на чем играл римский корсаков
Николай Римский-Корсаков
Биография
Николай Андреевич Римский-Корсаков – русский композитор, педагог, теоретик, дирижер, участник музыкального творческого содружества «Могучая кучка». Автор пятнадцати опер, трех симфоний, ряда симфонических произведений, сборников «100 русских народных песен» и «40 народных песен», а также 80 романсов.
Детство и юность
Николай Андреевич родился в городе Тихвин Новгородской губернии в семье потомственных дворян. Прапрадед будущего композитора занимал пост контр-адмирала флота при Елизавете Петровне. Отец Андрей Петрович Римский-Корсаков носил титул действительного статского советника, служил Новгородским вице-губернатором, четыре года занимал пост Волынского губернатора. Мать Софья Васильевна принадлежала к роду помещиков Скарятиных, но была рождена от крепостной крестьянки.
Дом, где родился Николай Римский-Корсаков
В семье воспитывалось двое сыновей – Воин и Николай. Старший сын Воин Андреевич стал впоследствии морским контр-адмиралом. Разница в возрасте между братьями составляла 22 года, поэтому младший брат находился под сильным влиянием авторитета старшего.
Николая с ранних лет готовили к службе на флоте, но отец, сам владеющий игрой на фортепиано, с шести лет привил любовь младшему сыну к музыке. Первоначально Николай увлекался только церковным пением и русским фольклором. В 9 лет мальчик сочинил первое вокальное произведение.
Николай Римский-Корсаков и его брат Воин Римский-Корсаков
В 1856 году подростка определили в Морской кадетский корпус. Переехав в северную столицу, Римский-Корсаков погрузился в культурную жизнь города и стал посещать оперный театр. Николай познакомился с музыкальными произведениями Джоаккино Россини, Джакомо Мейербера, Михаила Глинки, Людвига ван Бетховена, Амадея Моцарта и Феликса Мендельсона.
Юноша стал брать уроки игры на виолончели у педагога Улиха, затем занимался у пианиста Федора Канилле. В1862 году Николай Римский-Корсаков окончил морское училище. В этом же году юношу постигла тяжелая утрата – умер отец будущего композитора. Мать и старший брат перебрались в Санкт-Петербург.
Музыка
В 1861 году состоялось знакомство Римского-Корсакова и Милия Балакирева, основателя содружества «Могучая кучка». Дружба с талантливым музыкантом повлияла на развитие творческой биографии Николая Андреевича. Членами кружка также стали Ц. А. Кюи и М. П. Мусоргский. Позднее к содружеству присоединился А. П. Бородин. Идеологом «Могучей кучки» стал музыкальный критик В. В.Стасов.
Композиторы «Могучей кучки»
Милий Алексеевич вдохновил молодого композитора на создание крупного произведения – Первой симфонии оp. 1, эскизы к которой уже были созданы. К концу обучения в морском училище Николай завершил три части произведения и отправился в кругосветное плавание на клипере «Алмаз». Медленная часть симфонического цикла была написана спустя полгода после отплытия.
Вернувшись через три года в Санкт-Петербург, Николай Андреевич погружается в творчество. В первые же месяцы состоялась премьера Первой русской симфонии автора в исполнении оркестра под управлением Милия Балакирева на концерте Бесплатной музыкальной школы.
Николай Римский-Корсаков в детстве и юности
Под влиянием наставника Римский-Корсаков углубляется в изучение фольклора и создает симфоническую картину «Садко», музыкальный материал которой позднее был использован в одноименной опере. Новаторство композитора проявилось в использовании программности, а также в изобретении симметричного лада, который придавал музыке фантастическое звучание.
Римскому-Корсакову доставляло удовольствие экспериментировать с системами лада, так как сам композитор от природы был наделен цветным слухом. Тональность до мажор композитор воспринимал в белом цвете, ре мажор – в желтом. Ми мажор стал для Николая Андреевича символом морской стихии, ассоциируясь с оттенками синего цвета.
Позднее из-под пера музыканта появляется сюита «Антар» (Вторая симфония ор. 9). Оперный жанр композитор начинает осваивать с создания оркестровок произведений Александра Даргомыжского и Цезаря Кюи. Первая опера Римского-Корсакова появилась только в 1872 году и получила название «Псковитянка». В основу либретто легла одноименная драма Льва Мея. Премьера оперы состоялась через год в Мариинском театре.
В начале 70-х годов Николай Андреевич получает приглашение от ректората Санкт-Петербургской консерватории и становится профессором учебного заведения, не обладая при этом законченным музыкальным образованием. За 35-летнюю преподавательскую деятельность композитор воспитал плеяду музыкантов с мировыми именами, в число которых вошли Антон Аренский, Александр Глазунов, Михаил Гнесин, Александр Гречанинов, Михаил Ипполитов-Иванов, Анатолий Лядов, Николай Мясковский, Сергей Прокофьев, Игорь Стравинский.
Николай Римский-Корсаков за работой
Вместе со студентами, которым Николай Андреевич преподает композицию, инструментовку и оркестровку, композитор сам совершенствует профессиональное мастерство. Музыкант посвящает первые годы преподавания написанию полифонических, вокальных произведений, создает концерты для фортепиано, кларнета, тромбона, квинтет и секстет для инструментального ансамбля. В 1873 году выходит Третья симфония автора (op. 32).
В 1874 году Римский-Корсаков встает за дирижерский пульт. Спустя шесть лет талантливый музыкант уже выступал с оркестром в Москве, на «Всемирной выставке» в Париже, на «Concerts populaires» в Брюсселе. В середине 70-х композитор готовит к выпуску партитуры опер Михаила Глинки.
В 80-е годы появляются симфонические произведения Римского-Корсакова, которые снискали композитору мировую славу: оркестровая сюита «Шехеразада», «Испанское каприччио», увертюра «Светлый праздник», а также оперы «Майская ночь», «Снегурочка», «Млада».
В эти годы Николай Андреевич сотрудничает с Придворной певческой капеллой, руководит Беляевским кружком, управляет «Русскими Симфоническими концертами» в Санкт-Петербурге.
Портрет Николая Римского-Корсакова
Начало 90-х годов ознаменовалось спадом творческой деятельности композитора. В это время появляются философские и теоретические труды мастера, Николай Андреевич создает новые редакции ряда прежних произведений. В середине 90-х годов начинается новый этап оперного творчества Римского-Корсакова: появляются оперы «Ночь перед Рождеством» (1895), «Садко» (1896), «Моцарт и Сальери» (1897), «Царская невеста» (1898).
В начале XX столетия Римский-Корсаков сочиняет последние сказочные оперы: «Кащей бессмертный» (1902), «Сказание о невидимом граде Китеже…» (1904), «Золотой петушок» (1907). Популярность снискала тема интермедии для оперы «Сказка о царе Салтане» (1900), которая получила название «Полет шмеля».
Номер неоднократно перекладывался для сольного исполнения струнными народными инструментами, а также создавались редакции для фортепиано и гитары. В XX веке появились аранжировки произведения в стиле джаз, рок, хеви-метал.
С началом революционного движения в России в 1905 году Римский-Корсаков выступил в поддержку бастующих студентов вуза, в результате чего был уволен из консерватории, куда вернулся спустя время.
Личная жизнь
Личная жизнь Николая Римского-Корсакова сложилась благополучно. Будучи вхож в дом старшего коллеги А. С. Даргомыжского, на одном из творческих вечеров Николай обратил внимание на пианистку Надежду Николаевну Пургольд. В тот момент молодой музыкант как раз начинал работу над оперой «Псковитянка». Николаю Андреевичу требовался помощник для инструментовки нескольких оперных номеров, и он обратился к Надежде Николаевне.
Николай Римский-Корсаков с семьей
Совместное творчество повлияло на отношения молодых людей, в 1872 году состоялась свадьба. Через год в семье родился первенец – Михаил, который впоследствии стал зоологом и лесоведом. В 1875 году супруга подарила Николаю Андреевичу дочь Софию, будущую оперную певицу.
Спустя три года на свет появился сын Андрей, который позднее освоил профессию музыковеда, стал доктором философских наук. Владимир, младший сын Римского-Корсакова 1882 года рождения, работал альтистом в оркестре Мариинского театра. В 1884 году появилась на свет младшая дочь Надежда. У четы Римских-Корсаковых было еще два ребенка – Святослав и Мария, умерших в младенчестве.
Николай Римский-Корсаков
Супруга пережила Николая Андреевича на 11 лет и скончалась от оспы. Квартира на Загородном проспекте Санкт-Петербурга, где жили Римские-Корсаковы в последние годы, после революции была заселена приезжими. Только в 1971 году там разместился музей композитора, где была восстановлена обстановка времен жизни Николая Андреевича. В квартире размещены рукописи знаменитых опер и фото из семейного архива музыканта.
Смерть
Композитор скончался 8 июня 1908 года по ст.ст. от инфаркта, который получил после известия о том, что опера «Золотой петушок» запрещена к постановке. В это время Николай Андреевич находился в загородной усадьбе в Любенске.
Похороны Николая Римского-Корсакова
Могила музыканта первоначально находилась в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище, потом останки перезахоронили в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры.
Римский-Корсаков Николай Андреевич
Русский композитор. Дирижер. Музыкальный критик. Педагог. Профессор. Основатель Русской композиторской школы. Входил в состав творческого содружества русских композиторов «Могучая кучка». Являлся автором пятнадцати опер, трех симфоний, множества романсов и духовной музыки.
Николай Римский-Корсаков родился 18 марта 1844 года в городе Тихвин, Ленинградская область. Образование получил в морском кадетском корпусе, имея при этом определенную склонность к музыке. В 1862 году, после смерти отца семья переехала в город Санкт-Петербург.
В то же время, благодаря Федору Канилле Николай познакомился с композитором Милием Балакиревым и вошел в состав его кружка, что оказало решающее воздействие на формирование личности и эстетических взглядов Римского-Корсакова. Так же, в число членов Балакиревского кружка, который позднее стал называться «Могучая кучка», помимо Милия и Николая, входили Цезарь Кюи и Модест Мусоргский. Балакирев руководил работой молодых коллег, подсказывал верные композиторские решения для создаваемых ими сочинений и помогал инструментовкой.
После окончания кадетского корпуса, молодой человек отправился в трехлетнее дальнее плавание. Там в свободное время занимался сочинением музыки и по возвращении представил Балакиреву свою первую симфонию. Успех симфонии вдохновил автора и вскоре за ней последовали такие произведения как «Садко» и «Сербская фантазия», а затем и опера «Псковитянка», которая была поставлена на сцене Мариинского театра в 1873 году.
Занимая различные посты на музыкальном общественном поприще, Римский-Корсаков находил время для обширной композиторской деятельности в области оперной, симфонической, камерной, а позднее и церковной музыки. Среди известных работ композитора в этом периоде можно отметить оперы «Майская ночь» и «Снегурочка».
Некоторые фрагменты становились самостоятельными произведениями, как это стало с «Дубинушкой». Опера «Садко», поставленная в 1897 году на Московской оперной сцене, имела успех, повторившийся в Петербурге. Та же судьба ждала оперу «Моцарт и Сальери» на текст Пушкина: в 1898 году с успехом прошла в Москве, а через год в Санкт-Петербурге.
Успешно строилась и симфоническая работа Римского-Корсакова. Из его симфонических произведений особенно выделяются «Антар», «Шехерезада», «Испанское каприччио», «Воскресная увертюра». Кроме того, композитор написал струнные квартет и септет, фортепьянный концерт, фантазию для скрипки на русские темы, много романсов и хоров «а капелла», сборник народных русских песен и несколько небольших духовных произведений.
В продолжении своей творческой деятельности, Николай Андреевич произвел переоркестровку оперы «Борис Годунов» и некоторых других сочинений Мусоргского. Принимал деятельное участие в окончании оперы «Князь Игорь» Бородина и в оркестровке «Каменного гостя» Даргомыжского. Долголетняя педагогическая деятельность композитора отразилась в творчестве его учеников, среди которых были: Анатолий Лядов, Ливерий Сакетти и Александр Глазунов.
Николай Андреевич Римский-Корсаков скончался 21 июня 1908 года в городе Любенск. Причиной смерти великого композитора стал сердечный приступ. Похоронен в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище. В 1930-х годах захоронение было перенесено в Некрополь мастеров искусств Александро-Невской лавры.
Избранные произведения Николая Римского-Корсакова
Оперы
Псковитянка (1873; 1878; 1892; пост. 1895)
Майская ночь (1880)
Снегурочка (1881)
Млада (1892)
Ночь перед Рождеством (1895)
Садко (1896)
Моцарт и Сальери (1898)
Боярыня Вера Шелога (пролог к опере «Псковитянка») (1898)
Царская невеста (1899)
Сказка о царе Салтане (1900)
Сервилия (1902)
Кащей Бессмертный (1902)
Пан воевода (1904)
Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии (1904)
Золотой петушок (1907)
Симфонические произведения
Вокальные сочинения
79 романсов
хоры с оркестром и a capella
сборники: «100 русских народных песен» (1877), «40 народных песен», (собранных Т. Филипповым) (1882)
Книги
Летопись моей музыкальной жизни (1909)
Практический учебник гармонии (1885)
Основы оркестровки (1913)
Память о Николае Римском-Корсакове
Мемориальный музей-заповедник Н.А. Римского-Корсакова в Псковской области
Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова
Консерватория имени Римского-Корсакова в эквадорском городе Гуаякиль (исп. Conservatorio Superior de Música Rimsky-Korsakov)
В 1952 году Римскому-Корсакову установлен памятник у Ленинградской консерватории на Театральной площади (скульпторы В. И. Ингал, В. Я. Боголюбов, архитектор М. А. Шепилевский) Объект культурного наследия № 7810110000 // Реестр объектов культурного наследия Викигида.
В Ленинграде в 1971 году открыт Музей-квартира Н. А. Римского-Корсакова Объект культурного наследия № 7810522000 // Реестр объектов культурного наследия Викигида.
Музей в Тихвине, в доме, где родился композитор Объект культурного наследия № 4710152000 // Реестр объектов культурного наследия Викигида.
В Николаеве возле Детской музыкальной школы № 1, названной в честь Римского-Корсакова, в 1978 году установлен его бюст.
В 1966 году Краснодарскому музыкальному училищу присвоено имя Н. А. Римского-Корсакова.
В 1992 году имя композитора было присвоено ДШИ № 1 в Москве в ВАО.
Детская Музыкальная школа № 1 имени Н. А. Римского-Корсакова в Пскове.
Детская Музыкальная школа имени Н. А. Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге (ранее
Музыкальная школа для взрослых имени Н. А. Римского-Корсакова).
Детская Музыкальная школа имени Н. А. Римского-Корсакова в Луге
Детская школа искусств имени Н. А. Римского-Корсакова в Тихвине.
Музыкальный колледж имени Н. А. Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге.
Детская музыкальная школа № 1 имени Н. А. Римского-Корсакова в г. Нижний Тагил
Музыкальный колледж имени Н. А. Римского-Корсакова в Могилёве
Семья Николая Римского-Корсакова
Римский-Корсаков Николай Андреевич
Римский-Корсаков Николай Андреевич
Николай Андреевич Римский-Корсаков | |
Дата рождения |
---|