Классный час что такое порядочность жизни
Классный час на тему «Честность и порядочность норма поведения»
Классный час на тему «Честность и порядочность норма поведения»
Форма проведения: классный час с элементами беседы.
формировать ценностное отношение студентов к нравственной категории «честность» и «порядочность»
Развитие нравственных качеств, в частности порядочности
Побуждать студентов к проявлению честности в делах, поступках, высказываниях.
Ход классного часа:
I. Вступительное слово.
Здравствуйте! Мы сегодня с вами поговорим о довольно простом и в тоже время серьезном нравственном качестве как «Честность» и «Порядочность»(. ). Назовите слово, которое ассоциируется со словом «Честность» и «Порядочность». (Ответы студентов)
Искрений, безупречный, добросовестный,
прямота, правдивость, совестливость, справедливость
Ребята, а как вы понимаете смысл понятия «честность»?
Честность – это качество правдивого, добросовестного и искреннего человека
Честность и правдивость — слова, которые очень близко стоят к слову «честь”.
Что же такое честность и правдивость?
Честность — честное поведение, честное отношение к кому-то или чему-то.
Честность — нравственное качество личности, выражающееся в верности долгу и своим убеждениям, в умении добросовестно относиться к порученному делу.
Правдивость — склонность говорить, высказывать правду.
Правдивость — положительное моральное качество, выражающееся в том, что слова человека соответствуют его мыслям, чувствам и не расходятся с делом. Иначе говоря:
Честность — это соответствие дела данным обещаниям.
Правдивость — это соответствие слов делам.
Честность возникло от слова «честь» достоинство, благородство души и чистая совесть.
Дайте характеристику честному человеку.
Честный человек дорожит дружбой, с уважением относится к людям. Он вызывает уважение и доверие у окружающих.
Давайте разработаем правила честности:
· Не уверен – не обещай;
· Забыл- попроси прощения
· Говори то, что думаешь;
· Не выдавай – чужую тайну.
Быть честным – это совсем не означает постоянно выплескивать все то, что у вас на уме. Иногда резкая правда может вызвать напряжение в дружеских отношениях, и даже зародить злость. Говорите правду, но при этом учитесь соблюдать чувство такта.
Ответьте своей совести
· Друг пригласил Вас в гости. Вы не хотите идти, но у Вас нет повода отказаться.
· Скажете ли Вы: «Я бы с удовольствием пошел, но у меня сильно болит голова»?
· Вы покупаете продукты, и кассир дает Вам лишние деньги в виде сдачи. Вернете ли Вы их?
· Ваша лучшая подруга сделала новую прическу, которая, по-Вашему, ей совершенно не идет. Скажете ли Вы ей, что она Вам нравится?
· Вы обещали провести субботний вечер с друзьями. Но за несколько часов до этого кто-то другой приглашает пойти на мероприятие, которое Вам очень нравится. Скажете ли Вы друзьям, что чувствуете себя неважно, чтобы использовать время по своему желанию, а не обещанию?
· Вы хотите задержаться у друга и прийти домой позже, чем просили родители. «Я просто скажу им, что автобусы плохо ходят, и мы застряли в пробке. Они всегда верят мне, и я ведь не собираюсь делать ничего плохого, просто им так будет спокойнее».
· «Я расскажу подруге Вере о проблемах другой подруги Тани. А что в этом плохого? Может она и сама уже рассказала».
· Вы нашли мобильник. Обрадуетесь находке, присвоив ее, или попытаетесь найти хозяина?
Практические советы, как быть честным и не испортить отношения с людьми:
Некоторые воспринимают прямоту легче, другие – труднее. Предлагаем вам некоторые практические советы, как быть честным и не испортить отношения с людьми:
1. Общайтесь с людьми от первого лица. Поскольку честность является открытием и выражением ваших мыслей и чувств. Например, говорите: «Я обеспокоен твоими проблемами», вместо: «Ты меня достал со своими проблемами».
2. Не говорите сразу всю правду, начинайте с малого, постепенно увеличивая обороты. Подготовьте человека.
3. Как можно скорее избавьтесь от прошлой лжи. Признайтесь другому человеку в своей неправоте, скажите, что вы цените ваши отношения и хотите их сохранить.
— Послушайте рассказ, а затем поделитесь своими мыслями и чувствами по поводу услышанного.
Ребята, а как вы думаете, что такое «порядочность»? (Ответы студентов)
Порядочность – это строгое соблюдение человеком всегда и во всём установленных в обществе норм поведения.
Слово порядочность происходит от слова порядок, как в мыслях, так и в делах.
Что значит быть порядочным?
1. Выполнять правила поведения
5. Отставить справедливость
6. Поступать по совести.
Портрет порядочного человека
Предлагаю вам составить модель порядочного человека, которого, по вашему мнению, можно назвать порядочным человеком. (называют качества)
Порядочный человек сначала подумает, а потом сделает. Он никогда никого не обидит, не ударит ребенка или женщину. Он уважает каждую личность и старается найти в человеке хорошее и доброе, всегда приходит на помощь тому, кому он необходим и делает это бескорыстно.
Предлагаем вам ознакомиться с основными моделями поведения, которые проявляются у порядочных людей. Если они есть у ваших друзей — наши поздравления.
Итак, 10 признаков того, что человек – действительно порядочен.
1. Берет ответственность за свои поступки.
2. Для них потребности других людей – превыше собственных.
3. Всегда придут на помощь.
4. Думают о других людях хорошо.
5. Они честны во всем, даже в мелочах.
6. Всегда проявляют благодарность.
8. Всегда признают свои ошибки.
10. Всегда доброжелательны.
Размышление над ситуациями
А теперь мы предлагаем вам в группах обсудить некоторые ситуации и огласить ваши действия в подобной ситуации. Каждая группа получает одну ситуацию.
Ситуация №1. Молодой внук, парень 15 лет, играет в компьютерные игры, громко слушая музыку. В соседней комнате находится его пожилая бабушка, которая не может сосредоточиться на чтении книги. Она делает ему замечания, которые подросток игнорирует. И делает звук музыки ещё громче. В чём здесь парадокс поколений?
Честный и порядочный человек – это человек, у которого развита совесть. Это тот человек, который никогда не обманет и не предаст других людей. Таким людям 100% можно довериться. Честный и порядочный человек лучше промолчит, чем скажет правду. Если он уверен, что он не справится с каким-либо делом, то он сразу же об этом скажет, чтобы быть честным.
3. Подведение итогов. Рефлексия.
Честность – это одно из непременных проявлений благородного человека.
Честность – это серьезная причина для уважения к человеку.
Честность – это убеждение в том, что собеседник настолько духовно развит, что сумеет понять и принять самую горькую правду.
Честность – на удивление полезная вещь. Она может освободить нас от тяжелого бремени стресса и тревог; она делает спокойным наш сон по ночам; она дает уверенность в собственных силах; она улучшает наше душевное самочувствие; благодаря ей люди больше ценят наше мнение.
Пусть честность и порядочность станет вашим спутником по жизни и даст возможность получить уважение и понимание окружающих и ведет вас к успеху!
Круг «От сердца к сердцу»
Учитель и студенты обмениваются теплым взглядом, улыбками и пожелают друг другу качества честного и порядочного человека.
«Быть порядочным – это значит. »
Дата проведения: 23.10.2015 г
Место проведения: МБОУ СОШ №1, каб.№8
Классный руководитель: Еременко Марина Григорьевна
формирование ценностного отношения школьников к нравственной категории «порядочность».
уяснение сущности и содержания понятия «порядочный человек».
развитие критического мышления в процессе соотнесения идеальных представлений школьников о порядочности с реальными поступками окружающих людей и событиями жизни, и выявление на этой базе противоречий и проблем.
создание условий для моделирования собственного поведения подростков в соответствии с их представлениями о порядочности.Порядочность к каждому в дом зашла,но не у каждого приют нашла.
Приветствие и позиционирование.
Здравствуйте, дорогие ребята!
Друзья мои! Я очень рада войти в ваш класс.
И для меня уже награда внимание ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений, но без труда талант не впрок.
Обычно люди, только что, познакомившись, ищут общую тему для разговора.
Для того чтобы обозначить проблему, я предлагаю вам послушать притчу:
-Когда Спартака привели на рынок, чтобы продать, к нему подошёл
богатый рабовладелец и спросил его:
—Если я куплю тебя, дам тебе хороший кров и хорошую еду, ты будешь честным и порядочным, чтобы я не пожалел об этой покупке?
На это Спартак ответил, усмехнувшись:
—Я буду честным и порядочным, даже если ты меня не купишь.
как вы думаете, какова тема нашего классного часа? О чём говорилось в притче?
Я предлагаю вам поговорить сегодня о порядочности. Вы не против?
Итак, тема нашего классного часа:
Мы проведем её в режиме активной дискуссии. Нам всем интересно мнение
каждого, даже если он не разделяет позиции большинства.
-Давайте определим цели классного часа.
Что мы сегодня должны узнать?
Сегодня мы будем обсуждать несколько вопросов:
1.Что такое порядочность?
2.Кто такой порядочный человек?
3.Что значит «быть порядочным»?
-Определим значение слова «порядочность». Какие мысли, ассоциации
возникают у вас при слове «порядочность»? (Ответы учащихся)
-Вопрос о порядочности беспокоит не только вас. Это предмет споров,
которые велись в разные времена людьми разного возраста.Но прежде всего
нам нужно понять, что стоит за словом «порядочность», каково его
лексическое значение. Обратимся к словарю Ожегова.
-От существительного « порядочность» образовано прилагательное
«порядочный» Это слово имеет много значений.
Понятие «порядочный человек» стало сегодня каким то непривычным, а
для некоторых банальным, вышедшим из моды. Мало кто сегодня уступит место в транспорте пожилому человеку, придет на помощь слабому, а тем более
пожертвует своими интересами ради кого то.
Мир жесток, все куда-то спешат, и некогда остановиться и подумать:
«Кто я? И зачем пришел в этот мир?»
— Однажды я стала свидетелем (а потом и участницей) необычного происшествия на улице. Пожилой человек, привалившись к стене, медленно оседал на тротуар. Одет он был неважно, поэтому проходящие мимо люди решили: пьян или бомж и равнодушно отводили взгляд.
Интеллигентный человек лет сорока остановился и участливо спросил:
«Что с вами?» Старик ответить не мог: лишь страдающий взгляд молил о
помощи. Мужчина, а впоследствии и две подошедшие женщины, стали звонить в «скорую», кто то отер больному испарину, дал попить. Никто из троих не ушел, пока не подъехали врачи. Тогда я подумала: «А вдруг на месте этого старика оказался бы кто-то мне очень близкий, и никто бы не помог?» Мне стало страшно, и я прониклась огромным уважением к этим, совершенно посторонним людям, которые не смогли переступить через чью-то жизнь. Какое счастье, что такие порядочные люди еще есть
на земле! Пусть им Бог пошлет чего-то хорошего: ведь известно, что добро возвращается. Я хочу спросить вас, понимаете ли вы, что так, как поступили люди в
ситуации, рассказанной мной, поступают только порядочные люди, и
какими человеческими качествами они должны обладать. Именно с этой
целью я начала с вами разговори вынесла в качестве эпиграфа к нашему занятию изречение:
-Порядочность к каждому в дом зашла, но не у каждого приют нашла.
-Как вы понимаете эти слова?
-Вы не против дискуссии на эту тему? Тогда давайте обсудим
1.Портрет порядочного человека
Я предлагаю составить модель порядочного человека. Для этого
предлагаю выбрать те качества, которые ему присущи
-Давайте посмотрим, совпадают ли названные вами качества с
общепринятым образом порядочного человека.
(Честность, надёжность, нравственность, ответственность, уравновешенность, спокойствие, доброта, милосердие, сострадание.)
2.Итак, перед вами модель порядочного человека. Может, вы
знаете таких людей, которые соответствуют этой модели?
Докажите, что они действительно являются порядочными людьми. Приведите примеры их жизненных поступков. (2-3 примера)
Назвать имена всех порядочных людей
–просто невозможно. Потому что добрых, порядочных людей на земле гораздо больше. На них держится мир.
Одним из проявлений качеств порядочного человека является
милосердие. А понимаете ли вы, что значит быть милосердным? (ответы
детей). В толковом словаре В. Даля милосердие определяется так: «Сердоболие, сочувствие, готовность делать добро каждому, любовь на деле». Традиционно милосердие поощрялось в русских семьях.
Обязанностью было приютить странника. Калеки и убогие почитались в народе. Слепых без поводырей переводили от деревни к деревне, устраивали
на ночлег. Незлобивость характера поддерживалась повсеместной традицией
просить в Прощеное воскресение прощения у всех, кого обидели.
При Александре Третьем, вступившем на престол в 1881 году, на казенные средства и пожертвования было сооружено 5000 церквей, среди них особое место занимал храм Христа Спасителя в Москве, сооруженный в память избавления от наполеоновского нашествия. Исторически сложилось понимание милосердия как сострадания к сиротам, тяжело больным, немощным людям, попавшим в беду. А я предлагаю вам поразмышлять над вопросом: можно ли назвать проявлением милосердия ситуацию,
описанную в стихотворении Ирины Кулешовой:
По ярмарочной площади уныло средь шумной толчеи людской
Собака беспризорная бродила, гонимая голодною тоской.
А из ларьков так вкусно пахло пиццей, хот-догами, вареной колбасой.
Ну, разве можно не остановиться, когда щемит желудок пустотой.
О, как она на каждого глядела, кто бутерброд за стойкою жевал.
Потом к парнишке подошла несмело: ей показалось, он её позвал.
–скомканной бумагой хотел в неѐ он было запустить.
Старушка тут вступилась за беднягу, пытаясь паренька усовестить.
Потом она в морщинистой ладошке пересчитала деньги не спеша,
И, подойдя к открытому окошку, купила два румяных беляша.
-Ешь, милая, да извиняй, что мало, ну подходи же смелее ты, не стой!
И жизнь в глазах собачьих заиграла!
Так встретились здесь счастье с добротой.
-Так можно или нельзя назвать проявлением милосердия описанную
-Давайте подумаем о том, как бы вы поступили в подобной ситуации.
А может ли каждый из вас поступить, так как эта старушка, как люди, спасшие жизнь пожилого человека из первой истории? Не испытывает ли кто-нибудь из вас сейчас чувство стыда или вины за свой неблаговидный поступок, свою нерешительность в ситуации, когда от вашего выбора зависела чья-то жизнь или здоровье? Есть такие?
-Тогда я приглашаю вас в «Музей обидных воспоминаний». Вам, мои дорогие собеседники, необходимо коротко (в 2 –3 предложениях) описать свой поступок, который доставляет вам наибольшие огорчения. Сделав это, вы можете озвучить то, за что вам до сих пор стыдно, а можете просто сказать, кому вы причинили боль, а можете, просто молча, опустить свой листок с описанием в этот чёрный ящик. Кто-
то из вас, возможно, захочет извиниться, и это будет прекрасно, так как станет ступенькой к порядочности. Но даже если вы только опишете свой поступок и молча
опустите это описание в черный ящик, все равно вы уже станете чище в своих помыслах по отношению к людям, окружающим вас.
Этап детских откровений.
-А теперь представьте себе, что у вас есть возможность
воспользоваться машиной времени. Вернитесь на некоторое время назад и
очутитесь перед вашим неблаговидным поступком. Попробуйте назвать
причины, по которым вы так поступили в прошлый раз.
Спасибо за откровенность!
Теперь мы увидели главные причины своих неблаговидных поступков, и может быть, вы совсем по-новому будете смотреть на людей, вас окружающих, и будете ценить в них те самые прекрасные черты души, о которых мы с вами говорили.
Итак, наш разговор подходит к концу
Мне хочется верить, что вы все станете порядочными людьми и будете
умножать добро в этом прекрасном мире. Любите людей, помните о своем
высоком предназначении. И не ждите честности и порядочности абсолютно
от всех людей, но сами всегда оставайтесь честными и порядочными.
А памятью о нашей встрече будет стихотворение Юлии Друниной:
Стираются лица и даты, но все ж до последнего дня,
Я помню о тех, кто когда-то хоть чем-то согрели меня.
Согрели своей плащ-палаткой, иль тихим шутливым словцом,
Иль чаем за столиком шатким, иль попросту добрым лицом.
Как праздник, как счастье, как чудо идет доброта по земле.
И я про неѐ не забуду, как я забываю о зле.
Классный час на тему «Что значит быть порядочным человеком»
«ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ПОРЯДОЧНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ»
формирование ценностного отношения школьников к нравственной категории «порядочность».
Уяснение сущности и содержания понятия «порядочный человек».
Соотнесение идеальных представлений школьников о порядочности с реальными поступками окружающих людей и событиями жизни и выявление на этой базе противоречий и проблем.
Моделирование собственного поведения подростков в соответствии с их представлениями о порядочности.
Анкетирование учащихся класса и обобщение полученной информации. Вопросы анкеты:
Составить словесный портрет человека, которого, по вашему мнению, можно назвать порядочным человеком.
Кратко описать запомнившуюся вам ситуацию, свидетельствующую о порядочности этого человека.
Подбор фактической информации по обсуждаемой проблеме.
Материальное обеспечение групповой работы: бумага, фломастер, скотч, полоски (1/2 листа А-14).
Ход классного часа
Тогда я подумала: «А вдруг на месте этого старика оказался бы кто-то мне очень близкий, и никто бы не помог?» Мне стало страшно, и я прониклась огромным уважением к этим, совершенно посторонним людям, которые не смогли переступить через чью-то жизнь. Какое счастье, что такие порядочные люди еще есть на земле! Пусть им Бог пошлет чего-то хорошего: ведь известно, что добро возвращается.
— это тот, кто умеет прийти на помощь;
Для некоторых их вас главными чертами порядочного человека являются «соблюдение правил этикета», «вежливость», «культурность». Всего перечень черт, которыми вы описали порядочного человека, представлен списком более чем 20 качеств, самые употребляемые из них мы представили на доске в порядке убывания частоты упоминаний:
— умеющий прийти на помощь;
— соблюдающий правила этикета;
— уступающий место в транспорте;
— умеющий держать слово;
— жертвующий личными интересами;
— не способный обидеть.
Второй ученик: Только каждый третий из вас смог описать реального порядочного человека, которого знает. Ими оказались бабушки, дедушки, спортивный тренер, учитель, дядя, сверстник. Вот что, например, написал один из вас: «Я считаю порядочным человеком своего футбольного тренера. Он честен всегда. Когда мы собирались на областные соревнования по футболу среди подростков, то он наотрез отказался брать ребят старше определенного возраста, хотя в других командах это делали почти все. И я думаю, что именно в этом проявилась его порядочность. Но и в других делах он всегда поступает по совести».
Классный руководитель: Мы не будем озвучивать описанные вами портреты: многие описания очень личные. Я лишь хочу порадоваться тому, что такие замечательные люди есть в вашем окружении, пусть в вашей жизни их будет больше. А мы переходим к следующему этапу нашего восхождения к уяснению понятия «порядочный человек» (подходит к доске и изображает или моделирует из бумажных фрагментов схему):
Приходит на помощь Порядочный человек Добрый, милосердный
Группа ребят из нашего класса (называет фамилии) после анализа ваших ответов на вопросы анкеты вела поиск интересной информации по каждому из трех указанных в схеме качеств. Я с удовольствием предоставляю им слово.
Третий ученик: В толковом словаре В.И. Даля милосердие определяется так: «Сердолюбие, сочувствие, готовность делать добро каждому, любовь на деле». Традиционно милосердие поощрялось в русских семьях. Обязанностью было приютить странника. Калеки и убогие почитались в народе. Слепых без поводырей переводили от деревни к деревне, устраивали на ночлег. Незлобивость характера поддерживалась, например, повсеместной традицией просить в Прощенное воскресенье прощения у всех, кого обидели.
При Александре Третьем, вступившем на престол в 1881 году, на казенные средства и пожертвования было сооружено 5000 церквей, среди них особое место занимал храм Христа Спасителя в Москве, сооруженный в память избавления от наполеоновского нашествия. Исторически сложилось понимание милосердия как сострадания к сиротам, тяжело больным, немощным людям, попавшим в беду.
«Мне кажется, милосердие начинается с трепетного отношения к близким, родным людям. Я с подозрением отношусь к сверстникам, которые редко ходят к своим бабушкам и не помогают им. Мне кажется, подвиги совершать легче, чем каждодневно «давить» в себе лентяя».
Пятый ученик: В одном из журналов мне встретилось интересное размышление нашей сверстницы о милосердии к ближнему, которое является ярким доказательством порядочности. «Я живу в большом доме. Однажды вечером мне послышался какой-то шорох за дверью. Решив посмотреть, что там, я открыла двери. На площадке стоял мальчик лет пяти, наш сосед. Промокший и озябший, он тихо плакал. Я спросила его: «Тебя не пускают?» Он кивнул и заплакал еще больше. Я пригласила его к себе, но он не пошел: так и остался стоять у своей двери. Малыша не пускали домой собственные родители! Такое наказание они придумали для сына, если тот приходил с прогулки позже назначенного времени. Я решилась позвонить в его квартиру. Дверь открыл его отец. Я в растерянности спросила: «У вас сердце за сына не болит?» На что он мне спокойно ответил: «А у него?» После чего захлопнул дверь с такой силой, что посыпалась штукатурка.
Классный руководитель: Итак, наш разговор подошел к концу. Но не хочется завершать его на грустной ноте. Поэтому я беру в руки вот эту «ромашку» и прошу вас, отрывая лепесток, рассказать о том, как в сложной ситуации вам помог добрый, порядочный человек. И, если позволите, начну с себя.
Давно, 20 лет назад, я приехала в большой незнакомый город, чтобы поступить в институт. В кармане у меня лежал адрес родственника, у которого я должна была остановиться. Был вечер, когда я, наконец, разыскала заветный дом. Однако на мои настойчивые звонки никто не отвечал. Мне вдруг стало очень страшно и одиноко: города не знаю, знакомых больше нет, да и денег «не густо», и я заплакала. Но тут я увидела пожилую женщину, которая возвращалась в одну из квартир. Она участливо посмотрела на меня и спросила, в чем дело. А потом меня, совершенно незнакомого ей человека, приютила на целую неделю, так как выяснилось, что родственник в командировке. Она беспокоилась за мои экзамены, кормила вкусными пирожками и не взяла с меня никаких денег. Мы долго дружили с этой славной женщиной, я помогала ей, когда она болела, ведь добро «заразительно», оно делает других людей добрее.
(Далее следуют воспоминания ребят о добрых по отношению к ним поступках порядочных людей. Этап проходит очень живо и интересно).
Классный час «О порядочности»
Тема: « Порядочность – это…»
Цель урока: познакомить учащихся с понятием «порядочность»; развивать у детей представления о том, что порядочность – основа общения с окружающими; формировать стремление мыслить, чувствовать и действовать в соответствии с нравственными правилами и нормами.
Методы: беседа, рассказ, объяснение, работа с книгой, упражнение, игра, практическая работа.
– Здравствуйте, дети! Как вы знаете, человек – это не только физическое тело. У человека есть чувства, эмоции, мысли. Свое физическое тело мы стремимся содержать в чистоте, принимаем каждое утро и каждый вечер водные процедуры, закаляемся, тренируемся, ведем здоровый образ жизни.
– А вы знаете, ребята, что внутренний мир человека, то есть наш духовный мир, также нуждается в чистоте, согласии и порядке?
Учитель предлагает детям подумать и закончить фразу: «Для меня порядок в душе это когда…», «…порядок – это когда уютно; …когда меня любят родные и близкие; когда на сердце хорошо; … когда в семье лад; … когда в школе меня ценят и любят и т.д.
Учитель рисует на доске круг и лучи, которые отходят от него.
– Сегодня мы поговорим о таком важном качестве человека, как порядочность.
Как вы понимаете слово «порядочность»?
Учитель записывает слова, с помощью которых раскрывается смысл термина «порядочность», на лучах, а затем дети читают записи на доске. К примеру:
– Порядочность – это когда у человека все в порядке: мысли, чувства и поступки.
– Порядочность связана с такими качествами, как честность, отзывчивость, смелость, ответственность, уважительность, доброта, совесть и другими.
Работа с хрестоматией
Чтение с остановкой.
А. Кунанбаев. «Испытание учителя»
Давным-давно один мудрый старый учитель собрал вокруг себя учеников и сказал им:
– Я чувствую, что стал стар и немощен. Теперь ваш долг обеспечивать меня пищей.
Ученики согласились, что, в самом деле, пришла их очередь послужить своему учителю, но сказали:
– А где, господин, мы найдем еду и деньги? Люди, живущие рядом, вряд ли помогут нам.
– Дети мои, я не прошу вас просить милостыню. Я предлагаю, чтобы вы взяли без спроса. Это не будет грехом, так как нам нужны деньги больше, чем другим. Я слишком слаб, чтобы делать это самому. Так кто же поможет своему старому учителю?
– Мы, мы! – закричали ученики. – Мы молодые и сильные. Скажи, что нам делать!
Учитель объяснил, что сначала они должны найти такое место, где их никто не увидит и тихо дожидаться. Как только мимо пойдет какой-нибудь богач, они должны незаметно украсть его кошелек. Учитель, однако, сказал, что при этом дети не должны никого обижать.
Все ученики уже собирались уходить, кроме одного мальчика, который стоял, понурив голову. Учитель строго спросил его:
– В чем дело, дитя? Ты не хочешь помочь своему старому учителю?
– Как вы думаете, что сказал мальчик?
Далее учитель продолжает чтение рассказа.
– Прости меня, мой господин, – сказал мальчик. – Но я не смогу сделать, как ты просишь. Ты сказал, что мы должны пойти туда, где на нас никто не будет смотреть, и украсть. Но это невозможно, ведь даже если я совершенно один, часть меня самого все равно смотрит. Я скорее пойду просить милостыню, чем позволю своему «Я» смотреть, как я краду!
– Как вы думаете, что ответил учитель?
Затем учитель продолжает чтение рассказа.
Лицо старика засияло радостью:
– Наконец-то хоть один из моих учеников понял мои наставления!
Остальные юноши, услышав эти слова, опустили от стыда головы. Но с этого дня они никогда не совершали недостойных поступков, потому что всегда помнили слова своего товарища: «Мое «Я» всегда наблюдает за мной».
– Объясните, как вы понимаете слова: «Мое «Я» всегда наблюдает за мной».
– Что значит быть честным по отношению к себе?
– Что труднее: быть честным по отношению к себе или быть честным по отношению к другим? Почему?
– Порядочность делает человека человеком. Она не позволяет человеку поступать плохо не потому, что кто-то это может увидеть и осудить его, а потому что сам человек осудит себя строже, чем кто-либо, потому что себе соврать нельзя, свои поступки от себя не скроешь.
Разминка. Игра «Волны»
Учитель и дети садятся, образуя круг. Учитель предлагает представить, что они купаются в море, окунаясь в ласковые волны, и изобразить эти волны – нежные и веселые. Тренировка заканчивается «купанием в море»: один из детей становится в центр круга, к нему по одному подбегают «волны» и ласково «поглаживают пловца». Когда все «волны» погладят его, он превращается в «волну», а его место занимает следующий купающийся.
– Выполните в тетради задание 1.
Выполните задание 2. Выберите и допишите то предложение, которое считаете правильным.
Упражнение «Хочу знать»
Учитель и дети встают в круг. Учитель бросает каждому мяч, задавая при этом вопросы: «Я хочу знать, какой он, порядочный человек?!»
Дети ловят мяч и называют какое-либо качество порядочного человека. На вопрос учителя предлагается ответить всем детям.
– Выполните в тетради задание 3.
В хрестоматии прочитайте рассказ А. Нееловой «Цена деньгам».
Напишите рассказ о семечке порядочности.
Круг «От сердца к сердцу»
Учитель и ученики обмениваются теплым взглядом, улыбками и пожеланиями друг другу совершать добрые хорошие поступки.