Классный час чем я богат 2 класс
Классный час на тему «Чем я богат» (2 класс)
Выбранный для просмотра документ классный час.docx
Цель: сравнить значение ценностей материальных и духовных, помочь детям осознать, что истинные богатства человеческого сердца заключаются в способности проявлять высокие и сильные чувства и жить ими; найти ответ на вопрос: что ценнее – богатство материальное или богатство человеческого сердца?
помочь ребёнку осознать свой характер и его значимость для других.
развивать мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, сравнение;
развивать внимание, память, речь, познавательный интерес, творческие способности.
компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, две одинаковые шкатулки: в одной деньги, украшения, другая – пустая, нарисованное большое солнце, на лучах которого прикреплены маленькие солнышки, бусы, которые можно порвать на бусинки, вырезанные цветочки-ромашки, для оформления полянки.
Дети под музыку проходят в класс к своим столам. Выполняют 2-3 танцевальных движения, приветствуют друг друга улыбкой и садятся за свои парты.
detskie_-_detskaya_studiya_delfin-gnomiki Слайд 1
Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы
— Вспомните, ребята, что обычно кладут в сундуки в сказках, да и в жизни тоже? (Драгоценности, золото, серебро, украшения) ( Слайд 2 )
— Посмотрите, в одном из наших сундучков тоже лежат драгоценности. (учитель показывает)
— А для чего люди копят, собирают эти богатства? (Ответы детей).
2. Подведение к формулированию темы
— А для чего нам нужен второй сундучок? Слайд 3
— Какой вопрос у вас возник?
— Сформулируйте тему нашего занятия?
Какие задачи стоят перед нами?
(-какие бывают богатства;
— что они значат для человека)
-Может, кто-то уже догадался, что мы будем складывать во второй сундучок?
Тогда давайте решать эту проблему. Давайте подумаем вместе. Возможно, в этом нам поможет сказка, которую я вам сейчас прочитаю.
Сказка «Сокровища пирата» (М.А. Андрианов) Читает учитель на фоне музыки ( Bloker — Sidewalk Caf é)
Учитель читает сказку.
Один мальчик, звали его Артем, часто разговаривал со своей любимой игрушкой-кроликом.
Не успел Артем допеть песенку пирата до конца, как вдруг услышал за спиной чей-то тихий голос:
— Правильно, правильно думаешь.
Артем, испугавшись, резко повернул голову. На стене позади себя он увидел непонятное существо из черного двигающегося дыма. Артем хотел было закричать, позвать маму, но от страха потерял голос и не мог произнести ни единого слова.
— Не бойся, Артем, я несчастная тень того самого пирата из мультика. Ты спел песенку, и вот я пришла поменяться с тобой сокровищами. Я тебе дам настоящие сокровища, а ты мне ненастоящие, которые у тебя в сердце.
Страх у Артема быстро прошел, и он тихо спросил тень:
-А какие же у меня в сердце сокровища?
А сам вслух спросил:
— А если я тебе радость отдам, то взамен получу игрушку?
— Будешь получать любые игрушки, какие только пожелаешь. Только сначала ты должен повторить за мной волшебное заклинание.
Артем слово в слово повторил заклинание, и тень пирата исчезла вместе с его радостью.
Вышел Артем во двор поиграть – опять никакой радости, угостили мороженым – опять ничего. Только к концу дня стало ясно Артему, что он наделал и какую глупость совершил. Вернулся он домой совсем печальный, зашел в свою комнату и решил на всякий случай повторить песенку пирата из мультика. Только допел он последнее слово, как опять на стене появилась тень пирата. Но на этот раз она выглядела совсем не несчастной, а очень даже радостной и веселой.
— Еще какими-нибудь сокровищами поменяться хочешь? – спросила тень.
-Я хочу радость свою вернуть, а игрушек мне что-то уже не хочется.
-Хорошо,- сказала тень. – Если хочешь меняться, то давай мне сразу любовь и доброту, а я тебе радость верну, а в придачу волшебный пиратский сундук, в котором деньги и драгоценности никогда не кончаются. Согласен?
Подумал Артем, что лучше без любви и доброты всю жизнь прожить, чем без радости. А если вдобавок деньги с драгоценностями предлагают, то это даже намного лучше. За деньги ведь не только игрушки, но и целую гору шоколадок купить можно.
Согласился Артем и стал повторять волшебное заклинание вслед за тенью.
Только договорил он заклинание, как стал улыбаться, потому что почувствовал внутри, в сердце, радость. А тень с его любовью и добротой стала светлеть и вскоре исчезла со стены.
Увидел Артем под ногами пиратский сундук, достал оттуда деньги, распихал их по карманам и, довольный, побежал в магазин за шоколадками. Но не долго длилась его радость. Оказалось, что он перестал любить и шоколад, и мороженое, и игрушки, и друзей, и все на свете. Но самое страшное было то, что Артем разлюбил даже маму с папой, бабушку и сестренку. И вдобавок ко всему он перестал быть добрым. А когда любви и доброты в сердце не остается, пустое место тут же ненавистью и злом заполняется. Стал Артем ругаться, передразнивать и обижать всех подряд. Всего лишь за три дня он успел со всеми перессориться и даже передраться со своими друзьями по двору. С каждым днем жизнь среди людей становилась все хуже и хуже. Какая уж там радость, когда все вокруг разонравилось, и от всякой ерунды в сердце злость появляется!
Произнес он слова пирата из мультфильма, и на стене опять тень появилась, которая по-доброму и с любовью в голосе спросила:
— Ну как, Артемушка, понравились тебе мои сокровища из сундука? Может быть, еще поменяемся?
Но Артем со злостью ответил:
-А ну отдавай назад мою любовь и доброту, а то получишь у меня сейчас.
Стал Артем плакать и жалеть, что не верил раньше маминым словам о сокровищах в сердце. Теперь впереди его ждала долгая жизнь без любви и добра в сердце. И вдруг ему в голову пришла идея. Он решил поменять слова в волшебном заклинании. Целых два часа сидел Артем и придумывал свое заклинание, с новыми словами, чтобы оно было похоже на стихотворение. Наконец новое заклинание было готово, и Артем громко произнес его.
Очень повезло Артему, потому что придуманное им заклинание вдруг подействовало. К нему вернулись любовь и доброта, а деньги и все купленное на них сразу исчезло.
Больше никогда в жизни Артем не пел песенку пирата из мультика, потому что боялся, что опять появится хитрая тень и как-нибудь его обманет.
4. Побуждающий диалог
— О каких сокровищах, которые находятся в сердце человека, вы узнали из этой сказки? (Радость, любовь, доброта)
— Почему Артем сначала захотел поменяться с тенью этими сокровищами? (ответы детей)
5. Подведение к формулировке вывода
-Раз это сокровища, сокровища человеческого сердца, можем ли мы положить их в другой сундучок?
— Почему? Ведь это не предметы, а чувства; как их можно куда-то положить? Хорошо. Тогда давайте сделаем так. В первом сундучке есть жемчужные бусы. Пусть каждая жемчужина будет одним из сокровищ, которые есть в сердце человека. ( учитель разрывает бусы и кладет жемчужины в маленькую хрустальную вазу)
Я беру одну жемчужину и кладу ее в пустой сундучок. Пусть это будет – любовь. Кто из вас хочет положить в сундучок другие сокровища человеческого сердца?
(дети по желанию берут жемчужины, называя те или иные человеческие добродетели и складывают их в сундучок.)
Какие качества Артем приобрел вместе с сокровищами? Слайд 5.
— Как вы думаете, все ли богатства человеческого сердца, души мы нашли и положили в сундучок?
Итак, перед нами два сундучка. В одном – украшения, а также деньги. Это – богатства. Его можно потрогать руками, полюбоваться на эти вещи. Что можно сделать с этим богатством?
А в другом сундучке – радость, доброта, честность – все то, что мы сегодня назвали. Это тоже богатство, богатство человеческого сердца. Но его нельзя потрогать руками, нельзя увидеть. Может быть, это и не богатство вовсе?
(Ответы учеников, обсуждение, обмен мнениями)
-Как вы думаете, что лучше копить, собирать всю жизнь? Богатство из первого или из второго сундучка?
(Ответы учеников, обсуждение, обмен мнениями)
6. Формулировка вывода
Итак, какие же богатства у нас спрятаны в сундучках?
Бывает богатство, которое можно потрогать руками, полюбоваться им, купить с его помощью все, что хочется. А бывает богатство, которое можно только почувствовать.
И – как ни странно- прочнее и ценнее то богатство, которое находится в нашем сердце. Потому что его, в отличие от этих сокровищ (показывает на сундучок с деньгами), никто и никогда у нас отнять не сможет. Эта наша собственность.
А сейчас, мне бы хотелось узнать, что вы чувствуете, когда вам дарят новую игрушку или вещь, о которой вы долго мечтали?
А какие чувства вы испытываете, когда вы дарите кому-то подарок, или когда вы помогли, утешили, успокоили кого-то?
Когда вы что-то дарите, вы отдаете частичку тепла своего сердца. Добрые поступки, если они делаются от души, непременно сопровождаются добрыми чувствами, мыслями и словами. Но добро делать не так уж просто. Все люди разные, у каждого свой характер…
Я вас хочу спросить: выгодны ли вежливость и доброжелательность с чисто практической точки зрения? Иными словами, влияет ли грубость и злоба на здоровье человека?
Словом можно ранить и излечить, посеять смятение и развеять сомнения, им можно творить улыбки и слезы, заронить веру и неверие.
В XX веке ученые обнаружили, что даже вода способна реагировать на человеческие мысли и слова. Красивые, добрые слова способствуют получению красивых кристаллов из воды.
ПРОСМОТР ВИДЕОФИЛЬМА Кристаллы воды. Влияние слов на кристаллы воды.
А теперь что мы видим? Прозвучали грубые слова. Что случилось с водой? Она превратилась в груду уродливых ледяных осколков. Не забывайте, что человеческий организм на 80% состоит из воды и она точно так же реагирует на скверные, грубые слова. Здесь недолго и здоровье потерять!
Мало того, все плохие слова, которые вы кому-то говорите, влияют не только на этого человека, но и на вас самих!
Так пусть вместе с нами будут всегда: мир, любовь и признательность, уважение; мудрость и сострадание!
Они создают прекрасное настроение, вселяют бодрость, оптимизм, делают человека привлекательным и красивым.
Эти лекарства снимают обиды, устраняют неурядицы, делают отношения легкими и простыми. Как вы догадались, они должны почаще оказываться у нас на языке. Это, конечно, вежливые слова.
Давайте нашу полянку сделаем красивой и привлекательной. У нас в классе в самых разных местах спрятаны добрые волшебные ромашки. Найдите эти ромашки, прочитайте доброе слово и прикрепите на нашу полянку.
Спасибо Будьте любезны
Будьте добры Благодарю
Доброе утро Добрый день
Я тебя люблю До свидания
Пожалуйста Спокойной ночи
Добрый вечер Извините
Все мы живем среди людей, но поступаем ли так, чтобы вокруг нас было светло и радостно? Умеем ли первыми сказать доброе слово, простить обиду или сделать шаг к примирению?
Будьте бережными друг к другу. Если вы, заглянув в глаза другу, однокласснику, увидите там боль и отчаяние, поддержите его. Дарите людям радость общения с вами.
От доброго слова, от поддержек, от понимания становится тепло и приятно. Каждый человек может стать солнышком для того, кого он согреет. Мне бы хотелось, чтобы вы всегда были солнышками для своих родных и людей, которые вас окружают. Чтобы как можно чаще вы дарили им свет и тепло, как делает это большое солнышко.
(показывает на большое нарисованное солнышко на доске)
Ребята, у вас на столах лежат солнышки. Красным цветом напишите на его лучиках те качества, которые у вас уже есть, а зеленым те, которые вы хотели бы приобрести
— Дайте эмоциональную оценку своей работе.
Если вам понравилось, похлопайте в ладоши. Если нет помолчите.
На прощание я дарю всем вам маленькие солнышки. Пусть ваше настроение сегодня будет добрым и веселым как это солнышко. Спасибо за урок! Слайд 8.
Классный час во 2 классе на тему «Чем я богат»
Классный час во 2 классе
Цель: сравнить значение ценностей материальных и духовных, помочь детям осознать, что истинные богатства человеческого сердца заключаются в способности проявлять высокие и сильные чувства и жить ими; найти ответ на вопрос: что ценнее – богатство материальное или богатство человеческого сердца?
помочь ребёнку осознать свой характер и его значимость для других.
развивать мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, сравнение;
развивать внимание, память, речь, познавательный интерес, творческие способности.
компьютер, телевизор, презентация, шкатулка, бусы, маленькие солнышки на каждого учащегося.
Ход классного часа
Создание проблемной ситуации.
— Вспомните, ребята, что обычно кладут в сундуки в сказках, да и в жизни тоже? (Драгоценности, золото, серебро, украшения)
— Посмотрите, в одном из наших сундучков тоже лежат драгоценности.
— А для чего люди копят, собирают эти богатства? (Ответы детей).
2. Подведение к формулированию темы
— А для чего нам нужен второй сундучок?
— Какой вопрос у вас возник?
— Сформулируйте тему нашего классного часа.
— Какие задачи стоят перед нами?
( узнать, какие бывают богатства и что они значат для человека)
— А что можно положить в другой сундучок? Давайте подумаем вместе.
— Возможно, в этом нам поможет сказка, которую я вам сейчас прочитаю.
Сказка «Сокровища пирата» (М.А. Андрианов)
4. Чтение сказки учителем (сопровождается слайдами)
Один мальчик, звали его Артем, часто разговаривал со своей любимой игрушкой-кроликом.
Не успел Артем допеть песенку пирата до конца, как вдруг услышал за спиной чей-то тихий голос:
— Правильно, правильно думаешь.
Артем, испугавшись, резко повернул голову. На стене позади себя он увидел непонятное существо из черного двигающегося дыма. Артем хотел было закричать, позвать маму, но от страха потерял голос и не мог произнести ни единого слова.
— Не бойся, Артем, я несчастная тень того самого пирата из мультика. Ты спел песенку, и вот я пришла поменяться с тобой сокровищами. Я тебе дам настоящие сокровища, а ты мне ненастоящие, которые у тебя в сердце.
Страх у Артема быстро прошел, и он тихо спросил тень:
-А какие же у меня в сердце сокровища?
А сам вслух спросил:
— А если я тебе радость отдам, то взамен получу игрушку?
— Будешь получать любые игрушки, какие только пожелаешь. Только сначала ты должен повторить за мной волшебное заклинание.
Артем слово в слово повторил заклинание, и тень пирата исчезла вместе с его радостью.
Давно мечтал Артем о большой радиоуправляемой машине. Только он о ней подумал, как она тут же появилась в его руках. Но почему-то при этом Артем не почувствовал никакой радости. Как будто бы в его руке появилась не желанная игрушка, а какой-нибудь ненужный камень. Стал он с ней играть, катать её по полу, а радости все равно ни капельки, как будто вовсе не машину катаешь, а уроки скучные учишь.
Вышел Артем во двор поиграть – опять никакой радости, угостили мороженым – опять ничего. Только к концу дня стало ясно Артему, что он наделал и какую глупость совершил. Вернулся он домой совсем печальный, зашел в свою комнату и решил на всякий случай повторить песенку пирата из мультика. Только допел он последнее слово, как опять на стене появилась тень пирата. Но на этот раз она выглядела совсем не несчастной, а очень даже радостной и веселой.
— Еще какими-нибудь сокровищами поменяться хочешь? – спросила тень.
-Я хочу радость свою вернуть, а игрушек мне что-то уже не хочется.
-Хорошо,- сказала тень. – Если хочешь меняться, то давай мне сразу любовь и доброту, а я тебе радость верну, а в придачу волшебный пиратский сундук, в котором деньги и драгоценности никогда не кончаются. Согласен?
Подумал Артем, что лучше без любви и доброты всю жизнь прожить, чем без радости. А если вдобавок деньги с драгоценностями предлагают, то это даже намного лучше. За деньги ведь не только игрушки, но и целую гору шоколадок купить можно.
Согласился Артем и стал повторять волшебное заклинание вслед за тенью.
Только договорил он заклинание, как стал улыбаться, потому что почувствовал внутри, в сердце, радость. А тень с его любовью и добротой стала светлеть и вскоре исчезла со стены.
Увидел Артем под ногами пиратский сундук, достал оттуда деньги, распихал их по карманам и, довольный, побежал в магазин за шоколадками. Но не долго длилась его радость. Оказалось, что он перестал любить и шоколад, и мороженое, и игрушки, и друзей, и все на свете. Но самое страшное было то, что Артем разлюбил даже маму с папой, бабушку и сестренку. И вдобавок ко всему он перестал быть добрым. А когда любви и доброты в сердце не остается, пустое место тут же ненавистью и злом заполняется. Стал Артем ругаться, передразнивать и обижать всех подряд. Всего лишь за три дня он успел со всеми перессориться и даже передраться со своими друзьями по двору. С каждым днем жизнь среди людей становилась все хуже и хуже. Какая уж там радость, когда все вокруг разонравилось, и от всякой ерунды в сердце злость появляется!
Произнес он слова пирата из мультфильма, и на стене опять тень появилась, которая по-доброму и с любовью в голосе спросила:
— Ну как, Артемушка, понравились тебе мои сокровища из сундука? Может быть, еще поменяемся?
Но Артем со злостью ответил:
-А ну отдавай назад мою любовь и доброту, а то получишь у меня сейчас.
Стал Артем плакать и жалеть, что не верил раньше маминым словам о сокровищах в сердце. Теперь впереди его ждала долгая жизнь без любви и добра в сердце. И вдруг ему в голову пришла идея. Он решил поменять слова в волшебном заклинании. Целых два часа сидел Артем и придумывал свое заклинание, с новыми словами, чтобы оно было похоже на стихотворение. Наконец новое заклинание было готово, и Артем громко произнес его.
Очень повезло Артему, потому что придуманное им заклинание вдруг подействовало. К нему вернулись любовь и доброта, а деньги и все купленное на них сразу исчезло.
Больше никогда в жизни Артем не пел песенку пирата из мультика, потому что боялся, что опять появится хитрая тень и как-нибудь его обманет.
III . Поиск решения проблемы – открытие нового знания.
— О каких сокровищах, которые находятся в сердце человека, вы узнали из этой сказки? (Радость, любовь, доброта)
— Почему Артем сначала захотел поменяться с тенью этими сокровищами? (ответы детей)
2. Подведение к формулировке вывода
— Раз это сокровища, сокровища человеческого сердца, можем ли мы положить их в другой сундучок?
— Почему? Ведь это не предметы, а чувства; как их можно куда-то положить? Хорошо. Тогда давайте сделаем так. У меня есть жемчужные бусы. Пусть каждая жемчужина будет одним из сокровищ, которые есть в сердце человека.
(учитель разрывает бусы и кладет жемчужины в маленькую шкатулку)
— Я беру одну жемчужину и кладу ее в пустую шкатулку. Пусть это будет – любовь. Кто из вас хочет положить в шкатулку другие сокровища человеческого сердца?
(дети по желанию берут жемчужины, называя те или иные человеческие добродетели и складывают их в шкатулку.)
— Какие качества Артем приобрел вместе с сокровищами?
— Как вы думаете, все ли богатства человеческого сердца, души мы нашли и положили в сундучок?
-Итак, перед нами два сундучка. В одном – украшения, а также деньги. Это – богатства. Его можно потрогать руками, полюбоваться на эти вещи. Что можно сделать с этим богатством?
— А в другом сундучке – радость, доброта, честность – все то, что мы сегодня назвали. Это тоже богатство, богатство человеческого сердца. Но его нельзя потрогать руками, нельзя увидеть. Может быть, это и не богатство вовсе?
(Ответы учеников, обсуждение, обмен мнениями)
-Как вы думаете, что лучше копить, собирать всю жизнь? Богатство из первого или из второго сундучка?
(Ответы учеников, обсуждение, обмен мнениями)
3. Формулировка вывода
— Итак, какие же богатства у нас спрятаны в сундучках?
— Бывает богатство, которое можно потрогать руками, полюбоваться им, купить с его помощью все, что хочется. А бывает богатство, которое можно только почувствовать.
— А сейчас, мне бы хотелось узнать, что вы чувствуете, когда вам дарят новую игрушку или вещь, о которой вы долго мечтали?
— А какие чувства вы испытываете, когда вы дарите кому-то подарок, или когда вы помогли, утешили, успокоили кого-то?
— Добрые поступки, если они делаются от души, непременно сопровождаются добрыми чувствами, мыслями и словами. Когда вы делаете что-то доброе для других, вы отдаете частичку своего сердца. Это очень похоже на то, как солнышко отдает нам свое тепло и ничего взамен не требует, а дает его просто так.
— Я желаю вам стать настоящими солнышками для своих близких, родных, друзей, для всех людей, которые вас окружают. Чаще дарите всем богатства своего сердечка. Не думайте, что отдавая эти богатства, у вас их станет меньше. Нет! Наоборот, они у вас будут увеличиваться вдвое!
— Ребята, у вас на столах лежат солнышки. Я хочу их сегодня подарить вам. Пусть они вам напоминают о сегодняшнем нашем разговоре. Красным цветом напишите на его лучиках те качества, которые у вас уже есть, а зеленым те, которые вы хотели бы приобрести.
IV . Подведение итогов. Рефлексия. Самооценка.
— Всегда оставайтесь солнышками! Спасибо за интересный разговор!
Конспект классного часа для 2 класса
— Вспомните, ребята, что обычно кладут в сундуки в сказках, да и в жизни тоже? (Драгоценности, золото, серебро, украшения и т. п.)
— Посмотрите, в одном из наших сундучков тоже лежат драгоценности. А для чего люди копят, собирают эти богатства?(Ответы детей.)
— А что можно положить в другой наш сундучок? Давайте подумаем вместе. Возможно, в этом нам поможет сказка, которую я вам сейчас прочитаю.
Сказка «Сокровища пирата» (М.А. Андрианов)
Один мальчик, звали его Артем, часто разговаривал со своей любимой игрушкой-кроликом.
— Ты не знаешь, кролик, почему умные взрослые иногда любят придумывать всякую ерунду и заставляют верить в нее детей? Сегодня мама сказала мне, что все богатства и сокровища человека находятся в его сердце. Она, наверное, все еще считает, что я маленький и глупый и не знаю, что такое богатства и сокровища. Помнишь, кролик, мы с тобой мультик про пиратов смотрели, там один пират все время искал сокровища, а потом нашел сундук с золотом и драгоценностями. Этот пират еще все время песенку напевал: «Ого-го, эге-ге, эй вы, тени на стене, мне сокровища нужны, а отдам я вам свои. »
Не успел Артем допеть песенку пирата до конца, как вдруг услышал за спиной чей-то тихий голос:
— Правильно, правильно думаешь.
Артем, испугавшись, резко повернул голову. На стене позади себя он увидел непонятное существо из черного двигающегося дыма. Артем хотел было закричать, позвать маму, но от страха потерял голос и не мог произнести ни единого слова.
— Не бойся, Артем, я несчастная тень того самого пирата из мультика. Ты спел песенку, и вот я пришла поменяться с тобой сокровищами. Я тебе дам настоящие сокровища, а ты мне ненастоящие, которые у тебя в сердце.
Страх у Артема быстро прошел, и он тихо спросил тень:
— А какие же у меня в сердце сокровища?
А сам вслух спросил:
— А если я тебе радость отдам, то взамен получу игрушку?
— Будешь получать любые игрушки, какие только пожелаешь. Только сначала ты должен повторить за мной волшебное заклинание.
Артем слово в слово повторил заклинание, и тень пирата исчезла вместе с его радостью.
Давно мечтал Артем о большой радиоуправляемой машине. Только он о ней подумал, как она тут же появилась в его руках. Но почему- то при этом Артем не почувствовал никакой радости. Как будто бы в его руке появилась не желанная игрушка, а какой-нибудь ненужный камень. Стал он с ней играть, катать ее по полу, а радости все равно ни капельки, как будто вовсе не машину катаешь, а уроки скучные Учишь.
— Я хочу радость свою вернуть, а игрушек мне что-то уже не хочется.
Подумал Артем, что лучше без любви и доброты всю жизнь прожить, чем без радости. А если вдобавок деньги с драгоценностями предлагают, то это даже намного лучше. За деньги ведь не только игрушки, но и целую гору шоколадок купить можно.
Согласился Артем и стал повторять волшебное заклинание вслед за тенью.
Только договорил он заклинание, как стал улыбаться, потому что почувствовал внутри, в сердце, радость. А тень с его любовью и добротой стала светлеть и вскоре исчезла со стены.
Увидел Артем под ногами пиратский сундук, достал оттуда деньги, распихал их по карманам и, довольный, побежал в магазин за шоколадками. Но недолго длилась его радость. Оказалось, что он перестал любить и шоколад, и мороженое, и игрушки, и друзей, и все на свете. Но самое страшное было то, что Артем разлюбил даже маму с папой, бабушку и сестренку. И вдобавок ко всему он перестал быть добрым. А когда любви и доброты в сердце не остается, пустое место тут же ненавистью и злом заполняется. Стал Артем ругаться, передразнивать и обижать всех подряд. Всего лишь за три дня он успел со всеми перессориться и даже передраться со своими друзьями по двору. С каждым днем жизнь среди людей становилась все хуже и хуже. Какая уж там радость, когда все вокруг разонравилось, и от всякой ерунды в сердце злость появляется!
Произнес он слова пирата из мультфильма, и на стене опять тень появилась, которая по-доброму и с любовью в голосе спросила:
— Ну как, Артемушка, понравились тебе мои сокровища из сундучка? Может быть, еще поменяемся?
Но Артем со злостью ответил:
— А ну отдавай назад мою любовь и доброту, а то получишь у меня сейчас.
Стал Артем плакать и жалеть, что не верил раньше маминым словам о сокровищах в сердце. Теперь впереди его ждала долгая жизнь без любви и добра в сердце. И вдруг ему в голову пришла идея. Он решил поменять слова в волшебном заклинании. Целых два часа сидел Артем и придумывал свое заклинание, с новыми словами, чтобы оно было похоже на стихотворение. Наконец новое заклинание было готово, и Артем громко произнес его.
Очень повезло Артему, потому что придуманное им заклинание вдруг подействовало. К нему вернулись любовь и доброта, а деньги и все купленное на них сразу же исчезло.
Больше никогда в жизни Артем не пел песенку пирата из мультика, потому что боялся, что опять появится хитрая тень и как-нибудь его обманет.
— О каких сокровищах, которые находятся в сердце человека, вы узнали из этой сказки? (Радость, любовь, доброта.)
— Почему Артем сначала захотел поменяться с тенью этими сокровищами? (Ответы детей.)
— Почему он потом начинал сильно жалеть об этом?
— Раз это сокровища, сокровища человеческого сердца, можем ли мы положить их в другой сундучок? (Нет.)
— Почему? Ведь это не предметы, а чувства; как их можно куда-то положить? Хорошо. Тогда давайте сделаем так. В первом сундучке есть жемчужные бусы. Пусть каждая жемчужина будет одним из сокровищ, которые есть в сердце человека. (Учитель разрывает бусы и кладет жемчужины в маленькую хрустальную вазочку.)
(Дети по желанию берут жемчужины, называя те или иные человеческие добродетели, и складывают их в сундучок. Учитель делает запись на доске.)
— Как вы думаете, все ли богатства человеческого сердца, души мы нашли и положили в сундучок?
(Учитель помогает детям и называет положительные человеческие качества, которые не были названы. Все записать на доске.)
(Присели, хлопаем по коленям.)
(Руки подняли вверх.)
Завертелись наши ручки,
(Круги руками над головой.)
— Вы выполняли упражнения и улыбались, значит, в вашем сердце живет радость.
-Как вы думаете, что лучше копить, собирать всю жизнь: богатства из первого сундучка или из второго?(Ответы детей, обсуждение. Мнения могут быть разными.)
-Итак, бывает богатство, которое можно потрогать, полюбоваться им, купить с его помощью все, что хочется. А бывает богатство, которое можно только почувствовать. И как ни странно, прочнее и ценнее то богатство, которое находится в нашем сердце. Потому что его, в отличие от этих сокровищ (показывает на первый сундучок), никто и никогда у нас отнять не сможет. Это наша собственность.
-А сейчас мне бы хотелось узнать, что вы чувствуете, когда вам дарят новую игрушку или вещь, о которой вы давно мечтали?(Ответы детей.)
-А какие чувства вы испытываете, когда вы дарите кому-то подарок или когда вы помогаете, утешаете, успокаиваете кого- нибудь? (Ответы детей.)
Когда вы что-то дарите, вы отдаете частичку тепла своего сердца. Каждый человек может стать солнышком для того, кого он согревает своей любовью, добротой, вниманием, терпением.
-А может человек быть грозой, градом, холодным дождем? (Ответы детей.)
Мне бы хотелось, чтобы вы всегда были солнышками для своих родных и людей, которые вас окружают. Чтобы как можно чаще вы дарили им свет и тепло, как делает это большое солнышко.
(Показывает нарисованное на ватмане солнце, на лучах которого прикреплены маленькие солнышки.)
-Его тепла и света хватает каждому из нас. Пусть сейчас каждый возьмите кусочек этого большого солнца и пусть маленькие солнышки напоминают вам о нашем сегодняшнем разговоре. Может быть, вы продолжите эту беседу со своими родителями и спросите их, бываете ли вы для них солнышками. Запомните их рассказ или запишите, и мы поделимся этими историями друг с другом.