Что такое золотая тетерка

Золотая тетерка

Русская народная сказка

Что такое золотая тетерка. Смотреть фото Что такое золотая тетерка. Смотреть картинку Что такое золотая тетерка. Картинка про Что такое золотая тетерка. Фото Что такое золотая тетерка

или-были старик со старухой. Они бедные были. И узнали они, что царь именинник. Старуха насобирала мучки картофельной, сварила тарелку киселя и послала старика отнести царю на обед. Приходит старик к царю с киселем, а царь удивился: будто у царя есть нечего! Но взял царь тарелку киселя и говорит царице: «Чего ему дадим?»

Дал ему царь золотую тетерку, старик и пошел домой. Идет старик от царя, видит: люди пасут коней. Спрашивают старика: «А куда ты ходил, дедушка?» — «Ходил к царю, — говорит, — снес киселя тарелку на обед». — «А чего тебе царь дал?» — спрашивают. «Золотую тетерку!» — «Сменяй, — говорят, — нам на коня!»

Ну, старик променял золотую тетерку на коня и пошел с конем. Идет, видит: люди пасут коров. Спрашивают старика: «Куда, дедушка, ходил?» — «К царю, — говорит, — на обед, снес киселя тарелку». — «А чего, — говорят, — тебе царь дал?» — «Дал мне царь золотую тетерку». — «А где у тебя тетерка, покажи нам!» — «Я променял на коня». — «Сменяй нам коня на корову!»

Променял старик коня на корову, пошел дальше. Идет, видит: овец пасут. Спрашивают его пастухи: «Куда ты, дедушка, ходил?»

— «А к царю на обед, снес киселя тарелку». — «А чего, — говорят, — тебе царь дал?» — «Золотую тетерку». — «А где у тебя тетерка? Покажи нам!» — «А я ее сменял на коня». — «А где конь?» — «Сменял на корову!» — «Сменяй корову на овцу!»

Выменял корову на овцу и пошел дальше. Идет, видит: пасут куриц да петухов. Спрашивают старика: «Куда ты, дедушка, ходил?» — «А к царю на обед, снес киселя тарелку». — «А чего тебе царь дал?» — «Дал мне золотую тетерку». — «А где у тебя тетерка, покажи нам!» — «А я ее променял на коня». — «А где конь?» — «А я его променял на корову». — «А где корова?» — «А я ее променял на овцу». — «Сменяй нам овцу на петушка!»

Что такое золотая тетерка. Смотреть фото Что такое золотая тетерка. Смотреть картинку Что такое золотая тетерка. Картинка про Что такое золотая тетерка. Фото Что такое золотая тетеркавыменял он овцу на петушка и пошел домой. Идет, а навстречу ему другой старичок. «Здорово, — говорит, — откуда идешь, соседушко?» — «Ходил, — говорит, — к царю на обед, снес киселя тарелку». — «А чего тебе царь дал?» — «Золотую тетерку». — «А, брат, покажи!» — «Что тебе, брат, показывать, я уж променял ее!» — «А на что ты променял?» — «А на коня». — «А где у тебя конь-то?» — «А сменял на корову». — «А где у тебя корова?» — «Сменял на овцу». — «А где у тебя овца-то?» — «Сменял на петушка». — «А сменяй, брат, ты мне-ка петушка на батожок!»

И выменял старик петушка на батожок и пошел с батожком домой. А старуха радуется, дожидает старика: думает, царь чего-нибудь дал, ведь унес киселя тарелку!

А старик приходит домой, заходит в сени, ставит батожок в угол и заходит в избу. Зашел в избу, старуха спрашивает: «Чего тебе царь дал?» — «Золотую тетерку!» — «Ой, старик, покажи ты, на веку не видала!» — «Что, старуха бедна, я променял тетерку на коня!» — «А где у тебя конь-то?» — «Сменял на корову!» — «А корова где?» — «Сменял на овцу!» — «А овца где?» — «Сменял на петушка!» — «А петушок где?» — «Сменял на батожок!» — «А где батожок?» — «А в сенях-то!»

И остались старик со старухой жить опять бедными.

Источник

Золотая тетёрка

Жили-были старик со старухой. Они бедные были. И узнали они, что царь именинник. Старуха насобирала мучки картофельной, сварила тарелку киселя и послала старика отнести царю на обед. Приходит старик к царю с киселем, а царь удивился: будто у царя есть нечего! Но взял царь тарелку киселя и говорит царице: «Чего ему дадим?»

Дал ему царь золотую тетерку, старик и пошел домой. Идет старик от царя, видит: люди пасут коней. Спрашивают старика: «А куда ты ходил, дедушка?» — «Ходил к царю, — говорит, — снес киселя тарелку на обед». — «А чего тебе царь дал?» — спраши­вают. «Золотую тетерку!» — «Сменяй, — говорят, — нам на коня!»

Ну, старик променял золотую тетерку на коня и пошел с ко­нем. Идет, видит: люди пасут коров. Спрашивают старика: «Ку­да, дедушка, ходил?» — «К царю, — говорит, — на обед, снес киселя тарелку». — «А чего, — говорят, — тебе царь дал?» — «Дал мне царь золотую тетерку». — «А где у тебя тетерка, по­кажи нам!» — «Я променял на коня». — «Сменяй нам коня на корову!»

Променял старик коня на корову, пошел дальше. Идет, видит: овец пасут. Спрашивают его пастухи: «Куда ты, дедушка, ходил?»

— «А к царю на обед, снес киселя тарелку». — «А чего, — говорят, — тебе царь дал?» — «Золотую тетерку». — «А где у тебя тетерка? Покажи нам!» — «А я ее сменял на коня». — «А где конь?» — «Сме­нял на корову!» — «Сменяй корову на овцу!»

Выменял корову на овцу и пошел дальше. Идет, видит: пасут куриц да петухов. Спрашивают старика: «Куда ты, дедушка, хо­дил?» — «А к царю на обед, снес киселя тарелку». — «А чего тебе царь дал?» — «Дал мне золотую тетерку». — «А где у тебя тетер­ка, покажи нам!» — «А я ее променял на коня». — «А где конь?» — «А я его променял на корову». — «А где корова?» — «А я ее про­менял на овцу». — «Сменяй нам овцу на петушка!»

И вынемнял он овцу на петушка и пошел домой. Идет, а на­встречу ему другой старичок. «Здорово, — говорит, — откуда идешь, соседушко?» — «Ходил, — говорит, — к царю на обед, снес киселя тарелку». — «А чего тебе царь дал?» — «Золотую тетерку». — «А, брат, покажи!» — «Что тебе, брат, показывать, я уж променял ее!» — «А на что ты променял?» — «А на коня». — «А где у тебя конь-то?» — «А сменял на корову». — «А где у тебя корова?» — «Сменял на овцу». — «А где у тебя овца-то?» — «Сменял на петушка». — «А сме­няй, брат, ты мне-ка петушка на батожок!»

И выменял старик петушка на батожок и пошел с батожком домой. А старуха радуется, дожидает старика: думает, царь чего-нибудь дал, ведь унес киселя тарелку!

А старик приходит домой, заходит в сени, ставит батожок в угол и заходит в избу. Зашел в избу, старуха спрашивает: «Чего тебе царь дал?» — «Золотую тетерку!» — «Ой, старик, покажи ты, на веку не видала!» — «Что, старуха бедна, я променял тетерку на коня!» — «А где у тебя конь-то?» — «Сменял на корову!» — «А корова где?» — «Сменял на овцу!» — «А овца где?» — «Сменял на петушка!» — «А петушок где?» — «Сменял на батожок!» — «А где батожок?» — «А в сенях-то!»

И остались старик со старухой жить опять бедными.

Источник

Старинная традиция изготовления обрядового печенья «тетерки», которая сохранилась на Каргопольской земле

Разделы: МХК и ИЗО

Цели:

Оборудование:

Материалы для ученика: клеёнка, стеки, пластилин, салфетки для рук.

Материалы для педагога: Презентация “Волшебный пластилин”, выставка работ учащихся, таблицы “Основные элементы орнамента обрядового печенья “тетерки””, “Виды каргопольских тетерок”; фотографии тетерок.

I. Организационный момент

— Здравствуйте ребята! Тема нашего занятия “КАРГОПОЛЬСКИЕ ТЕТЁРКИ”.

II. Вступительная беседа

— Давайте вспомним, какие Вы знаете традиционные формы обрядовых печений, русского народа?

Существуют традиционные формы обрядовых печений, бытовавших в разных регионах России и также имевших “птичьи” названия: “жаворонки”, “воробышки”, “снегирьки”, “кулики”, “сороки”, “петушки”. Еще в ХIХв. в разных губерниях России с помощью такого печенья закликали весну. Ученые отмечают, что этот ритуал сближается с Масленицей и также направлен на приход весны и обеспечение плодородия в новом году.

— А знакомо ли Вам слово тетерки?

III. Этап подготовки учащимися к активному усвоению нового материала

“Тетёра” или “тетёрка” — это особое витое печенье. Его готовят из теста, скатанного в жгуты, то есть, по-каргопольски, “сканого”, и выкладывают в виде волн, петель, спиралей, решеток, кругов, растений, фигурок птиц, реже животных.

— Когда и по какому случаю их пекут?

IV. Этап усвоения новых знаний

Живет на каргопольской земле красивый древний обычай. Весной, в пору равноденствия (9(22) марта согласно церковному календарю, это — день Сорока Мучеников Севастийских (или, по-местному, день сорокосвятых). По легенде в начале IV в. 40 воинов-христиан из армянского города Севастии, не желая отречься от своей веры, были осуждены на стояние нагими на льду озера. Однако совершилось чудо: лед растаял, вода потеплела. После воины были подвергнуты мучительной казни, а затем их стали почитать как святых), когда день равняется с ночью; пекут в здешних деревнях тетерки. Пожилые женщины рассказывают, что прежде в “тетерочный день” все, кто был с невестиной стороны на свадьбе, обязательно несли молодым гостинцы — “тетерки” своей стряпни. А больше всего приносила их мать молодухи, чтобы не подумали, что она скупая, да чтоб каждый из домочадцев съел в этот день хоть одну.

“Тетерочное” дело кропотливое, одной хозяйке едва ли за неделю управиться. Потому помогала ей вся родня: и бабушка, и сама молодая (которую отпускали на эти дни в отчий дом), и даже ребятишки — за столом во время работы не было лишнего места!

Так, вместе навьют сто — двести “тетерок”, назавязывают их разными узорами. Причем часть приготовят из лучшей муки — крупчатки, добавив в нее и конопляного семени (для зятя), часть из ржаной муки испекут, а остальные — из ячменной.

Уложенное на дощечки кружево из теста уносили на холод — там лежали “тетерки” до следующего утра. Подмерзших, их смело можно было садить в печь — узор уже не нарушишь. А иной раз, для быстроты, раскладывали на деревянной лопате и сразу же в печку, где они быстро подсыхали и румянились.

Хорошо пропеченные “тетерки” смазывали льняным маслом и выкладывали на стол. Тут и своя, и чужая ребятня на них любуется, придут “поглядеть узоры” и соседи.

Накануне самого “тетерочного” дня мать молодухи укладывала в корзины приготовленные молодым гостинцы. Были среди них и белые пшеничные караваи, и ячменные на ржаной лепешке хлеба — “двинянки”, и рыбники с запеченной в тесте рыбой, и “калитки” — своего рода ватрушки, начиненные пшенной и ячменной крупой, и завернутые из блинов “блинчатые” пироги с толокном, и тонкие, в виде полукруга, начиненные всевозможной ягодой “гостиничные”. Всех лакомств набиралось две корзины. В третью же осторожно, чтобы не сломать, укладывалось “тетерки”. Незамысловатых “вьюх”, завитых одинарной или двойной спиралью, не брали, чтобы не ударить перед людьми в грязь лицом. Клали самые узорные — столько, сколько поместится, но чтоб набралось не менее сорока.

Первые две корзины хозяйка насаживала на концы кола, а третью несла в руках. Шла одна, без помощников: все должны были видеть, что гостинцев у нёе — сколько могла донести! Если дом зятя был далеко, угощения везли на лошади.

Добравшись до места, теща спрашивала хозяйку, куда складывать привезенные дары. А выкладывая, извинял судите, сватухи и сватьюшки, чем богаты, тем и рады!

Угощать присутствующих гостинцами должна была молодуха. Она подносила всем по тетерочке, и потом за столом оставались одни женщины: “тетерочный день” почитался бабьим праздником.

Орнамент “тетерок” имеет древнюю символику солнца — все они представляют собой круг размером со столовую тарелку. Круг состоит из кружочка-солнышка, а заканчивается тремя большими кругами — ободами, околами, завитыми по солнышку. Словно рама вокруг основного узора. А основной узор составляют стилизованные растительные, геометрические и зооморфные мотивы. Эти мотивы дают и название “тетеркам”.

Основные элементы орнамента обрядового печенья “тетерки”

Что такое золотая тетерка. Смотреть фото Что такое золотая тетерка. Смотреть картинку Что такое золотая тетерка. Картинка про Что такое золотая тетерка. Фото Что такое золотая тетерка

V. Этап проверки понимания учащимися нового материала

— Все “тетеры” представляют собой круг. Круг этот состоит из трех обводов — “околов”, завитых “по солнышку”. “Околыш” — словно рама вокруг основного узора, который составляют стилизованные растительные, а чаще геометрические и зооморфные мотивы: “березка”, “коник”, “курушка”.

— Вот и сегодня будем укладывать тетерки, которые вылепим из пластилина.

Скатать жгут, как можно длинным. Толщина жгута не должна превышать 0.5 см. Конечно, сразу 2-х метровым он у нас не получится, будем постепенно его наращивать.

Выбираете себе рисунок.

VI Этап подведения итогов занятия

— Спасибо, за внимание урок окончен.

Виды каргопольских тетерок

Что такое золотая тетерка. Смотреть фото Что такое золотая тетерка. Смотреть картинку Что такое золотая тетерка. Картинка про Что такое золотая тетерка. Фото Что такое золотая тетерка

Что такое золотая тетерка. Смотреть фото Что такое золотая тетерка. Смотреть картинку Что такое золотая тетерка. Картинка про Что такое золотая тетерка. Фото Что такое золотая тетерка

Источник

Русская Народная Сказка Золотая тетёрка

Что такое золотая тетерка. Смотреть фото Что такое золотая тетерка. Смотреть картинку Что такое золотая тетерка. Картинка про Что такое золотая тетерка. Фото Что такое золотая тетерка

Что такое золотая тетерка. Смотреть фото Что такое золотая тетерка. Смотреть картинку Что такое золотая тетерка. Картинка про Что такое золотая тетерка. Фото Что такое золотая тетерка

Что такое золотая тетерка. Смотреть фото Что такое золотая тетерка. Смотреть картинку Что такое золотая тетерка. Картинка про Что такое золотая тетерка. Фото Что такое золотая тетерка

Дал ему царь золотую тетерку, старик и пошел домой. Идет старик от царя, видит: люди пасут коней. Спрашивают старика: «А куда ты ходил, дедушка?» — «Ходил к царю, — говорит, — снес киселя тарелку на обед». — «А чего тебе царь дал?» — спрашивают. «Золотую тетерку!» — «Сменяй, — говорят, — нам на коня!»

Ну, старик променял золотую тетерку на коня и пошел с конем. Идет, видит: люди пасут коров. Спрашивают старика: «Куда, дедушка, ходил?» — «К царю, — говорит, — на обед, снес киселя тарелку». — «А чего, — говорят, — тебе царь дал?» — «Дал мне царь золотую тетерку». — «А где у тебя тетерка, покажи нам!» — «Я променял на коня». — «Сменяй нам коня на корову!»

Променял старик коня на корову, пошел дальше. Идет, видит: овец пасут. Спрашивают его пастухи: «Куда ты, дедушка, ходил?»

— «А к царю на обед, снес киселя тарелку». — «А чего, — говорят, — тебе царь дал?» — «Золотую тетерку». — «А где у тебя тетерка? Покажи нам!» — «А я ее сменял на коня». — «А где конь?» — «Сменял на корову!» — «Сменяй корову на овцу!»

Выменял корову на овцу и пошел дальше. Идет, видит: пасут куриц да петухов. Спрашивают старика: «Куда ты, дедушка, ходил?» — «А к царю на обед, снес киселя тарелку». — «А чего тебе царь дал?» — «Дал мне золотую тетерку». — «А где у тебя тетерка, покажи нам!» — «А я ее променял на коня». — «А где конь?» — «А я его променял на корову». — «А где корова?» — «А я ее променял на овцу». — «Сменяй нам овцу на петушка!»

И вынемнял он овцу на петушка и пошел домой. Идет, а навстречу ему другой старичок. «Здорово, — говорит, — откуда идешь, соседушко?» — «Ходил, — говорит, — к царю на обед, снес киселя тарелку». — «А чего тебе царь дал?» — «Золотую тетерку». — «А, брат, покажи!» — «Что тебе, брат, показывать, я уж променял ее!» — «А на что ты променял?» — «А на коня». — «А где у тебя конь-то?» — «А сменял на корову». — «А где у тебя корова?» — «Сменял на овцу». — «А где у тебя овца-то?» — «Сменял на петушка». — «А сменяй, брат, ты мне-ка петушка на батожок!»

И выменял старик петушка на батожок и пошел с батожком домой. А старуха радуется, дожидает старика: думает, царь чего-нибудь дал, ведь унес киселя тарелку!

А старик приходит домой, заходит в сени, ставит батожок в угол и заходит в избу. Зашел в избу, старуха спрашивает: «Чего тебе царь дал?» — «Золотую тетерку!» — «Ой, старик, покажи ты, на веку не видала!» — «Что, старуха бедна, я променял тетерку на коня!» — «А где у тебя конь-то?» — «Сменял на корову!» — «А корова где?» — «Сменял на овцу!» — «А овца где?» — «Сменял на петушка!» — «А петушок где?» — «Сменял на батожок!» — «А где батожок?» — «А в сенях-то!»

Старуха выскочила в сени, схватила батожок, да так стала бить старика — чуть до смерти не убила…

И остались старик со старухой жить опять бедными.

Источник

Народные русские сказки (Афанасьев)/Мена

Содержание

407 [1]

Ч истил мужик навоз и нашёл овсяное зерно; приходит к жене, у жены изба топится. Он говорит:

— Ну-ка ты, хозяйка, поворачивайся, загребай-ка ты жар, сыпь это зерно в печь; выгреби из печи, истолки его и смели, киселю навари, отлей в блюдо; вот я и пойду к царю, понесу блюдо киселю; ну, хозяйка, не пожалует ли нас царь чем-нибудь?

‎ Вот он и пришёл к царю, принёс блюдо киселю; царь его пожаловал золотой тетёркой. Пошёл от царя домой; идёт полем; берегут табун коней. Пастух его спрашивает:

— Мужичок, где ты был?

— Ходил к царю, носил блюдо киселю.

— Чем тебя царь пожаловал?

— Променяй нам тетёрку на коня.

Ну, променял, сел на коня и поехал.

‎ Вот он едет: берегут стадо коров. Пастух говорит:

— Где ты, мужичок, был?

— Ходил к царю, носил блюдо киселю.

— Чем тебя царь пожаловал?

— Где у тебя тетёрка?

— Я её променял на коня.

— Променяй нам коня на корову.

‎ Променял, ведёт коровку за рога; берегут стадо овец. Пастух говорит:

— Мужичок, где ты был?

— Ходил к царю, носил блюдо киселю.

— Чем тебя царь пожаловал?

— Где золотая тетёрка?

— Променял на коровку.

— Променяй нам коровку на овечку.

‎ Променял, гонит овцу; берегут стадо свиней. Пастух говорит:

— Где ты, мужичок, был?

— Ходил к царю, носил блюдо киселю.

— Чем тебя царь пожаловал?

— Где золотая тетёрка?

— Променял на коровку.

— Променял на овечку.

— Променяй нам овечку на свинью.

‎ Променял, гонит свинью; берегут стадо гусей. Пастух спрашивает:

— Где ты, мужичок, был?

— Ходил к царю, носил блюдо киселю.

— Чем тебя царь пожаловал?

— Где у тебя золотая тетёрка?

— Я променял на коня.

— Я променял на коровку.

— Я променял на овечку.

— Я променял на свинью.

— Променяй нам свинью на гуська.

‎ Променял, несёт гуська; берегут уток. Пастух говорит:

— Мужичок, где ты был?

— Ходил к царю, носил блюдо киселю.

— Чем тебя царь пожаловал?

— Где золотая тетёрка?

— Я променял на коня.

— Я променял на коровку.

— Я променял на овечку.

— Я променял на свинью.

— Я променял на гуська.

— Променяй нам гуська на уточку.

— Где ты, мужичок, был?

— Ходил к царю, носил блюдо киселю.

— Чем тебя царь пожаловал?

— Где золотая тетёрка?

— Я променял на коня?

— Я променял на коровку.

— Я променял на овечку.

— Я променял на свинью.

— Я променял на гуська.

— Я променял на утку.

— Променяй нам утку на клюшку.

‎ Променял, идёт; пришёл домой, клюшку поставил у ворот, а сам пошёл в избу. Жена стала спрашивать; он рассказал всё до клюшки.

Она пошла, взяла клюшку да клюшкой-то возила-возила [3] его:

— Не меняй, не меняй, старый чёрт! Ты хоть бы утку принёс домой!

Ж ил мужик с бабою; была у них пара волов, а телеги не было. Куда ни соберутся ехать — бежит мужик по деревне искать телеги, и уж худо-худо разов по пяти брал он телегу у каждого хозяина! До того дошло дело, что перестали давать ему; куда ни сунется, всякий срамит его: «Какой ты мужик! Пару волов имеешь, а телеги не справишь!» Соберётся мужик в дорогу, а ехать не на чем; посуетится-посуетится да так дома и останется.

— Послушай, муженёк, — сказывает жена, — поведи волов на ярмарку, продай, да за эти деньги купи телегу; пускай у нас своя будет! Тогда и к нам станут ходить люди да просить телеги, а мы никому не дадим!

‎ Мужик послушал жену, встал поутру рано, взял пару волов и повёл в город. Стал приближаться к городу, глядь — везёт старик на ярмарку новые телеги; подбежал к нему:

— Здорово, земляк! Продаёшь телеги?

— Знаешь ли, что я тебе скажу?

— Как скажешь, так и буду знать.

— А вот что; сделай милость, дай мне телегу, а себе возьми пару волов.

Старик видит, что мена-то выгодная: пара волов худо стоит полтораста рублёв, а телега всего-навсего двадцать, и говорит:

— Изволь, брат! Выбирай любую.

‎ Мужик выбрал себе самую большую телегу и отдал за неё пару волов. Старик радёхонек, поскорей в город; на уме одно держит: как бы этот дурак не одумался да не отобрал назад своих волов. А мужик стоит на дороге да думает: «Слава богу, теперь есть телега! Только как её домой дотащить? Ведь волов нету, приходится на себе везти». Взял верёвку, привязал к телеге и давай тащить; тащил-тащил, с полверсты сделал, а устал как собака: пот так и льёт с лица, а рубаху хоть выжми! Остановился, сел отдохнуть и призадумался: до двора далеко, вёрст с пятнадцать будет! Как теперь с телегой быть?

‎ Увидал пастуха — гонит две козы на ярмарку, и закричал ему:

— Здорово, земляк! Куда коз гонишь?

— Чем продавать, променяй-ка лучше мне одну козу вот на эту телегу; вишь, совсем новая!

— Как бы, брат, не промахнуться? А то маху дашь, после не поправишься; да, пожалуй, куда кривая не вывезет! Выбирай себе любую.

Мужик отдал телегу, взял козу и повёл её домой.

‎ Шёл-шёл, версты две отхватил, и встречается ему разносчик: на спине коробка, за поясом целая связка кошельков прицеплена. Засмотрелся мужик на те кошельки, крепко понравились:

— Послушай, земляк! Куда несёшь кошельки?

— Променяй мне один на козу.

Взял мужик кошелёк, положил за голенище и пошёл домой. Шёл, шёл; на пути речка; сел на перевоз и перебрался на другую сторону. Стали перевозчики спрашивать деньги, а у него нет ни гроша, и заплатить нечем.

— Тащите, братцы, армяк [4] с плеч, коли денег нет! — говорят перевозчики.

Постойте, армяк самому надобен; а есть у меня кошелёк новый, возьмите его за работу.

Вынул кошелек и отдал; перевозчики отпустили его.

‎ Поплёлся мужик домой. «Вот, — думает, — ни за́ что, ни про́ что загубил пару волов!» Смотрит: сидят на дороге чумаки да варят кашицу.

— Здравствуй, добрый человек!

— Хлеб-соль вашей милости!

— Славная у вас кашица! Пустите, братцы, похлебать маленько; крепко есть хочется.

— Да ты откудова? — спрашивает атаман.

— А я, дяденька, ходил на ярмарку, пару волов водил продавать.

— Ишь какой! Пару волов продал, а попрошайничаешь…

— Эх, дяденька, — отвечал мужик, — когда бы ты знал да ведал моё горе!

— А вот послушайте! — и рассказал всё, как было.

‎ Атаман засмеялся и говорит мужику:

— Ну, брат, теперь ты к своей хозяйке лучше и не показывайся; а то беда будет.

— Нет, дяденька, ничего не будет; даже слова худого не скажет!

— Врёшь, мужик! Если за это да не обругает тебя хозяйка, так вот двенадцать фур с солью — всё отдам тебе и с волами!

— Ну, а если обругает?

— В вечную кабалу к тебе пойду!

‎ Заложились [5] и пошли в деревню. Добрались до двора; атаман стал в сенях и слушает, а мужик вошёл в избу:

— Здравствуй, муженёк! Что ж, променял волов?

— Ну, слава богу, что сам-то назад воротился! Раздевайся скорей да садись за стол, пообедай; чай, давно проголодался? О волах не кручинься; нет волов — и заботы у нас не будет!

Мужик сел за стол и кричит:

— Эй, атаман! Ступай в хату; ну что — слышал? Правда моя!

— Правда, земляк, — сказал атаман, вздохнувши, — бог с тобой, забирай все двенадцать фур — и с солью и с волами.

Вот так-то и разбогател мужик и стал себе жить-поживать да добра наживать.

409 [6]

Б ув собі дід да баба; у них не було ніколи дітей. Пішла баба по́ воду; коли дивиться — горошина котиться по дорозі; баба взяла — вкинула у відро, прийшла додому, виливає воду да й каже своєму діду: «Я найшла на дорозі горошину». Дід каже: «Дай мені, стара! Я ïï посажу». Дід узяв да й посадив під полом. Вона росте не по дням, а по часам, і не по часам, а по минутам; от виросла вона до неба, і вродились на ній стрючки так рясно, що ніхто і не згадає.

Він узяв коня, подяковав да й пішов; іде да іде — коли чередник [8] пасе скот. От вони поздраствовались. Чередник його питає: «Де ти, діду, був?» — «У бога», — каже. «Що тобі бог дав?» — «Золоті постольці, серебряні волока». — «Де ж вони?» — «Проміняв за коня». — «Проміняй мені коня за вола».

Він узяв вола, подяковав да й пішов; іде да іде — коли пастух пасе овечки. От вони поздраствовались. «Де ти, діду, був?» — питає пастух. «У бога». — «Що тобі бог дав?» — «Золоті постольці, серебряні волока». — «Де ж вони?» — «Проміняв за коня». — «Де ж той кінь?» — «Проміняв за вола». — «Проміняй мені вола за самого луччого барана».

Він проміняв, узяв барана і пішов; іде да іде — коли свинар пасе свині. От поздраствовались. Той свинар його питає: «Де ти, діду, був?» — «У бога». — «Що тобі бог дав?» — «Золоті постольці, серебряні волока». — «Де ж вони?» — «Проміняв за коня». — «Де ж той кінь?» — «Проміняв за вола». — «Де ж той віл?» — «Проміняв за барана». — «Проміняй мені барана за самого луччого кабана».

Він проміняв, подяковав да й пішов; іде да іде. Прийшов у город, дивиться — коли на базарі чоловік продає шила. От вони поздраствовались. Той чоловік його питає: «Де ти, діду, був?» Він каже: «У бога». — «Що тобі бог дав?» — «Золоті постольці, серебряні волока». — «Де ж вони?» — «Проміняв за коня». — «Де ж той кінь?» — «Проміняв за вола». — «Де ж той віл?» — «Проміняв за барана». — «Де ж той баран?» — «Проміняв за кабана». — «Проміняй мені кабана за шило».

Він узяв шило, подяковав да и пішов; іде да іде — коли коробейник наустрічу. От вони поздраствовались. Той його питає: «Де ти, діду, був?» — «У бога». — «Що тобі бог дав?» — «Золоті постольці, серебряні волока». — «Де ж вони?» — «Проміняв за коня». — «Де ж той кінь?» — «Проміняв за вола». — «Де ж той віл?» — «Проміняв за барана». — «Де ж той баран?» — «Проміняв за кабана». — «Де ж той кабан?» — «Проміняв за шило». — «Проміняй мені шило за іголку».

Дід проміняв і пішов додому; став перелазить через тин да й загубив іголку. Баба вибіжала із хати: «Я без тебе трохи не пропала! Де ти, мій дідусю, був?» — «У бога». — «Що тобі, старенький, бог дав?» — «Дав мені золоті постольці, серебряні волока». — «А де ж вони?» — «Проміняв за коня». — «А де ж, дідусю, коник?» — «Проміняв за волика». — «А де ж, дідусю, волик?» — «Проміняв за барана». — «А де ж, дідусю, баран?» — «Проміняв за кабана». — «А де ж, дідусю, кабан?» — «Проміняв за шило?» — «А де ж, дідусю, шило?» — «Проміняв за іголку; тобі, старенька, хотів гостинця принести, да став лізти через тин да й загубив». — «Я рада, що ти сам пришов!». Обнялись, поціловались і пішли в хату.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *