на чем писали в древней месопотамии
Письменность и культура
Письменность в Древней Месопотамии появилась примерно в 3300-3000 гг. до н.э. и представляла собой рисуночное письмо – пиктографию. Каждый рисунок обозначал один или несколько предметов и связанных с ним явлений. Первоначально существовало около 2 тысяч рисунков-символов, затем их количество сократилось до 600, но каждый рисунок означал уже не отдельное слово, а слог. Одни и те же слоги, естественно, повторялись в разных словах. Сами рисунки упростились – появилась клинопись.
Примерно к 2400 году до н.э. письменность была уже широко распространена в Южном Междуречье. Даже простые люди составляли переписи и деловые документы, не пользуясь услугами профессиональных писцов.
Жители Междуречья писали на глиняных табличках. Самые маленькие таблички с указанием количества продукта подвешивали к корзинам и мешкам. На глиняных формах (цилиндрах, бочонках, призмах) писали молитвы и заклинания для особо торжественных случаев. На табличках писали специальной палочкой для письма, которая называлась «стиль».
Самыми дорогими были таблички, покрытые слоем высококачественной глины. На ней можно было рисовать символы меньшего размера, чем обычно, так что на одну табличку помещалось больше текста. После написания текста таблички высушивали на солнце, глина затвердевала и могла храниться много лет.
В Междуречье была хорошо развита архитектура (именно здесь впервые построили ступенчатые пирамиды), медицина, математика, астрономия, литература (Эпос о Гильгамеше, Поэма об Адапе, Поэма об Этане). Жители Междуречья знали, что Земля, как и другие планеты, вертится вокруг Солнца; они создали первый календарь, первый библиотечный каталог, первый справочник медицинских рецептов. Они разделили круг на 360 градусов, а год – на 12 месяцев. Они изобрели гончарный круг, колесную телегу, водоподъемное колесо и многие другие предметы, которыми мы пользуемся до сих пор.
Письменность Древней Месопотамии – кратко
14-09-2015, 11:01 | Открываем историю / Размышления о истории | разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ | комментариев: (0) | просмотров: (7 504)
Письменность Древней Месопотамии – кратко
Шумеро-вавилонская письменность
Используемая в Древней Месопотамии аккадско-вавилонская система письма базировалась на шумерской. Она восприняла от нее принцип огласовки, чуждый другим семитским письменностям (например, финикийско-еврейской), в которых передавались графически лишь согласные звуки, а гласные добавлялись читателем произвольно (в зависимости от местного диалекта и иногда ошибочно).
Твердая фиксация в письменности основных гласных (а, и, е, у) являлась большим преимуществом, позволявшим предельно точно передавать живую речь, и семиты-вавилоняне были обязаны этим достижением своим учителям – не относившемуся к семитской семье народу шумеров.
Система письма, употреблявшаяся народами Древней Месопотамии и распространившаяся впоследствии за её пределами, получила название клинописи. Это условное наименование было дано по характерному облику письменных знаков, напоминающих порой беспорядочное нагромождение клиньев.
Однако своеобразная графическая шумеро-вавилонская система, резко отличающаяся от египетской или китайской иероглифики (и других видов письменности), не была изначальной.
Древнейшее письмо в Месопотамии, как и всюду, было рисуночным. При этом очень часто один и тот же рисунок (логограмма, или, как говорили прежде, идеограмма) имел целый ряд различных значений.
Например, изображение глаза означало в древней месопотамской письменности не только этот орган, но и производные понятия («лицо», «перед», «передний», «прежний»). Два вертикальных штриха (позднее три вертикальных клина – один большой, а два маленьких), символизирующие струйки воды, обозначали не только «вода», но и «сын». На этом дело не остановилось. Поскольку слово «вода» по-шумерски звучало «а», данный знак стал передавать эту гласную в словах, не имеющих никакого отношения к воде, и превратился в обыкновенную букву – точнее, в слоговой знак, состоящий из одной гласной с придыханием. Большинство письменных знаков превратилось в слоги из двух (согласного и гласного) или трех звуков.
