на чем зарабатывают агрегаторы услуг
На чем зарабатывает агрегатор
Есть покупатели и продавцы. В нашем случае: автовладельцы с потребностью отремонтировать машину и автосервисы, оказывающие услуги по ремонту. Казалось бы, что может быть проще, чем познакомить их между собой? Этим и занимаются агрегаторы. Их много. Хороших и разных. И все они отличаются своими бизнес-процессами и экономической моделью.
Рассмотрим модели монетизации от простого к сложному: за счет рекламы → платные услуги → продажа звонков и кликов → продажа лидов → комиссия с заказа
Что продать, когда продавать нечего?
Монетизация: за счет рекламы
Самая многочисленная группа агрегаторов – это проекты без специализации и с минимальным функционалом. Им, собственно, без разницы что агрегировать: любые товары и услуги; в любых регионах; неважно по каким ценам; неважно какого качества.
Это могут быть сайты в формате доски объявлений, вызывающие ностальгию по девяностым годам. А могут быть внешне вполне современные и даже стильные сайты. Но фактически это – справочная. Она могут продать адрес и телефон организации. Но кто эту информацию купит? Она есть бесплатно в поисковиках, Яндекс.Картах и т.д. Поэтому данная категория агрегаторов может продать лишь трафик, проходящий через сайт. Что они и делают, монетизируясь за счет рекламы. А попутно – работают над снижением затрат на подключение новых организаций и на продвижение в поисковиках.
Продавцы фишек. Неспециализированные агрегаторы с добавленной стоимостью.
Монетизация: за счет рекламы → платные услуги
Есть агрегаторы, увеличивающие свою стоимость за счет некоторых фишек. Например, Желтые страницы структурируют и продают имеющуюся у них информацию – базы компаний. А также – продают платные рекламные услуги. Проект Zoon наряду с бесплатными опциями предлагает возможность добавить 3D-тур и оказывает другие платные услуги.
Далеко не всегда стоимость привлечения клиента с помощью этих услуг оказывается ниже, чем у других рекламных каналов. Поэтому агрегаторы с этой моделью монетизации не могут себе позволить узкую специализацию в авторемонте или иной отрасли – им нужен более широкий охват.
Если нельзя, но очень хочется. Специализированные агрегаторы с платными услугами.
Монетизация: за счет рекламы → платные услуги
Ажиотажа у желающих пропиарить себя подобным образом не наблюдается. Все же, чтобы агрегатор с экономической моделью платных услуг был финансово успешен, ему нужен более масштабный рынок. Во всяком случае, мы не рассматривали возможность работы на рынке автоуслуг с такой схемой монетизации.
Яндекс.Маркет и продавцы трафика. «А осадочек остался.»
Монетизация: за счет рекламы → платные услуги → продажа звонков и кликов
В этой нише стандарт задает Яндекс.Маркет. Однозначно нужный сервис, полезный как покупателям, так и продавцам. Даже после недавнего кардинального изменения ценовой политики.
Продавцы лидов. Зарождение цунами.
Монетизация: за счет рекламы → платные услуги → продажа звонков и кликов → продажа лидов
В этом формате работает много компаний. Назову из свежих Uremont, а из агрегаторов с более долгой историей – Лавку услуг, которая начала работу в 2012 году. Тогда еще не было слова «уберизация». Впрочем, за эти годы ничего принципиально не поменялось: Лавка услуг продает лид за 50 руб, а Уремонт – за 100 руб, но сейчас скинул цену до 10 руб.
Мы сейчас наблюдаем лишь зарождение этой волны агрегаторов: некоторые уже вышли на рынок, многие что-то разрабатывают, очень многие – интересуются. Скоро их станет слишком много: будет цунами уберизации. И далеко не все смогут справиться с внутренними противоречиями, присущими данной схеме.
Лирическое отступление. Пилить годами идеальный продукт или поэтапно его совершенствовать?
Мы досконально знали предметную область, с которой собирались начать работу: Автостекло. Я мог на калькуляторе рассчитать точную стоимость любого заказа в любом автосервисе и точно знал: кто из них может выполнить заказ прямо сейчас, кто только завтра с утра, а в какой автосервис можно записывать клиента только на завтра после обеда. Все эти алгоритмы мы оцифровали в нашем агрегаторе и начали продажи единственной услуги (замена автостекла) в единственном городе (Санкт-Петербург) и в единственном режиме (по записи).
Я сам дежурил на телефоне. Это мне звонили потенциальные клиенты. Это мне они высказывали свои потребности. Это меня благодарили за исчерпывающую информацию. Это меня крыли последним матом за накладки, которые случались в автосервисах. Это я обзванивал довольных клиентов после выполнения заказа. И тех, кто отказался от заказа, тоже обзванивал я: прорывался сквозь негатив, нежелание говорить, мат, обиды, наставления, поучения.Я прошел через тысячи телефонных звонков с утра и до ночи. Приходилось буквально выгрызать крупицы информации в этих телефонных звонках: «Что и почему пошло не так?» Спасибо всем довольным и недовольным клиентам за информацию.
Очень многие решения, которые мы, как специалисты, считали идеальными, клиенты отвергли. Многое им надо было совсем не тут и не так.
И в соответствии с запросами клиентов, у нашей единственной услуги появились вариации: замена стекла по записи, срочно, с выездом к клиенту. И каждый раз на нашем сайте клиент получал окончательную цену. И эта цена – у каждого автосервиса своя. Я знаю многие сайты, где смогли все автосервисы причесать под одну гребенку – работать по одной цене, рассчитанной агрегатором. Мы же создали гибкую систему, устраивающую всех участников рынка.
Честно говоря, мне не попадались агрегаторы автосервисов, называющие клиентам точную цену «под ключ» в каждом автосервисе. Т.е. цену, включающую стоимость работы, стоимость запчастей и всех расходных материалов. Да еще и записывающие клиента в конкретный автосервис на конкретный день и конкретное время. Если кто сможет мне подсказать аналог нашего агрегатора – буду признателен за подсказку.
Эти два вывода требуют от создателей агрегатора наибольшего знания предметной области и наибольших трудозатрат. Порог входа в такой бизнес существенно выше. Но именно этот путь мы считаем наиболее интересным.
Вершина пирамиды: Продавцы заказов.
Монетизация: за счет рекламы → платные услуги → продажа звонков и кликов → продажа лидов → комиссия с заказа
Например, агрегатор Carfix в обмен на телефон показывает клиенту стоимость работы без учета запчастей. Полная стоимость заказа определяется по схеме, указанной выше: выбор из предложений, которые сделают сами автосрвисы.
А наши коллеги из проекта Автостеклофф указывают (правда, только по телефону) точную стоимость заказа «под ключ», одинаковую для всех автосервисов.
Бизнес процессы агрегатора, работающего по модели «Комиссия с заказа» должны включать контроль исполнения заказа и взыскания комиссии. Поэтому и Carfix, и Автостеклофф были вынуждены пойти по пути взимания с клиента предоплаты, что не может не повлиять на конверсию. И конечно, не обойтись без весьма трудозатратных процессов контроля.
Основные принципы бизнес-модели агрегатора ёкл.рф
В системе взаимоконтроля агрегатора и автосервисов должны преобладать автоматизированные решения. Но на начальных этапах взаимодействия трудозатраты неизбежно высоки. Именно поэтому наш проект в одном городе развивался за счет собственных инвестиций, а для подготовки к расширению бизнеса в регионах уже целесообразно привлечение инвестиций.
Мы пробуем строить взаимоотношения с автосервисами на основе принципа «Win Win». Если сотрудничество выгодно и агрегатору, и автосервисам, то оно будет развиваться. А иначе – модель нежизнеспособна в длительной перспективе.
Для этой схемы монетизации в качестве отраслевого стандарта может выступать режим «Заказ на Маркете» в системе Яндекс.Маркет. Уже объявлены планы сделать этот способ основным. Так вот, Яндекс не диктует магазинам свои цены, а создает модель, в которой работает конкуренция среди магазинов.
Конкуренция – это благо для развития отрасли. Поэтому я желаю процветания всем агрегаторам, упомянутым в данном обзоре. Особенно – агрегаторам автосервисов вне зависимости от избранной ими экономической модели: успехов вам, коллеги!
Как заработать на сайтах-агрегаторах?
Что такое сайты-агрегаторы? Это ресурсы, которые собирают воедино и предоставляют пользователям информацию о товарах, услугах и компаниях, которые их интересуют. Проще говоря, человек хочет купить кофеварку. Сайт-агрегатор собирает данные о товарах, представленных в интернет-магазинах и выдает список источников, где можно купить данный товар и по какой цене. То есть это своеобразный рейтинг сайтов, которые собраны в одном месте, пользователю не нужно бегать по поисковой выдаче, выбирая результаты.
Несмотря на кажущуюся отсталость такого метода, это вполне результативный и прибыльный способ заработка. Прибыль агрегатора обычно составляет 3-10% от сделки (например, от стоимости купленного авиабилета). Кроме того, такие сайты могут предоставлять услуги продвижения – повышения позиции сайта в выдаче пользователю.
Сейчас можно найти агрегаторы на самые разные тематики:
Можно найти также агрегаторы, у которых собраны сведения о продаже товаров, банковских услугах, аренде жилья и многого другого. Сейчас работа с сайтом-агрегатором вышла на уровень популярного стартапа, который может принести значительную прибыль.
Почему агрегаторы стали так популярны?
Одной из причин активного развития сайтов-агрегаторов является предоставление выгод для бизнеса. Для многих компаний, особенно небольших, попадание в рейтинг агрегатора – это возможность расширить канал продажи. Кроме того, с помощью маркетингового продвижения внутри самого агрегатора можно привлечь достаточно большой поток новых посетителей.
Как же агрегатор может заработать на этом? Очень просто – предложить маркетинговое продвижение. Например, есть небольшая компания по оказанию страховых услуг. При этом компания не знает, как заниматься собственным продвижением в интернете, и в этом может помочь сайт-агрегатор.
Услуги, которые можно предложить:
Нишевым агрегаторам стоит помнить, что их деятельность должна включать тщательный отбор клиентов. От того, насколько проверенными и надежными будут партнеры агрегаторов, напрямую зависит прибыль всех участников процесса. Так, для контроля работы агрегаторов в 2014 году было создано некоммерческое объединение агрегаторов, которые выступают за то, чтобы в сети присутствовали только честные и ответственные компании.
Для многих компаний агрегаторы становятся практически единственным и основным источником привлечения клиентов. Если брать нишу доставки еды, то для многих ресторанов 80% клиентов приходят именно из агрегатора. Это связано с тем, что в поисковой выдаче небольшим компаниям очень просто потеряться. Вот внутри нишевого сайта уже есть реальная возможность выйти на первые позиции и завоевать новый пласт клиентов.
Какие проблемы возникают у агрегатора?
В ходе деятельности нишевые сайты сталкиваются с одной ключевой проблемой – конкуренция в секторе. Такие популярные ниши, как покупка авиабилетов, бронирование гостиниц и многих других встречаются с достаточно большой внутренней конкуренцией. С учетом того, что услуги все эти сайты предлагают одинаковые, то выход из данной ситуации состоит в том, чтобы предоставить пользователям более удобный интерфейс, поиск, большую специализацию по сегменту и градацию компаний по различным факторам, а также специальные условия сотрудничества. Высокая конкуренция потребует более тщательного и продуманного подхода к организации деятельности. Лучше, если агрегатор сможет предоставить мобильное приложение, возможность общения с живыми консультантами.
Преимущества агрегаторов
Если сравнивать сайт-агрегатор и обычный сайт компании по поисковой выдаче, то первый всегда будет выигрывать по органической выдаче. Почему так происходит? Все достаточно просто. Пользователь ищет ответ на свой запрос. Ему в выдаче попадаются две ссылки – агрегатор и обычная компания. При этом, посетив сайт компании, пользователь быстро оценит информацию, может быть позвонит в компанию и закроет сайт. Итого он провел на нем 5 минут. Открывая агрегатор, он увидит свыше 30 компаний, каждая из которых предлагает свои выгодные условия. Пользователь начинает просматривать все страницы, звонить по компаниям и проводит не менее 30 минут времени на агрегаторе.
Теперь смотрим, поисковик оценивает время, проведенное на сайте и количество действий. Конечно же, в таком сравнении агрегатор явно выигрывает. Так что в следующий раз при выдаче он будет явно впереди.
Сами пользователи теперь больше внимания уделяют именно агрегаторам. Связано это с тем, что большинство таких сайтов дают компактную, но удобную и полную информацию о компаниях. Например, заходя на сайт компании, мы видим развернутую информацию об истории компании, общая информация об услугах и многое другое, в чем не всегда можно сразу разобраться и найти нужные сведения. Переходя на агрегатор, мы получаем о компании четкие данные – где она расположена, телефон и другие контакты, какие есть отзывы, время работы, точные услуги и цены. Получается, что именно на агрегаторе можно быстро получить необходимую информацию, которая позволит сделать выбор.
Еще один плюс агрегаторов в том, что они постоянно обновляют информацию. Так небольшие компании, например, часто запускают сайт, и он много лет висит в одном и том же виде, так что найти какие-то данные просто невозможно. Тот же агрегатор сразу же отразит изменение адреса, телефона, цены и пр.
Виды агрегаторов
В зависимости от того, каким образом осуществляется деятельность сайта и приходит прибыль, можно все агрегаторы разделить на следующие группы:
монетизация в счет рекламы. Сюда входят агрегаторы, которые не имеют четкой специализации и нишевой принадлежности. Они собирают данные практически обо всем. Таким образом, большая часть прибыли приходит за счет рекламы внутри самого сайта. Плюс оказываются услуги поискового продвижения;
получение прибыли за счет платных услуг. Например, агрегатор продает рекламные услуги или маркетинговое продвижение. Часто выбор такого метода оказывается дешевле, чем стандартная контекстная реклама, а приносит такой же результат;
монетизация путем продажи лидов или звонков. Например, подключение компании в рейтинг агрегатора происходит бесплатно, а вот каждая заявка на обслуживание продается за определенный процент от сделки. По такому принципу работает большинство крупных агрегаторов. И эта схема вполне зарекомендовала себя.
Что нужно для продвижения агрегатора?
Если Вы решили создать сайт-агрегатор, в первую очередь стоит выбрать систему получения прибыли и компании, с которыми Вы будете работать. Важно, чтобы все партнеры прошли тщательный отбор, были проверенными и ответственными.
Начальное продвижение агрегатора не займет много времени и сил – мы уже говорили о преимуществах и поисковой выдаче. Далее начинается более активная работа:
Если при этом параллельно проводить работу по наполнению сайта страницами с полезным контентом, заточенным под запросы, то уже в первые полгода можно получить результаты.
Если агрегатор вполне качественно составлен, то средняя сессия пользователя по запросам составит порядка 30-50 минут. Трафик с Яндекс и Гугла будет планомерно расти, вместе с этим будет увеличиваться количество партнеров, с которыми можно уже монетизировать отношения. Таким образом, при планомерном продолжении работы, в первый год агрегатор уже может опередить многие сайты компаний, а также старые агрегаторы, которые не занимаются своим продвижением.
В заключение хотелось бы сказать, что создание и продвижение агрегатора – дело достаточно трудозатратное, но при этом способное принести значительную прибыль. При разработке сайта важно тщательно распланировать все действия и не стараться вместить в один сайт огромное количество компаний. Начинайте с небольшого списка, постепенно его расширяя. Такая стратегия поможет актуально обновлять материалы, что является одним из ключевых факторов при выборе пользователем агрегатора.