В свинине муфтия что значит
Муфтий прокомментировал скандал с этикеткой «халяль» на свинине
Несколько дней назад компания «Челны-Мясо» наклеила на свою мясную продукцию из свинины рекламный стикер с надписью «халяль».
(Казань, 22 июня, «Татар-информ»). Муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин прокомментировал инцидент с этикеткой «Халяль» на свинине на своей странице в Instagram.
«Это настоящее преступление над чувствами верующих, которое бросает тень сомнения на всю халяль индустрию», – отметил муфтий.
Далее он рассказал, что одним из главных принципов производства халяль продукции является фактор доверия, которое зарабатывается долго и скрупулезно.
Такие скандалы отрицательно сказываются на развитии халяль сектора экономики и мусульманского бизнеса в целом, заявил он.
Несколько дней назад компания «Челны-Мясо» наклеила на свою мясную продукцию из свинины рекламный стикер с надписью «халяль».
Также муфтий поблагодарил комитет по стандарту «Халяль» Духовного управления мусульман РТ за работу по предотвращению таких случаев нарушения и за принципиальную и жесткую позицию в данном вопросе.
«Благодаря такой щепетильной работе, мусульмане Татарстана, видя логотип комитета по стандарту «Халяль» ДУМ РТ, уверены, что на товаре не только написано халяль, а продукция действительно является халяльной», – поблагодарил он ведомство.
Кроме того, Камиль хазрат Самигуллин отметил быструю реакцию общественности на факт того, что «Челны-Мясо», без ведома комитета по стандарту «Халяль» ДУМ РТ, наклеила на свою мясную продукцию стикер с надписью «халяль».
«Это яркое свидетельство того, что люди переживают за свою религию», — подытожил Камиль хазрат.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Почему мусульмане не едят свинину?
Ответ на вопрос почему мусульмане не едят свинину довольно прост и опирается в первую очередь на священные писания. Аллах в Коране говорит: «О те, кто уверовал, ешьте благую пищу…» Далее Аллах перечисляет 4 вещи, которые нельзя употреблять в пищу. Всего четыре вещи. Но взамен дал много других вкусных и полезных благ, чтобы наша еда была разнообразной. И конечно первым доводом будет являться аяты и Корана, которые приведены ниже. Кроме того наукой доказано, что мясо свиньи очень токсично и практически не усваивается человеком.
Скажи: «Из того, что дано мне в откровении, я нахожу запрещенным употреблять в пищу только мертвечину, пролитую кровь и мясо свиньи, которое (или которая) является скверной, а также недозволенное мясо животных, заколотых не ради Аллаха». Если же кто-либо вынужден пойти на это, не домогаясь запретного и не преступая пределы необходимого, то ведь Аллах — Прощающий, Милосердный.
Коран, Аль-Анам (Скот), 145-й
🥩 Что на самом деле означает мясо халяль?
Мясо халяль — это мясо животных, забитых с упоминанием имени Аллаха. Мусульманин, забивающий животное должен произнести слово «Бисмиллях» или «Аллаху Акбар». Конечно, встает вопрос, должен ли быть человек, забивающий животное мусульманином. Да, он должен быть мусульманином. Но также разрешается употреблять в пищу мясо у христиан и иудеев.
✅ Мясо каких животных разрешено по Исламу? 🐂 🐑 🐔
По Исламу мясо халяль это говядина, баранина, включая всех животных, схожих с ними (буйволы, олени, козы, косули и др.), можно также по Исламу есть мясо домашних птиц, таких как куры, утки, гуси, перепелки, индейки и им подобных птиц, в том числе и диких, добытых охотой.
Можно есть морепродукты, речную рыбу, ракообразных, кроме тех рыб, которые питаются исключительно мертвечиной. Из насекомых пророк ﷺ разрешил есть только саранчу. Из пресмыкающихся разрешено есть ящеров, таких как Вараны.
❌ Каких животных нельзя есть в Исламе? 🐷 🐻
Согласно Исламу запрещено мясо хищных (волки, тигры, львы) и всеядных животных. Это такие животные, как свиньи, медведи и подобные им животные. Также нельзя употреблять в пищу хищных птиц, таких, как ворон, всех видов орлов, ястребов, сов, соколов и всех остальных из этого семейства. Нельзя употреблять в пищу насекомых за исключением саранчи.
✝️✡️ Можно ли есть мясо у Христиан и иудеев?
Употребление в пищу еды иудеев и христиан (кошерного или скоромного) носит исключающий характер, например при отсутствии мяса халяль, либо является дозволенным или запретным в любых случаях?
Сегодня вам дозволена благая пища. Еда людей Писания также дозволена вам, а ваша еда дозволена им, а также вам дозволены целомудренные женщины из числа уверовавших и целомудренные женщины из числа тех, кому Писание было даровано до вас, если вы выплатите им вознаграждение (брачный дар), желая сберечь целомудрие, не распутствуя и не беря их себе в подруги. Тщетны деяния того, кто отрекся от веры, а в Последней жизни он окажется среди потерпевших урон.
Священный Коран, Аль-Маида (Трапеза), 5-й аят
Подробно послушайте в аудиоответе:
И это носит не исключающий характер, когда мусульмане едят мясо иудеев и христиан только тогда, когда нет мясо мусульман, а общий характер. То есть, мясо мусульман, христиан и иудеев, все является Халяль, при условии, что животное забито с помощью ножа.
Если животное было убито например, электричеством, то такое мясо в любом случае — Харам, так как это уже мертвечина. Кровь остается в теле животного. Так же мертвечиной является животное, которое умерло само. В этом случае, даже если потом его зарезали, такое мясо также Харам.
☪️ Должен ли Христианин или Иудей говорить «Бисмиллях»?
При этом нет дополнительных условий для Христиан и Иудеев, чтобы они говорили Бисмиллях или с Богом. Ни Аллах, ни пророк таких условий не ставили. Сказано: «Мясо, зарезанное христианами и иудеями вам дозволено». В Шариате Христиан и Иудеев не было условий говорить Бисмиллях или с Именем Бога. Они просто его резали. Об этом ясно сказано в Коране.
Учитывая, что огромное количество разногласий и сомнений возникают только из-за незнания в вопросах фикха, призываю братьев и сестер в Исламе более усердно изучать свою религию. Это обезопасит нас от многих споров и смут. Ассаляму алейкум!
Оставьте комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
В свинине муфтия что значит
Когда мясо считается халяльным?
Мусульмане, к счастью, обычно знают, что свинину есть нельзя. Даже если они не соблюдают все правила Шариата, запрет на свинину, известный всем, воспринимается как сам собой разумеющийся. Но список пищевых запретов свининой не ограничивается, и вот это, увы, далеко не всем известно.
Мы бы хотели в очередной раз настоятельно обратить ваше внимание на то, что нехаляльное мясо — это не только свинина! Нехаляльное мясо — это мясо любого несъедобного по исламским нормам животного (медведя, например), а также мясо любого съедобного животного, если животное не было заколото в соответствии с исламскими нормами.
Иными словами, говядина, баранина и курятина тоже могут быть нехаляльными. К сожалению, об этом знают не все мусульмане: в народе считается, что халяль — это все, кроме свинины. В странах, где мусульман большинство, это отчасти резонно: если в стране на законодательном уровне животных следует резать по исламским правилам, то, конечно, у говядины и баранины в мясной лавке мало шансов оказаться нехаляльными. Даже если животное в такой стране режут на фабрике, все правила обычно соблюдаются. Впрочем, даже в мусульманских странах может быть проблемой найти халяльную курицу, потому что на фабриках нередко используют механический забой, и если предприниматель не знает, что такой забой не приемлем по исламским нормам, то курица с его предприятия будет нехаляльной, даже если владелец и работники предприятия — мусульмане и даже если коров и баранов в соседнем цехе предприятия режут вручную по всем правилам Шариата.
Но в любом случае здесь речь не идет о мясе из российского супермаркета. Мы живем в стране, где мусульман — не большинство, следовательно, мы не можем ожидать, что коров, баранов и куриц на предприятиях закалывают по Шариату.
В основе МЯСО ЛЮБОГО ЖИВОТНОГО, ДАЖЕ ТОГО, КОТОРОЕ СЪЕДОБНО ПО ШАРИАТУ, ЗАПРЕТНО, пока не будет доказано, что оно халяльное. В странах, где большая часть населения — немусульмане, вы не можете полагать по умолчанию, что говядина или баранина — халяль, ведь львиная доля мяса в супермаркетах производится на российских предприятиях, не имеющих сертификации “Халяль”, а значит, они, скорее всего, даже не знают об исламских нормах: о правильном забое с перерезанием трахеи, пищевода и яремных вен, о произнесении имени Аллаха над каждым закалываемым животным и о многом другом. Часть мяса — импорт из немусульманских стран. И даже импорт из мусульманских стран — тоже не гарантированно халяльный.
Вы должны покупать только такое мясо, насчет которого вы уверены, что оно халяльно. Повторим: это значит не только то, что вы просто не покупаете свинину. Мясо других животных: говядину, баранину, козлятину, крольчатину, курятину — вы тоже должны покупать у проверенных производителей.
Если владелец мясной лавки — мусульманин, не замеченный в больших грехах, то вы можете поверить его словам, что мясо — халяль.
Если владелец мясной лавки — мусульманин, замеченный в больших грехах (например, он продает в своем магазине вино), то вы не можете просто так поверить его словам, что мясо — халяль. Следует все уточнить и разобраться в деле: откуда он взял это мясо, что это за мясо и так далее.
Если владелец мясной лавки — немусульманин, вы не можете поверить его словам, что мясо — халяль, он может не разбираться в этой теме вообще. Но вы можете принять его сообщение, что он купил это мясо у мусульманина. Дальше опять же следует разбираться в деле: как связаться с поставщиком, что за поставщик, что у него за мясо.
Но все-таки мало кому повезло жить рядом с мясной лавкой или фермой, владелец которой — мусульманин, который знает об исламских правилах касательно мяса и забивает всех животных сам. Многие покупают мясо в супермаркетах, где представлены продукты самых разных предприятий. Единственный способ не ошибиться в супермаркете — выбирать мясо из фабрик, которые получили сертификацию “Халяль” в достойном доверия органе сертификации и этот сертификат действительный в настоящее время.
Говядина, баранина и куриное мясо тоже могут быть нехаляльными.
Мясо в основе запретно, пока не будет доказано, что оно халяльное (разрешенное).
Недостаточно просто не покупать свинину.
Следует покупать только такое мясо, насчет которого вы уверены, что оно — халяль.
Халяль: по требованиям ислама и ТР ТС
Содержание
Пиарщики и маркетологи любят ставить понятие «халяль» в один ряд с модными словами и сочетаниями «экология», «здоровое питание», «органическая еда». В их описании халяльная пища не содержит нитратов, ГМО, канцерогенов, искусственных красителей и прочих вредных веществ. Знак «халяль» вызывает уважение даже у закоренелых атеистов.
Американская ассоциация халяльной продукции отмечает, что такой товар занимает четверть мирового рынка продовольствия. Российские производители чувствуют тренд: сотни предприятий делают продукты халяль. Мясной товар с этим знаком производят практически все крупнейшие отечественные агрохолдинги и переработчики мяса. Продукцию халяль можно продавать дороже обычной, также ее проще экспортировать. При этом затраты на соответствие нормам халяль невелики – при больших объемах производства стремятся к нулю.
Халяль – это поступки, дозволенные шариатом, сводом правил, регулирующих жизнь мусульманина. В противоположность халялю харам – это запретные поступки.
В быту под халялем обычно подразумевается разрешенная мусульманам пища, чаще всего – мясо, которое можно есть мусульманину. Соответственно, харам – запретная пища.
Запрещено употребление мяса хищников – животных и птиц, а также грызунов, пресмыкающихся и животных, обитающих в воде и на суше (например, улиток), насекомых, кроме саранчи. Из домашних животных печать харама лежит на свиньях, мулах и ослах. Остальное мусульманину можно.
Обращает на себя внимание запрет на грызунов и насекомых. Это значит, что по халяльному цеху не бегают крысы и тараканы.
Также стандарт исключает употребление в пищу ядовитых или иных животных, представляющих опасность для жизни и здоровья людей. Этот факт способен привлечь к покупке продуктов халяль осторожных потребителей.
Допустимы в пищу только молоко и яйца разрешенных животных и птиц.
Среди продуктов растительного происхождения ограничений весьма немного. Например, ненавистное сторонникам здорового питания пальмовое масло – халяльный продукт. Запрещены ядовитые, одурманивающие и опьяняющие растения и продукты из них, в том числе алкоголь.
Оговаривается использование микроорганизмов, ферментов, минеральных и химических элементов, пищевых добавок. Разрешенные техническим регламентом синтетические добавки – на самом деле халяль. Микроорганизмы тоже не должны быть вредны для здоровья или ядовиты. Их следует получать с использованием халяльной питательной среды: например, нельзя использовать дрожжи, для выращивания которых в качестве питательной среды использовался свиной желудок. Также установлен запрет на пивные дрожжи.
Ферменты и все пищевкусовые добавки должны быть произведены на основе халяльных продуктов. Харамной пищевой добавкой является краситель кармин (Е120), поскольку производится из насекомых. Целый ряд «ешек» относится к категории сомнительных, так как они могут иметь животное происхождение и быть приготовленными из запретных животных.
Генетически модифицированные организмы не запрещены, если они не содержат генетического материала животных, относящихся к харамным.
Сертификат халяль не регулирует соотношение ингредиентов, количество воды, сахара, соли, витаминов, белков, жиров и углеводов, калорийность, – добавляет эксперт центра сертификации «ЦентрХаляльНадзор» Артур Айсулов. – Способ приготовления продуктов – варить или жарить, при какой температуре и сколько времени – тоже не входит в нашу компетенцию.
Любой халяль превращается в харам при попадании в продукты фрагментов эпидермиса человека, волос и т. д. Это правило заставляет сотрудников предприятий быть особенно аккуратными – мыть руки, носить перчатки и прятать волосы под головными уборами.
Халяль также предполагает соответствие продукции нормам, действующим на территории государства. Таким образом, халяльные продукты, произведенные в России, автоматически должны соответствовать ГОСТам и ТР ТС (техническим регламентам Таможенного союза).
Важно не только «что», но и «как»
Мусульманское «добро» должны получить производственные помещения, оборудование, инвентарь и спецодежда работников предприятия. Одна часть требований сводится к тому, чтобы халяль не соприкасался с харамом. Другая подробно регламентирует убой животных. Он должен быть гуманным с мусульманской точки зрения.
Религиозных требований к персоналу нет, кроме бойца. Он должен быть мусульманином, поскольку сопровождает убой молитвой. Бойцы, а также халяль-контролеры должны иметь разрешение на свою работу от сертификационной организации.
Если убой совершен неправильно, мясо не будет считаться халяльным. Выбрасывать его необязательно, можно продать без знака «халяль».
По документам – корова рыжая, одна
В России действует несколько десятков сертификационных органов халяль. Производителям также никто не мешает получить иностранный сертификат.
Для получения сертификата предприятие подает в орган по сертификации заявку и информацию, подтверждающую возможность производства продукции халяль: об отсутствии пересечения производственных мощностей по изготовлению продукции халяль и харам, об оборудовании и инвентаре для халяльного производства, перечень и состав сырья, вспомогательных материалов. Поставляемые фабрике сырье и материалы также должны быть сертифицированы.
– Отказ может получить предприятие, производящее на одной линии продукцию харам и халяль, – подчеркивает эксперт «ЦентрХаляльнадзора». – Очень сложно проконтролировать промывку оборудования после производства продукции харам.
На этапе рассмотрения документов отсеиваются многие претенденты на сертификат. Если заявка удовлетворила комиссию, проводится аудит предприятия и его продукции на соответствие заявке. При этом комиссия обращает внимание и на те характеристики продукта, которые не определяют его принадлежность к халялю: срок годности или соответствие содержимого упаковке.
На получение сертификата обычно уходит месяц. А выдается он в России, как правило, на один год. Продлить сертификат или получить его на расширенную номенклатуру проще, поскольку предприятие уже находится под контролем.
– Внешний контроль может осуществлять сотрудник духовного центра мусульман, – рассказывает Артур Айсулов. – Он поддерживает связь со штатными экспертами и посещает предприятие с проверками не реже раза в квартал.
Эксперты, входящие в штат предприятия, находятся на фабрике постоянно и подотчетны органу сертификации.
– Знак «халяль» могут отозвать, если производитель изменил состав продукции или технологию без согласования с сертификационным центром, – предупреждает Артур Айсулов. – Но в нашей практике такого не было.
К детям особый подход?
– Для всех категорий продукции выдается одинаковый знак «халяль», в том числе для детского питания, – говорит Артур Айсулов. – К слову, производителей детского питания халяль в России единицы. Дело в том, что в производстве питательных смесей для малышей традиционно используется масса ингредиентов, и получение сертификата халяль вынудит фабрику отказаться от многих изделий в ассортименте.
Один из таких редких производителей – АО «Прогресс». Перед запуском новой линейки мясных пюре «ФрутоНяня» завод прошел аудит Международного центра стандартизации и сертификации «Халяль» при Совете муфтиев России. Было установлено оборудование и закуплен инвентарь, которые используются только для производства халяльной продукции, персонал прошел обучение.
– Эксперты халяль присутствуют при выпуске каждой партии халяльного мясного пюре, – рассказывает директор по качеству АО «Прогресс» Ольга Красникова. – Весь технологический процесс осуществляется под их контролем. В сертификате на продукцию также указан номер телефона эксперта халяль, по которому каждый может задать вопросы о качестве продукта.
Ольга Красникова не дает прямого ответа на вопрос, имеет ли сертификат халяль для детского питания какие-то особенности. Но подчеркивает, что требования, предъявляемые к производству продуктов питания для детей раннего возраста, в принципе намного жестче: «Все наши продукты для детей раннего возраста соответствуют требованиям технического регламента Таможенного союза, а также учитывают национальные программы оптимизации вскармливания. По этим требованиям детское питание не может содержать нитраты, ГМО, красители и консерванты. В случае с продукцией, изготовленной по стандарту халяль, мы сталкиваемся с двойной сертификацией и, соответственно, с еще более жесткими требованиями».
На предприятии происходит двойная сертификация: сырье должно одновременно соответствовать стандартам халяль и требованиям для производства детского питания. При этом в компании поясняют: «Получение сертификата халяль на детское питание не отличается от получения такого сертификата на продукты для взрослых».
Но при этом обращают внимание на высокие стандарты халяль и особые требования к производству детской продукции в принципе.
– Главное условие халяль – животные должны быть здоровыми. Для их выкармливания не используются гормоны, модифицированные кормовые добавки. Поставщики сырья для марки Habibi тоже аккредитованы в МСЦ «Халяль» при Совете муфтиев России и следят за соответствием продукции сертификату, – говорят в отделе маркетинга «Открытой дистрибьюторской компании». – Но помимо сертификата халяль обязателен сертификат, позволяющий производить из этого сырья детское питание. Эксперты должны тщательно проверить предприятие, производственные линии, документацию на сырье, все поставщики должны быть сертифицированы. Продукция должна соответствовать ГОСТам и ТР ТС «О безопасности пищевой продукции». В любом детском питании не должно быть красителей, консервантов, усилителей вкуса, ароматизаторов и ГМО, уровень нитратов в овощах должен быть низким. Мы проверяем сырье в своей лаборатории, а готовый продукт на наличие радионуклидов, токсичных элементов, антибиотиков и на микробиологическую чистоту – в сторонних аккредитованных лабораториях.
Действительно, сертификат халяль предполагает дополнительный контроль качества. При этом халяльная еда не обязана быть полезной, вкусной, экологической и тем более органической. Она всего лишь не должна содержать запрещенных Кораном элементов, быть абсолютно безвредной с религиозной точки зрения.
Верующие люди склонны работать на совесть. Но «светские» производители с именем тоже борются за репутацию изо всех сил. Если имени нет – знак «халяль» в помощь. Еда под «религиозным соусом» привлекает покупателя-модника, даже если соус предназначен не для него.
Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.
При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.
Почему мусульманам и иудеям нельзя есть свинину
Кошер, копыта и моллюски
Кашрут или кошер – свод строгих пищевых ограничений, основанный на законах Торы и Талмуда. Кошер позволяет есть мясо только тех животных, которые являются одновременно и парнокопытными, и жвачными – от овец до жирафов.
Однако свинину и зайчатину кошер запрещает употреблять в пищу, ведь свиньи не жуют жвачку, а зайцы не имеют копыт. Существовало и объяснение поведения «полукошерных» животных: во сне свиньи, якобы, горделиво выставляют свои «правильные» копыта, но прячут морду, а зайцы – наоборот, поджимают из стыда лапки.
Мясо кошерных животных должно приготавливаться профессиональным мясником, шохетом, забивающим скот одним особым движением, ни в коем случае не прокалывая мяса и не задерживая ход ножа. Шохеты проходят долгое обучение перед тем, как приступить к выполнению обязанностей. Законов разделки мяса в иудейской традиции масса: важно не только участие шохета в забое скота, но и проверка животного на болезни, которую выполняет машгиах, и очистка менакером туши от сала и жил, запрещенных кошером. Употребление морепродуктов также строго регламентируется: у них обязательно должны быть чешуя и плавники, то есть, моллюсков и ракообразных есть строго запрещено. Каждая хозяйка обязана просеивать муку во избежание попадания в нее червей и внимательно осматривать овощи в фрукты в поиске личинок.
Запрет на поедание насекомых дает только одно исключение: можно есть саранчу (Лев. 11:22). Также кошер запрещает есть продукты, содержащие кровь (поэтому мясо при разделке посыпают солью, ее впитывающей), яйца птиц с одинаковыми, тупыми или острыми, концами (как правило, одинаковые концы бывают у яиц хищных птиц), и алкоголь, который не сделан религиозными евреями с соблюдением множества специальных правил. Строго запрещено «варить козленка в молоке матери», смешивать молоко с мясом за один прием пищи. Впрочем, проверить кошерность уже готовой еды едва ли представляется возможным формальными методами, и потому это право обычно предоставляется раввину.
Гастрономические предпочтения мусульман также сильно ограничены. Вся пища в исламе подразделяется на три группы: халяль, макрух и харам, которые соотносятся с индийскими саттва, раджас и тамас, и из них лишь халяль полностью позволен к употреблению. Коран, как и Тора – в первую очередь свод законов, определяющий быт мусульман. Коран запрещает поедание свинины, мертвечины, неверно забитого домашнего скота (без упоминания имени Аллаха) и крови (5:3).
Впрочем, нарушение запрета, как это часто особо указывается в Коране, возможно в крайних случаях: «Если же кто-либо, страдая от голода, а не из склонности к греху, вынужден будет съесть запретное, то ведь Аллах — прощающий, милостивый». Кроме того, в исламе запрещается убивать животных без причины, а некоторые мусульманские теологи считают, что профессия забойщика скота является греховной. Правила халяля менее строгие, чем законы кошера: у мусульман нет специального человека, который забивает скот, и сами правила убоя также немного отличаются от иудейских. С другой стороны, ислам запрещает разрешенные кошером спиртные напитки.
Для христианства табуирование пищи является менее распространенным и строгим, однако сакрализация еды тоже является типичной. Запрещено поедание «идоложертвенного», то есть, принесенного язычниками в жертву богам, скверноядие, а также – во время поста – мяса, молока, яиц, масла, рыбы и некоторых других продуктов.
Отсутствие значимых пищевых табу связано с тем, что Новый завет отменил те запрещения, что были прописаны в Ветхом, и совпадали с уже перечисленными иудейскими законами. Согласно учению Христа, пища не может осквернить духовного человека: «Всё, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести; ибо Господня земля, и что наполняет её» (1 Кор. 10:25-27).
Истоки возникновения кошера могут таиться в моральных заповедях. При правильном забое скота животное умирает почти безболезненно. Табу на употребление в пищу крови также может быть связано с соображениями гуманности и нежеланием проливать кровь как символ души божьих созданий. Запрет на поедание хищной птицы и их яиц связан с боязнью того, что агрессивность хищников передастся людям. Тора даже говорит о том, что до великого потопа все люди были вегетарианцами, однако после господь отдал им в пищу животных.
Интересно также и возможная интерпретация запрета на смешение молока и мяса, которое, впоследствии, эволюционировало до табу на их поедание за один прием пищи: мясо, как символ смерти и убийства, не должно смешиваться с символической новой жизнью, то есть молоком матери, способствующим росту детенышей. Возможно, что в этом табу отразились также ранние религиозные представления о запрете на кипячение молока, так как в них молоко имело магическую связь со своим источником, то есть, являлось частью целого – коровы или козы. Соответственно, кипячение молока уподоблялось его кипячению в вымени, что должно было навредить животному и лишить людей удоя. К тому же многие африканские племена до сих пор имеют запреты на любое смешение молока и мяса, в том числе, и в животе человека, что может быть объяснено боязнью за здоровье коровы – ведь одна ее мертвая часть, мясо, смешивается с живой, молоком, и корова символически поедает саму себя, вследствие чего ее молоко оскверняется.
Вероятно, что в запрете на смешение молока и мяса проявилось отчуждение двух типов культур – земледельческой и скотоводческой, конкурировавших друг с другом. Запрещение поедать свинину в исламе и иудаизме являлось, скорее всего, превентивной санитарно-гигиенической мерой, ведь быстро портящаяся свинина, в условиях древнего мира, лишенного холодильников и современной медицины, могла стать смертельным яством. К тому же свинья с ее беспорядочными половыми и пищевыми пристрастиями и очевидной любовью к грязи, порождала символическое отождествление с грязными, неряшливыми и сексуально распущенными людьми. Соответственно, употребление ее мяса в пищу могло сулить приобретение человеком всех вышеперечисленных качеств. Иногда негативное отношение к свиньям порождало курьезные случаи: в XVIII веке некоторые раввины считали помидор свиным плодом и запрещали его употребление в пищу.
А индийский запрет поедания говядины может быть тесно связан с экономическими причинами: в Индии навоз коров применялся в строительных и отопительных целях, они использовались как тягловый скот и давали молоко, что делало их более ценными, чем какие-либо другие животные. Так образ коровы-кормилицы стал сакрализироваться, и в IV веке н.э. запрет на убийство коров и быков стал официальным законом. Запрет хлеба и вина, приготовленных не евреями, отсылает к стремлению иудеев консолидировать единоверцев и не допустить ассимиляции других народов. Соответственно, на любом празднестве, устроенном представителями иных религий, еврею будет очень сложно соблюсти кошер. В современных культурах подобные социально-обусловленные причины запрещения пищи в иудаизме или исламе играют важнейшую роль для религиозного единения.