назорейство в ветхом завете что это

Назорей, назореи

Назорей, мужчина ли то или женщина, мог произносить обет назорейства, т. е. не пить вина и других крепких напитков, отращивать волосы, не входить ни в один дом, в котором находилось мертвое тело и, наконец, не присутствовать на похоронах. Если бы кто-либо из лиц мужского или женского пола случайно умер в присутствии кого-либо из назореев, тогда он должен был снова выдерживать весь срок своего обета, т. е. назорейства.

Этот обет давался вообще на восемь дней, иногда на месяц, а иногда и на всю жизнь. Когда же кончался срок оного, то назорей приносил жертву в храм, затем священник отрезал у него часть волос и сжигал их на жертвеннике, после чего назорей освобождался от своего обета и мог опять пить вино ( Чис. VI ).

Некоторые назореи на всю жизнь посвящались Богу их родителями с самой колыбели и оставались таковыми до самой своей смерти: во всю жизнь они не пили вина и не стригли себе волос. Таковы были, напр., Самсон, пр. Самуил и Иоанн Креститель ( Суд. XIII:4, 5 ; Лк.I, 15 ; IЦар. I, 11 ).

Лица, произнесшие обет назорейства вне Палестины и не имевшие возможности явиться в храм по окончании своего обета, довольствовались хранением воздержания, требуемого законом, и обрезанием своих волос у себя дома в той местности, в которой проживали. Приношения и жертвы, которые по предписанию закона Моисеева они должны были лично приносить в храме, откладывались ими тогда до более удобного случая, т. е. до времени посещения Иерусалима. Посему-то св. ап. Павел, произнесши обет, подобный назорейскому, бывший в Коринфе, остриг себе волосы в Кенкреях, но отложил полное исполнение своего обета до времени своего прибытия в Иерусалим ( Деян. XVIII, 18 ). Назореи составляли сами по себе секту или класс, подобно пророкам, и служили примером самоотвержения и святой жизни ( Ам. II, 11, 12 ).

Источник: Библейская энциклопедия / Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Иисус Назорей, Царь Иудейский

Наряду с пророками существовали люди, посвятившие себя Богу, которые назывались назореями (букв, отделенные или посвященные). Назореи давали обет (торжественное обещание, добровольное обязательство) не пить вина, не есть виноградных ягод, не прикасаться к мертвому телу (ограничение, знакомое нам по другим религиям Востока), никогда не стричь волос и ногтей, не подвергать себя никаким человеческим страстям и слабостям Назорейство — очень древнее явление. Назореями были Самсон, Иоанн Креститель (крестивший в р. Иордан Иисуса Христа). Обет назорейства временно принимал на себя ученик Христа — апостол Павел. Назореем можно было стать временно, а можно и пожизненно. Своей святостью и моральной чистотой они, также как и пророки, указывали людям праведный путь. Христиане считают, что назорейство явилось прообразом, монашества.

Нетрадиционный вопрос: были ли посвящаемы в назореи ученики Христовы и первая церковь?

В церкви, которую мы посещаем, об этом не говорится. Мало слышно проповедей и учений, где бы рассматривалась, открывалась эта тема; а именно, что не только Иисус был назорей Божий, но и все последователи Его стали назореями, т. к. посвящали себя в назореи. Оказывается, назорей не только тот, о ком Ангел Господень сообщал родителям об избрании младенца ещё до рождения его. В назореи мог себя посвятить уже зрелый человек, так сказать, в сознательном возрасте.

Назореям от чрева матернего сообщал имя Ангел (говорил родителям КАК называть младенца, потому что все имена на иврите имеют значение и смысл, т. е. несут определенную программу). Тем, которые приходили к Иисусу и становились назореями (т. е. посвящали себя в назореи в сознательном возрасте), часто корректировал имя Сам Иисус. Так Савл, например, был переименован Господом в Павла, Симон стал Кифа (“кифа” называли особым образом обработанные камни храма).

Итак, что говорит о посвящении себя в назореи Богу Ветхий Завет:
(Числа 6:1,2,5). Написано: И сказал Господь, ГОВОРЯ: …если мужчина или женщина РЕШИТСЯ дать обет назорейства, чтобы ПОСВЯТИТЬ СЕБЯ В НАЗОРЕИ Господу, то он должен воздержаться от вина и крепкого напитка до исполнения дней, на которые он посвятил себя в назореи Господу, СВЯТ ОН.
(Судей, 13:3-5): И явился Ангел Господень жене, и сказал ей: Итак берегись, не пей вина и сикера, ибо вот, ты зачнешь и родишь сына, от самого чрева младенец сей будет НАЗОРЕЙ Божий
(Деяния 3: 6). Написано: серебра и золота нет у меня; а ЧТО ИМЕЮ, ТО ДАЮ ТЕБЕ: во имя Иисуса Христа НАЗОРЕЯ …
(Евр., 12:22-25,28,29). Написано: вы приступили ко граду Бога ЖИВОГО, к Небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на Небесах, и к судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления… Смотрите, НЕ ОТВРАТИТЕСЬ от Говорящего. Итак, мы ПРИЕМЛЯ царство непоколебимое, будем хранить благодать, КОТОРОЮ БУДЕМ СЛУЖИТЬ Богу, с благоговением и страхом, потому что Бог НАШ ЕСТЬ ОГОНЬ поядающий.

Возлюбленные дети Божьи, поразмыслите, попросите у Бога мудрого уразумения – ум Христов, имеющий мудрость Божью, на откровение о ступенях посвящения для тех, кто следует за Христом;
Книга Деяний не есть ли Книга дел (“деяний”), посвятивших себя в назореи Отцу Небесному?

ПОСВЯЩЕНИЕ В НАЗОРЕИ:

Вознеси меня к вышним высотам;
Силой Духа Святого излей
Благодать на иссохшее сердце;
Оживи его верой Твоей.
Верой Божьей, Христовой, Всевышней,
Верой силы и славы Отца
Воскреси, оживи и наполни
Духом славы вселись ты в мой храм.

Принимаю я участь благую
Славить имя Отца и Христа,
И святить Твое имя живое
Назорея прекрасную долю
Принимаю из руки Творца.

Будь прославлен, Всеблагий Всевышний,
Вознесен будь в моленьях моих;
О, позволь мне прильнуть к трону славы
И просить за земных и святых:
Яви милость, пошли дух спасенья;
Оживи сей народ, наш Творец,
Открой дверь и войдут в Твою славу,
О, Всеблагий Всевышний Отец;
Открой дверь разуменья и веры;
Открой дверь совершенной любви;
Факел веры зажги силой вышней;
Даруй славить Тебя и святить. Аминь.

Написано: «Народ же говорил: Сей есть Иисус, пророк из Назарета Галилейского” (Мф., 21:11)
Что следует из этого стиха? Где находился г. Назарет (г. НазАрет, а не г. НазОрет)? На территории Галилеи языческой.
Что сказали об этих территориях Израиля пророки? Исследуйте Мф., 4:13-17 и одновременно Исайя, 9:1,2,4,6-9 – там одновременно о местах проживания Иисуса и связи этих территорий с предсказаниями древних пророков.
“Земля Завулонова и земля Неффалимова, Галилея языческая, народ сидящий во тьме, увидел Свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет” (Мф., 4:15,16 сравните Исая, 9:1,2), а дальше Исайя добавляет о младенце-назорее и служителе-назорее: Исайя, 9:4,6
(Исайя, 9:6): Ибо младенец родился нам; Сын дан нам; владычество на раменах Его, и НАРЕКУТ ИМЯ Ему: Чудный (Чудотворящий), Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира (Князь шалома). Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его… СЛОВО посылает Господь, чтобы знал весь народ и жители Самарии… (Ис., 9:6-9)
Исайя здесь предсказывает место служения и имя младенца и служителя.
Таким образом связаны в приводимом Вами, брат Фёдор, стихе (Мф., 2:23) человек (назорей) и территория (Галилея языческая и расположенный в её пределах г. НазАрет; а проживающий в этом городе назорей, будет называться назАрянином).
Назорей – по миссии. НазАрянин – по месту жительства. Назорей и назарянин слова РАЗНЫЕ по смыслу.

Прочитайте Деяния, 3:6: «Петр сказал: ЧТО имею, то даю тебе во имя Иисуса Христа Назорея».
Петр не сказал: во имя Иисуса Христа Назарянина.
Новый завет смысл слов НАЗАРЯНИН и НАЗОРЕЙ четко различает.
Также различно и правописание; ЗВУКИ произносимые хотя и схожи, но БУКВЫ РАЗЛИЧНЫ в словах: НазАрянин и НазОрей.
Даже если учесть языковые особенности правописания на иврите (т. к. в норме на иврите не пишут гласных), а пишут одни согласные, но ЗВУЧАНИЕ этих слов на иврите спутать нельзя (не идентично и правописание). Потому еврей никогда не перепутает “назорей” с “назарянином”.

Разве это слово в том числе и не для нас нынешних? Разве только для живших во времена Самсона?

Источник

Назир — Назорей

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Принимать обеты могли только по-настоящему Б-гобоязненные люди. Обычный же человек должен придерживаться золотой середины по Рамбаму.

Оглавление

Назир, назорей — кто это такой? [↑]

Назир (в русск. Традиции — Назорей) — человек, принявший на себя обет, то есть определенные ограничения на какой-либо оговоренной срок по законам Торы.

Многие слышали про обет назорейства в связи с историей богатыря Шимшона (Самсон, Самсон-назорей) — известный своей силой герой еврейского народа Шимшон был назиром. Его история и подвиги описаны в книге Судей (Шофтим), главы 13-16.

Обет назорейства — «назирут» — приведен в Торе в недельной главе Насо: «Если мужчина или женщина изречет зарок назорея, посвятить себя в назореи Г-споду, то вина и пьянящего сторониться должен, уксуса винного и уксуса пьянящего не пить, и никакого настоя виноградного не пить, и винограда свежего и сухого не есть» (Насо 6:1-4).

Итак, такому человеку — назиру — запрещено пить вино и виноградный сок, есть виноград, изюм и другие продукты из винограда. Он не должен стричь волосы головы, а также прикасаться к умершему или находиться с ним под одной крышей.

Отношение к принимающему обет назорейства [↑]

В Иудаизме испокон веков было неоднозначное отношение к назорейству. Талмуд и «Шульхан Арух» предостерегают от принятия обетов. А в одном из мидрашей приводится главный критерий, которому должен был соответствовать потенциальный назорей — Богобоязненность.

Почему принятие обетов подходит именно тем людям, которые боятся Б-га?

Магид из Дубно дал ответ на этот вопрос в форме следующей лаконичной притчи.

В местечке жили-были бедняк и вор. Как-то раз они разговорились. Вор взглянул на потрепанную одежду бедняка и с удивлением спросил: «Как тебе удается при такой нищете выдавать замуж дочерей и женить сыновей?»

Его собеседник с готовностью ответил: «Когда у нас появляется на свет ребенок, я ставлю в углу копилку и навешиваю на нее замок. Каждый день я бросаю в копилку одну или несколько мелких монет. Лет за двадцать накапливается приличная сумма, которой хватает на торжество».

Вор разочарованно махнул рукой: «Такой образ жизни мне не подходит. Для тебя замок — это таки замок. А для меня, профессионального взломщика, нет замков, с которыми я не мог бы справиться. Моя копилка долго не продержалась бы».

Богобоязненный еврей, который привык держать себя в рамках, будет продолжать делать это и после принятия обета. А вот его менее серьезный собрат, который привык выходить из рамок, вряд ли сможет соблюсти новые ограничения.

