на что направлена обратная связь учащемуся по фгос
Выступление: «Обратная связь как основной компонент формирующего оценивания»
Обратная связь как основа формирующего оценивания
Основой формирующего оценивания является обратная связь, т.е. информирование учителем ученика о результатах оценивания и, наоборот, получение им от учеников информации об учебном
Причём очень важно, чтобы информация, которую даёт ученикуучитель, мотивировала его продвигаться, делать усилия и надеятьсяна успех.
Важно иметь в виду основный принцип такой обратной связи:оценивание, которое поддерживает учение, укрепляет мотивацию, направляя учащихся на прогресс и достижения, а не неудачи.
Сравнение ученика с теми, кто более успешен, чем он сам, снижает его учебную мотивацию. Это может приводить к тому, что ученик отдаляется и выпадает из учебного процесса в тех сферах, в которых он начинает чувствовать себя несостоятельным.
Обратная связь оказывается бесполезной, если даётся в общих словах или ставит слишком широкие задачи (например, «не забудь использовать более яркие определения»). Только точная и конкретная обратная связь помогает ученику понять, как он может добиться улучшений.
Учащиеся нуждаются в информации и руководстве для того,чтобы планировать следующие шаги в обучении.
Учитель может: точно указать ученику его сильные стороныи посоветовать, как он может их развить; конструктивно представить его слабости; обеспечить ученику возможность улучшить свою работу.
Показывать, что получилось хорошо. Учитель находит три наиболее удачных места в работе, которые соотносятся с учебными целями, и подчёркивает их, выделяет цветом или берёт в рамку. Это избавляет его от необходимости делать многословную запись.
Указывать, что нуждается в улучшении (исправлении). Учитель, используя специальные символы, например стрелку,галочку и т.п., отмечает абсолютно точно места в работе, которыенеобходимо исправить.
Давать рекомендации о необходимых исправлениях. Учитель пишет, что нужно сделать для исправления и улучшенияработы, чтобы ученик знал, как ему добиться нужного результата.Для этого существует три способа, каждый из них связан с определённой областью исправлений:
напоминание (ученику напоминают установленные учебныецели);
показ (приводят примеры того, что ученику необходимо сделать);
пример (предлагают конкретные выражения, слова и формы,которые надо копировать).
4. Создавать возможность вносить исправления. На урокедетям дают время (примерно 10 минут), чтобы прочитать рекомендации и сделать соответствующие исправления. Учитель может попросить тех учеников, кто уже справился со своей работой, помочь тем, кто испытывает затруднения.
Например, после того как учитель раздал ученикам пятого классапроверенные домашние задания по русскому языку со своими замечаниями и рекомендациями, ученики приступили к их доработке и стали вносить исправления. Один из учеников, допустивший
много грамматических ошибок, получил рекомендацию сверить правописание по орфографическому словарю и написать слова правильно.
После того как он выполнил часть этой работы, к нему присоединился другойученик, закончивший свою собственную работу, и они вместе проверили расстановку знаков препинания. В конце урока исправленные работы были сданы учителю.
В таблице 2.1 представлены
Основные техники оценивания, обеспечивающие эффективную обратную связь для преподавателя и учеников.
Что делать с полученными
В течение последних нескольких минут урока попросите учеников ответитьна половинке листка бумаги
на следующие вопросы:«Какой момент был наиболее важным в том, что высегодня изучали?» и «Какой
момент остался наименееясным?». Цель – получитьданные о том, как ученикипоняли то, что изучали в
Просмотреть ответы и отметить наиболее полезныекомментарии. На следующемуроке акцентировать те пункты,
которые высветились благодаря
Ученики передают друг другу конверт, на котором учитель написал один вопроспо поводу происходящего на уроке. Получив конверт, ученик находит момент, пишетответ и кладет его в конверт
Просмотрев все ответы, надо определить наилучшие критерии для определения групп
ответов с целью выделения наи-
более повторяющихся. Обсуж-
дение этих ответов с учениками
может улучшить преподавание
Ученики заполняют клеткидиаграммы, которая имеетдва измерения или две оси,обозначенные учителемопределенным образом.
Например, для музыкального курса это будет названиестиля (барокко, классицизм) и страны (Германия, Франция и др.). Ученики помещают в нужную клетку разных композиторов, демонстрируя свою способность помнить и классифицироватьключевые понятия
правильных и неправильных
ответов для каждой клетки.
между шкалами и клетками и
внутри каждой шкалы и клетки.
Выделить образцы ошибочных
ответов и подумать об их возможной причине
Ученики пишут «перевод»с позиции неспециалиста(дают расшифровку) чего-либо, что они только чтоизучали, чтобы оценить свою способность к пониманию и переносу понятий
Категоризировать ответы в со-
ми, которые кажутся наиболее
важными. Анализировать ответы как внутри одной категории, так и в разных, выявляя возникшие проблемы
Ученики делают резюмеизученной темы в форме простых предложений, отвечающих на вопросы: «Ктосделал, что, кому, когда, как,почему?». Задача – требуется отбирать только четкие характеристики для каждогопункта
Оценить качество каждого
резюме быстро и в целом.
ли ученики основные понятия
пройденного материала и их
взаимосвязи. Поделиться наблюдениями с учениками
После преподавания важной теории, принципа или процедуры попросите учеников написать, по крайней мере, один вариант реального приложения того, чтоони только что изучили,для того, чтобы определитьнасколько они способнык переносу знаний
Быстро просмотреть все предложения и категоризировать ихв соответствии с качеством.
Подобрать широкий ассорти-
мент примеров и представить
Включение представленных принципов и техник формирующего оценивания в учебный процесс требует использования специальных инструментов, формирующих у учащихся способностик самооцениванию.
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ С УЧАЩИМИСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
Обратная связь имеет благотворное влияние на процесс обучения. С помощью обратной связи можно сократить разрыв между текущим уровнем успеваемости школьников и поставленной целью образования. Обратная связь, с акцентом на необходимые улучшения, повышает у учащихся уверенность в своих силах и успеваемость. Формативное оценивание даёт возможность всем участникам образовательного процесса получить конкретную и своевременную информацию:
– учителю – внести изменения в программу обучения, сопоставить методы и приемы обучения с учётом потребностей учащегося;
– учащимся – получить от преподавателя обратную связь и, используя её, изменить подходы к усвоению знаний, повысить уровень образовательных достижений.
Проведено много исследований по данной проблеме. В 1998 году П. Блэк и Д. Уильям изучили влияние обратной связи на успеваемость учащихся. Они доказали, что обратная связь оказывает влияние на мотивацию школьников к обучению, восприятие своих интеллектуальных способностей и способностей к обучению.
Известно, что обратная связь – это процесс предоставления и получения знаний о конкретных действиях, ситуациях, вопросах, которые помогают достичь цели. Обратная связь обеспечивает успех обучения, если она сопутствуется атмосферой взаимоуважения и доброжелательности, то у обучающихся появляется время для подготовки правильного ответа и исправления ошибок.
Обратная связь оказывает влияние на качество образования, так как это реакция учителя на деятельность или результат работы учеников. Реакция учителя – это рекомендации, пояснения, позволяющие устранять возникающее вопросы на ранних этапах обучения, не давая ученику «потеряться в пути».
Рассматривая обратную связь, следует уделять особое внимание двум ключевым аспектам: обратная связь для учителя и обратная связь для учащегося.
Этап 1: «Новая тема» – это процесс предоставления, получения, обработки новых знаний.
Схема 1. Механизм обратной связи
Обратная связь для учителя – этап 2: «Ответ учащегося». На этом этапе учитель определяет степень усвоения нового материала учениками.
По результатам работы учащихся, учитель узнает о ходе процесса обучения, достижениях и затруднениях отдельно взятого учащегося и в целом всего класса. Получив информацию, учитель выполняет следующие действия:
1) анализирует результаты класса в целом и принимает соответствующие решения – либо продолжить изучение/закрепление нового материала или вернуться и повторить пройденный материал, применив другие подходы, приёмы обучения, возможно, перераспределив время;
2) определяет причины затруднения отдельных учащихся, планирует и организует индивидуальные задания;
3) даёт конкретным учащимся советы по улучшению работы.
Учитель предоставляет учащимся описательную обратную связь. Следует также научить учащихся правильно применить рекомендации учителя – конкретизировать проблемные места, определять ошибки, вносить коррективы и дополнения в работу. Задача обратной связи состоит в том, чтобы привлечь именно учащихся к исправлениюдопущенных ошибок, научить их не допускатьошибки.
Для школьного урока и образовательного процесса в целом обратная связь имеет первостепенное значение. Она:
• обеспечивает эффективное планирование. План, конспект или технологическая карта, включающие обратную связь, — это основа эффективности будущего урока;
• создаёт предпосылки для отслеживания процесса учения школьников, поскольку задаёт для этого соответствующий инструментарий;
• сама является важным для учащихся дидактическим умением.
Если на уроках учителем часто применяется обратная связь, то ученики овладевают соответствующими процедурами:
• оказывает на учащихся эмоциональное воздействие и служит мощным мотивирующим фактором: ученик радуется своим успехам и видит, над чем конкретно ему нужно ещё поработать;
• даёт учащимся рекомендации по коррекции их деятельности;
Деятельность учителя по обеспечению обратной связи осуществляется на трёх этапах: планирование урока, его проведение, анализ.
На этапе планирования учитель с учётом достигнутого учащимися уровня владения учебным материалом и их познавательных возможностей, применительно к содержанию предстоящего урока определяет обучающую цель как ожидаемый образовательный результат. Эта цель может быть оформлена по-разному:
1) планируется, что к окончанию урока учащиеся будут знать. уметь. ;
2) владение учащимися следующими умениями. ;
3) предполагается, что после урока ученики смогут верно выполнить следующий тест. (далее сам тест или ссылка на него).
В процессе проведения учебного занятия, которое характеризуется сильной обратной связью, параллельно идут процессы обучения–учения и контроля–оценки, а также самоконтроля–самооценки. Учащемуся важно на каждом этапе видеть своё продвижение, соотносить то, что он сделал и делает с нормами, образцами, эталонами. Это создаёт ситуацию успеха, мотивирует учащихся на продолжение деятельности. При этом самооценка ученика предшествует внешней оценке со стороны учителя. На выходе с урока учащимся дается возможность сравнить свои работы с эталонами.
Обратная связь – это инструмент, дающий представление о том, как идёт процесс обучения, информирует учителя о достижениях и проблемах учащихся, позволяя определить уровень достижения цели и решения учебных задач.
Важной также является адекватная профессиональная позиция педагога, которая характеризуется следующими правилами:
1. При планировании урока я всегда определяю критерии оценки его результативности.
2. Я всегда знакомлю учащихся с этими критериями.
3. Я даю учащимся возможность обратной связи.
4. Я оцениваю работу учащихся только после их самооценки.
5. Я даю учащимся возможность улучшить свою работу и показываю им, как это можно сделать.
6. Я верю, в возможности учащихся и демонстрирую им большие ожидания.
7. Я получаю от учащихся информацию о том, хорошо ли я их обучаю.
Таким образом, урок с сильной обратной связью существенно отличается от уроков в рамках традиционной модели обучения. Естественно, это требует соответствующей педагогической и методической подготовки учителя.
1. Логинова А.А., Данилюк А.Я. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов. Книга моих размышлений. Москва: Просвещение, 2014. 256 с.
2. Огоновская И. С. Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет: основные направления, формы и средства реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: Методическое пособие для педагогов. Екатеринбург: ООО «Периодика», 2017. 252 с.
3. Плахова Т.В. Настольная книга классного руководителя. Реализация воспитательной компоненты ФГОС: методическое пособие. Волгоград: Учитель, 2014. 157 с.
4. Степанов Е.Н., Авдакова С.С., Баранова Е.И. Организация процесса воспитания детей. Современные подходы, формы и методы. Педагогический поиск. М.: Просвещение, 2013. 376 с.
5. Степанов П.В., Степанова И.В. Оценка качества и анализ воспитания в основной и средней школе: пособие для учителей общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2014. 80 с.
Семинар «Обратная связь как эффективное средство на образовательный процесс»
Обратная связь как эффективное средство воздействия на образовательный процесс( выступление на МО учителей предметников)
Современные требования к уроку построены таким образом, что главным условием эффективного обучения становится не сам процесс передачи знаний от учителя к ученику, а обучение детей приемам самоконтроля и самообучения. То есть, современный педагог учит детей не науке, а учит УЧИТЬСЯ.
Теперь важны не только предметные знания, но умение использовать эти знания на практике. То есть ученик становится активным участником образовательного процесса. Да и требования к урокам предусматривают, что вся деятельность ученика на уроке (восприятие темы, осмысление, запоминание, применение и проверка результатов) должна осуществляться учеником самостоятельно.
Для контроля изученного на каждом уроке, так и во внеурочной деятельности используются различные формы обратной связи с обучающимися. Очевидно, что обойтись без этого невозможно, иначе учитель окажется путником, заблудившимся в собственных словах. Как в известном анекдоте: «Как называется человек, который все время болтает, даже если его никто не слушает? — Учитель!» Успешная организация обратной связи на всех этапах урока позволит постоянно контролировать понимание и удерживать внимание класса на должном уровне.
Обратная связь- это отзыв, отклик, ответная реакция на какое-либо действие, вопрос или событие.
Обратная связь в образовательном процессе – это процесс получения информации о состоянии самого образовательного процесса и его участников.
Создание эффективной обратной связи является основой обучения школьников. Обратная связь – это инструмент, дающий представление о том, как идет процесс обучения, информирует учителя о достижениях и проблемах учащихся, позволяя определить уровень достижения цели и решения учебных задач. Обратная связь должна проходить в атмосфере взаимоуважения и доброжелательности, предоставлять время для того, чтобы учащиеся исправили ошибки или сменили направление мышления и деятельности.
Посредством обратной связи ученик получает информацию, которая помогает осознать собственные пробелы в учении и конкретные рекомендации для продвижения вперед, а учитель – информацию, помогающую осознать пробелы в обучении и внесения изменений в свою деятельность (подбор новых методов, техник обучения, внесение изменений в распределение времени урока и др.). Обучение учащихся становится более эффективным в случае, если им предоставляется частая и значимая обратная связь.
Инструменты обратной связи:
дневники обратной связи
тетради самоконтроля и др.
Обратная связь может осуществляться как в устной, так и в письменной форме.
Письменная обратная связь – это предоставление конкретных рекомендаций ученику по итогам проверки работ в письменной форме. Она используется при проверке письменных работ учеников таких, как домашние работы, самостоятельные, контрольные работы.
При предоставлении обратной связи (устной и письменной) можно использовать три типа:
I.Напоминание (например, во время проверки работы учитель может написать в письменной работе ученика: «Для того чтобы правильно найти грамматическую основу данного предложения, необходимо посмотреть материал учебника на стр.65)
Не делайте много комментариев к одной работе.
Комментарии должны обеспечить учащегося информацией о том, как он поработал по отношению к обучающей цели и подтолкнуть его к совершенствованию своей работы.
Комментарии должны быть сделаны в соответствии с критериями оценивания.
Устная обратная связь – это предоставление комментариев ученику в устной форме по итогам наблюдения за деятельностью учащегося, выполнением его работы.
Устная обратная связь (комментарий учителя) может быть полной (развернутой) или краткой (неразвернутой). Использование неразвернутых или кратких комментариев чаще всего включает только оценку учителя «молодец», «хорошо», «неправильно», и не предоставляет ученику совета, рекомендации, направления выполнения работы. Для достижения цели формативного оценивания – предоставление эффективной обратной связи, рекомендуется использовать развернутый комментарий.
Обратная связь помогает учителю и учащимся увидеть собственные пробелы и исправить их на ранних этапах в процессе обучения. Таким образом, обеспечивается продвижение вперед.
Приемы обратной связи:
«Светофор». При опросе обучающиеся поднимают «светофор» красной или зеленой стороной к педагогу, сигнализируя о своей готовности к ответу (пассивность невозможна; обучающийся вынужден каждый раз явно для себя и для педагога зафиксировать, т.е оценить свои знания).
«Опрос по цепочке». Рассказ одного обучающегося прерывается в любом месте и передается другому жестом педагога, и так несколько раз до завершения ответа (применяем в случае, когда предполагается развернутый, логический ответ).
«Тихий опрос». Беседа с одним или несколькими учащимися происходит полушепотом, в то время как класс занят другим делом, например, тренировочной контрольной работой или групповой работой (педагог может контролировать знание основных формул и понятий у отстающих или тех, кто болел во время изучения материала).
«Программируемый опрос». Учащийся выбирает один верный ответ из нескольких предложенных (редко используется в устном опросе; хороший шанс получить столкновение мнений, где непонимание перейдет в понимание).
«Взаимоопрос». Учащиеся опрашивают друг друга по базовым листам (разновидность: учащийся – эксперт; сильный – слабый, слабый – сильный).
«Показательный ответ». Один учащийся отвечает у доски, остальные слушают (В традиционном виде опрос у доски иногда играет отрицательную роль: один отвечает, остальные как бы слушают. И все-таки такой опрос нужен, когда учащийся демонстрирует блестящий ответ, чтобы формировать у остальных образ ответа, к которому нужно стремиться).
«Защитный лист». Перед каждым уроком, всегда в одном месте лежит «Лист защиты», куда каждый учащийся без объяснения причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Педагог, анализируя эти листы, держит ситуацию под полным контролем.
«Щадящий опрос». Педагог проводит тренировочный опрос, при этом сам педагог учащихся не выслушивает, позволяя им задать друг другу 10 вопросов, готовясь к настоящему ответу педагога.
9. « Идеальный опрос». Учащийся сам оценивает степень своей подготовки и сообщает об этом педагогу.
Наличие интересных форм обратной связи на уроке поможет учителю не только повысить накопляемость оценок, но и сделает работу живее и интереснее.
Способы обеспечения обратной связи на уроках
1. Обратная связь должна быть обучающей по природе, сбалансированной.
Давать обратную связь – значит, объяснять обучающимся, что именно они делают правильно и неправильно. Однако фокус обратной связи должен основываться существенным образом на том, что ученики делают верно. Наиболее продуктивна та обратная связь для обучения, когда ученикам дается пример и объяснение того, что было правильным, и что не правильным в их работе. Примером может служить «сэндвич»: Комплимент, пожелание, комплимент.
P.S. Использование красной пасты в письменных комментариях само по себе является «барьером» при восприятии учащимися комментариев учителя. В качестве альтернативы, попробуйте пользоваться зеленой пастой, как более «дружелюбной». Обязательно дайте знать учащемуся о том, что в его работе было сделано хорошо.
2. Обратная связь должна быть своевременной.
Когда обратная связь дается сразу же после состоявшегося доказательства обучения, ученики отвечают позитивно и уверенно вспоминают о процессе обучения. Если же мы долгое время не даем обратную связь, упускаем время, тогда, вероятнее всего, ученик не сможет связать обратную связь и действие.
P.S. Если Вы предоставляете обратную связь на письменную работу учащегося более чем через неделю, она может значительно потерять свою актуальность. (прим. авт.)
3. Будьте внимательны к индивидуальным потребностям учащегося.Практическое задание «Салфетка».
Уважаемые коллеги, у вас на столе для каждого подготовлены салфетки. Вам предлагается выполнить следующее здание:
1.Сложить лист пополам и оторвите и оторвите правый угол(так делать 4 раза).
3.Покажите ее всем участникам.
Ни одной одинаковой салфетки.
Так и в обучении, очень важно, что мы подходим индивидуально к каждому ученику, давая обратную связь. Наши классы представляют большое разнообразие учеников. Некоторых учащихся надо подталкивать, чтобы достичь более высокого уровня, тогда как с другими следует обращаться очень осторожно, чтобы не препятствовать обучению и навредить его самооценке. Баланс между желанием не задеть чувства ученика и обеспечить надлежащее поощрение имеет важное значение.
4. Задайте 4 вопроса
Исследования эффективного преподавания и обучения
показали, что учащиеся хотят знать, где они ‘находятся’, когда обучаются. Регулярное предоставление ответов на следующие четыре вопроса поможет обеспечить качественную обратную связь. Эти вопросы могут быть полезны при предоставлении обратной связи родителям:
• Что может ученик делать?
• Что не может ученик делать?
• Что представляет собой работа ученика в сравнении с другими его работами?
Как ученик может улучшить свою работу?
5. Обратная связь должна ссылаться на навык или специальные знания.
В данном случае рубрики становятся полезным инструментом. Рубрика является инструментом для воплощения связи между ожиданиями и заданиями. Эффективные рубрики обеспечивают учеников конкретной информацией об их обучении относительно установленных стандартов.
6. Давайте обратную связь, чтобы целенаправленно вести учеников к достижению цели обучения.
Регулярные ‘неформальные контрольные проверки’ учеников дают им знать, где они находятся в процессе своего обучения на уроке и с вами. Используйте ‘4’ вопроса для управления вашей обратной связью.
P.S. Будьте осторожны: не превращайте письменные работы в наказание и дополнительный стресс для учащихся. Учащиеся должны неизменно извлекать выгоду из той обратной связи, которую Вы им предоставляете, поскольку они станут лучше понимать, что им нужно сделать, чтобы в следующий раз показать лучший результат (прим. авт.)
7. Организуйте встречу «один-на-один».
Проведение встречи «один-на-один» с учеником является одним из наиболее эффективных средств обеспечения обратной связи. Ученик надеется, что ему уделят внимание и будет возможность задать необходимые вопросы. Встреча один-на-один должна быть в целом позитивной, так как это будет способствовать тому, что ученик с нетерпением будет ждать следующей встречи. Как и во всех аспектах обучения, эта стратегия требует хорошего управления временем. Можно побеседовать с учеником, когда другие ученики работают индивидуально. Продолжительность встречи не должна длиться более чем 10 минут.
8. Обратная связь может быть дана в устной форме, невербально или в письменной форме.
Убедитесь, что вы не хмуритесь, например, когда возвращаете контрольную работу ученику. Необходимо, чтобы мы контролировали свои невербальные сигналы, так как мимика и жесты также являются средствами обратной связи.
9. Сконцентрируйтесь на одной способности.
На каждой встрече желательно обсуждать только один навык ученика, а не принимать во внимание все, что является неправильным. Это оказывает гораздо большее влияние на ученика. На следующей встрече можно взять следующий, новый фокус.
10. Чередуйте планируемые встречи с вашими учениками / классами.
Используйте эту стратегию, оценивая контрольные работы или тесты. Эта стратегия обеспечивает Вас необходимым временем, чтобы дать качественную обратную связь. Ученики также будут знать, когда подойдет их очередь, чтобы встретиться с вами и, скорее всего, приготовят свои вопросы для встречи.
11. Обучайте учеников тому, как давать обратную связь друг другу.
Показывайте, как должна выглядеть и звучать обратная связь. Практикуйте с учениками, как давать друг другу конструктивную обратную связь таким образом, чтобы она была позитивной и полезной. Поощряйте учащихся в использовании заметок для записи данной обратной связи.
12. Попросите другого взрослого дать обратную связь.
Можно попросить другого учителя или гостя школы прочитать работу ученика или оценить его контрольную. Качество работы ученика возрастает в десятки раз!
13. Позвольте ученику делать записи.
Во время встречи ученик может использовать тетрадь, чтобы делать заметки в ходе представления вами устной обратной связи.
14. Используйте записи, чтобы отслеживать прогресс ученика.
Для каждого ученика определите отдельный раздел в ваших записях. Пишите ежедневные или еженедельные датированные комментарии о каждом ученике. Отмечайте хорошие вопросы ученика, его поведение, что надо улучшить, тесты и т.д. Конечно, это потребует организации вашего времени, но когда придет время встречи с учеником или родителем, у вас будет необходимый материал.
15. Возвращайте ученику его проверенные контрольные работы, тесты или заметки с комментариями в начале урока.
Возврат работ ученика в начале урока более желателен, чем в конце, так как ученик сможет задать необходимые вопросы и обсудить их во время предстоящего урока.
16. Используйте заметки.
Иногда просмотр учеником письменного комментария более эффективен, нежели прослушивание устного отзыва. Во время выполнения самостоятельной работы можно написать комментарий по поводу работы ученика и положить его ему на стол для ознакомления. Некоторым учащимся не нравится, когда им делают замечания по поводу их вовлеченности в выполнение задания перед всем классом.
Ученики быстро понимают, когда учитель формально хвалит за достижения ученика, и стараются добиться такой похвалы. Если вы постоянно говорите ученикам; «Отличная работа!», «Умница», «Прекрасно», но при этом не поясняете, что именно в его работе или ответе вызвало Вашу положительную реакцию, эти слова быстро потеряют свою значимость. Хвалите конструктивно: ученик должен понимать, за что именно его хвалят. Вы можете усилить действие похвалы, если позвоните родителям ученика.
Комментарии и рекомендации с подлинной обратной связью должны быть ‘сфокусированными, практическими, основанными на оценивании того, что ученик уже может делать и чего может достигнуть.
Признание учителем ученика, его положительного поведения, его усилий, прилагаемых во время выполнения заданий, оказывает значительное положительное влияние на обучение. Например: «Я заметил, когда ты перегруппировал числа в колонке, ты смог правильно решить задачу», «Я заметил, что ты понял, как правильно записывать условие задачи» или «Я заметил, что ты приходишь вовремя на уроки на этой неделе». Такой подход даст понять ученику, что его усилия не остались незамеченными. Это станет для него дополнительной мотивацией.
19. Демонстрируйте образец или пример.
Обсуждайте с учеником цели для оценивания и/или обратной связи. Обсуждайте, как по вашему представлению должен выглядеть работа, оцененная на «отлично», а как, напротив, работа на «неудовлетворительно». Это особенно важно в старших классах.
20. Призывайте учащихся давать ВАМ обратную связь.
Все мы были сами когда то учениками. Вспомните учителя, который сильно на Вас повлиял. Как Вам кажется, благодаря чему это влияние оказалось столь значительным? Сказали ли Вы ему об этом? Почему бы не дать ученикам такой возможности? Сделайте обратную связь анонимно. Что им понравилось в вашем уроке? Что не понравилось? Если бы ученики оказались на месте учителя, что бы они сделали по-другому? Чему вы научили их, как учитель?
P.S. Давая обратную связь учащимся, говорите о его работе, а не о личности ученика. Избегайте таких комментариев, как «Ты очень невнимателен», «Ты всегда торопишься», «Ты опять меня не слушал» и т. д.
Давая обратную связь, НИКОГДА не сравнивайте работу одного учащегося с работами других учащихся. Лучше сравните работу учащегося с его последующей работой, при этом, старайтесь фокусироваться на том, что у него получилось лучше по сравнению с предыдущей работой.
Предоставляя учащемуся обратную связь, будьте позитивны!
В заключении предлагаю написать синквейн на тему «Обратная связь» или продолжите предложения:
«Я считаю, что обратная связь …
«Я могу это доказать на примере …
«Исходя и з этого, я делаю вывод о том, что…
Что бы Вы хотели пожелать коллегам «Ладошка пожеланий»