на чем летают российские чиновники
Российский министр потратил за год 200 млн рублей на полёты в бизнес-джетах
Организация по борьбе с коррупцией «Трансперенси Интернешнл Россия» подсчитала траты российских чиновников на авиаперелёты частными бортами и регулярными рейсами. Оказалось, что более 60% бюджетов на полёты чиновников было потрачено на рейсы в бизнес-классе.
Кто куда летает?
Расходы на авиаперелёты чиновников, по данным госзакупок, с 2018 года составили свыше 6 млрд рублей. При этом в 2018 году размер контрактов на перелёты был равен 2,3 млрд рублей, в 2019-м — 2,1 млрд рублей, а в 2020-м — 1,7 млрд рублей уже в первом квартале. Это неполные данные — в открытом доступе находятся только госзакупки девяти из 21 ведомств.
Сколько денег тратится на обслуживание «борта №1», неизвестно — президента и ещё девять высших должностных лиц обслуживает Специальный лётный отряд «Россия», который не участвует в госзакупках. В то же время большинство госслужащих летает регулярными рейсами. Первым классом могут путешествовать министры, бизнес-классом — их замы, помощники и главы департаментов, а остальным положен экономкласс. Однако по факту ограничения часто игнорируют.
Чаще всего в служебные командировки летают сотрудники МИД — 1,3 млрд рублей только в 2019 году. Намного скромнее расходы на полёты у служащих Минпромторга (101 млн), Совета Федерации (86 млн), Минэкономразвития (72 млн) и Минфина (64 млн).
Проанализировав открытые данные четырёх ведомств: Минпромторга, Минфина, Минкульта и Министерства по делам Северного Кавказа (упразднено) — «Трансперенси Интернешнл» выяснила, что, несмотря на рекомендованный большинству чиновников экономкласс, 63% бюджетов (более 90 млн рублей) на авиаперелёты оказались потрачены на бизнес-класс. При этом его стоимость на рейсах для российских чиновников превышал эконом в три-восемь раз и более.
Бизнес-классом летали и те чиновники, которым он по статусу не положен. В частности, сотрудники Минфина в чине ниже начальника департамента в 2018 году потратили на бизнес-класс 4,9 млн рублей, а в Минпромторге — 3,7 млн.
На чем летают и плавают кремлевские чиновники
В феврале 2018 года стало известно о расследовании «кокаинового дела» в Аргентине. В складских помещениях здания российской дипмиссии в республике были найдены 12 чемоданов с кокаином, принадлежащие, по версии следствия, закончившему к тому времени командировку по срочному трудовому договору сотруднику технического состава посольства. В декабре 2017 года замененный мукой груз был направлен «как дипломатический багаж на российском правительственном самолете», рассказывали официальные лица республики. Номер борта, фигурировавший на видео аргентинской жандармерии, совпадает с бортовым номером самолета специального летного отряда «Россия».
Спецотряд, хоть и имеет обширный авиапарк, не является авиакомпанией в обычном смысле этого слова. Его услугами вправе пользоваться только высокопоставленные чиновники, парламентарии, силовики и судьи.
«Бортом номер один» Ил-96-300 был назначен еще при президенте Борисе Ельцине. Прежний президентский борт — Ил-62, оставшийся от Михаила Горбачева, не устроил нового главу государства из-за недостаточной комфортабельности. В распоряжении управделами несколько «Илов»: те, на которых летает первое лицо, отмечены аббревиатурой ПУ, что значит «пункт управления» (вооруженными и ядерными силами).
Еще одна модель с оборудованным пунктом управления. Самолеты-ретрансляторы Ту-214 производятся на казанском КАПО им. Горбунова, стоимость одного — 3 млрд руб. В договоре на поставку лайнеров с ПАО «ОАК» особо оговаривался «VIP-интерьер».
Управделами не показывает интерьеры президентских лайнеров, предпочитая при покупке очередного судна устно отрицать слухи о царящей внутри роскоши. «Никаких драгоценных камней, навороченных средств гигиены в помине нет. Есть рабочая зона с кабинетом, где можно проводить совещания. И есть небольшая зона отдыха: ведь иногда президенту приходится полмира за один раз пролететь», — рассказывал Владимир Кожин о «внутренностях» Ту-214.
Серийное производство Ту-204 началось в СССР еще в конце 80-х, но управделами продолжает заказывать эту модель. Последний заказ, на два лайнера, был размещен в конце 2014 года.
В авиапарке СЛО «Россия» есть два бизнес-джета Falcon французской Dassault Aviation. Стоимость одного лайнера для управделами составила 1 млрд руб. Покупку иностранных бортов оправдывали тем, что в России не производятся самолеты невысокого класса для перелета на небольшие расстояния.
Еще два иностранных борта в составе президентского авиапарка — Airbus А319, закупленные, по словам Кожина, из-за того, что отечественный авиапром не успевал справляться с заказами управделами, а флот СЛО «Россия» необходимо было срочно расширять. Цена — 2,4 млрд руб.
В условиях курса на импортозамещение управделами в конце 2014 года впервые сделало заказ на поставку Sukhoi Superjet-100 на 2,8 млрд руб.
Комплектация corporate jet по умолчанию способна вместить 18 пассажиров. В салоне есть VIP-отсек, офисная зона, гостиная, спальня, душ и ванная комната.
Для того чтобы президент России мог передвигаться по Москве по воздуху, на территории Кремля была обустроена вертолетная площадка. На вертолете из правительственного аэропорта Внуково до Кремля глава государства добирается за пять-семь минут.
Президентская яхта до перехода на баланс управделами «Чайка» эксплуатировалась два года и обошлась бюджету в 1,5 млрд руб. Она включает шесть просторных кают с собственной ванной комнатой и спутниковым телевидением, спа-бассейн, площадку для принятия солнечных ванн, тренажерный зал, зону барбекю, бар.
У санатория «Русь» управделами президента есть моторная яхта Azimut 38 итальянского производства, купленная согласно реестру за 20 млн руб.
Дизельная яхта «Кавказ» была построена в начале 80-х годов. В 2011-м управделами с удовольствием заменило ее «Чайкой». «Как только заводились дизеля, палубу окутывали клубы ядовитого противного дыма. Мерзкого! Выхлопы от дизелей, про шум и все остальное и не говорю. В конце концов мы получили предписание: корабль изношен и подлежит списанию. Ресурс продлению не подлежит», — вспоминал Владимир Кожин.
Бывшая яхта управделами сейчас принадлежит Русской православной церкви. «Это белоснежное двухпалубное судно длиной 31 метр, оснащенное новейшим оборудованием и специальными механизмами, позволяющими, в частности, беспрепятственно проходить под невскими мостами. Здесь есть просторный зал для приема гостей, кухня, комфортабельные каюты для пассажиров, которые обставлены мебелью из элитных пород дерева, а диваны и кресла изготовлены из белой кожи. Кажется, разработку дизайна яхты доверили одной голландской фирме», — описывал судно экс-глава службы протокола Кремля Владимир Шевченко.
На чем летают российские чиновники
Официальные публикаций о торжественных встречах в аэропортах помогли выяснить, что некоторые из членов предыдущего правительства пользовались в служебных перелетах частной авиацией. Так, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации по вопросам социальной политики Татьяна Голикова (в 2020 году она сохранила свой пост) и министр науки и высшего образования РФ Михаил Котюков в октябре 2019 прилетали в Воронеж на частном самолете Bombardier, чтобы обсудить развитие социальной сферы в регионе.
Министр спорта Павел Колобков в этом же месяце и также на бизнес-джете посетил Казань, чтобы обсудить спортивное будущее столицы Республики Татарстан, а министр по делам Северного Кавказа Сергей Чеботарев в августе 2018 года между перелетами бизнес-классом летал в Дагестан осмотреть промышленные и социальные объекты на частном Bombardier CL604 Challenger (борт. номер HB-JFJ) швейцарской компании Nomad Aviation AG.
В основном Мантуров летает на «Сухом»: с начала 2019 года 34 его перелета совпадают с датами и направлением официальных командировок министра.
Еще 23 полета Мантуров совершил на Ту-204: сопровождал на частном бизнес-джете Владимира Путина во время официального визита в Италию, летал на Восточный экономический форум во Владивосток и Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ), а также совершал рутинные командировки в регионы.
Оба этих самолета эксплуатирует авиакомпания АО «РусДжет» — один из дилеров бизнес-джетов Sukhoi Business Jet (бизнес-версия Sukhoi Superjet 100), которая сама занимается частными бизнес-перевозками. По данным «Ведомостей», совладелец компании — предприниматель Виталий Ванцев, которому также принадлежит часть аэропорта «Внуково». Руководство «РусДжет» также подтверждает, что министр промышленности и торговли России Денис Мантуров уже четыре года летает в свои рабочие поездки именно на их «Суперджете».
В прессе и на официальных мероприятиях с весны 2018 года интересы «РусДжета» представляет «член Совета директоров и генеральный директор авиакомпании» Ярослав Одинцев. При этом ни в ЕГРЮЛ, ни на сайте компании к составу руководителей он почему-то не отнесен. Возможно, это связано с тем, что Ярослав Одинцев — тот самый бывший руководитель «Специального летного отряда «Россия» Управделами Президента, который по результатам своей деятельности в конце 2017 получил два года условно за злоупотребление полномочиями (ч. 1 ст. 285 УК РФ) при поставке пяти вспомогательных силовых установок специального назначения для вертолетов Ми-8. Примечательно, что согласно решению суда Одинцев умышленно скрыл необходимые сведения о таможенных пошлинах именно от сотрудников Минпромторга. В результате были похищены денежные средства ФГБУ и причинен ущерб в особо крупном размере. Уже в марте 2018 года (в марте 2019 года переизбран) Одинцев стал президентом Объединенной национальной ассоциации деловой авиации именно как представитель «РусДжета».
Так бывшего государственного менеджера, который обманывал Минпромторг, практически сразу после определения суда апелляционной инстанции отправили руководить частным перевозчиком руководителя этого федерального ведомства Дениса Мантурова.
Сколько могут стоить перелеты
На дачу бизнес-джетом
О том, что семье министра принадлежит недвижимость в Геленджике, еще в 2016 году писало издание «Собеседник». 99% акций АО «Пансионат Приморье», как следует из корпоративной отчетности компании, владеет ООО «Финансовые системы», конечным бенефициарами которого с ноября 2017 года является отец министра Валентин Мантуров. Ему принадлежит 50% в уставном капитале компании. Вторая половина у сына главы госкорпорации «Ростех» Станислава Чемезова. Валентин Мантуров также владеет таунхаусом в элитном комплексе «Феллини парк», который располагается рядом с пансионатом (там же располагается таунхаус Эдуарда Вайно, отца главы администрации президента Антона Вайно). Кроме того, в разное время с 2014 по 2016 год членом совета директоров «Приморья» была полная тезка жены министра Наталья Евгеньевна Мантурова. Ей же принадлежит гостевой дом площадью 814,1 кв. м. на улице Тельмана, в самом центре Геленджика.
Только в 2019 году командировки Дениса Мантурова трижды заканчивались в Геленджике. Например, в пятницу 14 июня 2019 министр совершил рабочую поездку в Ставропольский край, где осмотрел ряд промышленных производств в городе Невинномысске вместе с губернатором Владимиром Владимировым, а также побывал на выставке продукции, производимой индустриальным комплексом края. В тот же день «Сухой» вылетел в Ставрополь, а уже вечером был в Геленджике. Там он пробыл все выходные и вернулся в Москву с утра в понедельник — прямо к рабочему дню.
22 февраля 2019 года после турне Дениса Мантурова по Индии и ОАЭ, самолет Ту-204 возвращается из индийского Мумбаи на выходные в Геленджик. В этот же день дальнемагистральный самолет, предназначенный для дальних трансатлантических перелетов, поднимают в небо на 23 минуты – самолет летит в соседнюю Анапу и остается там до 24 февраля. На обратном пути он 16 минут летит обратно в Геленджик и в Москву к началу рабочей недели.
Мы можем только предполагать, кто был на борту двадцатиминутного рейса большого дальнемагистрального самолета из Геленджика в Анапу и провел там выходные, но по автомобильной дороге расстояние между городами занимает всего 85 километров и по данным Google Maps его можно преодолеть меньше, чем за два часа.
На новогодние и майские праздники в 2018 году «Сухой» летал в Геленджик из Москвы. Так, 30 апреля он вылетел по направлению Москва — Геленджик и обратно полетел только 6 мая. На новогодних каникулах, когда командировок быть не может, самолет тоже слетал в Геленджик — на три дня: 4 января туда и 7 января обратно. Мы предполагаем, что министр использует самолет не только в служебных, но и в личных целях.
МС-21 пошёл в наступление: Почему Россия «придержала» мировую премьеру убийцы «боингов»
Спрос на эти машины уже есть, но планы по поставкам бортов за рубеж пока не оглашают.
Фото © ТАСС / Марина Лысцева
МС-21 — пассажирский самолёт для всех
После того как МС-21-310 с российскими двигателями ПД-14 своим ходом слетал в Арабские Эмираты и вернулся, многие эксперты начали изучать подноготную самолёта. Авиасалон Dubai Airshow 2021 стал местом расправы МС-21 над главным конкурентом — американской компанией Boeing. Американцы (по крайней мере пока) делят большую часть неба с компанией Airbus и о конкуренции думают лишь тогда, когда вопрос напрямую касается доходов. Коридорное мышление привело Boeing к тому, что ради погони за Airbus и другими конкурентами компания начала экономить на безопасности самолётов.
В кабине МС-21: как выглядит самый современный российский авиалайнер изнутри
Ещё не до конца забылись скандалы с системой MCAS, которая привела к двум серьёзным авиакатастрофам, как глава крупнейшего авиаперевозчика Ближнего Востока Emirates Тим Кларк «проехался» по американским авиалайнерам, заявив, что «требования безопасности приносятся в жертву прибыли», когда речь идёт о разработке новых самолётов. Перед самым открытием авиасалона Кларк заявил, что, как и в истории с испытаниями печально известного 737 MAX, в Boeing пошли самым простым путём. и выдали абсолютно новый авиалайнер 777Х за «очередную модификацию» старого самолёта. При этом Кларк поддал жару и заявил в одном из интервью, что Boeing «печально известен тем, что отрицает многие вещи».
При этом конкурент 737 МАХ — российский МС-21 — проходит всю сертификацию по правилам. И даже в авиашоу самолёт с двигателями ПД-14 принял участие после такого количества проверок и тестов безопасности, о которых в Boeing, скорее всего, не слышали с начала 90-х. Ситуация на мировом рынке авиаперевозок стремительно меняется — рынок восстанавливается после пандемии CoViD-19, а заказы на авиалайнеры постепенно растут. Лишнее доказательство тому — три контракта, которые компания Airbus получила на Dubai Airshow 2021. По этим соглашениям европейцы должны будут поставить больше трёхсот самолётов ближневосточным авиакомпаниям. И практически впервые в новейшей истории американцы из Boeing не получили от миллиардных соглашений ничего. Единственным конкурентом Airbus в Дубае был российский МС-21-310, но спрос на эту машину пока нельзя удовлетворить физически. Из 800 необходимых для сертификации полётов машина выполнила практически 90% — 680.
«Боингу» и «Эйрбасу» придётся подвинуться: Пилот МС-21 раскрыл главный секрет российского авиалайнера
Конкуренты МС-21 — стоит ли бояться?
Фото © ТАСС / Сергей Бобылев
Если верить прогнозам Boeing, в ближайшее десятилетие спрос на гражданские воздушные суда ждёт взрывной рост. Авиакомпаниям по всему миру потребуется почти 20 тысяч самолётов разного типа, а общая стоимость контрактов в этом направлении оценивается в 3,2 триллиона долларов. К 2040 году потребности увеличатся — для перелётов по миру потребуется почти 44 тысячи новых бортов, а на эти цели авиакомпании потратят больше семи триллионов долларов. Если держать в уме эти цифры, а также сроки, когда мировым авиаперевозчикам потребуются новые, надёжные и дешёвые самолёты, то пазл долгой сертификации МС-21 начинает постепенно складываться. И все претензии к разработчикам кажутся несущественными.
Особенно на фоне последних новостей. МС-21, который будет поставляться заказчикам с зарубежными двигателями PW1400G, пройдёт сертификацию до конца года, а производство деталей для самолёта уже началось, поэтому можно сделать аккуратное предположение, что в 2023 году первые серийные авиалайнеры начнут поставлять заказчикам. При этом каждый серийный МС-21 будет дешевле конкурентов. Если раньше разницу в стоимости считали гипотетически, то сейчас известна конкретная цифра: 97 миллионов долларов за каждый самолёт. После начала поставок эта цифра может быть снижена до 95, а при самом оптимистичном сценарии — до 92 миллионов долларов за самолёт, что переводит МС-21 в другую лигу. Для сравнения: в 2020 году цены на Airbus A320neo поднялись до 112 миллионов долларов за авиалайнер, а 737 MAX 8 продаются по 120 миллионов долларов за единицу. В авиакомпаниях умеют считать деньги. И нужные выводы относительно ценообразования обязательно сделают.
Но всё это будет потом, после того, как первые зарубежные заказчики «заплатят за самолёты в кассу» и будут терпеливо ждать, когда им привезут новый, экономичный и понятный в эксплуатации авиалайнер. Однако экспортные планы поставок МС-21 Россия пока не разглашает. Происходит это по целому ряду причин.
На чем летают российские чиновники
Тренд на персональный самолет подхватывают все – от мэра Переславля-Залесского до президента Татарстана
Личные самолеты — дорогое удовольствие, которое зачастую не соотносится с декларациями о доходах представителей власти. В последние месяцы героями СМИ стали президент Татарстана Рустам Минниханов и жена бывшего премьер-министра Дмитрия Медведева с их бизнес-джетами. Журнал «Компания» вспомнил, кто еще из российских чиновников променял мигалку на стальные крылья.
Новый год на Мальдивах
В минувший четверг штаб Навального в Казани опубликовал видео, в котором рассказал о личном самолете главы Татарстана Рустама Минниханова. «Скромность президента Татарстана не знает границ: он предпочитает передвигаться по миру только на бизнес-джете за 3 миллиарда рублей, а новогодние каникулы проводить на Мальдивских островах», — следует из описания ролика на канале в YouTube.
Сотрудники ФБК заявляют, что Минниханову принадлежит бизнес-джет Falcon 8X. Вместимость самолета составляет 19 посадочных мест, а час его обслуживания обходится чиновнику в 150-200 тысяч рублей. Впрочем, активисты уверены: все сопутствующие расходы не затрагивают президента Татарстана. Счета оплачивают из средств федерального бюджета или дружественных компаний.
Все в семью
В декабре прошлого года стало известно, что бизнес-джетами в личных целях регулярно пользуется жена экс-главы правительства Светлана Медведева. Анализ полетов лайнера вместе с отслеживанием перемещений супруги бывшего премьера позволил сделать выводы: только в 2019 году самолет был в Европе 39 раз. Медведева путешествует на лайнере Bombardier Global Express 5000 за 50 миллионов долларов. И это несмотря на то, что личный самолет главе кабмина не положен, а путешествовать чета Медведевых может только за собственные средства (по официальным данным, экс-премьер получает 800 тысяч рублей в месяц).
Бизнес-джет для патриарха
«Самолет для корги»
В конце 2018 года новый самолет появился и в семье Игоря Шувалова, бывшего вице-премьера и главы госкорпорации «ВЭБ.РФ». Шуваловы приобрели Gulfstream G650 стоимостью 68-70 миллионов долларов. Ранее сообщалось и о другом бизнес-джете Шувалова — Bombardier Global Express. В Сети благодаря расследованию Навального он прославился как «самолет для корги», так как супруга бывшего вице-премьера якобы возила на нем своих питомцев на собачьи выставки. По подсчетам сотрудников ФБК, первый лайнер обошелся семье Шувалова в 50 миллионов долларов, однако позже его сняли с учета, а затем и вовсе продали, заменив на новую, более люксовую модель.
Самолет или вертолет, вот в чем вопрос…
Член партии «Единая Россия» Григорий Аникеев, некогда признанный самым богатым депутатом Госдумы и вошедший в топ-200 богатейших бизнесменов страны, в 2010 году указал в декларации о доходах крупный актив. Ему принадлежал самолет Dassault Falcon 2000Ex Easy со специальными зонами «для переговоров», «для работы» и отдельной кухней. В нынешних декларациях единоросса этот бизнес-джет стоимостью от 9 миллионов долларов больше не фигурирует, однако ему нашлась не менее интересная замена. В декларации чиновника за 2018 год уже значится вертолет типа AS 350 В3, который стоит от 3,7 миллиона долларов.
Провинциальный размах
Региональные чиновники, стараясь во всем подражать федеральным, либо берут дорогостоящие джеты в аренду, либо выбирают «железную птичку» попроще, но зато персональную. Так, в прошлом году делегация чиновников из Башкирии зафрахтовала роскошный самолет бизнес-класса, чтобы посетить инвестфорум в Сочи. Для этих целей они арендовали Challenger 850/VQ-BOV, на обслуживание которого из бюджета выделили около 4,4 миллиона рублей. При этом, чтобы пересесть на комфортабельный бизнес-джет, чиновникам пришлось проделать долгий путь, самостоятельно добравшись из Уфы в Москву.
Курьезный случай привлек внимание к воздушному транспорту Игоря Кравченко, главы комитета по информатизации администрации Тюмени. В 2018 году он отправился на своем персональном самолете за грибами. По пути в лес из-за проблем с управлением его самолет-амфибия модели СК-12 «Орион» рухнул. Последний полет за грибами обошелся Кравченко примерно в 15 миллионов рублей — именно столько стоит лайнер в базовой комплектации.
Спортивный стиль
В 2016 году мэр Переславля-Залесского Денис Кошурников проходил по делу о крупной растрате. Речь идет о миллиарде рублей, который должен был пойти на строительство фармацевтического завода. Тогда же у задержанного чиновника обнаружили в собственности самолет — спортивную модель Sportcruiser RS-02. Правда, в сравнении с выше названными управленцами, аппетиты Кошурникова оказались весьма скромными. Цена самолета на рынке колеблется от 6,3 до 9,5 миллиона рублей, а само судно фигурирует в официальной декларации чиновника с пометкой «приобретено на доходы от ценных бумаг и долей участия в коммерческих организациях (дивиденды)».