Предпосылками для введения нового учета КЭР по форме №035/У-02 «Журнал учета клинико-экспертной работы в ЛПУ» явилось:
Значительный рост объемов КЭР привел к росту числа учетных и отчетных документов, заполнение которых занимает основное время специалистов КЭК. На оценку дефектуры, системный анализ качества лечебно-диагностического процесса, разработки управленческих решений, при ручном способе обработки информации, времени не остается. Проведение такого объема работ невозможно без внедрения автоматизированных технологий. Об обязательной их разработке и внедрении в практику работы ЛПУ указано и в приказе Минздрава РФ от 21.05.2002 №154.
МУ «Торжокская центральная районная больница» разработала программный модуль «Клинико-экспертная работа. Учет и отчетность», в качестве автоматизированного рабочего места (АРМ) для заместителя главного врача по КЭР, и интегрировала его в существующий комплекс «Базовое программное обеспечение для ЛПУ и системы ОМС» (Рисунок 1). Рисунок 1
Базовое программное обеспечение для ЛПУ и системы ОМС.
В этих программных модулях используется стандарт длительности лечения согласно Методическим рекомендациям Минздрава РФ от 21.08.2000 «Ориентировочные сроки временной нетрудоспособности при наиболее распространенных заболеваниях и травмах».
В электронный справочник диагнозов по МКБ-10 были введены стандарты числа дней пребывания на листке нетрудоспособности (далее ЛН) по каждой нозологической форме с учетом степени тяжести течения заболевания. ЭВМ для эксперта осуществляет выборку тех случаев временной утраты трудоспособности, в которых имелись отклонения от стандарта. При этом эксперт может осуществлять выборку в произвольной заданности как в абсолютных цифрах (днях), так и в процентах. В первом режиме ЭВМ отбирает те случаи, период длительности лечения которых превышал (или был занижен) значения стандарта на N число дней, во втором режиме отбирались те случаи, период длительности лечения которых превышал (или был занижен) значения стандарта на N число процентов. Выходные таблицы.
Единое программное обеспечение (для ЛПУ и аптечной организации) реализует требования Приказа Федерального фонда ОМС от 24.05.2005 №51 «Об организации информационного взаимодействия по обеспечению необходимыми лекарственными средствами отдельных категорий граждан» и позволяет аптечному пункту и поликлинике получить всю необходимую учетно-отчетную и финансовую информацию и провести экспертизу. При этом осуществляется контроль перечисленных ниже позиций:
Во-первых, осуществляется контроль за обоснованностью выписки лекарств и их соответствием: диагнозу обращения; курсовой дозе; стоимости; лекарственному формуляру на нозологию; утвержденному перечню лекарственных средств; дополнительному перечню (индивидуальным назначениям лекарственных средств пациенту по решению врачебной комиссии).
Во-вторых, ведется учет выписки льготных рецептов. ЭВМ предупреждает, если рецепты выписаны на умерших и выбывших пациентов; на лиц, не состоящих в регистре; по дублю амбулаторной карты; по ксерокопированным рецептам; на лиц, срок действия льгот которых истек (дети до 3-х лет, инфаркт миокарда до 6 месяцев и т.д.).
В-третьих, ЭВМ отслеживает и контролирует, на какие суммы пациент получил лекарственные препараты; число выписанных пациентам рецептов в разрезе каждой льготной категории; проводит сравнительный анализ цен по аптечным учреждениям, отпускающим медикаменты по льготному рецепту; осуществляет выборку тех рецептов, в которых наименование выписанного лекарственного средства в поликлинике, не соответствовало препарату, отпущенному в аптеке.
В-четвертых, программа позволяет отследить дублированный ввод льготных рецептов с одним и тем же номером, при предъявлении рецепта в различные аптечные учреждения города; по диапазону номеров рецептурных бланков установить попытку учета “виртуальных” рецептов (то есть ввод в базу данных несуществующих рецептов); осуществить выборку тех пациентов, лечение которых при оказании амбулаторной помощи крайне дорого (врач–эксперт предложит лечение таким пациентам в условиях стационара как менее затратное).
3. Медико-социальная экспертиза.
Бланк протокола медико-социальной экспертизы.
4. Экспертиза и учет детей-инвалидов.
Учет работы по переосвидетельствованию детей-инвалидов осуществляет программный модуль «Учет детей-инвалидов» (рис.1). Учетным документом является статистическая форма №080/У-97 «Направление ребенка до 16 лет на медико-социальную экспертизу».
5. Экспертиза качества медицинской помощи.
Российская Ассоциация Профессиональных медицинских обществ определяет качество медицинской помощи (КМП) как совокупность характеристик медицинской помощи, направленных на удовлетворение потребностей граждан в эффективном предупреждении и лечении заболеваний, повышения качества жизни и увеличение ее продолжительности. Для оценки КПМ Ассоциация предложила использовать индикаторы. Индикатор КМП – количественный показатель, отражающий структуру, процесс и результат оказанной медицинской помощи. Для оценки КМП должен быть разработан комплекс взаимосвязанных показателей и методология по их расчету, анализу и оценке. Разрабатываемые Минздравсоцразвития стандарты оказания медицинских услуг (по нозологическим формам) является перспективным механизмом в реализации такого системного учета, анализа и контроля. Создаются условия, при которых обеспечивается нормативное единство технологии, при оказании медицинских услуг и критериев их оценки. А это, в свою очередь, обеспечит объективный процесс контроля КМП.
Заместителем главного врача по КЭР совместно с руководителями служб нашей ЦРБ были разработаны и утверждены:
В качестве примера приведем перечень индикаторов КМП для участковых терапевтов, которые мы условно разделили на три группы.
Первая группа – нормативно-финансовые показатели по видам помощи. Они утверждаются ежегодно Программой госгарантий по оказанию бесплатной медицинской помощи из расчета на одного человека в год (Рис.5) Рисунок 5
Нормативы объёмов мед.помощи и расчетные показатели стоимости на 2006 г.
№
Виды медицинской помощи
Единица измерения
Норматив объёма
Финансовый норматив
1
Скорая медицинская
Число вызовов
0,318
913,3
2
Амбулаторно-поликлиническая
Кол-во посещений
9,198
100,5
3
Стационарная помощь
Кол-во к/дней
2,8125
588,4
4
Дневные стационары
Кол-во дней лечения
0,577
207,7
Нормативные показатели (ежемесячные, квартальные, годовые) рассчитывают для каждого врачебного участка исходя из численности прикрепленного населения.
Вторая группа индикаторов – показатели профилактической работы. К ним относятся вакцинопрофилактика, флюороосмотры, профилактические осмотры различных групп населения, диспансерное наблюдение. Это плановые показатели, отражающие процесс охвата. Они индивидуальны для каждого участка, планируются в абсолютных числах, обязательны в исполнении.
Третья группа индикаторов отражает процесс и результат оказанной помощи. К ним относятся:
Фактическое (результативное) исполнения показателя (Ф), выраженное в баллах, определяется путем умножения ранговой значимости на коэффициент исполнения показателя. (Рис.6)
Пример расчета показателей по N-му терапевтическому врачебному участку.
№
Наименование показателя
Единица измерения
Норматив
Факт
Формула расчета коэффициента исполнения
Коэффициент исполнения (К) показателя
Ранговая значимость показателя (Р), баллы
Фактическое исполнения показателя (Ф), баллы
(гр.8 x гр.7)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
Флюороосмотры
% охвата
100,0
81,0
гр.5 / гр.4
0,81
2,0
1,62
2
Вакцинопрофилактика
% охвата
100,0
92,0
гр.5 / гр.4
0,92
2,0
1,84
3
Число койко-дней в круглосуточном стационаре
Койко-дни на 1000 жителей
2812,5
2013,0
гр.4 / гр.5
1,39
3,0
4,17
4
Доля посещений больных диспансерной группы
% от общего числа посещений
30,0
35,0
гр.5 / гр.4
1,16
9,0
10,40
Методика расчета коэффициента может привести к ситуации когда фактическое исполнение показателя будет превышать 100 баллов. Если это не приемлемо, то можно использовать метод «фиксированных значений коэффициентов». (Рис.7)
Пример использования фиксированных значений коэффициентов.
№
Наименование показателя
Единица измерения
Коэффициент исполнения показателя
Базовое программное обеспечение (БПО) позволяет оперативно получить сведения по вышеуказанным показателям и провести расчет индикаторов КМП по каждому врачебному участку.
Согласно утвержденных Минздравсоцразвития стандартов медицинской помощи для ряда нозологических форм, рекомендован объём лабораторных и диагностических исследований, физиотерапевтического и восстановительного лечения. БПО позволяет интегрировать персонифицированную информацию об услугах оказанных пациенту в параклинических службах. То есть осуществляется контроль количества и кратности предоставления параклинических услуг пациенту и оценка затрат на случай поликлинического обслуживания.
До разработки индикаторов стационарной помощи, заместителем главного врача по КЭР были утверждены:
Учет прихода и расхода медикаментов осуществляет АРМ «Учет медикаментов» (Рис.1).
Предметно-количественный бухгалтерский учет прихода в отделения лекарственных средств и персонифицированный (по пациенту) учет расхода медикаментов позволяют оперативно провести экспертизу медикаментозной терапии по следующим показателям (индикаторам):
Превышение финансового норматива медикаментозной терапии на койко-день, профиль койки и конкретный диагноз;
Случаи использования медикаментов, не включеных в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств;
Случаи отклонения от лекарственного формуляра по: курсовой дозе, перечню лекарственных препаратов, стоимости.
Экспертиза качества медикаментозной терапии с одной стороны позволяет защитить интересы пациента в получении им качественной помощи, а с другой повысить ответственность врача при назначении лекарственных средств.
Оценивать деятельность стационарной помощи без учета деятельности поликлинической службы и СМП не корректно. Эксперт должен видеть этапность и преемственность при оказании пациенту медицинской помощи пациенту. Пациент, главное действующее лицо в экспертной системе. Созданная нами информационная система начинается с учета «паспортных» сведений о пациенте, а в дальнейшем интегрирует все виды оказанной ему помощи и это «персонифицированное досье» служит для создания регистра здоровья населения.
Системный анализ причин ухудшения показателей, оперативное выявление и устранение недостатков в работе, являются эффективной мерой по управлению, контролю и рациональному использованию ресурсов в ЛПУ. Полученные с помощью БПО показатели, оценивающие качество медицинской помощи и показатели здоровья населения помогут достоверно определить и уровень доплат медицинским работникам.
Зав. отделом статистики и информатики Торжокской ЦРБ,
врач высшей квалификационной категории
заслуженный работник здравоохранения Российской Федерации
Синявский Валерий Маркович ___________________ Зам. главного врача по клинико-экспертной работе Торжокской ЦРБ,
Клинико экспертная работа в медицинской организации что это
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ N 2002/140 Учет, оценка и анализ клинико-экспертной деятельности лечебно-профилактических учреждений
Аннотация
— руководителей органов управления здравоохранением субъектов РФ и их заместителей; главных специалистов по общественному здоровью и здравоохранению, главных внештатных специалистов по клинико-экспертной работе;
— главных врачей лечебно-профилактических учреждений и их заместителей;
— заведующих клиническими отделениями;
— экспертов страховых компаний и фондов ОМС, социального страхования и органов социальной защиты.
Рекомендации содержат новую технологию учета, оценки и анализа клинико-экспертной деятельности лечебно-профилактических учреждений в соответствии с новой учетной формой N 035/у-02. Разработанные формы обобщающих сводных таблиц и показатели экспертной оценки качества медицинской помощи, объемов и результатов клинико-экспертной деятельности по социальной поддержке и защите населения должны стать информационной основой мониторинга деятельности, в том числе дефектов лечебно-диагностического процесса при оказании медицинской помощи.
Министерство здравоохранения Российской Федерации. Департамент организации и развития медицинской помощи населению (Р.А.Хальфин).
Московская медицинская академия им.И.М.Сеченова. Кафедра общественного здоровья и здравоохранения с курсом экономики (В.З.Кучеренко).
— доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения с курсом экономики ММА им.И.М.Сеченова, канд. мед. наук А.П.Голубева;
— заместитель руководителя отдела медицинской статистики и информатики Минздрава России Л.А.Михайлова;
— главный специалист отдела организации медицинской помощи населению Департамента организации и развития медицинской помощи населению Минздрава России Т.В.Старикова.
Методические рекомендации составлены при участии ЗАО «Тонлайн» (генеральный директор О.Б.Юшина).
Авторы выражают благодарность:
— доценту кафедры медицинской экспертизы РМАПО И.М.Старовойтовой;
— главным внештатным специалистам по клинико-экспертной работе Департамента здравоохранения Ярославской области И.И.Груздевой и Министерства здравоохранения Московской области И.М.Лапшиной;
— заместителю начальника главного бюро медико-социальной экспертизы г.Москвы И.М.Кимельфельду;
— заместителю главного врача по клинико-экспертной работе поликлиники N 136 САО г.Москвы Е.Г.Мурашко.
— зам.директора НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им.Н.А.Семашко РАМН, профессор, док. мед. наук А.Л.Линденбратен;
— доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения Российского медицинского университета, канд. мед. наук Е.Н.Савельева.
Условные краткие сокращения
Введение
Для выполнения плана действий Минздрава России по реализации Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы), в частности, подготовки отраслевой программы «Управление качеством медицинской помощи на 2003-2007 годы» необходимо научно-практическое обоснование всех положений этих документов, а также механизмов реализации на различных уровнях управления федерального субъекта и муниципального учреждения. При создании непрерывной системы комплексной оценки результатов лечебно-диагностического процесса и медицинской деятельности ЛПУ, в том числе мониторинга дефектов, предполагается: внести изменения в учетные медицинские документы, разработать новые показатели деятельности ЛПУ с последующим введением в государственную статистическую отчетность. Среди методов оценки качества медицинской помощи особое место занимают экспертные методы, используемые преимущественно при внутреннем контроле заместителями главных врачей по КЭР и лечебной работе, заведующими отделениями. В задачи и функции руководителей отделений и ЛПУ входят не только контроль, но и большая часть функции управления: организация лечебно-диагностического процесса, взаимосвязь и координация, планирование и выполнение мероприятий по улучшению качества медицинского обслуживания.
Кроме задач и функций по управлению КМП, большой объем работы заместителей главных врачей и заведующих отделениями занимает деятельность по решению медико-социальных проблем населения, направленных на медико-социальную защиту и поддержку населения. Это проведение экспертизы временной нетрудоспособности, освидетельствование и направление в бюро МСЭ, экспертиза льготного лекарственного обеспечения и др.
Отдельные совместные приказы Минздрава России и Федерального фонда ОМС (1), Минздрава России и Федерального фонда социального страхования (2) направлены на организацию контроля за экспертизой временной нетрудоспособности и качества медицинской помощи.
Вопрос о необходимости пересмотра инструктивно-нормативных документов по экспертизе временной нетрудоспособности и медико-социальной экспертизе очевиден. Несмотря на то, что управление этими двумя видами экспертиз осуществляется разными структурами, сущность их едина: оценка степени ограничения жизнедеятельности, в числе которых способность к труду и осуществлению определенных профессиональных функций и определение форм социальной поддержки и защиты.
Настоящие методические рекомендации определяют порядок в организации и проведении учета, оценки и анализа клинико-экспертной деятельности ЛПУ, в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.05.2002 N 154 «О введении формы учета клинико-экспертной работы в лечебно-профилактических учреждениях» (3).
Цель и задачи методических рекомендаций:
— совершенствовать систему учета, оценки и анализа КЭР путем унификации документооборота, введения автоматизированных технологий и упорядочения отдельных функций;
— сократить дублирование информации, обеспечить быстрый поиск необходимой информации, подготовку отчетов, а также эффективное использование информации в управлении качеством медицинской помощи;
— подготовить информационную основу (включая мониторинг результатов экспертных оценок), необходимую для обоснования изменений в нормировании труда руководящего состава ЛПУ изменений в организации работы КЭК, что позволит совершенствовать систему управления качеством медицинской помощи и обеспечит медико-социальную поддержку населения.
Новизна и описание новой технологии учета, оценки и анализа КЭР
Предпосылками для введения нового учета клинико-экспертной работы по форме N 035/у-02 «Журнал учета клинико-экспертной работы ЛПУ» и отличиями от ранее используемой учетной формы N 035/у «Журнал для записи заключений врачебно-консультативной комиссии», утвержденной приказом Минздрава СССР от 04.10.80 N 1030, являются:
— введение системы ОМС и ДМС, ориентация на рыночные отношения в медицинском обслуживании, усиление внимания к вопросам качества оказания медицинской помощи;
— переход на международные критерии оценки здоровья населения и его жизнедеятельности, изменения в структурах медико-социальной защиты населения и их функций;
— политическая ориентация на проблемы взаимосвязи и координации в деятельности ЛПУ и фондов страхования (медицинского и социального), а также структур социальной защиты населения. Необходимость совершенствования форм взаимодействия структур на межведомственном уровне;
— резкое увеличение объемов клинико-экспертной работы в ЛПУ в связи с введением новых законов и подзаконных правовых актов. Необходимость сокращения времени на ведение различных учетных форм, оценки и анализа КЭР путем автоматизации с применением компьютерных программ;
— увеличение эффективности КЭР на всех уровнях управления качеством медицинской помощи, а не только на уровне клинико-экспертной комиссии;
— унификация и стандартизация технологий экспертной работы для взаимопонимания процессов и результатов;
— усиление роли экспертного метода в комплексе подходов к оценке КМП, создание мониторинга результатов экспертных оценок (дефекты).
Возможность использования экспертных оценок для материального и морального стимулирования, в том числе для оплаты труда.
1. Общие, положения организации учета, проведения оценки и анализа клинико-экспертной работы.
1.1. Основы проведения статистического учета, оценки и анализа КЭР в ЛПУ должны быть представлены в виде Положения об организации учета, проведения оценки и анализа КЭР. Положение согласовывается с главным внештатным специалистом по КЭР (главным специалистом по общественному здоровью и здравоохранению, уполномоченным по управлению КМП, советом по управлению КМП), а также с учреждением статистической службы (бюро медицинской статистики, информационно-аналитический центр) и утверждается главным врачом ЛПУ.
В Положении рекомендуется отразить следующие вопросы:
— ответственность должностных лиц, осуществляющих КЭР;
— сроки представления информации;
— взаимообмен информацией между ведомственными учреждениями и структурами вневедомственного контроля (фонд ОМС, фонд социального страхования, бюро МСЭ и др.);
— технологии и способы клинико-экспертной деятельности (ручная или автоматизированная обработка, использование стандартов, карт экспертной оценки).
При составлении Положения должны быть учтены проблемы организации КЭР в ЛПУ (наличие и особенности работы клинико-экспертной комиссии и подкомиссий, объемы их работы).
1.2. Ведение формы учета клинико-экспертной работы в ЛПУ может иметь особенности в зависимости:
— от типа ЛПУ, целей, задач и содержания деятельности ЛПУ, особенностей организации обслуживания населения и других факторов;
— от способа обработки информации (степени автоматизации).
Для тиражирования учетной формы N 035/у-02 «Журнал учета клинико-экспертной работы ЛПУ» рекомендуется использовать альбомную ориентацию размера бумаги с определенным масштабом граф.
Форма N 035/у-02 является типовой формой для всех видов экспертиз. Если в учреждении проводятся не все виды экспертиз, то заполнение граф журнала, оценка и анализ деятельности будут иметь особенности. Если ЛПУ не осуществляет деятельность, связанную с направлением пациентов в бюро МСЭ, то графы 16, 17 и 18 журнала не заполняются. При учете экспертиз, связанных с решением других медико-социальных проблем, не заполняются графы 12, 13, 14.
Главный врач ЛПУ назначает ответственных лиц за ведение текущего учета КЭР (председателя КЭК и подкомиссий) и за проведение итоговой оценки и анализа. Ответственный за КЭР в ЛПУ, а также внештатный специалист по КЭР территории совместно со специалистами органов управления здравоохранением проводят контроль за ведением журнала и достоверностью информации в нем.
В соответствии с Концепцией управления КМП предполагается усилить эффективность внутреннего контроля на всех его ступенях путем системного подхода к результатам оценок деятельности отделений ЛПУ. Такую информацию представляют, прежде всего, руководители отделений и заместители главных врачей ЛПУ. Учитывая возросший объем информации, требования по использованию единых технологий проведения экспертиз, наличие других проблем в ЛПУ, ведение журнала учета КЭР по форме N 035/у-02 заведующими отделениями является проблематичным без автоматизации (компьютеризации) их рабочих мест. На начальном этапе внедрения автоматизации деятельности КЭР ЛПУ первоочередной задачей администрации является автоматизация (компьютеризация) рабочих мест заместителей главных врачей и заведующих клиническими отделениями.
Ответственным лицам необходимо определить предполагаемый объем информации в журнале и способ его заполнения, разработки данных. Если в предыдущие годы среднее число экспертиз в ЛПУ превышало 2400-2500 случаев (в среднем около 200 в месяц), то при рукописном заполнении журнала целесообразнее вести отдельные журналы по видам экспертиз. Например, в ЛПУ допускается ведение отдельных журналов для учета экспертных случаев с временной нетрудоспособностью, для освидетельствования и направления в бюро МСЭ, для экспертизы льготного лекарственного обеспечения, для освидетельствования водителей и др. В практике ЛПУ уже сложилась своя система необходимого количества отдельных журналов, удобная и рациональная для данного учреждения. При автоматизированной обработке информации КЭР возможно ведение как единого журнала по форме N 035/у-02, так и отдельных журналов по каждому виду экспертиз.
Рекомендуется начинать заполнение журнала с начала календарного года. Журнал хранится в течение 3 лет у ответственного за КЭР должностного лица ЛПУ, позднее сдается в архив и хранится в соответствии со сроками хранения первичной медицинской документации.
Сводная информация о КЭР может предоставляться только с разрешения главного врача ЛПУ или органов управления здравоохранением. Руководитель ЛПУ определяет необходимость предоставления информации внешним организациям и структурам.
Рекомендуется данные вопросы отражать в договорах с внешними структурами (фонды ОМС, социального страхования, страховые компании, учреждения социальной защиты и др.) или утверждать планами совместной деятельности.
Типовые итоговые формы сведений и показатели работы предложены в соответствующих разделах Методических рекомендаций. Дополнительные формы сводок согласовываются с руководителем ЛПУ или органом управления здравоохранением.
При рукописном оформлении учетной формы N 035/у-02 и ручной обработке информации, ведении «карт экспертной оценки» ссылка на стандарт или другой алгоритм (документ) необходима. При автоматизированном ведении учета и автоматизированной обработке данных с помощью компьютерных программ необходимая технология (стандарт, алгоритм, экспертная карта и др.) должна быть представлена эксперту в виде справочной информации; дублирование экспертных карт рукописным способом нецелесообразно.