Что такое инновационная деятельность организации
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ
Технологические инновации играют все большую роль в обеспечении устойчивого экономического роста, превращая деятельность по исследованиям и разработкам в области науки и технологии в более высокую производительность труда и другие показатели экономического роста, разрешая другие экономические проблемы, стоящие перед каждым предприятием.
Таким образом, инновационная деятельность понимается как вид деятельности, связанный с трансформацией идей (обычно результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений) в технологические инновации – новые или усовершенствованные продукты или услуги, внедренные нарынке, новые или усовершенствованные технологические процессы или способы производства (передачи) услуг, использованные в практической деятельности.
Необходимо отметить, что в основе стратегического управления лежит фактор адаптации, приспособления фирмы к изменяющимся условиям среды. Очевидно, что для этого фирма должна что-либо изменить в своей структуре, т.е. внедрить инновацию, которая позволит, во-первых, сохранить существующее положение фирмы, и, во-вторых, получить новые конкурентные преимущества.
Целью данного проекта является рассмотрение инновационной деятельности предприятия, проведение анализа инновационной деятельности на примере ОАО «Газпром» и выработка рекомендаций по её совершенствованию.
1 Глава. Инновационная деятельность предприятия: теоретические аспекты
1.1 Понятие инновации и инновационного процесса
В мировой экономической литературе «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП.
В литературе насчитываются сотни определений. Например, по признаку содержания или внутренней структуры выделяют инновации технические, экономические, организационные, управленческие и др.
Выделяются такие признаки, как масштаб инноваций (глобальные и локальные); параметры жизненного цикла (выделение и анализ всех стадий и подстадий), закономерности процесса внедрения и т. п. Различные авторы, в основном зарубежные (Н. Мончев, И. Перлаки, Хартман В. Д., Мэнсфилд Э., Фостер Р., Твист Б., И. Шумпетер, Роджерс Э. и др.) трактуют это понятие в зависимости от объекта и предмета своего исследования.
Например, Б. Твист определяет инновацию как процесс, в котором изобретение или идея приобретают экономическое содержание. Ф. Никсон считает, что инновация — это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования. Б. Санто считает, что инновация — это такой общественный — технический — экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если она ориентируется на экономическую выгоду, прибыль, появление инновации на рынке может привести добавочный доход. И. Шумпетер трактует инновацию как новую научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом. Во внутренней логике нововведений — новый момент динамизации экономического развития.
Анализ различных определений приводит к выводу, что специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.
Австрийский ученый И. Шумпетер выделял пять типичных изменений:
Использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля — продажа).
Внедрение продукции с новыми свойствами.
Использование нового сырья.
Изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения.
Появление новых рынков сбыта.
Деятельность по организации и осуществлению инновационных процессов называется инновационной деятельностью. Такая деятельность предполагает использование результатов фундаментальных и прикладных научных исследований, опытно-конструкторских разработок и решений, различных новшеств для создания или усовершенствования продукта, выведенного на рынок, либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого предприятием. Инновационная деятельность включает оказание образовательных, финансовых, консалтинговых услуг.
Глава 2. Инновационная деятельность предприятия ОАО «Газпром»
2.1 Характеристика ОАО «Газпром»
ОАО «Газпром» — российская энергетическая компания, занимающаяся геологоразведкой, добычей, транспортировкой, хранением, переработкой и реализацией газа, газового конденсата и нефти, а также производством и сбытом тепло- и электроэнергии. Является мировым лидером отрасли. Согласно списку Forbes Global 2000 (2013 год), «Газпром» по выручке занимает 17-е место среди мировых компаний. Согласно рейтингу журнала Forbes, «Газпром» по итогам 2011 года стал самой прибыльной компанией мира. Кредитный рейтинг компании — ΒΒΒ прогноз стабильный (по версии Standard & Poor’s).
До конца 2013 года Газпром обладал монопольным правом на экспорт любого газа из России. После декабря 2013 года за ним осталась монополия на экспорт трубопроводного газа.
Полное фирменное наименование — Открытое акционерное общество «Газпром»; предыдущее название — Российское акционерное общество «Газпром». Зарегистрированные товарные знаки и знаки обслуживания — Газпром (ГАЗПРОМ) и Gazprom (GAZPROM). Штаб-квартира — в Москве.[18]
ОАО «Газпром» видит свою миссию в надежном, эффективном и сбалансированном обеспечении потребителей природным газом, другими видами энергоресурсов и продуктов их переработки.
ОАО «Газпром» располагает самыми богатыми в мире запасами природного газа. Его доля в мировых запасах газа составляет 18%, в российских — 72%. На «Газпром» приходится 14% мировой и 74% российской добычи газа. В настоящее время компания активно реализует масштабные проекты по освоению газовых ресурсов полуострова Ямал, арктического шельфа, Восточной Сибири и Дальнего Востока, а также ряд проектов по разведке и добыче углеводородов за рубежом.
ОАО «Газпром» надежный поставщик газа российским и зарубежным потребителям. Компании принадлежит крупнейшая в мире газотранспортная сеть — Единая система газоснабжения России, протяженность которой превышает 168 тыс. км. На внутреннем рынке «Газпром» реализует свыше половины продаваемого газа. Кроме того, компания поставляет газ в более чем 30 стран ближнего и дальнего зарубежья.
ОАО«Газпром» является единственным в России производителем и экспортером сжиженного природного газа.
Компания входит в пятерку крупнейших производителей нефти в РФ, а также является крупнейшим владельцем генерирующих активов на ее территории. Их суммарная установленная мощность составляет 17% от общей установленной мощности российской энергосистемы.
Стратегической целью является становление ОАО «Газпром» как лидера среди глобальных энергетических компаний посредством освоения новых рынков, диверсификации видов деятельности, обеспечения надежности поставок.[7]
Открытие больших месторождений газа в Сибири, на Урале и в Поволжье в 1970-е и 1980-е годы сделало СССР одной из крупнейших газодобывающих стран. В 1965 году образовано Министерство газовой промышленности СССР, которое ведало поиском газовых месторождений, добычей газа, его доставкой и продажей. В августе 1989 года постановлением Совета Министров СССР Министерство газовой промышленности СССР преобразовано в государственный газодобывающий концерн «Газпром» (в 1993 году ставшее РАО «Газпром»).
Высшим органом управления «Газпрома» является собрание акционеров. Непосредственно собранию акционеров подчиняется совет директоров, который осуществляет общее руководство, и правление, которое имеет функции исполнительного органа.[18]
В Группу «Газпром» как вертикально интегрированную энергетическую компанию входят головная компания — ОАО «Газпром» — и ее дочерние общества, осуществляющие добычу, транспортировку, переработку и реализацию газа, нефти и других углеводородов, подземное хранение газа, производство и сбыт тепло- и электроэнергии, а также иные виды деятельности, включая технический контроль трубопроводных систем, бурение нефтяных и газовых скважин, поставку оборудования, НИОКР, обработку информации и предоставление банковских услуг.
Разведка и добыча- в этом секторе заняты более 20 дочерних обществ, которые ведут разведку и разработку месторождений углеводородв.
Транспортировка- транспортировку природного газа осуществляют 19 дочерних обществ, обеспечивающих прокачку газа по магистральным газопроводам. Регулирование сезонной и пиковой неравномерности газопотребления происходит с использованием 25 объектов подземного хранения газа на территории Российской Федерации, которые эксплуатируются ООО «Газпром ПХГ», и трех ПХГ в Беларуси.
Переработка газа- переработка газа, газового конденсата и нефти осуществляется на шести газо- и конденсатоперерабатывающих заводах ОАО «Газпром», на предприятиях ОАО «Газпром нефть» и ОАО «Газпром нефтехим Салават».
Маркетинг и газораспределение- реализацию природного газа на внутреннем рынке обеспечивает, главным образом, ООО «Газпром межрегионгаз» через 49 российских региональных газосбытовых организаций, а также их филиалы.
С конца 1990-х годов «Газпром» ведет работу по приобретению долей участия в газораспределительных организациях, которые эксплуатируют принадлежащие им газотранспортные сети среднего и низкого давления для поставки газа конечным потребителям. Этими активами управляет ОАО «Газпром газораспределение». Экспорт продукции «Газпрома» осуществляется через 100%-ное дочернее общество ООО «Газпром экспорт».
Нефть- основу нефтяного направления деятельности «Газпрома» составляет ОАО «Газпром нефть», в состав которой входят около 80 нефтедобывающих, нефтеперерабатывающих и сбытовых предприятий в России, странах ближнего и дальнего зарубежья.
Электроэнергетика- под управлением «Газпрома» находятся три крупнейших электроэнергетических (генерирующих) компании России — ОАО «Мосэнерго», ОАО «ТГК-1» и ОАО «ОГК-2» (консолидированы на балансе специализированной дочерней компании ООО «Газпром энергохолдинг»). Поставки электроэнергии предприятиям Группы «Газпром» ведутся через специализированную компаниюОАО «Межрегионэнергосбыт».
Эксплуатацию электросетевых активов низкого и среднего напряжения дочерних обществ Группы «Газпром» осуществляет ООО «Газпром энерго».
Вспомогательные виды деятельности- в состав Группы «Газпром» входят подразделения, выполняющие вспомогательные функции по отношению к основному бизнесу. Такая деятельность включает в себя ремонт, реконструкцию и технический контроль Единой системы газоснабжения; обеспечение технологической связи; проведение НИОКР.[14]
2.2 Оценка инновационной деятельности ОАО «Газпром»
«Газпром» рассматривает развитие инновационной активности и повышение технологического уровня компании в качестве приоритетных направлений своей деятельности, так как только на этой основе может быть обеспечено эффективное и устойчивое развитие нефтегазового сектора и российского топливно- энергетического комплекса (ТЭК) в целом.
«Газпром» вкладывает значительные средства в научные исследования и разработки.
Инновационная деятельность Группы «Газпром» предусматривает разработку перспективных планов и программ для устойчивого развития ТЭК России, развитие сырьевой базы и создание новых технологий для эффективной добычи природного сырья.
В июне 2011 года была утверждена Программа инновационного развития ОАО «Газпром» до 2020 года. Этот документ содержит целый комплекс мероприятий по разработке и внедрению новых технологий, инновационных продуктов и услуг на объектах добычи, транспортировки, переработки газа и нефти, а также производства электроэнергии.
Работа Компании по развитию инновационной деятельности также регулируется еще одним основополагающим документом — «Перечнем приоритетных научно-технических проблем ОАО „Газпром“». Все передовые идеи и предлагаемые решения поступают в Научно-технический совет ОАО «Газпром», в состав которого входят высококвалифицированные специалисты. Здесь происходит рассмотрение имеющихся предложений с точки зрения возможности их применения для разработки и обустройства месторождений, модернизации существующих мощностей и т.д.
Выдающиеся научно-исследовательские, проектные и опытно-конструкторские разработки по приоритетным направлениям выдвигаются на соискание Премии ОАО «Газпром». Одним из важнейших элементов деятельности ОАО «Газпром» является эффективное управление объектами интеллектуальной собственности. Благодаря этому обеспечивается реализация стратегического курса государственной политики по переходу к инновационному развитию страны, улучшаются экономические и финансовые показатели компании.[8]
Планирование и организация НИОКР Программа научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ ОАО «Газпром» (далее Программа НИОКР) разрабатывается ежегодно и является основанием для последующего заключения договоров на выполнение НИОКР в интересах ОАО «Газпром».
Программа НИОКР формируется в соответствии с Порядком планирования и организации научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических разработок для ОАО «Газпром» и его дочерних обществ.
В Программу НИОКР ОАО «Газпром» включаются работы, направленные на решение приоритетных научно-технических проблем. В настоящее время в Обществе действует Перечень приоритетных научно-технических проблем ОАО «Газпром» на 2011–2020 годы, утвержденный Председателем Правления ОАО «Газпром» А.Б. Миллером 4 октября 2011 года №01–114. Новые работы включаются в Программу НИОКР на основании конкурсного отбора заявок на выполнение НИОКР, представленных структурными подразделениями ОАО «Газпром».
Конкурсный отбор заявок производится с использованием методики многокритериального анализа и специализированных компьютерных программ. Экспертизу заявок на выполнение работ и оценку результатов выполненных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ осуществляет Научно-технический совет Общества.
Функции по координации деятельности в области формирования Программы НИОКР ОАО «Газпром» возложены на Управление инновационного развития в составе Департамента стратегического развития.[9]
Техническое регулирование С вступлением в силу Федерального закона «О техническом регулировании» в ОАО «Газпром» началась работа по совершенствованию существовавшей системы технического нормирования в Обществе.
Функции по организации и координации деятельности в области обеспечения участия специалистов Общества в работах по техническому регулированию, в том числе по разработке технических регламентов, стандартизации, сертификации и управлению качеством продукции, процессов и услуг, производимых и потребляемых ОАО «Газпром», возложены на Управление инновационного развития Департамента стратегического развития.[10]
Интеллектуальная собственность Вовлечение ОАО «Газпром» в процессы глобализации газового бизнеса и усиление его позиции в условиях либерализации рынков, реструктуризация в вертикально-интегрированную энергетическую компанию — все это требует активизировать поиск перспективных технологий и нестандартных решений для обеспечения значимых конкурентных преимуществ.
С целью формирования единых принципов организации в ОАО «Газпром» процессов создания, учета и рационального использования объектов интеллектуальной собственности постановлением Правления ОАО «Газпром» от 17 июня 2005 г. № 29 утверждена Концепция управления интеллектуальной собственностью ОАО «Газпром».
Эффективное управление объектами интеллектуальной собственности необходимо рассматривать как один из важных элементов деятельности ОАО «Газпром», обеспечивающих реализацию стратегического курса государственной политики по переходу к инновационному развитию страны и направленных на улучшение экономических и финансовых показателей Общества.[11]
Премия ОАО «Газпром» в области науки и техники Ежегодно «Газпром» проводит конкурс на соискание Премии ОАО «Газпром» в области науки и техники. Премии ОАО «Газпром» присуждаются за крупные разработки в области добычи, транспорта, хранения, переработки и использования природного газа, завершившиеся созданием или усовершенствованием, а главное — эффективным применением образцов новой техники, приборов, оборудования и материалов.
Результаты конкурса на соискание Премии рассматриваются и утверждаются на заседании Правления ОАО «Газпром». Лауреат Премии получает денежное вознаграждение, памятный диплом и почетный знак.
Выдвигать работы на соискание Премий могут только дочерние общества и организации ОАО «Газпром» с первого марта по тридцатое апреля. Координацией деятельности по подготовке и проведению конкурса занимается Управление инновационного развития в составе Департамента стратегического развития.[12]
2.3 Совершенствование инновационной деятельности ОАО «Газпром»
В 2011 году ОАО «Газпром» издал «Программу инновационного развития ОАО «Газпром» до 2020 года».
Цели и содержание программы- цель разработки Программы инновационного развития ОАО «Газпром» – определение и систематизация основных направлений и задач деятельности Общества в области инноваций, охватывающих все стадии инновационного цикла, оптимизация имеющихся ресурсов и установление показателей инновационного развития на планируемый период. В соответствии с «Методическими материалами по разработке программ инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий» основными целевыми ориентирами разработки Программы инновационного развития являются:
снижение себестоимости продукции;
экономия энергетических ресурсов;
улучшение потребительских качеств производимой продукции;
повышение производительности труда;
повышение экологичности производства.
Цель Программы инновационного развития – постоянное повышение технологического уровня ОАО «Газпром» для поддержания позиций технологического лидера в мировом энергетическом бизнесе. Программа инновационного развития ОАО «Газпром»:
является документом долгосрочного планирования и управления, интегрированным в систему стратегического планирования развития Компании;
формируется на десятилетний период;
охватывает газовый, нефтяной и электроэнергетический бизнес
содержит комплекс взаимоувязанных мероприятий, направленных на разработку и внедрение новых технологий, инновационных продуктов и услуг, соответствующих мировому уровню, а также на создание благоприятных условий для развития инновационной деятельности как в ОАО «Газпром», так и в смежных областях промышленного производства России;
является основным инструментом повышения технологического уровня ОАО «Газпром» для поддержания позиций технологического лидера в мировом энергетическом бизнесе.
Планирование и организация НИОКР.
Весь цикл проведения научно-технических разработок в ОАО «Газпром» – от формирования программы НИОКР до постановки на учет и отражения в бухгалтерских балансах результатов работ – регламентирован «Порядком планирования и организации НИОКР для нужд ОАО «Газпром»» (приказ от 18.10.04 г. № 90 с изменениями от 06.06.2005 г. и 16.07.2008 г.).
Всего в компании действует более 20 внутренних нормативных актов, непосредственно регулирующих деятельность в области корпоративных исследований и разработок. Основой для планирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок и формирования программ НИОКР в период 2002–2010 гг. служил Перечень приоритетных научно-технических проблем, который разрабатывался на среднесрочную перспективу и периодически актуализировался.
Приоритетом инновационной деятельности ОАО «Газпром» установлено достижение наибольшей эффективности по таким направлениям, как поддержание высокого уровня запасов, добыча углеводородов, обеспечение надежности поставок, конкурентоспособность, инвестиционная привлекательность и планирование развития Компании. Обязательным требованием при формировании программ НИОКР является четкое определение целей, результатов и показателей эффективности каждой разработки.
Отбор заявок в программы НИОКР осуществляется на конкурсной основе с использованием методов многокритериального принятия решений.
Разработка организационных документов.
Основными задачами управления инновационной деятельностью в рамках Программы инновационного развития являются:
обеспечение мотивации научных дочерних обществ и организаций к увеличению доли разработок с высоким потенциалом практической реализации результатов;
обеспечение мотивации научных дочерних обществ и организаций к выполнению поисковых работ как основы для определения стратегических направлений НИОКР и формирования разделов перспективных НИОКР в целевых научно-технических программах;
создание условий для стабилизации научных коллективов в условиях естественных колебаний конъюнктуры заказов на исследования и разработки;
создание систем управления научно-исследовательскими (опытно- конструкторскими, технологическими) работами в высших учебных заведениях (вузы), формирование организационных механизмов взаимодействия с вузами и научными организациями;
формирование системы взаимовыгодного и всестороннего взаимодействия между ОАО «Газпром» и инновационными компаниями малого и среднего бизнеса;
повышение эффективности инновационного развития Группы Газпром посредством взаимодействия с Фондом «Сколково», ГК «Роснанотех», ОАО «Российская венчурная компания»;
согласованная реализация программ инновационного развития головной компании и дочерних обществ и организаций;
интеграция программ освоения новых технологий с программой энергоэффективности и комплексной экологической программой.
Финансирование программы инновационного развития.
Затраты на НИОКР по группе «Газпром» для реализации технологических приоритетов и инновационных разработок
Инновационная деятельность предприятия
Рубрика: Экономика и управление
Дата публикации: 31.10.2015 2015-10-31
Статья просмотрена: 4529 раз
Библиографическое описание:
Коокуева, В. В. Инновационная деятельность предприятия / В. В. Коокуева, Д. А. Конева, В. Н. Яковлева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 21 (101). — С. 402-404. — URL: https://moluch.ru/archive/101/22906/ (дата обращения: 06.12.2021).
Экономический рост предприятий в наше время не мыслим без преобразований. Различного рода изменения с нововведениями в компании можно называть инновациями, или инновационной деятельностью. С помощью этого процесса в фирмах идет освоение новых технологических прогрессов. В результате предприятие разрабатывает и внедряет новые продукты, либо усовершенствует уже выпускаемые. Все существующее, как нам известно, имеет свойство стареть, и именно поэтому фирмы должны постоянно что-то менять — будь то запуск производства каких-то новых товаров, оказание новых услуг, или же иной, ранее не используемый способ производства.
Итак, инновация — это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы, то есть применено на практике [1].
Так откуда же берутся новые инновационные идеи? Рассмотрим их источники — внутренние и внешние. Ко внутренним можно отнести:
какое-то неожиданное событие в компании (будь то успех, или неудача);
нововведения, основанные на потребности процесса;
внезапные изменения на рынке.
Ко внешним относятся:
различные демографические изменения;
изменения в ценностных установках;
новые научные и ненаучные знания [9].
Одной из задач государства в наше время является повышение инновационной деятельности предприятий. Этот процесс является одним из важнейших факторов, которые помогают занять прочные лидирующие позиции на рынке среди компаний, становления экономической и финансовой самостоятельности и рыночных позиций промышленных фирм.
В связи с постоянной конкурентной борьбой на внутренних и внешних рынках высокотехнологичных товаров, ростом затрат времени и средств на их разработку, очень важной сейчас правильно управлять стратегически — инновационной деятельностью предприятий.
Итак, инновационная деятельность — это система мер по использованию научного, научно-технического и интеллектуального потенциалов с целью получения новых или улучшенных продуктов, либо услуг. С финансовой точки зрения этот процесс можно рассматривать как инвестирование, разработку и распространение новейшего продукта или услуги. В таком случае он выступает в качестве инновационного проекта, рассматриваемого как частный случай инвестиционного проекта.
Рассмотрим классификацию инноваций. Существует два типа нововведений: продуктовые и процессные. Появление нового продукта — это радикальная продуктовая инновация. Усовершенствование уже существующего продукта — это инкрементальная продуктовая инновация. Процессная же инновация — это освоение новых способов производства. По степени новизны инновации подразделяются на принципиально новые, т. е. не имеющие аналогов в прошлом и в отечественной и зарубежной практике, и на новшества относительной новизны.
Рассмотрим инновационную активность предприятий в таблице ниже, по данным с сайта Федеральной службы государственной статистики [11]:
Показатели инновационной активности организаций за период 2010–2014 гг.
2010
2011
2012
2013
2014
Инновационная активность организаций (удельный вес организаций, осуществлявших технологические, организационные, маркетинговые инновации в отчетном году, в общем числе обследованных организаций), %
Затраты на технологические инновации:
в фактически действовавших ценах, руб.
в постоянных ценах 2000 г., руб.
Удельный вес затрат на технологические инновации в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг), %
Удельный вес организаций, осуществлявших организационные инновации в отчетном году, в общем числе обследованных организаций), %
Удельный вес организаций, осуществлявших маркетинговые инновации в отчетном году, в общем числе обследованных организаций), %
Удельный вес организаций, осуществлявших экологические инновации в отчетном году, в общем числе обследованных организаций), %
Из таблицы видно, что наиболее высокий показатель удельного веса организаций, осуществляющих инновационную деятельность составляет в 2011 году — 10,4 %, и в последующих годах идет снижение данного показателя, достигнув в 2014 году отметки 9,9 %. При чем, затраты на технологические инновации, в прочем, как и удельный вес предприятий, осуществляющих их растет с каждым годом, таким образом — в 2010 году удельный вес предприятий, осуществляющих технологические инновации составлял 1,6 % и затраты составляли 101 124,6 руб., если приравнивать к постоянным ценам 2000г., а в 2014 году — 2,9 % и 218 128,3 руб. соответственно. По остальным же показателям, таким как организации, осуществляющие организационные, маркетинговые, экологические инновации можно наблюдать снижение удельного веса с каждым годом.
В последнее время инновационная деятельность становится как никогда важной для компаний. Чтобы занимать лидирующие позиции на рынке, фримы обязаны мыслить категориями роста и дополнительной стоимости, и создавать их в инновационных процессах, а не останавливаться только на снижении издержек для удержания позиций в традиционной ценовой конкуренции. Те фирмы, которые оказались первыми на рынке с нововведениями, пользуются преимуществами и собирают повышенный доход, пока конкуренты не догонят их опять же с помощью инноваций. Из этого понятно, что инновации в деятельности предприятий играют важную роль и являются основой экономического роста.
Как отмечает ведущий французский специалист по социологии организаций М. Крозье, «в современной конкурентной борьбе в первую очередь борьба идет не за обладание ресурсами, материальными ценностями, а за способность к нововведениям» [10].
Чтобы предприятию обеспечивать инновационную деятельность, и как следствие — экономический рост, ему требуются немалые вложения. Эти вложения называются инвестициями. Инвестиции — это операции, связанные с инвестированием денежных средств в реализацию различных бизнес проектов, которые будут обеспечивать получение доходов в течение периодов, превышающих один год. Однако, получить эти вложения не просто. Сегодня существует проблема привлечения денежных средств, и волнует она многих отечественных производителей. Тем не менее, инвестиционная деятельность постоянно совершенствуется. И если ранее, при принятии инвестиционных решений, фирмы были ориентированы на рост объемов производства, то теперь наиболее важным моментом становится повышение финансовых показателей.
Чтобы занимать лидирующие позиции, для фирм важна способность быстро приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям окружающей среды. Также необходимо формирование самостоятельных рабочих групп, которые разрабатывают решения индивидуальных проблем, возникающих в процессе деятельности, и используемая всеми система ценностей и глубокое понимание видения фирмы.
Для того, чтобы выдержать все вышеперечисленные моменты, требуется точный анализ состояния окружающей среды (тенденции, мониторинг, наблюдение за происходящим, прогноз на будущее), ровно как и систематически осуществляемое наблюдение за деятельностью фирм-конкурентов. И, в конечном итоге, занять прочные лидирующие позиции среди предприятий на рынке — собирать повышенный доход, пока остальные компании не догонят их с помощью иных нововведений.