Что такое контрреформация в истории 7 класс
Контрреформация
Контрреформация — Контрреформация в Западной Европе — католическое движение, возникшее после выдвижения идей Лютера, Кальвина, Цвингли и других реформаторов, имевшее своей целью восстановить престиж католической церкви и веры.
Содержание
Проблема терминологии
Католическая реформа до Реформации
Упрёки по поводу упадка нравов внутри церкви были слышны уже в XII в., причем сами обвинителями выступали и папы (Иннокентий III), и канонизированные впоследствии праведники (св. Бернард). И внутри церкви были те, кто пытался искоренить эти недостатки. Католическая реформа началась в Испании и Италии. В Испании в XV веке начались преобразования церковной организации. Король Фердинанд Католик и королева Изабелла желали довести до конца начинания своих предшественников. Испания хотела иметь не столь зависимую от Рима церковь, поскольку она, как считали многие, имела огромные заслуги перед церковью в деле защиты религии от иноверцев. При Фердинанде и Изабелле назначение на высокие церковные посты стало происходить только с согласованием кандидатур с королевской властью, королевский суд был уполномочен принимать жалобы на злоупотребления духовного суда. За такие уступки королевская власть взяла на себя защиту церкви от еретиков (этой цели служит новая организация инквизиции, подчиненная королю) и заботы о церковной дисциплине. Все эти изменения, реформы не имели никакого отношения к протестантской реформации.
Начало Контрреформации
Началом Контрреформации можно считать отлучение папой Львом X от церкви Мартина Лютера в булле «Exurge Domini» 15 июня 1520 г. В первое время папство не считало церковный раскол серьёзным. В Риме ситуация виделась временным кризисом, который можно достаточно быстро разрешить. И поэтому ни о каком компромиссе тогда не говорили, варианты реформ не рассматривались. Папа Адриан VI (1522—1523) на Нюрнбергском рейхстаге подверг критике преступления и ошибки пап, полагая, что признание промахов церкви разрешит ситуацию.
Новые ордена
В ходе католической реформы были созданы новые монашеские ордена. В 1527 г. был основан орден театинцев. Они желали восстановить ценности раннехристианской общины, апостольской жизни. В 1526 г. из ордена францисканцев выделился новый орден капуцинов, который проповедовал возвращение к строгим нормам устава св. Франциска. В ордене кармелитов появляется реформаторское крыло, идеал жизни они видели в аскетическом образе жизни и бедности. В 1530 г. появился орден варнавитов,в 1537 году — орден бонифратров, монахи которого заботились о больных. Тогда же был основан орден св. Урсулы, который занимался попечением и воспитанием молодых девушек. Так, в 1540 г. (создан в 1536 г., но был утвержден как официальный двумя годами позже) был основан орден иезуитов. Это был орден нового типа.
Иезуиты
Иезуиты никогда не жили в монастырях, их главная задача предполагала работу в миру.
Ход Контрреформации
С 1524 г. римская церковь систематически посылала во все епархии Италии, особенно на север, суровые инструкции по борьбе с ересью. В 1536 г. вышла булла Павла III (1534—1549), угрожавшая отлучением от церкви за всякую апелляцию к собору и ставившая духовенство в привилегированное положение в случае привлечения духовного лица к суду.
В 1542 г. появилась булла «Licet ab initio». Она учреждала в Риме центральный инквизиционный трибунал с широкими правами. Его власть распространялась на все страны, он боролся с ересью и приговорил таких деятелей эпохи как Дж. Бруно и Дж. Ч. Ванини.
Тридентский собор
15 марта 1545 г. открылся Вселенский собор в городе Тренто (по лат. Тридент), названный Тридентским собором. В булле папы, посвященной открытию собора, обозначались его задачи: определение католической веры и реформа церкви. Также постулировалась необходимость систематизации и унификации католического учения.
Целью созыва этого собора было поднятие авторитета католицизма и его упрочнение. Собравшиеся там представители церкви разделились на две партии: непримиримую папскую и компромиссную императорскую. Папская партия осуждала догматику и ошибочные, еретические учения. Они отвергали любую возможность переговоров с протестантами на равных. Императорская партия желала рассмотреть причины еретических учений, причины деморализации духовенства. Они желали разрешить допускать к обсуждению многих важных вопросов светских лиц, провести переговоры с протестантами. Императорская партия была очень слаба, и Павлу III удалось навязать собору свою программу.
В это же время император Священной Римской империи Карл V одержал несколько побед в войне с протестантами-курфюрстами. Это могло усилить позиции императорской партии на соборе, заставить и папскую партию пойти на уступки. Такого поворота событий не желал Павел III. Чтобы не допустить этой ситуации, он решил лишить Карла V своей военной помощи и отозвал свои войска из Германии, прекратил финансовую поддержку императорских войск. Место заседания собора было перенесено в Болонью. Но не все его участники согласились с этим решением. Возникла ситуация, когда часть собора заседала в Тренто, а часть находилась в Болонье. При этом и та, и другая часть фактически бездействовали.
Но в 1549 г. папа Павел III умер. Новым понтификом стал Юлий III. Император потребовал возобновления заседаний собора. Это было сделано в мае 1551 г., а в апреле 1552 г. собор вновь прекратил действовать. В январе 1562 г. Тридентский собор снова начал работать. Теперь речь на нем шла о том, чтобы реставрировать папство в духе «истинных начал католицизма» как единой религии. Ни о каких уступках протестантам не могло быть и речи.
Во всех католических странах должно было быть принято Тридентское исповедание веры: все духовные лица и профессора университетов обязаны были принести присягу. В ней говорилось о том, что приносящий ее полностью придерживается католического вероисповедания, его трактовки Священного Писания и других священных текстов, его таинства и обряды признаются во всей своей полноте единственно истинными.
Постановления Тридентского собора
В решениях собора говорилось о функции церкви как посредника в достижении спасения. Вера, благодеяния и посредничество церкви, именно такой путь к спасению постулировался на Тридентском соборе. Подтверждалась непоколебимость церковных иерархии, таинств и традиций. Тридентский собор в первый период своих заседаний подтвердил схоластическое учение средних веков об оправдании и, таким образом, окончательно сломал мост между католиками и протестантами. Было закреплено, что Священное предание также является источником веры, что отрицали протестанты. Все это означало, что разрыв католицизма с протестантизмом был окончательным.
Среди решений собора были и важные в плане реформирования церкви пункты. Так, раз в год в епархиях и раз в три года в провинциях должны были проводиться синоды. Вводились меры по пресечению злоупотреблений, подрывавших авторитет церкви — торговли церковными должностями, вымогательства, сосредоточения в одних руках нескольких бенефициев, присутствия на церковных должностях лиц, не имеющих духовного сана. Подчеркивалась роль исповеди, других церковных таинств. Признавалась недопустимость торговли индульгенциями. Также важным постановлением собора было решение создать по возможности в каждой епархии семинарии, в которых обучались бы священники. Образование должно был идти по реформаторскому типу. Таки образом, подготавливалась основа для обновления нравов как в среде духовенства, так и в среде мирян, которых бы вела за собой католическая церковь.
Решения собора претворялись в жизнь не сразу. Национальные церкви не желали соглашаться с получением папой права назначать и смещать служителей церкви во всех странах. При папе Григории XIII при дворах европейских монархов были учреждены постоянные нунциатуры (дипломатические представительства).
Союз духовной и светской властей предполагал и усиление влияния государственных интересов на избрание пап. В середине XVI века появилось право «государственного вето». Кардиналы-представители той или иной страны были проводниками воли государства, они выдвигали вместо нежелательного для светской власти кандидата на папский престол другого, угодного им. Император Карл V впервые дал указание кардиналам империи, за кого голосовать. Габсбурги обеих ветвей сделали право «вето» своим привычным правом. Позже им пользовались и другие европейские монархи.
Укрепление папской власти
В годы понтификата Григория XIII была проведена реформа календаря. Ещё на Тридентском соборе встал вопрос о том, чтобы привести в соответствие год Юлианского календаря и год астрономический. Было решено, что за 4 октября 1582 г будет следовать 15 октября. Сначала это решение было одобрено в католических государствах, протестантские государства приняли его через 100 лет, а Греция и Россия, где господствовало православие, перешли на этот календарь только в начале XX века.
Кроме того, при Григории XIII было создано несколько церковных университетов. Так, что лучше не связыватся с ним.
Во владениях Габсбургов, в верхненемецких княжествах католическая реставрация была одной из сил, укреплявших власть светских правителей. Также монархии в Испании, Португалии, княжествах Южной Германии и Италии видели в Контрреформации позитивную силу. В Англии, Франции — она наоборот поддерживала оппозиционную правительству католическую партию.
Церковь поддерживала начинания европейских монархов, направленные против протестантов. Так, папа Пий V поддерживал герцога Альбу в Нидерландах, предоставил французскому королю Карлу IX для борьбы с гугенотами войска, а также разрешил ему продать часть церковного имущества и пустить эти деньги на войну с протестантами. Папа Григорий XIII уже давно хотел начать борьбу с Англией, где было много протестантов. Для этого он заручился поддержкой (в том числе и военной) монархов Испании и Франции. Было решено, что начать борьбу с Англией лучше всего в Ирландии, которая находилась под ее контролем. Отряд был отправлен в Ирландию, но потерпел поражение от превосходящих сил англичан. Сикст V отлучил от церкви протестанта наследника французского престола Генриха Наваррского. Это отлучение было снято лишь в 1595 г. уже другим понтификом.
Итоги Контрреформации
В результате католической реформы Церковь претерпела административные изменения, которые укрепили ее положение. Централизация власти в руках папы, появление семинарий и учебных заведений нового типа и, как следствие, обновление состава духовенства, борьба с явными недостатками, на которые давно обращали внимание многие, помогли католической Церкви соответствовать эпохе.
Контрреформация в Европе
Всего получено оценок: 247.
Всего получено оценок: 247.
Одним из ключевых событий в конце 16-17 века стала контрреформация в Европе. Такое название получило церковно-политическое движение. Его целью было восстановление позиций католической церкви.
Предыстория и начало процесса
В 1517 году в западном христианстве началась Реформация. Она стала серьезным потрясением для католичества и Папы Римского. По сути Европа оказалась расколота на два лагеря.
Рис. 1. Протестанты и католики карта XVI век.
На стороне католиков оказалась часть Франции, Ирландия, Польша, Иберийский полуостров, территория современной Италии и некоторые германские княжества. Протестанты распространили свое влияние на страны Северной Европы, на многие германские княжества, на Нидерланды, Англию и часть Франции.
Начало контрреформации стоит отсчитывать от Тридентского собора, который Папа Римский Павел III открыл в декабре 1545 года в городе Тренте. Этот собор закрыл в 1563 году Пий IV. Датой окончания контрреформации стало подписание Вестфальского мира в 1648 году, который означал окончание тяжелой и разорительной Тридцатилетней войны.
Контрреформация означала окончательный разрыв между католиками и протестантами. Религиозные войны усилили процесс секуляризации. Среди важных ее событий стоит назвать Календарную реформу 1582 года, то есть введение григорианского календаря.
Ход и результаты
К созданию новых монашеских орденов католическая церковь приступила еще до официального начала контрреформации. В 1527 году появился орден театинцев, а в 1526 году – капуцинов. В 1530 возник орден варнавитов, а в 1537 – бонифратров. В 1534-1540 годах Игнасио Лойолой был создан орден нового типа – иезуитов. Он быстро распространился не только по Европе, но и за ее пределами, а именно в колониях и фактория католических государств, от Японии до побережья Бразилии.
Следствием Тридентского собора стала борьба со злоупотреблениями в церкви, например, с продажей должностей и с торговлей индульгенциями. В 1570-ые годы при Папе Римском Григории XIII при дворцах европейских правителей стали открываться дипломатические представительства Святого Престола. Они назывались нунциатуры. В 1551 году в Риме был основан Папский Григорианский университет. Католическая церковь стала активно поддерживать европейских монархов, которые боролись с протестантами, например, Карла IX Валуа во Франции в годы его войн с протестантами-гугенотами.
Марксисты рассматривали контрреформацию как контрнаступление феодальных сил с целью сохранить феодальные порядки в период их разложения. Протестантов они расценивали как прогрессивные силы, которые способствовали развитию капитализма.
Что мы узнали?
Кратко контрреформацию изучают в школьном курсе истории 7 класса. В учебнике или атласе должна быть карта, где обозначены территории распространения католичества и протестантизма. Основным ее результатом стало укрепление католической церкви и Вестфальский религиозный мир.
«Контрреформация» 7 класс Всеобщая история
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
§ 5 Контрреформация и новая карта Европы
Как вы понимаете слово «контрреформация»? Это меры католиков по борьбе с протестантами (реформаторами) Что такое реформация? Кем и когда она осуществлялась? Какие новые учения появились в период Реформации?
Задание 1 (р/т, с. 24) Многие верующие не могли сами прочитать Библию, т.к. не понимали латинского языка. Нарушалось единство католической церкви. Епископы и монастыри постоянно увеличивали поборы с верующих. Библия была переведена на немецкий, английский и др. языки. Причины Реформации Последствия Реформации 1; 3 2; 4
Задание 1 (р/т, с. 24) 5. Королей и князей раздражало вмешательство Римского Папы в дела государства. Причины Реформации Последствия Реформации 1; 3 2; 4 5. Короли объединяли в своем лице светскую и религиозную власть.
Как должна была реагировать католическая церковь на появление реформаторов? Необходимо было бороться с ними. Католическая церковь пытается вернуть былое могущество.
Какими средствами призывает основатель ордена иезуитов осуществлять контрреформацию? Стр. 80 Из письма Игнатия Лойолы Карлу V Габсбургу Лойола говорит о необходимости создавать университеты, чтобы распространять идеи католиков МИРНЫМ ПУТЁМ.
А что по этому поводу думал глава римской католической церкви? Папа Римский говорит о необходимости ЖЕСТОКОЙ БОРЬБЫ с протестантами, если надо, то «разить самых крупных вельмож». Стр. 80 Из предписаний Папы Римского Павла IV святой инквизиции
Мирный путь Контрреформация – борьба идей или уничтожение противников? жестокая борьба
Что нам необходимо знать, чтобы ответить на вопрос? Какие методы использовала католическая церковь, чтобы вернуть былое влияние.
1545 г. Тридентский собор епископов Этот собор заседал 18 лет. Решения, принятые собором, легли в основу многих указов и эдиктов.
На основе источников, определим способы борьбы католической церкви с протестантами Прочитайте Подчеркните названные в текстах методы борьбы Разделите их на две группы: Р/Т, с. 24, задание 2 «борьба идей» (мирный путь) «уничтожение противников»
Эдикт о союзе между королем и католическими сеньорами (Франция, 1588) Мы клянемся, что будем жить и умрем в католической вере, что будем содействовать ее успеху и сохранению, отдавать все силы и средства, не щадя собственной жизни, чтобы истребить в нашем государстве всякий раскол и ереси, осужденные святыми соборами и особенно Тридентским, не заключать никакого мира или перемирия с еретиками.
Вормсский эдикт (Испания, 1521) Мы хотим, чтобы никто не принимал Лютера, его родственников, приверженцев, покровителей, сообщников, почитателей. Вы должны бить их и хватать, брать себе их имущество. Повелеваем под страхом наказания, чтобы никто из вас не покупал, не продавал, не читал, не держал у себя сочинений Лютера.
Из «Устава Ордена иезуитов», созданного Игнатием Лойолой для борьбы с еретиками (1534) Мы обещаем всегда без промедления повиноваться всему, что прикажут нам нынешний и будущие Папы, насколько это послужит для блага распространения религии. Хотя в деле борьбы предпочтение надо отдавать университетам, которые служат примером религиозной жизни.
«уничтожение противников» уничтожение противников; Казни; Захват имущества открытие университетов; запрет читать и распространять книги протестантов Дополним перечень методов борьбы, приводя примеры из учебника на с. 75 усилились действия инквизиции был издан «Индекс»; была отменена продажа индульгенций; священникам поручено было разъяснять верующим смысл католического вероучения, богослужение велось на родном языке «борьба идей» (мирный путь)
Какой вывод можно делать на основе полученных данных? Католическая церковь использовала различные способы борьбы с инакомыслием – как убийство, так и идеологию. Но одновременно она преобразовывала собственные порядки.
В 1540 г. Папой Римским был утвержден Орден иезуитов, который возглавил Игнатий Лойола. Что вам известно об ордене, а также о его создателе?
По карте на с. 77 найдите территории, жители которых исповедуют католицизм, протестант-ские учения, православие.
К чему может привести соседство католиков и протестан-тов? К военным конфликтам Как их можно назвать? Религиозные войны.
Работа в группах 1 группа: Прочитайте учебник, с. 74-75. Докажите, что Германия распалась в ходе церковного раскола. 2 группа: Прочитайте учебник, с. 76 (посл. абзац), с. 78-79. Должен ли был король Франции, католик, в 1572 г. испытывать угрызения совести за события Варфоломеевской ночи?
Предположите, что необходимо было сделать, чтобы остановить бесконечное кровопролитие. Нантский эдикт, Франция, 1598. Мы позволяем исповедующим реформированную религию жить во всех городах без преследований и притеснений, эти люди могут занимать все общественные должности в нашем королевстве… Аугсбургский религиозный мир, Германия, 1555. Чтобы установить мир пусть никто не чинит никакого насилия или зла по поводу реформированной веры. Пусть предоставят право придерживаться своих религиозных убеждений, литургии и обрядов, равно как пользоваться.
Вспомните названия изученных параграфов. Можно ли сказать, что с каждым событием что-то важное меняется в традиционном аграрном обществе Европы?
Автор презентации: учитель истории Ласкина Елена Анатольевна МБОУ «СОШ № 61» г. Чебоксары
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-407963
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В России планируют создавать пространства для подростков
Время чтения: 2 минуты
В МГПУ сформулировали новые принципы повышения квалификации
Время чтения: 4 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения намерено расширить программу ускоренного обучения рабочим профессиям
Время чтения: 2 минуты
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Контрреформация в Европе кратко о событиях конца 16-17 веков (7 класс)
Одним из ключевых событий в конце 16-17 века стала контрреформация в Европе. Такое название получило церковно-политическое движение. Его целью было восстановление позиций католической церкви.
Предыстория и начало процесса
В 1517 году в западном христианстве началась Реформация. Она стала серьезным потрясением для католичества и Папы Римского. По сути Европа оказалась расколота на два лагеря.
Рис. 1. Протестанты и католики карта XVI век.
На стороне католиков оказалась часть Франции, Ирландия, Польша, Иберийский полуостров, территория современной Италии и некоторые германские княжества. Протестанты распространили свое влияние на страны Северной Европы, на многие германские княжества, на Нидерланды, Англию и часть Франции.
Начало контрреформации стоит отсчитывать от Тридентского собора, который Папа Римский Павел III открыл в декабре 1545 года в городе Тренте. Этот собор закрыл в 1563 году Пий IV. Датой окончания контрреформации стало подписание Вестфальского мира в 1648 году, который означал окончание тяжелой и разорительной Тридцатилетней войны.
Контрреформация означала окончательный разрыв между католиками и протестантами. Религиозные войны усилили процесс секуляризации. Среди важных ее событий стоит назвать Календарную реформу 1582 года, то есть введение григорианского календаря.
Рис. 2. Тридентский собор.
Ход и результаты
К созданию новых монашеских орденов католическая церковь приступила еще до официального начала контрреформации. В 1527 году появился орден театинцев, а в 1526 году – капуцинов. В 1530 возник орден варнавитов, а в 1537 – бонифратров. В 1534-1540 годах Игнасио Лойолой был создан орден нового типа – иезуитов. Он быстро распространился не только по Европе, но и за ее пределами, а именно в колониях и фактория католических государств, от Японии до побережья Бразилии.
Следствием Тридентского собора стала борьба со злоупотреблениями в церкви, например, с продажей должностей и с торговлей индульгенциями. В 1570-ые годы при Папе Римском Григории XIII при дворцах европейских правителей стали открываться дипломатические представительства Святого Престола. Они назывались нунциатуры. В 1551 году в Риме был основан Папский Григорианский университет. Католическая церковь стала активно поддерживать европейских монархов, которые боролись с протестантами, например, Карла IX Валуа во Франции в годы его войн с протестантами-гугенотами.
Марксисты рассматривали контрреформацию как контрнаступление феодальных сил с целью сохранить феодальные порядки в период их разложения. Протестантов они расценивали как прогрессивные силы, которые способствовали развитию капитализма.
Рис. 3. Вестфальский мир 1648 год.
Что мы узнали?
Кратко контрреформацию изучают в школьном курсе истории 7 класса. В учебнике или атласе должна быть карта, где обозначены территории распространения католичества и протестантизма. Основным ее результатом стало укрепление католической церкви и Вестфальский религиозный мир.