на чем построен сюжет рассказа свои и чужие
Анализ рассказа Н.А.Тэффи «Свои и чужие» 8 класс
Н.А. Тэффи «Свои и чужие»
С именем Тэффи связано целое направление в русской сатирической литературе начала 20 века. Современники назвали его «лирической сатирой». Природа явления, названного «лирической сатирой», двойственна: с одной стороны, это странная сатира – сатира – шарж, почти карикатура на современность, а вместе с тем –элегия, жалоба сердца, словно слова дневника.
Сюжет рассказа «Свои и чужие» построен на доказательстве тезиса «Чем больше у человека своих, тем больше он знает о себе горьких истин и тем тяжелее ему живётся на свете». Доказывая этот тезис, автор рисует следующие жизненные ситуации: обсуждение внешнего вида, лёгкого недомогания, «дружеского» приёма, жизненных планов героини.
Фразы, передающие отношение своих и чужих
«Свои считают своей обязанностью непременно резать вам в глаза правду-матку»
«Посмотрит на вас презрительно»
«Чужие должны деликатно привирать»
«Улыбнётся вам приветливо»
Обсуждение лёгкого недомогания героини
«Начнёт допытываться, где и когда могли вы простудиться, начнёт укорять, зачем вы простудились».
Будет долго издеваться над вами
«От чужих вам только радость и удовольствие», «делают вид, что страшно испуганы»
«Водить знакомство со своими грустно и раздражительно, все вылезают хмурые и унылые, подадут чай со вчерашними сухарями…»
«Принимают вас весело, делают вид, что рады вашему приходу до экстаза. Лица припудрены, моложавы, разговоры весёлые, живые, бодрые, полны относительно вас самых светлых прогнозов, посадят в лучшую комнату, разговоры заведут для вас приятные»
Обсуждение жизненных планов героини
«Заранее оплакивают вас, недоверчиво качают головой и каркают…»
«И, кроме того, зная вашу беспечность, безалаберность, рассеянность и неумение ладить с людьми, они могут вам доказать, как дважды два – четыре, что вас ждут большие неприятности и очень печальные последствия, если вы вовремя не одумаетесь и не выкинете из головы дурацкой затеи»
Свои режут правду – матку, чужие деликатно привирают, при этом и те и другие обнаруживают эгоизм, равнодушие, лицемерие. Как у своих, так и у чужих эти качества скрываются под маской заботы о ближнем.
Особенности лирической сатиры Тэффи
Особенности лирической сатиры Тэффи
Самовыражение автора в форме монолога, обращённого к читателю, которого он постоянно имеет в виду.
«Встретите вы, например, на улице чужого человека. Всё это для вас приятно…»
Ориентация на устное воспроизведение. Характер персонажей раскрывается преимущественно в диалогах, воссоздающих различные оттенки(индивидуальные и социальные) живой разговорной речи
«Уж он и в постель завалился!»
«Подбодрись –стыдно так раскисать!»
Фрагментарность и мозаичность – основной композиционный принцип.
Рамка, в которой происходит своеобразная игра автора и читателя, как композиционный приём.
Двойная оценка происходящего со стороны рассказчика и оценка происходящего и образа рассказчика со стороны читателя.
Рассказ о случае в вагоне.
«Всех людей по отношению к нам мы разделяем на «своих» и «чужих».
« И слушатели не удивлялись странной похвале. Не удивляюсь и я».
Самовыражение автора в форме монолога, обращённого к читателю, которого он постоянно имеет в виду.
«Встретите вы, например, на улице чужого человека. Всё это для вас приятно…»
Ориентация на устное воспроизведение. Характер персонажей раскрывается преимущественно в диалогах, воссоздающих различные оттенки(индивидуальные и социальные) живой разговорной речи
«Уж он и в постель завалился!»
«Подбодрись –стыдно так раскисать!»
Фрагментарность и мозаичность – основной композиционный принцип.
Рамка, в которой происходит своеобразная игра автора и читателя, как композиционный приём.
Двойная оценка происходящего со стороны рассказчика и оценка происходящего и образа рассказчика со стороны читателя.
Рассказ о случае в вагоне.
«Всех людей по отношению к нам мы разделяем на «своих» и «чужих».
« И слушатели не удивлялись странной похвале. Не удивляюсь и я».
Конспект дистанционного урока по теме «Проблематика сатирического рассказа Надежды Тэффи «Свои и чужие».
Урок родной литературы(русской).
— Запишите число и тему нашего урока:
Проблематика сатирического рассказа Надежды Тэффи «Свои и чужие».
С именем Тэффи связано целое направление в русской сатирической литературе начала XX века. Современники назвали его «лирической сатирой».
1) Странная сатира – сатира-шарж, почти карикатура на современность.
2) Элегия, жалоба сердца, словно слова дневника.
-Запишите определения в тетради.
-Природа направления «лирическая сатира» двойственна: с одной стороны, это странная сатира – сатира-шарж, почти карикатура на современность, и вместе с тем – элегия, жалоба сердца, словно слова дневника.
— На чем построен сюжет рассказа «Свои и чужие» ?
— Сюжет рассказа построен на доказательстве тезиса «чем больше у человека своих, тем больше он знает о себе горьких истин и тем тяжелее ему живется на свете».
— Чем отличается отношение «своих» от «чужих»? Близкие о нас беспокоятся. Но почему это беспокойство так обидно для нас?
— Знают о нас все, не церемонятся, не хотят казаться лучше, тактичнее…
— Какие жизненные ситуации рисует рассказчик, доказывая тезис?
— Обсуждение внешнего вида, легкого недомогания, «дружеского» приема, жизненных планов героини.
& Исследовательская работа с текстом
— Найдите фразы, передающие отношение «своих» и «чужих».
Встреча на улице, обсуждение внешнего вида героини
Обсуждение легкого недомогания героини
Проверьте себя устно.
Встреча на улице, обсуждение внешнего вида героини
«Свои считают своей обязанностью непременно резать вам в глаза правду-матку».
«Посмотрит на вас презрительно»
«Чужие должны деликатно привирать».
«Улыбнется вам приветливо»
Обсуждение легкого недомогания героини
«Начнет допытываться, где и когда могли вы простудиться, начнет укорять, зачем вы простудились». Будет долго издеваться над вами
«От чужих вам только радость и удовольствие», «делают вид, что страшно испуганы»
«Водить знакомство со своими грустно и раздражительно, все вылезают хмурые и унылые, подадут чай со вчерашними сухарями. »
«Принимают вас весело, делают вид, что рады вашему приходу до экстаза. Лица припудрены, моложавы, разговоры веселые, живые, бодрые, полны относительно вас самых светлых прогнозов, посадят в лучшую комнату, разговоры заведут для вас приятные»
— Подберите существительные, воссоздающие черты характера своих и чужих.
— Эгоизм, равнодушие, лицемерие.
— Почему эти понятия мы можем отнести и к своим, и к чужим?
— Свои режут правду-матку, чужие деликатно привирают, при этом и свои, и чужие обнаруживают эгоизм, равнодушие, лицемерие. Как у своих, так и у чужих эти качества скрываются под маской заботы о ближнем.
& Исследовательская работа: выявление особенностей «лирической сатиры» Тэффи. Заполните таблицу по образцу в тетради:
Особенности «лирической сатиры» Тэффи
1. Самовыражение автора в форме монолога, обращенного к читателю, которого он постоянно имеет в виду.
«Встретите вы, например, на улице чужого человека. Все это для вас приятно. »
2. Ориентация на устное воспроизведение. Характер персонажей раскрывается преимущественно в диалогах, воссоздающих различные оттенки (индивидуальные и социальные) живой разговорной речи
«Уж он и в постель завалился!»
«Подбодрись — стыдно так раскисать!»
3. Фрагментарность и мозаичность — основной композиционный принцип. Включение в авторское повествование коротких рассказов, приводимых в качестве примеров-доказательств или примеров — отправных точек рассуждения, монологи-рассуждения.
Рассказ о случае в вагоне.
«Всех людей по отношению к нам мы разделяем на «своих» и «чужих».
«И слушатели не удивлялись странной похвале. Не удивля юсь и я».
— Вывод исследовательской работы о «лирической сатире»?
— Для лирической сатиры Тэффи характерно самовыражение автора в форме монолога, обращенного к читателю.
В рассказах происходит формирование диалога между автором и читателем, в ходе которого обнаруживается внутренняя несостоятельность не только героев, но и общества, неспособного дорожить собственными чувствами и искренностью.
Художественные средства и способы группировки образов способствуют ироническому осмыслению событий, которые представляются автору (и читателю вслед за ним) как абсурдные.
— О каких общественных пороках идет речь в рассказе?
— О невнимании друг к другу…
— Какова художественная идея рассказа?
— Автор призывает увидеть драматизм жизни, указывает на незыблемую ценность любви, чуткости и сострадания к ближним, умение прощать.
— Какова проблематика рассказа?
— Проблема одиночества в современном мире; проблема понимания…
Домашнее задание: прочитать «История болезни» М. Зощенко.
Конспекты урока присылать на почту: AAzmuhanova@s37.ru
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Похожие материалы
Классный час «Литературная премия Забайкалья. Лауреаты премии»
Сааскы кэм романна о5ону иитии
Проект «Уол о5ону иитии»
Л.А. Чарская. Рассказ «Тайна». Ранимость души подростка.
Конспект урока родной (русской) литературы для 7 класса «Фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе: А. К. Толстой. «Моя душа летит приветом…»»
Исследовательская работа по на тему «Чи хуьруьн ветеранар» «Ветераны нашего села»
КТП Родная литература 6 класс 34часа
Проверочная работа №2 по родной (русской) литературе 6 класс по произведениям XIX века
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5311867 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
На базе колледжей создадут программы профориентации
Время чтения: 2 минуты
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
Руководители управлений образования ДФО пройдут переобучение в Москве
Время чтения: 1 минута
Попова предложила изменить школьную программу по биологии
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Краткое содержание «Свои и чужие»
Всего получено оценок: 60.
О произведении
Рассказ «Свои и чужие» Тэффи был написан в 1912 году. Произведение представляет собой излюбленный жанр Надежды Тэффи – миниатюру, построенную на описании незначительного комического происшествия. В свойственной ей сатирической манере писательница высмеивает, как люди делятся на «чужих» и «своих» и как общаются между собой, исходя из этого разделения.
Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Свои и чужие», которое пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.
Главные герои
Краткое содержание
Окружающие люди делятся на «своих» и «чужих». Своими, как правило, называют тех людей, о которых известно, « сколько им лет и сколько у них денег ». И нужно очень осторожно относиться к тому, чтобы чужие не стали своими, потому что последние имеют обыкновение « непременно резать вам в глаза правду-матку, тогда как чужие должны деликатно привирать ».
Как показывает практика, чем больше у человека своих, « тем больше знает он о себе горьких истин и тем тяжелее ему живётся на свете ». Чужие всегда делают комплименты, даже если внешность далека от идеала, присылают конфеты и цветы в случае болезни. Свои же всегда укажут даже на самый крошечный изъян и будут упрекать в том, что оказался на больничной койке. Чужие будут очень серьёзно относиться даже к малейшей простуде, а свои начнут упрекать в излишней мнительности.
И в целом, общаться со своими « очень грустно и раздражительно ». Чужие всегда сделают вид, что чрезвычайно рады видеть вас. Они устроят приём в самой красивой комнате, накормят самыми вкусными и дорогими яствами, поставят « чайник не с отбитым носом » и даже принесут чистую салфетку. При этом разговор заведут самый приятный — о вашем таланте, новой шляпке или прекрасном характере.
Со своими происходит совсем иная история. Как правило, они встречают вас хмурыми и унылыми и тут же начинают жаловаться на здоровье. Понимая, что всё известно об их финансовом положении, свои угостят чаем « с вчерашними сухарями и заговорят о цене на говядину ».
Чужие верят в вас и не сомневаются, что любые начинания будут по плечу — « Ещё бы! С вашим-то умом, да с вашей выдержкой, да с вашей обаятельностью ». А вот свои настроены весьма скептически и имеют весьма « тяжёлые предчувствия на ваш счёт ».
« Сознание, насколько чужие приятнее своих », постепенно проникает в массы, и можно привести тому массу примеров. Так, рассказчик однажды стал свидетелем того, как в вагоне « какой-то желчный господин закричал на своего соседа » и стал упрекать в том, что тот занял много места. На что получил отпор и просьбу не вести себя так развязно с незнакомым человеком, как будто он — старший брат.
В другой раз рассказчик услышал, как одна дама нахваливает своего супруга и говорит, что он « всегда милый, вежливый, внимательный, точно чужой ».
Заключение
В своём произведении писательница никого не высмеивает конкретно, но даёт понять, насколько глупыми и невежественными являются люди, которые даже не стараются быть культурными и воспитанными по отношению к своим близким.
После ознакомления с кратким пересказом «Свои и чужие» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.
Тест по рассказу
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
«Свои и чужие» краткое содержание рассказа Тэффи – читать пересказ онлайн
Краткое содержание «Свои и чужие»
Рассказ «Свои и чужие» Тэффи был написан в 1912 году. Произведение представляет собой излюбленный жанр Надежды Тэффи – миниатюру, построенную на описании незначительного комического происшествия. В свойственной ей сатирической манере писательница высмеивает, как люди делятся на «чужих» и «своих» и как общаются между собой, исходя из этого разделения.
Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Свои и чужие», которое пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.
Главные герои
Рассказчик — сама писательница, Надежда Тэффи, которая любит наблюдать за людьми и подмечать особенности в их поведении и общении друг с другом.
Краткое содержание
Окружающие люди делятся на «своих» и «чужих». Своими, как правило, называют тех людей, о которых известно, «сколько им лет и сколько у них денег». И нужно очень осторожно относиться к тому, чтобы чужие не стали своими, потому что последние имеют обыкновение «непременно резать вам в глаза правду-матку, тогда как чужие должны деликатно привирать».
Как показывает практика, чем больше у человека своих, «тем больше знает он о себе горьких истин, и тем тяжелее ему живётся на свете». Чужие всегда делают комплименты, даже если внешность далека от идеала, присылают конфеты и цветы в случае болезни. Свои же всегда укажут даже на самый крошечный изъян и будут упрекать в том, что оказался на больничной койке. Чужие будут очень серьёзно относиться даже к малейшей простуде, а свои начнут упрекать в излишней мнительности.
И в целом, общаться со своими «очень грустно и раздражительно». Чужие всегда сделают вид, что чрезвычайно рады видеть вас. Они устроят приём в самой красивой комнате, накормят самыми вкусными и дорогими яствами, поставят «чайник не с отбитым носом» и даже принесут чистую салфетку. При этом разговор заведут самый приятный — о вашем таланте, новой шляпке или прекрасном характере.
Со своими происходит совсем иная история. Как правило, они встречают вас хмурыми и унылыми и тут же начинают жаловаться на здоровье. Понимая, что всё известно об их финансовом положении, свои угостят чаем «с вчерашними сухарями и заговорят о цене на говядину».
Чужие верят в вас и не сомневаются, что любые начинания будут по плечу — «Ещё бы! С вашим-то умом, да с вашей выдержкой, да с вашей обаятельностью». А вот свои настроены весьма скептически и имеют весьма «тяжёлые предчувствия на ваш счёт».
«Сознание, насколько чужие приятнее своих», постепенно проникает в массы, и можно привести тому массу примеров. Так, рассказчик однажды стал свидетелем того, как в вагоне «какой-то желчный господин закричал на своего соседа» и стал упрекать в том, что тот занял много места. На что получил отпор и просьбу не вести себя так развязно с незнакомым человеком, как будто он — старший брат.
В другой раз рассказчик услышал, как одна дама нахваливает своего супруга и говорит, что он «всегда милый, вежливый, внимательный, точно чужой».
Заключение
В своём произведении писательница никого не высмеивает конкретно, но даёт понять, насколько глупыми, недалёкими и невежественными являются люди, которые даже не стараются быть культурными и воспитанными по отношению к своим близким.
После ознакомления с кратким пересказом «Свои и чужие» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.
Н. Тэффи. Проблематика сатирического рассказа «Свои и чужие».
Тема: Н. Тэффи. Проблематика сатирического рассказа «Свои и чужие».
I. Проверка домашнего задания.
Тэффи (1872–1952) — русская писательница, поэтесса, переводчица. Под этим звучным псевдонимом скрывалась дворянка Надежда Александровна Лохвицкая — женщина с невероятным чувством юмора и тонким умом. Ее называли «королевой смеха», а ее произведениями зачитывался русский император Николай II. Тэффи, биография которой полна интересных фактов, оставила большой след в культуре ХХ века.
Детство и юность Надежда Лохвицкая появилась на свет 9 (21) мая 1872 года в Санкт-Петербурге в интеллигентном дворянском семействе. Глава семьи был известным в северной столице адвокатом, мать, обрусевшая француженка, занималась воспитанием шестерых детей. Именно мать, которая много и с удовольствием читала, привила всем детям любовь к литературе. Надежда получила прекрасное образование в Литейной женской гимназии, которую окончила в 1890 году. Она зачитывалась русскими классиками и однажды отправилась на встречу к писателю Льву Толстому с просьбой изменить содержание романа «Война и мир» и не лишать жизни ее любимого героя, Андрея Болконского.
Литературная деятельность Литературный дебют Надежды Лохвицкой состоялся в 1901 году, когда ее семья решила взять инициативу в свои руки и отнести одно из стихотворений начинающей писательницы в редакцию журнала «Север». Первый опыт оказался удачным, и спустя 3 года Лохвицкая опубликовала свое первое прозаическое произведение «День прошел». Известность к Надежде Александровне пришла в 1910 году после выхода в свет ее первого сборника «Юмористические рассказы». К тому времени она взяла творческий псевдоним Н. А. Тэффи, и широкая публика узнала ее под этим именем. Ее творчество оказалось настолько популярным, что стали в продаже появились духи и шоколадные конфеты «Тэффи». Надежда Лохвицкая стала признанным мастером миниатюрного рассказа, очень непростого литературного жанра. Из-за небольшого объема произведения автору приходится точно подбирать каждое слово, каждую фразу, делать акцент на самом главном.
Тэффи была знаменита своими сатирическими стихами и фельетонами, она была постоянным сотрудником журнала «Сатирикон». Сатира писательницы была весьма оригинальной: она была остроумной, но при этом совершенно беззлобной и даже сострадательной.
Жизнь в эмиграции Надежда Александровна не смогла принять новые реалии послереволюционной России. В 1920 году она эмигрировала в Париж, где продолжила литературную деятельность. Очень важной для писательницы стала поддержка талантливых соотечественников: Гиппиус, Бунина, Мережковского. В произведениях Тэффи этого периода исчез былой юмор и легкость. На смену им пришли более глубокие, психологические рассказы, в которых преобладали грустные мотивы. Это рассказы «Городок», «Ностальгия», «Так жили» и другие, где в центре повествования оказались изломанные судьбы русских эмигрантов. При изучении краткой биографии Тэффи стоит отметит ее интерес к мемуарному жанру в 1930-х годах. Она принялась писать автобиографические рассказы («Первое посещение редакции», «Псевдоним», «Как я стала писательницей», «45 лет»), а также художественные очерки — литературные портреты выдающихся людей, с которыми ей довелось встречаться.
Личная жизнь Первым супругом Надежды Лохвицкой стал поляк Владислав Бучинский. В этом браке родилось трое детей: дочери, Валерия и Елена, и сын Янек. В 1900 супруги расстались: Тэффи начала стремительный карьерный взлет, оставив детей на попечение гувернантки и мужа.
Большой любовью писательницы стал петербургский банкир Павел Тикстон, с которым она прожила в гражданском браке вплоть до смерти супруга в 1935 году. Скончалась Тэффи 6 октября 1952 года в Париже в возрасте 80 лет. Причиной смерти стал приступ стенокардии.
С именем Тэффи связано целое направление в русской сатирической литературе начала XX века. Современники назвали его «лирической сатирой».
— Назовите виды комического. Укажите отличие юмора от сатиры и иронии.
Слово учителя: природа направления «лирическая сатира» двойственна: с одной стороны, это странная сатира – сатира-шарж, почти карикатура на современность, и вместе с тем – элегия, жалоба сердца, словно слова дневника.
— На чем построен сюжет рассказа?
— Сюжет рассказа построен на доказательстве тезиса «чем больше у человека своих, тем больше он знает о себе горьких истин и тем тяжелее ему живется на свете».
— Чем отличается отношение «своих» от «чужих»? Близкие о нас беспокоятся. Но почему это беспокойство так обидно для нас?
— Знают о нас все, не церемонятся, не хотят казаться лучше, тактичнее…
— Какие жизненные ситуации рисует рассказчик, доказывая тезис?
— Обсуждение внешнего вида, легкого недомогания, «дружеского» приема, жизненных планов героини.
& Исследовательская работа с текстом
— Найдите фразы, передающие отношение «своих» и «чужих».
Встреча на улице, обсуждение внешнего вида героини
«Свои считают своей обязанностью непременно резать вам в глаза правду-матку».
«Посмотрит на вас презрительно»
«Чужие должны деликатно привирать».
«Улыбнется вам приветливо»
Обсуждение легкого недомогания героини
«Начнет допытываться, где и когда могли вы простудиться, начнет укорять, зачем вы простудились». Будет долго издеваться над вами
«От чужих вам только радость и удовольствие», «делают вид, что страшно испуганы»
«Водить знакомство со своими грустно и раздражительно, все вылезают хмурые и унылые, подадут чай со вчерашними сухарями. »
«Принимают вас весело, делают вид, что рады вашему приходу до экстаза. Лица припудрены, моложавы, разговоры веселые, живые, бодрые, полны относительно вас самых светлых прогнозов, посадят в лучшую комнату, разговоры заведут для вас приятные»
Обсуждение жизненных планов героини
«Заранее оплакивают вас, недоверчиво качают головой и каркают. » «И, кроме того, зная вашу беспечность, безалаберность, рассеянность и неумение ладить с людьми, они могут вам доказать, как дважды два — четыре, что вас ждут большие неприятности и очень печальные последствия, если вы вовремя не одумаетесь и не выкинете из головы дурацкой затеи»
«По отношению к вам полны самых светлых прогнозов. Все предприятия вам, наверное, великолепно удадутся. С вашим-то умом, да с вашей выдержкой, да с вашей обаятельностью»
— Подберите существительные, воссоздающие черты характера своих и чужих
— Эгоизм, равнодушие, лицемерие.
— Свои режут правду-матку, чужие деликатно привирают, при этом и свои и чужие обнаруживают эгоизм, равнодушие, лицемерие. Как у своих, так и у чужих эти качества скрываются под маской заботы о ближнем.
& Исследовательская работа: выявление особенностей «лирической сатиры» Тэффи.
Особенности «лирической сатиры» Тэффи
1. Самовыражение автора в форме монолога, обращенного к читателю, которого он постоянно имеет в виду.
«Встретите вы, например, на улице чужого человека. Все это для вас приятно. »
2. Ориентация на устное воспроизведение. Характер персонажей раскрывается преимущественно в диалогах, воссоздающих различные оттенки (индивидуальные и социальные) живой разговорной речи
«Уж он и в постель завалился!»
«Подбодрись — стыдно так раскисать!»
3. Фрагментарность и мозаичность — основной композиционный принцип. Включение в авторское повествование коротких рассказов, приводимых в качестве примеров-доказательств или примеров — отправных точек рассуждения, монологи-рассуждения.
Рассказ о случае в вагоне.
«Всех людей по отношению к нам мы разделяем на «своих» и «чужих».
«И слушатели не удивлялись странной похвале. Не удивля юсь и я».
— О…Для лирической сатиры Тэффи характерно самовыражение автора в форме монолога, обращенного к читателю.
ВЫВОД: В рассказах происходит формирование диалога между автором и читателем, в ходе которого обнаруживается внутренняя несостоятельность не только героев, но и общества, неспособного дорожить собственными чувствами и искренностью.
Художественные средства и способы группировки образов способствуют ироническому осмыслению событий, которые представляются автору (и читателю вслед за ним) как абсурдные.
— Что, на ваш взгляд, объединяет рассказ Тэффи «Свои и чужие» (1923) и изображенное на картине «Группа воображаемых портретов» художника Н. П. Ульянова?
— не прорисован интерьер, множество образов, которые мы не запоминаем, все они равнодушно притворны…
— О каких общественных пороках идет речь в рассказе?
— О невнимании друг к другу…
— Какова художественная идея рассказа?
— Автор, на мой взгляд, призывает увидеть драматизм жизни, указывает на незыблемую ценность любви, чуткости и сострадания к ближним, умение прощать.
— Проблема одиночества в современном мире; проблема понимания…