на чем построена венеция дерево

Пермская лиственница или на чем стоит Венеция

В двенадцатитомной истории Венеции, написанной известным итальянским историком Тентори в XVII веке, есть такие строки: «Благополучие населения Венеции обеспечивается всемирной торговлей и прочностью свайных сооружений города на островах — пермскими карагаями».

Тентори пишет, что город стоит почти на двух миллионах таких свай. В книгах двадцатого столетия количество свай почему–то уменьшилось: «Четыреста тысяч свай из приуральских лиственниц от раннего средневековья до сих пор надежно несут тяжесть дворцов и домов медленно погружающегося в лагуну города».

Почему из Сибири

Нет сомнения в том, что они привезены из пермских земель, иначе зачем бы деревья называли «пермскими карагаями». Ведь сама по себе лиственница и поныне растет в Северной Италии, на отрогах Альп, и поныне из этой лиственницы добывают живицу, которая с незапамятных времен зовется «венецианской смолой». Краевед Лев Баньковский попытался выяснить, почему же в Венецию лиственницу везли за тридевять земель из Приуралья, а не использовали свою альпийскую.

Но каким путем везли деревья? «Вокруг всей Европы» — то есть через Балтийское и Северное моря, обходя Пиренейский полуостров, через Гибралтар в Средиземное море? Неожиданная подсказка нашлась в работе Н. Соколова «Образование Венецианской колониальной империи», изданной в Саратове в 1963 году. В ней, в частности, говорится, что начиная с XI века, Венеция захватывает лидирующее положение на Адриатике, а к XIV веку под ее контролем оказываются важнейшие торгово–стратегические пункты Восточного Средиземноморья. Важную роль в торговле играло Причерноморье.

Среди конечных торговых пунктов венецианцев здесь Соколов называет города Кафу, Солдайю, Тану, Астрахань.

И лишь в конце ХІV века Венеция смогла потеснить генуэзцев в Западном Средиземноморье и проникнуть на северо–западное побережье Европы. Ясно, что возить лиственницу венецианским купцам было куда выгоднее через Черное море, чем вокруг Европы, тем более что смогли они туда попасть далеко не сразу.

Пермский карагай

Еще одну подсказку дает название лиственницы в Венеции — «пермский карагай». Пермский — понятно, что из Перми, a карагай — так называется лиственница в тюркских языках. Сейчас все сразу встает на свои места. Южным соседом Перми Великой было государство Волжских Булгар. Булгарские купцы, хорошо зная торговую конъюнктуру, покупали в Перми Великой лиственницу, водным путем доставляли ее до Астрахани.

Как вы, наверное, помните, этот город упоминался среди конечных точек венецианских торговцев. И здесь уже под названием «карагай» продавали. Был и другой путь: до города Булгары по Каме, а из него шла сухопутная дорога до Киева, а там и Черное море недалеко.

Если же везти лиственницу из Прикамья «вокруг Европы», то тюркскому названию появиться неоткуда. Торговля шла бы через русский Новгород и какое–нибудь западноевропейское государство. Там же лиственницу называют «ларикс».

на чем построена венеция дерево. Смотреть фото на чем построена венеция дерево. Смотреть картинку на чем построена венеция дерево. Картинка про на чем построена венеция дерево. Фото на чем построена венеция дерево

Но все же мысленно вернемся примерно так на 1000 лет назад. Даже не будем разбираться, четыреста тысяч или два миллиона стволов лиственницы вывезли из наших лесов венецианские купцы. Масштабы по тем временам при том развитии техники, транспортных средств — гигантские. Добавьте к этому расстояние: где Венеция и где наш край. И эти два миллиона или четыреста тысяч были доставлены в Венецию за каких–то несколько столетий. Это же тысячи и тысячи стволов ежегодно.

Где–то здесь, на дальних реках нашего края Глухой Вильве или Колынве, Уролке или Колве, местные жители заготовляли лиственницу особого размера и, наверное, очень недоумевали, зачем, кому нужно столько обычных деревьев, и за них тоже давали дорогой товар, как за пушнину или соль. Затем все это оказывалось на Каме. Здесь необычный для местных жителей товар брали булгарские купцы…

Но, вероятно, венецианские купцы не ограничивались тем, что им поставляли булгары, они и сами пытались проникнуть в места, где росло «дерево жизни» для их города. А иначе как объяснить, что в Европе первая карта, где было нанесено Верхнее Прикамье, была составлена в 1367 году венецианцами Франциском и Домиником Пицигани. Как бы то ни было, до сего дня остается тайной, как в Венеции узнали почти тысячу лет назад, что именно в наших краях растет такое необходимое для них дерево. Может быть, до них дошли какие–то сведения со времен Римской империи. Когда император Троян в начале II века построил из привозной лиственницы мост через реку Дунай. Остовы моста разрушили с помощью зубила только в 1858 году, через 1150 лет.

Куда шла в прошлом лиственница из Перми

Не только Венеция покупала лиственницу в Перми Великой. На протяжении нескольких столетий весь английский флот строился из лиственницы, вывозимой из Архангельского порта. И значительная ее часть была из Прикамья. Но так как покупали ее в Архангельске, называли лиственницу в Англии вначале чаще всего «архангельская». Были, правда, и другие названия: «русская», «сибирская», «уральская». Только почему–то «пермской» не называли.

Еще многие тысячелетия назад степные кочевники и жители цивилизованных государств везли это дерево за тысячи верст. Всегда использовалось оно там, где больше всего заботились о вечности. Из лиственницы строили гробницы, основания для первобытных свайных поселений, опоры для мостов и многое другое. Сегодня, как память о былой славе пермской лиственницы, остались топонимы — названия села и деревни Карагай.

PS. В 1827 году, т.е. спустя 1000-1400 лет, часть свай была обследована. В заключении об их прочности сказано, что сваи из лиственничного леса, на которых основана подводная часть города, как будто окаменели. Дерево сделалось до того твердым, что и топор, и пила его едва берет.

Источник

На чем стоят дома в Венеции. Как строилась Венеция

Нередко толчком для создания настоящих шедевров искусства выступает безысходность. Ярким примером тому служит Венеция – самый романтичный город мира, который ежегодно посещает более 20 млн. туристов. Зарождение Венеции приходится на V – VI века. Это время, когда с востока на величественную Римскую империю наступали варвары, опустошая все на своем пути.

Людям приходилось спасаться, они покидали свои дома и бежали… в лагуну Адриатического моря. Так на островах, которые между собой переселенцы соединяли земляными насыпями, появились первые селения. В результате получилось так, что город расположился частично на материке, а частично на воде. Например, островная часть Венеции располагается непосредственно на воде. Но на чем стоят дома в Венеции и как строилась Венеция? Об этом мы расскажем в нашей статье.

Секрет рождения города на воде

Все жилые дома, административные здания и даже мосты возводились на деревянных сваях по довольно интересной технологии. Подобрав место для строительства, люди вбивали в илистый грунт сваи, выполненные из особой породы древесины – лиственницы. Выбор в пользу лиственницы неслучаен, она отличается хорошей стойкостью к гниению и долговечностью.

Материал привозили в город из альпийского региона. Готовые сваи имели длину до 7 – 8 метров, невероятными усилиями их вбивали в грунт. Интересно, что венецианские грязи, которые преобладают в почве региона, очень плотно облегают деревянные сваи. Благодаря этому к дереву не поступает кислород, как следствие – на него не оказывают негативного воздействия насекомые и соленая вода. Это обеспечивает сваям защиту от быстрого разрушения – они способны прослужить ни одну сотню лет.

Как строилась Венеция?

Каждую сваю вбивали до момента, пока она не достигнет твердого грунта. После этого на подготовленное основание укладывали бревна пересекающимся методом. Укладка основания с применением данной методики позволяла достичь его максимальной устойчивости и прочности, а также равномерно распределить вес строения по всему периметру. Таким способом возводили фундамент будущего здания, на котором выполняли кирпичную кладку или укладывали мраморные плиты.

Постепенно Венеция приобретала свой неповторимый колорит. Но благодаря особенностям местности город выдержан примерно в одинаковом исполнении. Дело в том, что возводить здания высотой выше 5 этажей на таком грунте нельзя. Поэтому здесь преобладают дома высотой 2 – 3 этажа, а сводчатые входы, стрельчатые арки и узкие окна позволяют защититься от ветра.

Земля в Венеции стоила очень дорого и сегодня остается достаточно дорогой. В связи с этим «сухопутные» улицы города слишком узкие – на некоторых улочках двум человекам разойтись крайне сложно. Самой просторной частью города является знаменитая площадь Сан-Марко, которая располагается в самой низкой точке. Поэтому сама площадь, а также расположенные на ней базилика Сан-Марко и Дворец дожей, постоянно затапливает. Впрочем, продуманная система ливневой канализации творит чудеса – спустя несколько часов вода уходит.

Борьба за выживание

Постепенное и неизбежное погружение в воду – серьезная насущная проблема, с которой венецианцам приходиться бороться с самого начала основания города. В связи с этим город дважды перестраивали, поскольку люди создавали новое жилье на более высоких островах. Однако только в прошлом веке Венеция погрузилась под воду еще на 23 см. Такие темпы затопления несут огромные риски – местные жители не рискуют строить новые дома.

Предыдущие статьи

Празднование Нового Года в Италии

Романтический отдых в Италии

Источник

Венеция построена на сваях из лиственницы?

на чем построена венеция дерево. Смотреть фото на чем построена венеция дерево. Смотреть картинку на чем построена венеция дерево. Картинка про на чем построена венеция дерево. Фото на чем построена венеция дерево

Легенда о том, что Венеция, город на воде, в действительности построен на сваях, вырубленных из сибирской лиственницы, имеет документальное подтверждение.

Итальянский историк Тентори, живший в XVII веке, написал в своем труде из двенадцати томов о том, что город в буквальном смысле стоит на пермских карагаях. Имея в виду именно лиственницы, выросшие в Приуралье.

При этом Тентори в ранней редакции своей венецианской летописи настаивает на том, что число свай равняется без малого двум миллионам. А в более поздних переизданиях фигурирует уже число 400 000, выдерживающих тяжесть медленно уходящего под воду города.

Четыреста тысяч свай из приуральских лиственниц

В течение всего XX века Венеция погружалась в лагуну. В год город «тонет» на пять миллиметров или чуть больше. И к концу столетия уровень суши оказался ниже ранее замеренного на 23 сантиметра. Ученые подсчитали, что к 2028 году в Венеции будет невозможно жить. К 2100 году город полностью скроется под водой.

Факторов риска немало:

на чем построена венеция дерево. Смотреть фото на чем построена венеция дерево. Смотреть картинку на чем построена венеция дерево. Картинка про на чем построена венеция дерево. Фото на чем построена венеция дерево

Считается, что сваи, на которых держится итальянский город, вытесаны из сибирского дерева – лиственницы. Порода выбрана не случайно: она не гниет под воздействием влаги, а только становится крепче и тверже, будто каменная. Таким образом, подпоры эти могут стоять вечно.

Подобные деревья растут и на отрогах Альп, что в Северной Италии. Однако часть опор, несомненно, привезена из уральской глубинки. Ведь в Европе леса не столь обильные, для строительных нужд в масштабах целого города стволов оказалось недостаточно. Пришлось везти драгоценный товар с другого конца света, из Пермской области.

Поставки Аникея Строганова

В Приуральском крае с XV века торговыми поставками на все четыре стороны заведовала династия Строгановых. Так, царь Иван Грозный лично поручил Аникею Строганову взять на контроль продажу российского леса. Предпринимателем он оказался успешным и принятые им методы накопления и сохранения капитала действовали на территории и Московского государства, и, позднее, всей Российской империи.

Аника или Иоанникий Строганов был известен как энергичный, смышленый делец. Он смог заложить хороший фундамент для богатства будущих поколений. Три его сына – Семен, Яков и Григорий – смогли приумножить собранные отцом средства и пустить их в дело.

Напрямую с Италией Сибирь в это время торговли не вела. Это булгарские купцы, наслышанные о свойствах лиственницы с севера пермской земли, закупали ее в больших количествах, по воде переправляли до Астрахани, а затем распространяли по миру, называя дерево карагаем из Перми.

Почему выбрали именно лиственницу

Венеция возведена в небольшой лагуне, на песчаной отмели Адриатического моря, состоит из 118 островов, соединенных мостами и каналами. Грунт сразу же сочли ненадежным и решили укрепить его сваями: массивными брусьями с остро заточенными концами. Их вбивали прямо в воду, в дно лагуны.

Будущий облик города рисовали не архитекторы и инженеры, а сама природа. Сразу было ясно, что просторные набережные и променады здесь не нужны. Поэтому жилые дома выходят своими ступеньками прямо к воде. В роли общественного транспорта здесь – лодки, гондолы. Взять автомобиль в аренду – не вариант, скорее предложат пройтись пешком.

С течением времени скромный рыбацкий поселок превратился в романтический город, где мечтает побывать чуть ли не каждый. В Венеции живут купцы и ремесленники, здесь черпают вдохновение художники и поэты, сюда приезжают провести медовый месяц влюбленные молодожены.

Лиственница держит город, как может. От соленой морской воды древесина не размякает, а напротив, приобретает свойства железа. Но инженеры денно и нощно работают над проектами по спасению этой точки на карте от окончательного оседания. Так, существует план Джузеппе Гамболати, стоимостью 117 миллионов долларов. Проектировщик считает, что нужно просверлить дюжину скважин диаметров в 30 сантиметров на глубину 700 метров. Расположить их равномерно в пределах десяти километров вокруг Венеции. Это даст отток «высокой воде», по-итальянски acquaalta, а набухший песок и глина, будто домкрат, поднимут на себе город как минимум на 30 сантиметров.

Вряд ли это спасет от частых наводнений и снизит активность артезианских скважин, но, по крайней мере, позволит инженерам выиграть время и придумать более эффективный способ от ухода под воду. Конечно, пермская древесина – долговечный материал, но как только лиственничные сваи покажутся из-под воды, они тут же начнут гнить и разрушаться. К тому же даже в целом виде они не могут предотвратить неизбежного исхода. Не зря существует красивый миф о том, что Венеция, жемчужина Италии, рождена из пены морской. В пучину вод однажды ей и предстоит вернуться.

Источник

Удивительно! Венеция построена на окаменелых лиственничных сваях!

на чем построена венеция дерево. Смотреть фото на чем построена венеция дерево. Смотреть картинку на чем построена венеция дерево. Картинка про на чем построена венеция дерево. Фото на чем построена венеция дерево

Начиная с V и заканчивая IX столетием строился город Венеция. Большинство домов и прочих сооружений в нем было поставлено на сваи – сваи из лиственницы. Удивительным является то, что при обследовании укреплений в 1827 году (более чем через 1300 лет после начала строительства), было выявлено, что лиственничные сваи, расположенные под водой, окаменели. И стали настолько твердыми, что разрушить их теперь не получается ни топором, ни пилой. Безусловно, на изготовление свай шли не саженцы лиственницы, а вполне окрепшие деревья, которым было лет по 400, ибо именно к этому возрасту древесина лиственницы набирает необходимой прочности.

на чем построена венеция дерево. Смотреть фото на чем построена венеция дерево. Смотреть картинку на чем построена венеция дерево. Картинка про на чем построена венеция дерево. Фото на чем построена венеция дерево

Итак, лиственница – хвойное дерево, произрастающее по всей территории России, но особыми качествами отличаются деревья Иркутской и Красноярской области. Лиственница живет примерно 700 лет. Хотя, в Братском районе есть отдельные экземпляры, возраст которых превышает 1000 и даже 1300 лет. Точнее – 1052, 1280 и 1348 лет. Это дерево, в отличие от кедра, растет очень быстро, и считается в Сибири символом могущества и силы. Недаром его посадочный материал пользуется повышенным спросом.

Еще несколько слов о Венеции. Город возник на островах лагуны Адриатического моря. Песчаный грунт для строительства домов исключительно ненадежен, поэтому было принято строить дома на сваях. Лиственницу для изготовления свай привозили из России. Разрастаясь, Венеция выходила своими строениями прямо в море. Сегодня Венеция – в опасности. С каждым годом дома опускаются примерно на 1 см, а уровень воды, соответственно, повышается. Все чаще происходят наводнения. Сейчас проблемой города занимается ЮНЕСКО.

Тысячелетние лиственничные сваи постепенно заменяются новыми, которые сегодня также привозят из Пермской области – оттуда же прибыла лиственница и в IX веке.

А вообще древесина лиственницы широко применяется в малом судостроении для изготовления шпал и пропсов, столярном производстве и строительстве, в качестве элементов строительных конструкций. Особенно востребована она на объектах повышенной влажности. Также можно говорить об отличных физико-механических свойствах этой древесины, устойчивости к гниению и небольшой сучковатости, что также способствует ее прочности.

Из лиственницы делают и пресловутые сваи, и прочие крупные узлы гидротехнических сооружений, срок службы которых может исчисляться столетиями. Так, лиственничные сваи Троянского моста через Дунай до его разрушения простояли 1800 лет.

Источник

Венеция – город, построенный на лиственнице

Все знают о прекрасной Венеции со всех сторон окруженной водной гладью Адриатического моря. Однако не многие задумывались о том, каким образом был возведен этот удивительный город на воде.

Песчаный грунт, на котором стоит Венеция, очень ненадежен. Именно поэтому строители возводили жилые и общественные здания на высоких сваях. Строительство велось на протяжении четырех столетий (с V по IX век н.э). Основная сложность заключалась в том, что для фундамента домов и мостовых был нужен материал устойчивый к воздействию воды. Для этих целей была выбрана лиственница. Большинство зданий в Венеции было построено на лиственничных фундаментах. И удивительный факт – при исследовании опорных конструкций в 1827 году (спустя почти 1200 лет после начала застройки) было обнаружено, что деревянные сваи, на которых стоит Венеция, под воздействием морской воды затвердели и приобрели прочность камня.

Лиственница – уникальное по своим свойствам дерево. Благодаря высокому содержанию смол, древесина устойчива к воздействию насекомых-вредителей и практически не подвержена гниению. По прочности эта порода сравнима с древесиной дуба, а под воздействием воды лиственница обретает дополнительную твердость, сравнимую с твердостью гранита или мрамора.

на чем построена венеция дерево. Смотреть фото на чем построена венеция дерево. Смотреть картинку на чем построена венеция дерево. Картинка про на чем построена венеция дерево. Фото на чем построена венеция дерево

на чем построена венеция дерево. Смотреть фото на чем построена венеция дерево. Смотреть картинку на чем построена венеция дерево. Картинка про на чем построена венеция дерево. Фото на чем построена венеция дерево

Лиственница – одна из самых распространенных хвойных пород на территории России. Особенно ценится древесина, произрастающая в Иркутской области, Красноярском крае и на Урале. Средняя продолжительность жизни лиственницы достигает 650-800 лет, однако, имеются экземпляры перешагнувшие отметку в 1000 лет.

Россия издавна поставляла древесину лиственницы в другие страны, в том числе и в Италию. Известно, что для строительства Венеции зачастую приобреталась сибирская лиственница. И даже в настоящее время, при замене старых свай на новые венецианские строители используют древесину, заготовленную в Пермском крае. Обычно для изготовления опорных конструкций применяются деревья в возрасте 400-500 лет, так как именно такая древесина обладает нужной прочностью и физико-химическими свойствами.

В настоящее время Венеция находится в сложной ситуации. Уровень воды с каждым годом становится выше, все чаще случаются наводнения. Чтобы спасти старинный город от разрушения, строители стараются укрепить опорные конструкции, заменяют старые сваи на новые. Из лиственницы производят не только сваи, но и опоры мостовых и набережных, а также разнообразные части гидротехнических конструкций. Город находится под патронажем ЮНЕСКО и благодаря этому прилагаются значительные усилия для того, чтобы сохранить красоту Венеции на многие годы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *