Кластер это что в истории

Кластер-технологии на уроках истории

Класс: 8

Современная жизнь вносит большие коррективы в сферу образования. История – не исключение. В связи с модернизацией Российского образования образовательные учреждения переходят к новым стандартам, новым программам, новым учебникам. Требования меняются и к уроку, и к личности учителя, его педагогической деятельности. В учебный процесс включается возможность личностного роста ребенка, развитие его индивидуальности, раскрытие творческих способностей.

Требования при сдаче ОГЭ и ЕГЭ по истории таковы, что обучающиеся должны владеть большим объемом исторической информации, уметь выстраивать исторические вертикали, знать историографию, уметь анализировать исторические документы, формировать свое отношение к историческим событиям.

Задача учителя – не только обеспечить усвоение обучающимися знаний по предмету, но и развивать критическое мышление, которое дает возможность развития индивидуальных способностей, роста ребенка, саморазвития и самовыражения.

Методов, форм, приемов работы существует огромное количество. Учитель сам решает, какие более эффективные, и как он их будет применять. Здесь многое зависит от особенностей того или иного класса.

Я хочу остановиться на использовании некоторых общеизвестных приемов развития критического мышления на уроках истории.

Работа с текстом на уроках истории занимает одно из ведущих мест. В своей работе я использую различные традиционные методические приемы: развернутые планы, объяснительное чтение, беседы по тексту, логические и опорные конспекты и др. Но в настоящее время, задача учителя – изменить привычный статус учебника как основного источника знаний, информация в котором не подвергается сомнению, научить ребенка критическому мышлению при работе с авторскими текстами учебника.

«Критическое мышление» – не от слова «критика». В настоящее время существуют различные определения этого понятия. Все они сводятся к тому, что критическое мышление – это оценочное, рефлексивное, открытое мышление, которое не принимает канонов, развивается путем наложения новой информации на личный жизненный опыт.

Наряду с традиционными приемами прочтения и логической обработки текста, я знакомлю обучающихся с приемом представления информации в кластерах.

Cluster (англ.) – кисть, пучок, гроздь, а также скопление, концентрация. В учебной деятельности кластерами называют графический способ организации материала.

Как же готовится кластер?

1. Нужно прочитать текс учебника и выделить большие и малые смысловые единицы. (Если возникают проблемы, помочь ученикам выделить эти смысловые единицы. Например, это могут быть ключевые слова и фразы, вопросы)

2. Взять лист бумаги и в прямоугольниках записать принятые названия.

3. Вокруг каждой рамки в кружках кратко записать сведения, соответствующие смысловым блокам («веточки»).

4. Попробовать установить связи между отдельными блоками и соединить их стрелками.

5. Обсудить в группе свои результаты (можно воспользоваться дополнительными источниками) и дополнить кластеры новыми «веточками» – сведениями, которых нет в учебнике.

6. Если необходимо остановиться на каком-либо смысловом блоке, надо сделать эту «веточку» ярче, можно выделить цветом.

В результате, кластер позволяет ученикам проявить индивидуальные способности в осмыслении учебной информации, выделить главное, подвести ребенка к собственному выводу, дает возможность ребенку самостоятельно найти и поработать с дополнительным материалом. (Например, изучая тему «Великая Северная война», одна из «веточек» – «Устав морской». В учебнике о нем, кроме названия, ничего не сказано. Ребята дополнительно изучили этот вопрос (узнали о «детище Петра I», итоговый документ включал в себя 5 томов) и дополнили «веточку» датой принятия). И таких примеров может быть огромное множество.

Современные приемы работы с учебной информацией дают возможность перейти от механического, а иногда и бездумного усвоения учебного текста, к критическому осмыслению.

Применение кластера имеет следующие достоинства:

— он позволяет охватить большой объем информации;

— вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно;

— учит детей систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения, учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний;

— ученики активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказывая свое мнение.

Мы живем в России и историю своей страны должны знать. Завершить мне бы хотелось словами российского историка В.О. Ключевского: «Без знания истории мы должны признать себя случайными, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нем живем, как и к чему должны стремиться».

Я хочу привести один из примеров кластера, составленного при изучении темы «Северная война»:

Источник

Кластер — что это такое и где его можно применять

Кластер – это многозначный термин, который называет какую-то общность, скопление или упорядоченную группу похожих по смыслу элементов. Для разных сфер он может описывать разные процессы или обозначать совокупность объектов. Чтобы понять смысл понятия лучше отталкиваться от контекста. В нашем обзоре мы коротко опишем основные направления, в котором уместно употребление этого слова и осветим значение слова «кластер» в сфере информационных технологий (IT).

Области, в которых употребляется слово «кластер»

Производство. В этой сфере так называется комплекс объектов компании, осуществляющий полный цикл производства и размещенный на одной территории. Например, в Подмосковье существует сырный кластер, в который входят порядка 10 разных предприятий.

Экономика. Многие развитые страны ведут государственную кластерную политику, а всемирные организации (например, Азиатский банк развития или ОЭСР) участвуют в финансировании таких проектов. Для государства такие проекты нужны для уверенной конкуренции на международной арене в области инноваций. Полное название таких комплексов звучит так: «Инновационный территориальный кластер». В рамках этих проектов концентрируется научно-технические разработки, промышленное производство и образование.

Кластер это что в истории. Смотреть фото Кластер это что в истории. Смотреть картинку Кластер это что в истории. Картинка про Кластер это что в истории. Фото Кластер это что в истории

В России они иначе именуются как «наукограды» и «технопарки». Самый известный в нашей стране технопарк – это «Сколково». Эти центры решают задачи для разных научных областей: медицина, фармацевтика, биотехнологии, нанотехнологии, аэрокосмическое строительство, энергетика и многое другое. Поддержкой государства пользуются более 25 таких проектов в разных регионах от Москвы и Санкт-Петербурга до Дальнего Востока. Полный список центров можно найти на официальных сайтах Министесрства экономческого развития России и Ассоциации кластеров и технопарков России.

Значение слова «кластер» в IT

В информационных технологиях значение этого термина наиболее широкое. Кластером называют:

Подробно мы рассмотрим самые популярные сферы применения этого значения.

Кластер серверов 1С

Чтобы обеспечить активных пользователей бесперебойной работой сервера, создаётся серверная архитектура, выдерживающая высокие нагрузки. Такой системой может стать кластер серверов 1С. Другая альтернатива – отказоустойчивый Microsoft SQL Server или высокодоступный хост Hyper-V. Кластер это что в истории. Смотреть фото Кластер это что в истории. Смотреть картинку Кластер это что в истории. Картинка про Кластер это что в истории. Фото Кластер это что в истории

Программа 1С: Предприятия была создана для автоматизации оборота документов и управления складом. Здесь кластер серверов организует устойчивую к сбоям работу для большого количества пользователей и обширных баз данных. В версии 1С: Предприятия 8.3 есть функция масштабирования. Она позволяет увеличивать количество активных менеджеров и запускаемых рабочих процессов не создавая сбой. При этом нагрузка между серверами будет распределена равномерно. Управление серверами 1С осуществляет консоль администрирования.

Кластер файловых систем и его размер

Дисковое пространство Windows организуется с помощью кластеров. Их размер – это минимальное значение, которое может быть выделено памятью для хранения данных. Чтобы сохранить файл, системе нужно занять целое число дисковых единиц. При этом какая-то часть памяти в последнем занятой ячейке может остаться не востребованной. Чтобы оптимизировать такую потерю, нужно во время форматирования раздела задать минимальный размер этой ячейки.

Кластер это что в истории. Смотреть фото Кластер это что в истории. Смотреть картинку Кластер это что в истории. Картинка про Кластер это что в истории. Фото Кластер это что в истории

Если вы форматируете жесткий диск под файловую систему NTFS, FAT или exFAT, то по умолчанию размер логической единицы равен 4 КБ. Чтобы выбрать размер для файловой системы NTFS, FAT16 или FAT32, то о рекомендуемых параметрах можно узнать на сайте поддержки Microsoft.

Как правило стандартных настроек дискового пространства для обычных пользователей вполне хватает. Но если вы намерены хранить много небольших файлов, то можно уменьшить размер кластера.

Веб-кластер

Для создания сайта с большим объемом информации также используется принцип архитектуры кластера. Это означает такое построение связей, которое даст максимальное быстродействие без зависаний. Такую архитектуру сайта можно встретить у крупных новостных порталов, а также сайтов с большим потоком посещений. Например, промо-сайтов Кока-Колы.

В нашем материале мы постарались в общих чертах определить, что же такое «кластер». Надеемся, вы смогли понять в каком направлении нужно двигаться дальше для получения большей информации.

Источник

Прием кластер на уроке. Что это такое и как его использовать? Примеры

Кластер это что в истории. Смотреть фото Кластер это что в истории. Смотреть картинку Кластер это что в истории. Картинка про Кластер это что в истории. Фото Кластер это что в истории

Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.

Кластер как один из методов критического мышления

Современная система образования ориентирована на формирование у учеников самостоятельного мышления. Критическое мышление является педагогической технологией, стимулирующей интеллектуальное развитие учащихся. Кластер — один из его методов (приемов).

Кластер это что в истории. Смотреть фото Кластер это что в истории. Смотреть картинку Кластер это что в истории. Картинка про Кластер это что в истории. Фото Кластер это что в истории

К особенностям критического мышления относят наличие трех стадий:

На первом этапе происходит активизация, вовлечение всех участников коллектива в процесс. Целью является воспроизведение уже имеющихся знаний по данной теме, формирование ассоциативного ряда и постановка вопросов, на которые хочется найти ответы. На фазе осмысления организуется работа с информацией: чтение текста, обдумывание и анализ полученных фактов. На стадии рефлексии полученные знания перерабатываются в результате творческой деятельности и делаются выводы.

Прием кластера может применяться на любой из стадий.

Возможно применение кластера на протяжении всего урока, в виде общей стратегии занятия, на всех его стадиях. Так, в самом начале дети фиксируют всю информацию, которой они владеют. Постепенно, в ходе урока, в схему добавляются новые данные. Желательно выделять их другим цветом. Данный прием развивает умение предполагать и прогнозировать, дополнять и анализировать, выделяя основное.

Основные принципы составления кластера

Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи. Важно уметь конкретизировать категории, обосновывая их при помощи мнений и фактов, содержащихся в изучаемом материале.

Правила оформления кластера на уроке

В зависимости от способа организации урока, кластер может быть оформлен на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого ученика при выполнении индивидуального задания. Составляя кластер, желательно использовать разноцветные мелки, карандаши, ручки, фломастеры. Это позволит выделить некоторые определенные моменты и нагляднее отобразить общую картину, упрощая процесс систематизации всей информации.

Рекомендации по составлению кластера

Существует несколько рекомендаций по составлению кластера. При его создании не стоит бояться излагать и фиксировать все, что приходит на ум, даже если это просто ассоциации или предположения. В ходе работы неверные или неточные высказывания могут быть исправлены или дополнены. Учащиеся могут смело дать волю воображению и интуиции, продолжая работу до тех пор, пока не закончатся все идеи. Не стоит бояться значительного количества смысловых единиц, нужно попытаться составить как можно больше связей между ними. В процессе анализа все систематизируется и станет на свои места.

Применение метода кластер

Метод кластера может применяться практически на всех уроках, при изучении самых разных тем.

Форма работы при использовании данного метода может быть абсолютно любой: индивидуальной, групповой и коллективной. Она определяется в зависимости от поставленных целей и задач, возможностей учителя и коллектива. Допустимо перетекание одной формы в другую. Например, на стадии вызова, это будет индивидуальная работа, где каждый учащийся создает в тетради собственный кластер. По мере поступления новых знаний, в качестве совместного обсуждения пройденного материала, на базе персональных рисунков и с учетом полученных на уроке знаний, составляется общая графическая схема. Кластер может быть использован как способ организации работы на уроке, и в качестве домашнего задания. В последнем случае важно наличие у учащихся определенного опыта в его составлении.

Пример

В качестве примера приведем составление кластера на уроке обществознания при изучении темы «Монархия». В самом начале работы учащиеся высказывают все имеющиеся у них знания по данному вопросу, предположения и ассоциации. Например: форма правления, власть, глава государства, царь, монарх, единовластие. Учитель фиксирует их на доске. Далее следует чтение параграфа из учебника. В ходе ознакомления с материалом (или по результату прочтения), схема дополняется новыми фактами. Учитель дописывает их, используя цветной мел. Итогом урока должен стать анализ полученной картины, с обсуждением верности или неверности первоначальных суждений и обобщением полученной информации.

Достоинства и результаты применения приема

Применение кластера имеет следующие достоинства:

В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:

Что дает применение метода кластера на уроках детям? Прием кластера развивает системное мышление, учит детей систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения, учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний, развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации.

Выводы. Уроки с применением метода кластера дают ребятам возможность проявить себя, высказать свое видение вопроса, дают свободу творческой деятельности. В целом нетрадиционные технологии, использующиеся в образовательном процессе, повышают мотивацию учащихся, формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дарят им ощущение творческой свободы.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник

Методический материал по составлению кластров (история, обществознание)

по составлению кластеров

Одна из причин снижения учебной мотивации – неумение учащихся работать с большим объемом информации, которую необходимо освоить, выделить главное, систематизировать и определенным образом представить.

Связующим звеном всех учебных предметов является текст, сплошной и не сплошной (графики, таблицы, диаграммы, схемы) работа с которым позволяет добиваться оптимального результата. Работа по развитию и совершенствованию умений работать с информацией, представленной в устной и письменной форме, может и должна строиться на уроке при работе с текстом.

С помощью графических схем можно обобщить и систематизировать учебный материал, графика помогает наглядно и понятно представить логику изложения учебного материала. Визуальное и наглядное представление информации запоминается лучше, чем обыкновенная информация.

Данная работа позволяет развивать у ребят помимо умения работы с текстом, следующие умения:

выделять ключевые слова;

систематизировать необходимую информацию;

анализировать, сравнивать и обобщать информацию;

развивать монологическую речь.

Задача педагога- оказать помощь учащимся в развитии навыка преобразования информации из одной знаковой системы в другую (превращение сложной, объёмной информации в более компактную и визуально удобную)

Конечный результат деятельности учеников – адекватное восстановление первоначального текста при выполнении самостоятельной работы.

Способы работы учащихся с кластерами:

— Составление нового кластера.

— Составление краткого рассказа по готовому кластеру с использованием слов, входящих в состав кластера.

— Коррекция и совершенствование готового кластера.

— Анализ и завершение неполного кластера:

— без указания главного термина, с которого начинается кластер, и определение этого главного термина;

— без указания одного или нескольких терминов кластера и определение этих терминов.

Формы работы с кластерами

— Самостоятельно при выполнении домашней работы

— Самостоятельно на практическом занятии

— В составе малой группы с последующим конкурсом на лучший кластер, составленный по заданному преподавателем главному термину

— В составе учебной группы при участии преподавателя, выступающего в качестве ведущего, помогающего группе составить кластер

— При выполнении контрольного задания на составление кластера, написание рассказа по кластеру или определение термина (терминов) неполного кластера.

Преимущества использования кластера:

Кластер, созданный руками учащихся, даёт возможность преподавателю отслеживать понимание учащимися темы.

Для самих учащихся это возможность обобщить и структурировать предметный материал и увидеть связи между идеями и понятиями

Кластер – это отражение нелинейности мышления, он тесно связана с тем, как работает наш мозг. (Особенно у современных детей с «клиповым сознанием»)

Кластер даёт возможность не только писать, но и рисовать, хотя бы до появления новых идей.

В групповой работе кластер служит неким каркасом для идей группы, что даёт возможность учащимся приобщиться к ассоциациям и взаимосвязям, которые каждый из них создаёт. Рождается групповой опыт, дающий доступ к дополнительной информации.

Памятка по составлению кластера.

Кластер – прием систематизации материала в виде схемы (рисунка), когда выделяются смысловые единицы текста.

Кластер помогает конкретизировать тему, образ, помогает развитию речи, мышления, воображения.

Для создания кластера нужно:

1) Ознакомиться с текстом;

2) Составить кластерную схему, используя родо-видовые и видо-видовые связи между понятиями. Слова, имеющие видо-видовые отношения, должны быть закрашены одинаковым цветом.

3) Посередине листа записать ключевое слово или предложение, которое является главным для раскрытия темы, идеи;

4) Вокруг этого слова пишутся слова или предложения, выражающие суть идеи, факты, образы, подходящие для данной темы;

5) Затем по мере записи все слова соединяются с ключевым словом. У каждого слова- спутника тоже могут появиться свои слова- спутники.

6) Схема кластера должна быть аккуратной. Во время работы можно использовать словари, энциклопедии, интернет.

7) В итоге появляется запись- структура, которая отражает размышления.

1. Составьте кластер на тему «Российская цивилизационно-культурная идентичность». №1.

Кластер это что в истории. Смотреть фото Кластер это что в истории. Смотреть картинку Кластер это что в истории. Картинка про Кластер это что в истории. Фото Кластер это что в истории

Кластер на тему «Российская гражданская идентичность». №2
Кластер это что в истории. Смотреть фото Кластер это что в истории. Смотреть картинку Кластер это что в истории. Картинка про Кластер это что в истории. Фото Кластер это что в истории

№ 3
Кластер это что в истории. Смотреть фото Кластер это что в истории. Смотреть картинку Кластер это что в истории. Картинка про Кластер это что в истории. Фото Кластер это что в истории

4. Составьте кластер на тему «Российская цивилизационно-культурная идентичность».
Кластер это что в истории. Смотреть фото Кластер это что в истории. Смотреть картинку Кластер это что в истории. Картинка про Кластер это что в истории. Фото Кластер это что в истории

Предложите несколько тем экскурсионно-образовательных маршрутов, способствующих формированию этно-культурной (религиозно-культурной) идентичности школьников с тенденцией на формирование российской гражданской идентичности.

Наряду с аудиторными занятиями данной программой предусмотрен ряд внеклассных мероприятий. К ним можно отнести экскурсии, направленные на знакомство с экспозициями Сурского краеведческого музея им.; конкурсы по различной тематике, например:«Традиции и обряды моего народа», где старшеклассникам предоставляется возможность самим представить свою национальность, показать ее отличие от других этносов.«Праздник национальной кухни», на котором каждый желающий может не только попробовать блюда национальной кухни, но и научиться их готовить.«Вечер народной песни», когда старшеклассники сначала внутри своего класса, а затем и в других сами организовывают и проводят вечера, посвященные народным песням. На таких мероприятиях слушаются музыкальные произведения народных исполнителей. Учащиеся также сами исполняют произведения народного фольклора.

Выставка игрушек народов Поволжья.Учащиеся сами под руководством учителей труда или дома с родителями мастерят народные игрушки, шьют и одевают кукол в национальные костюмы.

Выставка рисунков и сочинений на тему «Мы против межнациональных конфликтов». Такая форма работы позволяет школьникам словом и кистью передать свои чувства и отношение к межнациональным конфликтам, передать своё видение путей их преодоления.

Создание генеалогического древа. Эта акция позволяет по-новому взглянуть на родословную собственной семьи, узнать новые сведения о своих предках.

Кроме вышеперечисленных методов программой данного спецкурса предусмотрены встречи с представителями национальных общин, что позволяет старшеклассникам получить более полное представление об этнических общинах в городе, крае.

Программа спецкурса включает в себя возможности использования всемирной информационной сети Интернета. Учащиеся под руководством преподавателя собирали материал, освещающий вопросы культурных особенностей различных этносов проживающих на территории Ульяновской области..

Как показало проведенное нами исследование, занятия в рамках спецкурса способствовали формированию у старшеклассников теоретических знаний в области этнологии, этнопедагогики, этнопсихологии, конфликтологии, стремлению к тому, чтобы быть частью культуры своего народа, своей страны, развивать и передавать ее последующим поколениям.

Работа в ходе эксперимента строилась таким образом, чтобы старшеклассники могли реализовать полученные знания во взаимодействии с учащимися младших и средних классов. Так, они привлекались к проведению бесед, тематических занятий, к индивидуальной работе с учащимися, к организации, подготовке и проведению этнокультурных мероприятий. Выполняя функции посредников, они реализовывали идеи толерантности. Также они стали проводниками идей толерантности. Полученные ими знания и навыки эффективного межэтнического взаимодействия способствовали эффективной работе «Совет старшеклассников» из числа старшеклассников, который позволил школьникам самостоятельно решать многие доступные проблемы.

Кроме того, к участию в мероприятиях стали привлекаться учащиеся других классов, родители и преподаватели других образовательных предметов: литературы, ИЗО, музыки, технологии.. Создание атмосферы сотрудничества в совместной работе способствовало развитию у учащихся таких качеств, как терпимость, умение работать в коллективе, взаимопонимание, умение слушать других и т.д.

Внеклассная и внеучебная деятельность учащихся даёт им тот социальный опыт, который соответствует основным общественным ценностям, готовит учащихся к жизни в этом обществе, трансформирует многое из того, что идёт из окружающей среды и способствует усвоению этого опыта.

Таким образом, выпускник школы, независимо то его национальной принадлежности должен стать субъектом деятельности- созидателем материальных и духовных благ: человеком, проявляющем заботу об окружающих людях, живой природе, собственном Я(кто я есть в этом мире).

№ 2.Москва-центр борьбы сордынским владычеством. Куликовская битва.(6класс)

№ 3.Церковь и государство в концеXV-начале XVI века..(6класс)

№ 4. Окончание Смутного времени.(7класс).

№ 5.Народные движения XVII века.

6. Составьте развёрнутый план выступления на методическом объединении учителей истории на тему о влиянии политики европеизации Петра I на процесс разложения традиционных форм идентичности россиян.

I.Гражданственная идентичность и политика европеизация в преобразованиях ПетраI.

1)Нововведение в политической, социально-экономической системе российского общества нач. 18 века.

2)Реорганизация армии и флота

а) анализ военных поражений;

б) оценка военных побед.

3.Культура и нравы петровской эпохи.

а) повседневная жизнь и быт правящей элиты основной массы населения;

б) просвещение и научные знания;

в) развитие искусства;

II. Процесс разложения традиционных форум идентичности россиян.

1.Показать как в различных источники рассматривается разложения традиционных форум идентичности россиян в социально- культурной области.

7. Составьте развёрнутый план выступления на методическом объединении учителей начальной школы, преподающих историко-обществоведческий блок курса «Окружающий мир», в котором раскрывалось бы понятие «идентичность».

2. Формирование гражданской идентичности личности учащихся начальной школы.

3. Роль курса «Окружающий мир» в формировании гражданской идентичности личности младших школьников.

4. Роль гражданской активности и школьного самоуправления в формировании гражданской идентичности личности учащихся младших классов.

№ 1.Внешняя политика Екатерины Второй(урок-лекция)

№ 2.История Крыма в истории России. (урок-рассуждение)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *