на чем ездят в северной корее
Автомобили Северной Кореи: ТОП-12 интересных моделей
Обзор и описание автомобилей из Северной Кореи: топ-12 интересных моделей, история создания, технические подробности, фото. Видео о грузовиках из Северной Кореи. Обзор и описание автомобилей из Северной Кореи: топ-12 интересных моделей, история создания, технические подробности, фото. Видео о грузовиках из Северной Кореи.
Автомобильная промышленность КНДР сильно уступает развитым мировым автопроизводителям. Отрасль обслуживает прежде всего потребности армии, затем промышленности и строительства, и в последнюю очередь обеспечивает своих граждан.
Автомобили для личных нужд в КНДР не в приоритете, да и цена их для простых людей запредельно высока. Кроме того, санкции, наложенные на эту воинственную страну, не позволяют ей развиваться нужными темпами. И все же в Северной Корее новые автомобили сходят со сборочных конвейеров. Рассмотрим самые интересные из них.
Наиболее интересные северокорейские автомобили
1. Hwiparam 1504 3 – универсальный седан от Pyeonghwa Motors
Большинство автомобилей, которые сейчас эксплуатируются в Северной Корее, производит компания Pyeonghwa Motors – крупнейший из пяти автопроизводителей КНДР. Название Пхёнва в переводе означает «Мир», и на эмблеме компании изображены два мирных голубя. Сборка происходит в портовом городе Нампо, в котором благодаря удобному расположению построено много крупных заводов, в том числе выпускающих авто.
Компания Pyeonghwa производит около 5-6 различных марок автомобилей, в дизайне которых ощущается влияние Fiat и китайских Brilliance и SsangYong.
Модель HWIPARAM 1504 3 запустили в производство с 2010 года. Название в переводе означает «свист» и имеет особый смысл для корейцев – так влюбленные в Корее вызывают девушку на свидание. HWIPARAM 1504 3 «Свист» – это уже третья модификация автомобиля, который Pyeonghwa впервые начала выпускать в 2002 году.
Автомобиль Пхёнва Хвипхарам 1504 3 выпускается по лицензии и скопирован с китайского Brilliance FSV. Это 4-дверный 5-местный седан, длина – 4,5 м. Имеет 1,5-литровый бензиновый двигатель, 5-ступенчатый «автомат». Выпускается на заводе Нампо, сборка CKD. Широко используется в качестве городского такси.
2. Hwiparam 1516
Выпуск этой модели «Свиста» начат относительно недавно – в 2014 году. Это лицензионная копия китайской FAW-Oley (CA7158), в свою очередь скопированного с Volkswagen Jetta. Сборка в режиме CKD. 4-дверный, 5-местный седан, 4448 мм, имеет 1,6-литровый двигатель, 75 кВт.
3. Ppeokpuggi 2 – популярный северокорейский внедорожник
Особую популярность в КНДР завоевали внедорожники серии PPEOKPUGGI – в переводе «Кукушка». Так как в Северной Корее в основном грунтовые дороги, внедорожники с хорошей маневренностью идеально подходят для этой страны.
PPEOKPUGGI 2, который также называется PREMIO 4×2, производился с 2004 по 2006 год. В его основе – китайский внедорожник Huanghai Shuguan, сборка методом CKD.
Заднеприводной минивэн собирали на автозаводе Pyonghwa в Нампо. Внедорожник 4х2, 5-дверный, 5-местный, длина – 5,1 м, бензиновый двигатель 2,2 литра. Стоит автомобиль около 30000 долларов.
4. Ppeokpuggi 4wd Pronto
Этот надежный автомобиль настолько хорош, что его экспортируют в другие страны – в частности, во Вьетнам. Производили это ТС с 2005 по 2007 год. Также копия – Huanghai Shuguan, сборка методом CKD. Внедорожник 4х4, 5-дверный, 5-местный, длина – 4,8 м, 2,4-литровый бензиновый двигатель или 2,8-литровый дизель.
