некому водить ребенка в школу что делать
Что делать, если ваш ребенок не хочет ходить в школу: советы специалиста столичного семейного центра
В семейный центр «Печатники» нередко обращаются родители с вопросами: «Почему мой ребенок идет в школу, как на каторгу?», «Что делать, если дочь никак не хочет просыпаться к первому уроку?», «Утренние сборы на учебу превращаются в скандал. В чем проблема?». Разобраться в ситуации поможет специалист по социальной работе семейного центра «Печатники» Мария Гришина.
Родители часто сталкиваются с ситуацией, когда ребенок отказывается идти в школу, капризничает и не хочет просыпаться по утрам. Невыученные уроки, контроль родителей, плохие оценки, недовольство учителей и, как результат, нервный срыв у школьника и его родителей. На самом деле решение этой проблемы лежит подчас на поверхности и требует лишь объективной оценки со стороны родителей. Для начала им следует выяснить, почему он не хочет учиться.
Вот несколько причин детского нежелания учиться:
И это всего лишь несколько распространенных причин нежелания ребенка учиться. Иногда родителям бывает сложно разобраться в них самостоятельно и даже с участием классного руководителя и учителей. В таком случае надо не бояться обращаться к психологу в школе либо в другом учреждении —— например, в столичных семейных центрах, где всегда готовы провести консультацию для таких детей.
Как помочь ребенку самостоятельно
Начальная школа
Первоклассники, как правило, боятся того, что в школе их встретят злые учителя, что они не смогут завести друзей, что учиться будет трудно, им будут ставить плохие оценки.
Что делать родителям:
Средняя школа
Школьники постарше (10–14 лет), как правило, чаще всего не хотят идти в школу по причине каких-либо конфликтов со сверстниками или учителями. Именно на этом этапе начала подросткового возраста у ребенка проявляются первые яркие черты характера. В связи с этим ему довольно трудно сделать внутренний выбор между собственными желаниями, мнениями, порывами и мнением взрослых, учителей или группы своих ровесников, что и порождает те или иные конфликтные ситуации.
Что делать родителям:
Самое главное ― помните, что для каждого ребенка крайне важна родительская поддержка, поэтому, что бы ни случилось, всегда нужно относиться с пониманием к его неприятностям. Также важно помнить, что невозможно познать все науки, дети должны быть не только развитыми и умными, но и в первую очередь здоровыми и счастливыми!
Здесь помогут!
Не бывает безвыходных ситуаций. В случае если семье с детьми необходима помощь, вы можете записаться на онлайн-прием к психологам через портал «Мой семейный центр». Каждый посетитель сайта может воспользоваться картой организаций поддержки семьи и детства. При выборе на карте необходимого района отображаются ближайшие организации с подробной контактной информацией.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Права родителей в школе
В России школы бесплатные, но это не значит, что дети и родители в них бесправные. Когда ребенок идет в школу, у родителей начинаются заботы и поборы: сдавать деньги на подарки, покупать школьную форму в одном стиле, участвовать в ремонте, отпускать детей на субботники. Не все из этих обязанностей нужно выполнять по закону. У родителей есть права, которые они могут защищать и отстаивать.
Отстаивать права в школе бывает непросто. Но стоит хотя бы знать о том, на что вы на самом деле имеете право и что можете требовать.
Если ваши дети учатся в школе, отправьте этот плакат в родительский чат: вместе отстаивать свои интересы гораздо проще. А если вы работаете в школе, распечатайте этот плакат и повесьте в коридоре или классе. Родители узнают о своих правах и поймут, что школе не все равно.
Распечатайте плакат и повесьте его на стену, чтобы всегда помнить о своих правах
Распространите знания!
Отправьте статью тем, кому она пригодится
Переслать через вотсап
Право выбирать школу, форму обучения и язык
Зачем. Вам и вашему ребенку не могут навязать какую-то конкретную школу. Вы можете сами решать, какое образовательное учреждение, с какой специализацией и в каком районе выбрать. При этом нужно учитывать мнение ребенка и советы медико-педагогической комиссии. Но с мнением ребенка можно только ознакомиться, а окончательное решение все равно за родителями. А заключения комиссии вообще может не быть: его дают не каждому ребенку.
Главное в этом праве родителей — возможность самим выбирать школу. Но есть сложность: если вы хотите, чтобы в обучении был упор на языки или математику, это не значит, что можно прийти в любую школу и потребовать углубленного изучения нужных вам предметов. Все права по выбору дисциплин, формы обучения и языка можно реализовать, только если в школе вообще есть выбор. Родители выбирают не что им захочется, а из того, что может предложить конкретная школа.
Еще для родителей важно, где будет находиться школа. По закону вы имеете право выбрать любую школу — необязательно по месту жительства. Но ребенка могут не принять, если нет мест. В первую очередь зачислят детей по прописке и льготников.
Как реализовать. По закону у каждой школы есть официальный сайт. Там обязательно будет раздел «Сведения об образовательной организации» с информацией об учебных программах, языках, основных предметах, свободных местах для приема и даже полный список учителей с их образованием и стажем. Изучите сайты тех школ, которые вам интересны и подходят по отзывам, расположению и программе. Подайте заявление в ту школу, куда хотите отдать ребенка.
Можно подать заявление в несколько школ, но по месту жительства заявление точно примут, а в других районах могут и отказать. Требовать зачисления бесполезно: у школ есть лимит по числу учеников в классе, они не обязаны принимать вообще всех желающих. Если школа не понравится, при наличии свободных мест в другой школе ребенка можно перевести даже в середине года.
Школы, гимназии и лицеи с углубленным изучением предметов имеют право проводить конкурсный отбор детей. Но все это должно быть регламентировано на уровне региона. Хотите в такую школу — изучите документы, как туда попасть. Отказ в зачислении может быть законным.
Право не платить за то, что должно быть бесплатным
Зачем. С первых дней обучения в школе от родителей начинают требовать деньги: на учебники, охрану, ремонт крыши, покупку мыла, подарки учителям, пластиковые окна в спортзал, какие-то олимпиады и дополнительные занятия. Обучение в школе — бесплатное. Сдавать деньги на что-то дополнительное родители могут добровольно: в классе — по решению родительского комитета, если все согласны, на уровне школы — как благотворительный или целевой взнос.
Если в школе есть платные занятия, это законно. Но родители не обязаны отдавать на них ребенка и платить в обязательном порядке. На такие занятия можно не ходить, тогда и деньги не нужны. Только вы сами решаете, сдавать ли деньги на нужды школы или класса. Заставить никто не может.
Как реализовать. Чтобы влиять на суммы сборов в классе и школе, участвуйте в родительских собраниях, войдите в состав родительского комитета, проверьте информацию о платных услугах на сайте школы.
Если школа требует деньги за учебные пособия, проверьте, входят ли они в учебный план. Если не входят, придется покупать: одноразовые рабочие тетради не всегда выдаются бесплатно.
Если с вас требуют деньги на то, что вы не хотите оплачивать, да еще и грозят ребенку дискриминацией, жалуйтесь директору или в Рособрнадзор. Если решили сдавать деньги на нужды школы, перечисляйте их на расчетный счет и указывайте назначение платежа: тогда школа не сможет потратить деньги на свое усмотрение.
ПЦР и карантин: как не лишить ребенка права на образование
Благополучие и счастье ребенка во многом зависит от того, насколько школьные требования соответствуют ожиданиям родителей. В своем стремлении защитить они либо открыто идут на конфликт, либо теряются из-за незнания законов. Елена Викторовна Савичева, руководитель центра дистанционного образования «Право Просвещения», рассказала, как школы и родители могут прийти к согласию, не нарушая нормы законодательства.
Экспресс-тестирование на антиген SARS-CoV-2
Сегодня родительская общественность широко обсуждает Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы и Департамента образования и науки г. Москвы от 13.10.2021 № 997/567. Итог: в школах был запущен пилотный проект экспресс-тестирования учащихся.
Несмотря на пристальное внимание к этой теме, многие до сих пор не знают, что в соответствии с Приказом они сами выбирают способ тестирования:
экспресс-тестирование ИХА силами образовательной организации — школа выделяет помещение и предоставляет либо своего служащего, прошедшего специальное обучение, либо медицинского работника;
проводят тестирование у своего ребенка самостоятельно в здании учебного заведения или предоставленном школой помещении (15-летние обучающиеся сами проводят экспресс-тестирование);
предъявляют отрицательный результат ПЦР-теста один раз в две недели (за исключением каникул).
Подобные документы подписываются на государственном уровне, прежде всего, для разрыва цепочки заболевших. Ограничение личных контактов поможет снизить уровень заболеваемости, а также не допустить дистанционного обучения. В прошлом году большинство детей учились удаленно, и не все оказались готовы к такому формату. А родители на себе ощутили всю тяжесть образовательного процесса: им пришлось совмещать родительские обязанности с учительскими.
Новый Приказ ассоциируется в основном с цифровизацией, некоторые считают ее бесполезной. Судя по тем темам, которые чаще всего поднимаются в соцсетях, родителей возмущают две вещи:
Кто-то будет лезть к их ребенку.
Если родитель/законный представитель откажется от выбора способа тестирования, ребенка не допустят к обучению, что, с их точки зрения, нарушает его право на образование.
«Школам не стоит конфликтовать с родительской общественностью, так же как и родителям не следует жестко отстаивать свою позицию. Это может закончиться вмешательством прокуратуры и органов опеки. Важно уметь договариваться и реализовывать право ребенка на образование с помощью инструмента, который предоставляет нам закон «Об образовании». В конце концов, Приказ, изданный учредителем, должен исполняться — этого не избежать».
Права детей
Права учеников влекут за собой и обязанности:
добросовестно осваивать образовательную программу;
выполнять индивидуальный учебный план;
посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом уроки;
осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям;
выполнять задания, которые даны педагогическими работниками в рамках образовательной программы.
При буквальном прочтении вышедшего Приказа становится очевидно: ребенок не в состоянии выполнить свои обязанности и получить образование. Освоение программы обычно завершается промежуточной аттестацией. Благодаря статье 29 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» каждый может узнать, что это такое и каков порядок ее проведения. Когда получена двойка, у школьника формируется академическая задолженность, и он переводится в следующий класс условно. Если спор между родителями и школой затянется, ребенок просто перестанет учиться и в итоге не сдаст экзамены.
Однако закон позволяет сделать образовательный процесс непрерывным для ученика:
в пределах осваиваемой программы;
в порядке, установленном локальными нормативными актами.
С позиции закона перейти на ИУП способен любой школьник с 1 по 11 класс. Но Письмо Минпросвещения России от 26.02.2021 № 03-205 «О методических рекомендациях» включает школьников с 5 по 11 класс. При этом причины возникновения такой потребности роли не играют. Таким образом, ученики начальных классов могут быть переведены на ИУП, если испытывают трудности в обучении, у них есть академическая задолженность или учебный план осваивается в ускоренном темпе.
«Законодательство не предусматривает переход на индивидуальный учебный план из-за отказа, связанного с выбором способа тестирования. Впрочем, если школа идет родителям навстречу, переход все-таки можно организовать. Вы должны понимать: ИУП — это дистанционка. Закон определяет ее, как освоение образовательной программы с применением электронного обучения или дистанционных образовательных технологий. В первом случае педагог может присутствовать на уроке, а также использовать интерактивную доску, во втором — учитель говорит «из монитора»».
Особое внимание стоит обратить на соблюдение санитарных правил (СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»). Там подробно описано, как именно ребенок может использовать электронные средства обучения. Если школа примет локальный акт на перевод ученика на дистант, к примеру, из-за отказа родителей от экспресс-тестирования, условия соблюдения этих норм должны быть там прописаны.
2. Заочное обучение. Перевод здесь также определяется локальным актом образовательной организации.
3. Семейное образование.
Класс уходит на карантин
Допустим, тест показал, что у одного из ребят в классе ковид. В таком случае на карантин уходят, как правило, только контактные ученики. К ним относятся те, кто:
Переболевшие COVID-19 в течение последних шести месяцев в эту группу не входят!
Если по каким-то причинам школьник отсутствовал на занятиях, а когда вернулся, класс уже был закрыт на карантин, он на него не распространяется. В прошлом году родители возмущались, что их не уведомляли о карантине или переводе на удаленку.
«Помните: предписание санитарного врача является обязательным как для образовательной организации, так и для вас самих (ст.ст. 10,11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»). Нарушителей привлекут к административной ответственности. О карантине или переводе на дистанционку родителей никто информировать не должен».
Иногда опекуны школьника требуют выдать им бумагу с Предписанием, чтобы предъявить ее на работе. Там содержится перечень контактных лиц, которые не допускаются в школу, а также персональные данные (их обрабатывает учебное заведение), на первом листе зафиксированы класс и буква, где обучаются эти дети. Школа обязана соблюдать Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», поэтому отдать на руки Предписание она не может.
Даже при дистанционном обучении ответственность за освоение учебной программы лежит не только на родителях, но и на школе. Она отвечает за материалы, предоставленные учащимся, саму программу и проведение контрольных мероприятий. Обеспечение рабочего места и соблюдение расписания дистанционных уроков ложится уже на плечи родителей.
«Во время дистанта за школьника отвечает лично педагог. Поэтому будьте внимательны! Даже когда преподаватель требует выключить камеру, это не снимает с него ответственности за жизнь и здоровье ученика на время дистанционного урока».
Допустим, учитель физкультуры на дистанционке сказал выполнить упражнения (домашнее задание). Если ребенок причинил себе вред, несмотря на то, что урок к тому времени уже закончился, опекуны вправе потребовать с него возмещения морального ущерба. Ведь это задание дал педагог. Правда, есть нюанс: родители-истцы могут разделить ответственность за ЧП с ответчиком-учителем.
По соглашению сторон родитель вправе:
Взять отпуск за свой счет.
Ежегодный оплачиваемый отпуск вне графика.
Перейти на удаленную работу.
Потребовать установить неполное рабочее время, если на иждивении находится ребенок в возрасте до 14 лет (ребенок-инвалид в возрасте до 18 лет). Учтите, оплата труда будет рассчитана согласно фактически отработанному времени.
Взять больничный для ухода за ребенком в возрасте до семи лет.
Организация питания
В школах детям из льготных категорий предоставляется бесплатное горячее питание. Казалось бы, при переходе на дистанционку учебное заведение должно компенсировать его либо деньгами, либо продуктовыми наборами. На самом деле это не так.
В Москве, например, ежемесячные компенсационные выплаты за питание касаются льготников, которые:
не питаются в государственном общеобразовательном учреждении по состоянию здоровья (необходимо медицинское заключение);
обучаются на дому (дети-инвалиды) — когда учителя приходят к ребенку домой, включая проведение внеклассных занятий. Такое образование не имеет к дистанту никакого отношения. Из-за личных контактов с педагогами обязательное прохождение экспресс-теста их также касается;
получают семейное образования.
Отказ от электронных ресурсов
Встречаются случаи, когда целый класс отправлен на карантин, а родители вдруг понимают: у них нет учетной записи в МЭШ (Московская электронная школа). Все субъекты, где внедряется цифровая модель образования, должны предоставить школьникам все необходимые ресурсы для обучения на платформе ЭШ, а также возможность ведения электронного дневника.
«Любая государственная услуга в электронном виде носит доверительный характер. Родители вправе от них отказаться, но при этом по закону (ст. 44 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») они могут ознакомиться с оценками ученика в «цифре». Для этого нужно обратиться в школу с письменным заявлением как о зачислении, так и получении сведений об успеваемости/посещаемости на бумажном носителе. То же относится и к выдаче бумажного пропуска. Школа рассматривает заявление и информирует родителя о результате».
Учебные заведения сейчас активно разрабатывают такие локальные нормативные акты. Так, классный руководитель раз в месяц будет информировать родителей о посещаемости и успеваемости их ребенка, а охрану и педагогов уведомят о выдаче конкретному ученику пропуска на бумаге.
Электронные ресурсы — лишь полезное дополнение к базовой образовательной программе. Никто не собирается полностью загонять школы в формат «цифры».
В соответствии с Приказом Минпросвещения России от 30.06.2021 № 396 была утверждена стратегия развития сферы образования, в том числе с помощью электронных услуг. В каждом субъекте действует своя ЭШ, чтобы их объединить, к ним должны предъявляться одинаковые требования. Поэтому уже ведется работа по созданию единой государственной информационной системы «Моя школа».
Что делать, если ребёнок отказывается идти в школу
У большинства школьников есть какие-то нелюбимые или даже ненавистные аспекты школьной жизни, и справляться с ними получается не у всех. Кого-то трудности в обучении приводят к полному нежеланию ходить в школу — тогда можно избежать неприятных и тревожных моментов. В силах родителей помочь ребёнку преодолеть страхи и проблемы, а также научиться главному — получать удовольствие от учёбы.
Детский каприз или серьёзная проблема?
Если ребёнок пропускает школу пару раз в году — это не катастрофа, ведь все люди порой устают, и дети не исключение. Но когда школьник регулярно отказывается идти в школу и просит родителей оставить его дома, значит, что-то препятствует его обучению, тревожит ребёнка или фрустрирует. Задача родителя — разобраться, почему ребёнку плохо в школе. Причины могут быть самыми разными, но любая из них серьёзна, даже если это обычная скука.
Пока взрослые не выяснят, в чём проблема конкретного ребёнка, его поведение не изменится. Просто заставить ребёнка ходить в школу не получится: во-первых, посещение ненавистной школы может усугубить проблемы и привить отвращение к учёбе на всю жизнь, а во-вторых, с возрастом такие дети часто начинают прогуливать уроки без ведома родителей. Второй сценарий, конечно, хуже, чем когда ребёнок обращается к родителям с просьбой, — с точки зрения и безопасности, и отношений родителей и детей.
Помощь в решении проблемы даст родителям возможность сблизиться с ребёнком и укрепить доверие в отношениях. Нежелание посещать школьные занятия, чем бы оно ни было вызвано, — это повод пересмотреть режим дня, поговорить с классным руководителем или школьным психологом. Обратная связь от школы может быть очень информативна: она поможет вам понять, в какие моменты ребёнок выключается из учёбы, что ему мешает.
Зачастую дети отлынивают от школы, симулируя болезнь. Конечно, такое поведение может раздражать и злить родителей, но важно помнить, что ребёнок, которому в школе комфортно и интересно, не будет притворяться больным. Симуляция болезни — признак, что у ребёнка есть какие-то эмоциональные проблемы. В такой ситуации важно поговорить с ребёнком и выслушать его без осуждения.
Почему первоклассник не хочет ходить в школу
В норме в младшем школьном возрасте дети обладают огромным интересом к познанию. Внутренняя мотивация к учёбе у них выражена максимально ярко. Позже другие сферы жизни становятся для человека более приоритетными, и учёба становится скорее рутиной. В начальных классах же естественно искренне стремиться хорошо учиться. Но мотивация падает, если ребёнок сталкивается с трудностями, которые ему не по силам преодолеть самостоятельно.
Это может быть тревожность, страхи, напряжённые отношения в коллективе, а также проблемы с развитием высших психических функций. Успешное обучение в школе напрямую зависит от таких характеристик, как объём памяти (кратковременной и долговременной) и внимания. Например, малый объём памяти может приводить к проблемам с заданиями по русскому, для которых нужно запоминать много грамматических правил. А объём внимания влияет на успехи в математике, где нужно учитывать различные переменные для удачного решения задачи, а также быть аккуратным в подсчётах. Немудрено, что ребёнок не захочет посещать занятия, на которых ему физически сложно выполнять то, чего от него ждут. Задача родителей и школьных учителей — распознать эту проблему и вовремя скорректировать. Работу когнитивных функций ребёнка можно проверить при помощи тестов у психолога или самостоятельно.
Другие причины, почему дети не хотят ходить в школу
Ребёнок никогда не будет избегать школы просто так — почти всегда отказ от посещения занятий вызван эмоциональными проблемами. Чаще всего причина кроется в школьной среде: возможно, ребёнка раздражает сосед по парте или у него произошёл конфликт с учителем или одноклассниками. В младшем школьном возрасте своевременный разбор таких проблем позволяет психике легко восстановиться, поэтому родителям стоит обращать внимание на поведение ребёнка и быть готовыми проговорить проблемные ситуации и помочь ребёнку их решить.
Понять, правда ли дело в школе, поможет разговор с классным руководителем, директором, учителями и школьным психологом. Также можно пообщаться с родителями одноклассников и узнать, насколько распространена проблема в классе.
Другая частая причина — несоответствие между реальной жизнью и тем, чему учат в школе. В подростковом возрасте дети часто чувствуют, что предметы никак не пригодятся в будущем, особенно если у них есть свои увлечения, которые сильно расходятся со школьной программой. Если ребёнок не может реализовать себя на уроках и не видит ценности знаний, занятия превратятся в мучение, а ребёнок начнёт испытывать апатию.
Как помочь ребёнку, который отказывается идти в школу
Если ребёнок не хочет ходить на школьные уроки — это не повод ругаться и обвинять его в лени, вешать на него ярлыки и акцентировать внимание на его неудачах. Вместо этого лучше оказывать таким детям больше поддержки и сохранять позитивный настрой в общении, говорить ребёнку, что в школу ходить нужно всем и вы верите, что он сможет преодолеть все сложности.
Сперва стоит понаблюдать за ребёнком, его состоянием и реакциями на упоминания школы. Если вы замечаете, что ребёнок в целом чувствует себя хорошо, изучение школьных предметов не вызывает у него затруднений и ему нравится общаться со сверстниками, но при разговорах о школе он расстраивается и замыкается в себе, это однозначно повод начать разговор. Обратитесь к своему ребёнку с вопросами: «Что тебя пугает? Что тебя расстраивает?» Нельзя недооценивать, какую роль на развитие детей оказывает родительское внимание. Зачастую простая фраза «Что-то случилось? Ты можешь поделиться со мной» может сдвинуть дело с мёртвой точки. Так ребёнок почувствует, что он не один, и это улучшит его эмоциональное состояние и стрессоустойчивость.
Полезно обсудить дома, зачем вообще нужна учёба в школе — что она может дать и как она поможет развить сильные стороны вашего ребёнка. Можно поделиться собственным опытом учёбы в школе: рассказать, какие у вас были проблемы и как вы с ними справлялись.
Наконец, хорошая идея — поговорить со школьными преподавателями, в особенности с классным руководителем. Можно рассказать учителям о темпераменте ребёнка и попросить учитывать его в обучении. Например, у кого-то вызывает настоящую панику ответ у доски перед всем классом, и такой формат задания можно переделать — просить ребёнка отвечать устно только перед педагогом или включать его в групповую работу над докладами, чтобы он постепенно привыкал к устным выступлениям.
Развитие мотивации к учёбе у детей
Ключ к формированию детской мотивации — отталкиваться от интересов ребёнка. Важно искать точки соприкосновения между интересами ребёнка и школьным обучением. Например, вместе найти такие школьные активности, в которых ребёнок сможет раскрыть свои качества.
В средней и старшей школе важно формировать в сознании ребёнка связь между школой и будущей профессией. Подспорьем в этом деле станет атлас современных профессий, который можно скачать в интернете и изучать вместе с ребёнком. Также полезны будут курсы по развитию soft skills, где отдельные блоки посвящены поиску личной мотивации в учёбе, навыкам самоорганизации, а также информации о существующих профессиях.
В каких случаях можно задуматься о смене школы
Менять школу психологи рекомендуют только в качестве крайней меры, если все остальные способы решения проблемы не помогли или если ребёнок находится в психологически травмирующей ситуации — например, в случае буллинга. В целом частая смена школы нежелательна: если ребёнок будет постоянно переходить в новую школу, будет страдать его социализация, потому что он не сможет научиться строить долгосрочные отношения со сверстниками. Кроме того, конфликты и трудности — нормальная часть жизни, поэтому важно, чтобы ребёнок учился их преодолевать, а не избегать.
Иллюстрация: Lana Marandina / Dribbble
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter