не думай о секундах свысока о чем песня
Не думай о секундах свысока. История знаменитой песни
Многосерийный фильм «Семнадцать мгновений весны» обрел такую популярность, что его повторный показ состоялся через три с половиной месяца после премьеры фильма на ТВ.
Количество восторженных писем в адрес создателей ленты побило все рекорды. Львиная доля писем предназначалась Вячеславу Тихонову, который в одночасье стал эталоном мужчины для советских женщин.
Как режиссеру Татьяне Лиозновой удалось снять такое кино, которое вызывало у советских зрителей неподдельные эмоции на протяжении всех двенадцати серий? Благодаря держащему в напряжении сценарию, великолепной игре актеров и мастерской операторской работе аудитория ни на секунду не отвлекалась от голубых экранов.
В военной драме о разведчике в тылу врага нашлось место трогательным эпизодам, вызывавшим слезы даже у самых сдержанных людей. Наиболее памятной из них стала, пожалуй, сцена встречи Штирлица с женой. Создать душещипательную атмосферу в кафе Elefant помогла композиция «Песня о далекой Родине».
Ход композитора
Написать музыку к фильму «Семнадцать мгновений весны» Татьяна Лиознова пригласила Микаэла Таривердиева. Вера Таривердиева, вдова композитора, вспоминала, что муж не спешил с ответом:
— Он долго думал, соглашаться ли ему писать музыку к картине о Штирлице. «Знаешь, – сказал он тогда, – что-то мне надоели фильмы про шпионов!». А потом нашел выход: главным для него стал не детективный сюжет, а внутренний мир героя. Отсюда и ностальгическая «Песня о далекой Родине», и философская «Не думай о секундах свысока».
Говорят, Таривердиев сочинил песни к каждой серии, но Лиознова остановилась лишь на двух вышеупомянутых произведениях. Впрочем, сама Татьяна Михайловна опровергла эту версию.
Автор слов песен фильма – поэт Роберт Рождественский. Например, стихотворение «Мгновения» было создано в период рассвета советской поэзии. Когда Роберту Ивановичу предложили написать поэтические строки для фильма «Семнадцать мгновений весны», у поэта уже было написано это стихотворение, и он решил, что именно оно подойдет для фильма. Стихотворение положили на музыку, и оно стало хитом. Даже сегодня тяжело найти человека, который бы не знал строки «Не думай о секундах свысока…».
Запись композиций
Выбрать исполнителя оказалось непростым делом. Композиции пробовали исполнять многие артисты, но режиссеру не нравились их версии. Вот как об этом вспоминает Вера Таривердиева:
— Пробовались практически все советские певцы – от Магомаева до Мулермана. Уже была готова фонограмма с записью Муслима Магомаева. Но Лиозновой все время казалось, что его, пусть и очень хорошему, исполнению чего-то не хватает. Она рискнула и попросила записать песни Иосифа Кобзона. Это было попадание в «десятку»! Магомаев обиделся. С Иосифом Кобзоном муж делал песни в течение месяца. Они работали над голосом. Татьяна Лиознова хотела, чтобы он был неузнаваем. В конце концов добились идеального исполнения.
Когда Магомаев услышал версию Кобзона, он согласился, что она идеально вписывается в фильм. Но все равно чувствовал досаду из-за того, что не получилось стать исполнителем композиций.
О негативной реакции Муслима Магометовича на выбор исполнителя вспоминал и и сам Микаэл Леонович:
— А Магомаев обиделся на меня тогда страшно. Дело не в том, что он пел плохо или хорошо. Просто для этой картины нужен был не его голос. Голос Кобзона попал в изображение, прямо в «десятку».
Обвинения в плагиате
После выхода фильма на экраны многие решили, что «Песня о далекой Родине» и правда напоминает произведение Франсиса Лея. В Союз композиторов СССР даже пришла телеграмма такого содержания: «Поздравляю успехом моей музыки советском фильме. Франсис Лей».
Обвинения в плагиате не прошли даром для Таривердиева: его не звали на телевидение, от него отвернулись многие коллеги, за спиной сплетничали недоброжелатели. А позже выяснилось, что у Лея нет претензий к советскому композитору, а пресловутую телеграмму анонимный шутник выслал из московского телеграфа.
Интересные факты о съемках фильма
Представить себе Штирлица в исполнении кого-то, кроме Вячеслава Тихонова, сейчас просто невозможно, однако поначалу его кандидатура не рассматривалась.
Автор сценария «Семнадцати мгновений весны» Юлиан Семенов хотел, чтобы роль советского разведчика исполнил актер Арчил Гомиашвили, известный зрителям по роли Остапа Бендера в «12 стульях» Гайдая. Также рассматривалась кандидатура Олега Стриженова, однако тот не захотел оставить игру во МХАТе на три года ради съемок в кино (именно столько снимались «Семнадцать мгновений весны»). Сам же Тихонов попал в фильм случайно – его кандидатуру предложил кто-то из ассистентов режиссера Татьяны Лиозновой.
Вымышленный персонаж
Штирлиц никогда не существовал в реальности – этого персонажа придумал писатель и киносценарист Юлиан Семенов. Однако есть легенда, что его прототипом был заместитель шефа немецкой разведки Вилли Леман (кличка Брайтенбах). Леман работал на СССР по собственной инициативе, его никто не вербовал. Следы Лемана в истории теряются в 1942 году, когда его арестовало гестапо без формулировки обвинения. Конечно, скорее всего, Вилли Леман погиб, но Татьяна Лиознова все же оставила финал «Семнадцати мгновений весны» открытым, предоставив зрителю самому решить, что же случилось со Штирлицем.
Жена появилась вдруг
Жена Штирлица появилась в фильме лишь благодаря инициативе Вячеслава Тихонова – сценарий ее появления не предполагал. Знакомый Тихонова, некий разведчик КГБ, рассказал актеру, что иногда тем, кто работал под прикрытием за пределами СССР, привозили родных для свидания, и актер поделился с Лиозновой идеей. Режиссер согласилась, посчитав, что так в картине будет больше драматизма. Пробы на роль жены полковника Исаева проходили певица Мария Пахоменко и актриса Светлана Светличная, однако Татьяна Лиознова посчитала их кандидатуры неудачными.
По воспоминаниям Элеоноры Шашковой, которая в итоге сыграла жену полковника Исаева, ее привели на съемочную площадку за день до начала съемок. Поначалу она плохо справлялась с ролью. Однако затем Лиознова позвала Вячеслава Тихонова и посадила его перед актрисой, сказав: «А теперь серьезно. Вот твой муж-разведчик». Именно после этих слов, видя перед собой Тихонова-Штирлица, Шашкова исполнила роль так, как нужно – со сдержанной глубиной, одним взглядом показав все горькие, тяжелые, но светлые чувства своей героини.
Не думай о секундах свысока
Не думай о секундах свысока — ставшая крылатой фразой строка песни из телефильма «17 мгновений весны»
Мгновения спрессованы в года.
Мгновения спрессованы в столетия.
И я не понимаю иногда,
Где первое мгновенье, где последнее.
Из крохотных мгновений соткан дождь.
Течет с небес вода обыкновенная,
И ты порой почти полжизни ждешь,
Когда оно придет, твое мгновение.
Придет оно, большое, как глоток,
Глоток воды во время зноя летнего.
А в общем, надо просто помнить долг
От первого мгновенья до последнего.
.
Наступит время, сам поймешь, наверное:
Свистят они, как пули у виска,
Мгновения, мгновения, мгновения
Фильм был показан по ТВ в 1973 году режиссёром Т. Лиозновой по одноимённому роману Ю. Семёнова. Музыку написал М. Таривердиев, слова к песням — поэт Р. Рождественский. В сериале снимались ведущие советские артисты Вячеслав Тихонов, Леонид Броневой, Олег Табаков, Юрий Визбор, Ростислав Плятт, Евгений Евстигнеев, Василий Лановой, Екатерина Градова,
Николай Прокопович, Леонид Куравлев.
О популярности фильма говорит хотя бы тот факт, что главное действующее лицо его Штирлиц стал героем сотен анекдотов. и до сих пор их поток не иссякает: «В баре какой-то мужчина в противогазе смешивал в бокале ядохимикаты. «Новичёк» — подумал Штирлиц»
Р. Рождественский «Мгновения» (Анализ стихотворения, стиха)
История создания. Стихотворение написано в самом начале 70-х годов. Это стихотворение — рассуждение о жизни человека. В фильме «Семнадцать мгновений весны» (1973 год) о деятельности советского разведчика в немецком тылу в годы Великой Отечественной войны стихотворение получила новое звучание. Песня на стихи Р. Рождественского подчеркнула военную мысль фильма: для разведчика жизнь, работа, победа — все это зависело от мгновенной реакции на происходящее, каждое мгновение что-то меняющее в событиях.
Но мысль, выраженная в стихотворении поэтом, шире, глубже этой темы.
Жанр: философская лирика, потому что в стихотворении поэт выражает свое понимание жизни.
Тема, идея. Лирический герой.
В стихотворении автор высказывает свое представление о жизни, о важности каждого мгновения в ней. Он предупреждает, как важно ценить каждый миг в жизни. «Не думай о секундах свысока», — советует он каждому. Свысока — то есть надменно, не ценя этих секунд. Но жизнь складывается именно из секунд, мгновений. Их много. Они быстро приходят и уходят — «свистят они, как пули у виска». Повторяя слово «мгновения» несколько раз, автор подчеркивает их быструю смену.
В жизни каждого человека наступают такие моменты, когда нужно сделать выбор, мгновенно его сделать. От этого будет зависеть, что он получит в жизни: «бесславье» или «бессмертье», как легендарный Штирлиц.
Как капельки дождя превращаются в водяной поток, так и мгновения превращаются в жизнь человека, полную событий. Есть важное мгновение, определяющее весь жизненный путь. Порой его «полжизни ждешь», и оно приходит, чтобы изменить судьбу.
В заключение поэт говорит, что при всех жизненных перипетиях важно «помнить долг», помнить о нем всегда — «каждое мгновение».
Лирический герой – человек размышляющий, уже знающий жизнь. Он умеет ценить время. Первые строки стихотворения звучат как настоятельный совет для каждого. Потом он передает свои ощущения о времени, о жизни, о том, что пришло с опытом. Личное местоимение «я» автор употребляет только в одном предложении. Чаще он говорит обобщенно, подчеркивая этим, что много общего в жизни каждого человека. Сам он уже много осознал в жизни и стремится донести свои мысли читателю.
Единая тема проходит через все стихотворение. Строки располагаются ступеньками. Это придает четкий ритм, помогает увидеть главные слова.
Художественные средства выразительности.
Особая ритмичность из-за ступенчатой строфы.
Лексический повтор: «мгновения», «свои колокола, своя отметина», «глоток» — акцентируют внимание на словах, важных для раскрытия темы.
Сравнения: «свистя они, как пули у виска», мгновение «большое, как глоток».
Метафоры: спрессованы (мгновения), соткан (дождь).
Антонимы: первое — последнее, бесславье — бессмертье.
Градация: спрессованы «в года, в столетия».
Эти средства выразительности помогают ярче и образнее передать основную мысль стихотворения.
Рифма, стихотворный размер.
Нет деления на традиционные четверостишия, что требует единство темы. Рифма перекрестная. Стихотворный размер — пятистопный ямб.
Мое восприятие стихотворения. Мне показалось интересной и тема, и быстрый ритм стихотворения. Оно заставляет задуматься о важности каждого мгновения в нашей жизни, невозможности разбазаривать время, не замечая его.
Значение этого стихотворения в творчестве поэта. Стихотворение написано в общем-то ещё очень молодым поэтом. Но глубина темы, поднятой им, говорит о его зрелости, об умении понимать жизнь, задумываться над важными проблемами. Это подтвердит дальнейшее творчество поэта: для него будут важны и общественные темы, и темы личностного развития, и каждый человек в отдельности.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Текст песни И.Кобзон — мгновения — 17 мгновений весны
Оригинальный текст и слова песни мгновения — 17 мгновений весны:
Не думай о секундах свысока.
Hаступит время — сам поймешь, наверное:
Свистят они, как пули у виска, —
Мгновения, мгновения, мгновения.
Мгновения спрессованы в года,
Мгновения спрессованы в столетия,
И я не понимаю иногда,
Где первое мгновенье, где последнее.
У каждого мгновенья свой резон,
Свои колокола, своя отметина.
Мгновенья раздают — кому позор,
Кому — бесславье, а кому — бессмертие!
Из крохотных мгновений соткан дождь:
Течет с небес вода обыкновенная,
И ты порой почти полжизни ждешь,
Когда оно придет, твое мгновение.
Придет оно большое, как глоток,
Глоток воды во время зноя летнего.
А в общем, надо просто помнить долг
От первого мгновенья до последнего.
Hе думай о секундах свысока.
Hаступит время — сам поймешь, наверное:
Свистят они, как пули у виска, —
Мгновения, мгновения, мгновения.
Перевод на русский или английский язык текста песни — мгновения — 17 мгновений весны исполнителя И.Кобзон:
Do not think of seconds down.
Hastupit time — he will understand, perhaps:
they whistle like a bullet to his temple —
Moments, moments, moments.
Moments compressed into years,
Moments compressed into centuries,
And I do not understand sometimes,
Where the first moments, where the last.
At every moment of his reason,
Its bells own mark.
Moments distribute — who shame
Who — blaspheme, and to whom — immortality!
From tiny moments woven rain:
Flowing water from heaven common,
And you sometimes almost half his life waiting,
When it comes, your moment.
It will come much as a sip,
A drink of water in the heat of summer.
But in general, you just have to remember the debt
From the first to the last moments.
Not think about seconds down.
Hastupit time — he will understand, perhaps:
they whistle like a bullet to his temple —
Moments, moments, moments.
Если нашли опечатку в тексте или переводе песни мгновения — 17 мгновений весны, просим сообщить об этом в комментариях.
Семнадцать мгновений весны (1973)
Регистрация >>
В голосовании могут принимать участие только зарегистрированные посетители сайта.
Вы хотите зарегистрироваться?
тексты песен
Песня о далекой Родине
муз.Микаэл Таривердиев,
сл.Роберт Рождественский
Я прошу, хоть ненадолго,
Боль моя, ты покинь меня.
Облаком, сизым облаком
Ты полети к родному дому,
Отсюда к родному дому.
Берег мой, покажись вдали
Краешком, тонкой линией.
Берег мой, берег ласковый,
Ах, до тебя, родной, доплыть бы,
Доплыть бы хотя б когда-нибудь.
Где-то далеко, где-то далеко
Идут грибные дожди.
Прямо у реки, в маленьком саду
Созрели вишни, наклонясь до земли.
Где-то далеко, в памяти моей,
Сейчас, как в детстве, тепло,
Хоть память укрыта
Такими большими снегами.
Ты, гроза, напои меня,
Допьяна, да не до смерти.
Вот опять, как в последний раз,
Я все гляжу куда-то в небо,
Как будто ищу ответа.
Мгновения
муз.Микаэл Таривердиев
сл.Роберт Рождественский
Мгновения спрессованы в года,
Мгновения спрессованы в столетия,
И я не понимаю иногда,
Где первое мгновенье, где последнее.
Придет оно, большое, как глоток,
Глоток воды во время зноя летнего.
А в общем, надо просто помнить долг
От первого мгновенья до последнего.