на чем ездят в турции
Автомобили Турции
Пока нет времени и сил писать полноценные отчеты о путешествии Винтика и Шпунтика по Турции, расскажу о брендах и трендах автомобилей в Турции. Современные недоприводы и недоджипы принимать в расчет не будем, так как их просчитать сложно, да и наблюдать за ними мне лично не интересно. Начнем с пикапов…
Первое место по понтоте и тюнингу занимает VW Amarok. По всему видно, что волчара здесь пользуется достойным уважением деньгиимущей публики. Некоторых совершенно не ломает использовать его в качестве автомобиля с водителем, ну и обвесить Амарока это просто как часы нацепить.
Про силовой обвес тут не слышали. Дело в том, что кенгуру есть только в Австралии, России и Америке, поэтому силовые бамперы больше нигде не прижились.
Вторым по борзоте, но редким по популярности идет Nissan Navara. Их тут всего пара-тройка штук, но ощущение, что владелец чувствует себя как минимум Михалковым едущим на Майбе по Рублю.
Миддл-менеджмент передвигается на Toyota Hilux. Это наиболее распространенный пикап во всей Турции. Наш Хайлик турки рассматривали со злой завистью, так как такого тюнинга они еще не видели у себя.
Индо-Китай в Турции не популярен. Долго высматривал, но с трудом нашел хотя бы один экземпляр.
Как и в России туркам в лом передвигаться на заднеприводных пикапах. Такие здесь попадаются очень редко и в основном это полностью рабочие лошадки. То есть конкретно навоз перевезти или тещу со всей рассадой вывезти в поле и…
Попадаются совсем ништяковые раритеты. К примеру, этот ЭЛ200 я бы не против заиметь в своем гараже. Будет классный собрат старенькому Хайлику.
Теперь о чем умолчал… Все полицейские и госслужбы передвигаются на пикапах Isuzu. В Турции это вообще популярный ширпортреб во всех сферах не считая Форд, который тут и производят. Вот, например, медслужба…
Умолчал про Исузу, чтобы показать вам ништяк. Итак, господа пикаповоды и автопутешественники, посмотрели на кунг и вздрогнули от ненависти, что к нам это не поставляется. А поставщики почесали репы и привезли ништяк в РоссЕю.
Переходим к тяжелой артиллерии: местным тик-такам, тук-тукам, в общем, к транспорту для всей остальной нищеты, кому не хватило бабла на пикап или современную пузотерку. Хотя, ради такого кайфа пикап можно выбросить нафик.
Тема тук-така-нака-олд-баса, что он едет по улицам и бибикает. Прохожие бросаются ему под колеса и запрыгивают на ходу, так как едет он судя по всему на второй пониженной. Здесь вообще пешеходов давят, а те под колеса везде бросаются, так что эта тема отработана на ура…
Есть новые, кондиционированные тук-туки, но те не останавливаются просто так, а только на остановках. Так что понимаете — теплое и ламповое скоро сгинет и пешеходы разучатся прыгать на подножку.
Страшнее треш-автобусов есть только шайтан-арбы политических партий. В Турции выборы, а агитация тут рвет в пух все концерты Металлики на стадионах мира. Если считаете, что на Кавказе громко музыка играет из машин, то вы не слышали эти шайтан коробки…
Представляю выборы в России с таким подходом: проносится красный пазик из которого доносится гимн СССР, за ним несется Мерседес с записью Шнура, а то и самим Шнуром на крыше, потом всякие Навальные с поющими Собчаковками и прочая мутата. Эх, вот это был бы праздник.
Грузовики (малые) напоминают мне что-то азиатское, но тут в тренде Додж.
Умники сейчас залезут в Вики и скажут, что это за модель и почему ее так много в Турции. Сдается мне, что просто купили лицензию на старую модель, так как видел ее с другим названием.
Судя по всему, такая же байда приключилась и с грузовиками с «острова». Митсу тут как грязи и все коптят, словно работают не на солярке, а на чистом мазуте.
