невростатус по возрасту что это

Невростатус по возрасту что это

невростатус по возрасту что это. Смотреть фото невростатус по возрасту что это. Смотреть картинку невростатус по возрасту что это. Картинка про невростатус по возрасту что это. Фото невростатус по возрасту что этоневростатус по возрасту что это. Смотреть фото невростатус по возрасту что это. Смотреть картинку невростатус по возрасту что это. Картинка про невростатус по возрасту что это. Фото невростатус по возрасту что этоневростатус по возрасту что это. Смотреть фото невростатус по возрасту что это. Смотреть картинку невростатус по возрасту что это. Картинка про невростатус по возрасту что это. Фото невростатус по возрасту что этоневростатус по возрасту что это. Смотреть фото невростатус по возрасту что это. Смотреть картинку невростатус по возрасту что это. Картинка про невростатус по возрасту что это. Фото невростатус по возрасту что этоневростатус по возрасту что это. Смотреть фото невростатус по возрасту что это. Смотреть картинку невростатус по возрасту что это. Картинка про невростатус по возрасту что это. Фото невростатус по возрасту что это

Квалифицированный детский невролог при первичном обращении к нему делает общий осмотр, который включает в себя: оценку физического развития, наличия пороков развития и стигм (внешние признаки генетических нарушений), оценку психического развития на момент осмотра, проводит детальный сбор анамнеза ( были ли неврологические нарушения в семье и у близких родственников ранее, другие хронические заболевания, не вынашивания беременности, как протекала настоящая беременность, роды, послеродовый период, как ребенок себя ведет, есть ли жалобы у родителей).

невростатус по возрасту что это. Смотреть фото невростатус по возрасту что это. Смотреть картинку невростатус по возрасту что это. Картинка про невростатус по возрасту что это. Фото невростатус по возрасту что этоДля оценки неврологического статуса невролог определяет симметричность и наличие сухожильных и переостальных рефлексов, состояние черепно-мозговых нервов, чувствительность, а также наличие характерных рефлексов для новорожденных, которые появляются и угасают в определенные периоды жизни новорожденного, что позволяет судить о правильности его развития.

Рефлекс Моро

Асимметричный шейный тонический рефлекс

Асимметричный шейный тонический рефлекс вызывается у новорожденного, лежащего на спине, поворотом голо­вы в сторону. Это вызывает разгибание руки на стороне, в которую повернута голова, в то время как на противоположной стороне рука сгибается (так называемая поза фех­товальщика). Он обычно хорошо выражен на 2-3-й неделе после рождения и исчезает в течение первого года 1 жизни.

Перекрестный аддукторный рефлекс и другие пирамидные симптомы

Перекрестный аддукторный рефлекс заключается в двустороннем сокращении мышц, приводящих бедро, при вызывании коленного рефлекса на любой стороне. Этот рефлекс обычно исчезает к 7-8-му месяцу жизни.

Хватательный рефлекс

Xватательный рефлекс выражен с рождения и исчезает на 4-5-м месяце жизни, сменяясь произвольным захва­тыванием предмета, обращенными друг к другу боковыми поверхностями большого и указательного пальцев. Нормальное про­извольное захватывание предмета (подушечками боль­шого и указательного пальцев) формируется к 9-15 мес, что считают значимым признаком нормального развития корковой моторики. Даже у новорожденного ладонь пре­бывает в открытом состоянии приблизительно 50% вре­мени. Если ладонь не раскрывается полностью к возрасту 3 мес, когда ребенок начинает исследовать окружающую обстановку, следует заподозрить поражение нервной системы.

Рефлекс опоры и автоматической ходьбы

Рефлексы опоры и автоматической ходьбы выражены с рождения и сохраняются обычно до 2 мес. Эти рефлексы вызывают, ставя ребенка ступнями на плоскую поверх­ность, при этом новорожденный распрямляет туловище и «стоит» на полусогнутых ногах, а при небольшом наклоне вперед начинает поочередно совершать ногами шаговые движения, имитируя ходьбу.

Парашютный рефлекс

Рефлекс Ландау

Двигательная реакция ребенка, помещенного в горизонтальное положение (спиной кверху), позволяет оценить как ребенок контролирует положение головы и моторным функций: в возрасте 4 мес. он держит голову горизонтально параллельно полу и выгибает спину дугой.

Использование рук

Рефлекс Бабинского

Рефлекс Бабинского (переразгибания большого пальца стопы при раздражении подошвы) существует с рождения и считается нормальным до тех пор, пока ребенок не начнет стоять. Рефлекс может сохраняться в течение 1-го года жизни.

Общее исследование

Ниже представлены основные этапы развития детей первых 2 лет жизни.

■ 1-3 мес: самостоятельно улыбаются.

■ 6-8 нед: улыбаются в ответ на улыбку взрослых.

■ 4-6 мес: протягивают руку к предметам.

■ 12-16 нед: следят глазами за предметом в диапазоне 180°.

■ 9-15 мес: начинают пить из чашки, формируется пра­вильный захват предмета пальцами.

■ 6 мес: лепечут, имитируют слова.

■ 15-18 мес: комбинируют слова.

■ 2-й год жизни: формируется способность различать цвета.

■ 2-6 мес: могут стоять (удерживать массу тела) с под­держкой.

■ 7-10 мес: самостоятельно сидят.

■ 9-11 мес: могут стоять без поддержки.

■ 9-18 мес: начинает самостоятельно ходить.

О состоянии когнитивных функций более старшего ребенка информацию можно получить в школе, путем анкетирования учителей или с помощью групповых тестов, таких как тест Отиса-Леннона. Использование подобных тестов во время обучения в школе позволяет проводить сравнительную оценку с определенными возрастными группами. Анализ табелей школьной успеваемости позволяет не только получить информацию относительно учебных навыков, но и изучить множество других аспектов, касающихся поведенческой мотивации, внимания и прилежания (посещаемости). Чтобы наилучшим образом оценить специфические интеллектуальные функции, можно прибегнуть к помощи профессионального психолога.

В медицинском центре «Инсайт Медикал» опытный детский невролог оценит состояние развития нервной системы и психики Вашего малыша. Ответит на все волнующие Вас вопросы, предложит оптимальные пути решения сложившихся проблем и если нужно назначит дополнительные методы исследования, квалифицированную схему лечения. В нашем медицинском центре также оказывают помощь опытный логопед, детский психолог, детский массажист, педиатр. А также консультируют детские кардиолог, эндокринолог, гастроэнтеролог, ортопед, ЛОР.

Наши специалисты высокого уровня квалификации всегда готовы прийти на помощь, чтобы Ваш малыш рос крепким и здоровым.

Источник

Невростатус по возрасту что это

Исследование неврологического статуса ребенка начинается уже во время сбора анамнеза. Наблюдение за ребенком в период его общения с родителями, во время игры или когда на него не обращают внимания, может предоставить важную информацию. При этом можно отметить особенности лица ребенка, необычную позу или нарушения двигательной функции (нарушение походки или гемипарез).

Кроме того, многое можно узнать из наблюдения за поведением ребенка во время беседы с родителями. В норме любознательный ребенок или младенец грудного возраста может играть самостоятельно, но вскоре захочет участвовать в общении с взрослыми. Ребенок с дефицитом внимания может вести себя неадекватно в кабинете врача, в то время как ребенок с поражением нервной системы может выглядеть вялым, сонливым и безучастным или не показывает никакой реакции на окружающую среду.

Необходимо отметить характер и степень взаимодействия между родителями и ребенком. Поскольку неврологический осмотр новорожденных или недоношенных значительно отличается от обследования детей более старшего возраста, в этой главе рассматриваются особенности осмотра детей обоих возрастных групп.

невростатус по возрасту что это. Смотреть фото невростатус по возрасту что это. Смотреть картинку невростатус по возрасту что это. Картинка про невростатус по возрасту что это. Фото невростатус по возрасту что это

Осмотр нужно проводить таким образом, чтобы он не пугал ребенка и был приятен для него. Чем больше неврологический осмотр будет напоминать игру, тем лучше будет взаимодействие между ребенком и врачом. Возможно, ребенок будет чувствовать себя наиболее комфортно, когда он находится на руках у родителей или на полу в кабинете врача. Неразумно настаивать, чтобы ребенок сидел во время осмотра на смотровом столике или полностью раздеть ребенка в начале осмотра.

Установление контакта с ребенком необходимо для подробного неврологического осмотра; если доверие ребенка к врачу возрастает, ребенок полноценно участвует в осмотре и качество осмотра повышается. Применяются различные методики оценки психического статуса, когнитивных функций и уровня сознания в зависимости от возраста ребенка. Можно использовать простые загадки, задавать вопросы. Способность ребенка рассказать историю или нарисовать рисунок часто служит важным методом оценки когнитивных функций или определения уровня развития.

Способы, с помощью которых ребенок играет с игрушками или исследует функцию нового предмета, а также характер игры являются важными индикаторами интеллектуального развития. Уровень реакции новорожденного на окружающую среду зависит от многих факторов, включая время последнего кормления, температуру в комнате и гестационный возраст. Оценка состояния младенца в зависимости от действия этих факторов имеет большое значение для выявления изменений функций нервной системы.

У недоношенных младенцев или новорожденных, рожденных на сроке менее 28 нед. гестации, не всегда можно вызвать состояние бодрствования, в то время как ребенка, рожденного на более позднем сроке гестации, легкая физическая стимуляция будит ото сна и вызывает короткий период бодрствования. Паттерны сна и бодрствования формируются в зависимости °т возраста ребенка.

Врач должен выбрать ту последовательность осмотра, которая наиболее оптимальна в данной ситуации. Если обстоятельства позволяют, исследование мышечной силы и тонуса или функции мозжечка предшествует исследованию функции черепных нервов. Однако если на основании данных анамнеза предполагается, что важна оценка слуха, в первую очередь внимание следует обратить на эту часть осмотра, пока достигнут контакт с ребенком и не потерян интерес ребенка к осмотру.

Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021

Источник

Неврологические статус

Неврологический статус является одним из методов мониторинга нервной системы. Его оценка – это наиважнейшее средство нейромониторинга сразу по двумя причинам. Первая – это то, что в большинстве реанимационных отделений динамический неврологический осмотр является самым доступным и оперативным методом оценки состояния головного мозга, а также определения эффективности самого лечения. Вторая причина необходимости оценки неврологического статуса заключается в том, что финальной целью всех лечебных мероприятий является не достижение нормальных показателей ЦПД и внутричерепного давления, содержания метаболитов и кислорода, а улучшение функционального состояния ЦНС и исхода заболевания.

Оценка неврологического статуса

При осмотре пациента невролог оценивает следующие синдромы и симптомы. На основании этого определяется неврологический статус и его последующая оценка.

невростатус по возрасту что это. Смотреть фото невростатус по возрасту что это. Смотреть картинку невростатус по возрасту что это. Картинка про невростатус по возрасту что это. Фото невростатус по возрасту что это

Общемозговые симптомы

В норме у пациента ясное сознание – он идет на контакт, полностью ориентирован в пространстве, времени и месте, может назвать свои данные. У него адекватная реакция на окружающие обстоятельства, он выполняет все инструкции врача.

В ходе обследования изучаются общемозговые симптомы. Оценивается степень угнетения сознания:

Судороги: парциальные, генерализованные, тонические, клонические, тонико-клонические. Частота и длительность судорожных приступов. Теряет ли пациент сознание во время приступов или нет.

Головная боль: локализация (в какой области шеи, головы), периодичность (постоянная, временная, остро возникшая), характер головной боли (пульсирующая, давящая, колющая, сжимающая и т.д.). Оценивается, после чего именно возникает боль, а также в какое время дня.

Головокружение: системное (кажущиеся движения собственного тела или окружающих предметов) или несистемное (чувство зыбкости, проваливания).

Есть ли тошнота и рвота.

Для количественной оценки сознания используется шкала ком Глазго. Итоговая балльная оценка формируется на основании 3 критериев: открывание глаз, спонтанная речь и движения (15 – ясное сознание, от 3 до 8 – кома).

Источник

Неврологические заболевания у детей

невростатус по возрасту что это. Смотреть фото невростатус по возрасту что это. Смотреть картинку невростатус по возрасту что это. Картинка про невростатус по возрасту что это. Фото невростатус по возрасту что это

Симптомы, на которые стоит обратить внимание

Ребенок не сидит на месте, не концентрируется, постоянно отвлекается, отмечаются нарушения походки, нарушение осанки, снижение мышечного тонуса, проблемы речи, нарушения сна и бодрствования. Все перечисленные проявления, чаще всего, является следствием различной степени поражений центральной нервной системы, которые могут проявляться в более поздние периоды развития ребенка.

Как показывают исследования, многие проблемы у детей чаще возникают на первом году жизни. Но не все родители своевременно обращаются к неврологу. Большие очереди на запись к специалисту, невнимательный осмотр из-за кратковременного приема и многие другие проблемы, мешают выявлению начальных неврологических проявлений.

Причины появления неврологических отклонений

Бывают случаи, когда неврологические отклонения у ребенка связаны с эмбриональным периодом его развития. Беременность и роды у матери могут протекать без осложнений, но существует масса этиологических факторов, воздействующих на плод. Это и внутриутробные инфекции ЦМВ, герпетическая инфекция, токсоплазмоз, хламидийная инфекция, микоплазмоз, уреаплазмоз, которые, чаще всего не дают клинических проявлений у матери во время беременности, но при этом происходит поражение плода через маточно-плацентарное кровообращение.

Все зависит от иммунологического здоровья матери. Титры антител в крови у матери данных инфекций могут быть достаточно высокими, но при высоком иммунологическом статусе, заражения плода не происходит или ребенок получает небольшой титр антител, а частые вирусные заболевания, провоцируют в дальнейшем аутоиммунный запуск различных медленных инфекций нервной системы.

Также на течение беременности у матери влияют экологические факторы, режим питания, предрасположенность к различным заболеваниям, в легкой форме, без симптомов перенесенные вирусные инфекции, которые ведут к формированию различных пороков развития сосудистой системы, гипоксическим нарушениям коры головного мозга.

Источник

Влияние лецитина на неврологический статус детей

Лецитин (от греч. lekithos — яичный желток), выделенный во Франции Gobley M. еще в 1850 г. и изначально получивший название «эссенциальные липиды», представляет комплекс фосфолипидов (холин, фосфатиды, инозитол) и служит одним из основны

невростатус по возрасту что это. Смотреть фото невростатус по возрасту что это. Смотреть картинку невростатус по возрасту что это. Картинка про невростатус по возрасту что это. Фото невростатус по возрасту что этоЛецитин — мудрое дополнение к любой диете
Balch P. A.

Лецитин (от греч. lekithos — яичный желток), выделенный во Франции Gobley M. еще в 1850 г. и изначально получивший название «эссенциальные липиды», представляет комплекс фосфолипидов (холин, фосфатиды, инозитол) и служит одним из основных источников питания для нервной системы. Периферическая нервная система на 17% состоит из лецитина, а головной мозг — на 30%. Компоненты лецитина эссенциальны для человеческого организма, а их дефицит сопровождается нарушениями функций нервной, сердечно-сосудистой и других систем. Это сопряжено не только с тем, что лецитин присутствует во всех клетках тканей, но и с его ролью в биологических мембранах.

Лецитин ускоряет окислительные процессы, улучшает работу головного мозга и сердечно-сосудистой системы. Он способствует лучшему усвоению жирорастворимых витаминов (А, D, Е и К), повышает сопротивляемость организма воздействию токсических веществ и т. д. Фактически все клетки организма испытывают потребность в лецитине, входящем в комплекс витаминов группы В [1–3].

Неврологам хорошо известно, что лецитин необходим для выработки ацетилхолина (нейромедиатор), обеспечивающего оптимальное функционирование нервной системы, а также принимает участие в проведении нервных импульсов (нейротрансмиссия). Кроме того, лецитин является одним из основных компонентов в образовании миелина. Лецитин связан и с нейроэндокринной системой; лецитин и холин незаменимы для выработки ряда гормонов и нормального метаболизма жиров и холестерина.

Биологические свойства лецитина растительного происхождения превышают по эффективности таковые лецитина животного происхождения. В соответствии с определением компьютерной энциклопедии «Википедия», соевый лецитин — это пищевая добавка, обладающая свойствами поверхностно-активного вещества — эмульгатора. В состав соевого лецитина входят масло, фосфолипиды, витамины А (ретинол), Е (токоферол) и др.

Отсутствие адекватной обеспеченности фосфолипидным комплексом сопровождается нарушениями процессов утилизации всех жирорастворимых витаминов, что чревато риском развития таких заболеваний, как рахит (витамин D-дефицитный), остеопороз, иммунодефицитные состояния (вторичные), нарушения со стороны свертывающей системы крови и функций половых желез; возможна задержка физического развития [3].

Проявления лецитиновой недостаточности у детей довольно многообразны и вариабельны. У детей первых лет жизни вследствие дефицита лецитина может возникать внутричерепная гипертензия, отмечаться задержка психомоторного и речевого развития, расстройства поведения (психоэмоциональная неуравновешенность), снижение способности к концентрации внимания, нарушения памяти.

К классическим проявлениям дефицита лецитина у детей относятся нарушения нервно-психического развития (снижение функциональных возможностей ЦНС, повышенная раздражительность, плаксивость и т. д.), расстройства когнитивных функций (снижение параметров памяти, внимания, мышления, успеваемости), снижение двигательной активности (усталость и повышенная утомляемость) и др.

Ранее исследователями из США было продемонстрировано, что лецитин обладает способностью улучшать так называемую «химическую активность мозга» (brain chemical activity), оказывая благоприятное влияние на такие высшие корковые (когнитивные) функции, как память, речь и моторика. Впоследствии это позволило Barbeau A. (1978) осветить проблему применения лецитина в неврологии (атаксия Фридрайха, хорея Гентингтона и др.) [4, 5].

Начиная с 1980-х гг. в медицинской периодике появился целый ряд работ, посвященных применению лецитина при различных когнитивных нарушениях, расстройствах памяти, а также в лечении деменции альгеймеровского типа (Garcia C. A. et al., 1982; Brinkman S. D. et al., 1982; Kazdova E., 1984; Panijel M., 1986; Ladd S. L. et al., 1993; Benton D. и Donohoe R. T., 2004) [6–11]. Китайские исследователи Shi F. с соавт. (2001) сообщили об использовании соевого лецитина в терапии инфаркта мозга [12]. Higgins J. P. и Flicker L. (2009) представили новейший систематический обзор, посвященный использованию лецитина при деменции и когнитивных нарушениях [13]. Нами ранее также сообщалось о возможности применения лецитина при других видах психоневрологической патологии у детей и подростков, включая ранний детский аутизм (РДА), задержку психомоторного развития (ЗПМР), синдром Жиль де ля Туретта, астеноневротические реакции, депрессивный невроз, болезнь Меньера, эпилепсию и т. д. [3, 14, 15]. Предполагается, что лецитин, входящий в состав миелиновых оболочек, покрывающих нервные волокна, способен в ряде случаев обеспечить наступление ремиссии при рассеянном склерозе (РС), нередко встречающемся в детском возрасте (до 18 лет) [16].

Хорошо известно, что витамины являются нутриентами, применение которых (витаминопрофилактика и витаминотерапия) представляет неотъемлемую часть нейродиетологии. Сочетание витаминных или витаминно-минеральных комплексов с биологически активными веществами (БАВ), в качестве одного из которых традиционно рассматривается лецитин, отражает прогрессивный способ оптимизации нервных функций, соматического здоровья и витаминной обеспеченности детей. Лецитин необходим как для нейронов и клеточных мембран, так и для эффективной утилизации поступающих в организм витаминов.

О роли коррекции витаминного статуса в лечении синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) сообщали Громова О. А. и соавт. (2003) [17]. Сотрудниками психоневрологического отделения НЦЗД РАМН в 2003–2004 гг. при лечении группы детей с СДВГ (32 пациента в возрасте 6–16 лет) был применен витаминный комплекс «Киндер Биовиталь» (гель) с лецитином [3]. Подчеркнем, что в то время препаратов, предназначенных для лечения СДВГ, в РФ не было зарегистрировано, а атомоксетин стал доступен лишь c 2006 г. В описываемом витаминном комплексе содержание лецитина в 10 г, то есть в 2 чайных ложках (рекомендации производителя для детей школьного возраста и взрослых), составляет 200 мг. Считается, что этот комбинированный препарат, в составе которого представлены важнейшие жирорастворимые (А, D, Е) и водорастворимые (В1, В2, В5, В6, В12, С, никотинамид) витамины и соевый лецитин, не только корригирует витаминный статус, но также обладает антиоксидантным, метаболическим и иммуномодулирующим действием.

Наблюдаемые дети с СДВГ были обследованы по единому протоколу, который включал:

Диагноз СДВГ устанавливался пациентам на основании действующих критериев Международной классификации болезней Х пересмотра (МКБ-10), которые несколько отличаются от критериев DSM-IV, используемых в США [18, 19].

Учитывались все лекарственные средства, принимаемые пациентами в период проведения исследования, комплаенс и т. д. Оценка эффективности лечения производилась по трем рубрикам: «нет эффекта», «частичный эффект» и «существенное улучшение». Регистрировались возможные побочные реакции на применяемый препарат (тошнота, рвота, боли в животе, кишечные расстройства, аллергические проявления), патологические лабораторные изменения без клинических симптомов, а также «другие симптомы». Оценивалась переносимость детьми витаминного комплекса с лецитином («неудовлетворительная», «удовлетворительная», «хорошая»).

Длительность применения геля Киндер Биовиталь в наших наблюдениях составляла от 21 до 28 дней. При необходимости препарат предоставлялся детям для завершения запланированного курса лечения в домашних условиях.

Оценка эффективности используемых поливитаминных препаратов основывалась на данных неврологического и соматического осмотра, а также уточнялась при помощи результатов обследования на ТКС и других методов исследования. В 10% наблюдений было отмечено существенное улучшение, а у 90% детей — частичный эффект. Наличие лишь частичного эффекта у большего числа пациентов объясняется перманентностью и нейрохимической природой нарушений при СДВГ (биохимическим субстратом в патогенезе болезни являются нарушения катехоламинового обмена) [18].

С использованием ТКС нами тестировался целый ряд параметров когнитивных функций: теппинг правой рукой (средний интервал — мсек, частота реакций — число за 1 сек); память на числа (среднее время ответа — мсек, среднее квадратичное отклонение среднего времени ответа — мсек, количество воспроизведенных чисел, число правильных ответов); внимание по расстановке числе (полное время поиска — мсек, среднее время поиска — мсек, среднее время ответа — мсек, общее количество ответов — в штуках, число ошибок — в штуках); реакция на движущийся предмет (оперативность психомоторной деятельности и точность зрительно-моторной координации). В дополнение к данным обследования детей с СДВГ при помощи ТКС нами оценивались результаты модифицированного теста Люшера (уровень тревоги, вегетативный коэффициент, отклонение от аутогенной нормы и т. д.). Сопоставление результатов терапии наблюдаемых пациентов проводилось с группой детей с аналогичной патологией, не получавших витаминно-минерального комплекса с лецитином (15 пациентов в возрасте 6–15 лет).

Основными параметрами когнитивных функций, изначально оказавшимися дефицитарными среди наблюдаемых нами детей, были внимание, память и моторика. При первом тестировании, проводимом на третий день после поступления в клинику, восприятие и переработка зрительных стимулов у детей были затруднены.

По прошествии трех недель после начала приема витаминного комплекса с лецитином (в возрастной дозировке) проводилось повторное тестирование на ТКС. При этом была выявлена следующая положительная динамика когнитивных функций: интервал (временной) моторных реакций уменьшился в среднем на 5–10%; примерно в таких же пределах возросли показатели темпа и частоты ударов в 1 секунду (при проведении теппинг-теста). Качественные показатели внимания также продемонстрировали положительную динамику: полное время поиска сократилось на 25–30%, среднее время поиска — на 30–35%, а среднее время ответа — на 15–20%. На практике это означает, что наблюдаемые нами пациенты стали лучше запоминать и воспроизводить зрительную информацию.

Данные теста Люшера, проведенного одновременно с описанным выше тестированием на ТКС, свидетельствовали об улучшении показателей физической активности, вегетативного обеспечения, а также общего самочувствия у детей с СДВГ после курса терапии витаминным комплексом с лецитином.

Переносимость Киндер Биовиталь геля с лецитином оценивалась медицинским персоналом, самими пациентами и их родителями. Она была удовлетворительной у подавляющего большинства наблюдаемых детей (побочные реакции отмечались у 4% пациентов и выражались в появлении кожных высыпаний, расцененных в качестве проявлений атопического дерматита).

Полученные результаты позволяют сделать заключение, что Киндер Биовиталь гель с лецитином должен использоваться в составе комплексного лечения при СДВГ для коррекции когнитивных нарушений, сопутствующих этому виду патологии. Предполагается, что достигнутый эффект в значительной мере был обусловлен именно наличием в геле Киндер Биовиталь лецитина (соевого).

Приведенный выше пример не исчерпывает опыт применения этого витаминного комплекса с лецитином в отечественной детской неврологии. Платонова Т. Н. и Ярыгина С. В. (2005) представили положительный опыт его применения в терапии 88 детей раннего-дошкольного-школьного возраста с функциональными расстройствами нервной системы (тики, невротические реакции, логоневроз, задержка психомоторного и/или речевого развития, гипердинамический синдром и т. д.), а Коровина Н. А. с соавт. (2006) — в лечении 40 пациентов (возраст 4–7 лет) с эмоциональными расстройствами в виде страхов [20, 21]. Позитивный эффект геля Киндер Биовиталь с лецитином, отмеченный в отношении параметров психомоторного развития и эмоционально-поведенческой сферы, был верифицирован исследователями, использовавшими целую батарею специальных тестов (Денверский тест, вербальные тесты с рядоговорением; тест Озерецковского, ориентировка «право-лево», тест Керна–Иерасика, тест Люшера и т. д.) [20]. Этот обширный набор психолого-неврологических тестов объективно подтверждает эффективность применения Киндер Биовиталь геля с лецитином при различных видах психоневрологической патологии у детей, что согласуется с результатами исследователей из НЦЗД РАМН, применявших компьютеризированный метод тестирования когнитивных функций у пациентов с СДВГ. Нами также представлены данные о роли лецитина в диете детей с СДВГ [22].

По-видимому, включение в состав Киндер Биовиталь геля лецитина позволяет потенцировать утилизацию и клинический эффект их витаминных ингредиентов, а также рассчитывать на реализацию целого ряда нейромодулирующих свойств, присущих лецитину как таковому.

Витамины — важнейший инструмент нейродиетологии [23–25]. Взаимосвязь между ЦНС, лецитином и витаминным статусом совершенно очевидна и не вызывает сомнений [25]. Meck W. H. et al. (2008) из США считают, что холин (в составе лецитина), который ребенок получает на протяжении первого года жизни, имеет определяющее значение для развития памяти, определяя ее емкость и устойчивость к последующим нарушениям [26]. По-видимому, не случайно в грудном молоке лецитина содержится в 100 раз больше, чем в системе кровообращения у матери.

Ранее Сott A. (1977) успешно применял лецитин для усиления памяти, внимания и его закрепления у неспособных к обучению детей (аутизм, шизофрения и т. д.), добившись 50-процентного улучшения [27].

Лецитин в присутствии пантотеновой кислоты (витамин В5) трансформируется в ацетилхолин. Именно этот нейромедиатор считается особенно важным для полноценного формирования процессов мышления и памяти, а также для активизации интеллектуальной деятельности и работоспособности.

Для детских неврологов большое значение имеет то обстоятельство, что лецитин обладает синергичным действием применительно к широко используемым в России и других странах препаратам ноотропного ряда (усиливает их эффект). Следует также учитывать, что некоторые препараты, используемые в детской неврологии и педиатрии (фенобарбитал и др.), препятствуют всасыванию и усвоению лецитина в кишечнике (необходимость дотации).

Помимо положительного влияния на неврологические функции при болезнях психоневрологической сферы, известен целый ряд позитивных эффектов, оказываемых этим представителем липидов на другие органы и системы человеческого организма (улучшение работы пищеварительного тракта, стимуляция желчеотделения, снижение уровня холестерина в крови, детоксикация печени/гепатопротекторное действие, снижение потребности в инсулине при сахарном диабете и т. д.). Эти моменты не следует игнорировать с позиций соматоневрологии.

Прием Киндер Биовиталь геля с лецитином показан также здоровым детям и взрослым при повышенной утомляемости, физической и интеллектуальной нагрузке, а также подверженности стрессам. Противопоказаний для применения лецитина официально не существует. Balch P. A. (2006) подчеркивает, что лецитин — мудрое дополнение к любой диете [28].

Литература

В. М. Студеникин, доктор медицинских наук, профессор
С. В. Балканская, кандидат медицинских наук
В. И. Шелковский, кандидат медицинских наук

НЦЗД РАМН, Москва

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *