на чем играл садко чтобы очаровать
Садко – как русский гусляр стал зятем Морского царя?
Кого мы чаще всего видим в качестве главных героев былин? Конечно же, богатырей. Но сейчас я бы хотела рассказать не о славном воине, а о находчивом русском музыканте. Былина о нём стала не менее популярной, нежели предания о трёх богатырях. Это – Садко, легендарный персонаж новгородских сказаний, что стали одним из сокровищ фольклора наших предков.
Историки предполагают, что прообразом Садко стал купец Сотко Сытинец, о котором упоминается в летописях. Несмотря на то, что история этого новгородца похожа на сказку, она и сегодня очаровывает нас. Как же Садко умудрился встретиться с Морским царём, и что из этого вышло?
Бедный гусляр Садко
В начале своего рассказа о Садко хочу заметить, что популярность этой былины породила множество её пересказов, которые отличаются друг от друга. Тем не менее, если детали могут меняться, то по-настоящему неизменным остаётся образ славного купца, что стоит в центре сюжета. Самый известный вариант былины записан в пересказе русского крестьянина Андрея Сорокина.
Когда-то давным-давно жил в Царьграде Садко. Был он простым гусляром, что играл на пирах, тем самым зарабатывая себе на жизнь. Как бывает у всякого музыканта, Садко долгое время оставался не у дел. Больше недели никто не звал его на праздники.
Огорчился гусляр, но не стал унывать, а отправился к Ильмень-озеру. Для справки замечу, что и сегодня этим водоёмом можно полюбоваться в Новгородской области.
Садко – самый богатый купец
Сел Садко на камень и стал наигрывать, чтобы как-то отвлечься от дум печальных. И вдруг – что за диво! Воды озера вспенились, забурлили, а перед Садко уже сам Морской царь стоит. Признался водный владыка, что понравилась ему игра музыканта.
За чудесную мелодию, что услышал царь Ильм Морской, обещал он награду для Садко. Сказал он гусляру, что тот должен поспорить с новгородскими купцами. Пускай скажет Садко, будто сумеет выловить в озере златоперую рыбу, о какой лишь в сказах говорят.
Заручившись помощью царя, отправился Садко в Царьград. Не поверили в его силы купцы, без боязни поставили в споре все свои лавки и богатства. Морской царь выполнил своё обещание, а потому вскоре вернулся Садко с ценным уловом. Всего одна рыба сделала его самым богатым купцом в городе.
На полученные средства построил Садко тридцать чудесных кораблей. Нагрузил он их товарами и отправился по морю к дальним странам. Успешно обменяв свои ценности, Садко уже возвращался в Новгород, как вдруг посреди моря начался страшный шторм. Понял он, что неспроста бушуют волны вокруг его кораблей. Морской царь не хотел так просто расставаться с полюбившимся музыкантом. Требовал владыка волн свою дань.
В гостях у Морского царя
Начал Садко сбрасывать в море все свои сокровища. Бочки золота и серебра ушли на дно, но буря всё не затихала. Тогда поняли моряки, что требует Морской царь человеческой жертвы. Решено было бросить жребий и, конечно, выбор пал на самого Садко.
Несмотря на отговоры товарищей, велел им купец спустить на волны дубовую доску, на которой остался посреди волн. Странная дремота вдруг нашла на него. Уснул Садко на доске, крепко сжимая в руках свои гусли.
Когда же проснулся купец, осмотрелся, понял он, что находится на дне моря. Подводные жители приветствовали его во дворце Морского царя. Сам Ильм вышел навстречу гостю, объяснив, что позвал его к себе, потому что соскучился без музыки.
Согласился Садко сыграть мелодию для Морского царя. Обрадовался Ильм, пустился плясать. Увы, во время того танца море бурлило и вздымалось волнами, отчего корабли тонули в его водах. Морской царь вместе со своей супругой всё донимали своего гостя-пленника.
Очень интересный вопрос звучит от подводных правителей. «Что дороже России: булат или золото?», – спрашивает Ильм. Садко ответил в пользу первого, ведь золото далеко не так ценно, как может показаться.
Садко и его помощник
Не мог придумать Садко, как спастись ему от своенравного Морского царя. Помощь пришла неожиданно. Сам Микола Можайский (он же – Николай Чудотворец) явился купцу и рассказал, как следует поступить. На следующий день оторвал струны гуслей Садко. Огорчённый царь предложил ему жениться на любой из своих дочерей.
Девять сотен невест предстали перед купцом, но он, помня наставления Миколы, выбрал самую неприметную из них, Чернавушку. Когда наступила ночь, крепким сном уснул Садко, а наутро встретил рассвет уже на земле – рядом с рекой Чернавой.
Радостной была встреча Садко с товарищами, которые только причалили к берегам на своих кораблях и уже оплакивали «погибшего» друга. В благодарность Миколе Можайскому построил Садко храм в честь святого, а вот по морям уже никогда не ходил со своими судами. Остерегался Садко Морского царя, который снова мог застать его врасплох.
Этот пересказ былины явно указывает на более поздние времена, когда на Руси уже распространялось христианство. В ранних вариантах сказания о приключениях Садко мы встречаем бога Велеса, который выручает нашего героя и учит его, как избавиться от назойливости Морского царя, вернуться на землю. Образ самого Садко стал очень популярен в народе, а наиболее известным произведением о нём является одноимённая опера Н.А.Римского-Корсакова.
Садко в подводном царстве
Когда речь заходит о приключениях Садко, мне сразу вспоминается фильм-сказка, созданный Александром Птушко в середине прошлого века. Удивительным образом былинный герой прошёл через много столетий, «обрастая» новыми деталями своей истории и не теряя своего очарования. Мне кажется, что успех предания о Садко заключается в неординарной личности персонажа – простого человека, который поймал удачу и смог одержать верх даже над грозной стихией.
Легенда о Садко как отголосок чего-то очень давнего и реального
Считается, что во всем русском эпосе существует всего две подлинные записанные былины, сохранившие старинную форму повествования. Одна из них, и самая известная – это былина о Садко.
До недавнего времени она считалась древненовгородской былиной примерно 10 века. В этой статье Вы обнаружите свидетельства того, что эта древняя история о странном человеке, путешествующим между мирами, пришла к нам из такой древности, что вполне возможно была правдой.
Былина о Садко слагается из трех частей.
И, третья, стоящая особняком. С накупленными товарами Садко отправляется в море торговать. Морской царь останавливает его корабли и требует его к себе. Садко попадает в царство к морскому владыке, где потешает его своей игрой на гуслях. Выбирает себе в жены Чернавушку, благодаря чему возвращается домой из волшебного подводного мира.
Обратите внимание, что действие первых двух новгородских частей по месту действия отличается от основной, третьей. И, что характерно, именно к морскому царю попадает Садко в гости, а не к речному царю и не озерному. Моря возле Новгорода нет, значит, настоящее действие происходит уже совсем не в Новгороде.
Это очень старая история…и не совсем новгородская
Можно предположить, что в былине о Садко мы имеем остатки того мозаичного строения, которое, характерно для очень ранних эпосов.
В русском эпосе, как мы знаем, эта мозаичность давно преодолена: русские былины, как правило, совершенно монолитны. Но в данном случае строение былины непривычно для русского певца. Слабая внутренняя связь частей приводит к их распаду. Может быть, ни в одной русской былине мы не имеем такого большого количества вариаций и колебаний. Это недвусмысленно говорит о каком –то ином происхождении былины, уходящей вглубь тысячелетий.
Но былина о Садко не только «докиевская», но и «доновгородская». Основные слагаемые этой былины гораздо древнее исторического Новгорода. Вспомним исторические факты. Новгородцы в XI в., привлеченные слухами о сказочных пушных и рыбных богатствах «полунощных стран», как в старину называли север, стали заселять территорию современной Архангельской области.
Современная генетика разделяет славян на три группы, генетически отличных друг от друга: южные славяне, восточные и северные. Эти три группы связаны между собой языком, обычаями, браками, культурой. Тем не менее, новгородцы относятся к восточным славянам, люди, которые жили на севере – соответственно, к северным славянам. По летописным преданиям известно, что Север издавна был населен племенами чуди, «чуди наволоцкой, белоглазой». У «чуди белоглазой» процветало язычество, идолопоклонство. Христианство сюда пришло намного позже и было намного слабее.
Признаками язычества является мировосприятие, в котором Боги, как верховные существа, одновременно являются предками и родственниками людей.
