Классный час что в имени моем
Классный час «Что в имени тебе моем»
Занимательный классный час с поисковой деятельностью
Просмотр содержимого документа
«Классный час «Что в имени тебе моем»»
Классный час «Что в имени твоем». Познавательно-конкурсное мероприятие
– познакомить обучающихся с историей появления имён, значением и происхождением своего имени;
– вызвать эмоциональное стремление к поисковой работе над происхождением и расшифровкой имён друзей и близких;
– помочь осознать высокий нравственный смысл имени;
– развивать индивидуальные творческие способности детей, любознательность и самостоятельность.
Оборудование: плакат “Что в имени моем?”, рисунок тематический, магнитофон, фонограммы песен, частушек.
Отгадайте загадку: “Принадлежит тебе, а пользуются другие” (ИМЯ)
Говорят, когда человек рождается, на небе загорается звезда, которая определяет его судьбу. Влияет на характер и судьбу человека и созвездие, под которым он родился. И, конечно же, большое значение имеет имя, которое дают родители ребенку при рождении. Сегодня – праздник наших имен.
Древние русские имена разнообразны. Часто они служили характеристикой людей. Имя давалось человеку как примета, по которой его можно было выделить среди родственников. Часто, когда в семье рождался первый ребёнок, ему давали имя Перва, второй был Вторак, третий – Третьяк. Имя могло даваться по внешнему виду человека: Черныш, Чернавка – по цвету волос, Мал – за малый рост. Имя могло отражать черту характера или поведения (Добр, Храбр, Смеяна, Умник), время рождения в году (Зим, Вешняк, Мороз), профессию (Шуба, Ложка, Пушка). Давались имена связанные с животным и растительным миром: Волк, Кот, Трава.
С тех пор прошло много времени, и сейчас имена у людей более современные.
Ребята, а вы знаете сколько в нашем классе разных имен?
Как вы относитесь к своему имени?
Кому оно нравится? Кому не нравится?
Может, кто из вас знает, как выбирали родители вам имя? В честь кого вас назвали?
– Очень многие из распространенных в нашей стране имен пришли из других языков, поэтому почти каждое имя имеет свое первоначальное значение. Давайте послушаем рассказы одноклассников, что они узнали о своем имени и заполним на доске Краткий словарик толкования имен.
Рассказывает 1 группа учащихся о своих именах. (Ребятам было дано поисковое задание: узнать всё о своём имени: происхождение имени, значение, особенности, роль имени в истории и т.д.)
Назовите имя девушки, которая боялась очень жаркой погоды? (Снегурочка)
Назовите имя и фамилию поэта, определившего цвет носа у Мороза? (Николай Некрасов)
Имя самого высокого милиционера Москвы? (Степан)
Как еще можно назвать бегемота? (Гиппопотам)
Как называл своего друга англичанин, проживший на необитаемом острове 28 лет 2 месяца и 19 дней? (Пятница)
Имя Маугли в голливудском варианте. (Тарзан)
Как звали мальчика, который однажды вечером, сидя на лавочке, “качал ногой”, когда ему и его друзьям “делать было нечего”? (Николай)
Как зовут ребенка, у которого папа осел, а мама кобыла? (Мулл)
Как звали капитана, дети которого отправились на его поиски по всему свету? (Грант)
Имя и фамилия артиста, герой которого “поскользнулся, упал, потерял сознание, очнулся – гипс” (Юрий Никулин)
Как звали соперника Буратино по сердечным делам? (Пьеро)
2.Конкурс “Аукцион знаменитых тезок”
Вспомним знаменитых Александров (Александр Пушкин, Македонский, Невский, Радищев, Грибоедов, Блок, Грин, Дюма, Фадеев, Твардовский, Галич, Розенбаум, Малинин, Буйнов).
Назовите знаменитых Валентинов и Валентин (Валентин Серов (художник; показать его картину “Стригуны на водопое”) Катаев (писатель; показать его книгу), Толкунова (певица), Легкоступова (эстрадная певица), Терешкова (летчик – космонавт; показать портрет), Юрий (Гагарин(космонавт), Никулин(актер), Долгорукий(князь).)
3.А что за события обозначают эти даты:
25 января (Татьянин день, День студентов).
14 февраля (День Святого Валентина, День всех влюбленных).
4.Вопрос-шутка “Про Женю”.
Прочитайте следующее предложение и сообразите: Женя – мальчик или девочка?
“Женя в воде в очках”.
Женя – девочка (ЖеняввоДЕВОЧКАх.).
Продолжаем отгадывать загадки-шутки “Имена девочек и мальчиков”, ответы дети записывают на листочках и выявляют победителя.
В данном задании нужно узнать имена девочек и мальчиков, спрятавшиеся в тексте. Ответ может подсказать эхо, ведь разгадка скрыта в самом конце вопроса. Но нужно быть внимательными: эхо может и подвести.
1.Кто принёс куклу из магазина?
Ответ: Зина (магаЗИНА).
2.Как зовут мальчика, который не боится ни града, ни грома?(Рома)
3.Кто рассказывает брату мультфильм про Самоделкина и Карандаша?(Даша)
4.Какое имя у девочки, которая от зелёнки зелена?(Елена)
5.Кто покажет дом, в котором живёт растеряша?(Яша)
6.Как зовут девочку, с которой дружит дочь Малинина? (Нина)
7.Кто с нетерпением ждёт подарки от Деда Мороза? (Роза)
8.Как зовут мальчика, у которого густая шевелюра? (Юра)
9.Кто подскажет друзьям место, где растёт вкусная ежевика? (Вика)
10.Кто, заметив жука, спрятался под диван?( Иван)
6.Конкурс «Вспомни песню об именах»
Осип осип, Архип охрип.
Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня.
Кирилл Кире подарил рыбку,
Кира Кириллу подарила улыбку.
Вареники в тарелке.
8.Частушки про смешные истории из жизни девочек и мальчиков.
Все: Ставьте ушки на макушки.
Слушайте об именах
Пропоем мы вам частушки
Все воскликните вы: “Ах!”
Почему сегодня Элла
На уроке не шумела?
Подошли мы к ней все близко,
Зубы склеила ириска.
В нашем классе никогда
Нам вертушка Машка.
Разрешила наша Вера
Поиграть нам с бультерьером.
Всем, которые играли,
Потом пальцы пришивали.
Девочки: Почему перед едою
Руки нужно с мылом мыть?
– Чтоб посуду не грязнить!
Вова наш на переменке
Проверял на прочность стенки.
Так усердно он старался,
Что весь в гипсе оказался.
Леша к богу обратился:
– Просьбу выполни мою,
Сделай так, чтобы в диктантах,
“Чу” писалось через “ю”!
Был наш Летя сорванцом,
А теперь он стал певцом.
-Лучше уж частушки петь,
Чем от критики краснеть.
Все: Мы – певцы и музыканты,
Выступать нам нравиться!
Мы – народные таланты
Город нами славится!
Ребята, а зачем в частушках критикуют людей? (Чтобы искоренить, изжить плохие поступки)
– Ребята, а чье имя самое лучшее, самое красивое?
Объясните, пожалуйста, смысл поговорки: “Не имя красит человека, а человек имя”
Действительно, человека в большей степени красят его добрые дела и поступки. Очень хочется, чтобы на нашей планете было больше добра, улыбок и счастья.
Классный час «Что в имени тебе моем»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №6
городского округа-город Камышин
Подготовила и провела
классный руководитель 6а класса
Нет меж живущих людей, да и не может быть безымянных:
В первый же миг по рождении каждый, убогий и знатный,
Имя, как сладостный дар, от родимых своих получает.
сформировать у ребенка уважительное отношение к общечеловеческим традициям наречения имени. Обратить их внимание на важность этой духовной ценности, его значения для судьбы человека.
Методы: беседа, викторина, игра, практическая работа.
Вступительное слово учителя
Рождение ребёнка всегда считалось на Руси великим чудом, радостным событием в жизни не только родителей, но и всего рода. В честь новорождённого устраивались праздники, высказывались разного рода благожелания. Новорождённому мальчику желали: «Будь, как отец, крепок, силён, трудолюбив». Девочке: «Будь, как мать, приветливой, скромной, ретивой на работу, мастерицей прясть, ткать, шить». Наши предки относились к именам очень бережно, они верили, что имя, данное человеку, не простая случайность, а оно остаётся с человеком на всю жизнь, обладает определённой таинственной силой, которая либо ребёнку поможет, либо навредит. Поэтому выбор имени имел большое значение, его рассматривали как обряд. Для древних славян характерными именами для мальчиков были: Владимир, Добрыня, Святослав; для девочек – Вера, Людмила, Надежда.
С появлением христианства на Руси имя наречия стало привилегией церкви, то есть новорождённые получали имя по святцам при крещении. Русские спешили крестить малыша либо на 8 день, либо на 40-й. Эти числа напоминали в жизни Иисуса Христа какие-то события. Имя давали случайно, по названию святого, которого память случалась в день крещения. При крещении давали крест медный, серебряный или золотой, который на нём оставался на всю жизнь. Наши предки были суеверными и очень боялись «сглаза». Им казалось, что если ребёнка назвать хорошим именем – это значит привлечь к нему внимание злых духов, которые испортят жизнь. А если назвать хромым, гнилым, то всякая нечисть оставит его в покое. Многие имена, распространённые на Руси в старину, теперь забыты, а другие дошли до нас благодаря поговоркам, пословицам и приметам.
1 ученик. Русские имена в поговорках:
Дали голодной Маланье оладьи, а она говорит: «Испечены не ладно».
Наш Гришка не просит лишка.
Федул, что зубы надул?
Стоит Ермак, на нём колпак: ни щит, ни бран, ни поярковый (снег на пне).
Идёт Егор с высоких гор, ковром покрыт, скобой прибит (подснежная вода).
Поживёшь – и Кузьму отцом назовёшь.
По бороде Авраам, а по делам хам.
И по роже знать, что Сазаном звать.
2 ученик. Много имён находим в месяцеслове, где каждое из них связано с каким-то природным явлением.
1 января – на Васильев вечер дня прибывает на куриный шаг (на шаг)
24 января – какова Аксинья, такова и весна
29 февраля – Касьян – день с чрезвычайными явлениями: «На что взглянет, то и вянет»
17 марта – Алексий тёплый – предвестник порчи санной дороги. Когда муравьи оживают, медведь выходит из берлоги, кукушка кукует.
5 мая – Арина – рассадница – пора посева огородной рассады.
24 июня – Иван – купальник – ивановские растения и роса целительны для людей и домашнего скота.
3 ученик. Как же люди России представляли имя наречие?
Народы Севера давали ребёнку несколько имён. Одно связывалось с тем, каким родители хотели видеть ребёнка в будущем, другое – как защищённое, чтобы отпугнуть от малыша злые силы, которые ему могут принести вред.
У народа коми имя ребёнку давали спустя 3-4 дня или через неделю. Выбор имени определялся именем по церковному календарю. Довольно часто девочку называли в честь матери или бабушки, мальчика – в честь отца или деда.
У многих якутов и сегодня, как в старые добрые времена, имя ребёнок получает от прабабушки и прадедушки. Такая передача имени способствует сохранению рода, его традиций. Рождение ребёнка отличается весельем родственников, собирающихся вместе. через шамана о рождении ребёнка узнают и все умершие родственники, которые так же должны порадоваться этому событию. Праздники проходят без алкогольных напитков, но зато обязательно пекут лепёшки, варят кашу.
У алтайцев имя ребёнку давал дядя по матери (тай), он же отрезал первые волосы ребёнку. Тай должен был что-нибудь подарить младенцу, а позже сшить ему одежду. Ребёнок с детства и до старости питал самые уважительные чувства к этому человеку, давшему ему имя.
4 ученик. «Что в имени тебе моём?» (А.С. Пушкин)
Что в имени тебе моём?
Оно умрёт, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальний,
Как звук ночной в лесу глухом.
Оно на памятном листке
Оставит мёртвый след, подобный
Узору надписи надгробной
На непонятном языке.
Что в нём? Забытое давно
В волненьях новых и мятежных,
Твоей душе не даст оно
Воспоминаний чистых, нежных.
Но в день печали, в тишине,
Произнеси его, тоскуя;
Скажи: есть память обо мне,
Есть в мире сердце, где живу я…
Назови самое распространённое мужское имя, которое встречается у многих народов (Иван – русск., Вано – груз., Ван – китайск.)
Назови имена былинных богатырей (Алёша, Добрыня, Илья, Никита).
Вспомни пословицы и поговорки, где есть имена (Голодному Федоту и щи в охоту. Наш Гришка не просит лишка.)
Назови цветы, в которых встречаются собственные имена (Иван-да-Марья, Иван-чай, Лилия, Роза).
Назови любимое мужское и женское имя.
Перечисли имена сказочных героев, которые наиболее часто встречаются в сказках (Василиса, Алёнушка, Иванушка).
Перечислите уменьшительно-ласкательные имена сказочных героев-родственников (Сестрица Алёнушка, братец Иванушка).
Рассказ о своём имени (домашнее задание).
Александр (греч.) – защитник людей. Святой покровитель – Преподобный Александр (8 марта(23 февраля)) был воином, потом принял монашество, основал 9 монастырей и первым установил в них чин «неусыпающих», то есть постоянное и днём, и ночью богослужение.
6 декабря(23 ноября) память о князе Александре Невском, князе новгородском, потом владимирском. Победа над шведами и немецкими рыцарями.
Суеверия. В ночь на 25 августа, на Александра-мученика, на могилах ходят разные привидения; слышны свист, вой и песни; бегает белый конь; кто рискнёт его оседлать, того конь занесёт на кладбище – и окажется под седоком при первом крике петуха не конь, а надгробный камень.
Зодиак имени Телец. Планета – Венера. Цвет – голубой, дерево – каштан, растение – гладиолус, покровитель – бык. Камень-талисман – александрит.
Характер. Александр углублён в себя, что норовит уйти от действительности, артистичен, всегда играет какую-то жизненную роль. Склонен мечтать о любви, но не любить.
В литературе имя Александр носило много русских князей, королей, царей, императоров, включая 3 русских в XIX в. Суворова звали Александр, поэтов Пушкина, Блока, писателя Дюма и других.
Светлана (ст.славянское) – светлая, чистая.
Зодиак – водолей. Планета – Нептун. Цвет – голубой, дерево – берёза, растение – лилия, покровитель – заяц-беляк, камень – горный хрусталь.
Характер – лёд и пламень, сплошные противоречия. Доброта к людям, настойчивость, самостоятельна и трудолюбива, дипломатична, но любит командовать. Заботится ос семье, идеальная мать и жена.
В литературе: Жуковский «Светлана».
Елена (греч.) – светлая, сияющая. именины 3 июня. Покровитель – св. царица Елена, мать царя Константина, которая в Иерусалиме обрела животворящий Крест Господень, построила много святых храмов.
12 ноября – Св.Елена – мать Св.Стефана, короля Сербского.
Суеверия. 3 июня – Олёны – длинные льны, Елена – льняница. В этот день начинают сеять лён.
Зодиак – Близнецы. Планета – Меркурий. Дерево – ясень, растение – астра, покровитель имени – олень, камень – халцедон.
Конкурс «Аукцион имен»
Вспомним знаменитых Александров (Александр Пушкин, Македонский, Невский, Радищев, Грибоедов, Блок, Грин, Дюма, Фадеев, Твардовский, Галич, Розенбаум, Малинин, Буйнов).
Назовите знаменитых Валентинов и Валентин (Валентин Серов (художник; показать его картину “Стригуны на водопое”) Катаев (писатель; показать его книгу), Толкунова (певица), Легкоступова (эстрадная певица), Терешкова (летчик – космонавт; показать портрет).
Награждение победителей аукциона.
У всех народов без исключения молодому поколению внушают уважение к старшим, но ещё более – любовь к матери.
Дерево не растёт без корней.
Слово матери со дна морского камень поднимает.
Родительский дом – золотая колыбель.
Родная деревня – добрая вселенная.
Ребята, а зачем в частушках критикуют людей? (Чтобы искоренить, изжить плохие поступки)
– Ребята, а чье имя самое лучшее, самое красивое?
Объясните, пожалуйста, смысл поговорки: “Не имя красит человека, а человек имя”
Действительно, человека в большей степени красят его добрые дела и поступки. Очень хочется, чтобы на нашей планете было больше добра, улыбок и счастья.
Классный час «Что в имени твоём»
Классный час в 4 классе « Что в имени твоем …»
— познакомить обучающихся с историей появления имён, значением и происхождением своего имени;
– вызвать эмоциональное стремление к поисковой работе над происхождением и расшифровкой имён друзей и близких;
– помочь осознать высокий нравственный смысл имени;
– развивать индивидуальные творческие способности детей, любознательность и самостоятельность.
Оборудование: презентация “Что в имени моем?”, рисунки тематические, реквизит для инсценировок.
да не может и быть безымянных:
В первый же миг по рождении
Каждый, убогий и знатный,
Имя, как сладостный дар,
от родимых своих получает…
Ведущий: Вот какими звучными стихами повествовал когда-то о человеческих именах великий Гомер.
Имя мы проносим через всю жизнь. Сначала оно нежное, им нас в детстве называет мама, потом и то слово с каким в паре нам суждено прожить жизнь. И часто случается, что человека-то уже нет, а его имя все еще живет.
Все наши поступки и хорошие и плохие становятся известны людям через наше имя.
Говорят: «У него доброе имя»
– Как вы понимаете эти слова?
Правильно, слова «доброе имя» можно употребить и в переносном смысле (он хороший человек).
Имена, как и все на свете, имеют свою историю. Они возникают, изменяются, исчезают. История имен связана с историей народа. Ученик
Кем был твой прадед на Руси –
Свою фамилию спроси.
Есть в каждом классе Кузнецов.
Кто прадед Кузнецова?
Он был из рода кузнецов,
Отец отца отцова.
У Гончарова прадед знал
Гончарный круг и глину.
У Дегтярёва – дёготь гнал,
В дегтярне горбил спину.
Быть может, юный Столяров
И с долотом не сладит,
А прадед был из мастеров,
Он столяром был, прадед.
С пилою Пильщиков дружил,
Мял Кожемякин кожи.
В атаки Воинов ходил,
Стрельцов сражался тоже.
Звучат, как музыка, как стих,
Фамилии простые.
Вглядись – и ты увидишь в них
Историю России.
А такими, какими мы их сейчас знаем, они стали не сразу. Сейчас мы с вами перелистаем странички нашего журнала и узнаем историю происхождения наших имен.
Страничка 1 «Языческие имена» (Слайд 3)
Ученик 1. Древние имена были своеобразными характеристикам людей. Имя давали человеку как примета, по которой его можно было выделить из семьи или рода.
Ученик 2. Имена каждого рода были его собственностью. Их не могли употреблять другие. Не могло быть также двух людей с одинаковыми именами. Если иен не хватало, их можно было одалживать в другом роду. После смерти человека, который носил одолженное имя, имя необходимо было вернуть соседям.
Ученик 3. В понимании древних людей имя было не простым словом, а особенным, волшебным, частичкой души человека. А, использовав эту частичку души, можно было навредить человеку.
Ученик 4. К каким только хитростям не прибегали люди, чтобы защитить себя и своего ребенка от зла. Самое простое – как можно реже произносили его имя.
Ученик 5. Часто детям давали грубые, обидные имена. Расчет был такой: что плохое для человека – то плохо и для нечистой силы.
Некрас, Нелюб, Дубина, Олух, Галич.
Давали детям и охранные имена Мороз, Гроза, Буран, чтобы дети не погибли от стихии.
Ученик 6. А еще стали брать понравившееся им слово и делали его человеческим именем.
Было в Греции слово «базилиос» – царский – стало именем Василий.
Было в латинском слово «паулюс» – малый и сделали его именем Паулюс, Павел.
Имя Екатерина означало когда-то «вечно чистая».
Ученик 7. Имена часто были и такие: Черный, Черняй, Черняева, Беляк, Белуха.
– Как вы думаете, почему детей так называли?
Сухой, Толстый, Мал, Малышев.
– Кому могли дать следующие имена?
Бессон, Молчан, Смирной, Вешняк, Зима, Мороз.
Ученик 9. Среди русских имен есть имена, происхождение которых связано с именами героев греческих мифов: Гордей, Денис, Венера.
Ведущий: Напомню, что от первых языческих имен образовались в
последствии фамилии. Но фамилии образовывались и так еще.
Ведущий: Вот наступают годы правления Киевского князя Владимира Святославовича. Начинается жестокая война с языческими именами, вместе с христианской верой на Русь приходят и новые христианские имена.
Ученик 12. Дети могли получать имена тоже только после обряда крещения. С тех пор слово «назвать» и «окрестить» стали обозначать одно и тоже.
А происходило это вот так.
Ученик 13. Был в старину такой обычай. Несли младенца в церковь.
Там в страницы святцев пальцем тыча,
Поп имена давал по дням.
Коль ты родился в день Ефима,
То назван именем таким.
Но если в день Иеронима
То – хошь не хошь – Иероним!
Ученик 14. Но люди продолжали именовать своих детей по-старому. И часто они носили 2 имени: одно было христианским, а другое – языческим или еще его называли мирским.
Ученик 15. Вскоре выработался обычай называть детей в честь какого – нибудь человека, прославленного христианскою церковью «святого». Люди верили, что после смерти такие угодные Богу люди возносились на небо для новой жизни.
Ведущий: Прочитайте слова ( Слайд5)
– Как образовались слова второго столбика?
– Суфиксы – ЕВИЧ –ИЧ – указывали на то что это сыновья влиятельных особ, их наследники.
Тчества с суффиксами – ВИЧ – давались только царям и боярам.
Люди же низких сословий получали разрешения именоваться –ВИЧЕМ – только за великие заслуги.
Давайте вместе заглянем в хоромы царя Великого государства Российского и прислушаемся к разговору.
(На троне сидит царь, входит в хоромы писарь)
Царь: – Что надобно тебе?
Писарь: – Пришли к тебе купцы Строгонов да Куницын, просят дабы ты рассмотрел их челобитную.
Писарь: – Купцы Строганов и Куницын просят твоей милость и разрешения писаться с «вичем».
Царь: – Ишь чего захотели! Не бывать этому! А то каждый и норовит в люди выйти!
Прошка, погоди, а не тот ли это Строганов, что вылечил Годунова?
Писарь: – Тот батюшка, тот.
Царь: – Ладно тогда пиши:
«Жалуем «вичем» купца Строганова за очень важную заслугу перед государством Российским, за то, что вылечил важного государева человека Бориса Годунова ».
А остальным отказать!
Ведущий: – Что значит слово «величать»?
– Слово «величать» в русском языке означает возносить, прославлять, чествовать, а также называть по отчеству.
Русские отчества образовались тоже очень давно.
Древнерусских князей величали не только по отцу, но и по деду и прадеду.
Великого князя Владимира называли:
Князь Владимир Святослвович
Так как древностью рода все гордились.
Ведущий: И только после Великой Отечественной Войны отчества стали обязательными для всех. Отчества разрешалось давать от имени отца или матери.
— Однако по традиции, идущей из далекой страны, когда отец был единственным кормильцем и главой семьи, узаконено величание (образование отчества) по отцу всех детей.
— Итак, мы с вами совершили небольшое путешествие в историю происхождения наших имен, фамилий, отчеств.
А сейчас очень интересные факты из рубрики: «Знаете ли вы, что.
Ведущий: Знаете ли вы, что в нашем классе был переведен конкурс сочинений «Мое имя». И сейчас вы услышите некоторые из них.
(читаем отрывки из сочинений, заранее подготовленные детьми)
Ведущий: И если раньше, в далеком прошлом, имена были как бы характеристиками людей, то сейчас помните, что ни имя, ни фамилия никаким образом не говорит о человеке, ни о его уме, ни о его таланте.
Подтверждением послужит индийская сказка «Некрасивое имя»
Автор : Жил в одной деревне крестьянин с женой. Крестьянина звали Тхунтхуния. Что ни день жена говорила ему:
Жена : Какое у тебя некрасивое имя! Ничегошеньки оно не значит. Возьми себе другое – красивое.
Тхунтхуния : Да какая разница какое имя?
Жена : У нашего соседа слева имя очень знаменитое Раджа. А у соседа справа – Индир «солнцеликий». А у тебя Тхунтхуния! Ну выбери себе имечко покрасивей.
Тхунтхуния: Ладно надоело мне с тобой спорить. Завтра пойду искать себе новое имя. Напеки мне лепешек, а я пораньше спать лягу, чтобы набраться сил перед дорогой.
Автор : Рано поутру Тхунтхуния завязал лепешки в узелок и вышел из дому искать красивое имя. Шел он, шел и пришел в какую-то деревню. Там только что умер один человек.
– Братец! Кто это умер?
Крестьянин 1 : Амарнатх.
Тхунтхуния : А что значит Амарнатх.
Крестьянин 1: Амарнатх значит «господин бессмертных».
Тхунтхуни я: Странно «господин бессмертных», а человек с таким именем все равно умер. Назовись я Амарнатхом, что проку? От смерти-то мне не уйти! Нет, в этом имени хорошего мало.
Автор : С такими словами он отправился дальше. В другой деревне он забрел на гумно. Видит – какой-то человек выбирает рисовые зерна из прошлогодней соломы.
Тхунтхуния : Братец! Неужто ты не нашел себе дела полегче? Как тебя звать?
Крестьянин 2: Дханпат.
Тхунтхуния : Как же так? Ведь Дханпат – значит богач, а тебе приходится рыться в прошлогодней соломе! Нет, мало проку называться Дханпатом ». Пойду искать дальше.
Автор :Подходит еще к какой-то деревне, а навстречу ему человек несет на коромысле тяжелую ношу. В ту пору солнце уже припекало, и носильщик обливался потом.
Тхунтхуния : Узнаю-ка я его имя. Братец! Куда ты идешь? И как тебя звать?
Крестьянин 3: Я несу вещи моему хозяину. А зовут меня Лакшман. (уходит)
Автор : Сказал человек и пошел своей дорогой, а Тхунтхуния так и остался стоять, разинув рот, а потом стал раздумывать.
Тхунтхуния : Владыка Лакшман победил и уничтожил самых страшных и злых демонов,– размышлял он. – А человек, которого нарекли его именем, таскает на себе всякие грузы, словно осел. Нет, ни к чему мне брать это имя». (поет)
Амарнатх, хоть он «бессмертный»,
А скончался, как и все;
И «богач» Дханпат, голодный,
Ищет зерна на гумне;
Изнывая от натуги,
Тащит Лакшман тяжкий груз,–
Я Тхунтхунией останусь,
Как с рождения зовусь.
Автор : Дальше Тхунтхуния не пошел – вернулся домой. Дома жена спросила, какое имя он себе выбрал. Рассказал ей Тхунтхуния, что видел в дороге, и жена все поняла. Больше они о его имени не спорили.
— Какой вывод можно сделать из этой сказки?
Продолжение рубрики: «Знаете ли вы, что. » (Слайд 8)
— Один бельгиец дал своему новорожденному сыну 20 имен, это были фамилии игроков местной футбольной команды, ее основного и запасного состава.
— В Ливерпуле один папа дал своей дочери имена на все буквы алфавита, а в школе ее называли Алфавит.
— Если бы вы жили в Дании и были бы богатыми, то могли бы покупать себе новую фамилию хоть каждый день. Стоит только дать заказ и вам подберут новую фамилию, а может и сочинят ее. Лишь бы вы заплатили 100 крон.
_ Среди имен есть, имена очень редкие, а есть и те, которые встречаются уж очень часто.
— Какое имя самое распространенное среди учеников нашего класса?
— А какое имя самое распространенное в мире? (Анна)
— Вот в одном из первых классов оказалось очень много девочек с именем Таня. Вот послушайте стихотворение «Восемь Тань»
Ученик. В первом классе восемь Тань –
Это прямо наказанье!
Ведь у них, куда ни глянь,
Всюду Таня, Таня, Таня!
Если скажут: “Таня, встань!”
Сразу встанут восемь Тань.
А ведь можно очень просто
Разобраться в новичках:
Эта маленького роста,
Та высокая в очках.
Таня – русые косички
Челка черная у той
У другой как у лисички
Хвостик ярко золотой,
Есть румяная Танюшка,
Как снегирь в лесу зимой,
И как звездочки, веснушки
У последней – у восьмой.
— А как еще можно различить этих девочек? (по фамилии)
По фамилии в журнале
Их сегодня вызывали
услыхали все вокруг.
С челкой Таня Королькова
С рыжим хвостиком Петрова
А с косичками – она
— Как называют людей, у которых одинаковая фамилия?
-Есть ли у нас тезки? Однофамильцы?
Что в глазах ненастенько
Ася, Стася, Настенька,
Просто жизнь фантастика
Трех матрех вместила
Ася, Стася, Настенька,
— В заключении нашего классного часа игры, конкурсы, загадки.
а) 2 девочки идут навстречу зрителям и называют мужские имена на каждый шаг, затем 2 мальчика – женские имена.
б) Назвать растения, которые носят человеческие имена.
2. Ребусы придумали дети с именами « Какое имя зашифровано?»
3.Конкурс «Кто больше назовет песен, в которых встречались бы имена женские или мужские. Сказочные или фантастические. И спеть несколько строк.
И в заключении загадка.
«Что человек получает с рождением,
Всю жизнь носит, а когда умирает
Оно остается жить? (имя)
А сделать ваше имя добрым и значащим могут только ваши добрые дела, поступки, мысли.
Н.М. Божко « Родной язык в «реке времени», Волгоград, 2006г.
А.В.Суслова, А.В.Суперанская « О русских именах», Лениздат, 1999г.
М.В.Горбаневский « В мире имен и названий», Москва, 1987г.
Б.О.Унбегаун « Русские фамилии», Москва, 1989г.