Героев какого произведения фонвизина вспоминает автор когда пишет об учебе илюши сон обломова
25 вопросов по главе «сон обломова» (гл9)
25 вопросов по главе «сон обломова» (гл9)
1. Какова роль этой главы в романе Гончарова?
2. Подавляет ли обитателей Обломовки однообразие их жизни?
3. Какие элементы российских народных сказок употребляет Гончаров в этой главе?
4. Как обломовцы относились к жизни за пределами родной деревеньки?
5. Как обломовцы относились к труду, к каждодневной работе?
6. Какие черты характера сформировались в главном герое под влиянием жизни в Обломовке?
7. Были ли это только отрицательные черты?
8. О чём до этого всего беспокоились обитатели Обломовки?
9. Повлияла ли учёба в пансионе Штольца на жизнь маленького Илюши?
10. Можем ли мы осуждать основного героя в том, что за него в детстве всё делали слуги?
11. Как предки относились к учёбе единственного отпрыска? Контролировали ли его успеваемость?
12. Поощряли ли они желание сына учиться?
13. Сколько деревенек входило в имение под общим названием Обломовка?
14. В какой из их находилась господская усадьба?
15. Сколько лет было главному герою в начале этой главы?
16. Куда маменька воспрещала ходить малюсенькому Илюше и требовательно наказывала няньке не пускать туда ребёнка?
17. Как звали мужчины-крестьянина, который привозил хозяевам воду?
18. Как величалось село, где бвл пансион Штольца?
19. Как далековато он находился от Обломовки?
20. Мастерством какого плотника, 16 лет вспять превосходно сделавшего крыльцо, периодичнски восторгались в Обломовке?
21. Какие предпосылки отыскали предки, чтоб не пускать Илюшу в пансион к Штольцу?
22. Героев какого творенья Фонвизина вспоминает создатель, когда пишет об учёбе Илюши?
23. Кем лицезрели предки Илюшу в будущем? О какой карьере для отпрыска они грезили?
Образование Обломова, отношение к учебе и науке | Роман «Обломов» Гончарова
Образование Обломова в романе «Обломов», отношение к образованию, учебе и науке
Родители главного героя романа Ильи Обломова считали образование бессмысленным занятием и пустой тратой времени. Такой подход, конечно, не мог не повлиять на отношение самого Обломова к образованию, учебе и науке.
Супруги Обломовы стремились дать сыну образование не ради знаний, а «для галочки», ради аттестата:
« Они мечтали и о шитом мундире для него, воображали его советником в палате, а мать даже и губернатором; но всего этого хотелось бы им достигнуть как-нибудь подешевле, с разными хитростями, обойти тайком разбросанные по пути просвещения и честей камни и преграды, не трудясь перескакивать через них, то есть, например, учиться слегка, не до изнурения души и тела, не до утраты благословенной, в детстве приобретенной полноты, а так, чтоб только соблюсти предписанную форму и добыть как-нибудь аттестат, в котором бы сказано было, что Илюша прошел все науки и искусства. » (часть 1 глава IX)
«. мальчиком лет тринадцати или четырнадцати. Он уж учился в селе Верхлёве, верстах в пяти от Обломовки, у тамошнего управляющего, немца Штольца, который завел небольшой пансион для детей окрестных дворян. « (часть 1 глава IX)
«. он учился, как и другие, как все, то есть до пятнадцати лет в пансионе. « (часть 1 глава VI)
«Нечего делать, отец и мать посадили баловника Илюшу за книгу. Это стоило слез, воплей, капризов. Наконец отвезли. « (часть 1 глава IX)
«А бедный Илюша ездит да ездит учиться к Штольцу. Как только он проснется в понедельник, на него уж нападает тоска.
Он печальный приходит к матери. Та знает отчего и начинает золотить пилюлю, втайне вздыхая сама о разлуке с ним на целую неделю. « (о сборах Обломова в по понедельникам, часть 1 глава IX)
«Дело в том, что сын Штольца баловал Обломова, то подсказывая ему уроки, то делая за него переводы. » (часть 1 глава IX)
«. нежные родители продолжали приискивать предлоги удерживать сына дома. За предлогами, и кроме праздников, дело не ставало. Зимой казалось им холодно, летом по жаре тоже не годится ехать, а иногда и дождь пойдет, осенью слякоть мешает. » (часть 1 глава IX)
Учеба в университете
После пансиона Штольца юный Илья Обломов поступил на учебу в Москву. Судя по всему, он учился в университете, хотя в тексте романа это указано. Судя по изучаемым предметам, Обломов закончил университет в Москве:
«. потом старики Обломовы, после долгой борьбы, решились послать Илюшу в Москву, где он волей-неволей проследил курс наук до конца. « (часть 1 глава VI)
«Он по необходимости сидел в классе прямо, слушал, что говорили учителя, потому что другого ничего делать было нельзя, и с трудом, с потом, со вздохами выучивал задаваемые ему уроки. Все это вообще считал он за наказание, ниспосланное небом за наши грехи. « (часть 1 глава VI)
«Дальше той строки, под которой учитель, задавая урок, проводил ногтем черту, он не заглядывал, расспросов никаких ему не делал и пояснений не требовал. Он довольствовался тем, что написано в тетрадке, и докучливого любопытства не обнаруживал, даже когда и не все понимал, что слушал и учил. « (часть 1 глава VI)
«Если ему кое-как удавалось одолеть книгу, называемую статистикой, историей, политической экономией, он совершенно был доволен. « (часть 1 глава VI)
«. только изредка, по указанию Штольца, пожалуй, и прочитывал ту или другую книгу, но не вдруг, не торопясь, без жадности, а лениво пробегал глазами по строкам. « (часть 1 глава VI)
«Зато поэты задели его за живое: он стал юношей, как все. « (часть 1 глава VI)
«Он [Штольц] поймал Обломова на поэтах и года полтора держал его под ферулой мысли и науки. Обломов отрезвился. » (о коротком увлечении Обломова поэзией, часть 1 глава VI)
«Начальник заведения подписью своею на аттестате, как прежде учитель ногтем на книге, провел черту, за которую герой наш не считал уже нужным простирать свои ученые стремления. « (часть 1 глава VI)
«Странно подействовало ученье на Илью Ильича: у него между наукой и жизнью лежала целая бездна, которой он не пытался перейти. Жизнь у него была сама по себе, а наука сама по себе. « (часть 1 глава VI)
«Он учился всем существующим и давно не существующим правам, прошел курс и практического судопроизводства, а когда, по случаю какой-то покражи в доме, понадобилось написать бумагу в полицию, он взял лист бумаги, перо, думал, думал, да и послал за писарем.
Счеты в деревне сводил староста. «Что ж тут было делать науке?» – рассуждал он в недоумении. « (часть 1 глава VI)
«. Обломов не совсем свободно владеет французским языком. « (часть 2 глава VIII)
– С трудом, но читаю.» (Ольга и Обломов, часть 2 глава VIII)
Образование не дало Илье Обломову ничего, кроме аттестата, как того и желали родители. В результате, от природы умный и способный мальчик не развился и ничего не сумел достичь в жизни.
Это были материалы об образовании Обломова в романе «Обломов», отношение героя к образованию, учебе и науке, особенности воспитания и образования Обломова и т.д.
Микропересказ : Взрослому мужчине снилось его детство: покойные родители, их непомерная опека, размеренная жизнь в родном поместье, обильные обеды, однообразные дни, нянины сказки и учёба в пансионе строгого немца.
«Сон Обломова» — девятая глава романа Гончарова «Обломов». Деление пересказа на главы — условное.
Чудный край
Обломову снился «чудный край», где не было ни высоких страшных скал и пропастей, ни глубоких и бурных морей.
Илья Ильич Обломов — в данном эпизоде ему от 7 до 14 лет, он шустрый и любознательный, хорошенький, румяный и пухленький.
Небо там жалось ближе к земле, «чтобы уберечь… избранный уголок от всяких невзгод», времена года сменяли друг друга в положенное время, горами считался ряд отлогих холмов, лето было тёплое, зима — морозная, без паводков, ураганов, оттепелей и прочих опасных явлений. Даже летние грозы в том краю были неопасны, и было их ровно столько, сколько надо.
…не водится там ядовитых гадов; саранча не залетает туда; нет ни львов рыкающих, ни тигров ревущих, ни даже медведей и волков, потому что нет лесов.
Какой-нибудь поэт не удовольствовался бы «природой мирного уголка», потому что луна там похожа на медный таз, а соловьёв и вовсе не водится.
Люди в том краю тоже были спокойные, никогда там не случалось ни убийств, ни разбоя, умирали только от старости, и то редко. Крестьяне знали, что есть губернский город, за ним — Саратов и Нижний, дальше — Москва и Питер, за ними живут французы и немцы, а дальше расстилался неведомый мир, населённый двухголовыми людьми, великанами, и «всё оканчивалось той рыбой, которая держит на себе землю». Людям не с чем было сравнить свою жизнь, и они были счастливы, считая, что остальные живут так же.
В местности располагалось несколько деревенек, дома в которых были разбросаны как попало. Один дом висел в воздухе над оврагом, и надо было обладать большой ловкостью, чтобы зайти в него, однако в нём счастливо прожило несколько поколений.
Две деревни принадлежали Обломовым и носили общее название «Обломовка». Там и прошло детство Ильи.
Летний день в Обломовке
Обломову приснился обычный летний день в родном поместье. Утром старая няня одела его и повела к матери. Увидев давно умершую мать, Обломов во сне прослезился и «затрепетал от радости, от жаркой любви к ней». Заботливо осмотрев Илью, мать подвела его к образам и долго молилась, а мальчик смотрел в окно, рассеянно повторяя слова молитвы.
Потом был обильный завтрак, на котором присутствовали отец Ильи, гости, престарелые тётки, жившие в Обломовке, и прочие родственники. Илью осыпали поцелуями, накормили до отвала и отпустили гулять, строго приказав няньке не пускать ребёнка «к лошадям, к собакам, к козлу, не уходить далеко от дома, а главное, не пускать его в овраг». Овраг пользовался дурной репутацией. Обломовцы верили, что там водятся бешеные собаки, разбойники, волки и разные мифические существа.
Вырвавшись из дома, Илья попытался забраться на ветхую галерею, огибавшую дом, на сеновал и голубятню, прорваться на скотный двор и к страшному оврагу, но няня каждый раз ловила его за руку и называла «юлой». Иногда Илья вдруг утихал, садился возле няни, наблюдал за окружающим его миром и задавал старушке разные вопросы, на которые та отвечала, как умела.
Ни одна мелочь, ни одна черта не ускользает от пытливого внимания ребёнка… напитывается мягкий ум живыми примерами и бессознательно чертит программу своей жизни по жизни, его окружающей.
Тем временем жизнь в Обломовке шла своим чередом. На кухне готовили обед, в людской кто-то прял, мать Ильи распоряжалась хозяйством, а отец сидел у окна и за всеми наблюдал. Главной заботой в Обломовке была кухня: что приготовить на обед решали на семейном совете, но последнее слово было за хозяйкой.
Обеды в Обломовке готовились из своих продуктов, были вкусными и обильными, особенно по воскресеньям и праздникам. В эти дни пекли «исполинский пирог» с начинкой, который и хозяева, и слуги ели три дня.
После не в меру сытного обеда и хозяева, и слуги уснули мёртвым сном. Няня тоже не выдержала, заснула. Илья наконец получил полную свободу и сделал всё, что ему запрещалось.
Вечером пробудившиеся Обломовцы долго пили чай из огромного самовара, грушевую воду, квас — всё, что могло утолить невыносимую жажду. Ребёнку было весело наблюдать за ними. За чаем последовал ужин. Когда совсем стемнело, Илюше захотелось погулять в лесу, но мать не пустила: там бродит леший и уносит маленьких детей.
Ребёнку захотелось знать, какой он, леший, и мать дала волю фантазии. Слушая её, Илья заснул, и его унесли в постель.
Нянины сказки
Обломову приснился долгий зимний вечер. Прижимаясь к няне, он слушал сказку о неведомой стране, где происходят чудеса, и текут молочные и медовые реки. Добрые молодцы там ничего не делают, только гуляют день-деньской. Иногда волшебная щука выбирает какого-нибудь безобидного лентяя, осыпает его дарами и женит на неслыханной красавице.
Повзрослев, Обломов понял, что молочных рек и волшебных щук не существует, но всё равно подсознательно грустил: «почему сказка не жизнь, а жизнь не сказка»?
Затем няня перешла к историям о русских богатырях, побеждавших «бесчисленные полчища басурманов», о спящих царевнах и злых разбойниках. Заканчивала сказками о мертвецах, оборотнях и других существах из русской демонологии, придуманных во времена, «когда человек ещё не ладил с опасностями и тайнами природы и жизни» и связывал свои беды с плохими приметами.
И поныне русский человек среди окружающей его строгой, лишённой вымысла действительности любит верить соблазнительным сказаниям старины, и долго, может быть, ещё не отрешиться ему от этой веры.
Жизнь в Обломовке
Обломов увидел себя мальчиком лет четырнадцати. Он уже учился в соседнем селе, в пансионе Штольца.
Штольц — немец, управляющий соседнего поместья и владелец небольшой школы, сторонник строгой дисциплины.
Возможно, Илюша и смог бы выучиться, находись пансион далеко от Обломовки, но он был совсем рядом, и обломовский образ жизни не отпускал мальчика. Обломовцы жили легко, словно во сне, к труду относились, как к наказанию, и даже умирали «будто украдкой», не испытывая мучений.
Жизнь обломовцев веками текла, как спокойная река: «родины, свадьба, похороны», которые перемежались весёлыми семейными праздниками. Обычаи там строго соблюдались, а дети росли розовыми и толстенькими. Прочие заботы обломовцы стойко игнорировали.
Однажды старая галерея вокруг Илюшиного дома обвалилась. Несколько месяцев Обломов-старший решал, не построить ли новую, но потом велел подпереть досками остатки старой галереи, да так и оставил. Ворота в поместье годами оставались непочиненными, крыльцо шаталось, но старика Обломова это не волновало. Однако он мог перевернуть весь дом, чтобы найти носовой платок.
Зимний вечер
Затем Обломову приснился длинный зимний вечер. Вся семья и гости сидели в гостиной, обставленной старой мебелью, зевали и говорили ни о чём. В комнате горела одна тусклая свечка: обломовцы не любили тратить деньги и старались обходиться натуральным хозяйством.
…они глухи были к политико-экономическим истинам о необходимости быстрого и живого обращения капиталов… Они… приводили в исполнение единственное употребление капиталов — держать их в сундуке.
Вдруг вспомнили, как прошлой зимой один из гостей свалился с саней во время праздничных гуляний, и очень долго хохотали. Наконец дождались ужина, после которого разошлись по постелям. Обломов увидел во сне «годы так проводимых дней и вечеров».
Учёба Илюши Обломова
Ничто не нарушало однообразной жизни Обломовки, и сами обломовцы не хотели перемен даже к лучшему, ведь они тоже требуют хлопот.
Однажды покой обломовцев нарушило письмо. Все всполошились и прочесть его решились только на четвёртый день. Письмо оказалось от дальнего родственника, который просил у Обломова-старшего рецепт кваса. Несколько месяцев старик Обломов собирался написать ответ, но так и не написал.
Писать Обломов-старший не любил, а книги, доставшиеся ему от брата, были для него нечастым развлечением. Ему не важно было, какая книга, любую из них он считал вещью для развлечения, а самого писателя — кем-то вроде скомороха.
Времена недорослей миновали, Обломовы понимали, что учиться необходимо для карьеры, но Илюша всё равно учился кое-как. Родители использовали любой предлог, чтобы оставить несчастного, отощавшего от учёбы ребёнка дома. Они мечтали увидеть Илью в шитом мундире, но хотели достичь этого без изнурительного учения.
Штольц боролся с этим, но не преуспел: Илюшу пожалел Андрей и начал помогать.
Андрей Штольц — сын немца Штольца, ровесник Ильи, умный, серьёзный, настойчивый, в будущем — лучший друг Обломова.
Обломову приснилась его жизнь в пансионе Штольца. Его камердинер ухаживал за четырнадцатилетним Ильёй, как нянька: одевал, натягивал чулки. Раньше резвому мальчику всё хотелось делать самому, но родители останавливали его — зачем, если есть слуги? Потом Илья и сам решил, что приказывать и удобней, и спокойней.
Порой хотелось Илье сбежать с лестницы, пробежаться по двору, но родители не давали, берегли сына, и рос он медленно и вяло, как цветок в теплице. Иногда зимой он вырывался из дому, начинал играть в снежки с деревенскими мальчишками. За ним прибегали, закутывали, поили чаем с малиной, на три дня укладывали в постель, «а ему бы одно могло быть полезно: опять играть в снежки».
Понравился ли пересказ?
Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
Учение Илюши (отрывок из романа «Обломов»)
Потом Обломову приснилась другая пора: он в бесконечный зимний вечер робко жмется к няне, а она нашептывает ему о какой-то неведомой стороне, где нет ни ночей, ни холода, где все совершаются чудеса, где текут реки меду и молока, где никто ничего круглый год не делает, а день-деньской только и знают, что гуляют все добрые молодцы, такие, как Илья Ильич, да красавицы, что ни в сказке сказать, ни пером описать.
Там есть и добрая волшебница, являющаяся у нас иногда в виде щуки, которая изберет себе какого-нибудь любимца, тихого, безобидного, другими словами, какого-нибудь лентяя, которого все обижают, да осыпает его, ни с того ни с сего, разным добром, а он знай кушает себе да наряжается в готовое платье, а потом женится на какой-нибудь неслыханной красавице, Милитрисе Кирбитьевне.
Ребенок, навострив уши и глаза, страстно впивался в рассказ.
Няня между тем уж рисует другую картину воображению ребенка.
Она повествует ему о подвигах наших Ахиллов и Улиссов, об удали Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича, о Полкане-богатыре, о Колечище прохожем, о том, как они странствовали по Руси, побивали несметные полчища басурманов, как состязались в том, кто одним духом выпьет чару зелена вина и не крякнет; потом говорила о злых разбойниках, о спящих царевнах, окаменелых городах и людях…
Слушая от няни сказки о Жар-птице, о преградах и тайниках волшебного замка, мальчик то бодрился, воображая себя героем подвига, – и мурашки бегали у него по спине, то страдал за неудачи храбреца.
Рассказ лился за рассказом. Няня повествовала с пылом, живописно, с увлечением, местами вдохновенно, потому что сама вполовину верила рассказам. Глаза старухи искрились огнем; голова дрожала от волнения; голос возвышался до непривычных нот.
Школе NET
Register
Do you already have an account? Login
Login
Don’t you have an account yet? Register
Newsletter
Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!
Суррикат Мими
25 вопросов по главе «сон обломова» (гл9)
Лучший ответ:
Энджелл
1. Какова роль этой главы в романе Гончарова?
2. Угнетает ли жителей Обломовки однообразие их жизни?
3. Какие элементы русских народных сказок использует Гончаров в этой главе?
4. Как обломовцы относились к жизни за пределами родной деревеньки?
5. Как обломовцы относились к труду, к ежедневной работе?
6. Какие черты характера сформировались в главном герое под влиянием жизни в Обломовке?
7. Были ли это только отрицательные черты?
8. О чём прежде всего заботились жители Обломовки?
9. Повлияла ли учёба в пансионе Штольца на жизнь маленького Илюши?
10. Можем ли мы обвинять главного героя в том, что за него в детстве всё делали слуги?
11. Как родители относились к учёбе единственного сына? Контролировали ли его успеваемость?
12. Поощряли ли они желание сына учиться?
13. Сколько деревенек входило в имение под общим названием Обломовка?
14. В какой из них находилась господская усадьба?
15. Сколько лет было главному герою в начале этой главы?
16. Куда маменька запрещала ходить маленькому Илюше и строго наказывала няньке не пускать туда ребёнка?
17. Как звали мужика-крестьянина, который привозил господам воду?
18. Как называлось село, где бвл пансион Штольца?
19. Как далеко он находился от Обломовки?
20. Мастерством какого плотника, 16 лет назад хорошо сделавшего крыльцо, периодичнски восхищались в Обломовке?
21. Какие причины находили родители, чтобы не пускать Илюшу в пансион к Штольцу?
22. Героев какого произведения Фонвизина вспоминает автор, когда пишет об учёбе Илюши?
23. Кем видели родители Илюшу в будущем? О какой карьере для сына они мечтали?