И Вы теперь понимаете, что пришедшие на Север в XI веке новгородцы – христиане столкнулись с удивительными мифами, сказками, повествующими о том, что люди – это почти Боги, они – потомки Богов, они родственники Богов. Как, должно быть, зазвенела подобно гуслям, душа новгородцев, услыхавших древние песни, напомнившим им самим о древних временах, когда землю населяли Человечные Боги и Благородные Люди!
Как захотелось им стать частицей этой сказочной жизни! Нам известно, что новгородцы шли с устья реки Пинега, но не достигли верховья и в районе притоков Выи и Пинежки, где собрались вытесненные ими представители древнего народа. Похоже, что победители сами оказались покорены древними сказками ушедшего народа. К северной истории про Садко просто приписали новгородское «предисловие».
Где на самом деле записана эта былина?
По сегодняшний день опубликовано около сорока записей былины о Садко, которые распадаются на четыре группы: олонецкую, беломорскую, печорскую и урало-сибирскую.
Заметьте, что это северные территории, не новгородские. Этих материалов было бы вполне достаточно, если бы песня хорошо сохранилась. Но этого нет. Большое количество записей отрывочно и неполноценно. Картина эта довольно неожиданна, и мы должны будем попытаться найти этому свое объяснение. Можно назвать только одного певца, который знал все эпизоды этой былины в их полной форме и дал стройное и последовательное изложение всего сюжета от начала и до конца. Это — замечательный онежский певец Сорокин, который по полноте и красочности своих песен занимает одно из первых мест в онежской традиции. Его былины записанны А.Ф. Гильфердингом в 1871 году. Напомню, что Онега входит в состав Архангельской области.
Первое – доброжелательное отношение Бога к человеку
Сказание о Садко в части его встречи с морским царем настолько архаична, что исследователи говорят о древнейшем происхождении этой сказки. Садко встречает —единственный случай во всем русском эпосе — хозяина водяной стихии, морского царя, морского Бога. Морской царь относится к герою отнюдь не враждебно, а доброжелательно — черта весьма архаическая.
Второе – наличие ритуала для взаимодействия с Богом
Сцена, когда Морской Бог требует жертвы, глубоко символична. Море опасно теми неведомыми силами, которыми человек не умеет управлять и перед которыми он тогда был полностью бессилен.
Два бедствия подстерегали северного мореплавателя древности. Одно бедствие — это безветрие, при котором корабли днями и неделями могут стоять на месте в открытом море. Другое бедствие — это буря, грозящая кораблям гибелью.
Но бедствие, которое постигает корабли Садко, имеет совершенно необычный характер: разыгрывается страшная буря, однако корабли не двигаются, а стоят на месте, как в безветрие.
На синем море сходилась погода сильная,
Застоялись черлены корабли на белом море;
А волной-то бьет, паруса рвет,
Ломает кораблики черленые,
А корабли нейдут с места в белом море.
Это — чудо, но чудо, которое означает, что в судьбу мореплавателей началось вмешательство тех неведомых и таинственных сил, которых мореплаватели тех времен так боялись. Садко полагает, что на него гневается его старый покровитель, морской царь, которому он еще ни разу не платил дани.
Садко думает то, что думали моряки его времени: море нужно умиротворить, принести ему жертву. Жертвоприношение морю, «кормление» моря — старинный морской обычай, он известен всем народам, жизнь и благополучие которых зависели от моря. Что такие жертвы в языческие времена действительно приносились, в этом нет никаких сомнений: материалы, приводимые Р. Липец в ее упомянутой работе о «Садко», полностью это подтверждают. Былина — поэтическое воспоминание о некогда действительно имевшемся обычае.
Нет никаких сомнений, что приносились даже человеческие жертвы. В качестве заместительной жертвы впоследствии в воду бросалось соломенное чучело, о чем память сохранилась до самого последнего времени.
Третье – переход в иной мир
Подумайте сами – герой легко перемещается в иной мир, к Подводному царю. Былина о Садко — единственная во всем русском эпосе, где герой, отправившись из дома, попадает в некий иной мир, а именно — в подводный. На плоту Садко засыпает и просыпается уже в подводном царстве. Мы знаем, что такой способ попадания в «иной мир», в данном случае в подводный, имеет доисторическую давность. Мы знаем также, что в древнейших эпосах герой также всегда хозяина иного мира.
