на чем ездят на чукотке
Зимники Чукотки. Как попасть в самое труднодоступное село Чукотки?
Продолжая серию публикаций про Чукотку, настала очередь рассказать про самый протяженный зимник в самое труднодоступное село Чукотки.
Исторически так сложилось, что вся жизнь на Чукотке была сосредоточена вдоль океанского побережья.
Коренное население Чукотки — чукчи, эскимосы, эвены и коряки занимались морским промыслом, морской охотой и оленеводством и селились преимущественно также на побережье.
К этому располагал и подходящий рельеф тундры на побережье и арктический морской климат.
Но в глубине материка преобладал крайне непростой горный рельеф с труднодоступными хребтами, вершинами до 2000 м, перевалами и суровым континентальным климатом.
Этим и объясняется почти полное отсутствие поселений в глубине материка, но тем не менее жизнь там есть.
Итак, в 400 километрах юго-западнее города Билибино, на самой границе Чукотского АО, Магаданской области и Камчатского края, расположилось самое труднодоступное и странное село Чукотки — Омолон.
Село было основано в 1944г с одной простой целью — обслуживание запасного аэродрома воздушной трассы АлСиб.
После окончания войны здесь были организованы оленеводческие колхозы и село получило вторую жизнь.
Вот только непонятно зачем, учитывая, что коренное население в этих условиях никогда не жило.
Но вот транспортный вопрос и 70 лет назад и сейчас — так и остается самым болезненным и непростым.
Постоянной дороги туда нет, но есть речной порт и аэропорт, откуда совершаются рейсы в Билибино и…в Магадан. Почему в Магадан? Потому что долгое время село относилось к Магаданской области.
Все эти годы, основное снабжение села осуществлялось по реке Омолон, одному из притоку Колымы.
В последние годы река Омолон сильно обмелела и баржи, груженые топливом и продуктами, уже не могли подняться до села в летнюю навигацию. Одновременно с этим, последних лет 30 лет, существовал еще и 650 километровый дикий зимник на Магадан. Зимник выходил в селе Омсукчан, откуда уже оставалось всего 550 км до Магадана по круглогодичной дороге с твердым покрытием.
Но про этот зимник я расскажу в следующий раз.
И тут властями Чукотки было найдено элегантное решение — пробивать 600 километровый зимник из Билибино для организации зимнего завоза с районного центра. И с конца 2000-х из Билилбино, начали в конце января бить зимник через два высокогорных перевала (Свеча и Таркоп), несмотря на то, что традиционно село имело более тесные связи, именно, с Магаданской областью, а не с Чукоткой.
Кстати, два этих зимника является частью второй «неофициальной» дороги на Чукотку, общей протяженностью почти 1200 километров. При этом в 1,5 раза короче официальной дороги на Чукотку по зимнику «Арктика».
По маршруту этих зимников, когда — нибудь, лет через 30, пройдет будущая федеральная трасса Магадан — Омолон — Билибино — Анадырь.
Но с этим зимником все не очень просто, потому, что он пролегает по самым глухим местам Чукотки.
И хотя, первые полторы сотни километров этого зимника являются дорогой к новому месторождению «Песчанка», с достаточно оживленным движением «наливов», но дальше 400 километров абсолютной глуши.
При СССР, на реке Олой было село Уляшка, там располагалась метеостанция и было несколько жилых домов, но вот уже почти 30 лет села нет и только оленеводы использует несколько домов в качестве перевал — базы.
И если для легковых водителей зимник вполне сносный, то для грузовых автомобилей этот зимник совсем не прост.
Виной тому два сложных перевала — «свеча» на которых тяжело груженные автомобили нередко опрокидываются. А ведь и правда, местами крены достигают 15 градусов, а тангаж и все 20. И высота этих перевалов выше 1000 метров, на широте почти 66 градусов.
Водители и дорожники настолько неравнодушны к этим двум перевалам, что рисуют разные «неприличные» картинки для разрядки от негативных эмоций.
За 600 километров зимней дороги, болота будут сменяться лесами из лиственниц, а речные долины с огромными выпирающими наледями, зажатыми между горными хребтами, будут чередоваться с настоящими горными перевалами.
На преодоление 600 километров зимника у грузовиков обычно уходит до 3-х дней, если не случается форс-мажоров на перевалах.
Но и зимник функционирует всего пару месяцев, сказывается исключительная сложность по его подготовке.
За два дня движения по зимнику, нам не встретилось ни одного автомобиля, не считая пары наливов, которые шли в начале зимника на Песчанку и дорожников в Омолоне, закончивших строительство этой зимней дороги.
В какой — то момент становилось даже не по себе, а что если с автомобилем что-то произойдет? Ближайшая связь в Билибино и Омолоне.
Да и завести автомобиль в такой мороз после 2-3 часов простоя уже почти невозможно без посторонней помощи.
Спустя месяц пребывания на Чукотке, мы наконец увидели все разнообразие пейзажей и ландшафтов этого труднодоступного и самого восточного региона нашей страны.
И абсолютно точно могу сказать, если вы были в Анадыре или Певеке, то вы Чукотку не видели. Чтобы увидеть и понять Чукотку, её надо проехать с запада на восток и с севера на юг, только тогда она откроется вам во всем своем многообразии.
Жаль, что оказаться в этих местах летом почти невозможно — здесь царство топких болот, многочисленных рек, назойливой мошки и огромного количества бурых медведей.
Краткое пособие для тех, кто собрался на Чукотку
Классический турист, всегда ориентирован на список достопримечательностей предлагаемый ему в туре. «В понедельник вы увидите то, построенное тогда-то, а во вторник поедем туда, где Макар телят не гонял и так далее». На Чукотке, за очень редким исключением нет классических достопримечательностей. И географические названия, почти в 100% случаев ничего не скажут. Описать можно действия: рыбалку, охоту, сплав, купание в горячих ключах. Это не та информация, которая нужна человеку путешествующему по Чукотке. Она пустая. Как например описать восход солнца в озерцах и болотах Анадырской низменности, когда тысячи птиц начинают брачные танцы и бесконечными стаями летят на север? А сопки? Как их описать? Даже если получиться описать, то всё равно никто ничего не поймёт. Путешествия по Чукотке в первую, и главную очередь основываются на чувственном восприятии. Здесь, важно понимание, что мы не в классическом туре, где всё чётко распланировано и зафиксировано, мы в путешествии. А в путешествии никогда не знаешь, чем оно закончится. Если вы не рыбак, охотник или собиратель этнографического материала, я бы посоветовал разжечь программой тура костёр и довериться своему проводнику, который покажет самое лучшее и интересное, потому что и для него (хоть он сто раз был в этих местах) это такое же путешествие, как и для вас.
Если у вас в запасе меньше недели, и вы просто хотите побывать на Чукотке, лучший вариант путешествия это Анадырь и его окрестности. Окрестности это радиус в 100 км. Здесь можно увидеть и медведя, которого очень хотят увидеть приезжие туристы, и которого очень не хотят видеть проводники, и лося, и росомаху, и снежных баранов. А также порыбачить, побывать в заброшенных поселениях, совершить велосипедные и пешие маршруты в горы, покататься на катере по рекам и «до моря». И, собственно, походить по самому Анадырю.
Оптимальные сроки путешествия по Чукотке это 2-3 недели. Три недели даже лучше. Больше вариантов для путешествий.
Самый интересный, с моей точки зрения для туризма это Провиденский район. Это знаменитые фиорды бухты Провидения, увидев которые с вершины сопки в хорошую погоду уже будет достаточно, чтобы понять что не зря приехал на край земли. Здесь и рыбалка (голец, краб, креветка, треска, навага, камбала), и купание в горячих ключах, и наблюдение за моржами, китами, нерпами. При желании и наблюдение за охотой морских зверобоев на кита. Знакомство с эскимосской культурой, бытом, верованиями. Заброшенные военные городки «Армии вторжения». Пешие и велотуры. Зимой лыжные туры и катание на горных лыжах. Птичьи базары и лежбища моржей и котиков. Всё это расположено очень компактно и в дневной доступности.
Лоринские горячие ключи
В долине реки Мукарылян
Если прочитав всё это у вас не пропало желание приехать на Чукотку, мой совет: «Важно не где, важно с кем». Самое ценное что здесь есть это люди. И если вам повезёт, вы обязательно встретите настоящих людей, которые вам расскажут и покажут настоящую Чукотку. Которую вы обязательно полюбите, и будите стремиться приехать сюда еще раз.