на чем основывается политика информационной безопасности в организации
Как защитить информацию внутри компании: на бумаге или в электронных документах
Сотрудница одной компании отправляла секретные документы, и ей за это ничего не было. А в другой компании за похожее нарушение сотрудники получили по 2 года условно.
Виктория Краснова
Юрист по интеллектуальной собственности
Одна компания обнаружила, что сотрудница отправляет в соцсети фотографии конфиденциальных документов, и уволила ее. Но суд обязал компанию восстановить сотрудницу и выплатить компенсацию и моральный ущерб.
Другая компания узнала, что работники продают секретную документацию. Суд дал каждому 2 года условно.
Решение суда в таких делах зависит от того, насколько грамотно компания охраняет свои секреты.
Мы запускаем серию статей о том, как правильно защитить информацию внутри компании. Это первая обзорная статья, в ней собрали самое важное по теме.
Выберите информацию, которую стоит защитить
Компании хотят защитить информацию, которая помогает им зарабатывать.
Фирменное блюдо в кафе — салат с уникальным соусом. Посетители становятся в очередь, чтобы его попробовать, за ним приезжают из других городов. Хорошо бы хранить рецепт соуса в секрете: если сотрудник продаст его соседнему кафе, выручка упадет и бизнес серьезно пострадает.
В законе нет исчерпывающего списка сведений, которые можно защищать. Руководитель решает это сам.
Обычно компании защищают технологии производства товара, списки поставщиков и клиентов, условия сделок, финансовую отчетность, планы развития. Такую информацию можно включить в коммерческую тайну.
Есть перечень сведений, которые нельзя скрывать:
В таблице — примеры информации, которую можно и нельзя включить в коммерческую тайну:
Можно | Нельзя |
---|---|
— Список клиентов и поставщиков |
— Способы и принципы ценообразования
— Маркетинговые исследования и рекламные кампании
— Технологические сведения о продукции
— Особенности производственных процессов
— Информация о методах управления и внутренней организации предприятия
— Деловая переписка
— Состав и квалификация персонала
— Потребительская информация о товаре — из чего состоит, когда произведен, условия использования и другое
— Задолженность по зарплате
— Список лиц, которые могут представлять организацию без доверенности
— Номер лицензии на осуществление деятельности
Защитите секретную информацию от сотрудников и сторонних партнеров
Чтобы защитить секретные данные, компании нужно пройти четыре шага:
Ввести режим коммерческой тайны. Это минимальная мера защиты информации. Она поможет объяснить сотрудникам, чем они не могут делиться и какое наказание будет, если они разболтают коммерческий секрет.
Чтобы ввести режим коммерческой тайны, компании нужно:
Стоит сделать неправильно — и вы уже не сможете оштрафовать или уволить сотрудника, который передает ценные сведения конкурентам.
Подробнее об этом расскажем в следующих статьях.
Сотрудницу уволили за разглашение коммерческой тайны, но компании пришлось ее восстановить и выплатить зарплату
Компания уволила секретаря за то, что она отправляла в мессенджере фотографии секретных документов. Сотрудница через суд потребовала восстановить ее в должности и компенсировать зарплату и моральный ущерб.
В компании был неправильно введен режим коммерческой тайны: невозможно было доказать, что документы входят в список конфиденциальных сведений, да и грифа «Коммерческая тайна» на них не было. А еще компания не смогла подтвердить, что сотрудница была ознакомлена с положением о коммерческой тайне.
Пришлось восстановить сотрудницу в должности и выплатить ей компенсацию.
Заключить договоры на создание продуктов. Во многих компаниях сотрудники разрабатывают: пишут коды, статьи, создают музыку, придумывают дизайн для сайтов и книг. По общему правилу все, что сотрудник создает в рабочее время и в рамках служебных задач, принадлежит компании. Но ничто не мешает работнику сказать, что он делал проект в свободное время.
Чтобы не оставаться без ценных наработок, когда человек увольняется, пишите технические задания, заключайте договоры на создание продуктов, подписывайте акты приемки-передачи изобретений и оформляйте передачу исключительных прав на служебное произведение от автора к вашей компании. Об этом тоже расскажем подробнее в следующих статьях.
Компания не заключила договор с сотрудником и потеряла разработанный продукт
Сотрудник компании «Амедико» разработал мессенджер для телемедицины. После увольнения он открыл новую компанию — «Телепат», передал этой компании исключительные права на мессенджер и стал его продавать.
«Амедико» обратилась в суд с требованием, чтобы «Телепат» прекратил продажи мессенджера и выплатил компенсацию 5 млн рублей. Но компания не смогла подтвердить, что мессенджер был создан в рабочее время и в рамках служебных обязанностей. Суд отказал в удовлетворении иска.
Защитить интеллектуальную собственность компании. Вы можете защитить:
Если интеллектуальную собственность для компании создают сотрудники, главное — договор на создание произведения, о котором мы уже говорили. При работе с подрядчиками тоже важно прописать в договоре, что права на продукт переходят вам.
Если заказываете логотип в дизайнерском бюро, проверьте, чтобы в договоре была прописана передача прав на логотип и авторский гонорар за это. Также в договору должны прилагаться техническое задание и акту приема-передачи.
Ввести режим конфиденциальности с внешними партнерами. Так партнеры не смогут использовать вашу информацию в своей работе. Если это случится, вы сможете потребовать, чтобы партнер прекратил это делать и выплатил компенсацию.
Вы дали разработчику пароль от вашей CRM, а он скачал себе базу клиентов и продал ее конкурентам. Если по договору это была конфиденциальная информация, можно обратиться в суд.
Режим конфиденциальности может сработать и в более мирных условиях.
Владельцу пекарни нужно оборудование на кухню. Он нашел поставщика, который не только привезет нужные приборы, но и установит их. Пекарю важно, чтобы детали сделки оставались в секрете, и он подробно расписал в договоре, что нельзя рассказывать: название оборудования, стоимость, количество и другие детали поставки.
Поставщик привлек подрядчика для установки оборудования и рассказал, что и в каком количестве нужно установить в кафе. В таком случае хозяин пекарни можете подавать на поставщика в суд и требовать штраф: условия конфиденциальности были нарушены.
Без коммерческой тайны ввести режим конфиденциальности нельзя.
Компания дала сотрудникам доступ к личному кабинету партнера и заплатила за это 400 000 ₽
По договору компания «Терминал Сервис» гарантировала компании «Виакард», что логин и пароль от личного кабинета в их системе будут доступны только одному сотруднику в компании. Но фактически логин и пароль были вывешены на сайте «Терминал Сервис» в свободном доступе. Любой мог зайти в личный кабинет.
Суд счел это нарушением конфиденциальности и оштрафовал «Терминал Сервис» на 400 000 ₽.
Когда секретная информация защищена сама по себе
Есть несколько случаев, когда информацию нельзя разболтать или использовать в личных целях, даже если у компании нет режима коммерческой тайны и конфиденциальности:
Переговоры. Если во время переговоров по сделке вы рассказали партнеру секретную информацию, он не имеет права передавать ее или использовать в личных целях, даже если договор в итоге не заключили.
Договор на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Если вы заказываете разработку детали для графического планшета, который хотите выпустить на рынок, или строительный план здания, где будет ваш офис, — партнеры обязаны сохранить в тайне предмет договора, особенности рабочего процесса и его результаты.
Договор подряда. Например, вы передали подрядчику конфиденциальную информацию, которая нужна для выполнения работ. Он не имеет права передавать ее кому бы то ни было без вашего разрешения. Даже заключать договор субподряда, раскрывая ключевые сведения вашего соглашения.
Корпоративный договор — это соглашение, которое учредители подписывают, когда открывают компанию. В нем они договариваются, как будут управлять компанией, как распоряжаться имуществом компании и как из нее выйти, прописывают правила приема новых учредителей. По общему правилу все, что написано в корпоративном договоре непубличного общества, конфиденциально.
Наказать за раскрытие коммерческой тайны
Если не спросил разрешения и поделился вашими конфиденциальными сведениями, можно его наказать одним из таких способов:
Ответственность | Наказание | Основание |
---|---|---|
Дисциплинарная | В зависимости от вины, по решению руководителя компании: |
—замечание
Закон не запрещает применять материальное и дисциплинарное наказание за одно и то же нарушение
Штраф для должностных лиц — от 4000 до 5000 ₽
В зависимости от тяжести проступка, наказание может применить компания — объявить выговор или уволить работника — или назначить суд — штраф или тюремное заключение.