Музыка затихает. Только тихо попискивает скрипка и тревожно отбивает ритм барабан. В Турцию поставляют ВАЗы и ГАЗели… Газели видел на дороге. ВАЗ традиционно…
На фоне совсем редкость северо-востока Турции, но на ходу и ездит… в отличие от Пежо… Правда такой точно видел на дороге пару дней назад. Диковинная вещь однако.
УАЗ в Турцию не поставляют, но судя по интересу ее жителей, Соллерс просто прозевал офигенный рынок сбыта…
И, занавес! Самой популярной машиной после страшнобуса становится бублик, пончик или как его там… пирожок! Каблуков тут просто как грязи и встретить их можно в городе, в горах, в селах, в деревнях, во дворцах, везде…
Вот! Со всеми остальными марками и машинами извольте. Лень. Есть, кстати, много L200, но встретил их мало и все в каком-то дешевом тюнинге, а красоты нет. В общем, есть L200, есть Ссанги пикапы и даже легкопикапы. Но это мелочи. Основным поделился. Можете нажать кнопочку и тоже поделиться )))
Поездка в Турцию на Авто 2021 год
Оказывается, что на октябрь 2021 года — попасть в Турцию на своём авто нет возможности…
В Грузию не выпускают — требуют основание.
Но буду по порядку. Летом 21го появилось желание съездить в Турцию на автомобиле. Ранее я это уже делал, очень понравилось. www.drive2.ru/l/548028482194507632/
В этот раз предполагалось выезжать не из Самары, а из Краснодара- а это уже 1000км меньше пути. Ехать собирались вдвоём. По этому было решено ехать на БМВ-3. Машина новая, экономичная, динамичная, для двоих места хватает)
Работа долго не отпускала и вот — появилась возможность, выезд запланировали на 10 октября. Меняю Колеса на 16 радиус. Делаем тесты на Ковид. Около 9 вечера забираем в клинике результаты на английском языке и сразу в путь.
В 3 ночи (это 11 число получается) уже на границе Нижний Ларс. Машин практически нет. И спустя 5мин после въезда на таможенный пост- узнаём, что выехать из России не получится без основания:/ при этом нас записали, информация, что мы пытались пересечь границу сохранилась. Немного расстроились, поехали во Владикавказ ночевать в гостиницу.
На следующий день выяснилось, что у меня живёт близкий родственник в Грузии и всего то надо копии паспорта этого человека и копию документа подтверждающего родство с ним.
Пришлось задержаться во Владикавказе на один день, о чём нисколько не пожалели. Поехали в горы. Двинулись в сторону Верхний Фиагдон, потом влево, через Кармадонское ущелье обратно во Владикавказ. Очень красиво и впечатляет. Целый день в горах, на обед осетинские пироги. Появились даже мысли: а может ну её, эту Турцию).
На следующий день около 11 дня (это уже 12 число) — состоялась вторая попытка пересечь границу. Всё сложилось удачно и мы двинули без остановок в сторону Батуми, т.к. срок действия QR код ПЦР заканчивался, а новый делать желания не было, поэтому стояла задача максимально быстро пересечь границу с Турцией. И вот: около 9 вечера (то же 12 число) и мы в Турции. Итог на данном этапе: чтобы из России попасть в Турцию на своём авто требуется: загранпаспорт, СТС на автомобиль, ПЦР не более 3х дней, водительское удостоверение, основание для въезда в Грузию (на нашей границе), страховка Грузинская(min 900 р на легковой авто) и страховка Турецкая (min 2000 р на легковой авто).
Въехав в Турцию, заклеив часть номера, чтобы случайно не попасть на громадные Турецкие штрафы двинулись по Яндекс навигатору по адресу: Турция, Невшехир, Невшехир Меркез, Эсентепе, улица Йылдыз. Здесь находится нормальный отель Nar Cave House. Номер Султан вообще огонь 🔥)
В Каппадокию все ездят чтобы посмотреть на воздушные шары, либо полетать на них. И то и то очень красиво. Только вставать надо рано и если летать, то ещё и прийдется заплатить не менее 10тр на наши деньги.
День в Каппадокии пролетел быстро и 14 числа мы отправились дальше, к Средиземному морю. Благо ехать до Антальи не так уж и долго. Вечером мы уже ужинали в отеле 5 звёзд, но его адрес не пишу. Нормальный отель, но бывает и лучше. Соотечественники там кругом и чувствовали себя, как дома. Познакомился с Белгородскими шахтерами на пенсии. Они хоть уже и седьмого десятка, но ребята очень крепкие и приятные. Короче отель не очень, но люди там хорошие встретились, душевно отдохнули)
16го после обеда двинулись в сторону дома. Теперь уже другой дорогой, через Анкару. Дороги у них хорошие, в Анкаре оказались довольно быстро. Немного погуляли, поужинали, жаль только смотровая площадка была закрыта.
17го вечером въехали в Грузию. Остановились с ночёвкой в Батуми. Отель рекомендую. Номер, завтрак, вид с ресторана и цена — 5 баллов. Batumi World Palace Hotel.
Проиграли 50 евро в казино (изначально планировалось проиграть 100, считай в выигрыше остались). Казино конечно на любителя, просто дождь шёл не переставая. И вот настал последний день отпуска, 18 число. Позавтракали в атмосфере грузинского гостеприимства и без остановок ехали до Краснодара, куда прибыли в час ночи 19го числа. Поспали до 7 утра и на работу.
Подведу некий итог, отвечу на возможно возникающие у читающих вопросы.
По деньгам. В принципе реально двоим съездить в бюджет 100тр. У нас вышло немного больше. Деньги были на картах Тинькофф и СБЕР. 30тр поменяли на евро и взяли наличными. Плюс рублями около 10 было. (В Грузии страховка и обед были за наши рубли).
По дорогам: дороги везде были хорошие (покрытие) — и в России и в Грузии и в Турции. Очень много было серпантина. Ехать можно на любой машине. Но лучше на той, которая топлива меньше потребляет.
По топливу: в Грузии дороже (95й 70руб), чем в Турции (95й 62руб). Заправки Лукойл есть везде)
Полиция. Сразу оговорюсь — машина у меня излишне тонирована, с этим проблем нигде не возникло. Номера заклеивал только в Турции. По Грузии не так уж и много ехать, можно потерпеть, не борщить. Полиция на дороге там встречается очень часто. Много коров, которые гуляют по дорогам, даже на автомагистрали попадаются, надо проявить осторожность. А вот в Турции есть возможность где притопить и ехать по ней очень много. Скрытый номер даёт возможность не попасть на большие штрафы. Полиция в Турции тормозила меня два раза. В первый раз поругались грозно на турецком, ободрали наклейки с номеров и отпустили. Вторые — выписали штраф (5000р на наши деньги) за скрытие Номера, сказали через переводчик на телефоне, что если не оплачу — не выпустят на границе. Я не оплатил, на границе выпустили без проблем.
ПЦР тест в Турции делал в отеле, в котором останавливался в Антальи. Там у них доктор. Делаешь, на следующий день готовы результаты.
Вот такой получился динамичный отпуск. Если соберётесь в Турцию или Грузию на своём авто, заранее решайте вопрос с основанием на въезд. Надеюсь, что скоро ограничения снимут и ездить можно будет без проблем.
…теперь на очереди Китай на авто) но это уже в 22м).
Компактные седаны, хэтчбеки и LCV хорошо продаются в Турции
Турецкий авторынок почти восстановился после провального начала года — по итогам периода январь-май продажи новых автомобилей снизились на незначительные 0,2%.
В мае в Турции продали 92 733 машины, что на 13,7% больше аналогичного периода прошлого года, сообщает focus2move со ссылкой на Турецкую ассоциацию дистрибьюторов автомобилей. Местные бренды с трудом находят клиентов, однако положительные продажи в мае прервали неудачную четырехмесячную серию. С начала года в государстве меж двух морей — Черным и Средиземным — реализовали более 345 000 автомобилей.
В мае Renault удалось занять первое место в рейтинге брендов, обставив Volkswagen — фаворита турецкого рынка. Французская марка продала 12 741 машину, что на 305 штук больше, чем у бывшего лидера из Германии. Третье место, традиционно, удерживает Ford — продано 10 050 автомобилей (спад на 5,1%).
№ Май | № 2016 | Модель | Продажи май | Продажи 2016 | Изменение май | Изменение 2016 | Доля май | Доля 2016 |
1 | 2 | Toyota Corolla sedan | 7 086 | 23 734 | 33,20% | -7,10% | 4,00% | 3,40% |
2 | 5 | Fiat Doblo | 6 004 | 19 242 | -10,00% | -25,30% | 3,40% | 2,80% |
3 | 3 | Volkswagen Passat | 5 953 | 21 589 | -0,80% | -6,50% | 3,40% | 3,10% |
4 | 7 | Renault Symbol | 5 053 | 19 062 | -19,00% | 16,80% | 2,90% | 2,80% |
5 | 4 | Renault Clio | 4 703 | 21 340 | 183,00% | 10,20% | 2,70% | 3,10% |
6 | 9 | Volkswagen Polo | 4 662 | 18 579 | 8,60% | -0,80% | 2,70% | 2,70% |
7 | 1 | Renault Fluence | 4 461 | 27 442 | 112,80% | 46,70% | 2,50% | 4,00% |
8 | 14 | Fiat Linea | 3 954 | 12 694 | -41,20% | -57,10% | 2,30% | 1,80% |
9 | 10 | Volkswagen Golf | 3 847 | 16 628 | -1,50% | -5,60% | 2,20% | 2,40% |
10 | 12 | Fiat Fiorino | 3 771 | 15 562 | 17,10% | -3,30% | 2,20% | 2,20% |
В мае месяце наибольшей популярностью в Турции пользовался седан Toyota Corolla — турки купили 7 086 штук. Второе место, несмотря на снижение спроса, занял легкий коммерческий автомобиль Fiat Doblo — реализовано 6 004 штук. Третья строчка в рейтинге за Volkswagen Passat — продано 5 953 штуки.
Наследие Османской империи: автомобильная промышленность Турции
Находясь на отдыхе в Турции, наши соотечественники обращали внимание на какие-то «не такие» Жигули, регулярно встречающиеся на дорогах этой страны, а также на обилие Рено, Фиатов и Фордов. Причина тому проста, хоть и необычна. Как это ни удивительно звучит, но все это отечественная, а не импортная техника! Турецкая автомобильная промышленность относительно молодая, однако сегодня после пищевых продуктов и текстиля именно автопром является третьей составляющей экспортной продукции, а в производстве машин в стране занято около 300 тысяч граждан.
Как все начиналось
Е ще в конце двадцатых годов прошлого века Вехби Коч стал официальным дилером Ford в Анкаре. Этот молодой предприниматель со временем стал главным представителем Ford и Fiat на территории Турции и Сирии, не только продавая Форды и Фиаты в этих странах, но и занимаясь их обслуживанием. В 1959 году Коч основал фирму Otosan Otomobil, по-прежнему представляя бренд Ford, но при этом и выпуская Форды в Турции. Поговаривают, что в то время турецкий промышленник даже спас свою страну от дефолта.
Когда в конце пятидесятых первая государственная попытка создания национального автомобиля закончилась неудачно, руководство Турции привлекло к проекту именно Коча – как главного автомобилиста страны. Совместными усилиями и при государственном финансировании была создана компания Anadol, которая должна была выпустить турецкого первенца. Для этого Коч приобрел лицензию у английской фирмы Reliant, что позволило ему производить автомобили на базе чужой платформы. Однако турецкий предприниматель пошел дальше и занялся разработкой собственной конструкции – конечно, с использованием опыта и наработок британцев.
В 1972 году Anadol представляет свою собственную модель – Anadol A1 Mark II со стеклопластиковым кузовом, которая сразу же начинает пользоваться большим успехом.
В дальнейшем было разработано еще несколько моделей – в частности, универсал и даже спортивное купе STC-16, доводкой ходовых качеств которого занимались в Великобритании.
Купе STC-16 даже принимало участие в нескольких ралли!
Увы, по массовости производства они не могли сравниться с первенцем марки, а уже к 1982 году компания не смогла конкурировать с другими турецкими производителями, которые выпускали лицензионные автомобили мировых брендов.
Ситуацию не спасла даже новая модель A8-16, внешне сильно напоминавшая шведский Saab. Несмотря на амбициозные планы по выпуску этой машины с роторным двигателем Ванкеля (!), в год удавалось реализовать всего лишь 1 000 Анадолов, вследствие чего работа автозавода по выпуску этих машин стала нерентабельной. Со временем компания была выкуплена «Фордом», а производство Анадолов полностью прекратили в 1991 году.
Согласитесь – в нем есть что-то от Saab!
Турецкоподданные
Такое фиаско собственного проекта не слишком-то и удивительно – ведь еще с начала шестидесятых в Турции начинается массовое производство автомобилей по лицензии. После Ford Otosan были запущены BMC, Askam, Karsan, MAN, Otoyol, A.I.O.S. и даже Mercedes-Benz!
Очень важными марками для турецкого автопрома являются Renault и Fiat: в конце шестидесятых годов в стране были запущены заводы по производству лицензионных Рено и Фиатов под марками Oyak-Renault и TOFAŞ соответственно. Они выпускали тех самых «граждан мира» – лицензионные модели Renault 12 и Fiat 124.
Именно они стали для Турции тем же, чем Dacia 1300 для Румынии, а ВАЗ-2101 для СССР – началом эры массового легкового автомобиля.
Интересно, что основателем компании Tofaş Türk Otomobil Fabrikası A.Ş является все тот же Вехби Коч, а часть акций компании TOFAŞ сегодня принадлежит его детищу – финансово-промышленному холдингу Koç Holding, который пребывает в собственности семьи Коч. Кроме брендов Ford Otosan и TOFAŞ, в состав «техноимперии» также входит марка Otokar – крупный производитель автобусов и военной техники.
Несмотря на то, что изначально все автомобили собирались из импортных комплектующих, за несколько десятилетий локализация производства поднялась до такого уровня, что Рено и Фиаты безо всяких скидок стали считаться отечественными. Да и не только они – в девяностые годы в Турции начали выпускать автомобили Toyota, Honda и Hyundai. Ведь еще в семидесятые годы государство запретило импорт готовых машин и административными методами воздействовало на ввоз комплектующих, а также всячески стимулировало производство автомобилей с целью их последующего экспорта. Таким образом, «турецкое автомобильное чудо» объясняется последовательностью государственной политики в отношении машиностроительной отрасли и четкими мерами по укреплению собственного автопрома.
Интересно, что при этом доступные и всенародно любимые «турецкие жигули» под маркой Tofas Murat/Serçe 124 в несколько модернизированном виде продержались на конвейере аж до 1994 года, уступив со временем место современным Фиатам, которых в Турции выпускалось более десятка различных моделей. Интересно, что автомобили итальянской марки производятся как для внутреннего турецкого рынка, так и на экспорт – из около 400 000 ежегодно произведенных машин примерно 40% поставляются в около 80 стран мира. «Турецкоподданные» Фиаты моделей Albea, Doblo, Qubo и Fiorino также экспортировались и в страны СНГ, потому труд турецких рабочих наши автомобилисты могли оценить на практике.
Впрочем, многие модели Renault, которые ездят по нашим дорогам, также имеют турецкое происхождение, поскольку произведены на заводе Oyak-Renault. По мощности он лишь немного уступает Тофашу, выпуская в год более 350 000 различных моделей Renault, причем для французской компании турецкое производство является стратегически важным.
Автомобильным центром Турции сегодня по праву считается Бурса, где как раз и находятся предприятия Oyak-Renault и Tofaş, причем кроме Фиатов на Тофаше выпускают Citroen, Peugeot, Opel и Vauxhall. А еще это предприятие является единственным в стране автопроизводителем, который одновременно изготавливает как легковые автомобили, так и коммерческую технику.
«Турецкая автогеография» — расположение предприятий автопрома на карте страны
Более 90% произведенных в стране автомобилей – это легковушки и микроавтобусы. Кроме того, в нескольких разных регионах Турции сегодня работают заводы по выпуску грузовиков и автобусов, причем в большинстве случаев заметна специализация по типам транспорта. Интересно, что до сих пор крупнейшие турецкие автомобильные производители сохранили статус совместных предприятий. К примеру, Oyak-Renault принадлежит Renault и Ordu Yardımlaşma Kurumu (OYAK), Tofaş — собственность Fiat и Koç Holding, владельцами Ford Otosan являются компании Ford и Koç Holding, Toyota Turkey — Toyota и Mitsui & Co., а Hyundai Assan принадлежит фирмам Hyundai Motor и Kibar Holding.
Лидерами турецкого автопрома являются четыре компании – Ford Otosan, с которого все начиналось, а также упоминавшиеся уже Oyak-Renault, Tofaş-Fiat и Toyota. При этом под своими брендами в Турции сейчас производят разве что грузовики и автобусы – BMC, Fargo, Temsa, Otoyol, Sultan, Karsan и т.д. Однако даже если на кабине красуется бренд вроде Man, Mercedes-Benz, IVECO или Isuzu, практически всегда этот автомобиль произведен на местном предприятии.
Мягкий климат успеха
Чем же так интересна современная Турция автомобильным производителям со всего мира? Во-первых, рынок этой страны является достаточно ёмким, ведь в год в Турции выпускают более миллиона машин! Во-вторых, турецкая банковская система отличается значительной либеральностью, а законодательство страны – дружественным отношением к инвесторам. Вообще, турки согласовали свои законы с европейскими и заключили таможенный союз с ЕС, что позволило европейским автомобильным инвесторам закрепиться на турецком рынке на интересных для себя условиях. Вдобавок Турция имеет выгодное географическое положение относительно стран Европы, а длительное присутствие передовых автомобильных технологий в сочетании с не самой высокой стоимостью рабочей силы позволяют Турецкой Республике быть одной из самых привлекательных производственных площадок в Европе. Характерный пример – свои грузовики Cargo для рынков Европы, Азии и Африки компания Ford выпускает только на турецком заводе.
Если в первые автомобильные десятилетия правительство старалось защитить собственный рынок заградительными пошлинами и другими ограничениями, то в девяностые годы, напротив, в Турции отменили квоты по импорту и даже ввели субсидии на экспорт. Инвесторы и производители комплектующих на законодательном уровне были освобождены от уплаты НДС и налогов соответственно. Словом, все время руководство страны не только не мешало своему автопрому, но и всячески стимулировало его развитие, причем грамотно. Поэтому уже к концу девяностых годов турецкий рынок стал открытым, а конкуренция – свободной. По сути, на этом этапе Турция полностью интегрировалась экономически в пространство европейского Союза, хотя полноправным членом ЕС эта страна так и не стала до сих пор. Важно, что сегодня правительство Турции стимулирует не только само производство, но и развитие высоких технологий, а также достижения в области разработки и инжиниринга.
Интересно, что объемы импорта автомобилей в страну практически совпадают с количеством экспортных поставок. С одной стороны, это обеспечивает свободу выбора внутреннему потребителю, с другой – позволяет Турции присутствовать на внешних рынках. Причем у турков на этот счет есть амбициозные планы – до 2020 года они рассчитывают производить до четырех миллионов машин, большую часть из которых затем собираются отправлять на экспорт.
Автомобильная промышленность бывшей Османской империи убедительно демонстрирует, как при грамотном управлении можно пройти путь от средневековья до индустриализации. Как показывает турецкий опыт, при этом честное и открытое заимствование чужих технологий может оказаться куда более эффективным, чем изобретение собственного велосипеда.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться