не настало время что сердца верующих
Не настало время что сердца верующих
Nuruasiun Safar запись закреплена
«Разве не пришло время для того, чтобы сердца верующих смирились при упоминании Аллаха и того, что ниспослано из истины, и чтобы не уподоблялись они тем, которым Писание было даровано прежде, чьи сердца почерствели по прошествии долгого времени и многие из которых являются нечестивцами?» (Сура «Железо», 16 аят)
Ибн аль-Каййим, да смилостивится над ним Аллах, писал: «Одним словом, нет ничего более полезного для сердца, чем чтение Корана и размышление над ним, потому что он повествует обо всех этапах, через которые проходит человек, обо всех качествах, которыми обладает совершающий праведные деяния, обо всех ступенях, на которые восходит приобретающий знания. Именно Коран учит любви, желанию, страху, надежде, раскаянию, упованию, удовлетворенности, благодарности, терпению и другим качествам, благодаря которым душа обретает жизнь и совершенствуется. А наряду с этим Коран предостерегает от всех порочных качеств и деяний, которые разлагают и губят душу.
Если бы люди знали, какую пользу приносит чтение Корана и размышление над ним, то они посвятили бы этому занятию все свое время. И тогда, встретив аят, который необходим для исцеления их сердец, они повторяли бы его по сто раз или даже целую ночь. Воистину, прочесть всего один аят, поразмыслив над его смыслом, лучше, чем прочесть Коран целиком, не поразмыслив над ним вообще. Воистину, размышление над Кораном приносит душе гораздо больше пользы, способствует большему усилению веры и помогает лучше ощутить сладость Корана…». («Мифтах Дар ас-Саада» (стр. 204))
В истории Ислама было немало людей, чья жизнь изменилась благодаря всего лишь одному аяту Корана, который гласит: «Разве не пришло время для того, чтобы сердца верующих смирились при упоминании Аллаха и того, что ниспослано из истины…» (Коран. 57:16).
Это даже не весь аят, а часть его, но он смог перевернуть их жизни, вписав имена этих людей в славные страницы истории Ислама…
В качестве примера хотелось бы привести рассказ про одного человека, по имени Малик ибн Динар.
Это человек, который часть своей жизни провел в грехе и пользовался дурной славой. Как говорил впоследствии с сожалением сам Малик ибн Динар «не было такого греха, который я бы не совершил».
Однажды он стал свидетелем беседы одного покупателя с продавцом сладостей. Покупатель просил того добавить немного для его маленьких дочек. Увидев это в сердце Малика появилась любовь к девочкам. Поэтому, он решил жениться и он хотел, чтобы у него родилась дочка. В скором времени у него действительно родилась дочь. Малик назвал ее Фатимой.
Рождение ребенка немного остепенило его, но все же он продолжал употреблять вино. Бывало так, что он держал свою дочь на руках и пил вино, и когда он подносил чашу ко рту его дочка своей маленькой рукой убирала чашу и мешала ему пить. Субханаллах…
Малик не чаял в ней души. Его радости не было предела. Но, в возрасте трех лет Фатима умирает. Малик от горя не находил себе места и он стал искать утешение в вине. Как он говорил сам, для него настали черные дни и он запил как никогда.
Но однажды ему приснился сон. Он очутился в обширной, пустынной местности. И вдруг на него стала ползти большая змея, готовая поглотить его. Малик стал убегать от нее. В это время он встретил немощного седовласого старика. Малик стал просить у него помощи и старик, указав направление, сказал ему, чтобы он побежал туда. Малик побежал в ту сторону, но опять-таки наткнулся на гигантскую змею. Он вновь прибежал к старику и старик посоветовал ему бежать уже в другую сторону. На этот раз Малик пришел к саду, где игрались маленькие дети. Увидев его дети стали кричать: «Фатима! Фатима! Твой отец пришел».
К Малику пришла его дочь. Они обнялись, и Фатима своей рукой отвела от отца змею, которая уползла прочь. И Фатима по просьбе отца стала истолковывать ему увиденное. Она сказала: «Гигантская змея, гнавшаяся за тобой – это были твои грехи, готовые поглотить тебя. Немощный старик – это были твои благодеяния. Их было столь мало, что не смогли защитить тебя от змеи». После этого Фатима стала читать аят: «Разве не пришло время для того, чтобы сердца верующих смирились при упоминании Аллаха и того, что ниспослано из истины…»
В этот момент Малик просыпается в слезах и слышит азан на утреннюю молитву. Малик встал, совершил омовение и отправился в мечеть. После суры «аль-Фатиха» имам в намазе стал читать… «Разве не пришло время для того, чтобы сердца верующих смирились при упоминании Аллаха и того, что ниспослано из истины…»
Услышав это Малик был потрясен. Он вновь услышал это аят. С его глаз потекли слезы. Чувство раскаяния за прежние грехи переполнило его сердце. После намаза Малик публично покаялся за совершенные ранее грехи.
С того самого дня и по сегодняшний день Малик ибн Динар известен как один из ученых, праведников, с которым мало кто сравнится…
В «Тартиб ал-Мадарик» (1/159), ал-Кади Ияд упоминает что Ибн ал-Мубарака спросили о причине по которой он начал учиться. Он сказал: «Я был юношей, который пил вино и любил музыку и пение во время занятия этими грязными делами. Так что я собрал как то друзей в один из моих садов где были сладкие яблоки, и мы кушали и пили пока не отключились из-за опьянения. В конце ночи, я проснулся и взял струнный (музыкальный) инструмент и начал петь.
Я не мог выговорить слова, которые намеревался. Когда я попытался еще раз, инструмент начал говорить со мной как будто это был человек, произнося аят: «Разве не пришло время для того, чтобы сердца верующих смирились при упоминании Аллаха?» (57:16) Так что я сказал: «Да! О Господь!» И я разбил инструмент, вылил вино, и мое покаяние со всеми ее последствиями пришло по Милости Аллаха и я обратился к знаниям и поклонению».
Фудейль ибн ‘Ияд, да помилует его Аллах!
Этот человек жил во втором столетии по хиджре во времена аббасидского халифата. Его промыслом был разбой на территории между городами Абивард и Сархас. Он нападал на торговые караваны, занимался разбоем и грабежом. Но интересно, что вместе с этим его имя мы находим рядом с крупнейшими учеными того времени, например, Ахмадом ибн Ханбалем.
Как это понять? Причиной тому стал всего лишь один аят. Нет, даже часть аята. Того аята, который мы процитировали в самом начале: «Разве не настало время, когда сердца верующих наполнятся трепетом при упоминании Аллаха».
А произошло это следующим образом. В одну из ночей, когда он украдкой пробирался к своей возлюбленной, до него донеслись вышеупомянутые слова из Корана: «Разве не настало время, когда сердца верующих наполнятся трепетом при упоминании Аллаха». Видимо, чтение было настолько искренним, что услышанные Божьи слова проникли до самых глубин души Фудейля и он воскликнул: «Да, о, Господь мой, настало!»
После, ночь привела его к разрушенному дому, где он вознамерился переночевать. Неожиданно он услышал разговор укрывшихся в этих развалинах мусульман. Одни предлагали: «Давайте продолжим путь». Другие возражали: «Если мы продолжим путь, то Фудейль нападет на нас. Давайте дождемся утра». Услышав эти слова, Фудейль произнес: «Я настолько вселил страх в сердца, что люди прячутся в этих руинах, боясь продолжить путь. Сам же провожу ночи в грешном. О, Всевышний, я каюсь пред Тобою и делаю своим покаянием нахождение рядом с Каабой».
Сопоставление текстов
(Му’минлернинъ къальплерининъ Аллаh ве Къур’ан зикринен урькюви керкеккенини хатырлаткъан ает еудий ве христианларнынъ вазиетине дикъкъат чекмекте. Бу джумледен олмакъ узьре, ает Меккеде сыкъынты ичинде яшагъан иджреттен сонъ да, бол рызыък ве ниметлерге къавушкъанлары ичюн, зайыфлашкъан (тенбеллешкен) бир къысым сахабийни тенбиелемек ичюн назиль олгъан).
Разве не настала пора для того, чтобы сердца верующих стали еще мягче и добрее, чтобы они переполнялись страхом и смирением при чтении Корана и упоминании о том, что проповедовал Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует? Воистину, Коран – это величайшее напоминание об Аллахе, и мусульмане обязаны исправно придерживаться его предписаний и запретов. Это – призыв к прилежному и усердному поклонению, к смирению перед Всевышним, к покорности предписаниям Священного Корана и Мудрой Сунны, к размышлению над божественными проповедями и шариатскими законами. Мусульмане должны всегда придерживаться этого и требовать отчета от самих себя до того, как его потребует Аллах. Мусульманам не подобает уподобляться людям Писания. Им было ниспослано откровение, которое обязывало их смириться перед Аллахом и покориться Ему во всем, но они не проявили стойкости и со временем вернулись к невежеству и предали истину забвению. Их вера разрушилась, убежденность пропала, а сердца ожесточились. Человеческие сердца каждый миг нуждаются в поминании божественного откровения и мудрости. Когда же люди придают их забвению, их сердца черствеют, а взоры становятся безжизненными.
Сура 48 «Аль-Фатх» (Победа), аят 4
هُوَ الَّذِي أَنْزَلَ السَّكِينَةَ فِي قُلُوبِ الْمُؤْمِنِينَ لِيَزْدَادُوا إِيمَانًا مَعَ إِيمَانِهِمْ ۗ وَلِلَّهِ جُنُودُ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ ۚ وَكَانَ اللَّهُ عَلِيمًا حَكِيمًا
Слушать аят Корана 48:4
Транслитерация
Huwal lazeee anzalas sakeenata fee quloobil mu’mineena liyazdaadooo eemaanamma’a eemaanihim; wa lillaahi junoodus samawaati wal ard; wa kaanal laahu ‘Aleeman Hakeemaa
Переводы смыслов Корана (Сура 48, аят 4)
Эльмир Кулиев
Он — Тот, Кто ниспослал покой в сердца верующих, чтобы их вера увеличилась. Аллаху принадлежит воинство небес и земли. Аллах — Знающий, Мудрый.
Абу Адель
Он [Аллах] – Тот, который низвел успокоение в сердца верующих, чтобы они (по причине этого) (еще) прибавили веру к своей вере [чтобы увеличилась их вера]; Аллаху принадлежат воинства небес и земли [ангелы, люди и джинны] (и Он правит ими, как пожелает); и Аллах знающ (в чем благо для Его творений), мудр (в Своих деяниях)! –
Магомед-Нури Османов
Он — тот, кто ниспослал покой в сердца верующих, чтобы они прибавили веру к своей вере. Воинства небес и земли принадлежат Аллаху. Аллах — знающий, мудрый.
Валерия (Иман) Порохова
Ведь это Он покой низводит В сердца уверовавших (в Бога), Чтобы усилить верой веру их. Ведь воинства небес и воинства земли принадлежат Аллаху, Аллах всезнающ, мудр!
Игнатий Крачковский
Он — тот, который низвел сакину в сердца верующих, чтобы они увеличили веру с их верой; Аллаху принадлежат воинства небес и земли; Аллах знающ, мудр! —
Гордий Саблуков
Он ниспосылает в сердца верующих покой, для того, чтобы в них прибавлялась вера к вере их (во власти Бога воинства небес и земли; Бог знающ, мудр);
Михайло Якубович
Він — Той, Хто зіслав спокій у серця віруючих, щоб їхня віра була ще сильнішою. Аллагу належить військо небес і землі; Аллаг — Всезнаючий, Мудрий!
Тафсир (толкование) Корана (Сура 48, аят 4)
Абд ар-Рахман бин Насир Ас-Саади
Помимо всего прочего, победа над неверием принесет правоверным еще одно, и на этот раз самое великое, благо. Всевышний введет верующих в сады, в которых текут ручьи, где они пребудут вечно, а также простит им грехи и злодеяния. Жизнь в Раю даст им все самое прекрасное, а прощение грехов избавит их от всего неприятного и ужасного. Это славное вознаграждение Аллах называет великим преуспеянием, и верующие заслужили его благодаря дарованной им явной победе.
Аль-Мунтахаб
Он — Тот, который ниспослал спокойствие в сердца верующих, чтобы их вера ещё больше утвердилась и увеличилась. Только Аллаху одному принадлежат воинства небес и земли. Он властен над ними и распоряжается ими, как желает. Он объемлет Своим знанием всё сущее и обладает полной и совершенной мудростью, решая все дела! —
Сура 57 «Аль-Хадид» (Железо), аят 16
۞ أَلَمْ يَأْنِ لِلَّذِينَ آمَنُوا أَنْ تَخْشَعَ قُلُوبُهُمْ لِذِكْرِ اللَّهِ وَمَا نَزَلَ مِنَ الْحَقِّ وَلَا يَكُونُوا كَالَّذِينَ أُوتُوا الْكِتَابَ مِنْ قَبْلُ فَطَالَ عَلَيْهِمُ الْأَمَدُ فَقَسَتْ قُلُوبُهُمْ ۖ وَكَثِيرٌ مِنْهُمْ فَاسِقُونَ
Слушать аят Корана 57:16
Транслитерация
Alam yaani laillzeena aamanooo an takhsha’a quloo buhum lizikril laahi wa maa nazala minal haqqi wa laa yakoonoo kallazeena ootul Kitaaba min qablu fataala ‘alaihimul amadu faqasat quloobuhum wa kaseerum minhum faasiqoon
Переводы смыслов Корана (Сура 57, аят 16)
Эльмир Кулиев
Разве не пришло время для того, чтобы сердца верующих смирились при упоминании Аллаха и того, что ниспослано из истины, и чтобы не уподоблялись они тем, которым Писание было даровано прежде, чьи сердца почерствели по прошествии долгого времени и многие из которых являются нечестивцами?
Абу Адель
Разве не наступило время для тех, которые уверовали, чтобы смирились (и смягчились) их сердца при упоминании Аллаха и (когда они слышат) то, что Он ниспослал из истины [Книгу Аллаха], и чтобы они [верующие] не были подобны тем, кому было даровано Писание [Тору и Евангелие] раньше, (которые) когда затянулся над ними [над иудеями и христианами] срок [прошло много времени после пророков, которые были посланы к ним], очерствели их сердца [они перестали внимать наставления, которые содержались в книгах Аллаха], и многие из них (стали) непокорными (Аллаху).
Магомед-Нури Османов
Разве для уверовавших не настала пора, чтобы их сердца смирились при упоминании Аллаха и того, что ниспослано из истины, и чтобы они не уподобились тем, которым было ниспослано писание раньше, чьи сердца ожесточились по прошествии долгого времени и большинство которых стало нечестивцами?
Валерия (Иман) Порохова
И разве не настало время Всем праведным открыть свои сердца В смиренье полном пред Аллахом И Истиной, которая открылась им? И им не должно уподобиться всем тем, Кому (Господне) Откровение предстало раньше И чьи сердца за долгие года ожесточились И многих превратили в (грешников) распутных.
Игнатий Крачковский
Разве не наступила пора для тех, которые уверовали, чтобы смирились их сердца при поминании Аллаха и того, что Он ниспослал из истины, и что они не были, как те, кому даровано писание раньше. Затянулся над ними срок, и ожесточились их сердца, и многие из них распутны.
Гордий Саблуков
Не настало ли уже для верующих время смирить сердца свои пред учением Бога и пред истиною, которую открыл Он? Да не будут они подобны тем, которым еще прежде было дано Писание, много прошло над ними времени, а сердца их только ожесточились и многие из них стали нечестивы.
Михайло Якубович
Чи не час для тих, які увірували, змирити серця свої для згадування Аллага й того, що зіслано з істини, та не бути подібними до тих, кому було дано Писання раніше, і чиї серця зачерствіли з часом, і більшість яких — нечестивці?
Тафсир (толкование) Корана (Сура 57, аят 16)
Абд ар-Рахман бин Насир Ас-Саади
Разве не настала пора для того, чтобы сердца верующих стали еще мягче и добрее, чтобы они переполнялись страхом и смирением при чтении Корана и упоминании о том, что проповедовал Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует? Воистину, Коран – это величайшее напоминание об Аллахе, и мусульмане обязаны исправно придерживаться его предписаний и запретов. Это – призыв к прилежному и усердному поклонению, к смирению перед Всевышним, к покорности предписаниям Священного Корана и Мудрой Сунны, к размышлению над божественными проповедями и шариатскими законами. Мусульмане должны всегда придерживаться этого и требовать отчета от самих себя до того, как его потребует Аллах. Мусульманам не подобает уподобляться людям Писания. Им было ниспослано откровение, которое обязывало их смириться перед Аллахом и покориться Ему во всем, но они не проявили стойкости и со временем вернулись к невежеству и предали истину забвению. Их вера разрушилась, убежденность пропала, а сердца ожесточились. Человеческие сердца каждый миг нуждаются в поминании божественного откровения и мудрости. Когда же люди придают их забвению, их сердца черствеют, а взоры становятся безжизненными.
Аль-Мунтахаб
Разве не настало время для тех, которые уверовали, чтобы смягчились и смирились их сердца при поминании Аллаха и Священного Корана и чтобы они не стали, как те из иудеев и христиан, которым было ниспослано Писание раньше них и которые придерживались его некоторое время? Но прошло много времени, и их сердца очерствели, и многие из них не придерживаются своей религии.
40 достоверных хадисов о терпении и испытаниях
Пророк Мухаммад мир ему и благословение, сказал: «Кто сохранит для моей уммы сорок хадисов, тому скажут в Судный день: “Заходи в рай с каких пожелаешь ворот”»
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Сколь удивительно положение верующего! Поистине, все в его положении является благом для него, и никому (не дано) этого, кроме верующего: если что-нибудь радует его, он благодарит (Аллаха), и это становится для него благом, если же его постигает горе, он проявляет терпение, и это тоже становится для него благом» (Муслим)
«Когда Аллах любит людей, Он посылает им испытания. Если же они проявляют довольство, то они и получат довольство. Те же, кто проявляет гнев, заслужат только гнев». Другая версия этого хадиса: «Поистине, величина награды соответствует величине испытаний и бед, и поистине, если Аллах любит какой-либо народ, то посылает на них испытания (беды). И тот, кто проявляет довольство (перед испытанием), тому тоже довольство Аллаха. Тот же, кто гневается, тому – гнев Аллаха» (Ат-Тирмизи, Ибн Маджа)
В хадисе, переданном Ат-Тирмизи, сказано: «Знай: то, что миновало, не должно было с тобой случиться, а то, что случилось с тобой, не должно было тебя миновать. И знай, что нет победы без терпения, находки без потери, облегчения без трудностей».
Передают со слов Абу Саида аль-Худри и Абу Хурайры, да будет доволен ими Аллах, что Пророк ﷺ сказал: «Что бы ни постигло мусульманина, будь то утомление, болезнь, тревога, печаль, неприятность, скорбь или даже укол колючки, Аллах непременно простит ему за это что-нибудь из его грехов» (Аль-Бухари). В другой версии этого хадиса говорится: «Какая бы печаль, тревога или беда не постигла верующего, это обязательно станет искуплением его грехов, даже если его просто уколет колючка» (Аль-Бухари)
От Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сообщается, что Пророк ﷺ сказал: «Не перестанут испытания постигать верующего и верующую в их телах, в их имуществе, в их потомстве до тех пор, пока они не встретят своего Господа очищенными от грехов» (Ахмад, Бухари, Тирмизи). В другой версии этого хадиса говорится: «Мусульманин или мусульманка будут постоянно подвергаться испытаниям болезнями, имуществом, детьми, пока не встретят Аллаха чистыми, без всякого греха» (Ахмад)
От Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, передается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Когда Аллах желает блага для своего раба, Он наказывает его уже в этом мире. Если же Он желает для Своего раба плохое, то откладывает наказание до Судного дня» (Тирмизи, Ибн Маджа)
От Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передается: «Однажды пришел бедуин, и Пророк ﷺ спросил его: «Болел ли ты когда-либо лихорадкой?» Бедуин спросил: «А что такое лихорадка?» Пророк ﷺ сказал ему: «Жар между кожей и мясом». Он ответил: «Нет». Затем Посланник Аллаха ﷺ спросил: «Чувствовал ли ты когда-либо головную боль?» Бедуин спросил: «А что такое головная боль?» Пророк ﷺ сказал ему: «Сила, которая создает давление в голове, выбивая пот». Бедуин вновь ответил: «Нет». Когда же он ушел, Пророк ﷺ сказал: «Кто желает посмотреть на человека из обитателей Огня, то пусть посмотрит на него (на этого бедуина)» (Бухари)
Передаётся от Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, что однажды Пророк ﷺ проходил мимо женщины, которая плакала на могиле, и сказал: «Бойся Аллаха и проявляй терпение», на что она ответила, не узнав его: «Уходи отсюда, ибо ты не испытал такую беду». Когда же ей сообщили, что это был Пророк ﷺ она пришла к нему и извинилась за то, что не узнала его. Тогда Пророк ﷺ сказал: «Терпение человека распознаётся в момент ниспослания беды» (Аль-Бухари)
Умм Саляма, да будет доволен ею Аллах, рассказывала: «Я слышала, как Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Если кого-либо из рабов Аллаха постигнет несчастье, а он скажет: «Поистине, мы принадлежим Аллаху и к Нему наше возвращение! О Аллах, вознагради меня в несчастье моем и дай мне взамен нечто лучшее!», то Всевышний непременно вознаградит его в беде и даст ему взамен нечто лучшее. И когда Абу Саляма умер, я сказала то, что велел мне говорить Посланник Аллаха ﷺ, и Аллах заменил мне его тем, кто стал для меня лучше, чем он, – Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует» (Муслим)
«Ни одному человеку не даровано ничего лучшего и более обширного, чем терпение» (Муслим)
«Когда кого-либо постигает беда, и он прячет это, не жалуясь, тогда Аллах обязуется простить ему грехи» («Канзуль Уммал», №6696)
Передают от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Если кто-нибудь из вас посмотрит на того, кому было даровано больше богатства и кто был наделен более привлекательной внешностью, пусть посмотрит и на того, кто ниже его (в этом отношении)». Или в другой версии: «Смотрите на тех, кто ниже вас, и не смотрите на тех, кто выше вас. Это поможет вам не умалять те милости Аллаха, которыми Он вас облагодетельствовал» (Аль-Бухари, Муслим)
Аттау ибн Абу Рабах, да будет доволен им Аллах, рассказал: «Меня спросил ибн Аббас: «Показать тебе женщину из обитателей Рая?» Я ответил: «Покажи». Он сказал: «Эта женщина (Умма Зафар, да будет доволен ею Аллах) пришла к Пророку ﷺ и сказала, что страдает от эпилепсии, и попросила его сделать дуа для её выздоровления. Пророк ﷺ ей сказал: «Если хочешь – прояви терпение и будет тебе Рай, или если хочешь, я попрошу Аллаха о здоровье для тебя». Она сказала, что проявит терпение, но попросила о дуа, чтоб она не оголялась, когда случается приступ, и он сделал дуа» (Аль- Бухари, Муслим)
Передано со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Аллах Всевышний говорит: «Не будет у Меня иного воздаяния, кроме рая, для Моего верующего раба, если заберу Я того из людей, которого он любил, а он станет безропотно переносить утрату в надежде на награду Аллаха» (Аль-Бухари)
Однажды Посланник Аллаха ﷺ спросил Джибрила, мир ему: «Какой была скорбь Якуба по Йусуфу?» Джибрил отвечал: «Она была равна скорби семидесяти матерей, потерявших своих сыновей!» «Тогда каким было воздаяние за это?» – спросил его Пророк ﷺ.»Равное награде ста павших на пути Аллаха, ибо он ни на миг не терял надежды на Аллаха»» (Табари, XIII, 61; Суюти, ад-Дурруль-Мансур, IV, 570, Йусуф, 86)
Передано со слов Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как Пророк ﷺ сказал: «Поистине, Аллах сказал: «Если подвергну Я испытанию раба Моего (, лишив его) двух его любимых, а он станет проявлять терпение, то возмещением ему от Меня послужит рай». Под «двумя любимыми» имеются в виду глаза. Другая версия этого хадиса: «Если я испытаю Моего раба его глазами (заберу зрение) и он проявит терпение, то я заменю ему это на Рай» (Аль-Бухари)
Абдуллах ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, рассказывал: “Однажды я зашел к Пророку ﷺ, страдавшему от сильной горячки, и сказал ему: “Какая у тебя сильная горячка!” И я спросил: “Это потому, что тебе предназначена двойная награда?” Он сказал: «Да, и любого мусульманина, который будет испытывать страдания, Аллах обязательно освободит от (бремени) его грехов подобно тому как дерево освобождается от своих листьев»” (Аль-Бухари). Другая версия этого хадиса:
Рассказывает Абдуллах ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах: «Однажды я пришел навестить Пророка ﷺ, который болел малярией. Я сказал ему: «О Посланник Аллаха! Это тяжелая болезнь, нелегкое испытание!» На что он отвечал: «Да, я испытываю то, что испытывают двое». «Тогда, наверняка, и воздаяние за это ты получишь вдвойне?» – спросил я. «Да, это так. Аллах прощает грехи мусульманина за всё, что он претерпевает: за колючку, что вонзилась в его ногу, и за более великие испытания. И грехи его осыпаются с него подобно листьям с дерева»» (Аль-Бухари, Муслим)
«Когда мусульманин находится среди людей и проявляет терпение (терпеливо относится к неприятностям, которые причиняют ему эти люди), он лучше мусульманина, который не находится среди людей (избегает людей) и не проявляет терпения (к их действиям)» (Ат-Тирмизи)
Аиша, да будет доволен ею Аллах, говорила, что иногда проходил месяц и огонь не зажигался в доме Пророка ﷺ. «Мы выживали только за счет фиников и воды» (Бухари)
«Когда Аллах посылает наказание на какой-нибудь народ, оно поражает собой всех тех, кто находится среди (этих людей), а потом их воскресят (и будут судить) по делам их» (Аль-Бухари)
«Не осуждай и не укоряй Аллаха в том, что Он предопределил тебе» (Ахмад, Аль-Байхаки)
Передается от Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Тот, кто не проявляет довольства по отношению к решениям Аллаха и вместе с тем верит в предопределение Аллаха, пусть ищет себе другого господа помимо Аллаха».
Пророк ﷺ говорил: «О люди, не желайте встречи с врагами и просите Аллаха о благополучии и избавлении, но если уж вы встретились с ними, то проявляйте терпение и знайте, что Рай находится под тенью ваших мечей!» (Аль-Бухари, Муслим)
От Асмы бинт ‘Умайс, да будет доволен ею Аллах, передается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Если тот, кого постигла грусть, беда, болезнь или затруднение, скажет: “Аллах – мой Господь, нет у Него сотоварища” اللهُ رَبِّ، لاَشَرِيكَ لَهُ /Аллаху Рабби, ля шарика ляху/, то она (мольба) избавит его от всего этого» (Ат-Табарани)
«Поистине, может быть так, что человек имеет высокое положение перед Аллахом, которого он не достигает своими деяниями. И Аллах не перестает испытывать его тем, что ему неприятно, до тех пор, пока он не достигнет этого высокого положения» (Абу Я’ля, Ибн Хиббан). Другая версия этого хадиса:
«Когда Аллах предопределяет Своему рабу высокое положение, которого он не может достигнуть своими делами, Аллах испытывает его чем-либо в его теле, или же в его ребенке, или в его имуществе. После чего дарует ему терпение до тех пор, пока он не достигнет того высокого положения, которое ему предопределил Аллах, Свят Он и Велик» (Ахмад, Абу Дауд)
Сказал Сулейман ибн ‘Абдуллах, да будет доволен им Аллах: “Так как пророки будут теми, кто более других будет вознагражден, то они более остальных подвергались испытаниям и бедам, как это пришло в хадисе от Са‘да, да будет доволен им Аллах, который спросил Пророка ﷺ: «Кто из людей больше всех подвергался испытаниям?» Посланник Аллаха ﷺ ответил: «Пророки, затем те, кто был ближе к ним (своим иманом), затем те, кто был ближе к этим праведникам. И человек испытывается в соответствии со степенью своей религии (веры). Если он был стойким в религии, то увеличивались и его испытания. Если же в его религии была слабость, то он испытывался в соответствии со степенью своей религии. И не перестают постигать раба лишения и беды до тех пор, пока не оставят они его шагать по земле свободным от грехов» (Ат-Тирмизи, Ибн Маджа, Ибн Хиббан)
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Того, кому Аллах желает блага, постигает что-либо из этого (болезней)» (Аль-Бухари)
Имам Ахмад приводит хадис от Махмуда ибн Лябида, да будет доволен им Аллах, что Пророк ﷺ сказал: «Если Аллах испытывает любовь к какому-либо народу, то Он посылает на него испытания (беды). Тот, кто будет проявлять терпение, то и для него терпение, кто же не проявит терпения, то и для него не будет терпения» (Ахмад, Аль-Байхаки)
Мусульмане не должны желать трудностей или же просить Аллаха об испытаниях и болезнях для того, чтобы получить ту великую награду, которую Аллах дает за терпение. В достоверном хадисе сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Тому, кто кушает и благодарит за это Аллаха, достается награда того, кто постится и проявляет терпение» (Ахмад, Ибн Маджах)
Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, говорил: «Для меня предпочтительней быть в благополучии и благодарить за это Аллаха, чем быть подвергнутым испытаниям и терпеть» (“Фатхуль-Бари” 6/179)
Пророк Мухаммад ﷺ говорил: «Лучшими проявлениями веры (имана) являются терпение (выносливость, стойкость) и великодушие (снисходительность)» (Ад-Дайлями, Аль-Бухари)
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Терпение (спокойное преодоление трудностей без жалоб, но с надеждой на Господа) — это яркий свет» (Ахмад, Муслим, ат-Тирмизи)
Пророк Мухаммад ﷺ говорил: «От материальных затрат на благодеяния достаток не уменьшается, а увеличивается; если человек будет притеснен, но проявит терпение (не ответит на зло злом), тогда Аллах непременно еще больше возвеличит его; и если человек откроет для себя дверь прошения (попрошайничества), тогда Аллах непременно откроет для него дверь нищеты (до тех пор, пока человек не изменит себя)» (Ахмад, ат-Тирмизи)
Аз-Зубайр бин ‘Ади, да будет доволен им Аллах, сказал: «(В своё время) мы пришли к Анасу бин Малику, да будет доволен им Аллах, и пожаловались ему на то, что нам пришлось претерпеть от аль-Хаджжаджа(, на что) он сказал: “Терпите, ибо какое бы время для вас ни пришло, после него обязательно настанут такие времена, которые окажутся ещe хуже (, и так будет продолжаться) до тех пор, пока вы не встретите Господа вашего. (Эти слова) я слышал от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует”» (Аль-Бухари)
Пророк Мухаммад ﷺ говорил: «Сильный верующий лучше пред Аллахом и более любим Им, нежели слабый. Хотя в каждом из них есть благо. Будь предельно целеустремлен в том, в чем есть для тебя благо. Проси Всевышнего о помощи и не проявляй слабости! Если уж постигло тебя что-то, то не говори: «Если бы я поступил так, то, воистину, все было бы иначе». Это «если бы» создает лазейку для проделок Сатаны. Скажи вместо этого: «Так определил Всевышний, свершив желаемое Им» (Муслим, хадис от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах)
Однажды Пророк ﷺ пришел навестить одного тяжело больного человека и, увидев что тот совсем плох, спросил: «Разве ты не обращаешься с мольбами, разве ты не просишь у своего Господа?» Больной ответил: «Да, я говорю: “О Аллах, если Ты накажешь меня в Последней жизни, то лучше ускорь для меня наказание в мире этом». Пророк ﷺ сказал: «Свят Аллах! Поистине, ты не выдержишь этого! Почему бы тебе не говорить: “О Аллах, даруй нам благо в мире этом и в мире ином, и защити нас от мучений Огня”?!» После чего тот обратился к Аллаху с мольбой, и Он исцелил его» (Муслим)
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Не поступайте по отношению к себе сурово! Поистине, тех, кто жил до вас погубило то, что они проявляли суровость по отношению к себе. И вы можете найти оставшихся из них в кельях и монастырях» (Аль-Бухари)
Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен им Аллах, обращался к Аллаху с такой мольбой: “О Аллах! Если Ты записал меня из числа несчастных, то сотри это и запиши меня из числа счастливых!” اللَّهُمَّ إِنْ كُنْتَ كَتَبْتَنِي شَقِياًّ فَامْحُنِي وَاكْتُبْنِي سَعِيدًا /Аллахумма ин кунта катабтани шакъийян фамхуни уактубни са‘идан/ (Aхмад)
От ‘Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Кто увидит страдающего какой-либо болезнью и скажет:
“Хвала Аллаху, Который избавил меня от того, чем поразил тебя, и отдал мне предпочтение перед многими из тех, кого Он создал”
اَلْحَمْدُ لِلهِ الَّذِي عَافَانِي مِمَّاابْتَلَكَ بِهِ، وَفَضَّلَنِي عَلَى كَثِيرٍ مِمَّنْ خَلَقَ تَفْضِيلاً
Альхамду ли-Лляхи ллязи ‘афани миммабталяка бихи, уа фаддаляни ‘аля касирин мимман хъалякъа тафдылян, – того эта болезнь не постигнет» (Ат-Тирмизи, Ибн Маджа)