Разница между нами и поколениями эпохи Храма [↑]

Зачем и почему в эпоху Храма люди становились назореями? Главным образом, из-за пагубной склонности к выпивке. Человек, который злоупотреблял вином, ощущал моральную деградацию, которая могла привести его к разврату.

Недаром Талмуд обращает внимание на то, что главы Торы о «сота» (женщине, подозреваемой в супружеской измене) и о назире идут друг за другом. Тот, кто был свидетелем процедуры, производимой с «сота» из-за ее морального падения, должен отстраниться от потребления вина, дабы уберечь себя от легкомысленного поведения.

Итак, во время Храма еврей, склонный к излишнему употреблению вина, мог принять на себя тридцатидневный обет, после чего приносил жертву в Храме. Теоретически, такой человек мог после этого продолжать пить вино. Практически же многодневное воздержание от алкоголя входило в привычку, которая, как известно, вторая натура.

Что же делать нашим современникам, которые хотят избавиться от той или иной пагубной склонности? Прежде всего, отказываться от нее «бли недер», что означает: без обета.

Кроме того, им поможет совет Рамбама, который призывал своих читателей придерживаться «средней линии», отдаляясь от крайностей. Если человек скуп или наоборот, транжира, он должен на некоторое время уклониться в обратную сторону, и впоследствии его качества сбалансируются.

Поиск средней линии — это то, что поможет всем нам. Бли недер. Без обета.

Источник

Православная Жизнь

Что сказано на страницах Нового Завета о принятии Господом назорейства, иссследовал Сергей Комаров.

назорейство в ветхом завете что это. Смотреть фото назорейство в ветхом завете что это. Смотреть картинку назорейство в ветхом завете что это. Картинка про назорейство в ветхом завете что это. Фото назорейство в ветхом завете что это

В Новом Завете Христос часто назван двумя похожими словами: «Назарянин» (греч. Ναζαρηνος) и «Назорей» (греч. Ναζωραῖος). Первое читатель может встретить в Евангелиях от Марка и Луки: Мк.1:24, 10:47, 14:67, 16:6; Лк. 4:34, 24:19. В этом случае трудностей в понимании не возникает, так как Христос действительно провел детство в Назарете (см. Ин.1:45–46), поэтому вполне мог называться «Назарянином», т. е. выходцем из Назарета. Но не так все просто со вторым наименованием – «Назорей». Под этим словом ветхозаветная религия подразумевала человека, принявшего обет (на время или навсегда) воздерживаться от употребления винограда и произведенных из него продуктов (в первую очередь вина), не стричь волос и не прикасаться к умершим (см. Чис. 6:1–21)(1). Был ли Иисус Назореем в этом смысле? Нет. Как видим из Евангелия, Спаситель употреблял вино и прикасался к мертвым телам. К тому же, если бы Он дал обеты назорейства, евангелисты наверняка написали бы об этом. Однако на страницах Нового Завета о принятии Господом назорейства ничего не сказано.

Между тем, Христа так называют довольно часто (см. Лк.18:37; Ин.18:5, 18:7, 19:19; Деян. 2:22, 3:6, 4:10, 26:9; Мф. 26:71; Деян. 6:14, 22:8). Даже после смерти и воскресения Иисуса иудеи называли Его учение «назорейской ересью» (Деян. 24:5). С чем же это связано?

Впервые в новозаветном тексте слово «Назорей» употреблено по отношению к Христу во второй главе Евангелия от Матфея. Об Иосифе, мнимом отце Спасителя, сказано: «Придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется» (Мф. 2:23). Преимущественно об этом стихе мы и будем говорить, анализируя поставленный вопрос.

