на чем ездят на чукотке

Зимники Чукотки. Как попасть в самое труднодоступное село Чукотки?

на чем ездят на чукотке. Смотреть фото на чем ездят на чукотке. Смотреть картинку на чем ездят на чукотке. Картинка про на чем ездят на чукотке. Фото на чем ездят на чукотке

на чем ездят на чукотке. Смотреть фото на чем ездят на чукотке. Смотреть картинку на чем ездят на чукотке. Картинка про на чем ездят на чукотке. Фото на чем ездят на чукотке

Продолжая серию публикаций про Чукотку, настала очередь рассказать про самый протяженный зимник в самое труднодоступное село Чукотки.
Исторически так сложилось, что вся жизнь на Чукотке была сосредоточена вдоль океанского побережья.

на чем ездят на чукотке. Смотреть фото на чем ездят на чукотке. Смотреть картинку на чем ездят на чукотке. Картинка про на чем ездят на чукотке. Фото на чем ездят на чукотке

Коренное население Чукотки — чукчи, эскимосы, эвены и коряки занимались морским промыслом, морской охотой и оленеводством и селились преимущественно также на побережье.

К этому располагал и подходящий рельеф тундры на побережье и арктический морской климат.

на чем ездят на чукотке. Смотреть фото на чем ездят на чукотке. Смотреть картинку на чем ездят на чукотке. Картинка про на чем ездят на чукотке. Фото на чем ездят на чукотке

Но в глубине материка преобладал крайне непростой горный рельеф с труднодоступными хребтами, вершинами до 2000 м, перевалами и суровым континентальным климатом.

на чем ездят на чукотке. Смотреть фото на чем ездят на чукотке. Смотреть картинку на чем ездят на чукотке. Картинка про на чем ездят на чукотке. Фото на чем ездят на чукотке

Этим и объясняется почти полное отсутствие поселений в глубине материка, но тем не менее жизнь там есть.

на чем ездят на чукотке. Смотреть фото на чем ездят на чукотке. Смотреть картинку на чем ездят на чукотке. Картинка про на чем ездят на чукотке. Фото на чем ездят на чукотке

Итак, в 400 километрах юго-западнее города Билибино, на самой границе Чукотского АО, Магаданской области и Камчатского края, расположилось самое труднодоступное и странное село Чукотки — Омолон.

на чем ездят на чукотке. Смотреть фото на чем ездят на чукотке. Смотреть картинку на чем ездят на чукотке. Картинка про на чем ездят на чукотке. Фото на чем ездят на чукотке

Село было основано в 1944г с одной простой целью — обслуживание запасного аэродрома воздушной трассы АлСиб.
После окончания войны здесь были организованы оленеводческие колхозы и село получило вторую жизнь.

Вот только непонятно зачем, учитывая, что коренное население в этих условиях никогда не жило.

на чем ездят на чукотке. Смотреть фото на чем ездят на чукотке. Смотреть картинку на чем ездят на чукотке. Картинка про на чем ездят на чукотке. Фото на чем ездят на чукотке

Но вот транспортный вопрос и 70 лет назад и сейчас — так и остается самым болезненным и непростым.

Постоянной дороги туда нет, но есть речной порт и аэропорт, откуда совершаются рейсы в Билибино и…в Магадан. Почему в Магадан? Потому что долгое время село относилось к Магаданской области.
Все эти годы, основное снабжение села осуществлялось по реке Омолон, одному из притоку Колымы.

на чем ездят на чукотке. Смотреть фото на чем ездят на чукотке. Смотреть картинку на чем ездят на чукотке. Картинка про на чем ездят на чукотке. Фото на чем ездят на чукотке

В последние годы река Омолон сильно обмелела и баржи, груженые топливом и продуктами, уже не могли подняться до села в летнюю навигацию. Одновременно с этим, последних лет 30 лет, существовал еще и 650 километровый дикий зимник на Магадан. Зимник выходил в селе Омсукчан, откуда уже оставалось всего 550 км до Магадана по круглогодичной дороге с твердым покрытием.

Но про этот зимник я расскажу в следующий раз.

на чем ездят на чукотке. Смотреть фото на чем ездят на чукотке. Смотреть картинку на чем ездят на чукотке. Картинка про на чем ездят на чукотке. Фото на чем ездят на чукотке

И тут властями Чукотки было найдено элегантное решение — пробивать 600 километровый зимник из Билибино для организации зимнего завоза с районного центра. И с конца 2000-х из Билилбино, начали в конце января бить зимник через два высокогорных перевала (Свеча и Таркоп), несмотря на то, что традиционно село имело более тесные связи, именно, с Магаданской областью, а не с Чукоткой.

на чем ездят на чукотке. Смотреть фото на чем ездят на чукотке. Смотреть картинку на чем ездят на чукотке. Картинка про на чем ездят на чукотке. Фото на чем ездят на чукотке

Кстати, два этих зимника является частью второй «неофициальной» дороги на Чукотку, общей протяженностью почти 1200 километров. При этом в 1,5 раза короче официальной дороги на Чукотку по зимнику «Арктика».

По маршруту этих зимников, когда — нибудь, лет через 30, пройдет будущая федеральная трасса Магадан — Омолон — Билибино — Анадырь.

на чем ездят на чукотке. Смотреть фото на чем ездят на чукотке. Смотреть картинку на чем ездят на чукотке. Картинка про на чем ездят на чукотке. Фото на чем ездят на чукотке

Но с этим зимником все не очень просто, потому, что он пролегает по самым глухим местам Чукотки.

на чем ездят на чукотке. Смотреть фото на чем ездят на чукотке. Смотреть картинку на чем ездят на чукотке. Картинка про на чем ездят на чукотке. Фото на чем ездят на чукотке

на чем ездят на чукотке. Смотреть фото на чем ездят на чукотке. Смотреть картинку на чем ездят на чукотке. Картинка про на чем ездят на чукотке. Фото на чем ездят на чукотке

И хотя, первые полторы сотни километров этого зимника являются дорогой к новому месторождению «Песчанка», с достаточно оживленным движением «наливов», но дальше 400 километров абсолютной глуши.

на чем ездят на чукотке. Смотреть фото на чем ездят на чукотке. Смотреть картинку на чем ездят на чукотке. Картинка про на чем ездят на чукотке. Фото на чем ездят на чукотке

При СССР, на реке Олой было село Уляшка, там располагалась метеостанция и было несколько жилых домов, но вот уже почти 30 лет села нет и только оленеводы использует несколько домов в качестве перевал — базы.

И если для легковых водителей зимник вполне сносный, то для грузовых автомобилей этот зимник совсем не прост.

на чем ездят на чукотке. Смотреть фото на чем ездят на чукотке. Смотреть картинку на чем ездят на чукотке. Картинка про на чем ездят на чукотке. Фото на чем ездят на чукотке

Виной тому два сложных перевала — «свеча» на которых тяжело груженные автомобили нередко опрокидываются. А ведь и правда, местами крены достигают 15 градусов, а тангаж и все 20. И высота этих перевалов выше 1000 метров, на широте почти 66 градусов.

на чем ездят на чукотке. Смотреть фото на чем ездят на чукотке. Смотреть картинку на чем ездят на чукотке. Картинка про на чем ездят на чукотке. Фото на чем ездят на чукотке

Водители и дорожники настолько неравнодушны к этим двум перевалам, что рисуют разные «неприличные» картинки для разрядки от негативных эмоций.

За 600 километров зимней дороги, болота будут сменяться лесами из лиственниц, а речные долины с огромными выпирающими наледями, зажатыми между горными хребтами, будут чередоваться с настоящими горными перевалами.

на чем ездят на чукотке. Смотреть фото на чем ездят на чукотке. Смотреть картинку на чем ездят на чукотке. Картинка про на чем ездят на чукотке. Фото на чем ездят на чукотке

На преодоление 600 километров зимника у грузовиков обычно уходит до 3-х дней, если не случается форс-мажоров на перевалах.

Но и зимник функционирует всего пару месяцев, сказывается исключительная сложность по его подготовке.

на чем ездят на чукотке. Смотреть фото на чем ездят на чукотке. Смотреть картинку на чем ездят на чукотке. Картинка про на чем ездят на чукотке. Фото на чем ездят на чукотке

За два дня движения по зимнику, нам не встретилось ни одного автомобиля, не считая пары наливов, которые шли в начале зимника на Песчанку и дорожников в Омолоне, закончивших строительство этой зимней дороги.

В какой — то момент становилось даже не по себе, а что если с автомобилем что-то произойдет? Ближайшая связь в Билибино и Омолоне.

Да и завести автомобиль в такой мороз после 2-3 часов простоя уже почти невозможно без посторонней помощи.

на чем ездят на чукотке. Смотреть фото на чем ездят на чукотке. Смотреть картинку на чем ездят на чукотке. Картинка про на чем ездят на чукотке. Фото на чем ездят на чукотке

Спустя месяц пребывания на Чукотке, мы наконец увидели все разнообразие пейзажей и ландшафтов этого труднодоступного и самого восточного региона нашей страны.

И абсолютно точно могу сказать, если вы были в Анадыре или Певеке, то вы Чукотку не видели. Чтобы увидеть и понять Чукотку, её надо проехать с запада на восток и с севера на юг, только тогда она откроется вам во всем своем многообразии.

на чем ездят на чукотке. Смотреть фото на чем ездят на чукотке. Смотреть картинку на чем ездят на чукотке. Картинка про на чем ездят на чукотке. Фото на чем ездят на чукотке

Жаль, что оказаться в этих местах летом почти невозможно — здесь царство топких болот, многочисленных рек, назойливой мошки и огромного количества бурых медведей.

Источник

Краткое пособие для тех, кто собрался на Чукотку

Классический турист, всегда ориентирован на список достопримечательностей предлагаемый ему в туре. «В понедельник вы увидите то, построенное тогда-то, а во вторник поедем туда, где Макар телят не гонял и так далее». На Чукотке, за очень редким исключением нет классических достопримечательностей. И географические названия, почти в 100% случаев ничего не скажут. Описать можно действия: рыбалку, охоту, сплав, купание в горячих ключах. Это не та информация, которая нужна человеку путешествующему по Чукотке. Она пустая. Как например описать восход солнца в озерцах и болотах Анадырской низменности, когда тысячи птиц начинают брачные танцы и бесконечными стаями летят на север? А сопки? Как их описать? Даже если получиться описать, то всё равно никто ничего не поймёт. Путешествия по Чукотке в первую, и главную очередь основываются на чувственном восприятии. Здесь, важно понимание, что мы не в классическом туре, где всё чётко распланировано и зафиксировано, мы в путешествии. А в путешествии никогда не знаешь, чем оно закончится. Если вы не рыбак, охотник или собиратель этнографического материала, я бы посоветовал разжечь программой тура костёр и довериться своему проводнику, который покажет самое лучшее и интересное, потому что и для него (хоть он сто раз был в этих местах) это такое же путешествие, как и для вас.

Если у вас в запасе меньше недели, и вы просто хотите побывать на Чукотке, лучший вариант путешествия это Анадырь и его окрестности. Окрестности это радиус в 100 км. Здесь можно увидеть и медведя, которого очень хотят увидеть приезжие туристы, и которого очень не хотят видеть проводники, и лося, и росомаху, и снежных баранов. А также порыбачить, побывать в заброшенных поселениях, совершить велосипедные и пешие маршруты в горы, покататься на катере по рекам и «до моря». И, собственно, походить по самому Анадырю.

Оптимальные сроки путешествия по Чукотке это 2-3 недели. Три недели даже лучше. Больше вариантов для путешествий.
Самый интересный, с моей точки зрения для туризма это Провиденский район. Это знаменитые фиорды бухты Провидения, увидев которые с вершины сопки в хорошую погоду уже будет достаточно, чтобы понять что не зря приехал на край земли. Здесь и рыбалка (голец, краб, креветка, треска, навага, камбала), и купание в горячих ключах, и наблюдение за моржами, китами, нерпами. При желании и наблюдение за охотой морских зверобоев на кита. Знакомство с эскимосской культурой, бытом, верованиями. Заброшенные военные городки «Армии вторжения». Пешие и велотуры. Зимой лыжные туры и катание на горных лыжах. Птичьи базары и лежбища моржей и котиков. Всё это расположено очень компактно и в дневной доступности.

Лоринские горячие ключи

В долине реки Мукарылян

Если прочитав всё это у вас не пропало желание приехать на Чукотку, мой совет: «Важно не где, важно с кем». Самое ценное что здесь есть это люди. И если вам повезёт, вы обязательно встретите настоящих людей, которые вам расскажут и покажут настоящую Чукотку. Которую вы обязательно полюбите, и будите стремиться приехать сюда еще раз.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *