Кластер это в истории что такое
Методический материал по составлению кластров (история, обществознание)
по составлению кластеров
Одна из причин снижения учебной мотивации – неумение учащихся работать с большим объемом информации, которую необходимо освоить, выделить главное, систематизировать и определенным образом представить.
Связующим звеном всех учебных предметов является текст, сплошной и не сплошной (графики, таблицы, диаграммы, схемы) работа с которым позволяет добиваться оптимального результата. Работа по развитию и совершенствованию умений работать с информацией, представленной в устной и письменной форме, может и должна строиться на уроке при работе с текстом.
С помощью графических схем можно обобщить и систематизировать учебный материал, графика помогает наглядно и понятно представить логику изложения учебного материала. Визуальное и наглядное представление информации запоминается лучше, чем обыкновенная информация.
Данная работа позволяет развивать у ребят помимо умения работы с текстом, следующие умения:
выделять ключевые слова;
систематизировать необходимую информацию;
анализировать, сравнивать и обобщать информацию;
развивать монологическую речь.
Задача педагога- оказать помощь учащимся в развитии навыка преобразования информации из одной знаковой системы в другую (превращение сложной, объёмной информации в более компактную и визуально удобную)
Конечный результат деятельности учеников – адекватное восстановление первоначального текста при выполнении самостоятельной работы.
Способы работы учащихся с кластерами:
— Составление нового кластера.
— Составление краткого рассказа по готовому кластеру с использованием слов, входящих в состав кластера.
— Коррекция и совершенствование готового кластера.
— Анализ и завершение неполного кластера:
— без указания главного термина, с которого начинается кластер, и определение этого главного термина;
— без указания одного или нескольких терминов кластера и определение этих терминов.
Формы работы с кластерами
— Самостоятельно при выполнении домашней работы
— Самостоятельно на практическом занятии
— В составе малой группы с последующим конкурсом на лучший кластер, составленный по заданному преподавателем главному термину
— В составе учебной группы при участии преподавателя, выступающего в качестве ведущего, помогающего группе составить кластер
— При выполнении контрольного задания на составление кластера, написание рассказа по кластеру или определение термина (терминов) неполного кластера.
Преимущества использования кластера:
Кластер, созданный руками учащихся, даёт возможность преподавателю отслеживать понимание учащимися темы.
Для самих учащихся это возможность обобщить и структурировать предметный материал и увидеть связи между идеями и понятиями
Кластер – это отражение нелинейности мышления, он тесно связана с тем, как работает наш мозг. (Особенно у современных детей с «клиповым сознанием»)
Кластер даёт возможность не только писать, но и рисовать, хотя бы до появления новых идей.
В групповой работе кластер служит неким каркасом для идей группы, что даёт возможность учащимся приобщиться к ассоциациям и взаимосвязям, которые каждый из них создаёт. Рождается групповой опыт, дающий доступ к дополнительной информации.
Памятка по составлению кластера.
Кластер – прием систематизации материала в виде схемы (рисунка), когда выделяются смысловые единицы текста.
Кластер помогает конкретизировать тему, образ, помогает развитию речи, мышления, воображения.
Для создания кластера нужно:
1) Ознакомиться с текстом;
2) Составить кластерную схему, используя родо-видовые и видо-видовые связи между понятиями. Слова, имеющие видо-видовые отношения, должны быть закрашены одинаковым цветом.
3) Посередине листа записать ключевое слово или предложение, которое является главным для раскрытия темы, идеи;
4) Вокруг этого слова пишутся слова или предложения, выражающие суть идеи, факты, образы, подходящие для данной темы;
5) Затем по мере записи все слова соединяются с ключевым словом. У каждого слова- спутника тоже могут появиться свои слова- спутники.
6) Схема кластера должна быть аккуратной. Во время работы можно использовать словари, энциклопедии, интернет.
7) В итоге появляется запись- структура, которая отражает размышления.
1. Составьте кластер на тему «Российская цивилизационно-культурная идентичность». №1.
Кластер на тему «Российская гражданская идентичность». №2
№ 3
4. Составьте кластер на тему «Российская цивилизационно-культурная идентичность».
Предложите несколько тем экскурсионно-образовательных маршрутов, способствующих формированию этно-культурной (религиозно-культурной) идентичности школьников с тенденцией на формирование российской гражданской идентичности.
Наряду с аудиторными занятиями данной программой предусмотрен ряд внеклассных мероприятий. К ним можно отнести экскурсии, направленные на знакомство с экспозициями Сурского краеведческого музея им.; конкурсы по различной тематике, например:«Традиции и обряды моего народа», где старшеклассникам предоставляется возможность самим представить свою национальность, показать ее отличие от других этносов.«Праздник национальной кухни», на котором каждый желающий может не только попробовать блюда национальной кухни, но и научиться их готовить.«Вечер народной песни», когда старшеклассники сначала внутри своего класса, а затем и в других сами организовывают и проводят вечера, посвященные народным песням. На таких мероприятиях слушаются музыкальные произведения народных исполнителей. Учащиеся также сами исполняют произведения народного фольклора.
Выставка игрушек народов Поволжья.Учащиеся сами под руководством учителей труда или дома с родителями мастерят народные игрушки, шьют и одевают кукол в национальные костюмы.
Выставка рисунков и сочинений на тему «Мы против межнациональных конфликтов». Такая форма работы позволяет школьникам словом и кистью передать свои чувства и отношение к межнациональным конфликтам, передать своё видение путей их преодоления.
Создание генеалогического древа. Эта акция позволяет по-новому взглянуть на родословную собственной семьи, узнать новые сведения о своих предках.
Кроме вышеперечисленных методов программой данного спецкурса предусмотрены встречи с представителями национальных общин, что позволяет старшеклассникам получить более полное представление об этнических общинах в городе, крае.
Программа спецкурса включает в себя возможности использования всемирной информационной сети Интернета. Учащиеся под руководством преподавателя собирали материал, освещающий вопросы культурных особенностей различных этносов проживающих на территории Ульяновской области..
Как показало проведенное нами исследование, занятия в рамках спецкурса способствовали формированию у старшеклассников теоретических знаний в области этнологии, этнопедагогики, этнопсихологии, конфликтологии, стремлению к тому, чтобы быть частью культуры своего народа, своей страны, развивать и передавать ее последующим поколениям.
Работа в ходе эксперимента строилась таким образом, чтобы старшеклассники могли реализовать полученные знания во взаимодействии с учащимися младших и средних классов. Так, они привлекались к проведению бесед, тематических занятий, к индивидуальной работе с учащимися, к организации, подготовке и проведению этнокультурных мероприятий. Выполняя функции посредников, они реализовывали идеи толерантности. Также они стали проводниками идей толерантности. Полученные ими знания и навыки эффективного межэтнического взаимодействия способствовали эффективной работе «Совет старшеклассников» из числа старшеклассников, который позволил школьникам самостоятельно решать многие доступные проблемы.
Кроме того, к участию в мероприятиях стали привлекаться учащиеся других классов, родители и преподаватели других образовательных предметов: литературы, ИЗО, музыки, технологии.. Создание атмосферы сотрудничества в совместной работе способствовало развитию у учащихся таких качеств, как терпимость, умение работать в коллективе, взаимопонимание, умение слушать других и т.д.
Внеклассная и внеучебная деятельность учащихся даёт им тот социальный опыт, который соответствует основным общественным ценностям, готовит учащихся к жизни в этом обществе, трансформирует многое из того, что идёт из окружающей среды и способствует усвоению этого опыта.
Таким образом, выпускник школы, независимо то его национальной принадлежности должен стать субъектом деятельности- созидателем материальных и духовных благ: человеком, проявляющем заботу об окружающих людях, живой природе, собственном Я(кто я есть в этом мире).
№ 2.Москва-центр борьбы сордынским владычеством. Куликовская битва.(6класс)
№ 3.Церковь и государство в концеXV-начале XVI века..(6класс)
№ 4. Окончание Смутного времени.(7класс).
№ 5.Народные движения XVII века.
6. Составьте развёрнутый план выступления на методическом объединении учителей истории на тему о влиянии политики европеизации Петра I на процесс разложения традиционных форм идентичности россиян.
I.Гражданственная идентичность и политика европеизация в преобразованиях ПетраI.
1)Нововведение в политической, социально-экономической системе российского общества нач. 18 века.
2)Реорганизация армии и флота
а) анализ военных поражений;
б) оценка военных побед.
3.Культура и нравы петровской эпохи.
а) повседневная жизнь и быт правящей элиты основной массы населения;
б) просвещение и научные знания;
в) развитие искусства;
II. Процесс разложения традиционных форум идентичности россиян.
1.Показать как в различных источники рассматривается разложения традиционных форум идентичности россиян в социально- культурной области.
7. Составьте развёрнутый план выступления на методическом объединении учителей начальной школы, преподающих историко-обществоведческий блок курса «Окружающий мир», в котором раскрывалось бы понятие «идентичность».
2. Формирование гражданской идентичности личности учащихся начальной школы.
3. Роль курса «Окружающий мир» в формировании гражданской идентичности личности младших школьников.
4. Роль гражданской активности и школьного самоуправления в формировании гражданской идентичности личности учащихся младших классов.
№ 1.Внешняя политика Екатерины Второй(урок-лекция)
№ 2.История Крыма в истории России. (урок-рассуждение)
Кластер — что это такое и где его можно применять
Кластер – это многозначный термин, который называет какую-то общность, скопление или упорядоченную группу похожих по смыслу элементов. Для разных сфер он может описывать разные процессы или обозначать совокупность объектов. Чтобы понять смысл понятия лучше отталкиваться от контекста. В нашем обзоре мы коротко опишем основные направления, в котором уместно употребление этого слова и осветим значение слова «кластер» в сфере информационных технологий (IT).
Области, в которых употребляется слово «кластер»
Производство. В этой сфере так называется комплекс объектов компании, осуществляющий полный цикл производства и размещенный на одной территории. Например, в Подмосковье существует сырный кластер, в который входят порядка 10 разных предприятий.
Экономика. Многие развитые страны ведут государственную кластерную политику, а всемирные организации (например, Азиатский банк развития или ОЭСР) участвуют в финансировании таких проектов. Для государства такие проекты нужны для уверенной конкуренции на международной арене в области инноваций. Полное название таких комплексов звучит так: «Инновационный территориальный кластер». В рамках этих проектов концентрируется научно-технические разработки, промышленное производство и образование.
В России они иначе именуются как «наукограды» и «технопарки». Самый известный в нашей стране технопарк – это «Сколково». Эти центры решают задачи для разных научных областей: медицина, фармацевтика, биотехнологии, нанотехнологии, аэрокосмическое строительство, энергетика и многое другое. Поддержкой государства пользуются более 25 таких проектов в разных регионах от Москвы и Санкт-Петербурга до Дальнего Востока. Полный список центров можно найти на официальных сайтах Министесрства экономческого развития России и Ассоциации кластеров и технопарков России.
Значение слова «кластер» в IT
В информационных технологиях значение этого термина наиболее широкое. Кластером называют:
Подробно мы рассмотрим самые популярные сферы применения этого значения.
Кластер серверов 1С
Чтобы обеспечить активных пользователей бесперебойной работой сервера, создаётся серверная архитектура, выдерживающая высокие нагрузки. Такой системой может стать кластер серверов 1С. Другая альтернатива – отказоустойчивый Microsoft SQL Server или высокодоступный хост Hyper-V.
Программа 1С: Предприятия была создана для автоматизации оборота документов и управления складом. Здесь кластер серверов организует устойчивую к сбоям работу для большого количества пользователей и обширных баз данных. В версии 1С: Предприятия 8.3 есть функция масштабирования. Она позволяет увеличивать количество активных менеджеров и запускаемых рабочих процессов не создавая сбой. При этом нагрузка между серверами будет распределена равномерно. Управление серверами 1С осуществляет консоль администрирования.
Кластер файловых систем и его размер
Дисковое пространство Windows организуется с помощью кластеров. Их размер – это минимальное значение, которое может быть выделено памятью для хранения данных. Чтобы сохранить файл, системе нужно занять целое число дисковых единиц. При этом какая-то часть памяти в последнем занятой ячейке может остаться не востребованной. Чтобы оптимизировать такую потерю, нужно во время форматирования раздела задать минимальный размер этой ячейки.
Если вы форматируете жесткий диск под файловую систему NTFS, FAT или exFAT, то по умолчанию размер логической единицы равен 4 КБ. Чтобы выбрать размер для файловой системы NTFS, FAT16 или FAT32, то о рекомендуемых параметрах можно узнать на сайте поддержки Microsoft.
Как правило стандартных настроек дискового пространства для обычных пользователей вполне хватает. Но если вы намерены хранить много небольших файлов, то можно уменьшить размер кластера.
Веб-кластер
Для создания сайта с большим объемом информации также используется принцип архитектуры кластера. Это означает такое построение связей, которое даст максимальное быстродействие без зависаний. Такую архитектуру сайта можно встретить у крупных новостных порталов, а также сайтов с большим потоком посещений. Например, промо-сайтов Кока-Колы.
В нашем материале мы постарались в общих чертах определить, что же такое «кластер». Надеемся, вы смогли понять в каком направлении нужно двигаться дальше для получения большей информации.
Метод кластера в технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания
Выбранный для просмотра документ Метод кластера в технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания.docx
ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
СИМФЕРОПОЛЬСКОЙ РАЙОННОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ
Обобщение опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ «Мирновская школа № 1» Симферопольского района Республики Крым Рязановой Натальи Николаевны по теме: « Метод кластера в технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания»
Традиционная цель исторического образования- усвоение и запоминание фактической истории. Но в условиях расширения информационного поля, появления различных интерпретаций и нередко противоположных оценок прошлого происходит изменение цели исторического образования. Оно предусматривает обучение способам обработки, анализа, структурирования и критики исторической информации. Учитель, работающий только по традиционной системе, в настоящее время теряет связь с жизнью, надежду на перспективу в будущем. Традиционные наработки, методические приемы сохраняются, но какие же произошли «наращения» в современном уроке, чем он обогатился, какие новые задачи решает современный урок и, главным образом, каков современный механизм решения новых задач современного исторического образования?
Современный этап развития общества характеризуется возрастанием требований к уровню развития личности. В концепции модернизации российского образования в качестве одной из задач выдвигается формирование молодого человека с критическим, нестандартным мышлением, способного к поиску взвешенных решений, основанных на самостоятельном исследовании окружающего мира.
Постоянное увеличение объема знаний, быстрое устаревание имеющихся сведений, необходимость ориентироваться во все возрастающем потоке информации заставляют нас искать источник новых знаний непосредственно внутри системы образовательных процессов. Выпускник школы должен самостоятельно мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей действительности.
ХХI век потребовал качественного изменения содержания образования, которое должно быть направлено на развитие возможностей и способностей человеческой личности. Задача школы и каждого педагога создать условия, позволяющие личности ребенка максимально самореализоваться, развить свои способности, в том числе и интеллектуальные. Одной из современных образовательных технологий, применяемых в школе, является технология по развитию критического мышления (ТРКМ).
Что такое критическое мышление (слайд № 2)?
Сегодня в различных научных источниках можно найти разные определения критического мышления. Все они сводятся к тому. Что критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающие догм, развивающееся путем наложения новой информации на личный жизненный опыт. В этом и есть отличие критического мышления от мышления творческого, которое не предусматривает оценочности, а предполагает продуцирование новых идей, очень часто выходящих за рамки жизненного опыта, внешних норм и правил.
Развитие критического мышления приводит к следующим результатам (слайд № 3):
1. Высокая мотивация учащихся к образовательному процессу.
2. Возрастание мыслительных возможностей учащихся, гибкости мышления, его переключения с одного типа на другой.
3. Развитие способностей самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими.
4. Развитие способностей передавать другим авторскую информацию, подвергать ее коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека.
5. Развитие умения анализировать полученную информацию.
Что дает технология критического мышления ученику (слайд № 4)?
— повышение эффективности восприятия информации;
— повышение интереса, как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
— умение критически мыслить;
— умение ответственно относиться к собственному образованию;
— умение работать в сотрудничестве с другими;
— повышение качества образования учеников;
— желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.
Что дает технология критического мышления учителю (слайд № 5)?
— умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудни-чества;
— возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
— стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;
— стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.
Особенности и правила технологии развития критического мышления (слайд № 6):
— технология критического мышления предполагает равные партнерские отношения, как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения;
— работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.
— умение работать в группе;
— умение графически оформить текстовый материал; умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию;
— умение распределить информацию по степени новизны и значимости; умение обобщить полученные знания;
— формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.
Одним из методических приемов данной технологии является метод «Кластер», который наиболее часто используется мною на уроках истории и обществознания.
Методический прием «Составление кластера».
Прием кластеров («гроздья») универсален. Он может применяться на стадии вызова для систематизации имеющейся информации и выявления областей недостаточного знания. На стадии осмысления кластер позволяет фиксировать фрагменты новой информации. На стадии рефлексии понятия группируются и между ними устанавливаются логические связи.
Кластер («гроздь») – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди (слайд № 8). Кластеры могут стать ведущим приемом и на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым образом, компонуем по категориям. Кластер – графический прием систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», т.е. располагаются в определенном порядке.
Правила очень простые (слайд № 9):
— в центре листа записывается тема, а от нее крупные смысловые единицы;
— система кластеров охватывает большее количество информации, чем мы получаем при обычной работе;
— не боятся записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции;
— продолжать работу, пока не кончится время и идеи не иссякнут;
— постараться построить как можно больше связей.
Очень важным этапом является презентация новых кластеров. Задачей этой работы является не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между «гроздями».
Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы.
Возможны следующие варианты:
— укрупнение или детализация смысловых блоков (по необходимости) ;
— выделение нескольких ключевых аспектов, на которых будет сосредоточено внимание;
— разбивка на кластеры используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии, может быть способом мотивации мыслительной деятельности до изучения темы или формой систематизации информации по итогам прохождения материала;
— в зависимости от цели учитель организует индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную деятельность в виде общего совместного обсуждения;
— предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.
Рассмотрим работу с кластером на примере уроков истории России по культуре в 10 классе. Изучение тем по культуре всегда вызывают у обучающихся затруднения, так как им предлагается для ознакомления и систематизации большой объем информации. Используя этот метод в своей работе, я ставлю перед собой следующие цели:
— углубить знания обучающихся по вопросам культуры в определенные хронологические рамки;
— особо обращать внимание на прослеживание перспективной, стратегической цели по данной теме;
— помочь обучающимся обобщать, систематизировать материал;
— способствовать более лучшей подготовке обучающихся к выполнению итоговых работ по разделам изучаемого курса истории России.
Перспективная, стратегическая цель, которую мы ставим и имеем в виду при изучении всех тем по культуре всех периодов,- выработать навыки системно-научного подхода к истории культуры России, а также познать специфические особенности и основные этапы культурно-исторического развития России. Далее, при изучении конкретных тем формулируются конкретные цели. Так на уроке истории в 10 классе при изучении темы « Культура Киевской Руси » ставится цель: познать специфические особенности древнерусской культуры Киевской Руси, в чем заключается ее феномен, ее тесная связь с русской церковью, влияние русской церкви на духовную культуру, просвещение, общественную жизнь Киевской Руси. Перед обучающимися ставиться следующая историческая проблема: в чем заключается самобытность культуры Киевской Руси? Почему христианство смогло стать фактором, определившим особенности российской цивилизации? Достижению поставленных целей способствует работа с кластером (слайд № 10). При работе с кластером обучающим рекомендуется работа с учебником, интернет- ресурсами и другими источниками информации. Дополнительно может быть предложена работа по составлению коллажа по изучаемой теме, с целью содействия воспитания эстетических взглядов. Основные смысловые единицы данного кластера: понятие культуры, характерные черты, фольклор, живопись, литература, архитектура, прикладное народное творчество.
На уроке по теме « Культура Руси XII- начала XIII века » я также использую метод кластера (слайд № 11).
Цель урока: создать условия для продолжения формирования знаний о развитии культуры России в XII- начале XIII века.
Историческая проблема: как связаны культура Древнерусского государства и культура княжеств периода феодальной раздробленности? Существует ли связь культуры домонгольской Руси и современной культуры?
Основные смысловые единицы данного кластера: характерные черты, расцвет летописания, живописи, архитектуры на примере отдельных княжеств периода феодальной раздробленности.
На уроке по теме « Культура Руси в XIV — XV веках » я предлагаю обучающимся работу с кластером по данной теме (слайд № 12).
Основные смысловые единицы данного кластера: характерные черты, литературные жанры (повести, памятники Куликовского периода, похвальное слово, рассказы о путешествиях, летописи), особенности живописи и ее представители, фольклор, храмовое и гражданское строительство Москвы, Новгорода и Пскова, феномен русской культуры.
Урок по теме « Русская культура в XVI столетии » (слайд № 13).
Историческая проблема: как связаны политическая история России XVI столетия и развитие культуры? Проявляются ли в этот период воздействия культуры на политику?
Основные смысловые единицы данного кластера: исторические условия, образование, литература (обобщающие труды, публицистика), книгопечатание, художественное ремесло, архитектура, живопись.
Урок по теме « Русская культура в XVII столетии » (слайд № 14).
Цель урока: узнать, уяснить наиболее характерные явления культурного развития России в XVII столетии, а также показать борьбу передовых тенденций (распространение научных знаний и просвещения, антифеодальная, антицерковная направленность) против продолжавших тогда господствовать феодальных и церковных устоев; понимать и показывать связь исторических событий, социально- экономической и политической ситуации в стране с развитием культуры и быта; сравнивать культуру различных исторических периодов (XIV, XV, XVI веков); доказать, что XVII век стал началом нового периода в русской истории, а также нового периода в истории русской культуры.
Историческая проблема: как взаимодействовали «старое» и «новое» в культуре XVII века?
Основные смысловые единицы данного кластера: исторические условия, общая характеристика, образование и просвещение, литература (сочинения о Смутном времени, сатирические повести, автобиографии), театр, архитектура (зодчество, Московская школа, Ярославская школа, Нарышкинское барокко, Строгановская школа), живопись.
Данная работа по составлению кластеров по темам культуры России будет мною продолжена и в дальнейшем, так как этот методический прием (кластер) способствует достижению поставленных целей на уроках при изучении культуры России.
Также мною составлены кластеры по предмету обществознание.
Уроки обществознания в 7 классе по теме « Права и обязанности граждан » (слайды № 15, 16).
Цель урока: создать условия для формирования представления о правах и обязанностях граждан, о том, что права человека принадлежат каждому с момента рождения и закрепляются в законах. На данных уроках обучающиеся научатся: определять конституционные права и обязанности граждан РФ; какие группы прав существуют; что означает выражение «право человека закреплены в законе»; работать с документами правового характера.
Обучающимся предлагается работа с кластерами « Права человека », « Конституционные обязанности граждан РФ ».
Урок обществознания в 7 классе по теме « Почему важно соблюдать законы » (слайд № 17).
Цель урока: создать условия для формирования представлений о важности соблюдения законов, отрицательного отношения к противоправным поступкам, побуждать детей к защите своих прав, уважению к правам другого человека.
Пользуясь текстом учебника, обучающиеся заполняют кластер по данной теме. Основные смысловые единицы: понятие, главный закон государства, роль законов в жизни общества, социальные функции законов, закон устанавливает.
Урок обществознания в 8 классе по теме « Образование » (слайд № 18).
Цель урока: создать условия для формирования понятия о правовом регулировании в области образования.
Основные смысловые единицы кластера: понятие образования, Федеральный закон, приоритет образования, общее образование, профессиональное образование, роль образования в информационном обществе.
Урок обществознания в 9 классе по теме « Государство » (слайд № 19).
Цель урока: создавать условия для формирования представлений о происхождении государства, признаках и формах государства.
Основные смысловые единицы кластера: понятие государства, форма правления, форма территориально-государственного устройства, политический режим, признаки государства, функции (внутренние и внешние).
Урок обществознания в 9 классе по теме « Политические партии и движения » (слайд № 20).
Цель урока: способствовать формированию представлений об общественно-политических движениях и партиях.
Основные смысловые единицы кластера: цели политических партий и общественно-политических движений, структура политической власти, признаки, функции, принципы партии, типология политических партий, отличительные признаки политических движений, виды движений.
Урок обществознания в 9 классе по теме « Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя РФ » (слайд № 21).
Цель урока: создать условия для формирования представлений об основах
конституционного строя РФ.
Смысловые единицы кластера: понятие Конституции, дата принятия Пятой Конституции, провозглашает, главные цели, Конституция России, структура Конституции, основные положения и задачи.
Урок обществознания в 10 классе по теме «Самопознание и самореализация» (кластеры « Я (ученик)- индивид » (слайд № 22), « Я (ученик)- личность » (слайд № 23)).
Урок обществознания в 10 классе по теме «Культурная и духовная жизнь человека» (кластер « Культурный человек » (слайд № 24)).
Следует отметить, что заполнение каждого кластера завершается написанием вывода по изучаемой теме.
Данный материал опубликован на сайте и на страницах СМИ «Завуч.Инфо», подтверждение тому- получение свидетельств о публикации методического материала.
Таким образом, используя метод кластера в технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания я выхожу на решение следующих задач: все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают, каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности, причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новые знания, но и развивать саму познавательную деятельность, переводить ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества. Использование данного приема (кластер) повышает мотивацию обучения и интерес обучающихся к школе, формирует обстановку творческого сотрудничества, дает им ощущение творческой свободы и, самое главное, приносит радость и положительные результаты.