как проверить слово муке буква е
ЖЁЛУДЬ — проверочное слово к буквам «Ё» и «Д»
Написание буквы «д» в конце существительного «жёлудь» проверит его форма множественного числа «жёлуди». В корне слова «жёлудь» под ударением пишем букву «ё» согласно правилу правописания букв «е», «ё» после шипящих в корне слов.
Как проверить букву «д» в слове «жёлудь»?
При произнесении существительного «жёлудь» происходит фонетический процесс оглушения звонкого согласного [д] в конце слова и замена его парным глухим согласным:
жёлу д ь [ж о л у т ‘]
Чтобы правильно написать букву «д» в конце анализируемой лексемы, независимо от произношения слова, изменим его форму единственного числа на форму множественного числа, чтобы после сомнительного согласного появился гласный звук, который прояснит звучание требующего проверки согласного:
ВыводПроверочное слово «жёлуди» укажет написание буквы «д» в конце слова «жёлудь».
«Жёлудь» или «жолудь», как правильно?
Как видно из транскрипции интересующего нас слова, после твердого непарного согласного звука [ж] под ударением слышится звук [о]. Но, несмотря на звучание, в правильном написании слова «жёлудь» будем руководствоваться орфографическим правилом написания букв о — е(ё) под ударением после шипящих в корне слова.
Поэтому подберем родственное слово или изменим форму исходного существительного, чтобы в их корне писалась буква «е»:
Значит, в корне анализируемого существительного напишем букву «ё» под ударением после шипящего.
Аналогично происходит мена букв «ё» и «е» в корне следующих слов:
Примеры предложений
Жёлудь — это дубовый орешек, обладающий многими полезными свойствами.
Из муки жёлудя можно приготовить вкусный и полезный кофейный напиток.
Желудёвый дятел выдалбливает отверстия в коре деревьев и таким образом устраивает «кладовую» для желуде́й.
В лесу дикие свиньи с удовольствием лакомятся спелыми желудя́ми.
«Чёткий» — проверочное слово к букве «ё»
Проверочное слово к слову «чёткий» — «четка́».
Чтобы проверить букву «ё» в слове «чёткий», сначала определим часть речи и выясним, в какой морфеме существует орфографическая проблема.
«Чёткий» или «чоткий», как правильно писать?
Часть речи слова «чёткий»
Четкий силуэт девушки освещало заходящее за горизонт солнце.
В этом предложении интересующее нас слово имеет значение «ясный, разборчивый, хорошо различимый». Оно обозначает непосредственный признак предмета, его качество и отвечает на вопрос:
По этим грамматическим признакам определим, что это качественное прилагательное. Выясним его морфемный состав:
чётк ий — корень/окончание.
В корне прилагательного гласный является ударным, но он находится после шипящего звука [ч’], поэтому возникает сомнение, какую букву выбрать, «ё» или «о», в написании рассматриваемого слова?
Правописание слова «чёткий»
Поскольку под ударением после шипящего в корне могут быть написаны буквы «ё» или «о», как например в словах «жёрнов, «жёлоб», «шорох», «прожо́рливый» — то в нашем случае воспользуемся орфографическим правилом о написании букв «е»(«ё»), «о» после шипящих в корне.
Чтобы выяснить, какую букву написать в корне интересующего нас прилагательного, попытаемся подобрать родственное слово или изменить грамматическую форму этого прилагательного, чтобы в них согласного указанному правилу произошла мена букв «ё» и «е».
Сделаем первый шаг в этом направлении, вспомнив родственные слова:
Этот прием не сработал, так как желанной мены букв в корне родственных слов не произошло.Тогда образуем краткие формы этого качественного прилагательного:
В краткой форме единственного числа женского рода, которая произносится с ударным окончанием, произошла мена изначальной буквы «ё» на букву «е». Следовательно, сделаем вывод, что и в полной форме мужского рода единственного числа данного качественного прилагательного все-таки пишется буква «ё».
ВыводКраткая форма женского рода «четка́» доказала, что в корне слова «чёткий» после шипящего пишется буква «ё».
Примеры
Нам требуется четкий и недвусмысленный ответ.
Четкий стук каблуков прогрохотал по лестнице.
Над крышей послышался четкий звук летящего вертолета.
«ЗАМЕР» — проверочное слово к букве «Е»
В слове «замер» правильно пишется буква «е» согласно правилу орфографии о чередующихся гласных е/и в корне.
Выясним, как правильно пишется слово «замер» или «замир», с буквой «е» или «и». Можно ли подобрать проверочное слово к слову «замер»?
Если произнести это слово, то узнаем, что ударение падает на гласный приставки:
Как видим, в этом слове имеется безударный гласный в корне. Обычно безударные гласные проверяют ударением, подобрав проверочное слово среди родственных лексем или изменив грамматическую форму самого слова.
Понаблюдаем, как можно проверить безударные гласные в корне слов:
Но не всегда безударный гласный в корне можно проверить ударением. В написании ряда слов русского языка сохраняются традиционные чередования гласных:
Проверочное слово к слову «замер» не следует подбирать, так как написание безударного гласного, обозначенного буквой «е», подчиняется орфографическому правилу о чередовании гласных е/и в корне.
ПравилоВ корне слов с чередующимися гласными и//е пишется буква «и», если после корня следует суффикс -а-. Во всех остальных случаях пишется буква «е».
Посмотрим, как работает это правило:
В морфемном составе рассматриваемого слова нет суффикса -а-.
ВыводВ слове «замер» пишется буква «е» в корне согласно правилу орфографии о чередующихся гласных.
Чтобы усвоить это написание, прочтём примеры предложений
Примеры
Почуяв зверя, пёс Черныш замер в охотничьей стойке.
Услышав эти несправедливые слова, он замер от неожиданности.
От этого чудесного видения я замер на месте.
Как будто прислушавшись к нашему разговору, ночной сад замер.
Как проверить слово «шелестеть»
Прежде чем приступить к проверке написания слова «шелестеть», выясним его морфемный состав, чтобы увидеть, в каких частях этого существительного существуют проблемы в его правописании:
Ударение в анализируемом глаголе падает на суффикс. В слабой позиции без ударения оказались все гласные корня слова:
шелесте́ть [ш ы л’ и с’ т’ э т’]
Проверим букву «е» в слове «шелестеть»
Чтобы узнать, какую букву «е» или «и» следует написать в интересующей нас лексеме, руководствуемся орфографическим правилом русского языка о написании безударных гласных в корне слов.
В безударном положении в корне слова пишется та же гласная буква, которая выступает под ударением в том же слоге, если изменить грамматическую форму слова или подобрать родственные слова.
Чтобы правильно написать слово «шелестеть», подберем родственное слово с целью, чтобы в нем ударение прояснило звучание гласных, требующих проверки:
Слово «ше́лест» доказало написание первой буквы «е» в однокоренном глаголе «шелестеть». А написание буквы «е» во втором слоге придется запомнить или справляться о нем в орфографическом словаре, так как однокоренные слова и формы глагола не помогут проверить его написание:
Примеры
Под порывами ветра начинают тихонько шелестеть листья березы.
Ты можешь не шелестеть громко фольгой?
Легкий ветерок начал шелестеть листвой деревьев.
Ветер утих, и перестали шелестеть прибрежные камыши.
Слова с буквой е в корне, которая проверяется буквой ё
Дети познакомятся с особенностями проверки слов с буквой е в корне.Также предусмотрена работа в парах,работа с тренажером.
Содержимое разработки
Тема: «Слова с буквой е в корне, которая проверяется буквой ё». Цель: Актуализировать знания о способах проверки написания безударной гласной е в корне, проверяемой буквой ё.
1. Познакомить с особенностями проверки слов с буквой Е в корне; повторить способы проверки безударных гласных.
2. Развивать и корректировать мыслительные процессы при изучении материала, умение делать выводы, основанные на выполненных действиях при закреплении материала.
3. Воспитывать интерес к предмету через практическое применение в закреплении изученного материала. Воспитывать личностные качества обучающихся при выполнении практической деятельности в парах: взаимопомощь, сотрудничество.
Необычный день у нас.
И гостями полон класс.
— Что гостям сказать нам надо?
— Видеть Вас мы очень рады.
Тихо сели. Открыли тетради. Приготовились к работе.
Проверка домашнего задания.
Проверяю домашнее задание. Стр. 132, упр. 218.
Нужно было подобрать однокоренные слова, поставить ударение, обозначить корень и подчеркнуть орфограмму.
Спрашиваю двух учеников.
Записываем число, классная работа.
Первое задание у нас чистописание.
Лесник, лесной, лесок.
-Прочтите слова. Что вы можете о них сказать? Проверочное слово? Какое правило применили? (Правило о написании безударной гласной в корне)
-Какая буква встречается во всех словах?
-Букву е мы смогли отыскать,
Надо букву красиво написать. (на доске прописать строчку строчной е)
С какой последовательностью прописана буква на строке? Продолжите до конца строки.
1.А теперь отгадайте загадку.
Корешок оранжевый спрятался в земле,
А коса зелёная в утренней росе.
Хочется отведать вновь и вновь,
Эту всем полезную и вкусную.
Итак, угадали первое слово кроссворда.
Целью нашего урока будет знаний в написании безударной гласной е в корне, проверяемой буквой ё.
Чтобы достичь цели нашего урока, нам нужно определить задачи:
Узнаем…..(о словах с буквой е, которая проверяется ё)
Повторим…..(правило о написании безударных гласных в корне)
Научимся…..( проверять безударный гласный в корне с помощью проверочного слова с буквой ё)
На доске записано предложение:
Св..тлячок проб..жал в т..мноте.
– Сегодня мы будем совершенствовать свои знания в области применения очень важного правила. запишите данное предложение, вставьте пропущенные буквы.
– Скажите, какое правило вы использовали при написании всех слов предложения? (Мы использовали правило о написании безударных гласных.)
– В какой части слова находится безударная гласная? (Безударная гласная находится в корне.)
– Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с безударной гласной в корне? (Надо найти проверочное слово, в котором безударная гласная стала бы ударной.)
-Что значит проверочное и проверяемое слово?
– Подберите проверочные слова к словам, написанным в предложении.
– Сравните гласные в корне проверяемых и проверочных слов. Что заметили? (В двух первых парах одинаковые гласные в проверяемых и проверочных словах, а в третьей паре – разные.)
– Назовите гласные в корне проверяемого и проверочного слова третьей пары. (В корне слова темноте – безударная гласная е, в корне проверочного слова тёмный пишется ё.)
– Сделайте вывод о том, какую гласную нужно писать в корне проверяемого слова, если в корне проверочного слова пишется буква ё. (Если в корне проверочного слова пишется буква ё, то в корне проверяемого слова нужно писать безударную гласную е.)
— Сегодня мы познакомимся с особенностями проверки слов с буквой е в корне.
-Прочитаем правило с.133
Летом — сладкий и зеленый.
В зиму — желтый и соленый.
Включение в систему знаний.
Стр.133, упр. 220 – разбираем вместе с детьми
3.А теперь слушайте загадку.
В этом ящике волшебном
Кнопки есть и есть экран.
В нём мелькают очень часто
Президенты разных стран.
Эту птицу каждый знает,
В теплый край не улетает
Во дворе у нас живет
Громко с самого утра:
Работа с тренажёром.
— Это мы сейчас проверим, работая с тренажёром.