Однако в одном и том же тексте этот простейший знак употреблялся то как буква «а», то как слово «вода» (по-аккадски «му»), то как слово «сын». А ведь это один из самых легких знаков. Бывали случаи, когда один и тот же письменный знак имел до десяти и более значений.
Развитие клинописных знаков в Древней Месопотамии
Такая многозначность вызывала огромные затруднения. Чтение текста превращалось иной раз в настоящее решение ребусов, и только опытный и внимательный писец после многолетнего обучения мог читать и писать без ошибок. Представим себе, что перед нами надпись, в которой после буквы «о» стоит крестик, а затем написано «ность». Мы прочтем «окрестность», а между двумя цифрами тот же крестик прочтем как «плюс». А что если таким способом будут написаны тысячи слов?
Внешний вид знаков все более и более упрощался, и к концу III тыс. до н. э. уже трудно было узнать в них прежние рисунки. Поскольку в Древней Месопотамии основным материалом для письма служила мягкая глина, которой придавали форму пластинок, призм, шаров и т. д., то писец, выдавливая очертания схематического рисунка, невольно ослаблял нажим руки, и прямая линия превращалась в клин (горизонтальный, вертикальный или косой). Округлые линии невольно при быстром письме выпрямлялись, и, например, круг, обозначавший солнце, стал напоминать ромб, а позднее превратился в три клина (один вертикальный и два маленьких, примыкающих к нему наискось).
По мнению одних учёных, грамотность в Месопотамии, как и в других странах Древнего Востока, была привилегией незначительного меньшинства. Обучались только дети жрецов, управляющих, чиновников, капитанов кораблей и других высокопоставленных лиц. Однако другие полагают, что в Древнем Шумере, зная всего 70-80 слоговых знаков, можно было неплохо читать, и подобная «начальная письменная грамотность» была широко распространена.
Глиняная табличка из Шуруппака с образцом древней месопотамской письменности. Ок. 2600 до Р. Х.
Школы находились при храмах и дворцах, поскольку для храмового хозяйства и государственных ведомств требовались грамотные люди. Недостаточно способных и прилежных учеников подвергали наказаниям, для чего при школе имелся особый надзиратель – «владеющий хлыстом».
До нас дошли сотни тысяч месопотамских клинописных текстов, главным образом на глиняных пластинках (таблетках), но отчасти вырезанных на каменных плитах и металлических предметах. Благодаря этому мы имеем возможность достаточно точно и подробно ознакомиться с литературным и научным творчеством народов Древней Месопотамии.
Как и в других древних странах, это творчество носит на себе отпечаток религиозно-мифологического мышления, которое лишь медленно и постепенно преодолевалось, и притом далеко не окончательно.
Клинопись (письменность Месопотамии)
Когда говоришь о культуре Месопотамии, следует отметить, что ее основой является письменность этой цивилизации – так называемая шумерская клинопись. Именно этот вид письменности является тем характерным элементом, по которому большинство из нас знает о Месопотамии.
Для примера: если мы слышим слово «Египет», перед нашим взором предстают величественные пирамиды, храмы и сфинксы. В то время как все сооружения Месопотамии того времени расплылись и не позволяют судить об их грандиозности. Единственной памяткой о прошлом остаются лишь памятники письменности в виде всевозможных глиняных табличек, надписей на стенах, барельефах и плитах.
В музеях по всему миру в данный момент хранится более полутора тысяч табличек с клинописными текстами. Рождение письменности Месопотамии приходится на IV-III тыс. до н. э. Скорее всего, она стала следствием развития системы «учетных фишек».
«Учетные фишки»
«Учетные фишки» и их оттиски на камне
Со временем, для удобства, «учетные фишки» начали просто оттискивать на стенках коробок с товарами (делать отпечатки, пока глина еще не застыла). Позднее, оттиски начали заменять на различные рисунки, несущие в себе более сложные обозначения. Это одна из теорий возникновения месопотамской клинописи, которая позволяет объяснить, почему для письма была выбрана именно глина, а также необычную подушкообразную форму древних табличек.
Развитие письменности
На раннем периоде развития письменности в Месопотамии существовало более 1500 различных значков, каждый из которых обозначал одно или несколько слов. Следуя системе унификации значков, постепенно их количество уменьшалось и в нововавилонский период составило уже чуть более 300 штук.
Переход от идеографии к клинописи
Одновременно с унификацией происходила фонетизация письма – значки начали использоваться не только по своему прямому назначению для определения слова, но также и как слоговые части других слов. Это дало возможность, перейти клинописи на новый уровень, который был подкреплен живой речью.
Самыми первыми памятками шумерской письменности являются своеобразные ребусы, которые были понятные лишь тем, кто присутствовал при их создании. Это были вещественные доказательства проведения определенных сделок по продаже или обмену товаров. Примерно в это же время появляются первые учебные тексты.
К середине III тыс. до н. э. клинопись развивается настолько, что ее начинают применять для формирования религиозных и научных текстов, сборников пословиц, географических пособий и словарей.
Значение клинописи для мировой культуры
Клинопись шумеров получила широкое распространение и за пределами Месопотамии – для своих нужд эту письменность используют аккадцы, эблаитяне и хетты.
Около 1500 г. до н. э. жители Угарита используют клинопись для создания своей слоговой письменности, которая, скорее всего, стала основой финикийского письма, от которого, как известно, берет начало греческий алфавит.
Угаритское письмо
В I тыс. до н. э. письменность Месопотамии заимствуют персы для создания своего парадного письма, несмотря на то что в этот период уже существуют более удобные системы письма – арамейская и греческая.
Несмотря на то, что во второй половине II тыс. до н. э., Ассирия и Вавилония приходят в упадок, месопотамская письменность остается жить и используется в качестве языка международного общения по всему Ближнему Востоку. Так, договор между царем хеттов Хаттусили III и египетским фараонов Рамсесом II составлен на аккадском языке.
Для чего нужна метеостанция домашняя? Купить современное техническое решение и забыть о неверных прогнозах погоды.
Шумерские тексты
2. Перевод с шумерского «Эпос о Гильгамеше»
Письменность в древней Месопотамии
Не менее древней, чем египетские иероглифы, была другая система иероглифического письма — так называемая «клинопись». Отдельные ее знаки составлены как бы из небольших «клиньев», начертанных на мягких глиняных пластинках. В Передней Азии, в Месопотамии, там, где среди песчаных пустынь текут реки Ефрат и Тигр, в древности существовали большие и сильные государства. Город Вавилон (находился примерно там, где теперь стоит Багдад, столица арабского государства Ирак) был центром царств Вавилонских, древнего и нового. На реке Тигр образовалось царство Ассирийское, столицей которого был город Ниневия. Ассирия считалась грозой древнего мира; ее цари-завоеватели оставили по себе особенно плохую память из-за жестокостей, которыми сопровождались их военные походы.
Эти древние царства использовали клинопись как систему письма. С берегов Тигра и Ефрата она с течением времени распространилась на запад, до берегов Средиземного моря, и на север, до царства халдов. Проникло клинописное письмо и на восток, к древним персам (иранцам).
Внешняя форма письменных знаков всегда в значительной мере была связана с теми материалами и инструментами, которые употреблялись для письма. В Месопотамии для строительства применяли кирпич-сырец, высушиваемый под жгучими лучами солнца. Эти же глиняные кирпичи, или плитки, пока глина оставалась еще мягкой, использовали и как материал для письма. Письменные знаки на них чертили острой палочкой. При этом один конец черточки оставался тонким, но палочка вязла в мягкой глине, и второй конец получался более широким. Черточка приобретала вид «клина».
По вязкой глине не очень удобно чертить круги и кривые линии, поэтому все знаки старались составлять из этих коротких клинообразных черточек. На глиняной плитке в конце концов оказывались строчки довольно сложных знаков, которые все состояли из клинышков в различных причудливых на вид сочетаниях. При этом, конечно, старались написать на одной плитке как можно больше — экономили поверхность мягкой глины и писали строки тесно одна к другой.
Готовую, исписанную глиняную плитку высушивали на солнце, как простой кирпич. Такие плитки с надписями сохранились до наших дней, пролежав в течение тысячелетий под развалинами древних городов. В царских дворцах и храмах были целые библиотеки таких записей на глине, существовали архивы подобных документов. В 19-м столетии их впервые раскопали археологи и постепенно научились их читать. Как и в Египте, здесь удалось сначала прочесть лишь собственные имена царей, написанные алфавитными знаками, и только потом перешли к разбору более древней формы письма, в которой применялись только клинописные иероглифы.
ИСТОРИЯ КЛИНОПИСНЫХ ЗНАКОВ
С самых древних надписях, найденных археологами, письменные знаки еще похожи на те предметы, которые люди хотели изобразить. Однако, рисовать на глине было неудобно. Постепенно все знаки приобрели угловатые формы и потеряли всякое, хотя бы самое отдаленное, сходство с изображаемыми предметами. Если в Египте правдивые изображения предметов сохранялись и в позднюю эпоху в виде иероглифов художественного монументального письма, украшавшего стены храмов и дворцов, то в долинах Тигра и Ефрата не было ничего подобного. Здесь безраздельно господствовала однообразная на вид клинопись, в которой все знаки были только сложными комбинациями клиньев, не напоминающими ни о каком предмете.
В самой глубокой древности слово «птица» писали знаком, который представлял собой изображение птицы. Правда, это очень упрощенное изображение, но все-таки в нем можно различить тело, шею и голову птицы. Но потом, в результате дальнейшего упрощения, вместо «головы» у птицы оказался просто крестик.
Столица Ассирии Ниневия первоначально была просто небольшим рыбацким поселком на берегу большой реки. Память об этом сохранилась и в начертании того письменного знака, которым обозначалось ее название. Этим знаком стремились изобразить дом, внутри которого рисовали рыбу. Дом изображался в виде трёх стен, как бы в плане, с одной стороны у него намечалась дверь. Рыба же в древней форме клинописи рисовалась довольно похожей на свой оригинал, а позднее внутри дома начали дёлать только несколько уголков, состоящих из маленьких клиньев. Вот древнейшая и более поздняя формы этого знака.
10 визитных карточек Месопотамии
Как жили, чем занимались и на каких языках говорили люди, населявшие древние государства Шумер, Аккад, Вавилонию и Ассирию с конца IV тысячелетия до н. э. до первых веков н. э.? Сотрудница Института классического Востока и Античности НИУ ВШЭ Екатерина Маркина выбрала десять памятников, позволяющих оценить своеобразие месопотамской культуры
Знаете ли вы, как и когда изобрели письменность, почему минута и час разделены на 60 частей и как звали первого в мире поэта? Ответы на эти и многие другие вопросы дает наука ассириология. Она изучает историю, культуру и письменность Древней Месопотамии — региона, который располагался между реками Тигр и Евфрат (современные Ирак, Сирия и Турция).
В разное время на территории Месопотамии существовали разные государства — Шумер, Аккад, Вавилония, Ассирия и другие. О повседневной жизни живших там народов известно из клинописных текстов — памятников письменности, создававшихся с конца IV тысячелетия до н. э. и до первых веков н. э. Сегодня археологи нашли около полумиллиона таких документов.
В этом году в Институте классического Востока и Античности пройдет первый набор студентов-ассириологов — прочитав этот материал, а также изучив инстаграм с месопотамскими раритетами, вы наверняка захотите стать одним из них.
1. Таблички с клинописью
Первые в истории человечества письменные документы — они датируются концом III тысячелетия до н. э. — были найдены на юге современного Ирака, на месте города, который в древности назывался Урук (сейчас городище называется Варка).
Жители Древней Месопотамии писали на глиняных табличках с помощью стилоса — тростниковой палочки с заостренным концом. Сначала знаки были рисуночными: они процарапывались на глине и изображали предмет, о котором идет речь. Позднее знаки стали более схематичными, превратившись в настоящую письменность. Они уже не процарапывались, а выдавливались стилосом — отчего штрихи, из которых состоит знак, приобрели характерную клиновидную форму, а сама письменность стала называться клинописью.
Самые ранние тексты — это аналоги современных бухгалтерских документов: писцы вели учет доходов и расходов городского хозяйства. Чуть позже появились литературные тексты и списки слов, по которым будущие писцы изучали письменность и терминологию. Последний клинописный документ относится к I веку н. э. За свою трехтысячелетнюю историю клинопись использовалась для записи текстов на 15 языках, принадлежащих к разным языковым семьям. Среди них шумерский, аккадский, эламский, хеттский, урартский и древнеперсидский.
2. Цилиндрические печати
Когда появилась частная собственность, возникла необходимость образом подтверждать свое право на нее. Для этого в Месопотамии использовали печати. В тысячелетиях до н. э. привычные нам использовали редко. Особенно популярны были небольшие цилиндры из полудрагоценных камней — лазурита, сердолика, яшмы и др., — на которых вырезались сцены религиозно-мифологического или бытового характера. Со временем к изображению добавилась краткая надпись с именем, профессией или должностью владельца печати. Каждой эпохе соответствует свой изобразительный стиль и круг популярных сюжетов. Большинство месопотамских печатей известно лишь по оттискам на глиняной поверхности — самих печатей было найдено гораздо меньше.
3. Зиккураты
Здесь можно посмотреть, как проходила реконструкция зиккурата в Уруке.
4. Настольная игра Ура
Урский некрополь по своей значимости не уступает гробнице Тутанхамона. Он датируется веками до н. э. и включает около 1800 захоронений, 16 из которых принадлежат членам царской семьи. Среди богатейшего погребального инвентаря в гробнице царицы была найдена и игровая доска с набором фишек и костей, датируемая тем же временем, что и сам некрополь. Царская игра Ура, или игра двадцати полей, как и ее древнеегипетский аналог сенет, относится к так называемым гоночным играм. Игрок должен провести все свои фишки по доске по определенной траектории, обогнав соперника. Британский музей разработал этой игры.
5. Бронзовая маска из Ниневии
Литая бронзовая маска, датирующаяся веками до н. э., была найдена во время раскопок Ниневии, одной из древних столиц Ассирийского царства. Предположительно, она крепилась к несохранившейся деревянной основе, возможно к статуе. Выдающийся британский археолог — и по совместительству муж Агаты Кристи — Макс Маллоуэн предположил, что маска изображает Саргона Аккадского — царя, которому впервые удалось объединить под своей властью земли северной и южной Месопотамии. Впрочем, прямых доказательств этой гипотезы нет, поэтому правильнее называть этот предмет царской маской из Ниневии, а не маской Саргона.
Маска была сильно повреждена уже в древности: у нее пробита левая глазница, отсечены уши, сплющен кончик носа. И это неслучайно: в Древней Месопотамии считалось, что любое изображение (особенно подписанное) несет на себе отпечаток личности изображенного и если, например, царской статуе наносится вред, он переходит на самого царя.
6. Стела с законами Хаммурапи
На этой стеле из черного камня высотой метра выбит один из первых законодательных сводов в истории человечества. Текст составлен в правление вавилонского царя Хаммурапи (приблизительно годы до н. э.). В законах около трехсот тематически сгруппированных параграфов. Проступки караются согласно принципу талиона, или lex talionis. По нему наказание должно буквально соответствовать причиненному вреду: око за око, зуб за зуб. Так, раздел о нерадивом строителе гласит:
7. Камень кудурру
По-аккадски кудурру буквально значит «граница». Так называли документ, закрепляющий права на землю, выдававшийся царем новому владельцу. В основном эти документы были созданы в Вавилонии в веках до н. э. Текст, а также символы божеств, выступающих гарантами правопередачи, высекались на камне.
На фотографии мы видим кудурру с текстом о том, что вавилонский царь II передал землю человеку по имени Мардук-апла-иддина. В трех регистрах изображены символы 24 божеств, в том числе бога луны Сина (полумесяц), бога солнца Шамаша (солнечный диск), богини войны и любви Иштар (звезда), бога подземных вод Эа (козленок с рыбьим хвостом), богини врачевания Гулы (собака), бога-покровителя Вавилона Мардука (дракон-мушхушшу перед святилищем с копьем) и бога-громовержца Адада (бык).
- на чем писали в древней индии
- на чем писали в древнем двуречье