5. Ppeokkuggi 2013 – сельский автомобиль
Эта модель запущена с 2015 года. Ее основа – китайский кроссовер FAW Besturn X80, купленный у Китая и воспроизведенный в облике северокорейской «Кукушки» на заводе Pyonghwa в Нампо, в режиме CKD.
Это хороший неприхотливый вариант для сельской местности, поэтому очень подходит для северокорейской обыденной жизни. 4-дверный, 5-местный, 4586 мм, 2,0-литровый 108 кВт бензиновый двигатель.
6. Ppeokpuggi 3, еще носит название Premio Pu – пикап для сельских дорог
Автомобиль Pyeonghwa Ppeokpuggi 3 – последняя модель из серии «Кукушек», имитирует модель пикапа Huanghai Shuguan, который в свою очередь – не что иное, как подражание Mercedes-Benz ML350.
Популярен автомобиль на проселочных ухабистых дорогах КНДР. Был запущен в 2004 году на сборочном конвейере автозавода Pyonghwa в Нампо. Сборка CKD. Пикап 4х2, 4-дверный, 5-местный, длина – 5,0 м, бензиновый двигатель объемом 2,2 литра.
7. Junma – большой седан представительского класса
Хотя в КНДР партийные чиновники с высокими доходами предпочитают передвигаться в иномарках известных брендов, а лидер страны собрал огромный парк самых дорогих и престижных автомобилей, приобретя не так давно два Mercedes-Maibach по 500 тысяч долларов каждый, в стране все же есть производство собственных автомобилей представительского класса. Такие автомобили должны подчеркнуть престиж высших лиц государства и доказать всему миру, что Пхеньян – столица мирового уровня.
Пример тому – роскошный седан JUNMA. Название Джунма переводится как «Прекрасный конь». Производился с 2005 по 2006 год. Выпущен по лицензии и является копией марки Ssanyong из Южной Кореи, метод сборки – CKD.
Собирался автомобиль в Нампо на автозаводе Pyonghwa. Седан 4х2, 5-дверный, 5-местный, мотор 2,8 л. Машина пользуется популярностью и имеет хорошие продажи даже на сегодняшний день.
Стоимость этого седана составляет около 40000 долларов. По словам северокорейцев, их цены на 30 процентов дешевле сопоставимых корейских автомобилей. Это потому, что КНДР импортирует запчасти по низкой цене из Китая и производит продукцию, используя свою очень дешевую рабочую силу.
8. Samchonri – городской микроавтобус
Название Самчонри означает в переводе «Корейский полуостров». Предназначен для перевозки горожан или туристов по улицам столицы. Стоял на сборочном конвейере в 2005 году. Это выпущенная по лицензии копия китайской модели Brilliance Jinbei Awing.
Собирался автобус по методу CKD на автозаводе Нампо. Микроавтобус 4-дверный, 11-местный, длина – 5,1 м, 2,2-литровый или 2,4-литровый бензиновый двигатель.
9. Chaju 82 – грузовик на основе ГАЗ-51
Весь автопром страны был создан советскими специалистами, которые построили заводы, предоставили технологии и оборудование.
Грузовик CHAJU 82, позже переименованный в CHAJU 64, находился в сборочных цехах с 1982 по середину 1990-х годов. Название CHAJU (Чаю) переводится как «Независимость».
Производили авто на заводе Sungri General Auto Works в Токчхоне. Грузовик 4х2, грузоподъемность – 10 тонн, имеет 15-литровый V8-цилиндровый дизельный двигатель.
Существуют его модификации – тяжелый самосвал, бетономешалка, автокран, тягач, грузовой автомобиль. Эта техника по сей день очень распространена в Северной Корее и используется повсеместно для самых разных нужд.
10. Kummae – мощный 20-тонный грузовик
Северокорейский автопром, несмотря на все свои трудности, продолжает движение вперед, развивая совместное производство с иностранными автомобильными производителями.
Сверхмощный грузовик KUMMAE запущен в производство в 2015 году на корейском совместном предприятии Kumphyong, Ryckpho District в Пхеньяне. Грузовик имеет логотип Brilliance, возможно, изготовлен по лицензии из китайских комплектующих, со сборкой методом CKD. Этот внушительный грузовик имеет длину 11990 мм, мощность мотора – 155 кВт.
11. Chonji light van 2 – современный пикап
Еще один автомобиль, который выпущен в совместном производстве. Выпуск начался в 2016 году. Аналог китайского Foton Tunland L BJ1037, CKD сборки. Производство налажено на совместном предприятии Samhung Automobile, район Ханьхан в Пхеньяне.
Пикап имеет двойную кабину, колесная база – 3105 мм, 2,4-литровый бензиновый двигатель, 100 кВт, развивает скорость 150 км/ч.
12. Naenara SUV – самый новый северокорейский кроссовер
Новую линейку легковых автомобилей, микроавтобусов и грузовых автомобилей запустили в Северной Корее в 2018 году. Это широко освещалось на Naenara – официальном сайте правительства. Транспортные средства оснащаются усилителем руля, кондиционером, электрическими стеклоподъемниками. По меркам Северной Кореи это передовые технологии.
Выпуск кроссовера NAENARA SUV начат с 2018 года. Автомобиль на базе китайской FAW Senia R7 собирают на производственных мощностях совместного предприятия Chongpung JVC в провинции Ryanggang. Сборка CKD.
Машина имеет электропривод для стекол и боковых зеркал, систему старт-стоп, усилитель рулевого управления и задний датчик парковки. Уменьшен расход топлива: 42 г/км, максимальная скорость – 180 км/ч, двигатель 80 кВт.
Заключение
Как видим, Северная Корея имеет достаточно интересных автомобилей. Само по себе производство, основанное на копировании и модификации под свои реалии, уже весьма любопытно. По сути, это копии копий. Китай копирует европейские, японские и американские автомобили, а Северная Корея снимает с них кальку и, что-то упростив, начинает производство уже под собственной маркой.
Отчеты о количестве выпускаемых автомобилей в КНДР не публикуются, под запретом также любые рецензии журналистов или блогеров на автомобили. Правительство заявляет, что производственных мощностей в Северной Корее достаточно, чтобы выпускать до 50 тысяч автомобилей в год. Однако в реальности из-за тяжелого экономического положения страны и действия наложенных США санкций выпуск составляет около 400 единиц.
Если санкции будут отменены и наладится полноценное взаимодействие между Северной и Южной Кореей, то объем автомобильного рынка страны, как ожидается, будет быстро расти.
Видео о грузовиках из Северной Кореи:
Северокорейский автопром
В связи с активизацией интереса к посту с китайской Волгой, было решено сделать пост про не менее интересного представителя азиатский автомобилестроения — КНДР.
Начать стоит с того что в КНДР машины есть, их не много и в основном это иномарки. В основном по дорогам Северной Кореи ездят авто советского и китайского производства. Есть и авто европейских производителей.
Низкую популярность автомобилей можно объяснить низкими заработками местных жителей и повышенную проблематичность владения транспортным средством. Всей правды никто не знает, лишний раз распространять домыслы, слухи и ложь — тоже не комильфо.
С уверенность можно сказать что Северная Корея очень энергозависимая страна, находится она под санкциями и элементарное топливо является дефицитом, не говоря уже про запчасти.
Но не смотря на все трудности, в КНДР автомобили есть, более того там есть своя автомобильная промышленность, правда её объёмы производства крайне малы. Рождением своего автопрома КНДР обязан СССР, благодаря которому в стране появились наработки и первые производственные мощности.
Что бы построить страну — нужны грузовики, так в КНДР появились SUNGRI (승리) 58, точная копия ГАЗ 51. SUNGRI переводиться как «Победа» и это была воистину победа для Северной Кореи. Первый автомобиль был произведен в 1958 году, все автомобили поступали в армию или на прочие госслужбы. Без каких либо внешних и серьезных технических изменений автомобиль производился до начала 70-х годов. Оснащался автомобиль 3,5-ти литровым 6-ти цилиндровым бензиновый двигателем.
На базе SUNGRI 58 делался и автобус. Внешне он похож на КАвЗ-651, но оно и понятно, как можно сделать капотный автобус из идентичных грузовиков и получить на выходе критически разные изделия?!
Полноприводная версия SUNGRI 58 тоже имелась у корейцев, именовалась SUNGRI 61 и по факту был лишь крупноузловой сборкой ГАЗ 63, видимо мощности завода «승리자동차종합기업소» не позволяли производить столь технологичный вид транспорта.
Вместе с документацией на ГАЗ 51, СССР передал документацию на ГАЗ 69 и ГАЗ 69А, так как КНДР не имел развитой транспортной инфраструктуры и очень сильно нуждался в легковых автомобилях повышенной проходимости.
Так было развернуто производство KAENGSAENG 68. Производство началось в 1968 году и продолжалось до середины 80-х. Название KAENGSAENG переводится как «Уверенность в себе». Производились эти реплеканты на автозаводе Пхонгсанг. Автомобиль был оснащен 2,5-ти литровым 4-х цилиндровым бензиновым двигателем.
По мотивам ГАЗ 69 севернокорейские конструкторы разработали грузовичок KAENGSAENG 68NA
Автомобиль потерял полноприводную трансмиссию, но мог везти 1 тонну груза.
Со второй половины 70-х завод SUNGRI приступает к производству новой модели 58KA. По факту это глубокая модернизация предшественника, которая коснулась кабины и навесного оборудования двигателя. Грузоподъемность автомобиля не изменилась — 2500 кг. Последняя информация о производстве автомобиля была в 2008 году, актуальный статус производства — неизвестен.
Следом за 58KA, появился 61NA, который являлся полноприводной версией 58KA. Завод SUNGRI смог полностью освоить производство грузовиков с трансмиссией 4х4 и более к крупноузловой сборке грузовиков не прибегал.
«Хороших грузовиков и много», следуя именно этому слогану, в КНДР приступили к производству CHAJU 82. Производство началось в 1982 году и продолжалось до 2008 года. Производился на заводе SUNGRI, но имел собственное название CHAJU, которое означало «Независимость». Грузоподъемность автомобиля 10 тонн, оснащался 15-ти литровым дизельным V8, привод только на заднюю ось.
CHAJU 64 имел полноприводную трансмиссию. Не мудрствуя лукаво, можно сказать что праобразом этого автомобиля был именно КрАЗ 255.
Модернизация CHAJU 82/64 и SUNGRI 58KA велась до 2008 года, дальнейшая судьба автомобилей неизвестна.
На одних мало- и среднетоннажных грузовиках страну не построишь, так в КНДР начался мелкосерийный выпуск SUNGRISAN, он же KONSOR, «Гора победы» и «Конструктор» в переводе соответственно. Производство началось в 1970-х годах, грузоподъемность 25-30 тонн, двигатель 35-ти литровый дизельный V12.
Ким Чен Ын рассматривает этого мастодонта в музее, видимо такие автомобили в КНДР уже не используют. Оно и понятно, расход у такого динозавра — бешеный, а в условиях дефицита топлива это недопустимая роскошь.
Затрагивая тему топлива стоит отметить что в КНДР поставлено на поток переоборудование SUNGRI 58 и 58KA на дровяные газогенераторы. Не самый эффективный вид топлива, но в условиях сложившихся в КНДР — то что нужно. Учитывая что это не личный транспорт, а рабочий, нет необходимости глушить и повторно запускать установку по несколько раз, что нивелирует основную проблему газогенератора.
На смену копии ГАЗ 69 в Северной Кореи был разработан и запущен в серию KAENGSAENG 85. Первый экземпляр был выпущен в 1985 году.
Был у корейцев и эквивалент ЗиЛ-130, назывался он TAEPAEKSAN 70. Производился в Пхонгсанг с 1970 года и имел грузоподъемность 4,2 в ранних и 6 тонн в поздних версиях. Название автомобиль получил в честь горы «Тхэбэк».
Автопром КНДР хоть и не самый мощный и передовой в мире, тем не менее очень разнообразный. Так, например, существовал KENGSAENG 88. По факту это лишь собранный в Северной Корее Mercedes-Benz W201, с небольшими изменениями, в основном внешними. Забавна история появления сего автомобиля, на одном из выступлений, Ким Ир Сен заявил, что Южная Корея производит дорогие автомобили, Северная Корея может делать то же самое. Так в КНДР появился свой автомобиль бизнес класса, правда выпущено было не очень много экземпляров, сборка была ручная, дабы повысить уровень люксовости автомобилей.
На сегодняшний день, исходя из новостей официальных новостных сайтов КНДР, там производятся исключительно современные автомобили, анахронизмы ушли в прошлое. Сейчас благодаря помощи Китая, в КНДР есть как современные китайские автомобили, так и собственное производство их копий, например китайского Sinotruk Howo L2s.
Fiat Albea, Mercedes W124 и даже Lada Xray: что собирают в КНДР на странном заводе Пхёнва
Мы уже рассказывали о двух автомобильных заводах Северной Кореи – Sungri, где до сих пор (возможно) выпускают ГАЗ-51 и Pyongsang, где делают собственные версии ГАЗ-69, а также разнообразные поделки типа Mercedes-Benz 190 с мотором от Волги. На сладкое остался крупнейший завод КНДР, который был замечен даже в экспорте своей продукции, что для Северной Кореи выглядит вообще дико. Но тайн у этого предприятия тоже хватает. Например, нет единообразного написания названия этого завода на латинице. Пишут и Pyeonghwa, и Pyonghwa. На кириллице обычно пишут просто «Пхёнхва». А как всё-таки будет правильно на латинице? Вот с этого вопроса и начнём разбираться в этой самой Пхёнхве.
Два языка одной страны
Наверное, сложности с транслитерацией начались ещё с записи названия этого завода на корейском языке. Дело в том, что записать слово «Пхёнхва» (которое переводится как «мир») можно двумя способами: 평화 자동차 или 平和 自動車. В первом случае слово написано по правилам фонематического письма корейского языка хангыль (оно же чосонгыль или корёгыль). Во втором случае – китайскими иероглифами, которые используются в контексте письменности корейского языка (ханча). Ханча используются только для записи слов китайского происхождения, которых в корейском – около половины.
Логотип завода Pyeonghwa
Теоретически произношение не должно меняться от способа написания, но чёрт его знает. Наиболее употребляемая система записи корейского алфавита латиницей – это романизация Маккьюна – Райшауэра. Согласно этой системе название завода записывалось как P’yŏnghwa, причём апостроф после «Р» периодически пропускали и название писали как Pyŏnghwa или просто Pyonghwa. Романизация Маккьюна – Райшауэра была официальной системой романизации корейского языка до принятия новой версии в 2000 году. А вот согласно ей название завода пишется уже как Pyeonghwa. Видимо, отсюда и растут ноги разного способа написания названия предприятия. Я буду употреблять слово Pyeonghwa, которое, как мне кажется, более уместно в современном написании.
На этом с лингвистикой закончим и перейдём… Нет, не к машинам, а к экономике и политике.
С кем дружить?
Как вы помните из истории Sungri и Pyongsang, своим появлением автопром Северной Кореи обязан крепкой дружбе КНДР и Советского Союза. Первыми машинами, выпущенными в Корее, стали наши Победы ГАЗ М20, грузовики ГАЗ-51, ГАЗ-63 и «проходимец» ГАЗ-69. Дальше было по-разному: делали реплики наших ЗИЛов, договаривались о выпуске КамАЗов, а ещё чаще – строили какие-то безумные вариации на тему старых советских автомобилей. На каком-то этапе развития страны этого хватало: есть, на чём воевать, а больше ничего и не надо. А если что – есть дружба с СССР.
К середине 1990-х ситуация изменилась. Советский Союз уже развалился, а внутри страны требовались хотя бы какие-то более-менее современные автомобили. В том числе и легковые, недостаток которых всегда был огромен. Построить за несколько лет такую автомобильную промышленность, которая перешла бы от производства кривых ГАЗ-69 к производству чего-то, похожего на современные легковые автомобили буржуев, было невозможно. Выйти из ситуации можно было бы двумя путями: покупкой лицензии на выпуск каких-то человеческих копий или строительством совместного производства с теми, кто уже достиг успехов в этой отрасли.
Приобретение лицензии для КНДР было не самым удобным способом решения проблемы. Во-первых, лидеры Северной Кореи к этому времени уже лет сорок всем рассказывали, что их автопром – лучший в мире, и ничего им от Запада не надо. Во-вторых, не хотелось бы пускать работать в своей стране сотни шпионов этого самого Запада (а иначе локализовать в технически отсталой стране производство современных автомобилей практически невозможно). В-третьих, пришло время создать действительно приличный завод. Скорее всего, были и десятки других доводов для отказа от лицензии в пользу совместного предприятия. Так что оставалось только одно – выбрать партнёра.
Партнёр нашёлся в 1999-м году. Им стал Мун Сон Мён, точнее – его скандально известная «Церковь объединения». Не буду углубляться в тонкости существования этой церкви (точнее, секты), но те, кто помнит религиозное мракобесие в России в начале 90-х (с мормонами, баптистами, сектами Водолея и прочими организациями и движениями), наверняка вспомнят и «церковь Муна», у которой нашлись свои почитатели и в открытой для всякой дичи России 90-х. Не знаю, как вам, но мне бы не хотелось при вхождении в секту пить коктейль, в который входит «кровь и плоть» Мун Сон Мёна (то есть настоящая кровь или сперма) и кровь (или молоко) его жены. В общем, странный был человек (он умер в 92 года в 2012 году).
При жизни Мун Сон Мён был завзятым антикоммунистом, но умел дружить со всеми: с США, постсоветский Россией, с десятком мировых лидеров и лично с Ким Ир Сеном. Не знаю, как ему это удавалось. Его то носили на руках, то грозились упрятать на нары, то просили его благословения, то угрожали закрыть за уклонение от уплаты налогов. Впрочем, нам это сейчас не важно. Важно, что в 1991-м году он встретился с Ким Ир Сеном, а в 1999-м уже было организовано совместное предприятие Северной (в лице компании Ryongbong) и Южной Кореи (в лице Мун Сон Мёна и «Церкви объединения»).
Возникает вопрос: как связаны «Церковь объединения» и автомобилестроение? Тут опять всё покрыто мраком, однако в западных источниках есть краткая формулировка: «The Mekong Auto Corporation in VietNam, connected to the Moon Church». То есть «автомобильная корпорация Меконг во Вьетнаме связана с церковью Муна» («Moon» в данном случае не «луна», а Мун Сон Мён). Поэтому просто зафиксируем факт: какая-то связь между церковью Муна и Mekong Auto Corporation существовала однозначно. Впрочем, ниже будут фактические доказательства этой связи.
Доли компаний выглядели следующим образом: Мун Сон Мён внёс в СП 54 миллиона долларов, что обеспечило ему 70% в предприятии. Северокорейская компания Ryongbong получила 30%. Обязанности распределили традиционным способом: Северная Корея предоставляла рабочую силу и территорию, Южная – технологии и деньги. Завод был построен в Нампо, в южной провинции Пхеньяна. Видимо, в ходе строительства что-то шло не очень хорошо, поэтому согласно плану построить его не получилось – не все помещения были достроены. Предположительно должно было быть 11 цехов, но построен был только один самый большой и один поменьше. Численность рабочих мест оценивают в 250-350 человек.