Четвертое – сила Божества
Фигура морского царя — могучая и сильная. Он заставляет Садко играть плясовую, и под его игру он пляшет. Иногда под его игру ведут свой хоровод и морские девы, русалки. Пляска морского царя — особого рода. Пляска эта вызывает бурю. Морской царь заставляет Садко играть целых трое суток. От его пляски вздымаются волны, гибнут суда, тонут люди.
Как начал играть Садко в гусельки яровчаты,
Как начал плясать царь морской во белом море,
Как расплясался царь морской.
Играл Садко сутки, играл и другие,
Да играл еще Садко и третьии,
А все пляшет царь морской во белом море.
Во синем море вода всколыбалася,
Со желтым песком вода смутилася,
Стало разбивать много кораблей на белом море,
Стало много гинуть именьицев,
Стало много тонуть людей праведных.
Представление, будто буря происходит от пляски хозяина водяной стихии, морского царя, относится еще к языческим временам. Это невозможно в христианской религии.
Пятое – брак с существом нечеловеческого мира
Морской царь предлагает Садко выбрать любую красавицу – царевну в жены. Но Садко выбирает Чернавушку. Он не прельщается красотой морских царевен или русалок, которые иногда под его игру ведут свой хоровод. Он выбирает именно Чернавушку, и этот момент — один из самых прекрасных и поэтических во всей былине.
Этот совет соответствует и внутренним стремлениям самого Садко. Весь подводный мир с его неземной красотой и красавицами есть соблазн Чернобога, которому Садко не поддается. Он ни на минуту не забывает о мире людей.
Кто Чернавушка и как понять ее образ? Ее трогательная человеческая красота явно противопоставлена ложной красоте русалок.
Но, несмотря на свою человеческую внешность, она не человек, она тоже русалка. Былина о Садко — одна из редких и исключительных в русском эпосе былин, в которых еще сохранена традиция брака с существом из иного, нечеловеческого мира.
В древнейшей, архаичной части знаменитой былины – действие происходит на море (которого не было рядом с Новгородом, но которое многие тысячи лет омывает Северную часть России).
Сам сюжет представляет собой немыслимую для новоиспеченных христиан языческую историю – герой попадает в Иной Мир и женится на дочери Божества.
Действие первых частей географически удалено от основного сюжета, происходящего в море. Сама былина по структуре и содержанию резко отличается от известных более поздних русских былин.
Следовательно, эта старая сказка имеет глубокие северные корни и опирается на языческие представления о мире и месте человека в ней. Былина является творчеством не восточных, а северных славян, имеющих свою древнюю, и до конца еще не познанную историю.
Это настолько старая история, что она вполне может оказаться правдой, свидетельством тех древних времен, когда люди и их возможности были другими.
Краткое содержание былины «Садко»
Былина «Садко» считается самым древним примером русского народного эпоса, дошедшего до наших дней. Предлагаем прочитать былину «Садко» в кратком содержании на нашем сайте. Произведение относится к Новгородскому циклу былин, повествующих о быте, жизни и верованиях жителей Великого Новгорода.
Центральным персонажем былины является гусляр Садко, который благодаря своей удачливости и предприимчивости становится почитаемым человеком в Новгороде. Представленный краткий пересказ былины подойдет для читательского дневника в 7 классе. Былина записана в 1910 году Андреем Сорокиным.
Основные персонажи былины
«Садко» для читательского дневника
«Садко» – популярная былина повествует о самолюбивом гусляре, на долю которого выпало много радостных и горестных минут. Несмотря на все соблазны, он достойно выдержал все испытания, заслужив славу честного порядочного человека.
Былина Садко краткое содержание:
Когда-то давно в Новгороде жил Садко, у которого были только гусли, на которых он мастерски играл на пирах. Когда же перестали Садко звать на пиры, он загрустил и отправился на берег Ильмень-озера, где принялся играть на гуслях. Увидев, как взволновалась вода на озере, Садко испугался и ушел.
Когда в следующий раз Садко оказался на берегу озера, перед ним явился Морской царь и пообещал, что поможет ему выловить рыбу с золотыми перьями. Садко поверил, и поспорил с новгородскими купцами, что поймает эту чудесную рыбу. Отправились они на Ильмень-озеро, и Садко вытащил в сетях рыбу с золотыми перьями, да не одну, а сразу три.
Разбогател Садко, построил себе красивый дом, стал устраивать пиры. Но грустно ему стало оттого, что богатые новгородцы хвастали на его пирах кто о чем, а ему и похвастать было нечем. Тогда он построил много кораблей, и стал ходить по морям и рекам. Однажды вышел он в море – ветер дует, волна бьет, корабли стоят в воде. Приказал Садко уплатить дань царю морскому, но ни бочка с серебром, ни бочка с золотом не помогли задобрить морского владыку.
Понял Садко, что Морской царь требует живого человека. Дважды кидал он с дружиной дощечки, и каждый раз ему выпадало встреча с царем. Так Садко оказался во владениях Морского царя, который попросил своего гостя сыграть ему на гуслях. И до того пришлась по вкусу владыке музыка гусляра, что он пустился в пляс. Тут же на море поднялся сильный шторм, стали гибнуть люди. Народ принялся молиться Миколе Можайскому. Во время игры Садко вдруг почувствовал, что его кто-то тронул за плечо. Обернулся он и увидел Миколу Можайского, который попросил его перестать играть. Святой заступник подсказал гусляру порвать струны, а когда станет царь предлагать девушку в жены, выбрать Чернаву.
Садко в точности последовал всем советам Миколы Можайского. Царь успокоился, и женил Садко на Чернаве. Когда же Садко проснулся, то оказался с молодой женой в родном Новгороде. Он встретил свои корабли, а после построил церковь Миколе Можайскому.
Читайте также сочинение на тему «Особенности русских былин» для 4–5 классов.
План пересказа
Главная мысль
Богатство – настоящая проверка на прочность, и только сильный духом человек выдержит это испытание.
Чему учит
Былина учит тому, как важно оставаться простым человеком, даже достигнув очень многого. Учит не зазнаваться, ценить любящих, верных людей и помнить добро тех, кто вовремя протянул руку помощи.
Короткий пересказ «Садко» с цитатами
В Новгороде жил гусельщик Садко, у которого кроме яровчатых гуслей ничего не было. Занимался он тем, что играл музыку на пирах, развлекая купцов и бояр. Но вдруг перестали его звать на пиры – день не зовут, второй, третий. Расстроенный Садко приходит к Ильмень-озеру, садится на «бел-горюч» и до самого вечера наигрывает на гуслях. Поздно вечером герой замечает, что «в озере вода всколыбалася» и, испугавшись, возвращается в город.
Однако следующие три дня гусляра снова никто не звал на пиры, он вновь пошел к озеру и, снова испугавшись волнения на воде, вернулся в город. Когда герой пришел к Ильмень-озеру в третий раз, неожиданно из озера появился морской царь.
Правитель решил поблагодарить героя за его «великие утехи» и «нежную игру», и сказал гусляру, чтобы тот отправлялся в Новгород и поспорил с купцами на то, что в Ильмень-озере водится «рыба – золоты перья». По совету морского царя, Садко должен был заложить в споре свою «буйну голову», а с купцов попросить «лавки товара красного». Сам же морской царь выделит ему на это дело три золотых рыбы.
Как только вернулся гусляр в Новгород, позвали его на пир. В разгар веселья захмелевший Садко начал хвалиться купцам, что знает «чудо-чудное» – в Ильмень-озере водится «рыба – золоты перья». Купцы не поверили гусляру, и тогда он предложил купцам, как советовал морской царь, поспорить. Тут же «связали невод шелковой и поехали ловить в Ильмень-озеро». Три раза они забрасывали в озеро «тоню» и поймали три рыбы с «золотыми перьями». Признали купцы победу Садко в споре и отдали ему три лавки с товаром.
Так стал гусляр новгородским купцом, начал торговать в Новгороде и других городах, быстро разбогател, «выстроил палаты белокаменны», в которых «обделал все по-небесному».
Созвал Садко к себе богатых купцов, настоятелей и мужиков на богатый пир. Насытившись, гости начали хвалиться кто чем: золотом, лошадьми, отечеством, силой-удачей, умные – родителями, безумные – молодой женой. Решили и у Садко спросить, почему все хвалятся, а он нет. Купец ответил:
«Чем мне, Садку, пахвалятися?»
«А похвастать – не похвастать бессчетной золотой казной:
На свою бессчетну золоту казну
Повыкуплю товары новогородские,
Худые товары и добрые!»
Не успел Садко договорить, как настоятели, возмущенные его самоуверенностью, решили поспорить с купцом на тридцать тысяч, что он не сможет этого сделать.
Рано утром Садко приказал своей дружине выкупить все товары в городе – «худые и добрые». Но на следующий день купец обнаружил, что лавки Новгорода снова полны – за ночь товаров привезли вдвое больше. И снова Садко приказал все выкупить. На третий день пришел купец на «торговые улицы» и обнаружил, что товаров втрое увеличилось – «подоспели товары московские». Задумался Садко, что если он эти выкупит, то скоро все равно привезут заморские – «не выкупить товара со всего бела света». Решив, что так будет разумней, купец отдал настоятелям проспоренных тридцать тысяч.
«На бессчетную золоту казну» построил Садко тридцать черных кораблей и, загрузив их новгородскими товарами, поехал через Волхову, Ладогу и Неву, а затем по синему морю в Золотую Орду. Торговля была прибыльной, и он возвращался с бочками-сороковками набитыми красным золотом и чистым серебром.
Однако по дороге домой корабли попадают в сильный шторм:
«А волной-то бьёт, паруса рвёт,
Ломает кораблики черлёные;
А корабли нейдут с места на синем море».
Садко понял, что это морской царь требует дани, ведь они долго по морю ездили, а ничего ему не платили. Выбросили по приказу купца в море «бочку чиста серебра», но ничего не изменилось. Спустили в море еще «бочку-сороковку красна золота», но корабли продолжали стоять на месте.
Ясно стало Садко, что морской царь требует «живой головы». Дважды купец с дружиной бросали в море жребии с написанными на них именами, и оба раза у людей «жеребья гоголем по воде плывут», а у Садко «ключом на дно».
Оставшись в море, Садко вскоре заснул и проснулся, когда уже очутился на самом дне. В белокаменном дворце герой встречает морского царя, и тот просит его сыграть на гуслях. Только начал Садко играть, начал морской царь плясать. Гусляр три дня играет – три дня морской царь пляшет. А в это время на море началась страшная буря – много кораблей разбилось и людей погибло.
Взмолился народ к Миколе Можайскому (Николаю Чудотворцу), чтобы он спас их от стихии. Святой в образе седого старика явился к Садко и тронул за правое плечо, прося прекратить игру. Ответил Миколе гусляр, что в море он подневольный и выполняет приказы морского царя. Старик посоветовал Садко «повырывать струночки» и «повыломать шпенечки», сказав морскому царю, что других струн и шпенечек и у него нет, поэтому играть он больше не может.
Помимо того, старичок поведал, что морской царь предложит Садко жениться на красной девушке и гусляр должен согласиться. Утром Морской царь будет ему показывать невест, и если купец хочет вернуться домой, ему нужно пропустить триста первых и триста вторых девиц, а выбрать последнюю в третьей сотне – Чернавушку. А чтобы отблагодарить старца за помощь Садко должен будет по приезду домой построить соборную церковь Миколы Можайского.
Сделал Садко все так, как старец ему посоветовал. После свадебного пира купец сразу заснул и проснулся уже в Новгороде – у реки Чернавы «на крутом кряжу». Увидел Садко, что как раз его корабли по Волхову подплывают. Обнаружив купца живым и невредимым, люди не могли поверить своим глазам. Поздоровался купец со своей дружиной, а после, зайдя в палаты, и со своей молодой женой.
Выгрузив с кораблей все свои богатства, построил Садко «церковь соборную Миколе Можайскому».
«Не стал больше ездить Садко на сине море,
Стал поживать Садко во Нове-граде».
Заключение
Былина «Садко» является единственным произведением русского эпоса, в котором главный герой не только отправляется в другую страну, но и попадает в иной, потусторонний мир – во владения морского царя. Указанная деталь сближает былину со сказочной народной традицией, при этом купеческий быт Новгорода изображен со значительной исторической точностью. Именно поэтому стиль произведения двойственен и соединяет в себе как сказочно-фантастические, так и ярко реалистические элементы.
Видео краткое содержание Садко
Считается, что во всем русском эпосе существует всего две подлинные записанные былины, сохранившие старинную форму повествования. Одна из них, и самая известная – это былина о Садко. До недавнего времени она считалась древненовгородской былиной примерно 10 века, но бытует мнение, что эта древняя история о странном человеке, путешествующим между мирами, пришла к нам из такой древности, что вполне возможно была правдой…