Сотрудники решили продать конфиденциальные сведения и получили по 2 года условно
Сотрудники продавали через интернет отчетность компании по одной из товарных категорий. Во время контрольной закупки их поймали.
Сотрудники пытались оправдаться тем, что все данные из отчетности и так можно было найти на официальном сайте компании, но суд не поверил в эти оправдания. В компании был установлен режим коммерческой тайны, где было четко прописано, какие сведения считаются конфиденциальными.
В итоге обоих сотрудников осудили на 2 года условно и запретили переезжать до окончания наказания.
Партнеров тоже можно привлечь к ответственности. Чаще всего через суд добиваются выплаты компенсации.
ИП нарушил условия агентского договора о конфиденциальности и выплатил штраф
ИП заключил с компанией агентский договор, по которому должен был привлекать клиентов и продавать продукцию компании на определенной территории. Потенциальный клиент обратился в компанию, чтобы купить продукцию. По правилам договора клиент был передан ИП. Но ИП отправил клиенту прайс другого производителя. Это стало известно компании.
Она обратилась в суд, чтобы получить компенсацию от ИП за то, что он нарушил условия агентского договора. По нему ИП не должен пользоваться информацией компании, в том числе данными о клиентах, в личных целях.
Суд принял сторону компании и обязал ИП выплатить штраф 100 000₽ и судебные издержки.
Главное
Защищать можно любую информацию, которая может принести вашей компании прибыль, если это не запрещено законом.
Для защиты ценной информации:
За незаконное распространение коммерческой информации нарушителя могут уволить, назначить штраф до 1 500 000 ₽ или посадить в тюрьму на срок до 7 лет.
Подписка на новое в Бизнес-секретах
Подборки материалов о том, как вести бизнес в России: советы юристов и бухгалтеров, опыт владельцев бизнеса, разборы нового в законах, приглашения на вебинары с экспертами.
Сейчас читают
Оферта: что это и зачем она нужна
Одному бизнесу оферта поможет ускорить заключение договоров с клиентами, а другому — будет нужна по закону. Что включить в оферту и как избежать типовых ошибок — в статье
Что может проверить Роспотребнадзор в продуктовом магазине
Каким санитарным нормам должен соответствовать продуктовый магазин и что будет проверять Роспотребнадзор
Как ИП оформить банкротство
Пошаговый план действий для ИП при оформлении банкротства и другие способы погасить долги
Рассылка для бизнеса
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее
© 2006—2021, АО «Тинькофф Банк», Лицензия ЦБ РФ № 2673 — Команда проекта
Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.
Чтобы скачать чек-лист,
подпишитесь на рассылку о бизнесе
После подписки вам откроется страница для скачивания
Информационная безопасность предприятий
Защита данных
на базе системы
З адача выстраивания системы информационной безопасности предприятий носит комплексный характер. Руководство должно оценить уровень предполагаемых рисков и выработать модель угроз. Она будет различной для каждого вида бизнеса. Общим будет то, что для причинения ущерба компании используются информационные технологии. Для обеспечения информационной безопасности нужно проведение аудита, по результатам которого вырабатывается комплекс необходимых организационных и программно-технических мер.
Угрозы информационной безопасности
Хакерские атаки рассматриваются на международном уровне как часть единой глобальной угрозы, связанной с цифровизацией общества. От внешних нападений не избавлены даже небольшие компании, особенно если они являются поставщиками или подрядчиками крупных корпораций и оперируют в своей деятельности данными, способными заинтересовать злоумышленников. Но и интернет магазины или небольшие поставщики интернет-услуг не избавлены от DDoS-атак, способных полностью заблокировать каналы связи и сделать сервис недоступным для клиентов.
Среди актуальных внешних угроз информационной безопасности:
Общий список угроз остается неизменным, а технические средства их реализации совершенствуются постоянно. Уязвимости в штатных компонентах информационных систем (ОС, протоколах связи) не всегда ликвидируются быстро. Так, проблемы Windows XP были устранены путем выпуска обновлений только через два года после их фиксации. Хакеры не теряют времени, оперативно реагируя на все обновления, постоянно тестируя степень безопасности информационных систем предприятия при помощи средств мониторинга. Особенностью современной ситуации на рынке компьютерной безопасности стало то, что машинные технологии усовершенствовались до того уровня, что пользование ими стало доступным даже школьнику. Заплатив небольшую сумму, иногда не превышающую 10 долларов, за подписку на сервис тестирования уязвимости, можно организовать DDoS-атаку на любой сайт, размещенный на небольшом сервере с не очень производительным каналом связи, и в считанные минуты лишить клиентов доступа к нему. В качестве ботнетов все чаще используются объекты Интернета вещей: холодильники, кофеварки и IP-камеры. Они активно включаются в информационные атаки, так как производители управляющего ими программного обеспечения в целях экономии средств не встроили в них механизм защиты от перехвата управления.
Но не менее опасны и угрозы информационной безопасности, исходящие от сотрудников компании, заинтересованных не в краже, а в манипуляции информацией. Отдельным риском становится такое нарушение целостности информации в базах данных, которое облегчает хищение материальных ресурсов организации. Примером может служить изменение температуры хранения топлива в сторону повышения, при котором его объем в цистернах увеличивается и небольшую откачку датчики безопасности не заметят. Для такого изменения нужно иметь несанкционированный доступ к каналам связи с устройствами, управляющими выставлением температуры на складе.
Обеспечение информационной безопасности предприятий
Задача обеспечения информационной безопасности предприятий решается своими силами или с привлечением внешних экспертов. Необходимо провести аудит и внедрить систему организационных и технических мер общего и специального характера, которые позволят эффективно обеспечить высокое качество информационной безопасности предприятия. Начинать создание системы надо с аудита. Система защиты будет основываться на его результатах.
Аудит
Объем аудита зависит от размеров компании и ценности обрабатываемой информации. Для предприятий малого и среднего бизнеса аудит может проводиться своими силами, для распределенной сложной системы, включающей несколько контуров управления, в которой обрабатываются конфиденциальные данные высокой важности, необходимо привлекать для проведения аудита профессиональные организации, специализирующиеся на аутсорсинге информационных услуг.
На базовом уровне аудита необходимо выяснить:
Для небольшой компании ответы на эти вопросы помогут выявить наиболее очевидные уязвимости системы информационной безопасности предприятия и направить усилия на их устранение.
Существуют ситуации, когда угрозы оказываются более существенными, чем действия инсайдеров или случайные и непредсказуемые хакерские атаки, например, когда компания:
В этих случаях простой аудит доступа и специфики программного обеспечения окажется средством, не решающим проблему. ИС нужно исследовать на более глубоком уровне, выявив:
Если компания является оператором персональных данных, в ходе аудита дополнительно надо выявить:
Ответ на вопросы аудита даст почву для разработки системы информационной безопасности предприятия с учетом релевантных угроз.
Этапы внедрения системы безопасности
Понимание текущего состояния информационной системы и категории информационных ресурсов дает почву для разработки стратегии ее модернизации и приближения к современным требованиям безопасности.
Работу необходимо проводить по следующему алгоритму:
Большинство этапов работы может быть выполнено силами собственного персонала, на особо сложные участки работы привлекаются консультанты. Весь процесс должен идти под руководством менеджера высшего звена, заинтересованного в успешной реализации проекта внедрения стратегии обеспечения информационной безопасности предприятия.
Организационные меры
Применяемые для обеспечения информационной безопасности предприятия организационные меры делятся на три группы:
В каждой категории они делятся на две группы – документы и действия, и в каждом секторе защиты необходимы обе группы мер.
Организационные меры общего характера
Информационная безопасность предприятия начинается с принятия единой политики или методики обеспечения защиты данных. Политика должна содержать следующие разделы:
Документ принимается на уровне высшего руководства и сопровождается политиками и методиками, определяющими более узкие задачи информационной безопасности на предприятии.
Режим коммерческой тайны
Гражданское законодательство РФ вводит понятие коммерческой тайны как информационного актива, охраняемого государством. Ее преднамеренное или непреднамеренное разглашение, причинившее ущерб компании, является основанием для предъявления гражданского иска о возмещении ущерба. Если ущерб действительно серьезен, дело может дойти до уголовного преследования. Но чтобы привлечь виновного сотрудника к ответственности, придется совершить несколько шагов, относящихся к организационной части системы информационной безопасности на предприятии:
Выполнение этих действий поможет в должной мере защитить конфиденциальность данных.
Технические меры
Внедрение программно-технических средств защиты информации неизбежно, многие организации пользуются ими, не подозревая об этом. Для того чтобы выбрать наиболее эффективные для конкретной организации типы защиты, необходимо ответить на следующие вопросы:
Далее начинается этап выбора программного обеспечения, которое призвано создать систему информационной безопасности предприятия на эффективном уровне:
Одним из основных рисков для информационной безопасности предприятия становится отказ от своевременного обновления программного обеспечения. Причин может быть несколько:
Но несвоевременное обновление программ создает лазейки для хакеров, которые могут привести к утечкам информации. Если существуют такие риски, рекомендуется применять сканер безопасности Microsoft Security Analyzer, чтобы определить, какие патчи или обновления не установлены для Windows и какие изменения в конфигурации надо выполнить для обеспечения безопасности.
При проверке подключения устройств необходимо использовать следующие методы:
Выполнение простых рекомендаций позволит создать информационную безопасность предприятия на уровне, обеспечивающем гарантированную систему защиты и отсутствие инцидентов.
Как я писал политику безопасности
Так получилось, что за последние несколько лет мне довелось несколько раз написать «с нуля» и внедрить в разных компаниях политику информационной безопасности, а также понаблюдать, как это делают коллеги по цеху. В предлагаемой заметке делается попытка обобщить полученный опыт и упомянуть про грабли, оставившие наиболее заметный след на лбу автора. Сразу оговоримся, что далее речь пойдет не о рекомендациях по защите от вирусов или выбору стойкого пароля, а в основном о логике, структуре и назначении подобных документов.
А зачем, собственно?
Варианты ответа могут встречаться разные: выполнение распоряжения мудрого руководства, формальное соответствие каким-либо внешним требованиям, желание внедрить загадочные «лучшие практики» или просто давно назревшая потребность формализовать принятые в компании правила безопасности (а не объяснять их на словах каждый раз).
Будем считать, что политика безопасности – это фиксирование внутренних договоренностей между фунциями ИТ, ИБ и ключевыми пользователями от бизнеса о том, что и как необходимо защищать. Под этой простой формулировкой скрывается несколько важных тем, в том числе – расстановка приоритетов, планирование ресурсов, согласие по поводу практических методов реализации и механизмов контроля (не)сделанного. Напомню, что нам нужно не только написать красивую и правильную политику, но и добиться её внедрения на практике.
Другими словами, политика безопасности устанавливает «единые правила игры», является ориентиром для всех вовлеченных товарищей, при этом закрывает ряд формальных требований законодательства и любых внешних проверяющих, а также радует руководство очевидными доказательствами бурной деятельности подразделения по ИБ.
Дорогие читатели
Во время разработки политики безопасности крайне важно представлять себе целевую аудиторию. Маловероятно, что у нас получится написать документ, одинаково пригодный для зампреда правления, начальника отдела системного администрирования и рядового сотрудника склада.
Обычно для руководства готовится презентация (если нужно предложить план действий, варианты решения проблемы или проинформировать о результате), поэтому структура такого документа ничем не отличается от материалов других функциональных подразделений. Когда речь идет о правилах безопасности для пользователей, то это либо памятка на страничку с полем для подписи после ознакомления, либо материалы для системы дистанционного обучения с красивыми картинками.
Целевая аудитория политики безопасности – это руководители и специалисты ИТ-службы, отдела по защите информации, проектного офиса, ключевые пользователи и все прочие обитатели офиса, так или иначе связанные с разработкой, внедрением и поддержкой ИТ-систем. Также не стоит забывать о подрядчиках и консультантах, выполняющих схожие функции по заказу нашей организации.
Точное понимание целевой аудитории дает отличный фильтр, влияющий на то, какое требование включить в политику безопасности, а какое – отбросить; какую формулировку использовать, чтобы впоследствии заставить это требование работать. Проиллюстрируем это на классическом примере с парольной политикой, попутно проигнорировав возможные возражения по поводу качества требуемого пароля:
Пароль должен содержать не менее 6 символов, в том числе как минимум одну заглавную букву и одну цифру.
Необходимо реализовать проверку, что выбранный пользователем пароль содержит не менее 6 символов, в том числе как минимум одну заглавную букву и одну цифру.
Первое утверждение отлично подойдет для правил по безопасности для пользователей, и то скорее в справочном (а не директивном) порядке, а вот второе прекрасно может быть реализовано как техническое требование безопасности к ИТ-системе.
Прежде чем спорить
Термины и определения – один из самых важных разделов нашей будущей политики. Хорошие определения нужны для того, чтобы дать читателю (и по совместителю – исполнителю) четкое представление о предмете и сделать более понятными все выдвигаемые в тексте требования.
Определения проще всего взять из законодательства, стандартов или Википедии, но не факт, что они будут легко читаться и отвечать особенностям той организации, для которой мы разрабатываем политику безопасности. Поэтому для ключевых терминов может оказаться проще и лучше написать определения самостоятельно, сверяясь с упомянутыми выше источниками.
Практика показывает, что после нескольких итераций разработки политики глоссарий содержит примерно 30-40 жизненно необходимых терминов, включая как и узкоспециальные понятия (двухфакторная аутентификация, например), так и более универсальные сущности (сервер, мобильный компьютер, и т.п.), если они не были определены ранее в других политиках или общем глоссарии организации.
Закон и порядок
Разобравшись с терминами и определениями, самое время посмотреть на структуру содержательной части документа. Общепринятым подходом является брать состав разделов международного стандарта ISO 27002 (или соответствующего ему ГОСТа) или базироваться на любом другом источнике, комплексно описывающем основные принципы защиты информации. Понятно, что и структура, и содержание разделов могут сильно отличаться в зависимости от профиля деятельности нашей организации.
В качестве примера перечислим минимальный набор тем, которые имеет смысл отразить в разрабатываемой политике:
Ну и еще одна важная со смысловой точки зрения деталь – политика безопасности может являться описательной («as is», фиксируется текущее состояние) или директивной («to be», что должно быть сделано). Директивный вариант представляется более понятным для чтения и логичным для последующего применения, так как обычно «уже сделано» гораздо меньше, чем «будет сделано».
А судьи кто?
Хорошо, если в организации есть отдел ведения нормативно-справочной информации или другие ребята, помогающие в нелегком деле разработке нормативных документов. Если же их нет, хорошо бы не забыть о едином хранилище для черновиков и уже утвержденных политик, порядке присвоения версий и, конечно же, типовом шаблоне для документа. Все это поначалу может показаться немного лишним, но при разработке последующих версий политики окажет неоценимую помощь.
Рекомендуется дать избранным коллегам ссылку на черновик документа и предложить задать вопросы про итогам прочтения, чтобы получить непосредственную обратную связь. Если свеженаписанная политика будет с пониманием воспринята, например, упертым сисадмином Сергеем, ветераном режимно-секретного отдела Игорем Степановичем и гордым обладателем сертификата PMI Иваном, то можно считать, что самая строгая проверка качества документа пройдена.
И еще один момент. Как только основная работа над политикой будет закончена, нас ждет проверка орфографии и правил пунктуации. Наверняка в организации найдется хотя бы один сотрудник, который знает их лучше вас и не упустит шанс с удовольствием рассказать всем о найденных в тексте ошибках.
Согласие и примирение
Как известно, процесс согласования любого нормативного документа – отдельная песня, начиная со словесных баталий за отдельные неудобные формулировки и заканчивая квестом по кабинетам с целью получения необходимого набора подписей. Отметим, что косвенным образом трудоемкость этого этапа влияет на частоту обновления политики безопасности и, следовательно, на практическую пользу написанного текста. Так как никому не хочется лишний раз участвовать в этом действии, документ зачастую устаревает раньше, чем его успевают полностью согласовать и утвердить.
Чтобы сократить бессмысленные телодвижения на этом этапе и упростить процедуру согласования политики безопасности, была предложена и затем успешно обкатана примерно следующая схема:
Успешность внедрения
При разработке политики безопасности мы всегда должны держать в голове необходимость её последующего внедрения. Можно предложить следующие критерии успеха:
Про грабли (вместо заключения)
Еще раз кратко перечислим типовые проблемы, с которыми можно столкнуться при написании политики безопасности: