наблюдение что такое в доу

Консультация для педагогов «Наблюдение в детском саду»

наблюдение что такое в доу. Смотреть фото наблюдение что такое в доу. Смотреть картинку наблюдение что такое в доу. Картинка про наблюдение что такое в доу. Фото наблюдение что такое в доу ав
Консультация для педагогов «Наблюдение в детском саду»

Наблюдения в детском саду – это сложное познавательное занятие, т. к. требует устойчивого внимания и включает в работу одновременно восприятие, мышление и речь. Наблюдения в детском саду – это устроенное воспитателем, целенаправленное, планомерное, активное восприятие детьми явлений окружающего мира. Для понимания объекта наблюдения важное значение имеют знания и опыт ребенка.

В процессе наблюдения воспитатель задает вопросы, предлагает внимательно обследовать объекты наблюдения, сравнить их между собой, показывает взаимосвязь различных явлений природы. Наблюдения сопровождаются точными объяснениями воспитателя того, что видят дети в этот момент, чем конкретнее и ярче останутся у ребенка представления об объекте наблюдения, тем легче ему будет впоследствии применять полученные знания на практике. Важно, чтобы был диалог с детьми – когда дети не только слушают, а еще и обсуждают увиденное вслух, знание прочнее закрепляется в их сознании.

Наблюдение – это неисчерпаемый кладезь эстетических впечатлений, благотворно воздействующих на эмоциональное состояние. Наблюдения в детском саду необходимо использовать систематически, чтобы приучить детей внимательно приглядываться и примечать все особенности, развивая тем самым у них наблюдательность и, следовательно, решать задачи интеллектуального развития.

Наблюдения должны занимать не более 7-10 минут и быть яркими, интересными, в старшем возрасте наблюдения должны составлять от 15 до 25 минут. Проводить их надо ежедневно, но каждый раз детям должны предлагаться разные объекты для рассмотрения.

Методика проведения разных видов наблюдений

Руководство наблюдением складывается из подготовки воспитателя и детей, проведения самого наблюдения и закрепления, полученных детьми представлений. Выбор объекта наблюдения осуществляется воспитателем в зависимости от требований программы детского сада. При этом чтобы правильно отобрать доступные для наблюдения объекты, необходимо учитывать уровень развития наблюдательности у воспитанников данной группы. В выборе объектов воспитатель руководствуется и сроками наступления различных явлений в природе местного края. Далее педагог конкретизирует объем представлений, которые необходимо сформировать у детей в результате предстоящего, а также последующих (повторных) наблюдений.

Важно продумать, как будет организовано наблюдение: со всеми детьми или с подгруппой, у всех ли детей будет материал (ветки, семена, овощи, фрукты). Не менее важна подготовка объектов наблюдения.

У детей должен быть интерес к предстоящему наблюдению. Приемы, вызывающие интерес,разнообразны: например, накануне наблюдения за рыбкой воспитатель может предложить детям помыть вместе с ним и зарядить аквариум или, перед тем как показать им кролика, почистить овощи для него. Интерес у детей пробуждается после беседы о том животном, которое будет принесено в группу, загадывания загадок о нем.

Наблюдения должны занимать не более 7-10 минут и быть яркими, интересными, в старшем возрасте наблюдения должны составлять от 15 до 25 минут. Проводить их надо ежедневно, но каждый раз детям должны предлагаться разные объекты для рассмотрения.

Три основных этапа проведения наблюдения

На первом этапе необходимо, чтобы воспитанники получили общее представление об объекте. Детям дается время для его подробного осмотра. Воспитанники должны удовлетворить свое любопытство, узнать, что это такое, выразить к нему свое отношение.

На втором этапе воспитатель, учитывая возрастные возможности детей, использует разнообразные приемы для выявления свойств, качеств, признаков объекта, особенностей поведения и образа жизни животного, состояния растения и т. д., устанавливает необходимые связи. Воспитатель задает детям вопросы, загадывает загадки, предлагает обследовать предмет, сравнить один с другим. Широко используются трудовые действия, игровые приемы, а также стихи, отрывки из художественных произведений. Это вызывает у детей эмоциональное отношение к наблюдаемому объекту.

Наблюдая за животным, дошкольники узнают о его поведении, разнообразных проявлениях. Рассматривание растения начинается с выделения наиболее ярких его частей (цветок, стебель, листья). Затем по порядку рассматриваются особенности их внешнего строения (величина, форма, характер поверхности и т. д.). Воспитатель, таким образом, приучает детей вести наблюдение планомерно.

На третьем этапе подводится итог наблюдения, обобщаются полученные представления.

Каждое последующее наблюдение должно быть связано с предыдущим. Таким образом, формируются представления, воспитывается заботливое отношение к объектам природы.

Консультация для педагогов «Как привлечь родителей к работе в детском саду» КАК ПРИВЛЕЧЬ РОДИТЕЛЕЙ К РАБОТЕ В ДЕТСКОМ САДУ Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского.

Консультация для педагогов ДОУ «Экологическое воспитание в детском саду» «Всё хорошее в людях –из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем; Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим,.

Консультация для педагогов «Уголок экспериментирования в детском саду» Консультация для педагогов «Уголок экспериментирования в детском саду». На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью,.

Консультация для педагогов «Одаренные дети в детском саду и в семье» ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ В ДЕТСКОМ САДУ И В СЕМЬЕ Одаренные дети – это особенные дети. Каждый одаренный ребенок уникален во всех своих проявлениях,.

наблюдение что такое в доу. Смотреть фото наблюдение что такое в доу. Смотреть картинку наблюдение что такое в доу. Картинка про наблюдение что такое в доу. Фото наблюдение что такое в доуКонсультация для педагогов «Оформление участка в детском саду» Видео Лето – это интересное и познавательное пребывание детей в детском саду. Деятельность детей самая разнообразная, увлекательная, способствующая.

Консультация для педагогов «Организация летней оздоровительной работы в детском саду» Консультация для педагогов «Организация летней оздоровительной работы в детском саду» Уважаемые коллеги! Лето – благоприятная пора для.

Консультация для педагогов «Здоровый образ жизни в детском саду» Слайд 1 Известно, что здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека,.

Консультация-практикум для педагогов «Первые дни ребенка в детском саду» Прежде чем начинать непосредственно работу с детьми по облегчению адаптационного периода, требуется провести предварительную работу с воспитывающими.

Консультация для педагогов «Театрализованная деятельность в детском саду» Театрализованная деятельность в детском саду Пахомова Н. И., воспитатель МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 189», Метальникова.

Источник

Наблюдение как метод обучения в дошкольной педагогике

наблюдение что такое в доу. Смотреть фото наблюдение что такое в доу. Смотреть картинку наблюдение что такое в доу. Картинка про наблюдение что такое в доу. Фото наблюдение что такое в доу Ольга Конева
Наблюдение как метод обучения в дошкольной педагогике

Методы обучения, разработанные дидактикой, конкретизируются в каждой отдельной методике. Метод обучения – способ работы воспитателя и детей, обеспечивающий приобретение детьми знаний, умений и навыков.

Общепринятой в методике является классификация методовпо используемым средствам: наглядность, слово или практическое действие. Выделяют три группы методов— наглядные, словесные и практические. Это деление весьма условно, поскольку между ними нет резкой границы. Наглядные методы сопровождаются словом, а в словесных используются наглядные приемы. Практические методы также связаны и со словом, и с наглядным материалом. Причисление одних методов и приемов к наглядным, других к словесным или практическим зависит от преобладания наглядности, слова или действий как источника и основы высказывания. Наглядные методы. К непосредственным относится метод наблюдения и его разновидности: экскурсии, осмотры помещения,рассматривание натуральных предметов. Эти методы направлены на накопление содержания речи и обеспечивают связь двух сигнальных систем.

Наблюдение представляет собой умение вглядываться в явления окружающего мира, замечать изменения, происходящие в нем, устанавливать причины этих изменений. Существуют следующие виды данного метода: наблюдение длительное и кратковременное, сравнительное и повторное, распознающего6 характера, репродуктивного характера, за изменением и преобразованием объектов. Целью длительных наблюдений является знакомство детей с изменениями состояния одного и того же объекта, с процессом его развития. Данный вид наблюдения является необходимым для развития мыслительной деятельности ребенка, а именно таких функций мыслительной деятельности как установление причинно-следственных связей, различение, выявление наиболее существенных признаков того или иного явления. Для проведения длительного наблюдения как правило подбираются объекты, которые находятся в стадии изменения и преобразования (цветов, выращиваемый в уголке природы или в цветнике, строительство дома и т. д.).

Для развития мышления детей также особую ценность представляют и сравнительные наблюдения. Данный вид наблюдения выражается в том, что детям предлагается для сравнения несколько объектов. Для детей среднего дошкольного возраста предлагаются два наблюдаемыхв данный момент объекта: например, разные деревья в парке, двух разных птиц. Для старших дошкольников можно предлагать сравнивать непосредственно наблюдаемый объект с другим, который в данный момент ребенок не видит (сравнение по представлению): например, пруд и река, парк и лес, автобус и троллейбус.

К наблюдению как к методу обученияпредъявляются следующие дидактические требования:

1. Детям должен быть интересен объект наблюдения;

2. Объект наблюдения должен находиться в условиях, позволяющих выявить характерные для него особенности;

3. Педагог заранее определяет цель наблюдения, круг новых знаний, определяет их связь с опытом дошкольников;7

4. Детям необходимо давать целевую установку на наблюдение за объектом;

5. Необходимо стимулировать умственную активность и самостоятельность дошкольников;

6. В дальнейшей деятельности детей должны получить свое продолжение зародившиеся в процессе наблюдения чувства, усвоенные новые знания;

7. Наблюдение должно быть последовательно и планомерно;

8. Наблюдение должно сопровождаться со стороны педагога точным и конкретным словом.

Наблюдению целесообразно учить детей с самого раннего возраста,что способствует развитию наблюдательности, умению сосредотачиваться,выделять главное, размышлять над увиденным, выражать свои мысли и эмоции.

Метод наблюдения имеет важное значение для развития таких познавательных процессов как память, мышление, воображение, для формирования полноценных представлений. Это объясняется тем, что в процессе наблюдения происходит разнообразная мыслительная деятельность дошкольника: сравнение, сопоставление, поиск ответов на поставленные вопросы.

Метод наблюдения в детском саду используется на специальных занятиях (наблюдение за рыбками, за кошкой, на разнообразных экскурсиях. Для организации наблюдения педагог может использовать также любую незапланированную заранее ситуацию, если она способствует обогащению детей яркими эмоциями и новыми представлениями. Анализировать,рассуждать,рассказывать, описывать ребенок учитсяи в процессе ознакомления с природой. Природа – это богатейшая кладовая,неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевогоразвития ребенка. В процессе общения с природой рождается,развивается и крепнеттакое свойство человеческой личности, как наблюдательность,любознательность, что в свою очередь порождает массу вопросов,требующих ответов, которые можно найти с помощью наблюдений,логического мышления. Все это способствует адаптации ребёнка вобществе сверстников, в постоянно меняющемся социуме.

Наблюдения за явлениями природы являются приоритетными вдошкольном возрасте. Диалог ребенка со взрослым в процессе наблюдения за природными явлениями – это сложная форма социального взаимодействия, которая подразумевает формирование умений слушать и правильно понимать мысль собеседника; формулировать собственный ответ, подбирая нужные языковые формы; следить за темой речевого взаимодействия, за мыслями собеседника; поддерживать эмоциональный тон; контролировать нормативность своей речи; при необходимости вносить изменения и поправки.

Например, в первый раз на остановке городского транспорта дети наблюдают троллейбус и автобус, учатся правильно их называть; при повторном наблюдении их внимание сосредоточивают на признаках автобуса и троллейбуса; в следующий раз дети учатся сравнивать троллейбус и автобус, их подводят к обобщению представлений и формированию понятия «городской транспорт».Одним из условий развития речи в процессе наблюдения за природными явлениями является организация речевой среды,взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом. Известно, что в диалоге важную роль играют паралингвистические средства языка, развитие и правильное употребление которых базируется на эмоциональности, познавательном интересе собеседников. Обсуждая с детьми явления природы, времена года, воспитатель строит синтаксически простые предложения, богатые междометиями, восклицаниями. Основным методом развития речи является неподготовленная беседа.

В процессе наблюдения за явлениями природой детям задают

вопросы,стимулирующие развитие диалогической речи:

1. Какие цветы мы с вами посадили весной? Для чего мы посадили на

участке цветы? Какие цветы вам больше нравятся? Почему? (при

наблюдении «Что цветет на нашем участке в начале осени?»).

2. Много ли на участке зелени? Цветов? Является ли участок для кого-нибудь домом? Для кого? Что есть в этом доме для живых обитателей участка? (при осмотре участка детского сада).

3. Есть ли сейчас мухи, комары, бабочки? Где они? Ими кто-нибудь питается? (Птицы) Чем эти птицы питаются сейчас? Как они ведут себя (при наблюдении за отлетом насекомоядных птиц).

4. Какая вчера была погода? Сегодня такая же погода или другая?Посмотрите на небо и скажите, какое оно было вчера и какое сегодня (при наблюдении за погодой приемом сравнения).

5. Что означает слово «листопад»? Почему осенью листья опадают (Осенью листьям недостаточно солнечного света и тепла). Как деревья готовятся к зимним холодам? (Сбрасывая листву) Одинаков ли цвет листьев у разных пород деревьев? (Расцветка листьев у разных деревьев неодинакова) Нравятся ли вам цветные листочки? Нравится ли вам их собирать? Почему? (при наблюдении за листопадом).

Наблюдения способствуют развитию у детей любознательности, умение сопоставить, устанавливать причинно-следственные связи. Дети высказывают свои суждения в форме сложных предложений. Основным примером обучения являются вопросы предлагаемый образ воспитателя. (На дороге лужи, потому что шёл дождь, если сегодня будет солнечно, мы услышим звон капели и т. д). Так разнообразные наблюдения за объектами и явлениями природы создают возможность для совершенствования детской речи, чем больше воспитатель использует эту возможность, тем богаче и разнообразнее по форме и содержанию становится речь детей. Дети дошкольного возраста познают мир по своему, на элюзионально-чувственной ориентированной основе, усваивая лишь то, что лежит на поверхности и доступно его пониманию. Необходимо учитывать, что первые знания становятся стержневыми, сохраняя свою значимость для последующего освоения действительности. Познавая мир,ребёнок не только накапливает впечатление, расширяя чувственный опыт,но и учится ориентироваться в окружающем его мире. У него начинает формироваться система знаний,идёт обогащение опыта, активизируются его мыслительные процессы, так как возникает необходимость совершать операции сравнения и классификации, обобщения и анализа

наблюдение что такое в доу. Смотреть фото наблюдение что такое в доу. Смотреть картинку наблюдение что такое в доу. Картинка про наблюдение что такое в доу. Фото наблюдение что такое в доу«Дорожка здоровья». Проектный метод, как метод развивающего обучения дошкольников. Любой проект в ДОУ делится на определенные этапы: Первый этап На первом этапе воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего.

Верботональный метод как техническое средство обучения в дифференциации звуков [Б] — [П] Разработанное логопедическое занятие Тема: «Верботональный метод как техническое средство обучения в дифференциации звуков (Б) – (П)»..

Активный метод обучения «Заборчик» Активный метод обучения «Заборчик».Место использования: НОД по ФЭМП во 2 младшей группе на тему: «Столько же, больше, меньше». Необходимые.

Консультация для родителей «О педагогике детского праздника» Праздник, праздник, как мы рады Хорошо, что ты пришел. Наши гости сели рядом – Это очень хорошо. Праздник – это особое состояние души,.

Консультация «Игра как ведущий метод обучения воспитанников безопасному поведению на дорогах» Слайд 2 Каждый год на дорогах погибают сотни детей. Причинами ДДТП с участием детей являются: • Незнание детьми элементарных правил дорожного.

Познавательные психические процессы — ведущие ориентиры в педагогике ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования представлены.

Проектный метод обучения как самый эффективный способ формирования у детей знаний и навыков по ПДД Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма остается приоритетной для общества проблемой, требующей решения на различных уровнях.

Работа по теме самообразования «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников». Работа по теме самообразования «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников». Окружающая действительность предстает перед.

Предметно-развивающая среда в педагогике Монтессори Мария Монтессори – итальянский педагог, она разработала свои принципы воспитания детей. Педагогика Монтессори – замечательный пример эффективной.

Источник

Наблюдение — одна из активных методик обучения воспитанников в ДОУ как средство реализации задач ОО «Познание»

наблюдение что такое в доу. Смотреть фото наблюдение что такое в доу. Смотреть картинку наблюдение что такое в доу. Картинка про наблюдение что такое в доу. Фото наблюдение что такое в доу Елена Мишина
Наблюдение — одна из активных методик обучения воспитанников в ДОУ как средство реализации задач ОО «Познание»

«Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать«.

ФГОС ДО одним из важных направлений развития дошкольников определяет познавательное развитие (п. 2.6. ФГОС ДО).

Задачи познавательногоразвития направлены на :

— развитие интересов детей, становление сознания;

— развитие воображения и творческой активности;

— формирование первичных представление о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах окружающего мира, об особенностях природы.

Развитию познавательного интереса способствует такая организация деятельности, при которой ребенок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний. Таким видом деятельности ребенка является наблюдение, так как это сложный вид деятельности, включающий различные сенсорные, психические, мыслительные процессы, опирающийся на эмоциональные и волевые стороны личности ребенка. Именно наблюдение является эффективным методом ознакомления детей с окружающим миром, но иногда взрослые предоставляют ребенку готовую информацию, факты, сведения о тех или иных явлениях, заменяя непосредственные наблюдения рассматриванием картин, иллюстраций, просмотром телепередач и т. д.

Таким образом, наблюдение – это специально организованное воспитателем целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы.

Ребенок стремится к активной деятельности. Вот почему такой вид деятельности как наблюдение наиболее близкий и естественный для ребенка дошкольного возраста.

Целью наблюдения может быть формирование представлений об объектах и явлениях окружающего мира, установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных, сезонных явлений.

Метод наблюдения в познавательно – исследовательской деятельности детей является основным. Необходимость и значение его использования связаны, прежде всего, с возрастными особенностями детей.

Наблюдение являются эффективным средством развития познавательной активности детей дошкольного возраста. Через него ребенок удовлетворяет потребность в познании окружающего мира.

Структура и содержание наблюдения.

Каждое наблюдение состоит из трех структурных компонентов, функции которых различны.

1)Начало наблюдения.

Задача данного этапа – концентрация внимания детей.

В конце данной части воспитатель ставит цель нового наблюдения.

Основная часть наблюдения должна быть цельной, единой. Ее нельзя прерывать длительными пояснениями или рассказом.

3)Завершение наблюдения.

Завершающий этап должен быть эмоциональным, чтобы дети после него находились в хорошем настроении.

Каждое последующее наблюдение должно быть связано с предыдущим. Таким образом, формируются представления, воспитывается заботливое отношение к объектам природы.

Классификация наблюдений:

— по форме организации детей наблюдения бываю индивидуальные, подгрупповые и фронтальные;

-по степени активности детей: по инициативе воспитателя и по инициативе детей;

— по этапам усвоения знаний: первичные, повторные, сравнительные, итоговые.

— по характеру познавательных задач: распознающие и воссоздающие.

Виды наблюдений.

1) Наблюдения за окружающим (неживыми предметами).

2) Наблюдения за живой природой (цветы, деревья. кустарники).

3) Наблюдения за транспортом (младшая, средняя группа – на территории д/с, старшая, подготовительная группа – экскурсия).

4) Наблюдения за живым объектом.

5) Наблюдения за трудом взрослых (младшая, средняя группа – на территории д/с, старшая, подготовительная – экскурсии).

Требования к организации наблюдения.

Каждый вид наблюдений требует руководства со стороны воспитателя. Вместе с тем есть общие требования для проведения всех видов наблюдений:

1) Цель и задача наблюдения должны быть поставлены четко и конкретно.

2) Для каждого наблюдения воспитателю необходимо отбирать небольшой круг представлений.

3) В организации наблюдений следует предусматривать системность, что обеспечит их взаимосвязь.

4) Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей.

5) Наблюдение должно возбудить интерес детей к окружающему, желание как можно больше узнать.

6) Представления, полученные детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других методов и форм работы (рассказ воспитателя, чтение книги, рисование, лепка, беседы и т. д.).

7) В результате каждого наблюдения у детей должно быть сформировано представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы, отношение к нему.

Запомнить происходящее с объектом изменения детям помогают рисунки, модели, гербарии, которые показывают во время каждого эпизодического наблюдения.

В итоге следует воспроизвести весь цикл роста и развития объекта. Поэтому обязательно проводится заключительное наблюдение. Оно может быть организовано в виде рассказов детей,например: «Что происходило с деревьями в разные сезоны». Организуя наблюдения, воспитательдолжен всегда соблюдать данную последовательность:

1) Устанавливать факты;

2) Формировать связи между частями объекта;

3) Накапливать представления у детей;

4) Проводить сопоставления;

5) Делать выводы и устанавливать связи между проводимым сейчас наблюдением и проведенным ранее.

В процессе наблюдений дети учатся: видеть и выделять проблему; принимать и ставить цель;решать проблемы: анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, делать выводы; фиксировать этапы действий и результаты графически. У детей формируются такие социально – нормативные возрастные характеристики,как:

— ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно – исследовательской деятельности, конструировании и др. ;

— ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно – следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *