назначение объекта школа что писать
Как выглядит записка ТХ по Постановлению №87 для «Детской школы искусств»
Я делал ТХ только для предприятий, но разобраться попробую помочь.
1. Текстовая часть по п87 должна содержать все пункты из постановления. НО!
2. Если если в пункте писать нечего, то под заголовком пишу что-то такое «проектом не предусматривается» или «объект непроизводственного назначения, готовая продукция не выпускается».
Спасибо за ответ
Thượng Tá Quân Đội Nhân Dân Việt Nam
Добрый день!! Спасибо за столь развернутый ответ!
1 По концертному залу мне помог человек из фирмы которые продают, и производят монтаж светового, звукового и так же одежда сцены. Мне предоставили различные данные по подбору звукового оборудования. И как я поняла в Краснодаре представители фирмы, т.к. подбор осуществляли в программе в Москве.
2 Тх решения я с архитектором и нормалями определялась ( НП 5.1.1.1-71 Основные помещения зданий зрелищного культурно-просветительного назначения и спортивных сооружений. Зрелищные здания. Клубы. Кружковые помещения клубов, НП 5.1.1.2-72 Зрелищные здания. Клубы, НП 5.1.1.4-73 Основные помещения зданий зрелищного культурно-просветительного назначения и спортивных сооружений. Зрелищные здания. Клубы. Помещения группы отдыха, СанПиН 2.4.4.1251-03).
Ну в общем долго мы с архитектором общались, можно сказать «воевали», пока остановились. экспертиза намечается в феврале..так что еще можно немного отредактировать. я вам в личном сообщении сейчас отправлю в автокаде свой последний вариант, просмотрите).
Но все помещения и их количество ориентированы на Технологическое Задание. И по поводу Буфета там ни слова, если есть опровержение( ссылка на нормы, я буду рада!!)
Приложение А. Перечень основных функционально-типологических групп зданий и помещений общественного назначения
Перечень
основных функционально-типологических групп зданий и помещений общественного назначения
Перечень общественных зданий
Класс функциональной пожарной опасности
А. Здания объектов, обслуживающих население
1. Здания и помещения учебно-воспитательного назначения
1.1. Учреждения образования и подготовки кадров:
1.1.1. Дошкольные образовательные учреждения
1.1.2. Общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи, колледжи, школы-интернаты и т.п.)*
1.1.3. Учреждения профессионального образования*:
высшего и последипломного
1.2. Внешкольные учреждения (школьников и молодежи)
1.3. Специализированные учреждения (аэроклубы, автошколы, оборонные учебные заведения и т.п.)*
2. Здания и помещения здравоохранения и социального обслуживания населения
2.1. Учреждения здравоохранения:
2.1.1. Лечебные учреждения со стационаром, медицинские центры и т.п.*
2.1.2. Амбулаторно-поликлинические и медикo-оздоровительные учреждения, станции переливания крови и др.
2.1.3. Аптеки, молочные кухни
2.1.4. Медико-реабилитационные и коррекционные учреждения, в том числе для детей
2.2. Учреждения социального обслуживания населения:
2.2.1. Учреждения без стационара
2.2.2. Учреждения со стационаром, в том числе дома-интернаты для инвалидов и престарелых, для детей-инвалидов и т.п.
3. Здания и помещения сервисного обслуживания населения
3.1. Предприятия розничной и мелкооптовой торговли,
в том числе торгово-развлекательные комплексы*
3.2. Предприятия питания (открытая и закрытая сеть)
3.3. Непроизводственные объекты бытового и коммунального обслуживания населения:
3.3.1. Предприятия бытового обслуживания населения
3.3.2. Учреждения коммунального хозяйства, предназначенные для непосредственного обслуживания населения
3.3.3. Учреждения гражданских обрядов
3.4. Объекты связи, предназначенные для непосредственного обслуживания населения
3.5. Учреждения транспорта, предназначенные для непосредственного обслуживания населения:
3.5.1. Здания вокзалов всех видов транспорта
3.5.2. Учреждения обслуживания пассажиров, транспортные агентства, туристические агентства
3.6. Сооружения, здания и помещения санитарно-бытового назначения
4. Сооружения, здания и помещения для культурно-досуговой деятельности населения и религиозных обрядов
4.1. Объекты физкультурного, спортивного и физкультурно-досугового назначения:
4.2. Здания и помещения культурно-просветительного назначения и религиозных организаций:
4.2.1. Библиотеки и читальные залы
4.2.2. Музеи и выставки
4.2.3. Религиозные организации и учреждения для населения
4.3. Зрелищные и досугово-развлекательные учреждения*:
4.3.1. Зрелищные учреждения (театры, кинотеатры, концертные залы, цирки и т.п.)
5. Здания и помещения для временного проживания :
5.1. Гостиницы, мотели и т.п.*
5.2. Учреждения отдыха и туризма* (санатории, пансионаты, турбазы, круглогодичные лагеря и т.п.)
5.3. Общежития учебных заведений
и спальные корпуса интернатов
Б. Здания объектов по обслуживанию общества и государства**
6.1. Здания административного назначения:
6.1.1. Учреждения органов управления
6.1.2. Административные учреждения, административные подразделения фирм, организаций, предприятий, а также фирмы и агентства и т.п.
6.2.1. Кредитно-финансовые и страховые организации, банки
6.2.2. Суды и прокуратура, нотариально-юридические учреждения
6.2.3. Правоохранительные организации (налоговые службы, милиция, таможня)
6.2.4. Учреждения социальной защиты населения (собесы, биржи труда и др.)
6.3. Здания организаций, дающих продукцию:
6.3.1. Научно-исследовательские организации (за исключением крупных и специальных сооружений)*
6.3.2. Проектные и конструкторские организации
6.3.3. Редакционно-издательские и информационные организации (за исключением типографий)
1. Настоящее приложение распространяется как на приведенные типы учреждений и помещений, так и на вновь создаваемые в рамках данных функционально-типологических групп помещений.
2. Перечисленные группы помещений различного назначения могут компоноваться в многофункциональные здания и комплексы или входить в состав жилых, производственных и других зданий.
3. Объекты, отмеченные знаком «*», относятся к объектам многофункционального назначения, выходящим за рамки только данного подкласса функциональной пожарной опасности.
** При проектировании зданий данной группы учреждений и организаций следует дополнительно использовать СНиП 31-05.
Назначение объекта школа что писать
ЗДАНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Educational institution buildings. Design rules
Дата введения 2017-02-18
Предисловие
Сведения о своде правил
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 «Строительство»
3 ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России)
5 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)
ВНЕСЕНЫ: Изменение N 1, утвержденное и введенное в действие приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 декабря 2017 г. N 1714/пр c 26.06.2018; Изменение N 2, утвержденное и введенное в действие приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 сентября 2018 г. N 622/пр c 26.03.2019; Изменение N 3, утвержденное и введенное в действие приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России) от 22 ноября 2019 г. N 713/пр c 23.05.2020
Изменения N 1, 2, 3 внесены изготовителем базы данных по тексту М.: Стандартинформ, 2018 год; М.: Стандартинформ, 2020 год
Введение
Настоящий свод правил разработан в целях создания пространственной среды зданий общеобразовательных учреждений, обеспечивающей современный уровень обучения, безопасные условия пребывания обучающихся и удобные условия пребывания персонала.
Работа выполнена авторским коллективом: ОАО «Московский научно-исследовательский и проектный институт типологии и экспериментального проектирования» (д-р техн. наук В.В.Гурьев, канд. экон. наук Е.А.Лепешкина, А.Ю.Солодова (ответ. исполнитель темы), канд. физ.-мат. наук В.М.Дорофеев, канд. архит. Б.В.Дмитриев, канд. экон. наук Ю.В.Герасименко, А.В.Кузилин, В.Ф.Совинкин, И.Ю.Спиридонов, Т.В.Крюкова, А.Н.Добровольский, Е.В.Хаимова-Малькова), НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков (д-р мед. наук В.Р.Кучма, д-р мед. наук М.И.Степанова, канд. мед. наук Б.З.Воронова), ЦНИИСК им.В.А.Кучеренко (д-р техн. наук Ю.В.Кривцов, канд. техн. наук В.В.Пивоваров, П.П.Колесников), Департамент градостроительной политики г.Москвы (канд. архит. С.И.Яхкинд).
1 Область применения
1.1 Настоящий свод правил устанавливает на территории Российской Федерации требования к размещению и организации сети зданий и комплексов общеобразовательных организаций, к участку территории, функциональным группам, составу и площадям помещений, объемно-планировочным решениям, освещению, инженерному оборудованию.
1.2 Настоящий свод правил распространяется на проектирование вновь строящихся, реконструируемых зданий и комплексов общеобразовательных организаций любых организационно-правовых форм и форм собственности, а также учебных и общешкольных помещений школ-интернатов.
1.3 Настоящий свод правил не распространяется на спальные корпуса общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для проживания обучающихся в интернате.
2 Нормативные ссылки
В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие документы:
ГОСТ 24940-2016 Здания и сооружения. Методы измерения освещенности
ГОСТ 27751-2014 Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения
ГОСТ 30247.1-94 Конструкции строительные. Методы испытаний на огнестойкость. Несущие и ограждающие конструкции
ГОСТ 30494-2011 Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях
ГОСТ 31937-2011 Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния
ГОСТ Р 50571.28-2006 (МЭК 60364-7-710:2002) Электроустановки зданий. Часть 7-710. Требования к специальным электроустановкам. Электроустановки медицинских помещений
ГОСТ Р 51844-2009 Техника пожарная. Шкафы пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний
ГОСТ Р 53307-2009 Конструкции строительные. Противопожарные двери и ворота. Метод испытаний на огнестойкость
СП 1.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы (с изменением N 1)
СП 2.13130.2012 Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты (с изменением N 1)
СП 3.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах. Требования пожарной безопасности
СП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям
СП 5.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования (с изменением N 1)
СП 8.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности (с изменением N 1)
СП 10.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности (с изменением N 1)
СП 12.13130.2009 Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности (с изменением N 1)
СП 14.13330.2014 «СНиП II-7-81* Строительство в сейсмических районах»
СП 28.13330.2017 «СНиП 2.03.11-85 Защита строительных конструкций от коррозии»
СП 30.13330.2016 «СНиП 2.04.01-85* Внутренний водопровод и канализация зданий»
СП 42.13330.2016 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»
СП 50.13330.2012 «СНиП 23-02-2003 Тепловая защита зданий»
СП 52.13330.2016 «СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение»
СП 59.13330.2016 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»
СП 60.13330.2016 «СНиП 41-01-2003 Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха»
СП 113.13330.2016 «СНиП 21-02-99* Стоянки автомобилей»
СП 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения» (с изменениями N 1, 2)
СП 132.13330.2011 Обеспечение антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Общие требования проектирования
СП 133.13330.2012 Сети проводного радиовещания и оповещения в зданиях и сооружениях. Нормы проектирования (с изменением N 1)
СП 134.13330.2012 Системы электросвязи зданий и сооружений. Основные положения проектирования (с изменением N 1)
СП 140.13330.2012 Городская среда. Правила проектирования для маломобильных групп населения (с изменением N 1)
СП 252.1325800.2016 Здания дошкольных образовательных организаций. Правила проектирования
СП 255.1325800.2016 Здания и сооружения. Правила эксплуатации. Основные положения
СП 310.1325800.2017 Бассейны для плавания. Правила проектирования
СП 332.1325800.2017 Спортивные сооружения. Правила проектирования
СанПиН 2.1.2.1188-03 Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды. Контроль качества
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий
СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы
СанПиН 2.4.1.3049-13 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций
СанПиН 2.4.2.2821-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях
СанПиН 2.4.5.2409-08 Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования
3 Термины, определения и сокращения
3.1 В настоящем своде правил применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.1 групповые занятия: Занятия с разделением класса на группы.
3.1.2 дежурное отопление: Обогревание помещений с переменным тепловым режимом: установление в нерабочий период суток, в дни отдыха и праздников пониженной температуры воздуха.
3.1.2а зрительный зал (здесь): Зальное помещение с выделенным местом для проведения мероприятий (сценой, эстрадой) с оборудованными местами для зрителей.
Типы и назначение общеобразовательных учреждений
Введение
В настоящее время проектирование школьных зданий в нашей стране переживает новый этап развития. Появляются новые методы образования, школы корректируют учебные программы, добавляя новые предметы. При этом инновационный учебный процесс протекает в типовых зданиях, оставшихся от предыдущей социальной системы.
Появляется несоответствие учебного процесса и его материальной оболочки.
Реформа средней школы, вызывает необходимость создания более совершенных проектов общеобразовательных школ.
К общеобразовательным учреждениям относятся общеобразовательные школы I, II и III ступеней обучения, гимназии, лицеи.
I ступень обучения – начальное общее образование (1–4 классы), II ступень – основное общее образование (5–9 классы), III ступень – среднее (полное) общее образование (10, 11 или 9–11 классы).
Начальная общеобразовательная школа. Организуется как самостоятельная школа, а также в составе основной или средней общеобразовательной школы (срок обучения в начальной школе 3–4 года).
Основная общеобразовательная школа. Организуется как самостоятельное общеобразовательное учреждение с 1 по 9 класс включительно, так и в составе средней (полной) общеобразовательной школы.
Средняя (полная) общеобразовательная школа. Организуется как самостоятельная школа Ш ступени, так и имеющая в своем составе школы I и П ступеней, (срок обучения – 2(3) года или 11 лет).
Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов. Общеобразовательное учреждение, осуществляющее образовательный процесс, реализующее учебные программы среднего (полного) общего образования, в том числе программы углубленного изучения одного или нескольких предметов (иностранный язык (языки), физика, математика (физико-математика), химия, биология (биолого-химия), литература, история, экономика и другие предметы). С 8-х и 9-х классов П ступени образования начинает осуществляться дифференцированный подход в работе со школьниками и постепенный переход на углубленные программы. Существует как самостоятельное звено (Ш ступень) или имеет в своем составе школу I или П ступеней образования.
Общеобразовательная школа-лаборатория. Общеобразовательное учреждение реализует образовательные программы общего среднего (полного) образования и экспериментальные программы. Экспериментальные образовательные программы обеспечивают работу учреждения в инновационном режиме и на повышенном образовательном уровне, разрабатываются и реализуются при участии научных сотрудников, входящих в состав лаборатории. Школа-лаборатория имеет в своем составе три образовательные ступени. При необходимости включает в свою структуру дошкольное учреждение. Общеобразовательная школа-лаборатория может вводить начальную профессиональную подготовку.
Старшая профильная школа содержит 8–11-е, 9–11-е или 10–11-е классы с числом учащихся в классной группе – 20 учеников. Может быть многопрофильной или монопрофильной. Основными планировочными элементами, определяющими профильность школы, являются помещения практикумов, их назначение, число и площади определяются программами углубленного изучения предметов и соответствующей им педагогической технологии. По основным направлениям профилизации может быть принято от двух до нескольких практикумов.
Гимназия – общеобразовательное учреждение реализует обще-образовательные программы общего среднего (полного) образования, дает, как правило, обучающимся среднее гуманитарное образование углубленного типа со знанием двух-трех иностранных языков. Гимназия может иметь в своем составе только П и Ш ступени образования. Срок обучения – 7(8) лет;
Лицей– общеобразовательное учреждение реализует общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, дает обучающимся углубленное изучение ряда предметов и профессиональную подготовку, а также обеспечивает непрерывность среднего и высшего образования. Лицей организуется как учреждение в основном Ш ступени образования, но может с 8–9 класса. Срок обучения 2(3) года или 4(5) лет.
Количество учащихся определяется исходя из демографического фактора и составляет: на 1 000 жителей – 110 мест в городах, до 180 – в поселках-новостройках. При этом максимальное количество учащихся в одной школе – 1 000 человек. Доступное расстояние от дома до школьного учреждения определяется так: для начальных классов – 15 минут пешком, для средних классов – 30 минут, для старших классов – 45 минут пешком.
Вместимость школьного здания зависит от общего количества ученических мест и количества классов.
Количество ученических мест в классах – не более 25.
Количество классов определяется различным соотношением потоков I, II и III ступеней обучения. Например, в средней школе, рассчитанной на три ступени обучения по одному классу на каждой из них, будет составлять 275 учащихся (т.е. один класс, умноженный на 11 лет, 11 классов по 25 человек в каждом). В школе с двумя параллельными классами на каждой ступени будет учиться 550 учащихся (22 класса по 25 человек). В школе с тремя параллельными классами – 825 учащихся.
В связи с этими данными предлагается следующая примерная номенклатура и организационно-педагогическая структура (соотношение количества потоков начальной, неполной средней и средней школы).
Выбор типа школьных зданий зависит от ряда конкретных условий. Так, при равных условиях следует отдавать предпочтение зданиям большей вместимости, которые, как правило, экономичнее по стоимости строительства, эксплуатации и использованию территории. Кроме того, в них лучше можно организовать учебный процесс, развивая общешкольные помещения (производственные мастерские, спортивный комплекс и т.д.).
Настоящие методические указания составлены для разработки проекта общеобразовательной школы, включающей 11 классов обучения. Вместимость проектируемого здания – 550 или 825 учащихся (по 25 учащихся в каждом классе).
Цель разрабатываемого проекта – создание более совершенного объемно-планировочного решения здания школы, отвечающего требованиям современного учебного процесса и санитарно-гигиеническим нормам.
Объемно-планировочное решение
Школьныездания рекомендуется проектировать универсальными: тогда они могут использоваться и в качестве школы, и как лицей или гимназия. Высота школьных зданий – два-три этажа, на затесненных участках допускаются четыре этажа, в том случае, если на четвертом этаже не размещаются помещения начальных классов. Высота учебных помещений – не менее 3,3 м от пола до пола вышележащего этажа. При этом необходимо учитывать следующие особенности: для 1. 4 классов всех школ предусматривают классные помещения; для 5. 9 классов неполных средних школ –классы-кабинеты и лаборатории; для 10, 11 классов средних школ – учебные кабинеты и лаборатории. (Приложение №2.)
Таким образом, в средней школе начиная с 4 класса вместо классных помещений предусматриваются специализированные учебные классы-кабинеты (математики, литературы и т.д.). Количество классов, учебных кабинетов и лабораторий определяется исходя из того, что все занятия проводятся в одну смену.
Помещения школьных зданий подразделяются на две обособленные группы: учебные и общешкольные. Рекреационный комплекс (форум), если он проектируется, занимает промежуточное положение.
Учебные помещения группируются в секции:
· для первых классов в секциях располагаются не более трех классных помещений со спальнями-игровыми (комнатами отдыха) и caнитарными узлами;
· для 2. 4 классов в учебных секциях следует предусматривать не более шести классных помещений с рекреационными помещениями и санитарными узлами, а также комнату труда и универсальное помещение для групп продленного дня;
· для 5. 11 классов в секции должны входить учебные классы-кабинеты, лаборатории, рекреационные помещения и санитарные узлы.
Общешкольные помещения: столовая, спортивный зал, актовый зал, административно-хозяйственные, медицинского обслуживания, вспомогательные и другие – должны размещаться по возможности изолированно от учебных. Но в то же время они должны быть связаны с ними горизонтальными и вертикальными коммуникациями.
Классы и кабинеты являются основными помещениями школьного здания, их качественные характеристики во многом определяют качество учебного процесса. Учебный класс в общеобразовательной школе, рассчитываемый на размещение 25 учащихся, включает одно- или двухместные парты для учащихся и рабочее место для учителя. Площадь класса принимают, исходя из нормы 3,3 м 2 на одного учащегося в первых классах, 2,5 м 2 на одного учащегося в классах для традиционных форм занятий и 3,0 м 2 в специализированных кабинетах и классах для групповых и индивидуальных занятий.
Форма и размеры класса зависят от рационального размещения столов и парт, достаточного освещения рабочих мест, а также от принятого конструктивного решения. Освещение столов и парт должно быть обеспечено прямым светом слева. Для мест, удаленных от окон, прямого света недостаточно, поэтому необходимо устраивать дополнительный подсвет через фрамуги в стенах, отделяющих класс от коридора, или верхний свет. Устройство классов удлиненной формы нежелательно, так как из дальних рядов плохо видно, Наиболее удобным считается класс квадратной формы, размеры сторон квадрата колеблются от 7,2 до 8,0 м, со сплошным остеклением и устройством дополнительного подсвета со стороны рекреации.
Вход в класс следует располагать со стороны доски около кафедры преподавателя. Количество классов со входом со стороны задних парт («оборотный класс») не должно превышать 25% от общего числа классных помещений.
В классных помещениях необходимо иметь следующую мебель и оборудование: двух- или одноместные парты, или столы по количеству учащихся, стол учителя, встроенные шкафы для хранения учебных пособий, книг и тетрадей, подвесную классную доску.
Современные классы и кабинеты оборудуют подставкой для диа- и кинопроектора у задней стены класса и устанавливают телевизор. Возможен вариант, когда телевизор и часть шкафов расположены за классной доской, которая представлена как дверца шкафа.
Лаборатории физики и химии рекомендуется располагать на первом этаже. Их оборудуют специальными ученическими лабораторными столами, демонстрационным столом-кафедрой и встроенными шкафами.
Типы классных помещений:
Для фронтальных форм ведения урока
Для групповых форм ведения урока
Для фронтально-групповых форм ведения урока
Рекреационные помещения являются существенным элементом учебной секции. Здесь учащиеся отдыхают во время перемен; в школах продленного дня рекреации, кроме того, служат для проведения внеклассной работы (кружков, игр и т.п.).
По форме рекреационные помещения могут быть двух типов – коридорного и зального. Зальное помещение более удобно. Рекреационное помещение коридорного типа должно иметь ширину не менее 4 м при одностороннем расположении классов и 6 м – при двухстороннем. Одна рекреация обслуживает 2. 6 классных помещений и принимается площадью 1,6 м 2 на одного учащегося.
Оптимальной рекреационной системой для наших средних школ является развитая система, в которой автономные рекреационные пространства связаны с главным общешкольным рекреационным пространством- форумом. (См. приложение № 4.)
Санитарные узлы делают на каждую или две смежные секции, раздельно для мальчиков и девочек; удобно располагать их у лестниц, однако, устраивать входы в уборные и умывальные из лестничных клеток запрещается. Входы в санузлы необходимо делать из рекреаций.
Информационно-технический центр школы – это центр по подаче информации и управлению учебным процессом. В его состав входят радиоузел, фотолаборатория, инвентарная для хранения технических средств обучения и аппаратуры. К числу новых помещений, связанных с техническими средствами обучения, относятся компьютерные классы, лингафонные кабинеты. Традиционная библиотека входит в него как один из составных элементов. Кроме чтения книг, хранимых в книгохранилище в школьной библиотеке, необходимо обеспечить возможность работы ученика с другими средствами хранения информации. Вероятно, доля этих материалов будет со временем возрастать, как будет возрастать и роль информационно-технического центра.
Помещения для трудового обучения – это учебные мастерские для мальчиков 4. 8 классов по обработке металла и дерева с инструментальным помещением при них, кабинет для девочек 4. 8 классов по изучению обработки тканей и кулинарии, мастерская для практикума 9. 11 классов с лаборантской. Эти помещения следует располагать на первом этаже (допускается размещение в цокольном этаже при наличии естественного освещения). В мастерской по обработке дерева необходимо предусмотреть дополнительный выход непосредственно наружу или через коридор, в который нет выхода из классных помещений.
Учебно-спортивные помещения – спортивный зал, раздевальня, душевые и уборные (раздельные для мальчиков и девочек), комната инструктора и снарядная для хранения спортивного инвентаря. По заданию в школе может быть устроен бассейн.
Размеры и количество спортивных залов зависят от вместимости школ, типа школ, и определяются задачами обслуживания населения. Минимальные размеры спортивного зала – 18×15 м, высота 4,6–6 метров. Оптимальный зал – это зал размером 36×18 м, высотой 7,8 м для игровых видов спорта.
Спортивные залы следует размещать изолированно от учебных секций в удобной связи со спортивным ядром, расположенным на участке школы. Снарядную размещают в непосредственной связи с залом, между снарядной и залом устраивают дверь или проем шириной не менее 2 м и высотой не менее 2,2 метра. Раздевальни должны быть связаны с залом непосредственно или через непроходной коридор. При каждой раздевальне должны быть душевая на два рожка и уборная с одним унитазом и умывальником в шлюзе.
Бассейн может быть с одной основной ванной размером 25х1,5 м (и более) и глубиной от 1,2 до 1,8 м или с основной ванной и ванной для обучения плаванию размером 10х6 м и глубиной 0,6. 0,85 метра. Для бассейна и спортивного зала могут быть устроены общие раздевальные комнаты или отдельные, но важно, чтобы проход из раздевальных к бассейну был устроен через душевые.
Помещение культурно-массового назначения – это универсальный зал: для малышей и актовый зал. В крупных школах, при условии дифференциации учащихся на возрастные группы, возникает необходимость устройства отдельного многофункционального зала для младших школьников, который мог бы служить одновременно: для физкультурных занятий, проведения собраний, занятий художественной самодеятельностью, проведения игр и т.д. Площадь такого зала должна быть размером 12×12 метра. При зале необходимо создать помещения для хранения инвентаря, раздевальни (возможно, и для киноаппаратной).
Актовый зал – киноаудиторию в учебное время используют для демонстрации учебных кинофильмов, проведения лекций, уроков пения; во внеурочное время – для проведения различных собраний, показа художественной самодеятельности и кинофильмов, а также для проведения торжественных вечеров. Количество мест в зале определяется из расчета 60 % общего количества ученических мест, а площадь – 0,7 м 2 на одно место. При актовом зале должны быть предусмотрены: эстрада (72 м 2 ), киноаппаратная (27 м 2 ), технический центр, радиоузел (48 м 2 ), уборная и умывальня.
В тех случаях, когда универсальный школьный зал предполагается использовать для проведения различных районных мероприятий, для жителей конкретного района, то рекомендуется это помещение выделять в отдельный блок с устройством вестибюля, включая гардероб. При этом блок зального помещения должен быть удобно связан с основными помещениями школы.
Столовая состоит из обеденного зала и кухонного блока. Обеденный зал проектируют с расчетом питания всех учащихся в три смены. При этом площадь зала определяют по норме 0,7 м 2 на одно место. Перед обеденным залом необходимо предусмотреть умывальники (один умывальник на 20 мест в зале).
Пищеблок рекомендуется располагать на первом этаже с удобным подъездом к загрузочной со стороны хозяйственного двора. Допускается размещение в цокольном этаже при заглублении не более чем на 1,5 м от уровня тротуара.
Складские и бытовые помещения для персонала допускается размещать в подвальном этаже при обязательном устройстве отдельного выхода наружу.
Вестибюли и гардеробы проектируются по-разному: единый вестибюль для всей школы с рассредоточенными гардеробами; раздельные вестибюли со своими гардеробами для разных возрастных групп, гардеробы для разных классов, размещаемые на первом этаже или по этажам в рекреациях. Площадь вестибюля с гардеробом и самообслуживанием принимают из расчета 0,3 м 2 на одного учащегося.
Выбор схемы расположения вестибюлей и гардеробов зависит от вместимости школы, ее типа, климатических условий строительства. Так, в малой школе рационально устроить один вестибюль с гардеробом, в крупной школе – отдельные вестибюли и гардеробы для младших и старших школьников. В районах с теплым климатом возможно устройство гардеробов непосредственно в рекреациях, что создает благоприятные условия для прогулок во время перемен.
Гардеробы для преподавателей выделяются из общей площади гардеробов. Их вместимость определяют из расчета: два места на одно классное помещение.
В вестибюлях проектируют тамбуры: в наиболее холодных климатических подрайонах IA, 1Б, и 1Г с тремя дверями; в I (кроме указанных подрайонов), II и Ш климатических районах – с двумя дверями, в IV климатическом районе – с одной.
Кабинет директора и канцелярию необходимо размещать смежно и вблизи главного входа в школьное здание. Учительская должна быть удобно связана с учебными помещениями. В крупных школах разрешается проектировать несколько помещений учительских, в связи с возрастными группами учащихся. Кабинет заведующего учебной частью рационально размещать рядом с учительской.