на чем основывается классификация социальных технологий
Социальные технологии меняют общество и человека
Социальные технологии – это происходящие в обществе процессы, а также совокупность знаний о способах и средствах их организации. Они направлены на достижение поставленных целей. Изучение этого вопроса позволяет лучше понять, как вести себя обществу и отдельным его членам для более быстрого и эффективного решения задач. В данной статье речь пойдет о типах социальных технологий и их применении обычным человеком.
Сущность, появление, развитие и использование социальных технологий
О том, что такое социальная технология, стало известно задолго до образования самого определения. Если понятие появилось относительно недавно, то основы управления обществом, политического устройства, социальной культуры формировались и использовались веками. Сейчас в разных источниках можно встретить несколько определений социальных технологий, но суть одна: это способы, методы и приемы, применение которых направлено на достижение целей общества, эффективное социальное планирование и развитие коммуникаций, принятие решений в различных ситуациях. Понимание социальных технологий меняет сознание людей и позволяет разобраться в вопросах поведения в обществе и реализации себя в нем для удовлетворения личных и общих потребностей. Современные социальные технологии – это необходимый инструмент для управления обществом в целом, конкретными организациями и группами людей.
Раньше способы организации социальных процессов были простыми и передавались из поколения в поколение. Теперь же их изучают гораздо глубже в стремлении получить как можно больше знаний о том, как сформировать здоровое, продуктивное и функциональное общество.
Стратегии управления обществом формируются на основе знаний из психологии, социологии и когнитивистики. При этом доказано, что применение социальных технологий, позволяющих раскрывать и развивать творческие и интеллектуальные способности человека, способствует повышению продуктивности в работе предприятий, компаний и организаций.
Классификация социальных технологий
На чем она основывается? В первую очередь на определение сферы применения приемов и способов организации деятельности.
Сегодня применяется несколько видов основных социальных технологий:
Глобальное и частное применение способов организации деятельности
Социальные технологии давно и успешно применяются на практике. И сегодня можно привести интересные примеры. Так, показательным примером того, что исследования в данной области нужны для успешного развития общества, является Японское экономическое чудо, когда в Японии произошел значительный скачок экономики в результате внедрения ряда продуманных реформ.
Глобальные процессы на примере больших обществ, государств – то, что чаще понимается под социальными технологиями. Но это далеко неверное суждение. Сюда относятся и способы организации деятельности в конкретных коллективах. Мировой опыт показывает, что компании и предприятия работают лучше, если грамотно применяют проверенные программы мотивации, способы эффективного управления командами, принципы образования и сплочения коллективов.
Рассматривать и применять способы организации деятельности можно и на примерах конкретных людей. Знания социальных технологий могут быть использованы каждым человеком во благо достижения собственных целей в трудовой деятельности и личной жизни. Они учат воздействовать на определенную ситуацию и понимать социальную систему, формировать нужную действительность и управлять ей в собственных интересах. Для понимания того, как устроено общество, как работают современные технологии его управления и развитие необходимо правильное мышление и интеллект. У Викиум есть отличные тренажеры, помогающие развивать мозг, повышать интеллект, улучшать качество мыслительных процессов. Тренироваться можно всего по 15-20 минут в день, а результат станет заметен уже после нескольких дней.
Социальные технологии
Социальные технологии – совокупность знаний о способах и средствах организации социальных процессов, сами эти действия, позволяющие достичь поставленной цели. В статье мы подробнее рассмотрим, что такое социальные технологии, зачем они нужны, какие они бывают и как их может использовать обычный человек.
Сущность социальных технологий
Помимо определения, которое было дано в первом предложении этой статьи, существуют и многие другие. Для более целостного представления рассмотрим ещё два из них:
Понятие социальных технологий применимо к управлению как обществом (экономика, социальная среда, культура), так и конкретными организациями (повышение эффективности труда или квалификации работников, формирование корпоративной культуры и т.д.), любыми другими социальными объектами.
И если само выражение «социальные технологии» появилось относительно недавно, то, что оно обозначает, существует уже давно. Люди веками осуществляют управление обществом, занимаются политическим устройством и вопросами культуры.
Но если раньше эти принципы и правила выводились эмпирически, были относительно простыми и передавались от поколения поколению, то сейчас социальные технологии – предмет научных исследований.
Знания из области психологии, социологии и когнитивистики позволяют нам делать априорные предположения о возможных стратегиях управления, что значительно повышает эффективность современных социальных технологий.
Исследования показали, что внедрение социальных технологий, направленных на более полное использование творческих и интеллектуальных способностей человека, могло бы обеспечить увеличение промышленного производства на 20–25%, а при реализации резервов – на 40–60% [Уткин Э. А., 1986].
Некоторые типы социальных технологий
Существуют различные классификации социальных технологий, но необходимо выделить как минимум следующие:
Инновационные. Это такие методы и приёмы организации деятельности, которые направлены на реализацию новшеств и создание нововведений. Инновационные социальные технологии способствуют более рациональному использованию ресурсов.
Информационные. Оптимизируют функционирование информационного процесса.
Интеллектуальные. Направлены на развитие и стимулирование мыслительной деятельности людей, развитие их творческих способностей.
Исторические. Это технологии, которые уже были использованы ранее. Анализ исторических событий может указать на эффективную социальную технологию, которую можно использовать и в настоящее время.
Социальные технологии согласия. Это технологии, целью которых является достижение согласия большинства населения по какому-либо вопросу.
Политические. Представляют собой способы и методы решения политических проблем, создания и реализации политических программ.
Все эти типы социальных технологий применяются на практике.
Использование на практике
В качестве наглядного глобального исторического примера использования социальных технологий можно привести Японское экономическое чудо – ряд продуманных экономических и социальных реформ способствовал скачку японской экономики. Этот пример показывает, что исследования в области социальных технологий необходимы для успешного развития общества.
Чаще всего под социальными технологиями понимают какие-то глобальные процессы, но всё вышесказанное актуально не только для них. В качестве более частного примера можно привести организацию работы внутри коллектива. Существуют различные теории мотивации (например, Макклелланда), правила эффективного управления командой, принципы командообразования, теории творчества и креативности и т.д., но, к сожалению, далеко не все используют эти знания.
Применять те или иные социальные технологии в частных случаях может каждый человек. Подумайте, какие, например, инновационные социальные технологии вы можете применить в рабочем процессе или в отношениях с семьёй? Возможно, вы замечаете какие-то проблемы, но вам не хватает знаний? Попробуйте найти информацию на интересующую вас тему по поиску на 4brain.
Классификации социальных технологий
Социальные технологии весьма разнообразны, что обусловлено многообразием социального мира, социальной жизни.
Классификация социальных технологий может быть осуществлена по различным основаниям: видам, уровням, сферам применения и т.д.
К числу наиболее значимых оснований относятся:
По масштабам решаемых социальных проблем:
универсальные социальные технологии;
частные социальные технологии.
По уровню социальной деятельности:
глобальные социальные технологии, используемые в масштабах всего человечества;
региональные социальные технологии, дающие эффект при решении
проблем в условиях конкретного региона;
национальные социальные технологии, основанные на особенностях национальных традиций, психологии менталитета и т.п.;
государственные, позволяющие решать социальную проблему в пределах
муниципальные и пр.
По характеру решаемых задач:
функциональные социальные технологии, предназначенные для обеспечения оптимального и результативного функционирования существующих социальных систем в различных сферах общественной жизни;
По характеру воздействия на социальные процессы:
формирующие социальные технологии, позволяющие создать новый социальный объект;
стимулирующие социальные технологии, предметом воздействия которых являются отдельные стороны процесса функционирования данного объекта;
сдерживающие социальные технологии, определённым образом регулирующие процесс функционирования социального объекта;
разрушающие социальные технологии, результатом действия которых становится исчезновение социального объекта в целом или какой-либо его части.
По характеру и содержанию используемых средств:
организационно-распорядительные и административные социальные технологии;
педагогические технологии и т.п.
Интересным представляется выделение определённых типов социальных технологий по такому основанию как цели функционирования. В этом случае можно говорить о таких типах социальных технологий:
социальные технологии, ориентированные на созидание;
социальные технологии, ориентированные на изменение или исправление условий протекания процесса или квазитехнологии;
социальные технологии, ориентированные на уничтожение, разрушение, исчезновение или антитехнологии3.
Глава 2. ТИПЫ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Социальная терапия
исправление, коррекция поведения и деятельности субъекта;
обеспечение нормального развития субъекта;
самоутверждение личности субъекта.
Решение всех этих задач с необходимостью предполагает использование различных методов, основные из которых:
Административные. Характерными особенностями этих методов является, во-первых, жёсткое следование формальным нормам и правилам, существующим в обществе (законы, инструкции, положения и т.п.).
Экономические методы. Данная группа методов социальной терапии предполагает, что в процессе их использования могут быть учтены и проанализированы экономические интересы и экономическое положение того или иного социального субъекта. Примерами подобных методов являются экономические льготы, экономическая поддержка (пособия, пенсии и т.п.) и экономические санкции.
Психолого-педагогические методы. В отличие от административных и экономических методов социальной терапии, психолого-педагогические методы направлены, в первую очередь, на отдельного человека или на малые социальные группы. Использование этих методов на практике предполагает воздействие как на систему взаимоотношений в малых группах, так и на внутренний мир человека, его систему ценностных ориентаций и идеалов.
В соответствии с объектом воздействия выделяются следующие виды социальной терапии.
1.2. Классификация социальных технологий
Многообразие современных социальных технологий объективно требует их классификации. Классификация социальных технологий может быть осуществлена по различным основаниям: видам, уровням, сферам применения и т. д.
К числу наиболее значимых оснований относятся масштабы решаемых социальных проблем:
– универсальные социальные технологии;
– частные социальные технологии.
К универсальным технологиям можно отнести технологии социальной диагностики состояния какого-либо социального явления, а к частным – конкретную технологию, используемую при решении конкретной задачи, например технологию педагогического воздействия.
Уровень социальной деятельности позволяет выделять:
– глобальные социальные технологии, используемые в масштабах всего человечества;
– региональные социальные технологии, дающие эффект при решении проблем в условиях конкретного региона;
– национальные социальные технологии, основанные на особенностях национальных традиций, психологии, менталитета и т. п.;
– государственные, позволяющие решать социальную проблему в пределах конкретного государства; муниципальные и пр. Характер решаемых задач как основа для классификации позволяет выделять:
– функциональные социальные технологии, предназначенные для обеспечения оптимального и результативного функционирования существующих социальных систем в различных сферах общественной жизни;
– и инновационные социальные технологии, направленные на обеспечение оптимального перехода различных социальных систем в иное качество; технологии разрешения социальных противоречий и конфликтов, позволяющие найти и реализовать оптимальные пути и методы решения подобных проблем.
Характер воздействия на социальные процессы обозначает:
– формирующие социальные технологии, позволяющие создать новый социальный объект;
– стимулирующие социальные технологии, предметом воздействия которых являются отдельные стороны процесса функционирования данного объекта;
– сдерживающие социальные технологии, определённым образом регулирующие процесс функционирования социального объекта;
– разрушающие социальные технологии, результатом действия которых становится исчезновение социального объекта в целом или какой-либо его части.
Характер и содержание используемых средств определяют:
– организационно-распорядительные и административные социальные технологии;
– педагогические технологии и т. п.
Интересным представляется выделение определённых типов социальных технологий по такому основанию, как цели функционирования. В этом случае можно говорить о таких типах социальных технологий, как социальные технологии, ориентированные на созидание; социальные технологии, ориентированные на изменение или исправление условий протекания процесса, или квазитехнологии, и социальные технологии, ориентированные на уничтожение, разрушение, исчезновение, или антитехнологии18.
Существует много критериев классификации социальных технологий в социальной работе. Это связано с тем, что социальная работа представляет собой определенную, относительно самостоятельную систему упорядоченного множества элементов, связанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Самыми общими из них являются методы экспертного оценивания (например, руководство для проведения интервью практическими работниками); методы вмешательства (службы знакомств); программы обслуживания (агентства по усыновлению); организационные структуры (децентрализованные офисы), системы обслуживания (местные агентства психического здоровья). Не столь часто упоминаются такие технологии, как создание чисто физических условий для клиентов (например, архитектура дома для престарелых), применение электромеханического оборудования (внутреннего телевидения), использование информационных систем (компьютеры для обеспечения сохранности документов).
Е. И. Холостова19 предлагает при анализе технологий в социальной работе как системе учитывать классификацию систем вообще. С этой точки зрения следует иметь в виду, что социальная работа является прежде всего разновидностью социальной системы, поскольку имеет дело с людьми (в частности, с клиентами и социальными работниками) и возникающими между ними отношениями. Социальная работа может быть рассмотрена и как разновидность больших систем, поскольку включает в себя три компонента: 1) социальную работу как науку; 2) социальную работу как учебную дисциплину (цикл учебных дисциплин); 3) социальную работу как вид деятельности.
Выделяя социальные технологии в социальной работе как науке, необходимо учитывать, что она представляет собой такую сферу человеческой деятельности, функция которой выработка и теоретическая систематизация объективных знаний об определенной действительности – социальной работе (а при понимании социальной работы в широком смысле – социальных отношениях, социальной сфере). Одной из ее важнейших задач как науки являются анализ существующих форм и методов социальной работы, разработка оптимальных методов и технологий разрешения различных социальных и других проблем применительно к разным индивидам, слоям и группам населения20.
Характеризуя технологии социальной работы как науки, следует исходить из того, что ее неотъемлемыми компонентами являются соответствующие закономерности (например, существенные связи между субъектом и объектом социальной деятельности), принципы и методы (экономические, правовые, социально-педагогические и т. д.).
В этом случае социальные технологии представляют собой способы применения теоретических выводов в решении практических задач социальной работы. Важно в связи с этим подчеркнуть особенность социальной работы как науки – органическое единство знаний и умений.
Когда речь идет о социальной работе как учебной дисциплине (цикле учебных дисциплин), сущностью социальных технологий является целостное представление о содержании социальной работы, ее основных направлениях, инструментарии, методах и организации, т. е. эти технологии имеют в основном обучающий, информационный характер.
Важно различать общее и особенное в технологиях образования в области социальной работы, что связано с системой обучения: получение среднего специального и высшего образования (с учетом ступеней высшего образования, неполного высшего образования, бакалавриата, специального образования, магистратуры), аспирантура и докторантура, система повышения квалификации и самообразования.
Рассматривая социальную работу как особый вид деятельности, сущность социальных технологий можно интерпретировать в первую очередь как совокупность приемов, методов и воздействий государственных, общественных и частных организаций, специалистов и активистов, направленных на оказание людям помощи, поддержки, защиты, особенно так называемым уязвимым слоям и группам населения. Именно в социальной работе как деятельности в концентрированном виде социальные технологии предстают как обобщение накопленных и систематизированных теоретических знаний, опыта, умений и практики работы субъектов социальной деятельности.
Социальные технологии в зависимости от уровня делятся на:
– простые (доступные неспециалистам);
– сложные, требующие наличия квалификации у специалиста, работающего в определенной области;
– комплексные, требующие наличия квалификации у нескольких специалистов, работающих в разных областях. Учитывая сложность субъектов социальной работы (в частности, это социальные службы различных уровней и направлений), можно различать социальные технологии и по этому показателю.
Возможна типологизация социальных технологий и по другим критериям. Например, можно выделить социальные технологии, «внешние» по отношению к клиенту: государственное вмешательство, помощь общественных и других организаций, частных лиц. Главное их содержание заключается в создании человеку, группам (слоям) людей таких условий, которые позволяет им самостоятельно решать свои проблемы (пример – создание рабочих мест на предприятиях для инвалидов).
От «внешних» технологий отличаются социальные технологии (т. е. способы, действия), осуществляемые самими клиентами (например, создание собственного дела, откладывание определенной доли дохода (процента) для социального страхования и др.). К числу этого типа технологий (само- и взаимопомощи) можно отнести те действия, приемы, способы, которые используют социальные работники, решая проблемы своих клиентов21. Также по отношению к клиенту выделяют технологии формирующие (например, формирование какой-либо новой положительной установки у клиента), стимулирующие (например, поощряющие положительную для клиента и социума модель поведения или мышления) и деструктивные (технологии, направленные на разрушение привычных для клиента, но неприемлемых для общества стандартов его поведения).
Возможно выделение технологий в социальной работе с людьми, проживающими на территории страны, и людьми, оказавшимися по тем или иным причинам за ее пределами (например, русскоязычным населением, русскими гражданами, проживающими в государствах ближнего зарубежья).
Также различают технологии по времени функционирования, длительности воздействия:
а) долгосрочные (эти технологии рассчитаны на 20–25 лет);
б) тактические (направленные на реализацию плана);
в) оперативные, или ситуативные (для решения разовых ситуаций, регулирующие взаимодействие людей);
г) циклические (периодически возникающие).
Таким образом, социальные технологии – это неоднозначное и многообразное явление. Решение любой социальной проблемы подразумевает использование ряда технологий в их взаимосвязи и взаимозависимости.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Электронная библиотека
Классификация социальных технологий базируется на дифференциации как применяемых знаний, способов, методов, так и объектов (явлений, процессов, групп людей, их общностей и т.д.).
По масштабности выделяют глобальные, региональные и локальные социальные технологии.
Глобальные социальные технологии решают общечеловеческие проблемы. Под этими технологиями подразумеваются такие задачи, методы, способы, которые способствуют уяснению и решению не только внутренних, но и мировых тенденций развития, связи общества и природы. Следовательно, их внедрение прямо или косвенно оказывает позитивное влияние на жизнедеятельность людей, повышает их социальную защищенность.
Региональные социальные технологии изучают и реализуют закономерности территориальной социальной жизни и планомерных ее изменений.
Локальные социальные технологии применяются для решения местных проблем, которые могут содержать в себе как типичные, так и неповторимые особенности.
Технологии можно классифицировать и по степени новизны. Инновационные социальные технологии – это методы и приемы инновационной деятельности, направленные на материализацию нововведений в обществе, которые приводят к качественным изменениям в разных сферах социальной жизни.
В отличие от инновационных рутинные социальные технологии характеризуются такими методами воздействия на социальные процессы, которые основаны на прошлом опыте.
Информационные социальные технологии представляют собой оптимизацию информационного процесса, его воспроизводства и функционирования. Интеллектуальные социальные технологии направлены на развитие и стимулирование мыслительной деятельности людей, развитие их творческих способностей. Исторические технологии предполагают осмысление исторического опыта по законам социальной технологизации. Демографические технологии вырабатывают механизм воспроизводства населения, изменения его численности, состава и размещения.
Социальные технологии согласия представляют собой методы достижения согласия большинства населения относительно решения наиболее актуальных вопросов общественной жизни. К этому типу технологий примыкают социальные технологии разрешения конфликтов, в частности социально-этнических и др.
Политические технологии представляют собой методы решения политических проблем, осуществления политической деятельности.
В структуре управления особое место занимают административно-управленческие технологии как способы непосредственного оперативного воздействия на управляемый объект. Выделяются психологические технологии как способы воздействия на психологические процессы, свойства, явления, характер, волю личности.
Социальная работа представляет собой определенную относительно самостоятельную систему упорядоченного множества элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. При анализе технологий в социальной работе как системе необходимо учитывать классификацию систем вообще. С этой точки зрения следует иметь в виду, что социальная работа является, прежде всего, разновидностью социальной системы, поскольку имеет дело с людьми. Она может быть рассмотрена как разновидность больших систем, поскольку включает в себя три компонента:
1) социальную работу как науку;
2) социальную работу как учебную дисциплину (цикл учебных дисциплин);
3) социальную работу как вид деятельности.
Характеризуя технологии социальной работы как науки, следует исходить из того, что ее неотъемлемыми компонентами являются соответствующие закономерности (например, существенные связи между субъектом и объектом социальной деятельности), принципы и методы (экономические, правовые, социально-педагогические и т.д.). В этом случае социальные технологии представляют собой способы применения теоретических выводов в решении практических задач социальной работы.
Когда речь идет о социальной работе как учебной дисциплине (цикле учебных дисциплин), сущностью социальных технологий является целостное представление о содержании социальной работы, ее основных направлениях, инструментарии, методах и организации, т.е.
эти технологии имеют обучающий, информационный характер.
В учебном процессе технологии обусловлены стандартами, программами, планами, спецификой изучаемых учебных дисциплин (общественных, естественно-научных, профессиональных, специальных), формами обучения (очной, вечерней, заочной, очно-заочной), видами занятий (аудиторными, самостоятельными и т.д.). В качестве технологий используются и формы обучения (лекция, семинар, лабораторное занятие, практикум, учебная игра, экскурсия, конференция, курсовое и дипломное проектирование, коллоквиум, различные виды учебной практики, тестовая проверка и т.д.).
Рассматривая социальную работу как особый вид деятельности, сущность социальных технологий можно интерпретировать, в первую очередь, как совокупность приемов, методов и воздействий государственных, общественных и частных организаций, специалистов и активистов, направленных на оказание людям помощи, поддержки, защиты, особенно так называемым уязвимым слоям и группам населения. Именно в социальной работе, как деятельности в концентрированном виде, социальные технологии предстают как обобщение накопленных и систематизированных теоретических знаний, опыта, умений и практики работы субъектов социальной деятельности.
Классификация технологий в социальной работе может быть осуществлена по различным основаниям. Как известно, объекты социальной работы довольно разнообразны: пенсионеры, инвалиды, дети, подростки с девиантным поведением, бездомные, мигранты, неполные или многодетные семьи и т.д.
Практический опыт, накопленный в России и за рубежом, выявил целый ряд направлений социальной работы с перечисленными группами населения: социальный контроль и социальная профилактика, социальная терапия и социальная реабилитация, социальная помощь и защита, социальное страхование и социальное обслуживание в сфере быта, социальное попечительство и социальное посредничество и др. Эти виды социальной работы и являются основными ее направлениями, главными технологиями.
Технологии можно классифицировать в зависимости от понимания социальной работы в широком и узком смысле. Если во втором случае речь идет преимущественно о технологиях работы с уязвимыми слоями населения, то в первом – о технологиях социальной защиты всех слоев населения, о создании таких условий, которые способствовали бы снижению доли населения, нуждающегося в помощи и поддержке, которые помогали бы населению самостоятельно решать свои проблемы.
Учитывая интегрированный характер социальной работы, можно выделять собственно социальные технологии (социально-педагогические, социально-психологические, социально-медицинские и другие).
Технологии в социальной работе в зависимости от уровня делятся на:
· простые (доступные неспециалистам);
· сложные, требующие наличия квалификации у специалиста, работающего в определенной области;
· комплексные, требующие наличия квалификации у нескольких специалистов, работающих в разных областях.
Возможна типологизация социальных технологий и по другим критериям:
· например, можно выделить социальные технологии «внешние» по отношению к клиенту (государственное вмешательство, помощь общественных и других организаций, частных лиц);
· от «внешних» технологий отличаются социальные технологии, осуществляемые самими клиентами (например, создание собственного дела, откладывание определенной доли дохода и др.);
· возможно выделение технологий в социальной работе с людьми, проживающими на территории страны, и людьми, оказавшимися по тем или иным причинам за ее пределами (например, русскоязычным населением, русскими гражданами, проживающими в государствах ближнего зарубежья).
Необходимо разграничивать социальные технологии, применяемые в России, и социальные технологии, применяемые за рубежом. Важно учитывать, какие технологии использовались в социальной работе (непрофессиональной и профессиональной) на разных этапах функционирования и развития российского общества.
Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00