Кластер на тему что такое общество
КЛАСТЕР «Основные сферы общества» (при подготовке к ЕГЭ)
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
целостная система, основными элементами которой являются
– набор фактов, обуславливающих совместную деятельность в конкретных социумах в определенный исторический период.
– это процесс, в рамках которого люди, общаясь, испытывают на себе воздействие друг друга.
– относительно устойчивые и самостоятельные связи между индивидами и социальными группами.
► одна из основных форм объединения людей, целью которого является
удовлетворение потребности индивидов в осуществлении совместных,
солидарных и скоординированных действий.
по численности: на большие и малые;
по характеру взаимодействия: на первичные
и вторичные; социальная (стратификационная) структура
3. по способу организации и регулирования
взаимодействия : на формальные и неформальные;
4. по количеству ценностей, вокруг которых Стратификация (от лат.
они объединены: односторонние и многосторонние. слова stratum – слой, пласт
(термин ввел в науч.оборот
СТРАТЫ представляют собой большие группы людей,
отличающиеся по своему положению в социальной
Социальные группы (страты), членство в которой передается человеку только по рождению. Переход человека из одной касты в другую невозможен.
Индия – (происходят из различных частей бога Брахмы):
Шудры – крестьяне, ремесленники, рабочие.
Ни в одну касту не входят неприкасаемые.
Группы людей, которые обладают закрепленными в законе или обычае правами и обязанностями, передаваемые по наследству.
Бывают привилегированные, непривилегированные.
В России до 1917г.: привилегированные (дворянство, духовенство); непривилегированное (крестьянство) и полупривилегированные (казачество).
Большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.
Основные классы (в зависимости от исторического периода):
Рабы и рабовладельцы.
Феодалы и зависимые крестьяне.
Буржуазия и пролетариат
Внутри каждого уровня → стратовые блоки:
неквалифицированные рабочие
СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ
перемещение отдельных людей или групп по
ВЕРТИКАЛЬНАЯ подтипы социально-экономическим позициям
движение вверх или вниз
ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ▪ восходящая (подъем)
географическое перемещение между районами, ▪ нисходящая (спуск)
МАРГИНАЛ – это индивид, утративший свой прежний социальный статус, лишенный возможности заниматься
привычным делом, и, кроме того, оказавшийся неспособным адаптироваться к новой социокультурной среде той страты, в рамках
которой он формально существует. ЛЮМПЕНЫ – опустившиеся на социальное «дно» выходцы из разных слоев.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
система общественного производства, т.е. процесс создания материальных благ, необходимых человеческому обществу для его нормального существования и развития
изучает национальное хозяйство данной страны в целом изучает функционирование фирм и домохозяйств
(отрасли и сферы экономики, хозяйственные связи между
ними, общие закономерности развития народного хозяйства)
Осознанная, объективно существующая необходимость, нужда человека в чем-либо, которая выражается желанием её удовлетворения – потребность.
По субъектам (носителям потребностей) – на индивидуальные, групповые, коллективные и общественные.
По объекту (предмету, на который они направлены) – на материальные, духовные, этические и эстетические.
По сферам деятельности: потребности труда, общения, рекреации (отдыха, восстановления работоспособности).
Экономическая деятельность – это
Факторы современного производства – любые элементы системы производства и любые явления и процессы, воздействующие на производство; в узком смысле – производительные силы общества.
Главные факторы производства: рабочая сила и средства производства – предметы труда и средства труда
Экономическая система – это
форма организации общественного производства, представляющая собой взаимосвязь и взаимодействие экономических субъектов в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.
Типы экономических систем: Традиционная – Административно-командная – Рыночная или система свободного предпринимательства – Смешанная.
Основа экономической системы – собственность – это принадлежность объектов определенным людям и возникающие в связи с этим отношения между людьми; в отношениях собственности присутствуют субъект и объект собственности.
Формы: 1. Индивидуальная частная. 2. Государственная. 3. Муниципальная. 4. Кооперативная. 5. Коллективная. 6. Смешанная.
7. Национализация 8. Приватизация.
совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг.
то количество товаров определенного вида, то количества товара, которое продавец готов предложить
которое покупатель готов купить при определенном уровне цен. покупателю в конкретном месте и в конкретное время.
Денежным выражением стоимости является ЦЕНА
Инфраструктура рыночного хозяйства – взаимосвязанная система организаций, которые обслуживают потоки товаров, услуг, денег, ценных бумаг, рабочей силы, перемещающихся по экономике под воздействием рыночных стимулов.
Безработица – это такое положение в экономике, при котором часть способных и желающих трудиться по найму людей не могут найти работу, соответствующую их способности.
Прожиточный минимум (нижняя граница заработной платы) – это такой уровень доходов, который необходим работнику для приобретения количества продуктов питания не ниже физиологических норм, а также для удовлетворения его потребностей (на самом необходимом уровне) в одежде, обуви, транспорте, оплате коммунальных услуг.
Заработная плата – это величина денежного вознаграждения, которое выплачивает работодатель работнику за выполнение определенного объема работ или исполнение своих служебных обязанностей в течение определенного времени.
ДЕНЬГИ – всеобщий денежный эквивалент, выражающий стоимость всех товаров и служащий посредником при их обмене друг на друга.
Основные функции денег:
средство обращения (обмена), которое деньги выполняют в качестве посредника при обмене товарами и услугами по схеме «товар-деньги-товар»;
мера стоимости или единица счета, деньги используются для оценки стоимости всех товаров и услуг. Денежная стоимость товара выражается через его цену.
средство сбережения, накопления богатства.
Инфляция (от лат.вздутие) – это процесс обесценивания денег, который происходит в виде повышения общего уровня цен, снижения их покупательной способности.
Виды инфляции (по темпам в зависимости от величины роста цен):
Умеренная (или ползучая) инфляция, при которой цены поднимаются постепенно и в умеренном темпе (прим.на 10% в год);
Галопирующая инфляция, характеризующаяся быстрым ростом цен (прим.100-150 % в год);
Гиперинфляция, отличительной чертой которой является сверхвысокий рост цен (до 1000 % в год).
Государственный бюджет – это финансовый план государства на определенный период, обычно на год, с указанием размеров и источников поступления доходов и направлений расходования средств.
Фискальная политика – это политика регулирования экономики с помощью изменения государственных расходов и налогообложения.
Прямые (устанавливаются непосредственно на доход или имущество).
Косвенные (налоги на товары и услуги, оплачиваемые покупателем в цене товара или включенные в определенный тариф).
Государственные (взимаются центральными органами на основании государственного законодательства и направляются в государственный бюджет).
Местные (взимаются местными органами власти на соответствующей территории и поступают в местные бюджеты).
Пошлина – специальный налог государства на товары, покупаемые за границей.
Монетарная политика – это проводимые правительством через ЦБ меры в области денежного обращения и кредита, направленные на обеспечение устойчивого, эффективного функционирования экономики.
ДУХОВНАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
это важнейшая подсистема общества, отражающая ту область бытия, в которой объективная реальность дается людям не в форме противостоящей предметной действительности, а как реальность, присутствующая в самом человеке, являющаяся неотъемлемой частью его личности.
Элементы духовной сферы:
мораль,
наука,
искусство,
религия,
право.
(от лат. возделывание почвы)
виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также результаты этой деятельности.
Это: материально-технические средства труда, коммуникации, культурно-бытовые сооружения, а также производственный опыт, умения, навыки, знания людей.
Совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению.
Важное значение в духовной культуре имеют преемственность – связь между историческими периодами развития культуры, направлениями, стилями; (традиции) и новаторство.
Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей, которая присуща более мелкой социальной общности, в большей или меньшей степени обособленной.
Контркультура – такая субкультура, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит, находится в конфликте с господствующей культурой (молодежная)
■ целенаправленная познавательная деятельность людей по получению знаний, умений и навыков, либо по их совершенствованию.
■ социальный институт, удовлетворяющий потребности общества в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров.
Цель: приобщение индивида к достижению человеческой цивилизации, сохранение её культурного достояния.
Создание условий и предпосылок для социальной мобильности человека или социальной группы.
2. Сохранение культурного достояния общества из поколения в поколение.
совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления, а также комплекс принципов, определяющих её функционирование.
Принципы образования в РФ:
гуманизация (внимание к личности, её интересам, запросам);
приоритет общечеловеческих ценностей;
право личности на свободное развитие;
единство федерального образования при праве на своеобразие образования национальных и религиозных культур;
адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;
светский характер образования в государственных учреждениях;
свобода и плюрализм в образовании;
демократический, государственно-общественный характер управления и самостоятельность образовательных учреждений.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
это совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними, в которых реализуется политическая власть.
Политика (с греч. искусство управлять государством).
Политика – это отношения между государствами, классами, социальными группами, нациями, возникающие по поводу захвата, осуществления и удержания политической власти в обществе, а также отношения между государствами на международной арене.
Политика – это деятельность государственных органов, политических партий, общественных объединений в сфере отношений между социальными группами (классами, нациями, государствами), направленная на интеграцию их усилий с целью упрочения политической власти или ее завоевания.
Политика – сфера деятельности групп, партий, индивидов, государства, связанная с реализацией общезначимых интересов с помощью политической власти.
Принцип разделения властей
(впервые эту идею выдвинул англ.философ 17в. Джон Локк)
Законодательная (представительная) – парламент (Федеральное собрание: Совет Федерации, Государственная дума), которая издает законы.
Исполнительная (президент и правительство), которая их выполняет.
Судебная, осуществляет правосудие.
Четвертой властью по праву считается и:
Независимая пресса, которая, опираясь на силу общественного мнения, контролирует все три остальные.
(ввел в науч.оборот в 16в. Макиавелли)
особая организация власти и управления, располагающая специальным аппаратом принуждения и способная придавать своим велениям обязательную силу для населения всей страны.
наличие особой публичной власти, отделенной от общества и несовпадающей с ним
территориальная организация власти и населения.
государственная власть осуществляется специальным аппаратом управления и принуждения
монополия на правотворчество
совокупность основных способов организации, устройства и осуществления государственной власти, выражающих его сущность.
организация высших органов власти в том или ином государстве и порядок их образования.
Форма государственного устройства
это способ национального и административно-территориального устройства государства, отражающий характер взаимоотношений между его составными частями, а также между центральными и местными органами власти.
совокупность политико-правовых систем и способов осуществления государственной власти, выражающих её содержание и характер.
форма правления, при которой верховная власть в государстве полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха – и передается им по наследству.
это форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.
простое, единое государство, не имеющее в своём составе иных государственных образований, обладающих политической самостоятельностью.
это сложное союзное государство, возникшее в результате объединения ряда государств или государственных образований (субъектов федерации), обладающих относительной политической самостоятельность.
это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения каких-либо общих целей.
политико-правовой режим, основанный на признании народа источником и субъектом власти.
режим, регулирующий все стороны жизни, вплоть до внутреннего состояния человека.
политический режим, сохраняющий монополию на власть и контроль над политической жизнью государства, но не претендующий на тотальный контроль над обществом.
представляет собой совокупность мнений, позиций, ценностей, которые присущи субъектам политических отношений
это специализированная, организационно-упорядоченная группа, объединяющая активных приверженцев тех или иных целей, идей, лидеров, служащая для борьбы за политическую власть.
Кадровые (немногочисленные) и массовые (многочисленные) – в зависимости от способа связи с избирателями.
Правящие и оппозиционные (легальные и нелегальные) – в зависимости от степени участия в осуществлении полит.власти
Стабильные и неустойчивые (по устойчивости).
Открытые и закрытые (по характеру членства).
Революционные, реформистские, консервативные, реакционные (выступают за восстановление старых, отживших общественных структур) – по характеру целей и отношению к существующему строю.
Левые (коммунистические, социалистические, социал-демократические – выступают за интересы трудящихся); правые (партии, отстаивающие неприкосновенность частной собственности, основы буржуазного порядка, сильную государственную власть); центристские (пытаются примирить крайние интересы в политике) – по месту в политическом спектре общества.
Среди современных идеологических направлений выделяются либерализм, консерватизм, социал-реформизм.
►Либерализм – это учение и общественно-политическое течение, провозглашающее свободу личности и других гражданских и политических прав индивида и ограничение сфер деятельности государства.
►Консерватизм – это идейно-политическое учение и течение, ориентированное на сохранение и поддержание исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни, в особенности её ценностных устоев, воплощенных в семье, нации, религии, собственности.
► Социал – реформизм – это социально-политическое учение и течение, ориентированное на эволюционное развитие, демократический социализм и его достижение путем постепенных реформ.
это порядок формирования выборных органов власти.
право на участие в выборах всех граждан, достигших 18 лет, независимо от пола, расы, национальности и других факторов (не могут участвовать в выборах лица, признанные недееспособными по решению суда, и лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда).
означает, что каждый избиратель имеет одинаковое количество голосов и участвует в выборах на равных основаниях. Каждый избранный депутат представляет примерно одинаковое число избирателей.
означает, что каждый избиратель голосует непосредственно за избираемого кандидата. Выборы могут быть и не прямыми (косвенными), когда избиратели избирают коллегию выборщиков, а те, в свою очередь голосуют за кандидата.
означает установление такого порядка, при котором отсутствует контроль за волеизъявлением избирателей.
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС – это порядок и основные стадии в организации выборов.
организация избирательных округов с приблизительно равным числом избирателей.
создание избирательных комиссий, обеспечивающих подготовку и проведение выборов.
регистрация избирателей в установленном законом порядке, составление списков избирателей.
выдвижение кандидатов на выборные должности и их регистрация.
предвыборная борьба (прекращается за день до голосования).
процесс голосования по избирательным участкам.
подведение итогов голосования (выборы признаются состоявшимися при явке установленного в законе числа избирателей).
установление результатов и распределение мест в выборных органах по итогам голосования.
Существует 2 системы распределения мандатов (независимость депутата от голосования) по итогам голосования:
Мажоритарная система – это способ определения результатов голосования, при котором для получения мандата требуется собрать установленное законом большинство голосов.
Пропорциональная система – это способ определения результатов голосования, в основу которого положен принцип распределения мест пропорционально полученным каждой партией количеству голосов.
по правовой силе результатов: консультативные и решающие.
по содержанию проектов, выносимых на голосование: на конституционные, законодательные и плебисцит (определение государственной принадлежности территории всей или части спорной территории на основе волеизъявления населения);
по способу организации: на обязательные и факультативные.
(инициатива референдума может исходить от главы государства, всего парламента или группы его депутатов, от определенного числа граждан или органов местного самоуправления)
это внутренняя структура права, которая выражается в единстве и согласованности составляющих его норм и одновременной их дифференциации на отрасли и институты.
Отрасли материального права (содержат правовые нормы, непосредственно регулирующие поведение субъектов):
Отрасли процессуального права (содержат правила применения государственными органами, должностными лицами норм материального права):
Источники (формы) права – это государственно-официальные способы выражения и закрепления его норм, придания общим правилам поведения общеобязательного, юридического значения.
Судебный (административный) прецедент.
Нормативно—правовой акт делится на:
Законы (принимаемые в особом порядке и обладающие высшей юридической силой нормативно-правовые акты, выражающие государственную волю по ключевым вопросам общественной жизни), могут быть основными (конституции, федеральные конституционные законы) и обыкновенными (федеральные законы, уставы субъектов федерации, законы субъектов федерации).
Подзаконные акты (правотворческие акты компетентных органов власти, которые основаны на законе и не противоречат ему), обладают меньшей юридической силой, чем законы, призваны конкретизировать принципиальные положения законов применительно к своеобразию различных ситуаций и индивидуальных интересов.
В РФ сложилась стройная система законов и подзаконных актов:
Федеральные конституционные законы
Законы субъектов Федерации
Виды подзаконных актов:
Указы Президента РФ
Постановления Правительства России
(приказы и инструкции министерств и ведомств)
Акты местных органов исполнительной власти
Локальные нормативные акты
Публичное и частное право
Возможность человека делать что-либо, поступать так, чтобы обеспечить необходимые условия своей жизнедеятельности;
Права, присущие самой природе человека, без которых он не может существовать как биосоциодуховное существо.
государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву, функционирует в определенных законом границах, обеспечивая правовую защищенность своих граждан.
Признаки правового государства:
Верховенство закона, права
Обеспечение прав и свобод человека и гражданина
Организация государственной власти на основе принципа разделения властей, подчиненности власти праву
Правовая форма взаимоотношений (взаимность прав и обязанностей) индивида, общества и государства
Правонарушения и юридическая ответственность
наиболее опасное для общества деяние, прямо предусмотренное уголовным законом.
Гражданско-правовые правонарушения (деликты).
Юридическая ответственность – средство, которое блокирует противоправное повеление и стимулирует общественно полезные действия людей в правовой сфере.
это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения
Сферы жизни общества (подсистемы – «промежуточные» комплексы): ♦ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ♦ СОЦИАЛЬНАЯ ♦ ПОЛИТИЧЕСКАЯ
♦ ДУХОВНАЯ Элемент – неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в её создании.
многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них)
Отношения по детопроизводству.
Возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека, складываются вне сознания человека и независимо от него.
Формируются предварительно «проходя через сознание» людей – духовные ценности.
Субъективно переживаемые связи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах межличностного взаимодействия, т.е. взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе их совместной деятельности и общения.
ИНСТИТУТ (с лат.- установление, устройство) – два значения: узкое техническое (название специализированных научных и учебных заведений); широкое социальное: совокупность норм права по определенному кругу общественных отношений.
Функции и структурные элементы основных институтов общества
Законодатель, субъект права
Общественные здания и места
Содействие соборным отношениям и установкам, углубление веры
Крест, алтарь, Библия
Социализация людей, приобщение к базисным ценностям и практикам;
Разработка и передача новых знаний
Духовные: наука, культура
Школа, колледж, учебник
По географическому признаку общества делятся:
►традиционные (подчинение общества государству, отсутствие гарантий частной собственности и прав граждан, поглощение личности коллективом, деспотическое государство).
► индустриальные – принципы: концентрация (сосредоточение на крупных предприятиях большей части средств производства и рабочей силы; процесс урбанизации), централизация (объединение нескольких предприятий в одно; создание крупных финансово-промышленных групп); синхронизация (принцип, который указывает на то, что машины и механизмы, сам процесс производства диктуют человеку ритм жизни не только на производстве, но и в других сферах жизни); стандартизация; специализация (сужение круга деятельности людей, закрепление индивида за отдельной операцией); максимизация ( стремление выжать из всего максимум возможного)
► постиндустриальные (информационные): производство не товаров, а услуг; главный вид труда – это получение, обработка, хранение и использование информации; повсеместное использование достижений науки и техники, целенаправленное развитие самой техники на основе фундаментальных научных исследований.
По формационному признаку –
► первобытнообщинные ► рабовладельческие ► феодальные ► капиталистические ► коммунистические
биосоциальное существо, обладающее даром речи, мышлением, способностью изготавливать орудия труда
желание что-либо иметь ПРИВЫЧКИ – это приобретённые человеком способы
удовлетворять потребности и реагировать на инстинкты
МОТИВ – это побудительная причина, повод к началу действий.
ЧУВСТВА – это переживание человеком отношения к самому себе,
другим людям, эмоциональная оценка человеком своих действий.
Низшие чувства: удовлетворение и неудовлетворение потребностей,
связанных с анатомией и физиологией человека.
Высшие чувства: моральные, интеллектуальные и эстетические.
ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА – это его стойкие, неизменные анатомо-физиологические черты, задатки и свойства, выражающие особенности человека как живого существа.
ЧЕЛОВЕК → ИНДИВИД →ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ (многообразие и своеобразие проявлений человека, подчеркивающие неповторимость, многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности) → ЛИЧНОСТЬ → СОЦИАЛИЗАЦИЯ → СЕМЬЯ
ОБЩЕНИЕ – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.
1. Реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности.
2. Проявляется в процессе формирования и изменения психического облика человека.
3. Восприятие других людей и поддержание с ними различных отношений.
4. Человек получает возможность познать, утвердить и подтвердить себя.
5. Реализуется в общении человека с самим собой.
ДУХОВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ: душевность, дружелюбие в отношениях между людьми, воля и разум (дух – с греч. сознание, человеческое измерение, человеческий разум или его склонность).
МИРОВОЗЗРЕНИЕ – система ценностей, взглядов, которые позволяют человеку ориентироваться в многообразии окружающего мира, выделять ценности нравственные как важнейшие, обуславливающие в современной ситуации саму возможность его существования на Земле.
– самые обобщенные представления о мироздании, природе, обществе, человеке, которые выражены в понятиях и образах, отражающих целостное восприятие мира и отношение к нему, реализуются в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.
Мифология (язычество) – ранняя форма мировоззрения; обожествление и одушевление окружающего мира.
Религия – более поздняя форма мировоззрения, которая удваивает окружающий мир на мир реальный и мир потусторонний.
Наука – высшая форма мировоззрения. Опирается на достижения науки, объективные законы природы и общества.
СВОБОДА в деятельности человека:
Гегель вывел формулу – «свобода есть осознанная необходимость», что означает – всё в мире подчинено силам, действующим неотвратимо.
Необходимость (закономерность, объективность) не осмыслена, не осознана человеком – он её раб.
Необходимость познана, то человек обретает способность принимать решения со знанием дела. В этом и выражается его свобода: возможность самостоятельного выбора между добром и злом,
состояние человека, способного действовать во всех важных делах на основе выбора;
способность человека к активной творческой деятельности в соответствии со своими устремлениями, желаниями, намерениями, идеалами и ценностями.
Дополнение к ней: ответственность, справедливость.
ПОЗНАНИЕ → САМОПОЗНАНИЕ →ЗНАНИЕ→СОЗНАНИЕ→
МЫШЛЕНИЕ (высшая форма активного отражения объективной реальности, которая состоит в целенаправленном, обобщенном познании окружающего мира)