на чем основывается позитивная психотерапия
Виды и методы психотерапии
Если вы приняли решение посетить психотерапевта, то есть большая вероятность, что вскоре вы столкнетесь с разными видами и методами терапии и встанете перед выбором: какой из них предпочесть? Ведь методики ориентированы на разных людей, разные проблемы и имеют разные конечные задачи. Чтобы получить максимально возможный результат от психотерапии, стоит изучить ее виды.
Рассказываем все подробности о видах и методах психотерапии, чтобы помочь с непростым выбором как психологам, так и пациентам.
Для чего разбираться в видах психотерапии?
Термин «психотерапия» подразумевает гигантское количество направлений, подходов и методов, начиная с индивидуальных бесед и заканчивая играми, танцами и тестами. Все методики помогают исследовать человеческие эмоции и найти маршрут к улучшению жизни.
Сегодня многие обращаются за помощью к специалистам или хотя бы задумываются о таком шаге. Однако, выбрать не так-то просто: кто-то из терапевтов работает с парами, а кто-то с семьями или группами людей, кто-то – с детьми и подростками, а кто-то со взрослыми, а самих направлений такое множество, что несложно запутаться. Знакомые могут порекомендовать хорошего врача, излечившего их от депрессии, но ведь ваша ситуация, скорее всего, абсолютно другая. Сами же специалисты чаще всего предлагают использовать лишь те методы, которые практикуют. И люди задаются логичным вопросом: а что конкретно поможет именно мне?
Основные виды и методы психотерапии
Арт-терапия
Уникальная методика, основанная на лечении посредством разговорной терапии и творчества, суть которой заключается в гипотезе, что творчество – это внешнее выражение внутренних эмоций, грамотно считывать которые – и есть основная задача арт-терапевта.
Театральные постановки, музыка, рисование, лепка, создание скульптур, любое другое искусство.
Клиент-центрированная психотерапия
Один из самых популярных методов у современных психотерапевтов, в основе которого бытует утверждение о том, что пациент способен самостоятельно стать лучшей версией себя, выявить причины своих проблем и найти решение по их устранению.
Терапевт путем доверительного диалога только сопровождает и направляет клиента, предлагает, на что обратить внимание.
Когнитивно-поведенческая терапия
Основывается на теории, что поведение человека является своеобразной реакцией с учетом прошлого опыта. Главная задача психотерапевта – помочь клиенту в изменении своих поведенческих ответов на возникающие стрессовые события.
Терапевт и пациент вместе исследуют, при каких ситуациях автоматически возникают негативные мысли. При помощи методов смягчения жестких убеждений и специальных упражнений закрепляются новые навыки, и постепенно пациент учится жить с более гибкими взглядами.
Телесная терапия
Это комплекс методов, который помогает максимально деликатно справиться с психологическим сопротивлением клиента для быстрого доступа к его бессознательному. В итоге психотерапевт получает возможность проанализировать взаимосвязь между разумом и телом человека и достичь конечной цели – изменения психоэмоционального самочувствия в положительную сторону.
Психоанализ
Родоначальник этого популярного учения – Зигмунд Фрейд – положил в основу психоанализа задачу распознать бессознательные процессы пациента (посредством анализа слов, мыслей, снов и фантазий), обнаружить истинные внутренние проблемы и выстроить новые отношения с внешним миром.
Сеанс проходит так: пациент ложится на кушетку, старается максимально расслабиться и рассказывает вслух все, что приходит ему в голову. Основной метод психоанализа – свободные, гибкие ассоциации, дающие терапевту доступ к подсознанию пациента.
Десенсибилизация и переработка при помощи движения глаз
Метод работы с травматическими и негативными воспоминаниями пациента.
Во время сеанса психотерапевт просит клиента вообразить прожитые негативные ситуации и одновременно водит пальцем или указкой перед лицом, запуская механизм переработки информации при помощи специфических движений глаз. После такого метода память о произошедших болезненных событиях сохраняется, но человек больше не воспринимает случившееся остро.
Танцевально-двигательная терапия
Одна из самых динамичных и экспрессивных форм психотерапии, основанная на взаимосвязи тела и разума. Движение под музыку способствует самовыражению, улучшению эмоционального состояния и внешнего вида, формирует положительный образ себя самого, поэтому пациенты с удовольствием занимаются танцами. Психотерапевты включают танцевально-двигательную терапию в свои реабилитационные программы, потому как этот метод практически не имеет противопоказаний и подходит детям и взрослым.
Семейная терапия
Семейное консультирование – это область психотерапии, которая фокусируется на семейных проблемах, помогает всем членам семьи (в том числе и детям) справиться с конфликтами, наладить взаимопонимание и гармоничное взаимодействие друг с другом посредством верных решений и нового поведения.
Специалист беседует со всей семьей и с каждым ее членом в отдельности. В процессе консультаций используются тесты, рисунки, игры и домашние задания для создания новых взаимоотношений и поведения, которые устроят всех членов семьи.
Гештальт-терапия
Метод психотерапии, основанный на убеждении, что люди стремятся к душевному и физическому здоровью, но шаблонные модели поведения создают для этого препятствия. Гештальт-терапия при помощи специальных упражнений помогает человеку проработать непрожитые чувства и незавершенные истории, учит жить «прямо сейчас», активизируя ответственность за свое поведение, тягу и способность к полноценной жизни. Гештальт-терапия – это эффективный подход в работе с детьми и подростками.
Индивидуальные или групповые консультации, в процессе которых осваиваются методики самостоятельного выбора поведения. На первой беседе психотерапевт и клиент(-ты) договариваются о желаемом результате и обсуждают способы его достижения, планируют продолжительность и количество встреч.
Гипноз
Гипнотерапия вводит пациента в глубокое состояние расслабленности и измененного состояния, в котором бессознательный разум способен беспрепятственно воспринимать новые возможности, мысли и установки поведения.
Психотерапевт во время беседы использует особый метафорический язык, чтобы затронуть бессознательное пациента.
Юнгианский анализ
Аналитические тактики Юнга основаны на анализе архетипов личности и сновидений и способны расширить сознание пациента с целью выстроить новые ценности и достичь эмоциональной гармонии.
Доверительная беседа, в процессе которой клиент говорит обо всем, что приходит в голову – запретных тем не существует. Терапевт также приглашает клиента к творчеству – выразить свои чувства и мысли посредством рисунка, ведения дневниковых записей, стихов. Словом, используется все то, что может помочь человеку понять себя.
Психодрама
Область психотерапии, подразумевающая участие группы людей в ролевой игре, в которой разыгрываются острые жизненные ситуации из реальной жизни одного из участников.
Инсценировка действий по сюжету реальных событий, прожитых одним из участников, в ходе которой он сам и состоящие в группе люди погружаются в стрессовую ситуацию, «проживают» ее, с целью получить ответы на свои вопросы. Поддержка участников группы и психотерапевта помогает найти верное решение в конкретной ситуации.
Какой вид психотерапии выбрать?
Мы рассказали лишь об основных терапевтических методиках, коих в практике действующих коррекционных специалистов великое множество.
Сразу ответим, что нет идеального вида психотерапии, который был бы лучше и эффективней всех остальных. Выбор должен зависеть от особенностей личности пациента, его поведения, взглядов и убеждений, от конкретной проблемы и от искреннего желания ее решить.
Изучите свои цели, посоветуйтесь со специалистом, прислушайтесь к своим внутренним ощущениям. Возможно, какой-то метод откликнется именно вам, и вы с энтузиазмом пожелаете испробовать его действие.
Важным будет полное понимание своих задач и их соответствие возможностям существующих методов психотерапии. К примеру, когнитивно-поведенческая терапия исследует, как мысли человека влияют на поведение; клиент-центрированный метод помогает самостоятельно разобраться в своих проблемах; экзистенциальный подход отвечает на главные жизненные вопросы и т.д.
На что еще обратить внимание при выборе психотерапевта?
Для достижения результата важен не только метод, который будет применяться терапевтом в процессе консультаций, но и ваша взаимная симпатия и понимание – насколько специалист внимательно слушает, принимает ваши проблемы и уважительно к вам относится.
Другой важный момент – это осознание психотерапевтом ваших задач и стремлений. Если специалист знает, чего вы ждете от терапии, у него будут все возможности подобрать тот метод, который подходит именно вам, чтобы справиться именно с вашей проблемой. Не стесняйтесь обсуждать этот момент, если ощущаете, что какие-то предложенные техники вам не подходят. Если и после этого врач продолжает настаивать на применении своего метода, уверяет, что вы сопротивляетесь и сами не заинтересованы в выздоровлении, лучше обратиться к другому специалисту.
Научная электронная библиотека
Тема занятия №12. Психологические основы психотерапии
Место проведения: учебная аудитория.
Продолжительность: 2 часа
Цель: Ознакомить с основными направлениями психотерапии. Изучить основные методы психотерапии. Представить обзор современных направлений.
Студент должен знать:
Студент должен уметь:
Темы проектов, рефератов:
Рекомендуемая литература:
Основная литература:
Дополнительная литература:
Исходный контроль уровня знаний:
Виды психологической помощи
Психологическая помощь — область практического применения психологии, ориентированная на повышение социально-психологической компетентности людей. Она может адресовываться как отдельному субъекту, так и группе, организации.
В клинической психологии психологическая помощь включает предоставление человеку информации о его психическом состоянии, причинах и механизмах появления у него психологических или психопатологических феноменов, а также активное целенаправленное психологическое воздействие на индивида с целью гармонизации его психической жизни, адаптации к социальному окружению, купированию психопатологической симптоматики и реконструкции личности для повышения порога фрустрационной толерантности, формирования стрессо- и неврозоустойчивости.
Основными способами оказания психологической помощи в клинической психологии являются психологическое консультирование, психологическая коррекция (психокоррекция) и психотерапия. Все они направлены на различные стороны личности, но различаются по целям и способам воздействия. Все виды психологической помощи могут применяться раздельно и в сочетании.
Психологическое консультирование- главной целью его является научно организованное информирование клиента (пациента) о его психологических проблемах с учетом его личностных ценностей и индивидуальных особенностей с целью формирования активной личностной позиции, специфического мировоззрения и взгляда на жизнь (принципиальные и непринципиальные стороны человеческого существования, формирование иерархии ценностей). Консультирование помогает человеку выбирать и действовать по своему усмотрению, помогает человеку выбирать и действовать по своему усмотрению, помогает обучаться новому поведению, способствует развитию личности.
Консультирование в большей степени ориентируется на психологическое воздействие, так как учитывает цели пациента. Вследствие этого в процессе консультирования с помощью специальных методов воздействия осуществляется нормализация психического состояния индивида, расширение представлений о себе, ситуации, вариантах преодоления жизненных сложностей, внутриличностных конфликтов и приобретения навыков психологической защиты и компенсации.
Психологическая коррекция (псикоррекция)- понимается как деятельность специалиста по исправлению (корректировке) тех особенностей личности, психического развития клиента, которые не являются оптимальными для него. Ее целью является выработка и овладения навыками адекватной для индивида и эффективной для сохранения здоровья и психической деятельности, способствующей личностному росту и адаптации человека в обществе.
Психокоррекция в большей степени ориентируется на процессы манипулирования, управления и формирования, что обычно связано с неспособностью человека самостоятельно (даже при приобретении знаний и навыков саморегуляции) изменить параметры своей психической деятельности в силу аномалий или дефектов психики.
Психотерапия— система комплексного лечебного вербального и невербального воздействия на эмоции, суждения, самосознание человека при различных заболеваниях (психических, нервных, психосоматических). Основной своей задачей психотерапия ставит купирование психопатологической симптоматики, посредством чего предполагается достижение внутренней и внешней гармонизации личности.
В психотерапии обычно имеет место стремление к глубокому анализу проблем пациента с ориентацией на бессознательные процессы, структурную перестройку личности.
Цели и методы психотерапии
Общую для большинства психотерапевтических подходов цель психотерапии можно сформулировать следующим образом: общая цель психотерапии состоит в помощи пациентам изменить свое мышление и поведение таким образом, чтобы стать более счастливыми и продуктивными. При работе с пациентами эта цель дифференцируется на ряд задач, а именно:
1) терапевт помогает пациенту лучше понять свои проблемы;
2) устраняет эмоциональный дискомфорт;
3) поощряет свободное выражение чувств;
4) обеспечивает пациента новыми идеями или информацией о том, как решать проблемы;
5) помогает пациенту в проверке новых способов мышления и поведения за пределами терапевтической ситуации.
При решении этих задач терапевт прибегает к трем основным методам.
1. Во-первых, терапевт обеспечивает психологическую поддержку. Прежде всего, это значит сочувственно выслушать пациента и дать ему взвешенный совет в кризисной ситуации. Поддержка также заключается в том, чтобы помочь пациенту осознать и использовать свои силы и умения.
2. Второй метод терапии состоит в устранении дезадаптивного поведения и формировании новых, адаптивных стереотипов.
3. И наконец, терапевт содействует инсайту (осознанию) и самораскрытию (самоэксплорации), в результате чего пациенты начинают лучше понимать свои мотивы, чувства, конфликты, ценности.
Несмотря на различия в теориях, целях и процедурах, психологическое лечение сводится к тому, что один человек пытается помочь другому (даже в том случае, когда речь идет о групповой психотерапии, при которой каждый участник является своего рода психотерапевтом по отношению к другому члену группы).
Показания к психотерапии
Комплексный подход в лечении различных заболеваний, учитывающий наличие в этиопатогенезе трех факторов (биологического, психологического и социального), обусловливает необходимость корригирующих воздействий, направленных на каждый фактор, соответствующий его природе. Это означает, что психотерапия как основной или дополнительный вид терапии может применяться в комплексной системе лечения пациентов с самыми разнообразными заболеваниями. Показания к психотерапии определяются ролью психологического фактора в этиопатогенезе заболевания, а также возможными последствиями перенесенного ранее или текущего заболевания.
Личностный подход в психотерапии
Личностный подход в психотерапии реализуется в трех основных направлениях: 1) изучение личности больного, закономерностей ее развития и специфики нарушений в целях оптимизации психотерапевтических воздействий; 2) учет личностных особенностей при использовании любых психотерапевтических методов; 3) ориентация психотерапевтического процесса на личностные изменения. Первые два аспекта касаются использования практически всех психотерапевтических методов. Третий относится к психотерапевтическим направлениям, целью которых является достижение личностных изменений.
Учет личностных особенностей при использовании любых психотерапевтических методов. Понятие «личностный подход» в данном аспекте является более широким и распространяется на все психотерапевтические методы, в том числе и на симптомоцентрированные, решающие скорее тактические задачи. Это означает, что любое психотерапевтическое воздействие должно учитывать личностные особенности пациента и специфику личностных нарушений, анамнез жизни и болезни, установки и отношения, особенности поведения и эмоционального реагирования.
Групповая психотерапия
Групповая и индивидуальная психотерапия представляют собой две основные формы психотерапии. Специфика групповой психотерапии как лечебного метода заключается в целенаправленном использовании в психотерапевтических целях групповой динамики в лечебных целях (то есть всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы, включая и группового психотерапевта).
Групповая психотерапия имеет прежде всего лечебные цели и в рамках конкретного психотерапевтического направления решает те же задачи, что и индивидуальная, но с помощью своих средств. Если психотерапия направлена на раскрытие и переработку внутреннего психологического конфликта и коррекцию неадекватных, нарушенных отношений личности, обусловливающих его возникновение и субъективную неразрешимость, то эта цель является общей и для индивидуальной, и для групповой психотерапии. Таким образом, индивидуальная и групповая формы психотерапии решают общие психотерапевтические задачи (раскрытие и переработку внутреннего психологического конфликта и коррекцию нарушенных отношений личности, обусловивших возникновение и субъективную неразрешимость конфликта, а также фиксирующих его), используя свою специфику.
Основные направления в психотерапии. Психодинамическое направление в психотерапии
Основано на теории 3. Фрейда о динамическом бессознательном и психологическом конфликте. Человек заболевает неврозом в результате интрапсихического конфликта между требованиями инстинктивной жизни и сопротивлением им. Человек может войти в конфликт с многочисленными социалъными ограничениями и табу-запретами. Главная цель терапии заключается в том чтобы помочь больному осознать бессознательные конфликты (очаги скрытого напряжения в бессознательном), которые основаны на нереализованных детских желаниях и проявляются как болезненные симптомы, а также содействовать развитию более разумных, присущих взрослым моделей поведения.
Пациент посещает врача 3-5 раз в неделю в течение ряда лет, каждый прием длится обычно несколько часов. Больной лежит на кушетке, аналитик сидит у изголовья, вне поля зрения пациента. Анализируемый старается говорить свободно, без ограничений все, что ему приходит в голову в виде свободных ассоциаций, для того чтобы аналитик смог проследить мысли пациента вплоть до самых их истоков. Сюда входят ассоциации, которые возникают в процессе анализа в связи со снами или перенесением чувств. Психоаналитик использует интерпретацию и уточнение, с тем чтобы помочь пациенту осознать и разрешить конфликты, которые влияют на его жизнь на подсознательном уровне. От пациента при терапии требуется стабильность терапевтического сотрудничества и психологическая заинтересованность в результатах. Он также должен быть в состоянии перенести стресс, возникающий в процессе терапии, без психологических срывов, импульсивности и регрессии.
Психоаналитическая психотерапия. Имеет менее интенсивный характер, в отличие от классической аналитической терапии, и может проводиться в форме или экспрессивной психотерапии, ориентированной на адекватную :амооценку, или психотерапии отношений, которая направлена на психологическую поддержку пациента в сложных психологических ситуациях. Сеансы терапии проводятся 1-2 раза в неделю, пациенты сидят лицом к психотерапевту. Цели терапии аналогичны таковым при классическом анализе (решение бессознательного конфликта), но основной акцент делается на повседневную реальность и меньшее значение придается развитию трансферных отношений.
Круг показаний для проведения психоаналитической терапии существенно расширен. В частности, поддерживающая психотерапия показана пациентам с уязвимой психикой, находящимся в кризисных состояниях, страдающих расстройствами личности и психическими заболеваниями. Эта терапия может продолжаться длительно (годы), особенно в хронических случаях. Поддержка может иметь форму совета, переубеждения, ограничений, усиления чувства реальности и помощи с формированием социальных навыков.
Кратковременная динамическая психотерапия. При данном варианте число психоаналитических сеансов (обычно 10-40) оговаривается с пациентом до начала лечения. Предварительно избирается и специфическая конфликтная сфера, которая актуальна для пациента и должна быть в центре терапии. Этот вид психотерапии требует от врача большей активности в направлении ассоциаций пациента в сторону конфликтной сферы. К пациенту также предъявляются более высокие требования по поводу заинтересованности его в лечении, способности выдержать психологическое напряжение и усиление тревоги во время терапии. Метод не подходит для пациентов с суицидальными мыслями, проявлениями импульсивности, склонности к психотическим состояниям, злоупотреблению психоактивными веществами.
Гуманистическое (экзистенциально-гуманистическое, феноменологическое) направление в психотерапии
Это направление менее однородно, в его рамках существует множество методов и технологий. Представители гуманистического направления склонны видеть человека существом прирожденно активным, стремящимся к позитивному личностному росту, самоактуализации. Патология понимается ими как уменьшение этих возможностей для самовыражения, подавление внутренних переживаний или потери соответствия (конгруэнтности) им, поэтому все усилия психотерапевта направлены на личностный рост и интеграцию личности пациента, а не просто на лечение болезни.
В гуманистическом направлении можно выделить три основных психотерапевтических подхода:
1. Философско-психологический подход использует преимущественно экзистенциальные принципы (значение смысла своего существования и возможности самоактуализации) через эмпатическое обращение к другому человеку при проведении терапии. Интеграция «Я» достигается «здесь и теперь» в процессе встреч пациентов с психотерапевтом и взаимного диалога (логотерапия В. Франкля, клиент-центрированная терапия К. Роджерса и др.).
2. Соматический подход использует невербальные техники интеграции «Я» через тело с помощью сосредоточения внимания на телесных ощущениях физических и двигательных способах отреагирования чувств и т.п.(гештальт-терапия Ф. Перлса, биоэнергетический анализ Лоуэна и др.)
3. Духовный подход при «Я»-интеграции предполагает приобщения к духовному, трансперсональному опыту с помощью медитации, других техник «расширения» (трансцендирования) сознания до «космического» уровня «трансцендентальная медитация, психосинтез Р. Ассаджоли и др.).
Поведенческое направление в психотерапии
На первых этапах под термином «поведение» в поведенческой (бихевиористской) терапии понималось все, что имеет внешне наблюдаемые характеристики. В настоящее время в понятие «поведение» включаются эмоционально- субъективные, мотивационно-аффективные, когнитивные и вербально-когнитивные проявления. Попытка учесть эти «промежуточные переменные», расположенные между стимулом и реакцией в психотерапии привела к созданию в 1960-1970-х годах методик, получивших название «скрытое кондиционирование» («скрытое обусловливание», саморегуляция). Их суть заключается в тренировках мысленного представления пациентом того поведения, которое кажется ему нежелательным. Это помогает ему натренировать эмоциональный ответ, чтобы в реальной обстановке уменьшить психотравмируюшее воздействие ситуации. Метод применяется для лечения фобий, повышенной тревожности и неуверенности в себе.
Личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия
В настоящее время как за рубежом, так и в нашей стране отмечается все большая тенденция к обобщению положительного опыта различных психотерапевтических школ и направлений. Примером такого синтеза в нашей стране явилась личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия, имеющая в своей основе систему патогенетической психотерапии, опирающейся на «Я»-концепцию и систему межличностных отношений (по В.Н. Мясищеву). Поэтапное осознание и эмоциональное отреагирование психотравмирующей ситуации в системе патогенетической психотерапии служит основой регуляции потребностей, которая на своих высших уровнях связана с самовоспитанием, формированием сознательных отношений (Мясищев В.Н., 1960). Определение «реконструктивная» рассматривается в плане воссоздания прошлого опыта пациента для понимания причин, которые привели к тупику в развитии личности с последующей разработкой стратегии восстановления и дальнейшего строительства будущего.
Целями и задачами личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии являются.
1. Глубокое и всестороннее изучение личности больного, особенностей его эмоционального реагирования, мотивации, функционирования системы отношений.
2. Выявление и изучение механизмов, способствующих возникновению и сохранению состояния дезадаптации личности (невротической симптоматики).
3. Достижение у пациента осознания и понимания причинно-следственной связи между особенностями его системы отношений и его заболеванием (проблемой).
4. Помощь пациенту в разумном разрешении психотравмирующей ситуации, изменении отношения к ней, коррекция неадекватных реакций форм поведения.
5. Помощь пациенту в изменении отношений в сторону их зрелости, ведет к восстановлению полноценности его социального функционирования
сферы самосознания больного в плане понимания им истинных источников своих болезненных симптомов, конфликтов. Осознание и эмоциональное отреагирование психотравмирующей ситуации является основой для регуляции перестройки отношений личности на познавательном, эмоциональном и поведенческом уровнях. Глубина осознания может быть разного уровня:
1-й уровень может касаться только некоторых представлений пациента о своем дезадаптивном поведении в условиях патогенной ситуации:
2-й уровень отражает осмысление пациентом тех неадекватных отношений, которые лежат в основе его невротического поведения;
3-й уровень глубины понимания генеза своего невроза пациентом связан с осознанием им нарушений в сфере мотивов и потребностей, в силу их неадекватного формирования с детства в ходе развития личности и процесса формирования системы отношений.
Настроенность на самоанализ, рефлексия и достаточный уровень интеллекта прогностически благоприятны в плане возможности достижения более высоких уровней осознания в ходе психотерапии.
Современные основные направления психотерапии
Арт-терапия представляет собой совокупность психокоррекционных методик, имеющих различия и особенности, определяющиеся как жанровой принадлежностью к определенному виду искусства, так и направленностью, технологией психокоррекционного лечебного применения.
Однако было бы неверно рассматривать видовые различия арт-терапии только с точки зрения принадлежности к видам искусства. Виды арт-терапии в медицине и психологии дифференцируются в зависимости от лечебного и коррекционного воздействия на человека и формы его организации (индивидуальная, групповая). Однако основой для всех видов арт-терапии является художественная деятельность субъекта, посредством активизации которой осуществляется коррекция тех или иных нарушений в развитии человека.
Практическая часть
1. Упражнение «5 шагов»
Процедура включает следующие этапы:
2. Ведущий предлагает группе определить, что за воображаемый человек должен достичь эту цель. Участники должны назвать его основные (воображаемые) характеристики последующим позициям: пол, возраст (желательно, чтобы этот человек был сверстником играющих), успеваемость в школе, материальное положение и социальный статус родителей и близких людей. Это все также кратко выписывается на доске.
3. Каждый участник на отдельном листочке должен выделить основные пять этапов (пять шагов), которые обеспечили бы достижение намеченной цели. На это отводится примерно 5 минут.
4. Далее все делятся на микрогруппы по 3-4 человека.
5. В каждой микрогруппе организуется обсуждение, чей вариант этапов достижения выделенной цели наиболее оптимальный и интересный (с учетом особенностей обозначенного выше человека). В итоге обсуждения каждая группа на новом листочке должна выписать самые оптимальные пять этапов. На все это отводится 5-7 минут.
6. Представитель от каждой группы кратко сообщает о наиболее важных пяти этапах, которые выделены в групповом обсуждении. Остальные участники могут задавать уточняющие поп росы. Возможна небольшая дискуссия (при наличии времени).
7. При общем подведении итогов игры можно посмотреть, насколько совпадают варианты, предложенные разными микрогруппами (нередко совпадение оказывается значительным). Также в итоговой дискуссии можно оценить совместными усилиями, насколько учитывались особенности человека, для которого и выделялись, пять этапов достижения профессиональной цели. Важно также определить, насколько выделенные этапы (шаги) реалистичны и соответствуют конкретной социально-экономической ситуации в стране, т.е. насколько общая ситуация в обществе позволяет (или не позволяет) осуществлять те или иные профессиональные и жизненные мечты. Вполне возможно проведение данного игрового упражнения и по другим процедурным схемам. К примеру, сначала каждый выделяет пять этапов на своих листочках, затем 2-3 желающих (добровольца) выходят к доске и выписывают свои предложения, после чего в общем, обсуждении рассматриваются по порядку этапы, выписанные этими участниками и выделяется наиболее оптимальный вариант. В другом случае, можно сразу разбить учащихся на группы и предложить им (без индивидуальной предварительной работы) составить общий вариант программы достижения намеченной цели (выписать пять шагов-этапов) для данного человека.
2. Упражнение «В детстве я хотел быть. »
Цель упражнения: формирование в группе доверительных отношений, пробуждение интереса к теме профессионального самоопределения.
Каждому участнику в течение трех минут предлагается написать на карточке, кем он хотел быть в детстве и почему. Затем анонимные карточки сдаются ведущему, который их перемешивает и вновь раздает участникам в случайном порядке. Каждый участник должен «вжиться» в полученный образ неизвестного автора, зачитать написанное, предположить, изменилось ли его мнение сейчас, когда он встал взрослее. Если изменилось, то почему? Остальные участники внимательно слушают, задают вопросы
Тестовый контроль знаний
1. К способам психологической помощи относятся все нижеперечисленные за исключением:
а) психологического консультирования
б) психологической коррекции
в) психологической защиты
г) психотерапии в узком смысле
д) психотерапии в широком смысле
2. Способ психологической помощи, при котором происходит формирование «личностной позиции» называется:
а) психологическим консультированием
б) психологической коррекцией
в) психологической защитой
г) психотерапией в узком смысле
д) психотерапией в широком смысле
3. В рамках психологической коррекции происходит формирование:
а) личностной позиции
б) навыков адаптивного поведения
г) фрустрационной толерантности
4. Психотические психопатологические симптомы и синдромы требуют использования:
а) психологического консультирования
б) психологической коррекции
в) психотерапии в узком смысле
г) психотерапии в широком смысле
д) ни один из ответов неверен
5. Изменение психической реальности человека в соответствии с целями и задачами кого-либо или чего-либо называется:
6. Информирование клиента является существенным методом психологической помощи при:
а) психологическом консультировании
б) психологической коррекции
в) психотерапии в узком смысле
г) психотерапии в широком смысле
д) ни один из ответов неверен
7. Перевод одного вида «энергии» (например, сексуальной) в другой с формированием замещающей деятельности называется:
а) суггестивная психотерапия
б) психотерапия с помощью поиска утраченного смысла бытия