Итак, Христос называется Назореем, согласно реченному через пророков. Но в пророческих текстах подобных цитат мы не найдем. Толкователи сходятся на той мысли, что евангелист имел в виду не конкретные пророчества, а общий смысл многих пророческих выражений. «Есть предположение, что это пророчество находилось в книге, потерянной евреями. Другое мнение, что евангелист не указывает здесь на какое-либо определенное пророчество, но имеет в виду общий характер всех пророчеств об уничиженном состоянии Христа-Спасителя во время Его земной жизни. Выйти из Назарета значило быть презираемым, униженным, отверженным. С другой стороны, назореями в Ветхом Завете назывались люди, посвятившие себя Богу; быть может, и это было причиной наименования Иисуса Христа Назореем, как высшего носителя назорейских обетов – полного посвящения Себя служению Богу» (2).

Надо сказать, что многие экзегеты (к примеру, св. Иоанн Златоуст) слово Назорей по отношению к Христу воспринимали как синоним слова Назарянин, и не толковали нюансы понимания. Те же, кто склонен различать эти слова по смыслу, предлагают самые разнообразные взгляды.

«Назорей значит: освященный. Поелику же Христос свят, то прилично назывался и Назореем: ибо святым Израилевым Господь называется у многих пророков», – считал свт. Феофилакт Болгарский(3). «Назорей значит святой. А что Господь будет святым, об этом говорит все св. Писание», – писал св. Иероним Стридонский(4).

«Назореем же Господь и Спаситель наш назван как от названия места, то есть от города Назарет, так и из-за таинства закона. Ибо по закону назореями назывались те, кто посвящал свою непорочность Богу [и давал] необычный обет, отращивая волосы на голове, с тем, чтобы по священному закону принести их в жертву. А поскольку Господь Христос есть Создатель всякой святости и целомудрия, Который говорит через пророка: “Будьте святы, ибо Я святˮ, Он не без основания назван назореем, потому что Он действительно по предначертанию закона – обещанная жертва Богу Отцу, принес в жертву Свое тело ради нашего спасения. Об этой жертве говорит Давид, говоря о Господе: “Как он клялся Господу, давал обет Сильному Иаковаˮ (Пс.131:2). Так же ясно Господь показывает, что Он должен быть назван назореем по плоти», – толкует экзегет IV века, свт. Хроматий Аквилейский(5).

Немалый интерес представляет иной вариант объяснения этого места, предложенный св. Ефремом Сириным, блж. Иеронимом Стридонским, свт. Кириллом Александрийским и некоторыми другими толкователями.

Данная группа экзегетов предлагает вспомнить следующий эпизод из Книги Судей. Перед рождением судьи-богатыря Самсона Ангел говорит его матери: «Ибо вот, ты зачнешь и родишь сына, и бритва не коснется головы его, потому что от самого чрева младенец сей будет назорей Божий, и он начнет спасать Израиля от руки Филистимлян» (Суд. 13:5).

Перед нами явно мессианское пророчество, имеющее смысл гораздо более широкий, чем предсказание о жизни Самсона. Сравним: «…вот, ты зачнешь и родишь сына» и «…вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына» (Лк. 1:31); «…Он начнет спасать Израиля от руки Филистимлян» и «…спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1:21). Спустя сотни лет те же слова, сказанные о Самсоне, употреблены относительно Спасителя. Самсон (как и многие другие ветхозаветные праведники) – прообраз Иисуса Христа.

Итак, здесь все имеет отношение к Спасителю. С пристальным вниманием посмотрим на интересующий нас фрагмент текста: «…от самого чрева младенец сей будет назорей Божий». Слово «назорей» переведено с еврейского נָזִיר‏‎‎‎ (назир). Однако это слово имеет несколько значений. В словаре древнееврейского языка О. М. Штейнберга נָזִיר‏‎‎‎ переводится как:

а) необрезанная лоза;
б) назорей;
в) посвященный.

В греческом тексте Септуагинты слово передано без перевода (ναζίρ), так как у греков аналогов назорейства не было. Очевидно, переводчики просто не знали, как это перевести.
Так вот, если мы подставим первое значение вместо второго, получится не «назорей Божий», а «необрезанная лоза Божия». Такой смысл более близок ко многим пророческим высказываниям о Христе как об «отрасли». Например, мессианские пророчества Исаии: «И народ твой весь будет праведный, на веки наследует землю, – отрасль насаждения Моего, дело рук Моих, к прославлению Моему» (Ис. 60:21); «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его» (Ис.11:1). Кстати, в этих стихах слово «отрасль» по-еврейски приведено как נֵצֶר‎ (нецер), оно приближается по написанию к נָזִיר‏‎‎‎ (назир). В некоторых местах Библии в мессианских пророчествах употребляется другое слово со значением «отрасль» – צֶמַח‎, (цема). Например в Иер. 23:5, 33:15; Зах. 3:8; 6:12.

Следовательно, евангелист мог называть Христа «Назореем» не потому, что Он Назорей в собственном смысле, а подразумевая «Отрасль»; намеренно связывая с Суд. 3:15; Ис. 60:21 и другими подобными местами. К тому же не исключено, что само название города Назарет возникло от слова «назир» или «нецер». Тогда, если даже связывать «Назорей» с названием города, а не с назорейским служением, все равно пророческая тема «Отрасли» остается актуальной.

Поэтому и говорит, к примеру, свт. Кирилл Александрийский: «Если же Назорей толкуется как “святойˮ или, согласно некоторым, как “цветокˮ, то эти названия можно найти у многих. Ибо Даниил именует его Святым святых, а Исайя – жезлом от корня Иессеева и цветом от него. Да и Сам Господь говорит о Себе в Песни Песней: Я цвет полевой, лилия долин»(6).

Так считает и Иероним: «Назорей значит святой. А что Господь будет святым, об этом говорит все св. Писание. Можем мы сказать еще и другое, – именно: то, что даже теми же словами согласно еврейскому тексту пишется у пророка Исайи: “изыдет ветвь от корня Евсеева и Назорей (נֵצֶר‎ нецер), восстанет от корня егоˮ»(7).

Скорее всего, данные трактовки не являются исчерпывающими. Да и вряд ли нам удалось найти все существующие церковные толкования. Ясно одно: неоднозначность понимания этого места даже среди отцов Церкви оставляет вопрос открытым. И, наверное, это хорошо. Потому что Писание – Книга тайн и океан бесконечной глубины.

Источник

Назорей

1) (от евр. «незир» — отде­лен­ный, посвя­щен­ный) чело­век, посвя­щён­ный во вре­мена Вет­хого Завета на особое слу­же­ние Богу посред­ством при­ня­тия ряда обетов ( Числ.6 ). Назо­реем был судия Самсон ( Суд.13:5 );

На чём осно­вано и в чём заклю­ча­лось назо­рей­ское слу­же­ние?

Назо­ре­ями, во вре­мена Вет­хого Завета, назы­ва­лись люди, посвя­щав­шие себя Богу в соот­вет­ствии с осо­быми тре­бо­ва­ни­ями Мои­се­ева закона. Обет назо­рей­ства могли давать как муж­чины, так и жен­щины; как на опре­де­лён­ный срок, так и на всю жизнь. Исто­рии Изра­иля известно несколько исклю­чи­тель­ных слу­чаев пожиз­нен­ного посвя­ще­ния в назо­реи «от мате­рин­ской утробы».

Так, буду­щая мать Саму­ила, Анна, молясь о даро­ва­нии чада, дала обет, в случае рож­де­ния сына посвя­тить его Богу, что и испол­нила ( 1Цар.1:11 ). Буду­щие роди­тели Сам­сона, Маной и его неплод­ная супруга, полу­чив, нако­нец, обе­то­ва­ние ангела о рож­де­нии сына, вместе с тем услы­шали пове­ле­ние: по рож­де­нии посвя­тить дитя Богу ( Суд.13:5 ).

В про­дол­же­нии всего срока обета, назо­рей не имел права упо­треб­лять вино и более креп­кие напитки, уксус из вина или напит­ков, вино­град и вино­град­ные про­дукты. Назо­реям запре­ща­лось стричь волосы и при­бли­жаться к умер­шим людям. Чтобы не осквер­няться, они не могли при­ка­саться даже и к мерт­вым роди­те­лям, бра­тьям и сест­рам ( Чис.6:2-7 ).

В случае вне­зап­ной, неча­ян­ной смерти какого-либо чело­века в при­сут­ствии назо­рея, он осквер­нял свое назо­рей­ство и ста­но­вился нечи­стым. В седь­мой день после слу­чив­ше­гося ему над­ле­жало сбрить волосы, а в вось­мой при­не­сти ко входу скинии собра­ния, к свя­щен­нику, двух горлиц или двух моло­дых голу­бей: одну из птиц — в жертву за грех, а другую — во все­со­жже­ние. После же очи­ще­ния, по освя­ще­нии головы назо­рей при­сту­пал к испол­не­нию своего обета заново. При этом он должен был при­не­сти в жертву повин­но­сти одно­лет­него агнца ( Чис. 6:9-12 ).

По завер­ше­нии срока дей­ствия обета назо­рей при­но­сил одного одно­лет­него агнца во все­со­жже­ние; одну одно­лет­нюю агницу в жертву за грех и одного овна в жертву мирную; «кор­зину опрес­но­ков из пше­нич­ной муки, хлебов, испе­чен­ных с елеем, и прес­ных лепе­шек, пома­зан­ных елеем, и при них хлеб­ное при­но­ше­ние и воз­ли­я­ние» ( Чис. 6:14-15 ). Затем назо­рей остри­гал свою голову, клал свои волосы на огонь, горя­щий под мирною жерт­вой. После этого свя­щен­ник брал сва­рен­ное плечо жерт­вен­ного овна, один прес­ный пирог из кор­зины и одну прес­ную лепешку, клал это на руки назо­рею, воз­но­сил, потря­сал перед Гос­по­дом. Затем назо­рей мог вести обыч­ную для иудея рели­ги­оз­ную жизнь.

В чём состо­яло духовно-нрав­ствен­ное зна­че­ние назо­рей­ства

Посвя­щая себя Богу, назо­рей, во все дни своего назо­рей­ства, был «свят Гос­поду» ( Чис. 6:8 ). Как и вообще во вре­мена Вет­хого Завета святое отде­ля­лось от несвя­того (еврей­ский народ — от всех прочих наро­дов, колено Левия — от осталь­ных колен, скиния — от общей тер­ри­то­рии и т. д.), назо­рей отде­лялся от общего строя жизни еврей­ского обще­ства, в том числе — от ряда мир­ских обы­чаев и плот­ских удо­воль­ствий. Этим он являл пример вер­но­сти Богу и само­от­вер­же­ния.

Отказ от постри­же­ния волос служил види­мым знаком отказа от низ­мен­ных побуж­де­ний (что, конечно же, соблю­да­лось далеко не каждым назо­реем), ука­зы­вал на един­ство посвя­щен­ного с Небес­ным Царем. Именно в этом ключе ста­но­вится понят­ным при­зна­ние Сам­сона: «бритва не каса­лась головы моей, ибо я назо­рей Божий от чрева матери моей; если же остричь меня, то отсту­пит от меня сила моя; я сде­ла­юсь слаб и буду, как прочие люди» ( Суд.16:17 ).

Сам Все­дер­жи­тель постав­лял назо­рей­ское слу­же­ние в один ряд с про­ро­че­ским: «Из сыно­вей ваших Я изби­рал в про­роки и из юношей ваших — в назо­реи» ( Ам. 2:11 ).

Нередко к назо­реям отно­сят и Иоанна Кре­сти­теля — послед­него вет­хо­за­вет­ного и вместе с тем ново­за­вет­ного про­рока.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *