Кластер на тему что такое физика

Кластеры на уроках физики

Кластеры на уроках физики. Технологии применяемые редко, но способствующие творчеству учащихся

Просмотр содержимого документа
«Кластеры на уроках физики»

Кластеры на уроках физики Уроки физики с использованием составления кластера, который способствует формированию универсальных учебных действий обучающихся.

Ключевые слова: кластер, педагогическая технология.

«Я полагаю, что ни в каком учебном заведении образованным человеком стать нельзя. Но во всяком хорошо поставленном учебном заведении можно приобрести навык, который пригодится в будущем, когда человек вне стен учебного заведения станет образовывать себя сам.» М. Булгаков

С введением новых образовательных стандартов изменились требования к процессу обучения. Теперь целью обучения является не предметный, а метапредметный, личностный результат. Именно активность учащихся признаётся основой достижения развивающих целей образования. Знания добываются учениками самостоятельно, а не передаются в готовом виде учителем в процессе познавательной деятельности.

Поэтому педагогу необходимо выстроить процесс обучения так, чтобы дать учащемуся поразмышлять самому, самостоятельно получить информацию из каких-либо других источников, по-новому взглянуть на привычные вещи, на собственный опыт, собственные знания. Это поможет выпускникам школы быстро адаптироваться к современной жизни, с ее быстро меняющимися условиями.

Уместно в связи с этим привести слова французского писателя, философа, мыслителя эпохи Возрождения Мишеля де Монтеня: «Мозг хорошо устроенный стоит больше, чем мозг хорошо наполненный».

Физика, как предмет, обладает большими возможностями для интеллектуального развития учеников благодаря точности понятий, формулировок и выводов.

Обучение этому предмету может быть направлено не только для получения знаний, но и для развития критического мышления учеников, совершенствования умения мыслить, делать умозаключения и выводы.

Основные качества критического мышления, формируемые в процессе обучения, по мнению исследователей Гаряева А.В и Калинина И.Ю.:

Научиться контролировать качество своего знания и качество своего мышления.

Научиться системности мышления.

Научиться включать свое воображение.

Научиться доверять интуиции.

Научитесь думать эмпатически.

Никогда не надо не забывать о последствиях своих действий.

Эти качества современный педагог старается развивать у своих учеников.

Методических приемов развития критического мышления существует множество. И у каждого учителя имеется свой «арсенал».

В своей работе я использую как традиционные технологии развития критического мышления: составление таблиц, плана, постановка проблемного вопроса, так и новые, например, составление кластера, ментальных карт, схем «фишбоун» и другие способы графического представления информации.

На мой взгляд графическое представление материала, позволяет сделать мыслительные процессы наглядными и использовать как одну из форм систематизации учебного материала во время его прохождения и обобщения.

Так же графическое представление основной информации обеспечивает системно-деятельностный подход к обучению, формирует универсальные учебные действия (УУД) обучающихся: синтез, анализ, самостоятельные поисковые действия.

Кластерную модель можно использовать при объяснении нового материала, закрепления изученной темы, во время самостоятельной работы с учебником или на протяжении урока в целом. Кластер можно использовать так же для проверки домашнего задания.

Составление кластера позволяет ученикам свободно и открыто размышлять по какой-либо теме.

Смысл составления кластера в том, что текст графически организовывается на листе бумаги, т.е. посередине чистого листа (классной доски) вносится ключевое слово или предложение, которое является основным в раскрытии темы.

Далее вокруг ключевого слова записываются слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.

По мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. Собирается кластер.

Например, кластер, построение которого использовалось на этапе актуализации знаний темы «Постулаты Бора. Решение задач.» в 11 классе.

Кластер на тему что такое физика. Смотреть фото Кластер на тему что такое физика. Смотреть картинку Кластер на тему что такое физика. Картинка про Кластер на тему что такое физика. Фото Кластер на тему что такое физика

Можно выделить следующие формы работы с кластерами:

самостоятельная домашняя работа;

самостоятельная работа при выполнении практического задания:

работа в составе малой группы с последующим конкурсом на лучший кластер;

работа в составе учебной группы при участии преподавателя.

Создание кластера при обобщении темы «Строение атома» в 11 классе.

Основная работа происходит в парах. После чего работы участвуют в конкурсе.

Подготовительная работа происходит коллективно с участием преподавателя.

После определения темы урока учитель в центре доски записывает ключевое слово: «Атом».

Предлагает ученикам высказать свои идеи и понятия, ассоциируемые у них с данной темой. Можно задавать наводящие вопросы.

В ходе беседы выделяются подразделы основной темы: Модели атома, строение атома, ученные и их открытия.

Выделив подразделы, учащиеся начинают работать в парах.

В итоге получается схема в виде разрастающейся «виноградной грозди», где первый этап делается совместно с преподавателем, остальные – самостоятельно. Это позволяет учитывать степень усвоения материала.

Кластер на тему что такое физика. Смотреть фото Кластер на тему что такое физика. Смотреть картинку Кластер на тему что такое физика. Картинка про Кластер на тему что такое физика. Фото Кластер на тему что такое физика

Уроки с применением метода кластера дают учащимся возможность проявить себя, высказать свое видение вопроса, дают свободу творческой деятельности, повышают мотивацию, формируют обстановку сотрудничества и дарят ощущение творческой свободы.

Воевода Е.В. Критическое мышление как культурный феномен / Е.В. Воевода // Язык и коммуникация в контексте культуры: Сборник статей по материалам 7-й Международной научно-практической конференции, 21–22 мая 2012 года /отв. ред. С.В. Лобанов, Е.В. Воевода. – Рязань: РГУ им. С.А. Есенина, 2012.

Источник

Применение кластера на уроках физики

Кластер на тему что такое физика. Смотреть фото Кластер на тему что такое физика. Смотреть картинку Кластер на тему что такое физика. Картинка про Кластер на тему что такое физика. Фото Кластер на тему что такое физика

Аннотация: в статье рассматриваются возможности урока физики с использованием составления кластера, который способствует формированию универсальных учебных действий обучающихся.

Ключевые слова: кластер, педагогическая технология.

«Я полагаю, что ни в каком учебном заведении образованным человеком стать нельзя. Но во всяком хорошо поставленном учебном заведении можно приобрести навык, который пригодится в будущем, когда человек вне стен учебного заведения станет образовывать себя сам.» М. Булгаков

С введением новых образовательных стандартов изменились требования к процессу обучения. Теперь целью обучения является не предметный, а метапредметный, личностный результат. Именно активность учащихся признаётся основой достижения развивающих целей образования. Знания добываются учениками самостоятельно, а не передаются в готовом виде учителем в процессе познавательной деятельности.

Поэтому педагогу необходимо выстроить процесс обучения так, чтобы дать учащемуся поразмышлять самому, самостоятельно получить информацию из каких-либо других источников, по-новому взглянуть на привычные вещи, на собственный опыт, собственные знания. Это поможет выпускникам школы быстро адаптироваться к современной жизни, с ее быстро меняющимися условиями.

Уместно в связи с этим привести слова французского писателя, философа, мыслителя эпохи Возрождения Мишеля де Монтеня: «Мозг хорошо устроенный стоит больше, чем мозг хорошо наполненный».

Физика, как предмет, обладает большими возможностями для интеллектуального развития учеников благодаря точности понятий, формулировок и выводов.

Обучение этому предмету может быть направлено не только для получения знаний, но и для развития критического мышления учеников, совершенствования умения мыслить, делать умозаключения и выводы.

Основные качества критического мышления, формируемые в процессе обучения, по мнению исследователей Гаряева А.В и Калинина И.Ю.:

Научиться контролировать качество своего знания и качество своего мышления.

Научиться системности мышления.

Научиться включать свое воображение.

Научиться доверять интуиции.

Научитесь думать эмпатически.

Никогда не надо не забывать о последствиях своих действий.

Эти качества современный педагог старается развивать у своих учеников.

Методических приемов развития критического мышления существует множество. И у каждого учителя имеется свой «арсенал».

В своей работе я использую как традиционные технологии развития критического мышления: составление таблиц, плана, постановка проблемного вопроса, так и новые, например, составление кластера, ментальных карт, схем «фишбоун» и другие способы графического представления информации.

На мой взгляд графическое представление материала, позволяет сделать мыслительные процессы наглядными и использовать как одну из форм систематизации учебного материала во время его прохождения и обобщения.

Так же графическое представление основной информации обеспечивает системно-деятельностный подход к обучению, формирует универсальные учебные действия (УУД) обучающихся: синтез, анализ, самостоятельные поисковые действия.

Кластерную модель можно использовать при объяснении нового материала, закрепления изученной темы, во время самостоятельной работы с учебником или на протяжении урока в целом. Кластер можно использовать так же для проверки домашнего задания.

Составление кластера позволяет ученикам свободно и открыто размышлять по какой-либо теме.

Смысл составления кластера в том, что текст графически организовывается на листе бумаги, т.е. посередине чистого листа (классной доски) вносится ключевое слово или предложение, которое является основным в раскрытии темы.

Далее вокруг ключевого слова записываются слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.

По мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. Собирается кластер.

Например, кластер, построение которого использовалось на этапе актуализации знаний темы «Постулаты Бора. Решение задач.» в 11 классе.

Кластер на тему что такое физика. Смотреть фото Кластер на тему что такое физика. Смотреть картинку Кластер на тему что такое физика. Картинка про Кластер на тему что такое физика. Фото Кластер на тему что такое физика

Можно выделить следующие формы работы с кластерами:

самостоятельная домашняя работа;

самостоятельная работа при выполнении практического задания:

работа в составе малой группы с последующим конкурсом на лучший кластер;

работа в составе учебной группы при участии преподавателя.

Создание кластера при обобщении темы «Строение атома» в 11 классе.

Основная работа происходит в парах. После чего работы участвуют в конкурсе.

Подготовительная работа происходит коллективно с участием преподавателя.

После определения темы урока учитель в центре доски записывает ключевое слово: «Атом».

Предлагает ученикам высказать свои идеи и понятия, ассоциируемые у них с данной темой. Можно задавать наводящие вопросы.

В ходе беседы выделяются подразделы основной темы: Модели атома, строение атома, ученные и их открытия.

Выделив подразделы, учащиеся начинают работать в парах.

В итоге получается схема в виде разрастающейся «виноградной грозди», где первый этап делается совместно с преподавателем, остальные – самостоятельно. Это позволяет учитывать степень усвоения материала.

Кластер на тему что такое физика. Смотреть фото Кластер на тему что такое физика. Смотреть картинку Кластер на тему что такое физика. Картинка про Кластер на тему что такое физика. Фото Кластер на тему что такое физика

Уроки с применением метода кластера дают учащимся возможность проявить себя, высказать свое видение вопроса, дают свободу творческой деятельности, повышают мотивацию, формируют обстановку сотрудничества и дарят ощущение творческой свободы.

Воевода Е.В. Критическое мышление как культурный феномен / Е.В. Воевода // Язык и коммуникация в контексте культуры: Сборник статей по материалам 7-й Международной научно-практической конференции, 21–22 мая 2012 года /отв. ред. С.В. Лобанов, Е.В. Воевода. – Рязань: РГУ им. С.А. Есенина, 2012.

Источник

Использование кластеров, как метода развития критического мышления на уроках физики

Использование кластеров, как метода развития критического мышления на уроках физики

Большакова Л.Н., учитель физики МБОУ СОШ №87 город Ростов-на-Дону

Основой технологии критического мышления являются три ступени (фазы) урока: «Вызов – осмысление – рефлексия».

I фаза – Вызов – на этой стадии происходит пробуждение интереса, постановка проблемных вопросов.

II фаза урока – осмысление – дает возможность познакомиться с новой информацией, понятиями, причем возможно сообщение информации учителем или ее самостоятельный поиск.

III фаза – рефлексия (размышление). На этой фазе происходит закрепление новых знаний, осмысление своего опыта.

В своей работе я использую как традиционные технологии развития критического мышления: составление таблиц, плана, постановка проблемного вопроса, так и новые, например, составление кластера.

Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Понятие кластер входит во многие области науки – химию, физику, социологию, астрономию и т.д. В информатике существуют понятия, кластер – как единица хранения информации, кластер компьютеров, кластер серверов и кластер базы данных.
Составление кластера позволяет обучающимся свободно и открыто размышлять по какой-либо теме.

Данная технология способствует актуализации имеющегося у учащихся опыта и знаний, стимулированию мыслительной деятельности, развитию творческого типа мышления. Она позволяет эффективно развивать физическое мышление.

Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Главная роль отводится работе с текстом.

Памятка для учащихся:

3. Если «героем» текста является объект, тогда в названиях вертикальных столбцов – могут быть:

Метод составления кластера можно использовать на разных стадиях урока: при объяснении нового материала, при самостоятельной работе с учебником, во время проверки домашнего задания, выполнении практических работ и закреплении изученной темы.

Источник

Метод «кластеров» на уроках физики

Использование нетрадиционных технологий на уроках физики для студентов 1 курса СПО, применение материала в учебном процессе (возраст 16-17 лет)

Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

На уроке проговаривается тема, дальше по этапное, последовательное построение кластера в зависимости от способа организации урока: посередине чистого листа: в тетради, на доске, ватмане, записывается ключевое слово или тезис, который является «сердцем» текста, кластер может создаваться как индивидуально, так в группах, микрогруппах. Следующий шаг вокруг, пишутся слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы или пустые незаполненные фигуры в виде прямоугольника, квадрата, круга, овала, все это похоже модель «планета и ее спутники».

Далее изучая материал по теме слова соединяются или записываются в пустые фигуры прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. При составлении кластера, лучше использовать элементы выделение, такие как мелки, карандаши, ручки, фломастеры, для того, чтобы наглядно демонстрировать и выделить какие то определенные определения, моменты, характеристики, формулы.

В качестве примера рассмотрим кластер по теме «Колебательное движение». План самого урока, расписывать не буду, сразу перехожу к составлению кластера. Работа индивидуальная.

Каждому обучающемуся раздается заранее приготовленный материал по данной теме на листе формата А 4. По середине написано слово «Колебание», вокруг пустые квадратики, в которые надо записать: виды колебаний, характеристики, примеры колебаний. В течении урока объясняется тема, обучающие заполняют свой кластер, разрешается пользоваться цветными ручками, карандашами, маркерами. В конце урока подводятся уроки, обсуждается полученная картина.

Достоинством применения данного метода считаю: активное участие каждого обучающегося, вовлечение в процесс, интерес к данной теме и предмету, охватывается большой объем информации с примерами. В ходе составления кластера формируются умения сравнивать и анализировать, ставить вопросы, выделять главное, приводить аналоги.

Прием кластера на уроках позволяет участникам образовательного процесса учит систематизировать материал, вырабатывать и высказывать свое мнение, развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации. А самое главное нетрадиционные технологии, метод кластеров, как раз к ним относится, повышают мотивацию учащихся, формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дарят им ощущение творческой свободы.

Источник

Прием кластер на уроке. Что это такое и как его использовать? Примеры

Кластер на тему что такое физика. Смотреть фото Кластер на тему что такое физика. Смотреть картинку Кластер на тему что такое физика. Картинка про Кластер на тему что такое физика. Фото Кластер на тему что такое физика

Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.

Кластер как один из методов критического мышления

Современная система образования ориентирована на формирование у учеников самостоятельного мышления. Критическое мышление является педагогической технологией, стимулирующей интеллектуальное развитие учащихся. Кластер — один из его методов (приемов).

Кластер на тему что такое физика. Смотреть фото Кластер на тему что такое физика. Смотреть картинку Кластер на тему что такое физика. Картинка про Кластер на тему что такое физика. Фото Кластер на тему что такое физика

К особенностям критического мышления относят наличие трех стадий:

На первом этапе происходит активизация, вовлечение всех участников коллектива в процесс. Целью является воспроизведение уже имеющихся знаний по данной теме, формирование ассоциативного ряда и постановка вопросов, на которые хочется найти ответы. На фазе осмысления организуется работа с информацией: чтение текста, обдумывание и анализ полученных фактов. На стадии рефлексии полученные знания перерабатываются в результате творческой деятельности и делаются выводы.

Прием кластера может применяться на любой из стадий.

Возможно применение кластера на протяжении всего урока, в виде общей стратегии занятия, на всех его стадиях. Так, в самом начале дети фиксируют всю информацию, которой они владеют. Постепенно, в ходе урока, в схему добавляются новые данные. Желательно выделять их другим цветом. Данный прием развивает умение предполагать и прогнозировать, дополнять и анализировать, выделяя основное.

Основные принципы составления кластера

Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи. Важно уметь конкретизировать категории, обосновывая их при помощи мнений и фактов, содержащихся в изучаемом материале.

Правила оформления кластера на уроке

В зависимости от способа организации урока, кластер может быть оформлен на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого ученика при выполнении индивидуального задания. Составляя кластер, желательно использовать разноцветные мелки, карандаши, ручки, фломастеры. Это позволит выделить некоторые определенные моменты и нагляднее отобразить общую картину, упрощая процесс систематизации всей информации.

Рекомендации по составлению кластера

Существует несколько рекомендаций по составлению кластера. При его создании не стоит бояться излагать и фиксировать все, что приходит на ум, даже если это просто ассоциации или предположения. В ходе работы неверные или неточные высказывания могут быть исправлены или дополнены. Учащиеся могут смело дать волю воображению и интуиции, продолжая работу до тех пор, пока не закончатся все идеи. Не стоит бояться значительного количества смысловых единиц, нужно попытаться составить как можно больше связей между ними. В процессе анализа все систематизируется и станет на свои места.

Применение метода кластер

Метод кластера может применяться практически на всех уроках, при изучении самых разных тем.

Форма работы при использовании данного метода может быть абсолютно любой: индивидуальной, групповой и коллективной. Она определяется в зависимости от поставленных целей и задач, возможностей учителя и коллектива. Допустимо перетекание одной формы в другую. Например, на стадии вызова, это будет индивидуальная работа, где каждый учащийся создает в тетради собственный кластер. По мере поступления новых знаний, в качестве совместного обсуждения пройденного материала, на базе персональных рисунков и с учетом полученных на уроке знаний, составляется общая графическая схема. Кластер может быть использован как способ организации работы на уроке, и в качестве домашнего задания. В последнем случае важно наличие у учащихся определенного опыта в его составлении.

Пример

В качестве примера приведем составление кластера на уроке обществознания при изучении темы «Монархия». В самом начале работы учащиеся высказывают все имеющиеся у них знания по данному вопросу, предположения и ассоциации. Например: форма правления, власть, глава государства, царь, монарх, единовластие. Учитель фиксирует их на доске. Далее следует чтение параграфа из учебника. В ходе ознакомления с материалом (или по результату прочтения), схема дополняется новыми фактами. Учитель дописывает их, используя цветной мел. Итогом урока должен стать анализ полученной картины, с обсуждением верности или неверности первоначальных суждений и обобщением полученной информации.

Достоинства и результаты применения приема

Применение кластера имеет следующие достоинства:

В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:

Что дает применение метода кластера на уроках детям? Прием кластера развивает системное мышление, учит детей систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения, учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний, развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации.

Выводы. Уроки с применением метода кластера дают ребятам возможность проявить себя, высказать свое видение вопроса, дают свободу творческой деятельности. В целом нетрадиционные технологии, использующиеся в образовательном процессе, повышают мотивацию учащихся, формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дарят им ощущение творческой свободы.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *