачивается с имущества, которым человек не владеет целый год» (Ахмад, Абу Давуд и аль-Байхаки).
Во времена Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, один динар весил один мискаль и содержал 4,25 г чистого золота. Получается, что 20 динаров содержали 85 г золота.
В другом хадисе сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Я разрешил вам не выплачивать закят с ваших лошадей и рабов, но выплачивайте его с вашего серебра. С сорока дирхемов выплачивайте один дирхем. Сто девяноста дирхемов не облагаются закятом. А если их будет двести, то выплачивайте с них пять дирхемов» (Абу Давуд, ан-Насаи, ат-Тирмизи и Ибн Маджа).
Во времена Посланника, мир ему и благословение Аллаха, дирхем весил 0,7 мискаля. Следовательно, 200 дирхемов весили 190 мискалей и содержали 595 г чистого серебра.
Таким образом, в случае золота нисаб — облагаемый закятом минимум — равен 85 г чистого золота (999 проба или 24 карата), а в случае серебра — 595 г чистого серебра. Во времена Пророка, мир ему и благословение Аллаха, 200 серебряных дирхемов стоили примерно 20 золотых динаров. Однако впоследствии цены на серебро начали падать, и между законоведами возникли разногласия по поводу того, какой из двух металлов следует брать за основу для расчета нисаба.
Одни считают, что нисаб следует рассчитывать по цене золота, потому что в настоящее время золото считается основным драгоценным металлом и цена на него относительно устойчива. Шах Валиаллах ад-Дахляви рассматривал нисаб как прожиточный минимум для семьи, состоящей из мужа, жены и ребёнка или слуги, в течение года [2], что в нынешних условиях теряет смысл, если подсчитывать нисаб по серебру.
Кроме того, разница между нисабом денежных средств и нисабом скота не должна быть очень большой. В пользу этого свидетельствуют слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Если кто обязан отдать в качестве милостыни четырехлетнюю верблюдицу, но у него ее нет, пусть отдаст трехлетнюю, а вместе с ней — двух овец или двадцать дирхемов» (аль-Бухари). Получается, что в те времена на двадцать дирхемов можно было купить двух овец. Если учесть, что нисаб овец равен 40 головам, то такое стадо стоило примерно 400 дирхемов, то есть всего лишь в два раза больше нисаба серебра. Но если рассчитывать нисаб наличных денег по серебру в наше время, то в большинстве стран на эти деньги можно будет купить одну-две овцы. Говоря другими словами, для расчёта нисаба нужно брать за основу золото, а иначе разница между нисабами получается огромная.
По мнению других законоведов, нисаб денежных средств должен рассчитываться по нисабу того из двух драгоценных металлов, который дешевле, и это мнение опирается на несколько контраргументов.
Во-первых, равенство нисабов некоторых видов имущества в ту или иную эпоху не является шариатским установлением. Нисабы для каждого вида имущества определены Аллахом и вовсе необязательно, чтобы все они были равноценны. Если бы основой в данном вопросе была определённое количество имущества, то было бы разумным объединять различные виды имущества для того, чтобы они вместе образовали нисаб. Однако такого не говорил никто из авторитетных имамов, за исключением того, что касается имущества, предназначенного для торговли. Кроме того, в таком случае нисабы всех видов имущества рассчитывались бы только по золоту и серебру, а это не так.
Во-вторых, хорошо известно, что и во времена Пророка, мир ему и благословение Аллаха, цены на различные виды товаров иногда росли, а иногда падали. Например, ‘Урва аль-Барики купил для Пророка, мир ему и благословение Аллаха, на один динар двух овец, а потом продал одну из них за один динар и вернул Пророку, мир ему и благословение Аллаха, один динар и овцу в придачу (аль-Бухари). Этот хадис указывает на то, что одна овца могла стоить по-разному, так как Урва купил овец за пол динара каждую, а продал за динар. В другом хадисе сообщается, что Ибн ‘Умар продавал верблюдов за динары, но во время совершения сделки брал дирхемы. Как-то раз он спросил об этом Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и тот сказал: «Нет проблем, если ты берёшь их по цене динара в тот день» (Абу Давуд). Иными словами, и в прежние времена соотношение цены золота и серебра менялось.
В-третьих, ни в Коране, ни в Сунне нет никаких указаний на то, что нисаб определяется прожиточным минимумом для семьи. Что же касается мнения имама ад-Дахляви, то оно опирается на его собственный иджтихад, за который богословы получают вознаграждение. Однако его высказывание не является шариатским доводом, на который опираются религиозные положения. Кроме того, даже первоочередные потребности людей, необходимые для сохранения жизни и поддержания здоровья, могут сильно изменяться в зависимости от их возраста, местонахождения и других факторов.
В-четвёртых, нисаб товаров, предназначенных для торговли, рассчитывается по золоту или серебру — по общему мнению ученых, считавших, что выплачивать закят с предметов торговли обязательно. Следовательно, нисаб денежных средств также должен рассчитываться аналогично. Как же рассчитывают нисаб предметов торговли? Законоведы разошлись во мнениях в данном вопросе. Аш-Шафи‘и считал, что их следует оценивать по тому из металлов, на который эти товары были куплены [3]. Абу Ханифа считал, что оценивать их следует в пользу нуждающихся [4]. Этого же мнения придерживались ханбалиты [5]. То есть, если предметы торговли достигли нисаба по цене любого из двух драгоценных металлов, то выплачивать закят с них обязательно. Поскольку в наше время товары покупают не за золото или серебро, то первое мнение не имеет значения. Остается только второе мнение, гласящее, что при расчёте нисаба следует учитывать интересы нуждающихся.
Подытоживая сказанное, можно сказать, что мнение второй группы законоведов сильнее, так как оно подкрепляется доводами из Сунны и мнениями авторитетных имамов. Наряду с этим оно защищает интересы нуждающихся мусульман и позволяет их обеспеченным единоверцам заслужить большую награду. А Аллах знает лучше!
Примечания
[1] Аль-Маусуа аль-фикхия. Кувейт: Министерство вакуфов и исламских дел. Т. 23. С. 267.
[2] Ад-Дахляви, Шах Валиаллах. Худжжа Аллах аль-балига. Бейрут: Дар аль-Джайль, 1426/2005. Т. 2. С. 66.
[3] Ан-Навави, Яхья ибн Шараф. Аль-Маджму‘ шарх аль-мухаззаб / Под ред. Мухаммада Наджиба аль-Мути‘и. Джидда: Мактаба аль-иршад, б/д. Т. 6. С. 23.
[4] Ибн аль-Хамам, Мухаммад ибн ‘Абд аль-Вахид. Фатх аль-Кадир. Бейрут: Дар аль-кутуб аль-‘ильмийя. Т. 2. С. 227.
[5] Ибн Дувеййан, Ибрахим ибн Мухаммад. Манар ас-сабиль. Амман: аль-Мактаб аль-ислями. Т. 1. С. 198.
Основы Ислама
Закят и Милостыня (аль-Фитр)
ЗАКЯТ
ЧТО ТАКОЕ ЗАКЯТ. ПОЛЬЗА ЗАКЯТА
Четвертым столпом Ислама является закят. Выплата его была вменена мусульманам в обязанность во втором году хиджры, до того как пост в месяц Рамадан стал обязательным. Закят – это поклонение Создателю имуществом.
Закят заключается в ежегодном отчислении состоятельным мусульманином 1/40 части своего имущества в пользу бедных.
Закят вместе с намазом упоминаются в Коране 27 раз. Этот факт подтверждает его важную роль в Исламе.
Закят – это поклонение (‘ибада), которая избавляет сердце от скупости, очищает имущество и пробуждает в душах людей милосердие. Благодаря закяту зависть покидает сердца бедных и неимущих, укрепляется единство общества.
Закят не только очищает душу, но и способствует её освобождению от унижения привязанности к богатству и подчинения его власти, а также от бедствия рабской зависимости от денег. Ислам стремится к тому, чтобы мусульманин был рабом одного только Аллаха и освобождался от подчинения всему иному, являясь господином всего того, что есть в этом мире.
Закят увеличивает состояние верующего и сохраняет его благоденствие (баракят). Имущество, с которого был выплачен закят, оберегается Аллахом. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Оберегайте ваше имущество выплатой закята» [1] .
Закят служит мерилом искренности верующего. Отчисляя закят, человек вверяет себя Аллаху, благодарит Его за дарованные блага и милости. Он приносит пользу обществу и заслуживает любовь окружающих.
Благодаря выплате закята бедный человек получает возможность жить полноценной жизнью и исполнять свои обязанности, имеющие отношение к проявлению повиновения Аллаху. Также благодаря закяту бедный человек ощущает на себе заботу и внимание других членов общества, он ощущает, что находится в достойном человеческом обществе, которое не забывает его и протягивает ему руку помощи, не попрекая и не обижая его. Нуждающийся человек принимает помощь из рук богатых, не чувствуя себя униженными, держа голову высоко поднятой и не теряя чувства собственного достоинства, так как он берёт ту долю, которая принадлежит ему по праву.
Кто должен выплачивать закят
Выплачивать закят обязан тот, кто является:
НИСАБ. УСЛОВИЯ, ПРИ КОТОРЫХ ВЫПЛАТА ЗАКЯТА ОБЯЗАТЕЛЬНА
Нисаб – это мера богатства, установленная религией, обладая которым человек обязан выплачивать закят. Нисаб составляет сумму денежных единиц (валют), золота и серебра, которая в совокупности равна стоимости примерно 80 граммов золота или 561 грамма серебра.
Владея данным имуществом в течении одного полного лунного года, обязательно (фард) выплатить 2,5% от общей стоимости имущества на конец года, если оно равно или превышает нисаб.
Выплата милостыня «аль-фитр» в месяц Рамадан и совершение жертвоприношение (курбан) в дни праздника Курбан-байрам является необходимым (ваджиб) для обладающих нисабом имущества или денег, но при этом не требуется владение имуществом полный год и не требуется, чтобы имущество было увеличивающимся.
Также условием правильной выплаты закята является намерение, которое должен сделать выплачивающий при передаче закята. Произносить его вслух необязательно.
ИМУЩЕСТВО, КОТОРОЕ НЕ ВХОДИТ В ИСЧИСЛЕНИЕ НИСАБА
При исчислении нисаба в него не включаются предметы первой необходимости, такие как дома и квартиры, в которых живут, предметы домашнего обихода, одежда и обувь, средства передвижения, книги, не предназначенные для торговли, инструменты ремесленника, необходимая пища, украшения из алмазов, изумрудов и т.д. (кроме золота и серебра), которые не предназначаются для продажи.
НИСАБ И РАЗМЕР ЗАКЯТА С РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ИМУЩЕСТВА
Вид имущества
Нисаб
Размер закята
≥ стоимости 80,18 г золота
≥ стоимости 80,18 г золота
1 годовалый теленок
С увеличением поголовья скота формула исчисления закята меняется. За вышеперечисленное имущество можно платить закят как самим имуществом, так и деньгами.
КОМУ ВЫПЛАЧИВАЕТСЯ ЗАКЯТ
В Священном Коране говорится:
Таким образом, выделяют следующие направления выплаты закята:
При выплате закята предпочтение отдается в следующей последовательности:
Следует стараться, чтобы средства закята дошли именно до нуждающихся, а не стали причиной греха или расточительства.
Закят не выплачивается:
ПОЛОЖЕНИЕ ТОГО, КТО НЕ ВЫПЛАЧИВАЕТ ЗАКЯТ
Те, кто обязаны выплачивать закят, но не выполняют данное предписание религии, будут наказаны Всевышним Аллахом.
В Священном Коране говорится:
«Горе язычникам (многобожникам), которые не выплачивают закят и отрицают жизнь вечную» [4] .
В Судный День обитатели Рая спросят у грешников:
Человек, не выплачивающий закят, но не отрицающий его обязательности (фард), является грешником, но остается верующим мусульманином. Отрицающий обязательность выплаты закята выходит из Ислама.
Выплата милостыни «аль-фитр» является необходимым (ваджиб) для мусульманина, который не имеет долгов и обладает нисабом на день праздника Ураза-байрам. При этом не обязательно владеть имуществом в течении года и его увеличение.
Милостыню «аль-фитр» раздают во время месяца Рамадан. Лучшее время для ее выплаты – это день праздника Ураза-байрам до праздничного намаза. Можно также отдать его в течение всего месяца Рамадан и в день праздника.
Для обладающего нисабом мусульманина необходимым (ваджиб) является выплата милостыни «аль-фитр» за себя и за своих детей, которые не достигли совершеннолетия.
Обычно в качестве милостыни «аль-фитр» дается определенное количество одного из следующих продуктов:
Однако, милостыню «аль-фитр» можно выплатить и в денежном эквиваленте. Лучше дать то, что принесет большую пользу нуждающемуся.
Одна милостыня «аль-фитр» не делится, ее отдают только одному человеку. Можно дать одному бедняку больше одной милостыни «аль-фитр». При ее передаче делается намерение, что это милостыня «аль-фитр», но говорить об этом бедняку вслух не обязательно.
Милостыня «аль-фитр» выплачивают тем же, кому выплачивают закят.
Тот, кто обладает нисабом и не соблюдал пост в месяц Рамадан, также должен выплатить «аль-фитр».
Раздавая милостыню «аль-фитр» в день праздника, состоятельные мусульмане радуют бедняков. Выплата этой милостыни способствует принятию поста верующего и спасению от мучительной смерти и наказания в могиле.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:
[1] Ат-таргыб ват-тархиб, том I, стр. 520.