Классный час ответственность и безответственность что прячется за этими словами
Методическая разработка классного часа «Поговорим об ответственности»
Ход классного часа.
Класс делится на 3 группы “случайным” образом (по цветам, по частям одной картинки и т.д.).
1. Самоопределение к деятельности.
— Добрый день. Очень приятно вас видеть в хорошем настроении, и я надеюсь, что оно сохранится у вас в процессе нашей работы и после неё.
— А сейчас, чтобы узнать, о чём мы сегодня будем говорить, я вам предлагаю небольшую разминку.
2. Актуализация знаний.
– На доске вывешены слова: 1) юридическая;
– Работая в группах, найдите закономерность и расшифруйте слово.
(Таблица – в каждой группе, на доске закрыта тема – расшифрованное слово (первая цифра – номер слова, вторая – номер буквы этого слова))
— Что у вас получилось? (каждая группа говорит полученный результат).
3. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания.
– Итак, определилась тема нашего занятия. (на доске открывается тема – “Ответственность”). – К этой теме есть очень хорошие высказывания.
(учитель вывешивает на доску таблички с высказываниями:
1) “Задуманное, хотя и не осуществлённое преступление есть всё же преступление”.
2) “Поступки умных людей продиктованы умом, людей менее сообразительных – опытом, самых невежественных – необходимостью, животных – природой”.
3) “В том и состоит пагубность дурного поступка, что он таит в себе зародыш новых мерзостей”.
— А сейчас каждая группа через 1 минуту попробует ответить на вопрос: “Что такое ответственность?”
(выслушиваются ответы каждой группы)
— Сформулируйте цель занятия, которой мы постараемся достичь. (разобраться, что такое ответственность).
— Итак, в литературе даётся такое определение юридической ответственности (на доске – табличка с определением):
Юридическая ответственность – это государственное принуждение к исполнению требований права, когда лицо, нарушившее закон, обязано отвечать за свои поступки перед государством, обществом.
4. Первичное закрепление.
— Я вам предлагаю сейчас в каждой группе в течение 5 минут обсудить следующие вопросы (вопросы выписаны на доске):
1. Каких видов бывает юридическая ответственность?
2. Какие поступки можно считать непоправимыми, а последствия каких действий можно исправить?
3. Почему на вопрос ответить легко, а за поступок трудно? Какие чувства мешают человеку взять на себя ответственность? Чего он боится?
— Что вы можете сказать по первому вопросу? (выслушиваются варианты каждой группы).
— Если мы обратимся к началу нашего занятия, то слова, с которыми вы работали – это и есть виды юридической ответственности (уголовная, административная, гражданско-правовая, дисциплинарная).
— Итак, жизнь человека состоит из больших и малых событий. Одни оказывают решающее влияние на человека и его судьбу, другие проходят почти бесследно.
— Давайте поговорим по второму вопросу. Я подготовила две колонки: НЕПОПРАВИМЫЕ ПОСТУПКИ и ЖИТЕЙСКИЕ ПОСТУПКИ (действия которых можно исправить). Давайте заполним их вместе.
— Таким образом, большинство житейских ошибочных действий и их последствия нельзя назвать роковыми, так как многое можно исправить. Тем более что близкие люди способны простить друг друга и понять причины того или иного проступка. Практически любое ошибочное действие можно объяснить и оправдать. Но вспоминать и говорить о нём неприятно.
— Обсудим третий вопрос. (Группы высказывают своё мнение. Например, чувства, мешающие взять на себя ответственность – чувство стыда, страх перед наказанием, боязнь унижения, опасение, что люди не смогут понять провинившегося).
— Есть очень хорошая пословица (она записана на доске): “Не ошибается тот, кто ничего не делает”.
— Как вы понимаете эту пословицу? (Выслушать несколько мнений)
— Возможно ли избежать ошибок в жизни? Что хуже: ничегонеделание или ошибка?
— Есть мнение, что совершившего ошибку человека можно не только осуждать, но в некоторых
случаях – даже уважать. Например, фильм “Кавказская пленница”, где Шурик по ошибке украл Нину, затем исправил эту ошибку. Назовите ещё примеры.
— Так достоин ли уважения тот человек, который совершает ошибочные действия, но признаёт свои ошибки? (Выслушиваются мнения).
— Таким образом, для признания ошибки требуется мужество, такой шаг могут сделать люди с сильным характером, а поэтому они достойны уважения.
5. Самоконтроль.
— А сейчас я предлагаю каждой группе выполнить задания в течение 5 минут и затем мы вместе обсудим ваши результаты. (у каждой группы лежат карточки с заданиями, на доске – таблички со случаями)
1. Определить вид ответственности, наступившей в следующих случаях:
а) рабочий опоздал на работу; (дисциплинарная)
б) суд признал вину подростка, укравшего вещи из автомобиля; (уголовная)
в) суд удовлетворил иск гражданина к соседям, залившим его квартиру; (гражданско-правовая)
г) пешеход перешёл улицу в запрещённом месте. (Административная)
2. Какие чувства побудили к данным поступкам:
а). Из – за чего братец Иванушка стал козлёночком? (из-за непослушания)
б). Что заставило царя в сказке “Конёк-горбунок” прыгнуть в кипящий котёл?
(зависть к красоте и молодости Ивана)
в). Что погубило раджу-героя мультфильма “Золотая антилопа”? (жадность, жажда наживы)
— Итак, что у вас получилось в первом задании? (представитель от каждой группы на доске располагает ситуации под видами ответственности)
— Что вы можете сказать по второму заданию? (выслушиваются варианты ответов)
6. Включение в систему знаний и повторение.
— А в заключении предлагаю каждому из вас выполнить небольшой тест. (Тесты на каждого лежат на столах и к ним даны интерпретации и рекомендации)
Тест “Ваше чувство ответственности”.
Прочтите приведённые ниже вопросы и выберите варианты ответов, которые соответствуют Вашим личным представлениям и привычкам:
1. Что бы Вы предпочли, если бы Вам понадобилась красивая одежда для выхода на дискотеку:
а) одолжить у друзей;
б) идти в том, что имеется;
в) не ходить на дискотеку вообще.
2. Если Вы увидите драку с участием Ваших знакомых, то Вы постараетесь:
а) помочь своим;
б) остановить драку;
в) остаться незамеченным.
3. Какую форму времяпрепровождения (из предложенных) Вы бы предпочли, если бы пришлось коротать время в поезде:
а) игра в карты;
б) чтение и кроссворды;
в) разговаривать и смотреть в окно.
4. Если бы Вы задолжали деньги, а их не было, но от Вас требовали срочно вернуть долг, то Вы:
а) перезаняли бы у друзей;
б) попросили бы у родителей, объяснив причины;
в) попросили бы у родителей, скрыв причины, или добыли бы деньги другим способом.
5. Если бы Вам предложили крупную сумму денег только за то, чтобы вечером Вы постояли 2 часа в определённом месте, то Вы бы:
а) согласились;
б) отказались;
в) попытались бы получить дополнительную информацию о цели действия.
а) забираете его себе;
б) показываете родителям, звоните в милицию;
в) не прикасаетесь к нему.
7. Если Вы видите на ком – то или у кого – то очень красивую или интересную вещь, то Вы:
а) чувствуете желание иметь такую же;
б) чувствуете удовольствие или интерес;
в) стараетесь показать своё равнодушие.
8. Когда Вас обижают, к Вам пристают, Вы:
а) чувствуете желание уничтожить “негодяя”;
б) ведёте себя решительно, но стараетесь не обострять отношения;
в) пытаетесь задобрить.
Если в Ваших ответах преобладает вариант “А”, это означает, что над Вами нависла серьёзная опасность, поскольку чувство ответственности у Вас практически отсутствует. Вы можете принять необдуманное решение и потом горько об этом сожалеть. Вы очень любите делать только то, что Вам нравится. В ближайшем будущем это может превратиться в проблему.
Рекомендации. Учитесь представлять последствия того, что Вы собираетесь сделать. Для этого надо давать себе немного времени на раздумье. Если же Вы убедитесь, что Ваше решение чревато неприятными последствиями и всё равно его примете – что ж, по крайней мере, Вы никого не должны винить в своих неприятностях. Философ Г.Спенсер писал для таких, как Вы: “Самообладание, как все качества, развивается через упражнение. Кто хочет управлять страстями в зрелом возрасте, должен учиться этому в юности”.
Если в Ваших ответах чаще встречается вариант “Б”, то за Вас близкие могут не беспокоиться. Вы сможете трезво оценить ситуацию и выбрать тот путь, который чреват наименьшими потерями для Вас, Вашей души, всей последующей жизни.
Рекомендации. Постарайтесь не растерять то, что у Вас уже есть. Запомните высказывание восточного мудреца Саади: “Мужество – не в силе руки и не в искусстве владения мечом, мужество – в том, чтобы владеть собой и быть справедливым”.
Если среди Ваших ответов преобладает вариант “В”, то чувство ответственности в Вас ещё только зреет. Оно наталкивается на сопротивление таких Ваших качеств, как боязнь всего на свете, неуверенность в собственных силах, желание всех перехитрить и т.д. Это означает, что в определённых ситуациях Вы не удержитесь от соблазна сделать что – либо такое, что заставит Вас всю жизнь об этом сожалеть.
Рекомендации. Встряхнитесь, одёрните себя. Перестаньте попусту тратить время и коптить небо. Прежде всего, нужно избавиться от навязчивых идей вроде “лучше не высовываться”, “все так делают” и т.д. Не пытайтесь скрыться от неприятностей, если Вы их заслужили. Старайтесь не порождать их своими действиями. Вот что сказал французский учёный А.Жювье: “Несчастье походит на труса; оно преследует людей, которых видит трепещущими, и бежит, когда смело идут ему навстречу”.
7. Рефлексия деятельности.
— Давайте подведём итог нашей деятельности.
— Какова была цель нашего занятия? Как вы считаете, мы её достигли?
— Что нового вы узнали?
— Что вам понравилось? Что не понравилось?
— Какие трудности встретились в работе? У кого остались неразрешённые вопросы?
— Я думаю, что вы все хорошо поработали и сохранили отличное настроение. Оцените свою деятельность по пятибалльной шкале. (Учащиеся на листах бумаги пишут балл и поднимают, показывая учителю и друг другу)
Классный час «Ответственность и безопасность»
ГККП «Западно – Казахстанский индустриальный колледж»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА
«Ответственность и безопасность. Что прячется за этими словами?»
П роводила: классный руководитель 51 группы
2016 – 2017 учебный год
Тема классного часа: «Ответственность и безопасность. Что прячется за этими словами?»
Цель: способствовать развитию у студентов чувства ответственности; содействовать формированию умения анализировать свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий.
Задачи: развивать умение сравнивать и на основе различных точек зрения делать выводы и обобщения;
— формировать способность к коллективному рассуждению, культуру общения и речи;
— развивать умение вести диалог, умение отстаивать свою точку зрения.
Оснащение и оборудование: мультимедиа проектор, текст притчи, карточки с основными понятиями.
Технологическая карта занятия
Классный час «Ответственность и безответственность. Что скрывается за этими словами?» является первым в серии классных часов «Лестница успеха».
Морфемный разбор слова,
анализ терминологического аппарата.
Умение работать с понятиями, выделять главное,
Формировать умение анализировать; формировать навыки решение задач в коллективе.
Работа с раздаточным материалом, выбор аргументов в пользу своего тезиса.
Умение слушать собеседника, отстаивать свою точку зрения.
Формировать умение отстаивать свою точку зрения
Защита выбранной позиции
Умение заинтересовать аудиторию.
Выделить качества ответственного человека.
Актуализация личного опыта.
умение правильно оценить себя
7. Просмотр мультфильма
Способствовать осмыслению мультфильма «О человеческой ответственности».
Имитация ситуации «озарения».
Концептуальное осмысление на эмоциональном уровне.
1. Мотивация и целеполагание.
— Доброе утро! Начиная наше занятие, давайте обратимся к латинской поговорке «Perasperaadastra» («Через тернии к звездам»). Как вы понимаете это высказывание? Как вы понимаете слова «звезды», «тернии»? (Звезды – это цель, к которой стремится человек: семья, карьера, уважение в обществе, хорошие условия жизни и т. д.).
— Наша жизнь – это лестница, которую необходимо пройти, чтобы добиться чего-либо, дойти до своей звезды. Пройти каждую ступеньку. А к какой звезде мы с вами идем сейчас? (знания, образование, диплом)
Давайте попробуем сегодня начать этот путь. Наша задача сегодня познакомиться с первой ступенькой нашей лестницы.
2. Определение темы.
-Я предлагаю вам посмотреть отрывок из фильма «Обыкновенное чудо» и подумать о теме нашего занятия. (А я здесь при чем? Это дядя виноват.)
— Как вы считаете, прав ли король? Почему?
— Похожи ли мы на него, часто ли перекладываем свою вину на других или оправдываемся, обвиняя обстоятельства?
-Чего не хватает королю? Продолжите предложение: Король не берет на себя… (ответственность).
3. Определение понятия «ответственность».
— Что такое ответственность? Как вы понимаете это слово?
Подберите однокоренные слова к слову ответственность (ответственность – ответ – отвечать).
Слово отвечать употребляется с предлогами: ЗА и ПЕРЕД
Отвечать ЗА жизнь, поступок, здоровье. Отвечать ПЕРЕД собой, другими.
— Давайте разберемся, что скрывается за этими словами.
Студенты делятся на 2 группы. На столе у каждой группы текст притчи «Мальчик и звезда» и листочек с заданием:
Студенты работают в группах, рассуждают, спорят, доказывают, опираясь на собственный жизненный опыт.
Притча « Мальчик и звезда»
«Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел в руках мальчика морские звезды. Они окружали его со всех сторон, берег был буквально усеян ими на много километров.
— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек.
— Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия.
— Но это просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!
В группах идет обсуждение. По технологии «аквариум» каждая группа выбирает представителя, который выступает от имени группы. Ребята не могут помогать своему представителю с места, но могут передавать ему записки.
На доске карточки со словами «ответственность» и «безответственность»
между ними карточки со словами «трусость», «свобода», «предательство», «чувство вины», «честность», «вера (в себя, других)».
Представители каждой группы относят данные слова к 1 или 2 колонке, в зависимости от решения, какие качества присущи ответственному и безответственному человеку.
Вывод: Что же скрывается за этими словами: ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – СВОБОДА, УВЕРЕННОСТЬ, НАДЕЖНОСТЬ, ЧЕСТНОСТЬ, ВЕРА.
БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТЬ – ЧУВСТВО ВИНЫ.
— Человек всегда несет ответственность за свои поступки. Существует традиция: инженер, построивший мост, стоит под ним, пока идет первый поезд.
Но значит ли это, что мы несем ответственность только за то, что делаем сами. Мы каждый день выбираем, что сделать, как повести себя в той или иной ситуации. И в зависимости от выбора совершаем те или иные поступки.
7. Просмотр мультфильма «О человеческой ответственности». Рефлексия.
— В основе каждого поступка лежит ответственное или безответственное отношение к сложившейся ситуации. От наших поступков зависит наше самочувствие, отношения с окружающими, а иногда даже человеческая жизнь.
— Перед вами лежат разноцветные звездочки. Выберите ту звездочку, которая соответствует вашему мнению.
1. Я считаю, что тема важна для меня. Есть о чем подумать.
2. Я подумаю об этом, но не сегодня…когда-нибудь…может быть…
3. Все, о чем мы говорили, всего лишь пустые слова. Они не имеют никакого значения. Я просто зря потратил(а) время.
— Подумайте дома, как бы вы назвали остальные ступеньки и сколько ступенек отделяет вас от заветной цели, от вашей звезды. Спасибо за работу!
Классный час на тему:»Ответственность и безответственность».
Классный час «Ответственность и безответственность. Что скрывается за этими словами?»
Цель: способствовать развитию у школьников чувства ответственности; содействовать формированию умения анализировать свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий.
Задачи: развивать умение сравнивать и на основе различных точек зрения делать выводы и обобщения;
— формировать способность к коллективному рассуждению, культуру общения и речи;
— развивать умение вести диалог, умение отстаивать свою точку зрения.
Оснащение и оборудование: мультимедиа проектор, текст притчи, карточки с основными понятиями.
1. Мотивация и целеполагание.
-Начиная наше занятие, давайте обратимся к латинской поговорке « Perasperaadastra » («Через тернии к звездам»). Как вы понимаете это высказывание? Как вы понимаете слова «звезды», «тернии»? (Звезды – это цель, к которой стремится человек: семья, карьера, уважение в обществе, хорошие условия жизни и т. д.).
— Наша жизнь – это лестница, которую необходимо пройти, чтобы добиться чего-либо, дойти до своей звезды. Пройти каждую ступеньку. А к какой звезде мы с вами идем сейчас? (знания, образование, диплом)
Давайте попробуем сегодня начать этот путь. Наша задача сегодня познакомиться с первой ступенькой нашей лестницы.
2. Определение темы.
-Я предлагаю вам посмотреть отрывок из фильма «Обыкновенное чудо» и подумать о теме нашего занятия.(А я здесь при чем? Это дядя виноват.)
— Как вы считаете, прав ли король? Почему?
— Похожи ли мы на него, часто ли перекладываем свою вину на других или оправдываемся, обвиняя обстоятельства?
-Чего не хватает королю? Продолжите предложение: Король не берет на себя… (ответственность).
3. Определение понятия «ответственность».
— Что такое ответственность? Как вы понимаете это слово?
Подберите однокоренные слова к слову ответственность(ответственность – ответ – отвечать).
Слово отвечать употребляется с предлогами: ЗА и ПЕРЕД
Отвечать ЗА жизнь, поступок, здоровье. Отвечать ПЕРЕД собой, другими.
— Давайте разберемся, что скрывается за этими словами.
Учащиеся делятся на 2 группы. На столе у каждой группы текст притчи «Мальчик и звезда» и листочек с заданием:
Учащиеся работают в группах, рассуждают, спорят, доказывают, опираясь на собственный жизненный опыт.
Притча « Мальчик и звезда»
«Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел в руках мальчика морские звезды. Они окружали его со всех сторон, берег был буквально усеян ими на много километров.
— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек.
— Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия.
— Но это просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!
В группах идет обсуждение. По технологии «аквариум» каждая группа выбирает представителя, который выступает от имени группы. Ребята не могут помогать своему представителю с места, но могут передавать ему записки.
На доске карточки со словами «ответственность» и «безответственность»
между ними карточки со словами «трусость», «свобода», «предательство», «чувство вины», «честность», «вера (в себя, других)».
Представители каждой группы относят данные слова к 1 или 2 колонке, в зависимости от решения, какие качества присущи ответственному и безответственному человеку.
Вывод: Что же скрывается за этими словами: ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – СВОБОДА, УВЕРЕННОСТЬ, НАДЕЖНОСТЬ, ЧЕСТНОСТЬ, ВЕРА.
БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТЬ – ЧУВСТВО ВИНЫ.
Что такое ответственность? Когда возникает это чувство? (Ответственность – это обязанность отвечать за свои поступки, действия.)
— Какие поступки можно считать непоправимыми, а последствия, каких действий можно исправить? (Убийство, предательство, казнь; опоздание, шалость, порча вещей, потеря чего-то).
Какие качества характера свойственны ответственному человеку? На доске написаны слова, которые обозначают разные черты характера человека. Оставьте только те, которые свойственны ответственному человеку.
(честность, мужество, малодушие, неискренность, общительность и замкнутость, доброта и недоброжелательность, внимательность и равнодушие, трудолюбие и лень, боязнь трудностей, активность.
— Достоин ли уважения тот человек, который совершает ошибочные действия, но признает свои ошибки?
— Как вы понимаете пословицу?
Не ошибается тот, кто ничего не делает.
— Каждый человек в жизни ошибается, поэтому он учится на своих ошибках.
Совершившего ошибку человека можно не только осуждать, но в некоторых случаях даже уважать. Для признания ошибки требуется мужество, такой шаг могут сделать люди с сильным характером, а потому они достойны уважения.
Когда вы были маленькими, ваши действия во многом диктовались теми, кто заботился о вас. Вы ели, когда родители давали вам еду, вы шли туда, куда вас вели, т.е. вы полностью зависели от родителей. Сейчас вы повзрослели, приобрели необходимые навыки, постепенно становясь самостоятельнее и ответственнее.
Потом у вас появилась обязанность ходить в школу, выполнять домашние задания. Скоро вы станете взрослыми и будете полностью отвечать за себя и за других.
— Человек всегда несет ответственность за свои поступки. Существует традиция: инженер, построивший мост, стоит под ним, пока идет первый поезд.
Но значит ли это, что мы несем ответственность только за то, что делаем сами. Мы каждый день выбираем, что сделать, как повести себя в той или иной ситуации. И в зависимости от выбора совершаем те или иные поступки.
— В основе каждого поступка лежит ответственное или безответственное отношение к сложившейся ситуации. От наших поступков зависит наше самочувствие, отношения с окружающими, а иногда даже человеческая жизнь.
Вывод : От того, какой выбор вы сделаете сегодня, зависит ваша способность ответственно подходить к жизни в будущем.
— Как ведет себя в речном потоке рыба ? ( плавает по течению и против течения, т. е. активно)
— Что происходит с плавающим на поверхности бревном?
— В каком случае с рыбой может происходить то же, что с бревном?
— Годы своего детства и юности вы можете прожить активно, как «рыба», или пассивно, как «бревно». Рыба, живущая в реке, способна плыть по течению, так и против него.
Если она перестанет двигаться, ее сносит течением.
Но плывя в противоположную сторону, рыба может преодолеть силу потока и даже добраться до верховий реки. У бревна же нет выбора: оно, в конце концов, окажется там, куда его вынесет поток.
— А давайте спросим себя: создаем ли мы собственное будущее или плывем по течению, как бревно по реке?
Главное- человек должен взять ответственность на себя за все, что происходит с ним в жизни и перестать быть жертвой обстоятельства в своих представлениях.
— Перед вами лежат разноцветные звездочки. Выберите ту звездочку, которая соответствует вашему мнению.
1. Я считаю, что тема важна для меня. Есть о чем подумать.
2. Я подумаю об этом, но не сегодня…когда-нибудь…может быть…
3. Все, о чем мы говорили, всего лишь пустые слова. Они не имеют никакого значения. Я просто зря потратил(а) время.
— Подумайте дома, как бы вы назвали остальные ступеньки и сколько ступенек отделяет вас от заветной цели, от вашей звезды. Спасибо за работу!
Конспект классного часа «Ответственность и безответственность»
Муниципальное автономное образовательное учреждение «Верхнегородковская СОШ»
C труктурное подразделение – СОШ №91
Конспект классного часа
в 7 классе на тему
«Ответственность и безответственность»
Подготовила и провела
Классный руководитель 7 класса
Конспект открытого классного часа по теме
«Ответственность и безответственность»
Цель классного часа – воспитание ответственного поведения учащихся.
1. Актуализировать и обогатить знания учащихся об ответственности и безответственности.
2. Способствовать развитию у учащихся чувства ответственности.
3. Убедить учеников в том, что человек, умеющий нести ответственность за свои поступки, достоин уважения.
2. Раздаточный материал;
3. Фломастеры, клей, картон;
1. Организационный момент.
— Чтобы определить тему нашего классного часа я предлагаю вам посмотреть небольшой видеофильм. (Киножурнал «Ералаш», Серия «Пролетая над родной школой»). После просмотра расскажите мне, какие качества главного героя вы заметили.
2. Определение темы классного часа, постановка задач.
— Итак, мы посмотрели фильм. Назовите, какие качества главного героя вы заметили. (несобранность, лень, безответственность).
— Попробуйте назвать тему классного часа («Ответственность и безответственность»).
— Вы могли бы сейчас точно сказать, что такое ответственность? Ответственный человек – он какой?
— Цель нашего классного часа – не только узнать немного больше об ответственном поведении человека, но и попытаться самим стать более ответственными.
3. Работа с пословицами и поговорками на тему ответственности (в парах). (Актуализация знаний)
— Народ веками складывал пословицы и поговорки, в том числе и об ответственности. Разделитесь на пары, и сложите пословицы.
В течение 3-5 минут, работают с карточками, затем все вместе проверяем, объясняет значение пословиц.
Пословицы и поговорки про ответственность:
Кому поручают, тот и отвечает.
Кто в деле, тот и в ответе.
Кто в чем сплошает, за то и отвечает.
Кто заварил, тот и расхлебывает.
Незнание ответственности не снимает.
Один нагрешил, а все отвечают.
Отвечай за то, что сам совершил.
Рука согрешит, а голова в ответе.
Хорошо жить в почете, да ответ велик.
Чего не знаешь, за то не отвечаешь.
Чего недосмотришь, за то и ответишь.
3. Качества ответственного и безответственного человека.
— Вы знаете, что любой человек обладает положительными и отрицательными качествами. Перед вами карточки с такими качествами. Прикрепите карточки с положительными качествами на доску в левый столбик, а с отрицательными – в правый.
По одному выходят, берут карточку и прикрепляют к доске, учитель попутно вносит комментарии, если это необходимо.
— Теперь вы видите перед собой эти качества. Какие качества вы хотели бы иметь?
— Так знайте, что в левом столбике вы расположили качества ответственного человека, а в правом – безответственного.
Сверху вывешиваются 2 заголовка столбиков: «Ответственный человек» и «Безответственный человек».
4. Определение слова «Ответственность» (получение новых знаний)
— Как вы теперь понимаете слово «Ответственность»?
Ребята говорят свои варианты ответов, затем по просьбе учителя читают определения на слайде.
´ Это нравственное качество человека, которое позволяет ему задумываться над своими поступками, считаться с другими людьми, быть разумным.
´ Это умение самостоятельно отвечать за свои действия и их последствия.
´ Это не перекладывание своих проблем на чужие плечи, не обвинение других, не представление себя в качестве жертвы, а позиционирование себя как самостоятельной личности, понимающей результат своего действия или бездействия
5. Поступки ответственного человека.
— Я думаю, многие из вас уже понимают, что быть ответственным человеком – это хорошо. Но давайте поближе рассмотрим, какие поступки выдают ответственного человека.
Заботится о том, чтобы всё, что нужно сделать, было сделано;
Забывает выполнить свои обещания;
Не обвиняет других в своих ошибках;
Сам отвечает за свои поступки;
Обвиняет других людей в любой ситуации;
Исполняет свои обещания;
Выполняет свои обязанности наилучшим образом;
Бездумно совершает поступки;
Понимает последствия своих действий;
Думает только о своей выгоде;
Боится признаться в своих ошибках;
Стремится сделать что-то доброе, полезное для жизни;
Проявляет заботу об окружающих;
Лжёт, изворачивается, выгораживает себя.
— Вы ещё школьники, но у вас уже есть своя зона ответственности. Ответственность в школе:
ü Добросовестно учиться
ü Выполнять требования Устава школы, соблюдать школьные правила
ü Достойно, культурно вести себя
ü Уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы
ü Беречь имущество школы
6. Высказывания ответственного человека.
— Ребята, никто не говорит, что ответственный человек никогда не совершает ошибок. Он их совершает, но он говорит совсем иначе, нежели безответственный человек. Безответственный человек всегда старается избежать наказания, обвиняет в своих ошибках других, как наш герой Васечкин, который не сам проспал, а которого бабушка не разбудила. Ответственный человек всегда признает свою ошибку и постарается ее исправить.
— Итак, я предлагаю вам несколько высказываний людей, совершивших ошибку. Ваша задача понять, что говорит ответственный человек.
+Я ушёл с урока, потому что я захотел погулять.
Я ушёл с урока, потому что Федя предложил погулять.
+Я написал контрольную на «2», я подготовлюсь и исправлю.
Я написал контрольную на «2», потому что мне все мешали.
+Я подрался с Петей, потому что я разозлился и не смог сдержаться, когда он обозвал меня.
Я подрался с Петей, потому что он обзывал меня и полез на меня с кулаками. Я опоздал в школу, потому что мама не разбудила меня вовремя.
+Я опоздал в школу, потому что я не встал вовремя.
— Итак, вы видите, у безответственных всегда виноват кто-то другой, а ответственный признаёт свою вину.
7. Заполнение постера «Я – ответственный» (закрепление)
— У вас на столе лежит постер. Я прошу вас заполнить пропуски, напишите, что вы делаете для того, чтобы быть ответственным (например, я выполняю обещания и т.д.)
— Наш классный час подходит к завершению. У вас на столе есть 4 смайла. Выберите 1 из них по своим ощущениям:
Зелёный: Я – ответственный человек
Жёлтый: Я нахожусь на пути к ответственному поведению
Красный: Я – безответственный человек, и не хочу становиться ответственным.
— Приклейте выбранный смайл на общий лист.
— Наш классный час был очень продуктивным, и я надеюсь, каждый сегодня задумается об ответственности и сделает свой правильный выбор.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.