Классовая теория происхождения государства утверждает что государство возникло на основе соглашения
Теории происхождения государства.
Теории происхождения государства.
1. Классовая теория (материалистическая) (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин) Основой происхождения государства и права признается экономический фактор. Другие факторы носят несущественный характер. Государство возникает на определенной ступени развития производительных сил, характеризуемой расколом первобытного общества на классы с противоположными экономическими интересами. Эти интересы носят антагонистический, то есть непримиримый характер. Функции государства — специальными средствами управления, прежде всего насилия, сдерживать противоборство классов, защищая интересы экономически господствующего класса. Класс — это социальная группа людей (часть сообщества), объединенная общностью экономических интересов, что обусловлено одинаковым отношением к средствам производства. Отношения классов к средствам производства, их роль в общественном производстве, способы и доля получения общественного богатства закрепляются законом. Поскольку между классами существуют непримиримые противоречия, какое-либо социальное партнерство между ними невозможно.
Социальное и имущественное расслоение обусловливают такие явления, как непрерывная классовая борьба, постоянные социальные конфликты. Родоплеменная организация, рассчитанная на монолитное единство людей, уже не в силах предохранить общество от распада. Потребность в создании новой властной организации и системы социальных норм, отвечавших изменившимся условиям, приводит к возникновению государства и права.
Государство — всегда машина, аппарат для подавления одним классом другого. В свою очередь, право есть возведенная в закон воля господствующего класса. Она приобретает государственный характер, поскольку правотворчество есть исключительная прерогатива государства. Право — это всего лишь инструмент, средство для навязывания воли господствующего класса.
Классовая теория определяет государство и право как исторически преходящие, временные явления, связанные с существованием классовых различий. В будущем они отомрут, уступив место бесклассовому обществу.
2. Теологическая (религиозная) теория (Аврелий Августин, Фома Аквинский, Ж. Маритен, Д. Мерсье, многочисленные церковные деятели прошлого и настоящего)
Возникновение государства объясняется божественной волей. Государство — божественное творение, дарованное людям «свыше» и продолжающее процесс сотворения Богом мироздания. Законы изначально были переданы людям сверхъестественным путем от Бога через пророков и ангелов. Провозглашается незыблемость, вечность государства, необходимость всеобщего подчинения государственной воле как власти от Бога. Вместе с тем и государство зависит от божественной воли, проявляющейся через церковь. Государственная власть обожествляется. Правитель наделяется властью не народом, а Богом для того, чтобы проводить божественную волю в государстве. При этом церковная власть остается первичной, государственная власть — производна от нее.
«Папа есть царь царей, владыка владык, власть которого не прекратится и не распадется во-веки веков» (Ф. Аквинский).
3. Патриархальная теория (Аристотель, Платон, Фильмер, Н.К.Михайловский и др.) Государство возникает из разрастающейся кровнородственной семьи. Глава семьи превращается в главу государства, становится вождем, царем, монархом. Его власть органично продолжает власть отца над членами семьи. Последний вправе руководить семейной собственностью, наказывать своих ближних. Точно так же и глава государства (отец нации) вправе управлять судьбами своих подданных. Как биосоциальное существо человек стремится к созданию патриархальной семьи; в свою очередь, рост и объединение семей приводит к возникновению государства.
4. Органическая теория (Платон, Бюнчли, Г. Спенсер, Р. Вормс, Прейс и др.)
Государство сравнивается с живым организмом, его развитие — с общей эволюцией органического (живого) мира. При этом биологические закономерности распространяются на общественное развитие. Утверждается, что законы природы (естественный отбор, межвидовая конкуренция, эволюция, борьба за существование) приводят к объединению людей в единый организм — государство.
Отрицать влияние биологических факторов на процесс происхождения государственности было бы неправильно, ибо люди – не только социальные, но и биологические организмы. Вместе с тем нельзя механически распространять все закономерности, присущие только биологической эволюции, на социальные организмы, нельзя полностью сводить проблемы социальные к проблемам биологическим. Это, хотя и взаимосвязанные между собой, но разные уровни жизни, подчиняющиеся различным закономерностям и имеющие в своей основе различные причины возникновения.
5. Теория насилия (Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг, Р. Иеринг, Ф. Оппенгеймер)
С точки зрения сторонников этой теории, государство, как аппарат управления побежденными создает собственность, начинает заниматься социальными вопросами и теряет свою насильственную суть: смягчаются формы и методы властвования, появляются такие институты, как парламентаризм, законность, равноправие граждан. В конце концов побеждает либеральное государство.
Существуют различные вариации данной теории. Объединяющие тезисы следующие. Государству предшествует естественное состояние — либо «золотой век», либо варварство (война всех против всех). В это догосударственное время человечество существовало в условиях абсолютной свободы. В целях всеобщего благополучия люди договорились ограничить свою индивидуальную свободу в пользу государства. Поэтому они наделяют государство некоторыми полномочиями и обязуются подчиняться государственной власти. В свою очередь, государство обязано поддерживать порядок, заботиться о людях, соблюдать и защищать неотчуждаемые права и свободы граждан.
7. Психологическая теория(Г.Тард, З. Фрейд, Л.И.Петраржицкий и др.). Возникла в XIX веке. Она объясняла появление государства и права проявлением свойств человеческой психики: потребностью подчиняться, подражанием, сознанием зависимости от элиты первобытного общества, осознанием справедливости определенных вариантов действия и отношений и пр.
Однако, роль психологических свойств личности (Иррациональных начал) в процессе происхождения государства не следует преувеличивать. Они не всегда выступают в качестве решающих причин и должны рассматриваться именно лишь как моменты государствообразования, ибо сама человеческая психика формируется под влиянием соответствующих социально-экономических, военно-политических и иных внешних условий.
8. Патримониальная теория.Наиболее ярким представителем данной теории является А.Галлер. Государство, по его мнению, как и земля, является частной собственностью правителя, т.е. патримониальная теория объясняет происхождение государства из земельной собственности. Подобные правители господствуют в силу своего «исконного» права на собственность. В такой ситуации народ представлен в виде арендаторов земли собственника, а чиновники – в виде приказчиков правителей.
Действительно, государство может считаться собственностью определенного правителя, ведь он в какой-то мере владеет, пользуется и распоряжается (особенно в эпоху абсолютизма) практически всем, что находится на территории данной конкретной страны, в том числе и государственным аппаратом, обладающим силовыми свойствами. К тому же в эпоху становления того или иного государства его территория во многом определялась пространством, в границах которого господствовал вождь, военачальник и другой руководитель рода, племени. Государственное же хозяйство, финансы и т.п. постепенно преобразуются из частного хозяйства государя, князя.
Однако в период своего возникновения государственные институты далеко не всегда реально находились в полном распоряжении правителя. Кроме того, в ту эпоху основную роль играло не столько право частной собственности, сколько насильственное обладание землей. Представителями данной теории преувеличена роль частной собственности на землю и одновременно недооценено влияние военно-политических, национальных, религиозных и иных факторов.
9. Ирригационная теория. Наиболее ярким представителем ирригационной (гидравлической) теории является Виттгофель. Он связывает процесс возникновения государственности с необходимостью строительства ирригационных сооружений в восточных аграрных обществах. Это сопровождается ростом чиновничества, государевых людей, обеспечивавших эффективное использование данных сооружений и эксплуатирующих остальных граждан, негосподствующие слои.
Государство, вынужденное проводить в подобных условиях жестко централизованную политику, выступает в качестве единственного собственника и одновременного эксплуататора. Оно управляет, распределяя, учитывая, подчиняя и т.д.
Однако в рамках данной теории излишне категорично выделены отдельные фрагменты процесса становления государства как главные, основные, базовые. Между тем ирригационные причины были характерны преимущественно только для некоторых регионов Востока. Следовательно, представители этой доктрины недооценивают социально-экономические, военно-политические, психологические и иные факторы, тоже весьма ощутимо влияющие на ход возникновения государственности.
Марксистская теория государства и права (классовая теория)
Марксистская теория государства и права (классовая теория) – это концепция, созданная на базе взглядов философского, экономического и политического учения, основанного Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом. Появление государства, согласно этой теории, связано с развитием экономики. Это определило социально-классовые изменения в обществе, а также обеспечило материальные условия возникновения государства и права. Согласно мнению авторов теории, противоречия между социальными классами общества, противоречий между ними, а также образование частной собственности обуславливает появление государства.
Марксистская теория государства и права (классовая теория) – основные идеи
Основоположники марксистской теории (классовой теории)
Основоположниками данной теории считаются Карл Маркс (1818 – 1883 г.), Фридрих Энгельс (1820 – 1895 г.), Льюис Морган (1818 – 1881г.), Владимир Ильич Ленин (1870 – 1924 г.).
Зарождение и становление идей марксистской теории приходится на вторую половину XIX века. Идеологическую базу концепции составляют работы Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» и лекция Ленина «О государстве». В свою очередь, основу книги Энгельса составляли труды Моргана, которые были опубликованы в его работе «Древнее общество». Энгельс систематизировал взгляды американского этнографа на древнее общество, утвердил классовый подход к появлению государства и частной собственности, делал попытки доказать, что материальные условия первобытного общества непосредственно влияют на возникновение и развитие государства. Марксистская теория достаточно длительное время базировалась именно на взглядах Энгельса, которые были изложены в его книге. По мнению автора, обществу, чтобы не прийти к коллапсу, необходима сила, которая будет из него же, но стоять выше и удерживать народ в границах порядка. Самый значительный вес имели данные о перерастании родового строя в организацию общества путем становления государственности.
По мнению сторонников данной теории, марксистская концепция являет собой большое достижение научной мысли, она ясна и логична, последовательна и убедительна. Впервые внимание теоретиков было обращено на закономерности, которые существовали между возникновением частной собственности, развитием общества и экономики и возникновения государства и права. Базируясь на научных основах, в ней были раскрыты реальные причины и условия возникновения некоторых государств Европы. Но все же данная теория не учла многих факторов, влияющих на становление государственности, например психологический, этнический, биологический факторы.
Читать о других теориях происхождения государства и права:
Классовая теория происхождения государства утверждает что государство возникло на основе соглашения
Суть классовой теории заключается в том, что государство может возникнуть только в том случае, если общество уже разделилось на классы.
Классам господствующим необходимо удерживать в повиновении классы подчиненные – это есть причина формирования государства и права, которые рассматриваются как орудия классового принуждения.
К представителям классовой теории правомерно отнести К. Маркса (1818–1883 гг.), Ф. Энгельса (1820–1895 гг.), В.И. Ленина (1870–1924 гг.). Их идеи потрясли не только наше отечество, но и весь мир.
Согласно учению В.И. Ленина, государство представляет собой машину для угнетения одного класса другим, созданную с целью держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы.
Согласно концепции К. Маркса и Ф. Энгельса, право есть возведенная в закон воля господствующего класса, обусловленная материальными условиями жизни этого класса.
Основные выводы данной теории актуальны как по сей день, так и для далекого прошлого.
Древнерусский юридический памятник – Русская Правда – наполнен классовым содержанием.
Еще «Правда Ярослава» – древнейший пласт «Русской правды» – предусматривала в качестве санкции за совершенное преступление своеобразный, и, по-своему, справедливый «Дамоклов меч», зависший над злодеем – кровную месть: «Убьеть мужь мужа, то мьстить брату брата, или сынови отца, любо отцю сына, или братучаду, любо сестрину сынови; аще не будеть кто мьстя, то 40 гривен за голову; аще будеть русин, любо гридин, любо купчина, любо ябетник, любо мечник, аще изъгои будеть, любо словенин, то 40 гривен положити за нь» (Академический I список Краткой Правды) [1, с. 13]; «Аже убиеть мужь мужа, то мьстити брату брата, любо отцю, ли сыну, любо братучадо, ли братнюю сынови; аще ли не будеть кто его мьстя, то положити за голову 80 гривен, аче будеть княжь моужь или тиуна княжа; аще ли будеть русин, или гридь, любо купець, любо тивун бояреск, любо мечник, любо изгои, ли словенин, то 40 гривен положити за нь» (Троицкий I список Пространной Правды) [2, с. 19].
Кровная месть, как видно, была смягчена Ярославом, но окончательное ее упразднение относится ко времени его сыновей: «По Ярославе же паки совкупившеся сынове его: Изяслав, Святослав, Всеволод, и мужи их: Коснячько, Перенег, Никифор, и отложиша убиение за голову, но кунами ся выкупати; а ино все яко же Ярослав судил, такоже и сынове его уставиша» [2, с. 19].
Таким образом, принадлежность к определенным социальным группам влияла на размер уголовной ответственности индивида: убийство огнищанина и княжеского тиуна каралось вирой в 80 гривен, свободного «мужа» – 40 гривен, холопа – 5 гривен и т.п.
Едва ли можно отрицать классовый характер данного правового акта. Знатность, богатство, близость к князю – вот факторы, влияющие на характер уголовного преследования. То же видим и в других европейских «варварских» Правдах.
Тем не менее, следует учитывать, что К. Маркс и Ф. Энгельс не могли учитывать позднейшие археологические и антропологические открытия, которые указывают на выдающиеся значение и других элементов культуры, помимо классовых аспектов.
Негативное отношение к религии оказалось абсолютно несостоятельным, что показывает возрождение религиозной жизни в современной России, казалось бы, полностью подавленной в советское время.
Поэтому совершенно невозможно абсолютизировать классовую теорию, объявлять ее единственно верной, объясняющей все явления государственной и правовой жизни. Она характеризует происхождение государства и права, верно, но далеко не полно – Древняя Русь возникла не только из столкновения классовых интересов различных групп восточноевропейского населения. Религиозные, культурные, торговые, военные, политические и иные факторы также способствовали эволюции древнерусского государства и права.
Теории происхождения государства
Содержание:
Вопрос о том, как и почему возникло государство, в юридической науке до настоящего времени считается неразрешенным.
Существует большое количество теорий (концепций), объясняющих этот процесс, каждая из которых имеет своих сторонников и противников.
Современная наука находит истинные аргументы почти в каждой из этих теорий. Однако, до настоящего времени ни одной из них не удалось доказать, как появилось государство в жизни общества. Поэтому все существующие теории генезиса государства остаются научными теориями, которые полностью ни доказаны, ни опровергнуты.
Рассмотрим основные традиционные концепции, которые объясняют процесс возникновения государства с той или иной степенью доказательности (Кратко о теориях происхождения государства можно посмотреть здесь).
Теологическая теория происхождения государства
Теологическая (божественная) теория происхождения государства считается одной из первых, которая объясняла процесс происхождения государства, приписывая его Божественной воле.
Теологическая теория рассматривала царя (короля) как посланника Бога на земле. Царь получал свою власть от Бога, и за все свои действия он нес ответственность только перед ним. Царь (король) стоял выше закона, и ни один подданный не имел права ставить под сомнение его авторитет или его действия.
Следовательно, подданным нужно было быть послушным царю, иначе они совершат грех, поскольку будут виновными перед Богом.
Сторонники теократической теории находили ее подтверждение в религиозных писаниях. Так, в Новом завете Библии св. Павел говорит: «…существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение… Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым».
Казалось бы, теократическая теория происхождения государства могла существовать только в эпоху Средневековья, когда для людей было свойственно иррациональное, необъективное мышление. Однако пример использования положений данной теории можно найти даже в XIX веке, когда короли Австрии, Пруссии и России создали Священный союз, считая, что они были назначены Богом править своими народами.
Так или иначе, многие европейские короли укрывались под теорией божественного происхождения, чтобы оправдать свою диктатуру.
Основные представители Божественной теории происхождения государства
Теологическая теория возникла еще в Древнем Египте и Вавилоне, однако, наибольшую известность получила, когда ее проповедниками стали Ф. Аквинский, Ж. Маритен, Ф. Лебюфф. Эти авторы полагали, что процесс создания государства аналогичен процессу сотворения Богом мира. Во Франции эту теорию развивал Буссе, поддерживая деспотизм Людовика XIV, который с гордостью заявлял: «Я-государство, обладающее полной властью, непосредственно данной Богом».
Критика Теологической теории происхождения государства
Божественная теория была актуальна до тех пор, пока религия считалась главной движущей силой всей человеческой деятельности. В дальнейшем, с ростом научного мировоззрения эта теория подверглась серьезной критике. В России среди ее явных противников были Н.М. Коркунов, Г.Д. Шершеневич.
Однако полностью опровергнуть для человеческого сознания эту теорию невозможно, поскольку все доказательство ее истинности поострено не на научных аргументах, а на вере в существовании Бога и Высшего разума.
Ценность Теологической теории происхождения государства
Хотя божественная теория с научной точки зрения считается утопией, однако, в ней есть несколько хороших моментов:
Патриархальная теория происхождения государства
Смысл патриархальной теории происхождения государства заключается в том, что оно возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи.
Глава семьи становится главой государства — монархом. Его власть является продолжением власти отца. Таким образом, отличительной чертой патриархальной теории является то, что семьи росли через потомков отца, а не матери.
В качестве документального доказательства истинности данной теории ее последователи ссылаются на Библию, из которой следует, что еврейскую нацию составляли двенадцать колен.
Основные представители Патриархальной теории происхождения государства
Патриархальная теория происхождения государства приписывается Аристотелю, который полагал, что государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти. Первоначально патриархальная семья перерастает в сельскую общину, затем сельская община в городскую (в «полис», т.е. в античный город-государство).
У патриархальной теории было много последователей и в более позднее время. Например, ее приверженцами являются Генри Мэн, Э. Дженкс, Д. Мердок, в России — Н.К. Михайловский (XIX в.).
По словам главного представителя этой теории — сэра Генри Мэна, город представляет собой скопление нескольких семей, которые развивались под контролем и властью старшего члена семьи мужского пола.
Эдвард Дженкс, другой сторонник патриархальной теории, считает, что основание государства было вызвано тремя факторами, а именно: мужским родством, постоянными браками и отцовской властью.
Критика Патриархальной теории происхождения государства
Ценность Патриархальной теории происхождения государства
В современных условиях патриархальная теория с ее положениями семейственности в отношениях между людьми отражена в идее государственного патернализма — возложении на государство обязанностей по выполнению общественно полезных функций. Это выражается в предоставлении населению помощи и оказанию заботы в различных ситуациях (решение социальных вопросов).
Например, схожие черты можно наблюдать в современной «скандинавской модели» общественного устройства, которая получила название модели всеобщего благоденствия. Для нее характерен общественно-политический порядок, при которой правительство представляет важнейшую значимость в защите и развитии экономического и общественного благополучия людей.
Теория общественного договора (договорная теория) происхождения государства
Договорная теория происхождения государства, считает, что государство возникло в результате заключения общественного договора. Этот договор стал результатом разумности и добровольности народа, произошло их объединение с целью лучшего обеспечения свободы и взаимных интересов.
Представители данного направления считали, что до государства люди жили в естественном состоянии, не было общества, правительства и политической власти, законов. После заключения договора возникло не только государство, но и гражданское общество.
Таким образом, государство рассматривается как искусственное создание, конечным результатом которого стало то, что люди получили безопасность жизни, собственность и социальное обеспечение, но потеряли естественную свободу, которой они пользовались в естественном состоянии.
Основные представители Договорной теории происхождения государства
Основные положения договорной теории были сформулированы в работах Г. Гроция, Т. Гоббса, Д. Локка, Б. Спинозы, Ж.-Ж. Руссо, А.Н. Радищева и других.
Авторы расходились во мнениях о жизни в естественных условиях догосударственных условиях, о причинах преобразования состояния природы в гражданское общество и об условиях договора. Однако, все они сходились во мнении, что в истории человечества наступил этап, когда естественное состояние требовало замены на гражданское общество, чтобы иметь правопорядок и гарантированные и обеспеченные государством права и свободы.
Критика Договорной теории происхождения государства
Ценность Договорной теории происхождения государства
Органическая теория происхождения государства
Органическая теория происхождения государства проводит аналогию между возникновением и развитием государства и человеческим организмом.
Впервые взгляды на государство, которое развивается по тем же законам природы и имеет схожие функции с человеческим организмом, появились еще в эпоху Античности. Например, Платон проводил аналогию между человеческой душой и функциями государства. Аристотель, хотя и был приверженцем собственной теории происхождения государства, также полагал, что во многом государство напоминает человеческий организм, подчеркивая единую связь общества как группы людей и государства, которые в совокупности представляют единый организм.
Однако, основное развитие органическая теория происхождения государства получила в XIX веке после созданной Ч. Дарвином теории эволюции человека. Необходимо отметить, что Дарвиновская концепция «Homo sapiens» имела настолько большой успех в Европе, что ее положения пытались механистически применить ко всем общественным сферам и явлениям.
Не стала в этом исключением и юриспруденция – отдельные авторы выдвинули предположение о том, что государство – это единый организм, процесс возникновения и развития которого происходит по тем же естественным законам, что и организм человека. Мозг государства – это его правители, органы с различными функциями – это подданные государства.
По мнению сторонников данной теории, государство рождается, развивается и умирает также, как человек. При этом, в результате естественного отбора выживают только сильнейшие государства, в которых в процессе развития совершенствует структура и функции управления, равно как и в человеческом организме по мере его созревания и развития.
Основные представители Органической теории происхождения государства
Основными представителями органической теории происхождения государства являются О. Конт, Г. Спенсер, Р. Вормс, А. Шеффле, П.Ф. Лилиенфельд и др.
О. Конт полагал, что изучением развития государства должны заниматься не юристы, а социологи, опираясь на биологические и эволюционные закономерности. По мнению О. Конта, государство в своем развитии проходит три стадии (ступени), которые социолог связывал с тремя «состояниями человеческого ума»:
Эта теория была развита в трудах Г. Спенсера, который рассматривал путь возникновения государства аналогично зародышу организма животного, в котором проходят процессы взросления и развития, с усложнением внутренней структуры. В отличие от большинства приверженцев органической теории Г. Спенсер утверждал, что цель социального организма состоит не в поглощении своих членов, а в служении им.
Другие представители органической теории еще более углублялись в биологический фактор развития государства:
Критика Органической теории происхождения государства
Ценность Органической теории государства происхождения государства
Психологическая теория происхождения государства
Психологическая теория объясняла появление государства через свойства человеческой психики, для которой, по мнению ее сторонников, свойственна потребность жить в рамках организованного сообщества и в отношениях подчинения власти.
В соответствии с психологической концепцией, государство – это продукт разрешения психологических противоречий между инициативными (активными) личностями, которые могут принимать решения и брать на себя ответственность, и пассивной группой людей, способной только выполнять эти решения и подчиняться воле сильнейших. Отсюда природа государства — психологическая, которая обусловлена закономерностями человеческого сознания.
В первобытные времена люди поклонялись племенным вождям, жрецам, шаманам, колдунам, которые наделялись магической силой. Это формировало сознание первобытных людей и ставило их в зависимость от вышеназванной элиты. Именно из власти этой элиты и возникает государственная власть.
Основные представители Психологической теории происхождения государства
Представителями психологической теории, возникшей в середине XIX века, были Г. Тард, Л.И. Петражицкий.
Теория не утратила своего значения в настоящее время, имея много последователей.
Критика Психологической теории происхождения государства
Достоинства Психологической теории происхождения государства
Материалистическая (классовая) теория происхождения государства
Материалистическая теория происхождения государства характеризуется двумя основными аспектами:
Таким образом, государство рассматривается как средство власти одних и угнетения других.
Принципиальными положениями материалистической теории являются классовая структура общества и экономическая обусловленность возникновения государства. Право рассматривается как продукт классового общества, в котором находит свое отражение воля экономически господствующего класса.
Представители Классовой теории происхождения государства
Карл Маркс и Фридрих Энгельс – это создатели классовой теории происхождения государства. Основные ее положения были изложены в работе Ф. Энгельса «О происхождении семьи, частной собственности и государства». Государство в ней рассматривается как необходимое условие для поддержания порядка, смягчения конфликта между антагонистическими классами. Государство возникает как необходимый посредник экономически доминирующего класса.
В.И. Ленин, основываясь на практике СССР, рассматривал коммунистическую партию в лице пролетариата как господствующий класс, который должен силой подавить буржуазию.
Антонио Грамши — итальянский марксист – несколько модернизировал марксистскую теорию, заявив, что государство — это порождение политической партии, находящейся у власти, которую он называл «современный принц» (созвучие с Государем Никколо Макиавелли). Но по мнению А. Грамши, партия как важнейший институт в аппарате гегемонии, должна выражать национальную народную коллективную волю и стремиться к реализации более высокой формы современной цивилизации.
Критика Классовой теории происхождения государства
Ценность Классовой теории происхождения государства
Теория насилия
Теория насилия принадлежит к числу относительно новых теорий происхождения государства, хотя ее идейные предпосылки зародились еще в эпоху рабовладения. Как самостоятельное учение она возникла в XIX веке.
Согласно этой теории, государство есть результат применения физической силы и подчинения более слабого племени (клана) более сильному. Сторонники этой теории считают, что войны и агрессивные действия некоего могущественного племени были главными факторами в создании государства.
После подавления порабощенного племени создается государство и принимаются законы. Таким образом, государство возникает через физическое принуждение и порабощение.
Представители теории насилия часто цитируют поговорку: «Война породила короля» как историческое объяснение происхождения государства. Также известны и другие высказывания: государство – это сила; государству грех быть слабым.
Необходимо отметить, что история знает примеры создания государств с использованием силы. Например, это Королевства Норвегия, Швеция и Дания. Аналогичным образом на карте мира возникла Испания как новое государство в VI веке н. э. Отдельные авторы полагают, что Русь также была создана путем применения силы, когда в IX веке н. э. норманны завоевали и основали здесь государство.
Основные представители Теории насилия
Основными представителями теории насилия были Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг. Отдельные положения этой теории разделяли немецкие философы: Фридрих Гегель, Иммануил Кант, Джон Бернхарди.
Дж. Бернхарди писал, что сила является высшим правом, а спор о том, что правильно, разрешается военным арбитражем.
Критика Теории насилия
Достоинства Теории насилия
Таким образом, в теории государства и права существует множество концепций, объясняющих вопросы происхождения государства, однако ни одна из них не имеет общепризнанного значения.
Если у Вас нет времени или возникли трудности с написанием любой научной работы по юриспруденции, обратитесь к нам, и Вы гарантированно получите уникальную авторскую работу, выполненную профессионалами.