навязчивая амбивалентность в привязанности что это

Влияние стилей привязанности на поведение в ситуации развода

Каждый человек по-разному реагирует на расставание. Во многом это зависит от личностных особенностей и уязвимости к переживанию разлуки. В данной статье рассматривается влияние стилей привязанности супругов на их поведение в период развода.

Британский психоаналитик Джон Боулби создал теорию привязанности, согласно которой отношения между матерью и ребенком на протяжении первых лет жизни имеют решающее значение для развития личности ребенка и межличностных отношений на протяжении все жизни. Центральное положение теории привязанности можно сформулировать следующим образом: характер привязанности ребенка и матери (и других заботящихся лиц) преобразуется в устойчивые внутренние представления и ожидания относительно близких отношений, от которых непосредственным образом зависит способность человека к построению близких отношений и адекватному реагированию на неизбежные расхождения в ожиданиях и конфликты.

Опыт надежных и теплых эмоциональных отношений с матерью является фундаментом, на котором строятся личные взаимоотношения человека на протяжении всей жизни. Наиболее серьезные трудности возникают тогда, когда родители имеют нерешенные трудности в отношениях привязанности к собственным родителям. Как показали исследования, стили привязанности могут передаваться от одного поколения к другому, то есть, детский опыт отношений привязанности влияет на формирование эмоциональной связи с собственным ребенком.

В результате наблюдений за взаимодействием в диаде мать-младенец британский психолог Мэри Эйнсворт предложила типологию их трех стилей привязанности: надежный, избегающий и тревожно-амбивалентый.

Люди с надежным стилем привязанности имели матерей, которые в раннем детстве были доступны, отзывчивы и заботливы, внимательно относились к их потребностям и проявляли любовь, когда их малыши нуждались в утешении. В результате у детей с надежной привязанностью возникает уверенность, что в случае необходимости они всегда могут добиться внимания родителя. Этот опыт во многом определяет их отношение к жизни, в целом. Такие дети могут расслабиться и исследовать окружающий мир.

В последующем люди с надежным стилем привязанности обычно способны находить равновесие между независимостью и близостью в отношениях с другим человеком. Они воспринимают себя как привлекательных и вызывающих симпатию людей; они не нуждаются в подтверждении извне собственной ценности. Поскольку их развитие происходило в атмосфере надежности и безопасности, они доверяют другим людям, способны поделиться своими чувствами и обратиться за помощью. У людей с надежным стилем привязанности, как правило, хорошие навыки общения. Они способны регулировать свое настроение, интегрировать противоречивые чувства, контролировать негативные эмоции, разрешать возникающие конфликты в сотрудничестве с партнером. В кризисных ситуациях им доступны более конструктивные стратегии решения проблем.

Люди с тревожно/амбивалентым стилем привязанности обычно не имели последовательной заботы в их младенчестве; их матери относились к ним то с лаской и отзывчивостью, то игнорировали и пренебрегали их потребностями. Такая непоследовательность, по-видимому, оставляла малышей в неуверенности относительно того, будет ли их мама рядом, когда они будут в ней нуждаться.

В последующем люди с тревожно/амбивалентной привязанностью склонны преувеличивать значение близости и вовлеченности во взаимоотношения, доходящих почти до слияния и потери личных границ. Они нередко страдают от тревоги и сомнений в себе, озабочены эмоциональной безопасностью в отношениях. Больше всего они боятся, что их могут оставить, поэтому проявления партнером потребности в одиночестве и независимости переживаются ими как серьезная опасность. В близких отношениях тревожно/амбивалентные люди требовательны, зависимы, ревнивы и склонны к реакциям «цепляния», а партнера часто воспринимают как уклоняющегося от обязательств.

Люди с избегающим стилем привязанности имели матерей, нечувствительных к их эмоциональному состоянию и нуждам в раннем детстве. Нередко обнаруживается продолжительное отвержение и враждебность со стороны тех, кто должен был заботиться о них. Чередование разлуки и вторгающегося поведения матери приводит к защитному поведению ребенка. Он пытается забыть о своей потребности в матери, избирает сдержанную и безразличную манеру поведения, чтобы избежать новых разочарований. Когда мать возвращается после периодов разлуки, такие младенцы отказываются на них смотреть, как бы отрицая какие-либо чувства к ней. В их поведении можно увидеть укор: «Кто ты? Должен ли я тебя признавать? — ту, которая не поможет мне, когда я буду нуждаться в этом». К подростковому возрасту такое поведение закрепляется в устойчивую установку отчужденной независимости.

В последующем люди с избегающим стилем привязанности обесценивают значение близких отношений. Как правило, они пессимистичны относительно личных отношений. Проявление потребности в близости воспринимается ими как угроза, поэтому они дистанцируются и избегают интимных отношений. Они склонны менять партнеров и вовлекаться в ни к чему не обязывающие сексуальные связи. Им недостает чувствительности к потребностям другого, а самораскрытие пугает их. Переживания дистресса и небезопасности отрицаются ими. Поскольку они нуждаются в том, чтобы воспринимать и преподносить себя как весьма уверенных в себе, они сверхчувствительны к отвержению и реакциям гнева.

Партнеры с обоюдным надежным стилем привязанности

Пары с обоюдным надежным стилем привязанности имеют относительно низкий процент разводов. Все же они могут завершить не удовлетворяющие их отношения. Люди с надежной привязанностью обычно выбирают партнеров со сходными убеждениями касательно близости и надежности в отношениях. Они строят отношения на основе обоюдного и непрерывного самораскрытия, принимают недостатки и поддерживают друг друга.

В случае развода оба супруга примиряются с решением развестись и могут пройти через это без взаимных обвинений, даже если инициатива исходила от одного из них. Вследствие хорошего ощущения независимости они начинают относиться к себе и к бывшему супругу как к людям, которым предстоит заново, с другим партнером, выстроить личную жизнь. Оценка своих внутренних ресурсов как адекватных тому вызову, который встал перед ними, позволяет им встретить боль расставания и перспективу будущей жизни врозь, возможно в одиночестве, без чувства чрезмерной угрозы и поступков, усложняющих процесс развода. Они способны рационально подойти к ситуации, обсуждать конкретные вопросы, направленные на решение проблем, без искажения слов и поступков партнера.

Оба партнера понимают необходимость реорганизации уклада жизни, особенно касательно заботы о ребенке. Благодаря своим личным способностям и навыкам разрешения проблем они не зацикливаются на крушении надежд, и приступают к реорганизации своей жизни и будущего своих детей с максимальным учетом потребностей всех членов семьи.

Хотя люди с надежной привязанностью склонны обращаться за помощью в ситуации дистресса и извлекать из нее пользу, в большинстве случаев они способны справиться с кризисом развода без психологической помощи. В случае обращения за консультацией они хотят получить информацию о том, как минимизировать вред их детям, организовать взаимное участие в воспитании детей, обсуждают способы преодоления финансовых проблем. Поддержка и помощь психолога в переживании и осмыслении разрыва отношений постепенно приводит к адекватному приспособлению к текущей жизненной ситуации.

Партнеры с надежным и избегающим стилями привязанности

Основанием развода среди партнеров с надежным и избегающим стилями привязанности часто становится неспособность избегающего индивида откликнуться на потребности своего супруга в близости и взаимности, демонстрируемая им отчужденная независимость. Развод нередко даже инициируется избегающим партнером, чтобы предотвратить отвержение, так как он чувствует, что его супруг неудовлетворен.

Люди с избегающим стилем привязанности пессимистичны по поводу взаимоотношений в целом и относительно возможности восстановления проблематичных отношений, в частности. Бегство — это привычный для них способ реагирования. Будучи реалистичными они осознают момент, когда брак уже не может быть восстановлен и тогда соглашаются на развод без чрезмерного беспокойства.

Поведение этих пар в период развода характеризует физическая и эмоциональная замкнутость, минимум конфликтов и эмоциональных всплесков. Партнеры с надежным стилем привязанности принимает разрыв и обращается внутрь себя, чтобы осмыслить свою жизненную ситуацию. Партнеры с избегающим стилем склонны отрицать боль и приуменьшать значение супруга для его или ее благополучия. Нередко они оставляют «связывающую пару территорию», покидая спальню или дом. Они пытаются как можно быстрее завершить процесс развода, чтобы поскорее восстановить свое внутреннее равновесие.

Партнеры с надежной привязанностью осознают, что дети нуждаются в обоих родителях, поэтому стремятся к тому, чтобы обсудить сложившуюся ситуацию и спланировать совместный план действий, однако сталкиваются с тенденцией партнера уйти от разговора. Они также пытаются устраивать встречи детей с избегающим родителем, который однако может начать загружать себя на работе, не появляться в день рождения ребенка и других важных для ребенка событиях, то есть, пытаются уклониться от родительских обязанностей.

Поскольку при возникновении напряженности в отношениях супруг с надежным стилем привязанности придерживается оптимистичного настроя относительно будущего взаимоотношений и, поэтому может предложить обратиться за помощью к психологу, работающему с супружескими парами. Однако, такая пара довольно редко доходит до психолога, поскольку избегающий партнер обычно не склонен к сотрудничеству и отклоняет любые предложения своего партнера.

Партнеры с надежным и тревожно/амбивалентным стилями привязанности

В браке между людьми с надежным и тревожно/амбивалентным стилями привязанности первый обычно проявляет заботу о своем супруге. Такое положение может нарушаться вследствие чрезмерного цепляния тревожно-амбивалентого партнера и его неприятием любых проявлений независимости, что рано или поздно приводит к чувствам ущемления и возмущения супруга с надежной привязанностью.

Для тревожно-амбивалетного человека развод несет угрозу, поэтому он держится за любую возможность сохранить брак, например, идет на соглашения, которые ранее отвергал.

Оба супруга могут осознавать потребность подумать о детях, однако только партнер с надежной привязанностью способен разделять супружескую и родительскую роль. Он как и раньше продолжает заботиться о ребенке, предлагает договоренности относительно будущего, например, что он мог бы встречаться с ребенком в выходные. Тревожно-амбивалентый партнер может использовать детей в качестве способа удержать своего супруга. Им трудно учитывать стресс, которому их дети подвергаются в результате развода и они склонны приписывать детям собственные чувства оставления и тревоги расставания. Например, они могут сказать: «Твой отец покинул нас» или «Она не любит нас больше».

Оба партнера могут чувствовать себя крайне расстроенными, так как неоднократные попытки прояснить ситуацию оказались тщетными. Самостоятельно или вместе они могут искать вмешательства независимой стороны. Тревожно-амбивалентые партнеры могут предложить возможность обратиться к психологу — как правило в надежде, что это изменит позицию их партнера. Супруги с надежным стилем привязанности могут соглашаться, рассчитывая, что психолог поможет их партнеру принять факт развода, справиться с чувствами пустоты, беспомощности и сильной тревоги или снизить озабоченность собой и подумать о будущем их детей.

Партнеры с тревожно-амбивалентым и избегающим стилями привязанности

Человек с избегающим стилем привязанности может неосознанно выбрать тревожно-амбивалентого партнера, поскольку зависимость последнего оправдывает его избегание и подтверждает восприятие других людей как не заботящихся и отвергающих. В свою очередь, человека с тревожно-амбивалентой привязанностью может притягивать партнер, ускользающий из отношений; он неосознанно стремится к подтверждению своего страха быть брошенным.

В браке тревожно-амбивалентый партнер непрестанно разочарован отчужденностью и холодностью своего партнера, и, наоборот, партнер с избегающим стилем крайне злит цепляние тревожно-амбивалентого партнера, от чего он дистанцируется еще сильнее. Под угрозой расставания тревожно-амбивалентый партнер опробует любые уловки и маневры, чтобы удержать свою «половину». Процесс развода пробуждает обоюдный гнев. У тревожно-амбивалентых индивидов гнев запускается страхом брошенности и чувством беспомощности. У избегающих партнеров, побуждающей силой гневных реакций становится душевная боль, вызванная крушением фасада равнодушия и контроля.

В процесс развода такие пары оказываются поглощенными борьбой за власть. Каждый пытается обрести потерянное ощущение контроля. Хотя может декларироваться желание обсудить сложившуюся ситуацию, действует опасение, что это будет расценено партнером как признак слабости и подчинения. Подозрительность приводит к различным манипуляциям и воинственным стычкам.

В стремлении одержать верх над противником в борьбу могут вовлекаться дети. Например, у каждого могут быть свои планы на ребенка, которые не обсуждаются с ним. Тревожно-амбивалентная мать, например, может договориться о каком-нибудь кружке для ребенка именно в день встреч ребенка с отцом, а затем обвинять последнего в нежелании встречаться с ребенком. Избегающий отец, сталкиваясь с тем, что ребенок отсутствует или чем-то занят, когда он пришел, чувствует себя отверженным и прекращает свои попытки контактировать с ребенком.

Партнеры с обоюдным тревожно/амбивалентным стилем привязанности

Браки между индивидами с тревожно-амбивалентой привязанностью довольно редки. Как правило их сводит вместе идеал духовного родства, стремление к совершенной близости и отзывчивости. Супружеская жизнь таких пар довольно запутанная, так как вследствие отсутствия личных границ они склонны к слиянию и воспринимают партнера как продолжение их самих, а не как отдельную личность. Разочарование в ожиданиях приводит к разрушению иллюзий, что может приводить к стремлению найти другого идеального партнера.

Угроза развода запускает в человеке с тревожно-амбивалентной привязанностью интенсивные страхи. Наиболее ранним и сильным является страх оставления, который в отдельных случаях может переживаться просто как угроза существования. Под влиянием этого страха оба партнера склонны саботировать процесс развода. Они могут декларировать, что не могут больше вместе жить вместе, однако не способны и расстаться. Многие такие пары находятся в состоянии «хронического развода». Детей часто используют, чтобы вцепиться в того партнера, который в данный момент настаивает на разводе.

Партнеры с обоюдным избегающим стилем привязанности

Дети такой пары рискуют оказаться пешками, которыми жертвуют в ходе сражения. Обвинение в жестоком обращении с ребенком — маневр, который может привести к специальному судебному разбирательству. Может быть устроена целая битва за право опеки над детьми, но вовсе не потому что оба хотят, чтобы дети жили с ними, а из стремления ущемить и лишить чего-то своего бывшего партнера. В крайних случаях дело может доходить даже до похищения детей.

Константин Ягнюк, клинический психолог, психотерапевт

Источник

4 типа нездоровой привязанности: как их распознать и что делать дальше

навязчивая амбивалентность в привязанности что это. Смотреть фото навязчивая амбивалентность в привязанности что это. Смотреть картинку навязчивая амбивалентность в привязанности что это. Картинка про навязчивая амбивалентность в привязанности что это. Фото навязчивая амбивалентность в привязанности что это

О теории привязанности, кажется, знают все современные родители: ребёнку важно иметь рядом «своего взрослого», чтобы безопасно и спокойно развиваться. Но порой обстоятельства складываются так, что привязанность формируется неправильно. Психолог семейного центра «Измайлово» Наталия Плотникова объясняет, какое поведение указывает на нездоровую привязанность и чем она опасна.

После рождения привязанность у ребенка формируется к тому, кто за ним ухаживает — успокаивает, укладывает спать, кормит, купает. Это защитное поведение, которое дает младенцу шанс на выживание. Надежная (безопасная) привязанность формируется у ребенка, когда внимательный и отзывчивый взрослый откликается на потребности и помогает справиться со страхом, голодом, холодом, тревогой и дискомфортом.

Если взрослый не способен проявить чуткость, у ребенка формируется нарушенная, болезненная привязанность. Её еще принято называть травмой привязанности. Выявляют несколько видов таких травм:

1. Тревожная (амбивалентная, токсичная) привязанность

Проявляется в том, что ребенок одновременно не отпускает маму и в то же время боится ее, проявляет агрессию по отношению к ней. Любое расставание — это сильный стресс, ребенок долго не может успокоиться, а его внимание практически невозможно переключить на что-то другое. Мать всегда должна быть в поле зрения.

Но при ее возращении ребенок может продолжать плакать или проявлять агрессию по отношению к ней (плюнуть, замахнуться, ударить). Расставание для ребёнка с таким типом привязанности — большой стресс, и он показывает это всем своим видом, своим поведением.

Такая привязанность формируется, когда мать дает ребёнку противоречивые реакции на одну и ту же ситуацию. Например, берет на ручки, чтобы успокоить, и укачивает, но раздражается и начинает кричать на ребенка, так как он долго не успокаивается. С одной стороны, мать демонстрирует ситуацию безопасности, ребенок расслабляется, а с другой — пугает его. Ребенок теряется и не понимает реакции матери.

Возможные сложности в будущем:

2. Избегающая привязанность

Проявляется в том, что ребенок не протестует, когда мама покидает его. Он может этого даже не заметить, занимаясь своими делами. При возвращении матери он отворачивается, не смотрит на нее и уходит. Такая привязанность формируется, когда мама слишком рано провоцирует сепарацию ребенка — дает ему понять, что со своими проблемами, страхами и дискомфортом он должен справляться самостоятельно. Ребенок быстро учится подавлять свои чувства, что часто приводит к психосоматическим проявлениям: тошноте, головокружениям, болям в животе, плохому сну.

Возможные сложности в будущем:

3. Многократная утрата: «Мама есть, но мамы нет»

То есть физически мама существует, но по каким-либо причинам не уделяет времени ребенку. Малыш каждый раз теряет маму, когда она оставляет его. Он формирует привязанность к другому человеку (бабушке, няне) и снова теряет ее, когда мама возвращается.

навязчивая амбивалентность в привязанности что это. Смотреть фото навязчивая амбивалентность в привязанности что это. Смотреть картинку навязчивая амбивалентность в привязанности что это. Картинка про навязчивая амбивалентность в привязанности что это. Фото навязчивая амбивалентность в привязанности что это

Чем опасны матери-нарциссы и как они ломают жизнь своим дочерям

Многократная утрата формируется, когда у ребенка есть привязанность к взрослому, но она постоянно прерывается. Например, мама часто лежит в больнице, или ребенка рано отдали в детский сад или наняли няню, которая большую часть времени проводит с ним, а мама хочет, чтобы ребенок любил только ее. Тогда мама начинает часто меняет нянь, так как ребенок привязывается к ним. Малышу приходится каждый раз формировать новую привязанность к новой няне.

Возможные сложности в будущем:

4. Конфликт лояльности

Проявляется в том, что ребенок не знает, как реагировать и чьи требования поддерживать — мамы или папы (бабушки). Ребенок теряется, старается угодить обоим родителям, но часто испытывает стресс и проявляет бурные эмоциональные реакции.

Такая болезненная привязанность возникает тогда, когда воспитательные позиции, требования и санкции родителей расходятся. При этом не обязательно мама и папа в разводе. Часто в полных семьях встречаются подобные ситуации. Разность требований, санкций и взглядов на одну и ту же ситуацию приводит ребенка в замешательство.

Возможные сложности в будущем:

Тип привязанности формируется в раннем детстве и передается «по наследству»: мы повторяем в своем отношении к ребенку то поведение, которое было у наших родителей к нам, а у наших детей — то отношение, которое было у нас к ним. Считается невозможным изменить свой тип привязанности, но можно скорректировать свое отношение и построить гармоничную взаимосвязь со своими детьми.

Из любой, даже самой сложной ситуации можно найти выход. Не бойтесь обращаться за помощью в семейные центры. Здесь вам помогут, поддержат в трудную минуту. Контакты столичных семейных центров можно найти на портале мойсемейныйцентр.москва.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Источник

Травма привязанности

навязчивая амбивалентность в привязанности что это. Смотреть фото навязчивая амбивалентность в привязанности что это. Смотреть картинку навязчивая амбивалентность в привязанности что это. Картинка про навязчивая амбивалентность в привязанности что это. Фото навязчивая амбивалентность в привязанности что это

Детские травмы значительно влияют на дальнейшую жизнь человека. Сами травмы обычно не осознаются пострадавшим и выявляются только на сеансе психотерапии. Психолог помогает клиенту вспомнить и заново пережить трагедию в благоприятной обстановке. Травмой считается не только травмирующее событие, но и отсутствие какого-то важного компонента или явления. Им может быть здоровая привязанность.

Типы привязанности

Есть несколько классификаций привязанностей, но компоненты в них, несмотря на разные названия, примерно схожи по смыслу. Первые исследования начала Мэри Эйнсворт в 60-х годах. В течение трех суток наблюдатели изучали особенности взаимодействия подопытных младенцев с их матерями. Чуть позже те же дети, достигшие годовалого возраста, помещались в лабораторные условия со сменяющимися обстоятельствами: оставались с мамой, одни, с незнакомцем. М. Эйснворт фиксировала их реакции.
Изучая классификацию, важно помнить, что тип привязанности, сформировавшийся у ребенка, может измениться. Это зависит от дальнейшего опыта, который он получит. Случаются как позитивные, так и негативные тенденции. Однако в любом случае именно на этом фундаменте сформируется его личность и увлечения. Сложившиеся модели поведения повзрослевший ребенок будет переносить на других людей: детей, партнера, друзей.

Возможные формы привязанности:

Безопасная. Мама удовлетворяет потребности ребенка. С ней он чувствует себя счастливым, радуется ей, однако адекватно реагирует на расставание: сначала расстраивается, затем отвлекается на игрушки. Такие дети активные, самостоятельные, развитые. Они чувствуют себя защищенными и поэтому не беспокоятся.

Амбивалентная. Если мама рядом – ребенок встревожен, когда уходит – еще более встревожен. Когда она возвращается, он пытается причинить ей боль (укусить, ударить). Он то стремится к контакту, то избегает его. Такое поведение обусловлено непостоянством матери: она действует по настроению, может приласкать, а может обидеть. В дальнейшем ее отпрыск сохранит тревожность, будет чувствовать себя одиноким.

Избегающая. Ребенок самостоятельный, он избегает мать или игнорирует ее. Причина: неотзывчивость, холодность, сдержанность матери. В будущем ребенок не сможет выстраивать близкие отношения, за показной независимостью будет скрывать неуверенность. Главный страх – боязнь быть отвергнутым.

Дезорганизованная. Мама ушла – ребенок застыл, вернулась – убежал. Ребенок подвергается насилию, агрессии, его дальнейшая судьба непредсказуема.

Симбиотическая. Ребенок требует ежесекундного внимания матери, остро реагирует, когда она отвлекается или говорит с кем-то еще. Это значит, что мама гиперопекающая. Ребенок растет тревожным, с трудом сепарирует.

Травмы привязанности у детей

Травма привязанности – психическое отклонение, возникшее из-за отсутствия эмоционального контакта со взрослыми. В психиатрии ее обозначают как РРП (реактивное расстройство привязанности). Иногда термин применяют к неустойчивым и недостаточно близким отношениям с родителями. Эту ситуацию уместнее назвать «ненадежной привязанностью». Она встречается в 40% случаев. РРП выявляются менее чем в 1%.

Больше интересных статей и прямая связь со мной — ответы на ваши вопросы — в моем ИНСТАГРАМ! Переходите по ссылке и подписывайтесь.

Причины
Среди причин выявляют не только социальные факторы. Иногда предпосылкой к травме привязанности служат патологии нервной системы, из-за которых человек больше других подвержен к стрессу, патологическим эмоциональным и поведенческим проявлениям.
Настоящее РРП возникает у сирот и детей из неблагополучных семей. Во втором случае речь идет о зависимых родителях, склонных к агрессии и насилию, или матерей, страдающих послеродовой депрессией. Также это касается нежеланных детей.
Расстройство формируется из-за того, что ребенок не смог сформировать позитивные отношения с родителями. Например, он кричит от голода, но отец в ответ повышает голос, не исправляя ситуацию. Младенец чувствует опасность. Его доверие к миру подорвано.

Признаки

Количество проявлений зависит от тяжести травмы. Это может быть только один или несколько признаков, или весь комплекс симптомов (когда речь идет о РРП). Также проявления зависят от типа привязанности. Можно заподозрить травму привязанности, если ребенок:
не смотрит в глаза;
мало улыбается;
не радуется, когда приходит мама;
не дает приблизиться, успокоить себя;
не хочет брать игрушки, протянутые взрослыми;
равнодушен к одиночеству;
беззвучно плачет без повода;
отвергает помощь родителей, но пытается найти утешение у посторонних, познакомиться и сблизиться с ними.

Распространенный вариант последствий травмы: у младенцев замечают вялость, отсутствие или задержку лепета. Позже у ребенка запаздывает речь, нет интереса к игре. Далее интеллектуальное отставание все более заметно, возникают проблемы в школе. Дошкольник избегает прикосновений, на попытки сближения реагирует неадекватно: гневом, смехом, слезами, криком. С возрастом он продолжает дистанцироваться. Нередки истерики. Взрослые учатся контролировать агрессию, маскируют проявления агрессии, но все еще не могут рефлексировать собственные чувства и поведение.

Диагностика

Полное обследование должно включать:
Опрос. Врач спрашивает о составе семьи, поведении ребенка. Уточняет особенности взаимоотношений между всеми членами семьи, личные качества ребенка.
Наблюдение. Профессионал наблюдает за общением ребенка с родителями.
Сбор дополнительных данных. Специалист может интересоваться мнением других профессионалов: педагогов, невролога и др.;
Психодиагностика. На этом этапе важно изучить внутренний мир и состояние пациента.
Врач убеждается, что у ребенка именно расстройство привязанности, а не аутизм, гиперактивность или дефицит внимания.

Лечение
Цель – изменить взаимоотношения ребенка с родственниками. Применяются следующие виды воздействия:
Индивидуальная психотерапия. Необходимо устранить страхи, недоверие, снизить напряженность.
Семейная психотерапия. Восстанавливается эмоциональный и вербальный контакт.
Консультирование родителей.
Иногда при РРП могут также выписать медикаменты, улучшающие эмоциональный фон ребенка.

Последствия травм привязанности для взрослых

Взрослый, которого воспитывали в условиях безопасной привязанности, умеет рефлектировать и удовлетворять свои эмоциональные потребности. А вот человек с травмой привязанности оказывается постоянно неудовлетворенным. Например, мужчина не позволяет себе вступить в серьезные отношения с женщиной. Образовавшую пустоту он может заполнять рыбалкой, играми, алкоголем и т.д.
Амбивалентная привязанность перерастает в неуверенность. Человек страдает патологической ревностью, он все время думает, что его бросят и первый провоцирует расставание. Он не может завести семью, потому что постоянно меняет партнеров. Примерно также проявляется дезорганизованная. Симбиотическая привязанность проявляется в отсутствии критичности к себе и партнеру. С остальными видами сложнее предсказать типичный сценарий.
Взрослый, переживший травму привязанности, может превращать работу в сублимацию отношений. Карьера превращается в единственную жизненную цель. При этом тревога повышена. Есть вероятность неадекватного отношения к начальнику, на которого переносится родительский образ.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *