Классный час нецензурные выражения и хулиганские жесты что это 6 класс
«Нецензурные выражения и хулиганские жесты, что это?»
«Нецензурные выражения и хулиганские жесты что это?
Цель: укрепление психологического здоровья воспитанниц через осознание важности чистоты языка, культуры речи на основе игры, рассуждения, самоанализа.
— познакомить детей с историей появления нецензурной брани и губительным влиянием мата на здоровье и личность человека
— формировать у детей стойкой неприязни к нецензурным выражениям, отрицательного отношения к вредным привычкам
— побуждение воспитанниц к нравственному самосовершенствованию.
Форма мероприятия: диалог
Вводная часть: Начать наш воспитательный час я хотела бы словами великого русского ученого, этнографа Владимира Ивановича Даля
«С языком, с человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя; словесная речь человека – это видимая, осязаемая связь, союзное звено между телом и духом». Как вы понимаете эти слова? Как вы считаете, о чем сегодня пойдет речь? (Слушаем, совместно обсуждаем ответы детей)
В последнее время все чаще на улице, во дворах, в других общественных местах можно услышать нецензурную брань. Скверные слова мы читаем на сайтах Рунета, слышим с экранов телевизоров. И как бы печально это не звучало, нецензурную брань можно услышать в стенах нашего дома.
Предлагаю сегодня на воспитательном часе разобраться с актуальными вопросами современности: Откуда появилась нецензурные выражения? Почему мы употребляем ее в своей речи? Как с этим бороться?
А тема нашего сегодняшнего занятия «Нецензурные выражения и хулиганские жесты. Что это?
История появления нецензурной брани на Руси.
Действительно, откуда в нашем «красивом и могучем» русском языке появились подобные выражения? Есть две версии этого события.
Одни считают, что матерные слова – это пережиток язычества. До принятия христианства, наши предки исповедовали другую религию – язычество, поклонялись неживой природе. Мат был частью многих языческих заклинаний и обрядов. С помощью таких слов русские–язычники отпугивали бесов и прочую нечистую силу. Но право произносить матерные слова имел только жрец, и только в определенные праздничные дни.
Другие считают, что мат на Русь занесли татаро – монголы.
Приверженцы этой версии полагают, что самыми грязными ругательствами у славян в до монгольский период были сравнения с домашними животными. После нашествия Батыя, русские же научились тому мату, который мы слышим сегодня. И слышим, надо сказать, регулярно.
Среди нас, к сожалению, тоже есть те ребята, которые употребляют в своей речи нецензурные слова. А что вам говорят воспитатели, бабушки/дедушки, брать/сестры по этому поводу? Они поддерживают вас?
Слушаем и по мере необходимости обсуждаем ответы.
А как вы думаете, употребление мата наносит людям какой-либо вред? Какой?
Слушаем ответы, обсуждаем.
Вред, который наносит нецензурные выражения организму и личности человека.
Я хочу рассказать вам о вреде, который наносит нецензурная брань нам с вами.
1) Духовный и нравственный вред:
2) Физический вред организму человека:
А сейчас я предлагаю вам немного поиграть. Все знают игру «Ассоциации»? Говорят, что каждое слово для нашего мышления и воображения имеет свои индивидуальные характеристики: запах, цвет, эмоции. Если я скажу слово ЛЕТО, каждый из вас вспомнит что-то свое: запах и вкус клубники, тепло солнечных лучей, ощущение обжигающе горячего песка под босыми ногами, шум морской волны, влажный запах хвойного леса и т. д.
Я буду называть вам слова, а вы записывайте на листочек, какие ассоциации возникают у вас с этим словом.
Дети записывают свои ассоциации, затем зачитывают их вслух. Совместное обсуждение результатов (подвести детей к мысли, что с первыми тремя словами ассоциации хорошие, добрые; с последним словом – отрицательные, не несущие положительных эмоций)
МАМА – добрая, красивая, голубые глаза, морковные пироги, пуховые варежки и т. д.
КОНФЕТА – сладкая, шоколад, ореховая начинка, яркая обертка и т. д.
ДРУЖБА – прогулки, лето, секреты (тайны), игры и т. д.
НЕЦЕНЗУРНЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ– ссора, драка, злость, обида и т. д.
Рефлексия, подведение итогов.
А сейчас давайте подведем итоги. Разделим листок бумаги на две части. Первую часть озаглавим «Я не знал…», вторую – «Теперь я знаю…». Каждого из вас я попрошу закончить оба предложения. Итак, что же нового вы сегодня узнали?
Ребята, каждый раз, когда вам захочется произнести матерное слово, вспомните про тот вред, который оно наносит вам и окружающим, подумайте, красиво ли вы выглядите в глазах своих друзей.
А закончить наш воспитательный час хотелось бы словами великого писателя Льва Толстого: «Слово – дело великое. Великое, потому что словом можно соединить людей и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти».
Давайте же и мы, ребята, будем беречь наш красивый русский язык, беречь себя и своих близких. Будем следить за каждым словом, которое мы говорим, чтобы каждое наше слово служило только добрым и светлым чувствам.
Классный час по теме: «Сквернословие», 6 класс
Выбранный для просмотра документ КЧ Вирус сквернословия КОНКУРС 2003.doc
ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО КАЗЕННОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «НАХИМОВСКОЕ ВОЕННО-МОРСКОЕ УЧИЛИЩЕ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(ВЛАДИВОСТОКСКОЕ ПРЕЗИДЕНТСКОЕ КАДЕТСКОЕ УЧИЛИЩЕ)
Педагог-организатор 5 курса
Будаев В.А. ____________________
«_____» __________________ 2017 г.
(для школьников 10-14 лет)
воспитатель 6 «В» класса
— прививать любовь и бережное отношение к родному языку;
— воспитывать культуру речи.
— воспитывать негативное отношение к порокам человечества;
— побуждать к нравственному самосовершенствованию.
Ход классного часа.
Актуализация знаний, определение темы классного часа.
СЛАЙД №1 (высвечивается слово «вирус») изображение вирусов, бактерий
Учитель: Ребята, скажите, а что такое вирус?
СЛАЙД №1 (высвечивается определение слова «вирус»)
«Вирус – мельчайшая неклеточная частица, размножающаяся в живых клетках, возбудитель инфекционных заболеваний» (словарь Ожегова)
А как он передается? Как можно уберечься от вируса? (маска, хорошо мыть руки, не общаться с больным человеком ит.д.)
Учитель: Но оказывается, ребята, не все так просто. Это вы говорите о болезнях, от которых страдает наше тело. А я хочу поговорить с вами об очень страшной болезни, о вирусе сквернословия.(СЛАЙД 2)
СЛАЙД №3 (высвечивается слово «сквернословие»)
Ребята, как вы понимаете слово «сквернословие»? (Скверно говорить, думать, чувствовать по отношению к другому) (высвечивается определение «Сквернословие – речь, наполненная скверными, непристойными словами)
Скверное слово (скверый –гадкий, недостойный)
Учитель: Скверные слова, к сожалению, присутствуют в речи большинства народов. Но везде и всегда их употребление было ограничено и даже запрещено! Под страхом смертной казни
В России самыми оскорбительными были бранные слова. Это очень древние, исконно русские слова, которые связаны с языческими обрядами, с заклинаниями против нечистой силы. С тех давних времен сохранились два фразеологизма: «поле брани» и «ругаться (кричать) благим матом». Происхождение этих фразеологизмом связано с использованием бранных слов.
Наши предки знали, что использовать бранные слова в доме, в лесу, возле воды нельзя – могут разгневаться духи: домовой, леший, водяной. Поэтому ругаться можно было только в поле. Отсюда и выражение: «поле брани» – это поле ругани, сквернословия.
Вековой опыт народов позволял делать выводы о том, что употребление скверных слов ведет к болезням, вырождению.
О вредном воздействии бранных слов говорят и народные приметы: (Слайд 4)
нельзя ругать детей бранными словами – будут болеть, вырастут непослушными,
пироги печь с руганью нельзя – тесто не поднимется,
если ругаться во время сева, урожая не будет.
Ребята, а как вы думаете. Почему люди употребляют нецензурную брань?
Чтобы выглядеть «крутым»
Потому что невоспитанные
Нравится, чтобы «приукрасить» свою речь
Ограниченный словарный запас
Это их личное дело
Бранные слова приходятся к месту
Употребляют, когда злятся
Не могут управлять своими эмоциями
Учитель: Из всего этого можно сделать вывод, что бранные слова употребляются (Слайд 6)
1) для повышения эмоциональности речи,
2) эмоциональной разрядки,
3) оскорбления, унижения адресата речи,
4) демонстрации агрессии,
5) демонстрации отсутствия страха,
6) демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов,
7) демонстрации принадлежности к «своим».
Но на самом деле сквернословие говорит о том, что у человека очень маленький лексический запас, неумение выбирать нужные слова в момент радости или гнева.
Игра «Эстафета добрых слов». (Выполняется стоя, взявшись за руки).
Психологи, которые словом лечат душевные раны, утверждают, что до брые, спокойные, утешительные слова могут поднять настроение, вернуть человеку уверенность в себе, укрепить его дух.
Самой большой целебной силой обладают слова: добро, вера надежда, любовь, счастье, красота.
Давайте проверим это утверждение.
Предлагаю игру «Эстафета добрых слов». Я начну, и каждый по цепочке должен передать соседу какое-нибудь доброе слово, не забыв, при этом назвать соседа по имени. Ведь имя человека –
это тоже очень хорошее и доброе слово. (Например: «Саша, улыбка…»)
(Дети выполняют задание)
Учитель: Вот видите, кажется, у нас в классе стало как будто немного теплее. А если бы такие слова звучали каждый день!
Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор. К смерти всё готово.
Всего прочнее на земле — печаль
И долговечней — царственное слово. (А.Ахматова)
Учитель: Есть такая точка зрения, что использование в речи нецензурной брани ведет к развращению, отуплению, вымиранию народа. И нынешняя эпидемия сквернословия – это угроза национальной безопасности России.
Представьте себе, что вы – не ученики, а я –не учитель. Мы с вами – врачи. (Слайд 8)
Классный руководитель: У нас получилось много пунктов, но психологи утверждают, что достаточно четырех:
• перестать ругаться самому, выработать отвращение и брезгливость к сквернословию.
• избегать общения с людьми, которые употребляют нецензурные слова
• читать русскую классическую литературу
• запоминать стихотворения, афоризмы
Творческое задание (если остается время)
Доказано, что мат отрицательно влияет и на окружающих, на всех, кто слушает нецензурную брань. Сейчас во многих городах России проводятся акции по борьбе с матом. Активисты акции – студенты, журналисты – придумали остроумные лозунги против сквернословия. Это своеобразная антиреклама мата. И мы свами сейчас попытаемся создать анти-рекламу сквернословию Например (читает учитель):
«Чтобы в жизни состояться, матом лучше не ругаться!»
Смогли бы и вы придумать такие лозунги?
В качестве подсказки можете использовать рифмы, написанные на
Мат – ад, брат, богат, девчат, дрожат, ушат, небогат, глуповат, слабоват, концентрат
Материться – добиться, злиться, больница, лечиться
(Дети выполняют задание, читают свои лозунги)
Одна пара составляет свой лозунг
(Примерные варианты лозунгов:
Кто использует мат, тот умишком небогат! (тот немного глуповат)
Мат – это помоев ушат.
Мат уродует девчат.
Хочешь успеха в жизни добиться – книжки читай, прекращай материться!
Сколько будешь материться, столько будешь и лечиться.
Мат – это ядов концентрат!
В классе мы найдем управу на словесную отраву!
Мат, ребята, не забава, а словесная отрава!)
Подведение итогов, рефлексия.
Учитель: Сейчас в России много трудностей и проблем. Наша страна богата природными ресурсами, народ наш талантлив и образован, но все-таки живем мы хуже других стран. Стремительно растет наркомания, токсикомания, алкоголизм и курение. И это сопровождается повальной эпидемией сквернословия.
Так, может быть, нужно прислушаться к древней библейской мудрости, которая гласит:
«Если тебя преследуют неудачи, наведи порядок в своей голове».
Порядок в мыслях приведет к порядку в словах, а доброе слово очистит и тело от болезней и вредных привычек. А здоровые люди – это здоровый народ, процветающая страна. Если вы хотите жить в такой стране, вы не позволите себе заболеть вирусом сквернословия.
Изменилось ли ваше отношении к сквернословию? Трудно ли будет отказаться от этой вредной привычки?
Очень хорошо это выразил М. Матусовский в своих стихах:
Классный час «Нецензурные выражения и хулиганские жесты. Что это?
Классный час в 7 классе
Тема: «Нецензурные выражения и хулиганские жесты. Что это?»
1. Побудить семиклассников к осознанию причин и последствий употребления нецензурных выражений и хулиганских жестов.
2. Способствовать формированию критического отношения к сквернословию.
— Сегодня мы будем говорить о чистоте языка. Предлагаю вам поработать в микрогруппах. (деление участников на микрогруппы).
— Взгляните на доску, прочитайте эпиграф к занятию:
“ Слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слушает” (М. Монтень)
Обсудите в группах его смысл и представьте результат обсуждения (3-5 минут).
Спасибо всем за высказанные версии.
О слове, написанном, услышанном, произнесенном вслух или про себя, на протяжении многих веков, от античности до наших дней, размышляли люди.
Я предлагаю вам послушать притчу о мудром Эзопе.
Однажды на пир к богатому и знаменитому купцу пришли гости, кто-то из них сказал хозяину:
— Всему городу известно, что у тебя остроумный и находчивый раб. Пошли его на базар, пусть принесет нам самое прекрасное на свете.
Хозяин велел позвать Эзопа.
— Ты слышишь, Эзоп. Вот тебе деньги, сходи на базар и купи самое прекрасное, что есть на свете.
Раб уходит и возвращается с подносом, покрытым салфеткой. Ее поднимают, а там лежит язык.
— Эзоп, ты же принес язык?
— А разве это не самое прекрасное, что есть на свете? Языком мы произносим слова нежности, верности, любви, языком мы провозглашаем мир, языком мы произносим слово “свобода”.
Через некоторое время кто-то подсказывает хозяину:
— Пусть твой раб пойдет и принесет самое ужасное, что есть на свете. Вновь Эзоп возвращается с тем же подносом. Под салфеткой лежит язык.
Удивлению гостей нет предела.
— Эзоп, ты же опять принес язык?
— А разве это не самое ужасное, что есть на свете? Языком мы произносим слова ненависти, языком мы объявляем войну, языком мы произносим слово “раб”.
— Попробуйте “свернуть” смысл всей притчи или одной ее части до пословицы, крылатой фразы, песенной, стихотворной строки. (5-7 мин.)
Какие точные слова вы вспомнили о языке! Можно я тоже приму участие?
Знаете, мне кажется, если бы эта притча родилась в наше время, то она могла бы заканчиваться так: “… языком мы произносим слово “раб”, языком мы произносим нецензурные слова”.
— Что такое нецензурные слова?
Послушайте, что об этом сообщает словарь… (информация из словаря)
Принято считать, что нецензурные выражения в русский язык проникли во времена татаро-монгольского ига. На территорию Древней Руси обрушилась орда необузданных кочевников, которые творили то, что делают обычно завоеватели, причем завоеватели полудикие, с примитивной культурой, с чисто животными инстинктами. Они грабили, убивали, насиловали женщин. Не случайно матерные выражения содержат в себе смысл действия самовольного насильника, который ничем не ограничен в своей первобытной дикости.
Готовясь к встрече с вами, я пролистала книгу В.С. Миловатского “Об экологии слова”. Книга написана верующим человеком и отражает взгляд церкви на эту проблему. Вот, что пишет автор:
“ Напрасно юные и совсем уже юные мальчики считают мат признаком силы, мужественности, удали, как говорят “крутости”. Большое зло скрывается в этих бессмысленных, противно-вульгарных “выражениях”, кои и выражают лишь темноту и злобность. Напрасно считают некие ученые и прочие обыватели, что на Руси, так заведено, что ей без “выражений” никак нельзя. Да еще и гордятся, что иностранцы, часто еще не зная русского языка, вовсю матерятся, предпочитая мат другим ругательствам. А в наше время мат проник уже и в художественную литературу, которая решила, что без этого ей не выжить.
Сам по себе мат вне языка ничего не значит. Он лишь паразитирует на языке, который отлично обходится без него: “В войне и мире”, например, есть все, но нет мата, то же и в “Тихом Доне”.
Мертвенность идет от мата и умертвляет окружающее. Дети, вырастающие в такой среде, развиваются ущербными психически, умственно, культурно. Культура в диком поле словесного чертополоха не может нормально развиваться и деградирует.
Сквернословие прежде всего разрушает личность. Теряется оригинальное, выражающееся. Оно настроено на заурядность и стремится всех подогнать под нее, сделать серой массой. Оно лишает мысль полета. Но самое ужасное зло: сквернословие порождает безымянность. Для сквернословов не требуется знать и величать по имени – отчеству. Какое отчество, когда даже имя заменяется кличкой, а то и вовсе человек никак не называется, он уже становится безымянным. Безымянность сродни безликости. Безличное стадо, безликая масса, безликая тьма. И, как имя связанно с ликом, светом, созиданием, так безымянность раздирает ткань бытия, обрекая на погибель. Матерщина насаждает именно безымянность”.
— А что бы вы отнесли к речевой скверне? Составьте список и дайте определение, попробуйте классифицировать этот речевой мусор – выделить допустимые выражения и нецензурные (3-4 мин.)
— Все группы справились с заданием. Я немного дополню:
Нецензурная речь недопустима и ее использование запрещено даже законом – статья 156 Уголовного Кодекса, “Мелкое хулиганство”. Мелкое хулиганство, то есть нецензурная брань в общественных местах и другие подобные действия, нарушающие порядок и спокойствие граждан. Влечет наложение штрафа или испытательные работы на срок от 1 до 2 месяцев с удержанием 20-типроцентов заработка, а в случае, если по обстоятельствам дела с учетом личности нарушителя, применение этих мер будет недостаточным – административный арест на срок до 15 суток.
— Задание группам: ответить на вопрос: «Каковы возможные последствия того, что человек использует в речи мат:
1 группа – для отношений этого человека с другими людьми;
2 группа – для внутреннего самоощущения;
3 группа – для отношений с противоположным полом;
4 группа – для профессионального авторитета;
5 группа – для развития интеллекта?»
Итак, употребление нецензурной речи может привести к отрицательным для личности последствиям: замедляется развитие интеллекта (зачем думать, подбирать слова), нарушаются отношения с окружающими людьми.
Наука предупреждает. В Институте управления Российской академии наук группой ученых, под руководством видного молекулярного биолога П.П.Гаряева, проводятся исследования, позволяющие частично ответить на вопрос: что же происходит сегодня с родом человеческим?
С помощью аппаратуры, разработанной в лаборатории, ученые пришли к выводу: молекулы ДНК воспринимают человеческую речь! И более того, под воздействием человеческой речи эти молекулы — ответственные за наследственность, меняют свою форму и структуру. А это значит, что каждый человек своей речью влияет на собственную жизненную программу!
Оказывается, если человек в своей речи постоянно употребляет мат — бранные слова, несущие разрушительный заряд, — его хромосомы начинают искажаться и деформироваться. Причем до такой степени, что происходит видоизменение молекулы ДНК, и она начинает вырабатывать отрицательную программу, ведущую к самоликвидации, — отсюда все связанные с ней негативные последствия жизни самого человека и его потомства.
С древних времен мудрые люди знали о великом значении слова, и только сейчас наука подтвердила и объяснила нам, почему слова Светлой молитвы, наполненные верой, надеждой и любовью, приносят здоровье и спасение. То есть слово — инструмент обоюдоострый. Человек строит себя, свое будущее, свой генетический аппарат сам. Слово есть результат мышления. То есть: каков мыслитель, таков и результат.
Теперь подумаем: что можно построить из мата? Какие силы и образы мы привлекаем содержанием этих “слов”? Только хаос и разрушение себя и окружающих.
Ученые зафиксировали: бранное слово вызывает мутагенный эффект, аналогичный радиационному излучению мощностью в тысячи рентген!
Пусть наши мысли и слова всегда будут чистыми!
— И, тем не менее, нецензурные выражения употребляют. Накануне нашей встречи мы провели мини-опрос среди старшеклассников нашей школы. Респондентам были заданы следующие вопросы:
1. Пользуетесь ли Вы нецензурными выражениями?
2. При каких условиях?
3. Можно ли использовать в речи нецензурные выражения?
4. Почему люди используют в речи нецензурные выражения?
Ознакомьтесь с результатами анкетирования старшеклассников.
(анализ опроса старшеклассников и обсуждение полученных результатов)
Что можно сказать о тех, кто употребляет нецензурные выражения для связки слов? Как им преодолеть эту привычку?
Что можно сказать о тех, кто употребляет нецензурные выражения для убедительности речи? Что им надо развивать? Что этому может помочь?
Что можно сказать о тех, кто употребляет нецензурные выражения, когда «психуют»? Как научиться не психовать? Где этому учат?
Почему некоторые матерятся, когда выпьют? Означает ли это, что они хорошо воспитаны, коль в трезвом виде не матерятся?
Чем бы вы объяснили тот факт, что большинство ваших сверстников допускают использование нецензурных выражений в речи? (5-6 мин.)
— Итак, терпимость окружающих способствует засоренности речи матом. Но некоторые все же пытаются одернуть друзей, близких. Одна девушка пишет в газету:
“ Никак не могу отучить своего друга от грубых и нецензурных выражений. Он нисколько не стесняется при мне и моих подружках может сказать такое, что становится тошно и мерзко на душе. Как перевоспитать его? Он говорит, что ничего тут зазорного нет, что он просто для связки слов некоторые выражения употребляет. А я не кисейная барышня, подумаешь, дескать, рабочий человек сказал “крепкое словцо”.
Спасибо за содержательные, добрые письма, за работу в группах. Прошу всех сесть в большой круг.
Будем подводить итоги нашего занятия. Я предлагаю вам опустить голову, закрыть глаза. Сейчас я зачитываю утверждения, и, если вы согласны с ними, то поднимите руку.
Можно научиться совладению со своими отрицательными переживаниями без мата.
Речевая культура многим не по плечу.
Скверные слова мне лично неприятны.
Мату много лет, спасения от него – нет.
Каждый может добиться чистоты и уважительности своей речи.
Можно матом покрывать и при этом уважать.
Я голосую за красивую, добрую и понятную речь без мата.
Лучше материться, чем молча злиться.
Сквернословие можно потерпеть, не замечать.
Спасибо, всем, поднимите голову и откройте глаза. Хотите знать, каково обобщенное мнение нашего класса?
… человек заявили о негативном отношении к мату и своей вере в его исчезновение, остальные пока сомневаются в успешной борьбе со сквернословием.
Может быть, им помогут изменить свою точку зрения вот эти слова А.С. Макаренко: “Матерное слово есть неприукрашенная, мелкая гадость, признак дикой, самой первобытной культуры, циничное, наглое хулиганское отрицание нашего пути к глубокой и действительной человеческой красоте…”
Наше занятие подошло к концу. Давайте закончим его красивыми стихами, листок с ними пойдет по кругу, каждый прочитает несколько строк и передаст другому.
Классный час – презентация на тему: «Вирус сквернословия. Нецензурная брань: откуда она появилась, почему мы ее употребляем и как с ней бороться?»
Выбранный для просмотра документ Тема классного часа скврнословие.doc
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Чернская средняя общеобразовательная школа № 1»
Классный час – презентация на тему:
«Вирус сквернословия. Нецензурная брань: откуда она появилась, почему мы ее употребляем и как с ней бороться?» »
Подготовила: социальный педагог
Формирование культуры речи, эстетического вкуса, культуры поведения
Укрепление психологического здоровья учащихся через осознание важности чистоты языка, культуры речи на основе игры, рассуждения, самоанализа.
Создавать условия для воспитания критического отношения к сквернословию.
Формировать активную жизненную позицию для противостояния вредному влиянию.
Выяснить отношение учащихся к проблеме сквернословия, обсудить и установить причины распространения мата в подростковой среде
Форма мероприятия: час общения, презентация
Методические приемы: беседа, дискуссия, игра.
Возраст учащихся: 12-14 лет (6-8 класс)
листы бумаги, ручки по количеству учеников;
проанализированные результаты анкетирования.
Подготовка к классному часу:
проведение опроса-анкеты среди учащихся;
анализ результатов анкетирования.
Предполагаемый результат классного часа:
осознание учащимися взаимосвязи между здоровьем человека и, шире, общества и культурой человеческого общения;
коллективный вывод учащихся о вреде нецензурной брани.
Организационный момент. Вступительное слово социального педагога, совместная формулировка темы классного часа.
Здравствуй, ребята! Начать наш классный час я хотела бы словами великого русского ученого, этнографа Владимира Ивановича Даля (Слайд № 1) : «С языком, с человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя; словесная речь человека – это видимая, осязаемая связь, союзное звено между телом и духом». Как вы понимаете эти слова? Как вы считаете, о чем сегодня пойдет речь?
Слушаем, совместно обсуждаем ответы детей.
Варианты ответов детей о предполагаемой теме классного часа:
«Чистота и богатство русского языка»
«Культура речи и здоровье человека».
В последнее время все чаще на улице, во дворах, в других общественных местах можно услышать нецензурную брань. Скверные слова мы читаем на сайтах Рунета, слышим с экранов телевизоров. И как бы печально это не звучало, нецензурную брань можно услышать в стенах нашей школы.
Предлагаю сегодня на классном часе разобраться с актуальными вопросами современности: Откуда появилась нецензурная брань? Почему мы употребляем ее в своей речи? Как с этим бороться?
А тема нашего сегодняшнего классного часа прозвучит так (Слайд № 2) : «Вирус сквернословия. Нецензурная брань: откуда она появилась, почему мы ее употребляем и как с ней бороться?»
Закройте глаза, я вам задам вопросы, если ответ «да» поднимите руки, и не опускайте их, пока я вам не скажу.
1. Вы вернулись позже обычного, ругали ли вас родители, при этом употребляя неприличные выражения?
2. Вы на дне рождения, кто-нибудь из гостей выражался нецензурными словами?
Откройте глаза и посмотрите друг на друга. Сколько рук!
Возникает проблема, как искоренить нехорошие слова, вот эту проблему должны решить сегодня.
Эпиграфом будет высказывание «словом можно исцелить, словом можно убить»
(Слайд № 3) Вопрос: Какое определение вы бы дали слову «сквернословие»?
Все это верно. Давайте посмотрим определение слов «скверна» и сквернословие в словаре
Сквернословие происходит от слова «скверна». Согласно словарю Даля – мерзость, гадость, пакость. Другими словами сквернословие – это речь, состоящая из неприличных выражений, брани, непристойных слов.
История появления нецензурной брани на Руси.
Действительно, откуда в нашем «красивом и могучем» русском языке появились подобные выражения? Есть две версии этого события.
(Слайд № 5) Одни считают, что матерные слова – это пережиток язычества. До принятия христианства, наши предки исповедовали другую религию – язычество, поклонялись неживой природе. Мат был частью многих языческих заклинаний и обрядов. С помощью таких слов русские–язычники отпугивали бесов и прочую нечистую силу. Но право произносить матерные слова имел только жрец, и только в определенные праздничные дни.
Вернемся в древнюю Русь. Скверные слова были включены в заклинания. Ведьмы использовали их в своих наговорах, посылали проклятия. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь.
И все знали, что бранить детей нельзя матом, потому что они будут мучимы бесами. Материться в доме тоже было нельзя: бесы будут жить в этом жилище.
Также нельзя было ругаться в лесу: леший может обидеться, на берегу реки или озера – оскорбится водяной.
Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость? Оставалось одно место – поле. Отсюда и выражение “поле брани”. Не зная происхождения этой фразы, многие думают, что это поле битвы. Однако значение фразы другое – это поле нецензурной ругани.
Другие считают, что мат на Русь занесли татаро – монголы.
(Слайд № 6) Приверженцы этой версии полагают, что самыми грязными ругательствами у славян в до монгольский период были сравнения с домашними животными. После нашествия Батыя, русские же научились тому мату, который мы слышим сегодня. И слышим, надо сказать, регулярно.
Анализ и обсуждение результатов анкетирования.
(Слайд № 7) Ребята, вы анонимно отвечали на вопросы анкеты. Давайте проанализируем и обсудим результаты анкетирования (Приложение № 1)
Предложенные вопросы анкеты во многом подготовили нас к сегодняшнему разговору. Отвечая, на вопросы вам пришлось проанализировать наличие/отсутствие бранных слов в вашем лексиконе, задуматься, почему вы или ребята вашего (подросткового) возраста употребляют нецензурную брань. Как можно с этим бороться и нужно ли следить за тем, чтобы в нашем языке не было бранных слов.
Совместный анализ и обсуждение результатов анкетирования (статистика ответов озвучивается социальным педагогом).
Как мы видим, среди нас, к сожалению, тоже есть те ребята, которые употребляют в своей речи нецензурные слова. А что вам говорят родители, бабушки/дедушки, брать/сестры по этому поводу? Они поддерживают вас?
Слушаем и по мере необходимости обсуждаем ответы.
А как вы думаете, употребление мата наносит людям какой-либо вред? Какой?
Слушаем ответы, обсуждаем.
(Слайд № 8) Вопрос: для чего использует бранную речь молодежь? (распространение вируса) Выберите из предложенных вариантов на ваш взгляд наиболее распространенные ответы.
это проявление независимости
способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости
кроме того, она является знаком языковой принадлежности к группе сверстников, речевой моды.
подражание молодежным кумирам, например популярным телеведущим, актерам, певцам.
для повышения эмоциональности речи,
оскорбления, унижения адресата речи,
демонстрации отсутствия страха,
демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов.
желание подражать кумирам,
боязнь прослыть белой вороной
Из ваших высказываний следует:
Привычка материться – проявление бескультурия.
Диапазон разновидностей нецензурной речи довольно широк.
(Слайд № 9) Вопрос: Где чаще всего вы встречаетесь со сквернословием?
На заборах, в туалетах, местах общего пользования.
В книгах, современных кинофильмах.
Людей в пьяном виде
Все признают, что нецензурная брань в современном мире приобрела характер эпидемии. (Слайд № 10)
В этом процессе наблюдаются такие 3 стадии:
первая стадия, когда человек впервые слышит нецензурное слово, он испытывает стыд, отвращение, брезгливость;
(Сквернословие и здоровье)
Вопрос: ребята, какой вывод можно сделать из этой притчи. Как вы понимаете смысл фразы: Рана от слов до сих пор на сердце ( душевная )
Вывод: душевная рана заживает гораздо дольше, чем телесная.
«Добрая лексика», которую стали применять красноярские медики на своих психотерапевтических сеансах, не только поднимала настроение больных, она еще и реально меняла состав их крови: повышала ее энергетическую емкость, клеточный иммунитет. Происходили изменения и в структуре ДНК. У больных, приходивших в Красноярский центр, с помощью «словотерапии» стали быстрее зарубцовываться гнойные абсцессы. Больные простудными заболеваниями выздоравливали на 5-7 дней раньше, чем принимавшие лекарства. Особенно сильное воздействие оказывали на людей такие слова, как «любовь», «надежда», «вера», «доброта».
Приведу примеры. (Слайд № 13)
Группа российских физиков сконструировала специальный аппарат, позволяющий трансформировать звуковые колебания в электромагнитные. В ходе изучения влияния на растения энергетического потенциала слов, в том числе и бранных, ученые установили, что почти все «обруганные» матом семена арабидопсиса погибли, а выжившие стали генетическими уродами, не способными программировать развитие здоровой жизни. Во второй части эксперимента исследователи «обласкали» самыми нежными словами убитые радиоактивным облучением семена пшеницы. Результат превзошел все ожидания: в «благословленных» семенах процесс мутации был остановлен, перепутавшиеся гены, разорванные хромосомы и спирали ДНК стали на свои места и восстановились! К сожалению, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и тех, кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно проклятие поражало насмерть.
Вывод: Словом воскрешали мертвых, исцеляли больных.
2. В XX веке японский ученый Масару Эмото высказал гипотезу, что вода не только воспринимает информацию, но может меняться под воздействием слова и даже мысли. Воде перед заморозкой говорили разные слова. Выяснилось, что форма кристаллов отражает удивительные свойства воды. Как видите, слова с негативным смыслом даже не образуют форму, а положительно заряженная вода имеет красивые, четкие кристаллы.
Вывод: Так как человек на 80% состоит из воды, то под внешним воздействием у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем и, наконец, ломается сама жизнь. Бранные слова негативно отражаются на здоровье человека, изменяя его сознание и даже генетику, наследственность, укорачивая жизнь и притягивая болезни. В семьях, где матерятся дети, рождаются с заболеванием ДЦП, Дауна.
Мат и уголовная ответственность
Употребление нецензурной речи уголовно – наказуемо.
Ст. 130 «Оскорбление» УК РФ гласит:
Ст. 20, ч. 1 «Кодекса РФ об административных правонарушениях» предусматривает следующее наказание за нецензурную брань в общественных местах: штраф в размере от пяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток. (Слайд № 16)
А сейчас я предлагаю вам немного поиграть. Все знают игру «Ассоциации»? Говорят, что каждое слово для нашего мышления и воображения имеет свои индивидуальные характеристики: запах, цвет, эмоции. Если я скажу слово ЛЕТО, каждый из вас вспомнит что-то свое: запах и вкус клубники, тепло солнечных лучей, ощущение обжигающе горячего песка под босыми ногами, шум морской волны, влажный запах хвойного леса и т. д.
Я буду называть вам слова, а вы записывайте на листочек, какие ассоциации возникают у вас с этим словом.
Дети записывают свои ассоциации, затем зачитывают их вслух. Совместное обсуждение результатов (подвести детей к мысли, что с первыми тремя словами ассоциации хорошие, добрые; с последним словом – отрицательные, не несущие положительных эмоций)
Варианты ответов, которые приводили дети:
МАМА – добрая, красивая, голубые глаза, морковные пироги, пуховые варежки и т. д.
КОНФЕТА – сладкая, шоколад, ореховая начинка, яркая обертка и т. д.
ДРУЖБА – прогулки, лето, секреты (тайны), игры и т. д.
НЕЦЕНЗУРНАЯ БРАНЬ – ссора, драка, злость, обида и т. д.
Рефлексия, подведение итогов.
А сейчас давайте подведем итоги. Разделим классную доску на две части. Первую часть озаглавим «Я не знал…», вторую – «Теперь я знаю…». Каждого из вас я попрошу закончить оба предложения, а я буду записывать ваши ответы в соответствующую колонку. Итак, что же нового вы сегодня узнали?
Педагог помогает детям сформулировать свои ответы, записывает их на доску. При необходимости совместно обсуждаем ответы.
Варианты ответов, которые приводили дети:
— «Я не знал…»: откуда появился мат; что это вредно для здоровья; что растения реагируют на человеческую речь и т. д.
— «Теперь я знаю…»: что ругаться матом вредно для моего здоровья и здоровья окружающих; что если я буду нецензурно выражаться, это отразится на моих детях и т. д.
Ребята, каждый раз, когда вам захочется произнести матерное слово, вспомните про тот вред, который оно наносит вам и окружающим, подумайте, красиво ли вы выглядите в глазах своих друзей.
Какой можно сделать вывод? Что самым важным и научно подтверждённым является то, что сквернословие опасно для здоровья, оно не только способствует снижению интеллекта, провоцирует преступления, создавая иллюзию вседозволенности, обворовывает нас духовно, унижает и оскорбляет, но и, впитывая в себя словесную грязь, калечит людские судьбы, проводит к раннему старению и преждевременной смерти.
Хочу прочитать вам очень хорошее и подходящее для нашей сегодняшней темы стихотворение «Слова» Вадима Шефнера (Слайд № 17)
Словом можно спасти,
Словом можно полки
Словом можно предать,
И продать, и купить,
В разящий свинец перелить.
«Всякое слово гнилое
да не исходит из уст ваших. »
Рефлексия (Слайд № 18)
Я сегодня задумался о….
Мне сегодня понравилось…
Я остался при своем мнении…
Я изменил мнение о…
(Слайд № 20) Давайте же и мы, ребята, будем беречь наш красивый русский язык, беречь себя и своих близких. Будем следить за каждым словом, которое мы говорим, чтобы каждое наше слово служило только добрым и светлым чувствам
Анкета «Сквернословие в моей жизни»
1. Как ты думаешь, почему люди в своей речи употребляют бранные слова, ругательства? ________________________________________________________________________________________
2. Если ты используешь в своей речи бранные слова (мат, ругательства), то объясни почему? ________________________________________________________________________________________
3. Как часто ты произносишь эти слова? _____________________________________________________
4. В каких ситуациях это происходит? _______________________________________________________
5. Как ты думаешь, плохо это или нет? ______________________________________________________
6. Что ты чувствуешь, когда произносишь такие слова? _______________________________________
7. Как ты думаешь, что чувствуют или думают другие люди, когда слышат, как ты произносишь бранные слова? __________________________________________________________________________
8. Что ты чувствуешь, когда при тебе кто-то ругается матом? ___________________________________
9. От кого ты чаще всего слышишь подобные слова? _________________________________________
10. Как ты думаешь, что нужно сделать, чтобы люди (дети) не употребляли бранных слов? ________________________________________________________________________________________
11. Что нужно сделать, чтобы ты не употреблял эти слова? ____________________________________
12. Хочешь ли ты, чтобы твои будущие дети в своей речи использовали бранные слова? Почему? ________________________________________________________________________________________