Классный час что в имени тебе моем 5 класс
Конспект открытого урока русского языка в 5 классе УРОК – ИССЛЕДОВАНИЕ «ЧТО В ИМЕНИ ТЕБЕ МОЕМ?»
Конспект открытого урока русского языка в 5 классе
«ЧТО В ИМЕНИ ТЕБЕ МОЕМ?»
познакомить учащихся со значением и происхождением личных имен;
вооружить учащихся навыками использования научно-популярной литературы;
развивать творческие способности учащихся;
воспитывать интерес к изучению русского языка.
ОБОРУДОВАНИЕ: бюллетень «Как вас зовут?», творческие работы учащихся, выставка книг,
Девиз урока: «С малой удачи начинается большой успех»
Интерпретация строк Гомера из «Одиссеи»
«Между живущих людей безымянным никто не бывает вовсе;
в минуту рождения каждый, и низкий и знатный,
имя как сладостный дар получает.
Как же выбирают старшие младшим, новорожденным их имена?
Из каких запасов черпает человечество эти сладостные сокровища?
(На доске красочно оформленные работы детей о выборе своего имени).
ИНДИРА: В 1961 году Казахстан посетила Индира Ганди. После этого визита стало модно называть девочек Индира. Я знаю, что Индира Ганди боролась за процветание своей страны, творя только добрые дела. Я хочу быть похожей на нее.
МАРСЕЛЬ: Так назвал меня папа. Он очень любит смотреть футбол, ему нравится футбольный клуб «Марсель Олимпик». Мне очень нравится мое имя, потому что есть такой город, великий футболист и очень сильный футбольный клуб.
РАДМИР: Радмир – радость мира. Когда я родился, дедушка сразу сказал:
— Мой наследник, моя радость, радость мира. Если радость мира, значит, Радмир.
АЗИЗА: У каждого человека есть свое имя. Обычно, когда в семье ждут ребенка, уже заранее придумывают имена. Когда я родилась, папа назвал меня Азизой. Он объясняет это тем, что моего дедушку по папиной линии звали Газиз. У моего дяди есть дочь, ее назвали Газиза. Газиза, Азиза – эти имена созвучны. Обычно мусульмане дают детям созвучные имена.
АЛИНА: Как только человек появляется на свет (а иногда и раньше), родители дают ему имя. Оно сопровождает человека всю жизнь, с рождения и до последних минут. Имя – это не пустой звук. Раньше считалось, что имя какого-либо святого делает жизнь ребенка счастливой, имя же мученика обрекает человека на трудную жизнь. Издавна было известно, что имя влияет на судьбу человека. Считается, что, изменив имя, можно изменить и всю свою жизнь. Имя – это сущность, жизнь и будущее. Известно, что имя тесно связано не только с судьбой человека, но и с его характером. Когда я родилась, все были очень рады моему появлению. Алиной назвала т. Валя. Родителям понравилось это красивое имя. Так зовут папину двоюродную сестру, она очень красивая и умная. Меня назвали так, потому что все хотели, чтобы я была похоже на нее.
V . Открытие нового знания
1. Имена людей – часть истории народа (работа в группах)
1группа. Увлечение иностранными именами
2 группа. Наречение именем по святцам.
3группа. Имятворчество после Октябрьской революции
2.Решение проблемной задачи
Существует такое изречение:
«Хоть горшком назови, но в печку не ставь»
Согласны ли вы с этим высказыванием?
(заслушать мнение учащихся по этому поводу).
Это знаменитое высказывание не находит подтверждения в мировой истории имяупотребления: японские художники-философы, например, согласно традиции трижды в жизни меняют имя, чтобы лучше познать себя.
4. Инсценировка стихотворения С. Маршака «В защиту детей»
Если только ты умен,
Ты не дашь ребятам
Столь затейливых имен,
Удружить хотела мать
Вот и вздумала назвать
Хоть семья ее звала
Для другой искал отец
И назвал он, наконец
Звали мама и сестра
Стали звать Индейкой.
Сына Спутником назвал,
Дочь свою – Ракетой.
Пусть поймут отец и мать,
Что с названьем этим.
Век придется вековать
5. Индивидуальное задание. Сообщение подготовленного ученика
В обычае было выбирать имена в связи с разными, обстоятельствами рождения малыша. В старых рукописях часто встречается имя Дорога. Его давали родившимися в пути и накануне отъезда. Немало людей именовались Морозами: эти являлись на свет во время особо лютых холодов.
Не так давно один известный археолог сообщил, например, что в древнем Новгороде обнаружена им занятная семья довольно состоятельных людей. Люди эти носили фамилию Линевых: очевидно, что родоначальника их звали Линь. Старый Линь оказался человеком не без юмора: своих четырех сыновей окрестил тоже «по-рыбьи». И ходили в свое время по новгородским улицам рука об руку с батькой все его сыновья – молодцы.
Встречались имена, отражавшие порядок появления детей в семье: Починок, Третьяк.
Вывод: Имена людей часть истории народа. В именах отразились обычаи и верования наших предков; быт, фантазия и художественное творчество русского народа.
VI .Обряд наречения именем у казахского народа
(рассказ приглашенных родителей)
VII .РАБОТА СПРАВОЧНОГО БЮРО
Учащиеся заранее задают вопросы о значении и происхождении имен – своих, родственников, знакомых.
ЕКАТЕРИНА – «чистота, благопристойность». В России царское имя: его носили две императрицы.
ИВАН – это имя имеет более ста производных. Недаром стало синонимом русского мужика. В святцах оно встречалось от 63 до 170 раз и 25% крестьян были действительно русскими Иванами.
РЕНАТ – имя достаточно популярное, особенно в Средней Азии, имеет, как оказывается, двоякое значение. Лат.; ренатус вновь рожденный; и новое образование, полученное из слов: революция, наука, труд. Похоже это одно из самых удачных имен «ономастического бума» 20-30 гг.
РУСЛАН – имя тюркского происхождения: арслан – лев. Отсюда и имя русского сказочного богатыря Еруслана. Пушкин в своей поэме употребил вариант богатырского имени – Руслан «Руслан и Людмила».
VIII . Подведение итогов урока
«Проститься» с именами мы хотели бы стихами, где находим глубокие мысли о воплощенном имени:
Что в имени тебе моем?
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальний,
Как звук ночной в лесу глухом.
Оно на памятном листке
Оставит мертвый след, подобный
Узору надписи надгробной
На непонятном языке.
Что в нем? Забытое давно
В волненьях новых и мятежных,
Твоей душе не даст оно
Воспоминаний чистых, нежных.
Но в день печали, в тишине,
Произнеси его тоскуя;
Скажи: есть память обо мне,
Есть в мире сердце, где живу я.
IX .Рефлексия. Что удивило на уроке? Что заставило задуматься?
X. Задание на дом. ( На выбор)
Письменный ответ на вопрос
1 «Влияет ли имя на судьбу человека?»
2. История географических названий на карте нашего района
Обряд наречения именем у казахского народа
( рассказ приглашенных родителей)
Через несколько дней после рождения ребенка происходил ОБРЯД НАРЕЧЕНИЯ ИМЕНЕМ. Родители приглашали и с почетом встречали муллу, почтенных старцев, родственников, соседей. Женщины всегда приходили с подарками для новорожденного. Сама церемония заключалась в том, что младенца на подушке подносили к мулле, и тот, читая выдержки из Корана, несколько раз громко произносил имя новорожденного. Завершалась церемония угощением гостей. В нашем селе обряд имя наречения происходит и по сей день, почти без изменений. Но главное все лее заключалось в выборе имени, так как вокруг имени много разных суеверий. Ведь если имя – это часть сущности человека, его души, то значит, чтобы навредить ему, достаточно причинить зло его имени. Возможно, это послужило причиной того, что родители внимательны к выбору имени своего ребенка. Потому нередки были случаи, когда давали ребенку ничем неприметное имя, якобы для того, чтобы не сглазить ребенка, чтобы рос он не по виду, и потому здоровым и крепким.
Урок развития речи по русскому языку в 5-м классе по теме: «Что в имени тебе моем. «
Эпиграф урока:
Имя человека – самый сладостный для него звук.
ХОД УРОКА
Имя человеку дается один раз. Оно становится своеобразным удостоверением личности, его личным именем.
Был в старину такой обычай:
Несли младенца в церковь, Там
В страницы святцев пальцем тыча,
Поп имена давал по дням.
Коль ты родился в день Ефима,
То назван именем таким,
Но если в день Иеронима,
То – хошь не хошь – Иероним.
(М. Владимов. “Иван-да-Марья”).
В древности православная церковь давала имена младенцам, глядя в святцы – месяцеслов, книга в который на каждый день записано имя святого, которого в этот день чтит церковь. Церковь запрещала древнерусские имена как языческие, стремясь заменить их христианскими.
До принятия христианства на Руси существовали личные имена людей. Это были древнерусские имена, они возникли непосредственно в древнерусском языке и отражали как в зеркале различные свойства и качества характера человека, особенности его поведения, его внешний вид, иногда – даже и физические недостатки. Они могли также отражать время и очередность появления ребенка в семье и многое другое. Вот примеры:
Ждан, Неждан, Большой, Меньшой, Первой, Третьяк, Буян, Рябой, Кривой, Волк, Кот, Бык, Воробей.
Имена отражали социально-экономическое положение: Холоп, Бобыль,Селянин, Гольтепа.
Церковные отношения: Богомаз, Грех, Богомол, Игумен, Келарь.
Иногда и клички: Олух, Болван, Беспортошник.
В летописи XV века сохранились имена: Баран Филиппов, Овца Владимиров, Паук Иванов.
Следы таких имен теперь можно увидеть во многих русских современных фамилиях: Нежданова, Жданов, Третьяк, Третьяков, котов, Большаков, Воробьев, Воробей, Бобылев, Богомолов, Игумнов, Казанцев.
Были имена и другого рода – княжеские, возникшие на общеславянской или русской почве: Ярослав, Всеволод, Владимир, Будимир.
Ярослав – яркая слава.
Владимир – владеющий миром.
Будимир – будь с миром.
Иногда в качестве имен брались не реальные, а желаемые признаки: Светозар – светлый, как заря; Владислав – владеющий славой, миром; Доброслава – имеющая добрую славу; Всемила – всеми милая.
Красивых древних женских имен сохранилось очень мало: Лада – хранительница домашнего очага; Голуба, Несмеяна, Забава, Лебедь, Ждана, Досада, Любава, Борислава, Святослава, Владислава.
С момента принятия христианства древнерусские имена были вытеснены церковными именами. В святцах можно было встретить два имени: каноническое (церковное) и древнерусское (мирское).
Например, Иосиф – церковное, Остромир – мирское.
Детям стали давать древнегреческие, древнеримские, древнееврейские, древнесирийские, древнеегипетские имена: Калистрат – хороший воин, Севастиан – достойный поклонения, Наум – радость,утеха. Домна – хозяйка, Дарья (перс.) – сильная, побеждающая. Елизаета (др.евр) – почитающая бога, Иван (Иоанн) (евр.) – Благодать Божия.
Менялась эпоха, менялся ход истории, менялись имена. Регистрацию новорожденных стали вести отделы Записи актов гражданского состояния (ЗАГС).
Родители могли выбрать любое понравившееся имя или придумать свое. Родители иногда давали своим детям нелепые, странные имена.
Известно около трех тысяч новых и заимствованных имен, которые не имели распространения в последующие годы. Например, Береза, Осина, Сирень. Представлены чуть ли не все элементы химической таблицы Менделеева: Селена, Радий, Иридий, Рутений, Вольфрам, Рубин.
В качестве личных имен и математические термины и технические названия: Медиана, Радиана, Алгебрина, Гипотенуза, Турбина.
После Великой Октябрьской Социалистической Революции (ВОСР) появились: Люция, Майя, Нинель, Октябрина, Владилена, Ким, Вилена, и даже Май, Труд, Свобода. Были и уродливые имена: Цас (Центральный аптечный склад), Райтия (Районная типография).
Н.А. Петровский рассказывает в “ Словаре русских личных имен” о странных именах, не созвучных с русским отчеством и фамилией: Гарри Семенович Попов, Диана Кривоногова, Роберт Овечкин, Рэд Алексеевич, Жорж Иванович Пендюрин.
Бывшего директора Сталинградского драмтеатра (50-е годы XX века) звали Палладий Меринов. Трактор Иванович Конев был назван в честь выпуска в Сталинграде (ныне город Волгоград) первого трактора.
С.Я.Маршак “В защиту детей”.
Если только ты умен,
Ты не дашь ребятам
Столь затейливых имен,
Как Протон и Атом.
Удружить хотела мать
Дочке белокурой,
Вот и вздумала назвать
Дочку Диктатурой.
Хоть семья её звала
Сокращенно – Дита,
На родителей была
Девушка сердита.
Для другой искал отец
Имя похитрее,
И назвал он, наконец,
Дочь свою – Идея.
Звали мама и сестра
Девочку Идейкой,
А ребята со двора
Стали звать Индейкой.
А один оригинал,
Начинен газетой,
Сына Спутником назвал,
Дочь назвал Ракетой.
Пусть поймут отец и мать,
Что с прозваньем этим
Век придется вековать
Злополучным детям.
Кстати сказать, в старинном русском имениннике числится имя Протон (Прот, Протасий, Протерий). Протоген (с греческого) – “первый”. Было раньше и календарное имя: Атом (с греч.) – “неделимый”.
Задолго до появления ребенка начинают размышлять по поводу имени будущего нового члена семьи. В выбор активно включаются все.
Юрий Благов “Выбор имени”.
Дед, стараясь для внучонка,
Нахватал из разных мест
Ряд имен, звучащих звонко:
Товий. Муций. Свен. Орест.
Зять решил по ходу прений
Повернуть вопрос ребром:
— Назовем посовременней –
Гелий. Атом. Космодром.
Дочь, захваченная спором,
Шумно лезет на рожон
С целым импортным набором:
Эдвин. Мельвин. Сельвин. Джон.
Бабка с нехристями знаться
Не желает, и сама
Вносит лепту, глядя в святцы:
Псой. Сысой. Кузьма. Фома.
Сочинительсвом премудрым
Занимаясь вчетвером,
Ночь проспорили, а утром
Мальчик назван был Петром.
Петр (с греч.) – “камень”.
Итак, ребята, можно сделать вывод, что создание имени – дело ответственное.
Евгений Долматовский “Октябрины”.
Сергеями, Андреями, Иванами,
Иринами, Маринами, Татьянами
Теперь детей стараются назвать.
А было время – именами странными
Одаривали их отец и мать,
Вот стали взрослыми,
А то и старыми
Энергия,
Ванцетти,
Володар.
И Военмор – во славу Красной Армии,
И Трудомир – в честь мира и труда.
Родварком окрещен рожденный в Арктике.
Поняв, что этот век неповторим,
Старались и краскомы и рабфаковки
Его вручить наследникам своим.
И в новых именах бессмертье видели
Их увлеченье не было игрой.
Не надо обижаться на родителей,
Перемудривших раннею порой.
Сложились судьбы тех детей по-разному,
Но имя тоже освещало путь
Гори, когда Энергией ты названа,
А Володар – так Володарским будь!
После революции были в моде имена иноязычные (заимствованные): Изольда, Артур, Элиза, Альберт, Роберт, Эдуард, Эвелина.
Пошли в ход имена древнегреческих и древнеримских богов: Венера, Диана, Аполлон.
Нина Краснова “Заморские имена”.
Тут столько Эдуардов, Жанн, Эльвир. –
Имен заморских, говоря меж нами.
Как будто удивить хотели мир
Родители такими именами.
Глядишь, летит какой-нибудь пострел,
А дед его, взяв хворостину кличет:
— Куды тебе несёть? Убьёсси, Ричард!
Куды ты, окаянный, полетел?
А то, глядишь, на лавке у ворот
Смеются бабы, то есть шутят:
— Стелла,
Ты чтой-то больно, девка, растолстела,
Никак, брюхата двойней? Вот везёт!
Тут каждый житель для меня – родной.
Но разве это не чудно, на странно,
Что нет в селе ни одного Ивана
И Марьи – ни одной?
К счастью, в современном обществе стали разборчивее относиться к имянаречению. И многие родители смотрят в корень имени, изучая его значение. Многие, правда. Еще изучают и астрологию, и карму (судьбу) имени, но мы с вами должны знать, что в русском языке есть раздел антропонимика и топонимика.
Антропонимика – (греч.) наука о языке, изучающая лексическое значение имени.
Топонимика – (греч) наука о языке, изучающая лексическое значение имени местности, название местности.
И мы, изучая на уроках русского языка лексикологию, можем заниматься изучением таких интересных тем по топонимике и ономастике:
“Почему это так называется”,
“Из истории имен и фамилий” и т.д.
У Арсения Тарковского в стихотворении “Имена” есть такие строчки:
И можно кожу заново сорвать,
Но имя к нам так крепко припечатано,
Что силы нет переименовать,
Хоть каждое затерто и захватано.
Давайте познакомимся с вашими именами.
Наталья – лат. – природная, родная.
Антон – греч. – противник, сопротивляющийся, противоборствующий.
Денис – греч. – принадлежащий Дионису. Дионис – бог вина и природы.
Елена – греч. – факел.
Илья – др. евр. –верующий, крепость Господня.
Марина – лат. – морская.
Иван – др. евр. – милость Божья.
Людмила – ст. слав. – милая людям.
Олег – др сканд. – священный.
Виктор – лат. – победитель.
Лилия – цветок “ лилия”.
Владимир – ст. слав. – властелин мира.
Александр – греч. – защитник людей.
“Проститься” сегодня хотелось бы стихотворением А.С.Пушкина “Что в имени тебе моем?”.
Что в имени тебе моем?
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег далный,
Как звук ночной в лесу глухом.
Оно на памятном листке
Оставит мертвый след, подобный
Узору надписи надгробной
На непонятном языке.
Что в нем? Забытое давно
В волненьях новых и мятежных,
Твоей душе не даст оно
Воспоминаний чистых, нежных.
Но в день печали, тишине,
Произнеси его тоскуя;
Скажи: есть память обо мне,
Есть в мире сердце, где живу я.
Классный час «Что в имени тебе моём?»
муниципальное образовательное учреждение
«Голузинская средняя общеобразовательная школа»
Классный час в 5 классе
«Что в имени тебе моем?»
(из цикла занятий по духовно – нравственному
воспитанию личности школьника)
составитель – педагог – психолог
Работинская Татьяна Ивановна
Цель: Знакомство учащихся с происхождением имен и фамилий людей.
Задачи: 1. Формирование интереса к происхождению имен и фамилий;
2. Развитие любознательности, активности, творческих способностей (актерского мастерства, выразительности чтения наизусть);
3. Воспитание уважения к людям разных фамилий; вежливости в обращении.
Подготовка : выбор чтецов и исполнителей ролей в инсценировке стихотворений; исследование распространенности имен в школе; словари, листочки с фломастерами; выставка книг.
1. Организационный момент.
— Сегодня мы продолжим разговор о том, откуда появились те или иные слова; заглянем вглубь веков, во времена ваших прапрабабушек и прапрадедушек.
— Отгадав загадки и ответив на вопросы, вы узнаете, с историей каких слов мы сегодня будем знакомиться. Викторина « Кто есть кто»:
-Кто совершил путешествие за медом на воздушном шаре?
— А кто – из норы мыши в теплые края?
— Кто « умывальников начальник и мочалок командир»?
— Мальчик, живущий в Простоквашино с друзьями – животными?
— Пугало, путешествующее с друзьями по Волшебной стране?
2. Основная часть. Происхождение имен.
— Итак, сегодня мы поедем разговор о происхождении русских имен и фамилий. Как вы думаете, что появилось сначала?
-С самого начала человеческой истории детям для этого давались имена при рождении или вскоре после рождения. Когда в стародавние времена родители давали имена своим детям, они хотели, чтобы эти имена что-то обозначали.
— От чего мог зависеть выбор имени? (Имя могло содержать какой-то внешний признак ребенка: девочка с зелеными глазами- Марина-«морская»;
«спокойная, тихая»- Галина- это уже поведение; или просто- ласковое прозвище)
-Наши имена обычно ведут свое происхождение из древних языков: Вероника-«приносящая победу»- из греческого, Анна-«благодать»- из древнееврейского… Знаете ли вы, что обозначают ваши имена и из каких языков они пришли?(работа со значением и происхождением имен детей)
-Как вы считаете, подходит ли вам это имя?
Чтение наизусть стихотворения учащимся:
Сколько имен у подружки, у Оли?
Как бы, друзья, не запутаться тут.
Ольгой зовут эту девочку в школе,
Олечкой папа и мама зовут.
Олюшкой тетя ее называет.
«Олька!»- кричит озорник во дворе…
Кто же, скажите-ка мне, подсчитает,
Сколько имен у подруги моей?
Практическая работа : рисуем в центре листа кружок, записываем в нем свое взрослое имя. Дорисовываем лепестки цветка и вписываем в них имена, которыми вас называют родные и друзья. Сколько у вас лепестков получилось? Попробуйте, глядя на цветок соседа, угадать, какое имя ему нравится больше?
Вывод: Чтобы исправить другу настроение, помириться из-за пустяковой ссоры, почаще обращайтесь к нему ласковым именем.
— Но бывает, что из-за выбора имени у родителей возникает спор. Посмотрите (и послушайте) такой эпизод из жизни одной семьи (инсценировка стихотворения Ю. Благова – см. Приложение).
— Как выбирали имя члены семьи для новорожденного? (Справка: в церковных книгах, Святцах, записаны имена святых в определенном порядке. При крещении ребенка называли именем, выбирая его из списка имен на этот день).Как вы думаете, почему все – таки ребенка назвали Петром? (имя обозначает «камень»; способ выбора – поведение)
-Итак, что же от чего больше зависит: имя от человека или человек от имени?
3. Люди: отчества и фамилии.
-Именами люди пользовались в течение многих тысяч лет. Примерно в 1066 году стали употреблять отчества и фамилии.
— Как вы думаете, для чего это понадобилось? ( Только имени недостаточно, чтобы отличить одного человека от другого) Например, в деревне могло быть два Ивана, один из них был глуп. Как стали бы называть его люди? (Иван Дурак)
-Как стали бы называть человека, жившего или работающего на мельнице?( Мельников) А проживающего вблизи рощи? (Рощин)
— Что еще помогало человека отличить от других людей? (Характер, внешность, занятия) Приведем примеры:…
-Наши фамилии могут многое рассказать нам о жизни наших предков.
Чтение наизусть стихотворения «Прадеды» Граубина Г. ( см. Приложение)
— Вернувшись в прошлое, вспомнив, чем занимались и какими по внешности были наши предки, вы можете объяснить происхождение своих фамилий.
Проблемный вопрос: Откуда произошла фамилия Рындин? (Работа со словарями) Вспомните «Сказку о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина:
«По бокам ее(старухи) стража,
На плечах топорики держат…»
— Какие, вы считаете, самые распространенные имена в нашей школе? (Результаты исследования учащихся) Какие имена популярны сейчас?
— В наше время людям нашего края и всей страны известны фамилии наших земляков. Фамилии и имена каких людей, прославивших наш край, знаете вы?
-Итак, все на свете имеет свой смысл и предназначение, даже имена и фамилии. Для чего же людям понадобилось придумывать их своим соседям, друзьям, родственникам? Что может нам рассказать имя и фамилия о своем хозяине?
-Что было для вас на занятии удивительным? Чем вы заинтересовались?
Спасибо за работу. До новых встреч!
1.Справочник личных имен народов РСФСР
2. Суперанская «Современные русские фамилии»
3. Суслова «О русских именах»
4. Угрямов « Русские имена»
5. Унбегаун Б. О. «Русские фамилии»
6.Газета //Начальная школа. №4,5, 1993 год
Дед, стараясь для внучонка,
Нахватал из разных мест
Ряд имен, звучащих звонко:
Зять решил по ходу прений
Повернуть вопрос ребром:
Дочь, захваченная спором,
Шумно лезет на рожон
С целым импортным набором:
Бабка с нехристями знаться
Вносит лепту, глядя в Святцы:
— Псой…Сысой… Кузьма… Фома…
Ночь проспорили, а утром
Мальчик назван был Петром. (хором)
Кем был твой прадед на Руси?
Свою фамилию спроси!
Есть в каждом классе Кузнецов,
Кто прадед Кузнецова?
Он был из рода кузнецов,
У Гончарова прадед знал
Гончарный круг и глину.
У Дягтерева – деготь гнал, в дягтярне горбил спину.