на чем основывается процесс идентификации рисков оао ржд
На чем основывается процесс идентификации рисков оао ржд
СТАНДАРТ ОАО «РЖД»
Управление ресурсами на этапах жизненного цикла, рисками и анализом надежности (УРРАН)
ПОРЯДОК ИДЕНТИФИКАЦИИ ОПАСНОСТЕЙ И РИСКОВ
1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом «Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте» (ОАО «НИИАС»)
2 ВНЕСЕН Департаментом технической политики ОАО «РЖД»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ распоряжением ОАО «РЖД» от 13 декабря 2010 N 2570р
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
1 Область применения
Настоящий стандарт определяет виды опасностей и рисков объектов железнодорожного транспорта и устанавливает порядок их идентификации.
Настоящий стандарт распространяется на все виды опасностей, на индивидуальные, технические, экологические, социальные и экономические риски.
Настоящий стандарт применяют для идентификации опасностей и рисков объектов железнодорожного транспорта.
Настоящий стандарт предназначен для применения подразделениями аппарата управления ОАО «РЖД», филиалами ОАО «РЖД» и иными структурными подразделениями ОАО «РЖД.
Применение настоящего стандарта сторонними организациями оговаривается в договорах (соглашениях) с ОАО «РЖД».
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р ИСО 12100.1-2007 Безопасность машин. Основные понятия, общие принципы конструирования. Часть 1. Основные термины, методология
ГОСТ Р 51897-2002 Менеджмент риска. Термины и определения
СТО РЖД 1.02.034-2010 Управление ресурсами на этапах жизненного цикла, рисками и анализом надежности. Общие правила оценки и управления рисками
СТО РЖД 1.02.035-2010 Управление ресурсами на этапах жизненного цикла, рисками и анализом надежности. Порядок определения допустимого уровня риска
3 Термины, определения и сокращения
4 Основные положения
5 Классификация опасностей и рисков
Таблица 1- Классификация и характеристика видов риска
Функционирование системы управления рисками и внутреннего контроля
Цели и задачи
Основная цель СУРиВК – обеспечение разумной уверенности в достижении целей ОАО «РЖД», а также защита стоимости и активов Компании.
Процесс управления рисками и его этапы
Управление рисками является частью корпоративного управления и представляет собой непрерывный, интерактивный процесс, осуществляемый на всех уровнях управления (организационной иерархии) и охватывающий все виды деятельности Компании, встраиваемый в миссию, стратегии, бизнес-процессы, управленческие решения Компании и направленный на предоставление разумной уверенности в достижении целей.
Риск-аппетит
Риск-аппетит относится к компетенции совета директоров ОАО «РЖД», определяет приемлемый уровень рисков и используется при принятии решений о выборе методов и мероприятий по воздействию на риски.
Риск-аппетит определяется на основе анализа целей, целевых параметров и показателей целевого состояния, требований и решений общего собрания акционеров, совета директоров ОАО «РЖД», ключевых показателей деятельности и портфеля рисков Компании.
Порядок формирования, утверждения и пересмотра риск-аппетита определяется внутренними нормативными документами.
Оценка эффективности СУРиВК
ОАО «РЖД» проводит внутреннюю и внешнюю оценки СУРиВК.
Внутренняя оценка осуществляется не реже одного раза в год. В ОАО «РЖД» эту функцию выполняет Центр внутреннего аудита «Желдораудит».
Фокус внутреннего аудита в 2018 году был направлен на анализ соответствия организации СУРиВК установленным требованиям и выборочную оценку эффективности отдельных мероприятий по управлению рисками и контрольных процедур.
Вопрос о состоянии и направлениях совершенствования СУРиВК рассмотрен на заседании правления ОАО «РЖД» и о результатах доложено Комитету по аудиту и рискам совета директоров ОАО «РЖД». Аудитом отмечается, что в 2018 году в ОАО «РЖД» проведен ряд мероприятий по организации и обеспечению эффективного функционирования СУРиВК, посредством которых общий уровень организации СУРиВК стал отвечать более высоким требованиям, отмечена положительная динамика развития.
Внешняя оценка СУРиВК осуществляется путем привлечения внешнего независимого эксперта. Периодичность внешней оценки СУРиВК устанавливается советом директоров ОАО «РЖД» по рекомендации Комитета по аудиту и рискам.
Совершенствование системы управления рисками в 2018 году
В 2018 год, в том числе с учетом выхода обновленного стандарта COSO «Управление рисками организации. Интеграция со стратегией и эффективностью деятельности» и публикации новой редакции ISO 31000, проводилась работа по совершенствованию действующей СУРиВК (созданию интегрированной СУРиВК).
В рамках реализации целевой модели интеграции СУРиВК для оценки реализуемых инициатив на предмет соответствия передовым практикам по управлению рисками привлечен независимый консультант.
В 2019 году планируется продолжить работу по развитию СУРиВК путем дальнейшего внедрения актуализированной нормативно-методологической базы, формирования программ и проведения обучения, совершенствования подходов к оценке рисков с акцентом на моделирование, проведения комплексного анализа рисков, а также использование его результатов в процессах принятия решений и дальнейшей интеграцией СУРиВК с процессной моделью управления. При этом особое внимание будет уделено выстраиванию единообразных подходов в холдинге «РЖД» путем совершенствования СУРиВК в ДЗО. Также предусмотрена проработка вопроса по автоматизации СУРиВК и созданию единой информационной платформы.
На чем основывается процесс идентификации рисков оао ржд
погрузка
грузов
в 2025 году Целевые показатели в соответствии с базовым сценарием Долгосрочной программы развития ОАО «РЖД» до 2025 года.
вклад железнодорожного сектора в ВВП России к 2025 году Целевые показатели в соответствии с базовым сценарием Долгосрочной программы развития ОАО «РЖД» до 2025 года
Инвестиции Объем инвестиций на развитие железнодорожной инфраструктуры с учетом частных инвестиций.
к 2025 году Целевые показатели в соответствии с базовым сценарием Долгосрочной программы развития ОАО «РЖД» до 2025 года
грузооборот к 2025 году Целевые показатели в соответствии с базовым сценарием Долгосрочной программы развития ОАО «РЖД» до 2025 года.
ежегодный рост производительности труда к 2025 году Целевые показатели в соответствии с базовым сценарием Долгосрочной программы развития ОАО «РЖД» до 2025 года.
акций Компании принадлежит Российской Федерации
Виды рисков
Ключевые риски ОАО «РЖД»
Риски, связанные с реализацией ДПР до 2025 года
Ключевые риски ОАО «РЖД», связанные с реализацией ДПР до 2025 года, определены с учетом их влияния на достижение ключевых показателей эффективности и сгруппированы в категории по источнику возникновения.
К рискам, реализация которых приведет к наибольшему влиянию на ДПР, относятся:
Для предотвращения и своевременного реагирования на данные риски ОАО «РЖД» планирует постоянно взаимодействовать с государственными органами и основными потребителями услуг ОАО «РЖД», информируя их о потенциальных негативных последствиях принимаемых решений. Для снижения возможных негативных последствий реализации рисков ОАО «РЖД» будет повышать клиентоориентированность и качество предоставляемых услуг, а также реализовывать программу повышения эффективности.
Риски по направлениям деятельности
Структура рисков ОАО «РЖД» обусловлена особым вниманием Компании к наиболее существенным направлениям деятельности и непрерывному совершенствованию управления соответствующими процессами в условиях постоянного изменения внешней среды для достижения амбициозных целей. В целом Компании удалось достигнуть поставленных в 2019 году задач, несмотря на реализацию рисков по следующим направлениям деятельности:
К основным мероприятиям по воздействию на риски, реализованным в 2019 году, относятся:
Риски, требующие особого внимания
В ОАО «РЖД» особое внимание уделяется отдельным видам рисков.
Уполномоченным подразделением по противодействию коррупции и совершенствованию антикоррупционной политики в соответствии с законодательством Российской Федерации в Компании является Центр по организации противодействия коррупции.
В Компании закреплен единый принцип организации антикоррупционной работы не только на центральном, но и на региональном и линейном уровнях корпоративного управления.
В результате реализации угроз безопасности информации возможно нарушение или остановка предоставляемых ИТ‑сервисов, технологических и производственных процессов Компании, а также утечка информации ограниченного доступа.
В 2019 году были организованы и выполнены работы по внедрению и сопровождению автоматизированной системы управления событиями информационной безопасности, централизованного узла доступа к информационным системам, системы мониторинга и контроля каналов передачи информации, программно-аппаратного комплекса контроля доступа привилегированных пользователей, системы оценки защищенности автоматизированных информационных и телекоммуникационных систем ОАО «РЖД», системы обнаружения и предупреждения компьютерных атак на информационную инфраструктуру (ПО СОПКА).
Проведен контроль состояния защищенности веб-портала ОАО «РЖД», информационной инфраструктуры ОАО «РЖД» при подключении внешних пользователей, узлов выхода в интернет, Единого клиентского мобильного приложения. На 2020 год запланировано дальнейшее развитие систем управления и мониторинга информационной безопасности, а также нормативно-методической базы ОАО «РЖД» в области защиты информации.
Большое внимание в ОАО «РЖД» уделяется рискам, связанным с изменением климата. Компания анализирует изменения климата и учитывает их при планировании своей деятельности. Основное следствие, которое потенциально может повлиять на работу Компании, — рост числа опасных погодных явлений. Работа железных дорог может быть осложнена возрастанием количества осадков, особенно жидких и смешанных, ростом количества опасных явлений, таких как туман, сильные ливни и т. д. Поэтому в комплекс мероприятий при эксплуатации инфраструктуры входят укрепительные сооружения (плитные противоразмывные покрытия, отсыпки горной массы, анкерные крепления скальных пород) и сооружения для защиты земляного полотна от опасных природных явлений (противоселевые, противооползневые, противолавинные, противообвальные комплексы сооружений).
Управление финансовыми рисками
Компания уделяет особое внимание управлению финансовыми рисками, включая страхование имущественного комплекса и ответственности. С 2010 года в ОАО «РЖД» реализуется и ежегодно совершенствуется гибкая и эффективная система управления финансовыми рисками.
В 2019 году в число основных задач в области развития системы управления финансовыми рисками входили ее адаптация под возможные неблагоприятные геополитические и макроэкономические факторы, а также продолжение работы по распространению единых принципов по управлению финансовыми рисками в холдинге «РЖД».
Основной нормативный документ системы управления финансовыми рисками – Политика управления финансовыми рисками ОАО «РЖД». Центром принятия решений по управлению финансовыми рисками является Комиссия по управлению финансовыми рисками (КУФР) – коллегиальный орган под руководством первого заместителя генерального директора ОАО «РЖД».
Применяемые в ОАО «РЖД» подходы к финансовому риск-менеджменту основаны на передовых практиках управления финансовыми рисками, принципах диверсификации путем использования различных инструментов управления рисками и надежных контрагентов.
Политика риск-менеджмента исключает спекулятивные инструменты управления рисками, а также операции с ненадежными контрагентами.
Для управления кредитными рисками в ОАО «РЖД» действуют методики расчета кредитных лимитов, нормативные документы, определяющие работу с банковскими гарантиями и поручительствами, в том числе единый корпоративный стандарт холдинга «РЖД» по работе с инструментами обеспечения. Компания осуществляет оценку финансовых институтов и расчет соответствующих кредитных лимитов, регулирующих операции с банками по размещению депозитов и приему банковских гарантий в зависимости от оценки состояния соответствующего финансового института.
Оперативное управление ликвидностью Компании осуществляется на основе платежного баланса, платежного календаря и платежной позиции в пределах утвержденных бюджетов. В зависимости от текущей ликвидности Компания осуществляет оперативное привлечение или размещение денежных средств на лучших рыночных условиях. Оперативное управление ликвидностью осуществляется на базе систем Reuters и Bloomberg. Компания активно вводит принципы управления внутрихолдинговой ликвидностью с применением инструмента кэш-пулинга.
Для оценки данных рисков Компания применяет моделирование и оценку бюджетных параметров с учетом возможной волатильности соответствующих рыночных параметров.
Оценка величины валютного риска ОАО «РЖД» и выбор инструмента управления валютным риском основываются на анализе открытой валютной позиции Компании (ОВП). Для расчета ОВП операции Компании анализируются и группируются в разрезе инвестиционной, операционной и финансовой деятельности.
Компания минимизирует валютные риски путем снижения ОВП, в том числе применяя производные финансовые инструменты. Компания ставит себе целью поддержание ОВП близкой к нейтральной, при которой входящие и исходящие денежные потоки в иностранных валютах компенсируют друг друга.
В основе оценки величины процентного риска лежит анализ волатильности плавающих процентных ставок и соответствующее влияние на портфель заимствований ОАО «РЖД».
Компания также формирует и рассматривает ОВП холдинга «РЖД» с целью оценки профиля риска и выработки скоординированных решений по Холдингу в целом.
Принимая во внимание возросший риск изменения курса рубля по отношению к иностранным валютам, начиная с 15 июля 2015 года в соответствии со своей утвержденной политикой управления валютными рисками Компания применяет учет хеджирования к обязательствам, номинированным в валюте.
В качестве объекта хеджирования назначена выручка от транзитной перевозки через территорию Российской Федерации, номинированная в швейцарских франках, а также инвестиции в компанию «ЖЕФКО», номинированные в евро.
В качестве инструментов хеджирования выступают кредиты и займы в швейцарских франках и долларах США (с учетом конвертации в швейцарские франки) и часть займа в евро, соответствующая величине чистой инвестиции в компанию «ЖЕФКО».
Учет хеджирования позволяет отразить эффект от реализации политики управления валютными рисками и снизить волатильность финансового результата Компании в условиях изменения валютных курсов. Так, курсовые разницы по займам, участвующим в хеджировании, признаются в капитале с последующим переносом в состав отчета о прибылях и убытках по мере получения валютной выручки и (или) реализации валютного актива.
По мере привлечения заимствований в валюте Компания проводит детальный анализ возможности применения к ним учета хеджирования в соответствии с российскими и международными стандартами финансовой отчетности. По состоянию на 31 декабря 2019 года более чем к 70 % заимствований Компании, номинированных в иностранной валюте, применялся учет хеджирования.
На чем основывается процесс идентификации рисков оао ржд
УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
Functional safety. Risk management on railway transport
Дата введения 2016-09-01
Предисловие
Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены»
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении» (ВНИИНМАШ) и Закрытым акционерным обществом «ИБТранс» (ЗАО «ИБТранс»)
2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 524 «Железнодорожный транспорт»
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 27 августа 2015 г. N 79-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по
МК (ИСО 3166) 004-97
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации
Минэкономики Республики Армения
Госстандарт Республики Беларусь
Госстандарт Республики Казахстан
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 4 декабря 2015 г. N 2108-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33433-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 сентября 2016 г.
5 Стандарт подготовлен на основе применения ГОСТ Р 54505-2011*
7 ИЗДАНИЕ (май 2020 г.) с Поправкой (ИУС 3-2019)
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.
В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге «Межгосударственные стандарты»
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает подход и общие правила управления рисками на железнодорожном транспорте, связанными с функциональной безопасностью объектов инфраструктуры и подвижного состава.
Настоящий стандарт распространяется на внутренние и внешние по отношению к субъектам деятельности в сфере железнодорожного транспорта (владельцам инфраструктуры, операторам железнодорожного подвижного состава, перевозчикам и пользователям услуг железнодорожного транспорта) риски.
Настоящий стандарт предназначен для применения субъектами деятельности в сфере железнодорожного транспорта общего и необщего пользования.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий межгосударственный стандарт:
ГОСТ 31539 Цикл жизненный железнодорожного подвижного состава. Термины и определения
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 31539, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 анализ риска: Систематическое использование информации для определения источников и количественной оценки риска.
3.2 безопасность: Отсутствие недопустимого риска.
3.3 вероятность: Мера того, что событие может произойти.
3.4 владелец инфраструктуры: Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие инфраструктуру на праве собственности или ином праве и оказывающие услуги по ее использованию на основании договора.
3.5 внешний риск: Комплексный риск, связанный с влиянием функционирования железнодорожного транспорта на общество (социальный риск) и окружающую среду (экологический риск).
3.6 внутренний риск: Комплексный риск, связанный с влиянием функционирования железнодорожного транспорта на пассажиров, работников железнодорожного транспорта, с работой объектов инфраструктуры и подвижного состава, а также с недополучением прибыли субъектами деятельности в сфере железнодорожного транспорта.
3.7 допустимый уровень риска: Уровень риска, который приемлем при данных обстоятельствах на основании существующих в текущий период времени ценностей в обществе.
3.8 железнодорожный подвижной состав (подвижной состав): Транспортные средства, предназначенные для обеспечения железнодорожных грузовых и пассажирских перевозок и функционирования железнодорожной инфраструктуры.
3.9 жизненный цикл: Совокупность взаимосвязанных, последовательно осуществляемых процессов установления требований, создания, применения и утилизации объекта инфраструктуры и подвижного состава, происходящих в течение периода времени, который начинается с этапа создания концепции объекта инфраструктуры или подвижного состава и заканчивается после этапа утилизации объекта инфраструктуры или подвижного состава.
3.10 журнал учета опасностей: Документ, в котором регистрируются все действия по управлению функциональной безопасностью, выявленные опасности, ответственные лица, принятые и утвержденные решения или же указываются ссылки на связанные с этим процессом документы.
3.11 идентификация риска: Процесс нахождения, составления перечня и описания элементов риска.
1 Элементы риска могут включать в себя источники или опасности, события, последствия и вероятность.
2 Идентификация риска может также отражать интересы причастных сторон.
3.12 инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования (инфраструктура): Технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.
3.13 источник риска: Фактор, который может самостоятельно или в сочетании с другими факторами способствовать возникновению рисков.
3.14 критерии риска: Правила, по которым оценивают значимость риска.
3.15 матрица рисков: Инструмент, позволяющий ранжировать и отражать риски путем определения уровней частот и тяжести последствий.
3.16 мониторинг: Постоянная проверка, надзор, наблюдение и определение текущего состояния с целью выявления изменений по сравнению с ожидаемыми или требуемыми показателями.
3.17 неисправность: Состояние объекта, при котором он не соответствует хотя бы одному из требований нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации.
3.18 обработка риска: Процесс выбора и выполнения мероприятий для изменения риска.
1 Термин «обработка риска» иногда используют для измерений риска.
2 К мероприятиям по обработке риска могут относиться исключение, оптимизация, передача или сохранение риска.
3 Обработка риска, направленная на устранение негативных последствий, часто называется «смягчением последствий риска» или «снижением риска».
3.19 объект: Любая функциональная единица, которую можно рассматривать в отдельности.
1 Примерами объектов могут быть система, подсистема, оборудование, устройство, аппаратура, узел, деталь, элемент.
2 Объект может состоять из технических средств, программного обеспечения или их сочетания и может также в частных случаях включать людей.
3 Группу объектов можно рассматривать как самостоятельный объект.
3.20 опасное событие: Событие, которое может причинить вред.
3.21 опасность: Потенциальный источник возникновения ущерба.
3.22 оператор железнодорожного подвижного состава: Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие вагоны, контейнеры на праве собственности или ином праве, участвующие на основе договора с перевозчиком в осуществлении перевозочного процесса с использованием указанных вагонов, контейнеров.
3.23 остаточный риск: Риск, остающийся после обработки риска.
3.24 оценивание риска: Процесс сравнения оцененного риска с данными критериями риска с целью определения значимости риска.
3.25 оценка величины риска: Процесс присвоения значений вероятности и последствий риска.
3.26 оценка риска: Общий процесс анализа риска и оценивания риска.
3.27 перевозчик: Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж или грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж или грузобагаж уполномоченному на его получение лицу (получателю).
3.28 пересмотр: Деятельность, направленная на установление соответствия, адекватности или эффективности предмета рассмотрения установленным целям.
3.29 пользователь услугами железнодорожного транспорта: Пассажир, грузоотправитель (отправитель), грузополучатель (получатель) либо иное физическое или юридическое лицо, пользующиеся услугами (работами), оказываемыми организациями железнодорожного транспорта и индивидуальными предпринимателями на железнодорожном транспорте.
3.30 риск: Сочетание вероятности события и его последствий.
3.31 событие: Возникновение или изменение определенных обстоятельств.