на чем путешествовал маленький принц по планетам
Маленький принц (герой)
Притча-сказка «Маленький принц» – это рассказ о златовласом мальчике, принце, который живет на собственной планете. Во время своего путешествия по вселенной он пытается познать смысл жизни, постичь великую тайну дружбы и любви.
Описание героя
Знакомство с Маленьким принцем
Однажды самолет потерпел крушение, и летчик оказался в пустыне, где случайно встретился с Маленьким принцем. Мальчик попросил летчика нарисовать ему барашка и рассказал ему о своей планете, о розе, о вулканах и о путешествии, в котором познакомился со странными людьми.
Точный возраст Маленького принца неизвестен. Внешне он выглядел на семь-восемь лет. Мальчик был не высок, тоненький, щупленький, с шапкой золотых волос на голове: «Он тряхнул головой, и ветер растрепал его золотые волосы». Взгляд принца был не по возрасту серьезным, вдумчивым, но когда он веселился, смех его звучал звонко и заразительно.
У принца не было родных, он был единовластным хозяином маленького астероида, который был бы абсолютно пустым, если бы не три вулкана и одинокая роза. Несмотря на юный возраст, мальчик понимал, что любой дом нуждается в уходе, поэтому каждое его утро начиналось с тщательной уборки. Он чистил вулканы, ухаживал за розой, пропалывал сорняки баобабов, которые норовили вылезти из-под земли, угрожая разорвать планету своими корнями. Он никогда не нарушал установленный распорядок: «…встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету».
Вечерами Маленький принц любил смотреть на заходящее солнце. Красота заката восхищала его, в эти минуты он испытывал единение с природой, становился ее неотъемлемой частичкой. В остальном же жизнь его была уныла и однообразна. Тоска и одиночество подвели героя к решению покинуть свою маленькую планету.
Еще одним поводом для этого послужила ссора с розой. Она была чересчур капризной и претендовала на особое отношение. По значимости она считала себя равной своему хозяину. Роза случайно оказалась на астероиде, и ее появление поменяло существующий распорядок жизни. Это нередко служило причиной конфликтов, и однажды, после очередной ссоры принц принял решение оставить планету и отправиться в путешествие по незнакомым мирам.
На всех планетах, которые посетил принц, он знакомился с необыкновенными персонажами. Каждый из них со страстью предавался какому-либо делу, которое, по сути, было пустой тратой времени. Принцу были неинтересны эти люди, и он без сожаления расставался с ними. И только на Земле произошли встречи, давшие ему бесценный опыт и ответы на главные вопросы.
Планета первая
Первым местом был астероид, на котором властвовал старый Король. Он был единственным обитателем планеты и считал, что повелевает всем миром. В Маленьком принце он увидел своего подданного и тут же начал раздавать приказы. Он принял решение сделать мальчика министром юстиции, что очень удивило принца. Он не понимал, кого можно судить, если кроме него и Короля на астероиде нет ни одной живой души. Тем не менее, странный Король был симпатичен принцу, но вскоре ему стало скучно, и он решил отправиться дальше.
Планета вторая
На втором астероиде принца ожидала встреча с честолюбцем. Этот человек обожал, чтобы им восхищались. Его страстное желание – быть идеальным во всём: в красоте, уме, богатстве, нарядах. Проблема была лишь в том, что восхищаться им было некому, так как он был единственным обитателем планеты. Его очень обрадовало появление принца, ведь теперь он мог наслаждаться аплодисментами и комплиментами в свою честь. Мальчик недоумевал, как можно так самозабвенно любоваться собой. Он считал, что жизнь честолюбца пуста и лишена всякого смысла. «Тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал» – такими словами завершает автор второе путешествие Маленького принца.
Планета третья
Хозяином третьей планеты был пьяница. Пил он от того, что его мучила совесть, а совесть его мучила, потому что он пил. Он и рад бы не пить, но у него не получалось разорвать этот замкнутый круг. Принц видел, как человек, не способный справиться с зависимостью, собственными руками разрушает свою жизнь. Мальчику было жаль пьяницу, но он не знал, как ему помочь.
Планета четвертая
На четвертой планете жил Деловой человек. Его единственным занятием был подсчет звезд. Принц считал эту работу абсолютно бессмысленной. Он рассуждал так: «если моей розе и моим вулканам выгодно, что я за ними ухаживаю, то звездам от пересчета дельца нет никакой пользы». По мере своего путешествия Маленький принц начал осознавать, что люди, с которыми он встречался на астероидах, замкнуты в своем внутреннем мире и сосредоточены на собственных проблемах, важных только для них. Проникнуть в их замкнутое пространство практически невозможно.
Планета пятая
Фонарщик, хозяин пятой планеты, понравился Маленькому принцу. Работа единственного обитателя астероида заключалась в том, что он зажигал и гасил фонарь. Его занятие, на первый взгляд, было таким же нелепым, как и у остальных. Но в нем принц увидел скрытый смысл: «Когда он зажигает фонарь – как будто рождается ещё одна звезда или цветок. А когда он гасит фонарь – как будто звезда или цветок засыпают. Прекрасное занятие. Это по-настоящему полезно, потому что красиво».
Планета шестая
На шестой планете жил географ, который постоянно сидел в своем кабинете и с важным видом размышлял о вечном. Принц сначала принял его за умного человека, но вскоре понял, что географ обладал лишь поверхностными знаниями. Даже о своей планете он имел смутное представление, потому что считал себя «важным лицом и ему некогда разгуливать». Но именно географ посоветовал принцу отправиться на Землю.
Во время путешествия у Маленького принца поменялось представление о счастье, о долге и о жизни в целом. На Земле же ему удалось познать истинную сущность этих нравственных категорий.
Земное путешествие
Первой, с кем встретился Маленький принц на Земле, была Змея. Она советует принцу ближе узнать жизнь этой планеты и предупреждает, что «среди людей тоже одиноко». Она сомневается, что после всех испытаний принцу удастся сберечь свою чистоту. Но, в любом случае, он может рассчитывать на ее помощь, если захочет вернуться на свою планету. Для этого ей всего лишь нужно дать принцу немного яда: «Всякого, кого я коснусь, я возвращаю земле, из которой он вышел».
Во время путешествия по Земле происходит встреча Маленького принца с мудрым Лисом. Беседуя с ним, принц понимает, что, наконец, он приблизился к тому, что так долго искал. Лис рассказывает мальчику, сколько доброты и любви может вместить в себя человеческое сердце, повествует о великой силе дружбы. К сожалению, многие люди забывают об этом и утрачивают способность любить, от этого их жизнь становится пустой и лишенной смысла.
Лис говорит мальчику, что тот для него всего лишь один из сотен тысяч таких же маленьких мальчиков, равно, как и Лис для принца – один из тысяч таких же зверей. «Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственный в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете… если ты меня приручишь, моя жизнь словно солнцем озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других…» Благодаря Лису, принц узнаёт, что означает «приручение». Это – создание связующих уз между сердцами и душами. Принцу открывается эта мудрость, а вместе с ним ее постигают и пилот-автор и читатель.
Когда Маленький принц осознаёт, что любовь – это та же наука, которую нужно постигать, он печально произносит: «Никогда не надо слушать, что говорят цветы. Надо просто смотреть на них и дышать их ароматом. Мой цветок напоил благоуханием всю мою планету, а я не умел ему радоваться. За этими жалкими хитростями и уловками я должен был угадать нежность. Но я был слишком молод, я ещё не умел любить».
Лишь теперь ему стало понятно, что роза с его планеты – «единственная в целом свете». Он обращается к розам, растущим на Земле: «Вы красивые, но пустые. Ради вас не захочется умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы. Но мне она дороже всех вас. Ведь это её, а не вас я поливал каждый день. Её, а не вас накрывал стеклянным колпаком… Я прислушивался к ней, даже когда она умолкала. Она – моя». Так перед Маленьким принцем открывается вся глубина ответственности за тех, кого он приручил.
Старый Лис объяснил Маленькому принцу, что значит дружить, ничего не требуя взамен, бескорыстно заботиться и любить тех, кто рядом. После этого мальчик вдруг ощутил острую тоску по своей розе. Он понял, что должен немедленно вернуться, потому что без него она просто завянет, а ведь он приручил ее и теперь в ответе за нее. Лишь после разлуки, он осознал свою любовь к дорогому цветку.
Роль героя в произведении
Образ Маленького принца – это идеальное воплощение всех лучших качеств, которыми может быть наделен человек: духовной чистоты, мудрости, возвышенности мыслей, искренности и любви. Планета маленького героя – это символ духовной жизни человека, его внутреннего мира.
Цель Маленького принца – познать, в чем заключается смысл жизни. Именно это стремление движет им во время его путешествия по вселенной. В отличие от соседей, замкнувшихся в своих маленьких мирках, принц идет дальше, не боясь заглянуть в глубины собственной души. Путешествие по Земле позволяет ему признать свои ошибки и исправить их, в итоге он возвращается к тем, кого приручил.
Автор стремится донести мысль о том, что человек должен жить по законам совести. Такой пример подает людям Маленький принц. Он показывает, как важно заботиться о своем доме (планете), бороться со злом, в роли которого выступают живучие баобабы. Эти растения, корни которых готовы пронизать всю планету, олицетворяют собой дурные поступки и другие человеческие пороки. Произведение не теряет своей актуальности и в наши дни, потому что проблемы, поднимаемые автором, существуют всегда, вне пространства и времени.
«Маленький принц» планеты и их жители
Кого встретил Маленький принц на планетах и какие планеты он посетил Вы узнаете просмотрев материал.
«Маленький принц» планеты и их жители
Маленький принц, поссорившись с розой, отправляется путешествовать, оставив цветок в одиночестве. Главный герой путешествует по нескольким планетам, где встречается с разными взрослыми людьми. Каждую планету населяет один человек. Он с удивлением смотрит на их духовные ценности и не может понять их.
“Странный это народ, взрослые!” — говорит он.
1. Астероид Короля
На первом астероиде жил король. Облаченный в пурпур и горностай, он восседал на троне, очень простом и все же величественном.
2. Астероид Честолюбца
Честолюбец считал себя самым популярным и знаменитым. Но его знаменитость не в чём не проявлялась, так как жил он на планете один. Хотел славы, почета, но ничего для этого не сделал: ни одного доброго дела, ни собственного развития.
3. Астероид Пьяницы
Маленький принц пробыл у пьяницы совсем недолго, но стало ему после этого очень невесело. Когда он явился на эту планету, Пьяница молча сидел и смотрел на выстроившиеся перед ним полчища бутылок — пустых и полных.
4. Астероид Делового человека
Четвертая планета принадлежала деловому человеку. Он был так занят, что при появлении маленького принца даже головы не поднял.
5. Астероид Фонарщика
Пятая планета была очень занятная. Она оказалась меньше всех. На ней только и помещалось, что фонарь да фонарщик. Маленький принц никак не мог понять, для чего на крохотной, затерявшейся в небе планетке, где нет ни домов, ни жителей, нужны фонарь и фонарщик.
6. Астероид Географа
Шестая планета была в десять раз больше предыдущей. На ней жил старик, который писал толстенные книги.
Карта путешествия Маленького принца
1-я планета (10-я глава) — король;
2-я планета (11-я глава) — честолюбец;
3-я планета (12-я глава) — пьяница;
4-я планета (13-я глава) — деловой человек;
5-я планета (14-я глава) — фонарщик;
6-я планета (15-я глава) — географ.
Посетив эти шесть планет, Маленький принц отвергает ложные представления людей о могуществе, счастье, долге. И лишь в конце своего путешествия, обогатившись жизненным опытом, он познаёт подлинную сущность этих нравственных понятий. Это происходит на Земле.
Прилетев на планету Земля, Маленький принц увидел розы: “все они были похожи на его цветок”. “И он почувствовал себя очень-очень несчастным. Его красавица говорила ему, что подобных ей нет во всей Вселенной. И вот перед ним пять тысяч точно таких же цветов!” Мальчик понял, что его роза — самый обыкновенный цветок, и горько заплакал.
Лишь благодаря Лису он осознал, что его роза — “единственная в целом свете”. Маленький принц говорит розам: “Вы красивые, но пустые. Ради вас не захочется умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы. Но мне она дороже всех вас. Ведь это её, а не вас я поливал каждый день. Её, а не вас накрывал стеклянным колпаком… Я прислушивался к ней, даже когда она умолкала. Она — моя”.
Любовь — это сложная наука, оказывается, её нужно постигать, необходимо учиться любви. Лис помогает Маленькому принцу постичь эту сложную науку, и маленький мальчик с горечью признаётся себе: “Никогда не надо слушать, что говорят цветы. Надо просто смотреть на них и дышать их ароматом. Мой цветок напоил благоуханием всю мою планету, а я не умел ему радоваться…
Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать. За этими жалкими хитростями и уловками я должен был угадать нежность… Но я был слишком молод, я ещё не умел любить”.
Так Маленький принц постигает науку любви и меру ответственности перед теми, кого приручил.
Путешествие Маленького принца по планетам
Урок- путешествие. Ребята смогут совершить путешествие вместе с Маленьким принцем.
Просмотр содержимого документа
«Путешествие Маленького принца по планетам»
А.де Сент- Экзюпери. « Маленький принц».Путешествие Маленького принца по разным планетам.
Постижение главных жизненных ценностей: радости человеческого общения, красоты и доброты,
верности и ответственности за все окружающее.
Осознать и осмыслить идейное содержание сказки, вместе с героем понять мир взрослых; учить делать выводы из собственных наблюдений, размышлять о вечных вопросах человеческой жизни; развивать творческие способности и художественную фантазию; воспитывать интерес к произведениям философского содержания.
ТИП : Урок- путешествие
Компетентность: Саморазвития и самообразования.
Оборудование: Портрет, рисунки планет, афоризмы.
І.Актуализация опорных знаний учащихся.Объявление темы и цели урока.
Начинаем наш урок. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки.
Спасибо. Улыбка располагает к приятному общению.
— Я расскажу вам притчу о счастье.
Притча о парне и счастье
Счастье бродило по свету и всем, кто ему встречался на пути, Счастье исполняло желания, что ему и следует делать, как я полагаю. Однажды Счастье по неосторожности провалилось в яму и не смогло выбраться. К яме подходили люди и загадывали свои желания, а Счастье, естественно, выполняло их.
Парень помог ему выбраться и пошёл своей дорогой.
А Счастье побежало за ним.
Давайте попробуем ответить на несколько моих вопросов.
— Когда человек бывает счастлив? (Когда знает, что он кому- нибудь может быть полезен)
— Был ли счастлив Маленький принц?
— Чему учит читателя сказка о принце? ( Счастливым можно чувствовать себя лишь тогда, когда есть ради чего или кого жить)
— Какова идея сказки? Мне хочется увидеть как с этим заданием справилась Марина.
( Презентация)Мир детства хрупок и чист, дети – это непосредственные чудеса, которые живут, полагаясь на свои чувства, прислушиваясь к голосу сердца. Взрослые часто утрачивают способность воображения, перестают обращать внимание на красоту мира и тем самым ограничивают себя. Поэтому взрослые и дети – это два мира, две разные планеты, и лишь немногие способны вернуться в страну детства.
Маленький принц. Каким мы его видим?( проверка д.з.- сенкан)
Человек подобен сосуду,
если выходит из него зло,
то внутрь втягиваются наказания,
то его наполняет БЛАГО.
В сказке много мудрых мыслей, размышлений о вечных вопросах человеческой жизни.
— Что же понял Маленький принц, путешествуя и знакомясь с разными обитателями маленьких планет? Наши независимые эксперты побывали там же и готовы предоставить информацию.
Хочется поскорее услышать их сообщение
Прошу творческой группе подготовится
И если вы не против, сегодня я возьму себе в помощники Виталия. Он поможет мне оценить
вашу работу на уроке.
ІІ.Восприятие учащимися учебного материала
Предоставляю ему слово
Цель урока: Осознать и осмыслить идейное содержание сказки, вместе с героем понять мир взрослых; учить делать выводы из собственных наблюдений, размышлять о вечных вопросах человеческой жизни; развивать творческие способности и художественную фантазию; воспитывать интерес к произведениям философского содержания.
Кто хочет дополнить?
В то время как эксперты будут зачитывать результаты исследований, прошу пресс- секретарей и аналитика все обобщить и сделать выводы.
Пожалуйста. Мы слушаем
1 П.Мы назвали « Планета полноправного монарха».Там жил один- единственный король, который не терпел непокорства, но добрый, поэтому «отдавал только разумные приказания».Он считал,что мудрость правителя состоит в том, чтобы дожидаться благоприятных условий, а затем повелевать.
— Какие истины открылись вам и Маленькому принцу на этой планете?
С каждого надо спрашивать то, что он может дать.
Власть прежде всего должна быть разумной.
— Как относился Маленький принц к королю и его приказаниям? ( он показал себя здесь взрослым
и мудрым- стр.259) Молодцы.Спасибо.Следующий.
2П. « Планета тщеславия» Там жил Честолюбец. Справка.( читаем в толковом словаре)
— Почему Маленькому принцу вскоре наскучил этот человек?
— Почему Честолюбец не мог стать другом М.п?
(Тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал)
Самая сложная профессия на земле – быть человеком
— Предлагаю вам подумать и записать: каким должен быть настоящий человек.А если вы затрудняетесь, то подумайте каким должен быть настоящий друг? У вас на столах лежат листы( подберите прилагательные)Я думаю,у вас получится.
О – отважным, отзывчивым, обходительным
В – верным, вежливым
3 П. « Планета одного дня» Здесь жил пьяница. Человек не думал о будущем. Он жил одним днем.
( « Он пил, чтобы забыть, что ему совестно пить». Человек без силы воли)
4 П. « Безсмысленная планета» Жил деловой человек. При появлении Маленького принца даже головы не поднял. Он владел звездами, потому что до него « никто не догадался ими овладеть».
Считал, пересчитывал, клал бумажку с написанным количеством звезд в банк и довольствовался этим. Но от этого не было никому никакой пользы.
— Что сказал М п. дельцу?
( Забавно, но не так уж серьезно – стр.261)
Попробуйте ответить на мой вопрос.
— Мог бы делец стать бизнесменом если бы жил в наше время?
— Фонарщик был ленивым?
( Нет. М п эта работа показалась даже полезной)
( Думал не только о себе)
— Почему М.п все- таки не подружился с фонарщиком?( стр 262)
6П. «Недолговечная планета» Там жил географ.
— Как географ объяснял свою деятельность?
— Что дало М п. знакомство с географом?
( Он понял, что краса и радость недолговечна. Нужно не только любоваться ею, но и беречь.)
— Географ не хочет отпускать Маленького принца. Как ему поступить?
Слово творческой группе
1П. По первой планете можно сделать такой вывод:
Только разумные приказания исполнимы. Чтобы слыть мудрым, надо быть честным по отношению к другим. Надо уметь судить свои поступки. И для этого не нужно какого- то определенного места.
2П. По второй планете можно сделать такой вывод:
Чтобы услышать другого надо забыть о себе- тщеславие губительно.
3П. По третьей планете можно сделать такой вывод:
4П. По четвертой планете можно сделать такой вывод:
Собственность делового человека бессмысленна. Если ты чем- то занимаешься, то это должно
5П. По пятой планете можно сделать такой вывод:
Думать о других- цель существования.
6П. По шестой планете можно сделать такой вывод:
Наука географа была бездушной. Географ, изучающий моря, реки, города, горы и пустыни и
незнающий, находятся ли они на его планете. Краса- недолговечна, береги ее!
— На какой планете вы хотели бы задержаться и почему?
Вернемся к нашему сосуду. Это сосуд мудрости. Попробуем озвучить мудрые высказывания, которые находятся в сосуде.( Каждому достается по афоризму. Дети зачитывают и комментируют)
Прослушав выше сказанное я сделал вывод:
ЕДИНСТВЕННАЯ НАСТОЯЩАЯ РОСКОШЬ НА ЗЕМЛЕ – РОСКОШЬ
Надо уметь быть верным в любви и дружбе, нельзя быть равнодушным к тому, что происходит в мире, нельзя пассивно относиться к злу.
-Кто хочет дополнить?
Мы не приходим в этот мир добрыми или злыми. Перед нами всегда стоит выбор: какими нам быть.
Это как чаша весов.
Обратить внимание на эпиграф
Земля М п начал обретать мудрость. А вот чему научили его и вас эти планеты? На сколько ваш
сосуд заполнится сегодня? Заштрихуйте любым цветом, а на следующем уроке мы продолжим работу.( заштриховали и прокомментировали) Мне хотелось бы, чтобы ваш сосуд был заполнен только хорошими качествами человеческой души, а это: доброта, отзывчивось, взаимопомощь, любовь,уважение.( показали)
Я вижу, что ваши сердца открыты для добрых дел. Я уверена, что в будущем вы станете хорошими
людьми. Я хочу подарить вам частичку своего сердца.
(А. Барто “Дарю тебе сердце”).
Дарю тебе сердце
На листике белом,
Дарю тебе сердце,
Что хочешь с ним делай.
Гуляй где угодно,
Ходи с ним повсюду.
Рисуй, что захочешь,
Сердиться не буду.
Но лучше на нем
Рисовать не учись ты,
Пускай мое сердце
Останется чистым.
Ну а будут ли ваши сердца чистыми и открытыми для людей- зависит от вас.Совсем скоро вы войдете во взрослую жизнь. Вы станете выпускниками. У вас на партах лежат маленькие сердечки.
Напишите: Каким истинам вы хотели бы следовать в дальнейшем?( после запечатали в конверт)
Это вы прочтете на своем выпускном вечере.
Мне хотелось бы, чтобы в ваши сердца никогда не попадали осколки от волшебного зеркала Снежной королевы.
ІY.Д.З: Перечитать главы, повествующие о пребывании М п на планете Земля.
Записать в тетради выражения, ставшие афоризмами.
Сочинение на тему: Путешествия маленького принца в сказке А. Экзюпери «Маленький принц»
Сочинение.
Путешествия маленького принца в сказке А. Экзюпери «Маленький принц»
Сказку Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» знают любят во всем мире. Она покоряет не только своей искренностью, но и возможностью без остатка погрузиться в мир детства. Когда наблюдаешь за путешествиями Маленького принца по разным планетам, слушаешь его рассуждения, начинаешь понимать, что в нем удивительным образом сочетается детская непосредственность с мудростью и проницательностью взрослого человека. Он живет по принципу: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету». Для него, доброго и неэгоистичного мальчика, так естественно и необременительно заботиться о ком-то еще, кроме себя. Однако далеко не все люди разделяют жизненные принципы Маленького принца. Так, король смотрит «на мир очень упрощенно»: он мечтает только о том, чтобы у него появилось как можно больше подданных. Честолюбец смысл существования видит в почитании и не замечает ничего вокруг, ведь «тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал». Жизнь пьяницы вообще видится полной бессмыслицей, порочным кругом: он пьет, чтобы забыть, что ему совестно пить. Делец с четвертой планеты — «человек серьезный». Все свое время он посвящает пересчитыванию звезд, которыми владеет. Однако, как справедливо замечает Маленький принц, подобное владение не приносит звездам никакой пользы: «И моим вулканам, и моему цветку полезно, что я ими владею. А звездам от тебя нет никакой пользы…». От всех этих персонажей отличается лишь фонарщик, потому что в «его работе все-таки есть смысл». Он вызывает уважение своей верностью данному слову. Наверняка занятие фонарщика вызвало бы презрение жителей других четырех планет, а «между тем из них только он один… не смешон. Может быть, потому, что он думает не только о себе».
Мне кажется, что в сказке «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери доносит до нас мысль, насколько важно жить так, чтобы приносить пользу другим, не быть эгоистичным, тщеславным, хранить верность в дружбе и любви.